Икона образ нечаянная радость пресвятой богородицы. Икона нечаянная радость значение и молитва




Икона Нечаянная радость

История иконы

Возникновение лика датируется несколькими веками назад, в начале восемнадцатого века. В основу истории возникновения этой иконы лег рассказ человека, который совершая какой-либо грех сразу шел в храм и просил прощения у Пречистой Девы Марии. Как-то раз к грешнику, когда он искренне читал молитвослов перед ним предстала Богородица, держащая маленького Иисуса на руках, и которого все тело было покрыто открытыми кровоточащими ранами. Божья Матерь пояснила, что такие раны не проходят, потому что люди продолжают совершать греховные деяния, и этим ранят Христа по-новому причиняя страдания ему и ей. Грешник стал еще более усердно возносить молитву, и лишь после прочтения третьей молитвы Всевышний даровал ему прощение, и раны ребенка исчезли.

С тех пор грешник полностью поменял свой образ жизни. А его искреннее покаяние получило название нечаянная радость.

Икона представляет собой саму суть внутреннего преобразования. Усердная работа над собой и вознесенные мольбы помогают людям выбрать истинный путь добра и счастья.

Краткие сведения возникновения святого образа

Икона была создана в начале восемнадцатого века.
На этом образе запечатлён мужчина, упавший на колени, который кается в своих греховных деяниях и молится об отпущении его грехов Пресвятой Девы Марии, которая стоит с Богомладенцем на руках.
День почитания этого лика празднуется не один раз в году, а несколько: девятого декабря и первого мая.
Подлинник этой иконы находится в соборе Пророка Илии, который расположен по Обыденскому переулку в городе Москве. Копии этого образа хранятся во многих и храмах России.
Этот святой образ дарует верующим счастье внезапно, в то время, когда люди ни на что уже не надеются и утратили веру в выздоровление. Люди обретают утраченную веру, когда произносят молитву пред иконой "Нечаянная радость ".

В чем помогает икона?

Молиться о послании помощи у Божией Матери, запечатленной на божественном образе необходимо в таких ситуациях:
Когда вас поразила болезнь ушей;
В случаях если у вас диагностировали бесплодие;
Когда ваши дети свернули с истинного пути, а вы желаете им помочь вернутся на "верный путь";
Когда погибли ваши близкие и это стало горькой потерей, которую вы постоянно оплакиваете и лишились смысла жизни;
При поисках, исчезнувших родственников или друзей;
Также возносить мольбу пред ликом "нечаянная радость" вы можете в случаях возникновение тяжких болезней.


Где правильно разместить святой образ?

Если Вы хотите, чтобы святой лик всегда вас поддерживал, необходимо выбрать правильное место его расположения в вашем доме. Святой образ необходимо повесить на самом видном месте в квартире.

Однако есть места где категорически нельзя размещать образ:
в отхожих местах к примеру, уборная;
в местах, где хранится всякое старье;
в коридоре тоже не желательно вешать образ.

Также необходимо отметить, что, когда вы обращаетесь к Господу, лучше это делать в одиночку, чтобы никто вам не мешал. Самое лучшее место размещение святого лика -это ваша опочивальня.

И самое главное этот лик надо не вешать, а просто поставить на что-либо. Вы можете поставить его на стол, тумбу при ложе, на комод или на специальную полку для святых образов, расположенную в правом конце спальни.

Для того чтобы ваша мольба дошла до Пресвятой Девы Марии, которая запечатлена на образе, и чтобы она оказала вам помощь необходимо надлежащим способом обращать к ней свои молитвы.
Как уже было сказано, лучше произносить молитвы в одиночку.
Молится можно два раза в день с утра, и перед сном в вечернее время.
Рекомендуется при прочтении молитвенного текста зажечь приобретенную свечку в храме.
Кроме всего прочего необходимо следовать и придерживаться всех постов, не согрешать и произносить благодарственные молитвы Всевышнему за все, что у вас есть, и в таком случае Господь и Дева Мария откликнутся на вашу просьбу.
Произносить мольбу пред ликом "Нечаянная радость" вы можете специальную, а можете и своими словами. Когда вы, желаете, чтоб у вас появились дети, то можно обратиться к Богородицы с такими словами:
"Пресвятая Богородица, Всецарица наша! Услышь меня, пошли мне счастье, даруй мне малыша. Во имя Отца, Сына и Святого Духа! Аминь!"

Когда чтят чудодейственную икону Богородицы

Празднования святого лика происходит два раза в год:
четырнадцатого мая по новому стилю и первого по-старому;
двадцать второго декабря новый стиль и девятого по-старому.

В каких соборах и церквях хранится икона Нечаянная радость

Оригинал реликвии хранится в соборе Ильи Пророка в Белокаменной с этой иконы сделали пару копий, которые также считаются чудотворными.

Ежедневно день в храм приезжают тысячи паломников, которые молят не только о благодати, но о прощении их грехов у Всевышнего. Все печали и колебания верующие отражают в молитве.

Перед святой иконой православные наделяются надеждой, спокойствием, терпением, получают защиту и наставление.

Божественное изображение хранится в следующих церквях:
Нечаянную радость вы можете отыскать Марьином бору, который расположен в Московском соборе;
В Бабушкиной церкви Божьих угодников Натальи и Адриана;
Еще этот лик хранится в храме Ильи Пророка, который находится по Обыденскому переулку
В соборе Воскрешения Господа на Гороховом поле;
На Песках в церкви Преображения;
И в Даниловской церквушке при храме Воскресения Спасителя


Значение иконы

Согласно церковным летописям эта икона, была создана в середине восемнадцатого века. И как упоминалось ранее подлинник божественного изображения ныне хранится в храме Ильи Пророка на Обыденском переулке (Москва). Но молитву перед ликом «Нечаянная радость» можно читать как в церкви, так и самому у себя дома. Иконописцы считают, что эта икона относится к виду «Путеводительнице» – Показывающей Дорогу к Господу. По общепринятым церковным правилам, образ изображают как лик внутри образа – злодей перед иконой трепетно преклоняется перед ним, моля о прощении. Иногда иконописцы пишут возле рта грешника слова молебна, изображая эти слова на специальных ярких полосках. А под образом Девы Марии, которая держит в шуйце Богомладенца-Христа, расположена история помилования, написанная церковнославянским текстом.

В чем смысл иконы?

Эта реликвия создана чтобы донести до всякого человека эту непреложную правду: Всевышний отпускает и дарует спасение всем, кто истинно покаялся. Примечательно, что греховное деяние трактуется не как невозвратимое попадание в порочный или в распутный жизненный путь, а трактуется как порог дорогу ведущей к исповедованию и спасению души. Любой из людей может поддаться соблазну, однако благодаря величайшему искуплению Христа каждый человек получил способность уберечься от искушения, возродиться духовно и получить место в Поднебесье.

Сегодня, 22 декабря - день иконы "Нечаянная радость". Удивительна история этого образа и удивительны уроки, которые можно из нее вынести. Читаем о семи гранях чуда нечаянной радости.

История праздника

Не всем известна история иконы "Нечаянная радость", и потому вкратце приведем ее. Некий многогрешный человек ежедневно молился перед образом Богородицы с младенцем, а после шел на скверное беззаконие. И вот однажды образы на иконе вдруг как бы зашевелились, а раны Спасителя открылись, и из них хлынула кровь, как на Кресте. При виде этого человек упал от страха и закричал: «О, Госпожа, кто это сотворил?» Отвечала Богородица: «Ты и прочие грешники снова распинаете Сына Моего, как иудеи». Человек этот взмолился о помиловании, и Богородица заступилась за него, многократно умоляя Господа простить этого грешника. После четырех ее прошений Господь, наконец, согласился, а грешный человек навсегда изменил свою жизнь. Эта история-притча и стала основой и сюжетом иконы "Нечаянная радость".

Нечаянный

Слово "нечаянный" приобрело в современном языке значение "случайный, ненарочный", и потому икона "Нечаянная радость" у многих вызывает ассоциации с радостью, которая посетила человека нечаянно, как будто бы без его воли и участия. Но такое понимание противоположно смыслу этой иконы. Кажется, для лучшего понимания название иконы стоило бы написать в три слова: "Не чаянная радость". Радость, на которую уже не рассчитывали, не надеялись и которой не ждали. Радость, не заслуженная чем-то и не посланная за что-то, а дарованная по милости Божьей и усердном молении Богоматери.

Привычка

История о чуде Нечаянной радости - это еще и история о привычке. Ведь беззаконный человек, произнося изо дня в день молитву перед образом Божьей Матери, привык к своей молитве, привык говорить: "Радуйся, Благодатная Мария..." - и, кажется, не проникал слишком глубоко в смысл этих слов. Иначе они застряли бы у него в горле, не смогли бы быть произнесенными, ведь каждый день он совершал некое беззаконие. Только страшное чудо, которого сподобился этот молящийся, смогло раскрыть ему глаза на самого себя, на свою привычку и к молитве, и к беззаконию, и помочь ему устрашиться своих дел и раз и навсегда изменить их.

Страшный праздник

Недаром грех, на который ходил человек по имени Никита, не называется в истории о нем. Умолчание, особенно в духовной литературе, порой не менее важно чем сказанное. Почему грех не называется? Потому, наверное, что это может быть разный грех, любой грех - а значит, грех каждого из нас. И если задуматься, что наши грехи действительно распинают каждый раз Спасителя, и каждый раз, когда мы грешим, "мы делаемся участниками страстей Христовых, сами наносим эти страдания, становимся в ряды тех, кто Христа предал, кто Его засудил, кто Его распинал, или тех, кто по малодушию и страху не заступился даже словом за Него", то праздник "Нечаянной радости" действительно устрашает.

Осмысление смерти

Осмысливая эту притчу - притчу о нечаянной радости - важно помнить, что чудо произошло не только потому, что беззаконный человек молился. Да, молитва здесь сыграла очень важную роль: она и открыла человеку его греховность, и послужила поводом к прощению этого человека. Однако на прощении притча не заканчивается, она повествует нам о том, что человек этот полностью исправил свою жизнь и уже до конца своих дней жил благочестиво. То есть произошло настоящее покаяние - изменение сознания. Митрополит Антоний Сурожский приводит такой пример: "Если кто-нибудь из наших родных, близких, или просто чужой человек был бы убит за нас – разве мы могли бы это забыть? Если бы мы были виновны в чьей-нибудь смерти и встретились лицом к лицу с его матерью – разве мы могли бы просто сказать: "Прости!" Мы должны были бы так жить, чтобы оправдать это прощение, и оправдать и осмыслить эту смерть".

Любовь Божьей Матери

Конечно, один из важнейших уроков притчи о Нечаянной радости - урок о милосердии Божьем и о бесконечной любви к людям Божьей Матери. Ведь как могла Она, видя, что Сына ее вновь распинают, что кровь хлыщет из его ран, все-таки молить его помиловать этого грешника? И не один раз, а несколько. Вот как рассказывает об этом святитель Дмитрий Ростовский: "Тогда Она начала молить Сына: «Благоутробный Сын Мой, ради любви Моей помилуй этого грешника». Но Сын отвечал: «Не прогневайся, Матерь Моя, что не послушаю Тебя. И Я молил Отца, чтобы миновала Меня чаша страданий, - и не послушал Меня». Тогда сказала Мать: «Сын Мой! Помяни вскормившую Тебя и прости его». Отвечал Сын: «И во второй раз молил Отца о чаше, и не послушал Меня». Снова просила Мать: «Помяни болезни Мои, которые с Тобою претерпела, когда Ты на Кресте телом, Я же - под Крестом утробою уязвлялась, ибо проходило оружие сквозь душу Мою». Отвечал Сын: «И в третий раз молился Отцу, да мимо несет чашу, но не благоволил послушать". И даже несмотря на такой ответ, Божья Матерь продолжает молить Его.

Росли наши грехи и беззакония… Скрылись святые чудотворные иконы Царицы Небесной, и пока не будет знамения от святой чудотворной иконы Божией Матери, не поверю, что мы прощены. Но я верю, что время такое будет и мы до него доживем.
Священномученик митрополит Серафим (Чичагов)

В Москве не много храмов, чьей судьбе можно лишь позавидовать. Их миновали пожары, их не захватывали обновленцы, их не закрывали, не перестраивали до неузнаваемости и не сносили. Словно одинокие свечи, стояли они среди разгула безбожия, собирая в своих стенах прекрасных священников и замечательных мирян, помогая им выжить и устоять в вере…

Один из таких храмов — церковь во имя пророка Илии Обыденного в тихом московском переулке Втором Обыденском, неподалеку от возрожденного храма Христа Спасителя. Вокруг — милые дворянские особняки старой Москвы, вобравшие в себя уют прежней патриархальной жизни города, когда все прихожане знали друг друга, ходили друг к другу в гости, общались за гостеприимным столом. Но центром жизни духовной был храм.

Известна точная дата завершения строительства нынешнего каменного храма — 14 июня 1702 года. А раньше на его месте стоял деревянный, воздвигнутый за один день. Отсюда и название «Обыденный». Такие храмы на Руси ставили, либо прося Господа о чем-то очень важном, либо по обету, в благодарность. Место было выбрано удачное. Рядом — Кремль, по реке же подгоняли нужный для строительства лес. Ни дата, ни обстоятельства этого не известны; но к 1589 году деревянная Ильинская церковь уже существовала. Уже тогда она была любима как царями и патриархами, так и простыми москвичами: «июня 11 день государь [Алексей Михайлович] ходил за кресты [в крестном ходу] к пророку Илье к Обыденному, что за Чертольскими вороты, и в 7191 года мая в 14 день…» Крестные ходы к Илье Обыденному устраивались не только в праздники, часто молили и о дожде или ведре.

В 1612 году стояло возле этого храма земское ополчение князя Пожарского. А к самому началу XVIII века появилось и нынешнее каменное здание. На северной наружной стене сохранилась надпись: «В лето от воплощения Бога Слова 1702 года индикта 1, июня 14 на память св. пророка Елисея создася сей храм святаго и славного пророка Илии Обыденного при державе… царя Петра Алексеевича по благословению святейшего правительствующего Синода члена Преосвященнейшего Стефана митрополита Рязанскаго и Муромскаго, думным дьяком Гавриилом Федоровичем, братом его комиссаром Василием Федоровичем Деревниными»; внутри же на стене трапезной — две надгробные доски с именами братьев.

Сюда, к «Илье Обыденному» уже не один десяток лет стекается старая московская интеллигенция, потомки древних дворянских родов, те, кто уцелел и выжил, не изменив ни вере, ни Отечеству.

И самое примечательное, что стал «Илья Обыденный» прибежищем для многих икон из закрываемых и разрушаемых московских церквей.

Так попала сюда и чудотворная «Нечаянная Радость». Доподлинно ее происхождение не известно. Скорее всего, именно эта икона пребывала в Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля, разрушенной в 1928 году. Оттуда она вместе с многими другими святынями первопрестольной кружным путем попала в Воскресенскую церковь в Сокольниках, тогда — один из центров обновленческой ереси. Когда же безбожная власть перестала поддерживать обновленцев, их движение распалось и иконы из Сокольников начали возвращаться в уцелевшие православные храмы Москвы.

Тогдашний настоятель «Ильи Обыденного» отец Александр Толгский испросил у патриарха Сергия благословения, и в 1944 году икона была торжественно перенесена на свое нынешнее место. Случилось это в пятницу, и с тех пор по пятницам служат здесь торжественный соборный акафист «Нечаянной Радости».

Сотни людей молились этому чудотворному образу, обращаясь к Пречистой с верой и в надежде получить нечаянную радость прощения и благодатного утешения, помощь в делах своих и особливо молясь за чад своих.

Первые известные упоминания о самой иконе относятся уже к 1830-м годам, однако событие, давшее повод к ее написанию, произошло как минимум на столетие раньше и описано уже в книге «Руно Орошенное», составленной святителем Димитрием Ростовским. Некий лихой человек вел грешную жизнь, но был тем не менее благоговейно привязан к Пречистой, ежедневно неопустительно молясь на Ее икону. Однажды, собравшись «идти для греховного дела», он помолился и вдруг узрел, как у Младенца стали кровоточить язвы на руках, ногах и в боку, а глас Пречистой изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими Моего Сына, как иудеи. Вы называете Меня Милосердной, но зачем же оскорбляете Меня своими беззаконными делами?» Потрясенный грешник умолил Пречистую о заступничестве, в знак прощения облобызал язвы Спасителя и с того времени вернулся к честной и благочестивой жизни.

Согласно этому преданию на иконе «Нечаянная Радость» и пишется «человек некий беззаконный», молящийся на коленях пред образом «Одигитрии», под которым обычно начертаны первые слова самого повествования или же особая молитва.

На ризе чудотворной из храма во имя Ильи Обыденного надпись: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия на иконе Божией Матери “Нечаянная Радость” восстановлена риза в лето 1959 при настоятеле храма Святого Пророка Божия Илии Обыденного протоиерее А. В. Толгском».

Покойный особенно любил эту икону и потому считал себя прихожанином храма Ильи Обыденного, часто приезжая сюда к вечерней службе. Рассказывают, будто однажды он увидел этот образ в тонком сне, а оказавшись первый раз в храме Ильи пророка, тотчас узнал именно такой список «Нечаянной Радости».

Скажем здесь и о других святынях этого храма. Прекрасный образ Казанской Богородицы письма Симона Ушакова. Икона «Успения», перешедшая сюда из закрытой церкви Успения на Могильцах. Когда в 1924 году был закрыт близлежащий Зачатьевский женский монастырь, то его последняя игуменья принесла сюда иконы «Троеручицы» и Богоматери «Милостивой» (ровно семьдесят лет спустя эта обитель была восстановлена, а ее иконы возвращены на свое исконное место, в монастырь). Икона Державной Богоматери, написанная художником Николаем Чернышевым, арестованным и погибшим за веру в декабре 1924 года.

Священномучеником митрополитом Серафимом (Чичаговым), одним из первых агиографов преподобного Серафима Саровского, были в свое время написаны образы Спасителя и преподобного, причем икона Спасителя была конфискована при аресте владыки в 1937 году и неведомо как попала в храм уже после расстрела святителя Серафима.

Храм собирал в своих стенах удивительных людей. Недавно окончил свой земной путь отец Александр Егоров: скольких людей окормлял этот истинно русский пастырь, сколько мудрых советов дал, сколько любви и утешения видели от него прихожане… Мир праху его…

Еще один местночтимый образ «Нечаянная Радость» издавна пребывает в московском храме во имя иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

Чтимые списки имелись также в снесенных церквах Неопалимой Купины близ Смоленского бульвара, Благовещения на Житном дворе в Кремле, а также в дошедшей до наших дней церкви во имя Федора Стратилата у Мясницких ворот; за пределами же первопрестольной — еще и в селе Сельги Симбирской губернии.

Будем уповать на милосердие Матери Божией, благодарить за те нечаянные радости, которые посылает Она нам и верить, что не оставит Она нас на трудном и тернистом пути, имя которому — жизнь.

Тропарь, глас 4

Днесь, вернии людие, духовно торжествуем, прославляюще Заступницу усердную рода христианскаго и притекающе к пречистому Ея образу, взываем сице: о Премилостивая Владычице Богородице, подаждь нам нечаянную радость, обремененным грехи и скорбьми многими, и избави нас от всякаго зла, молящи Сына Твоего, Христа Бога нашего, спасти души наша.

Молитва

О Пресвятая Дево, Всеблагаго Сына Мати Всеблагая, града и святаго храма сего Покровительнице, всех сущих во гресех, скорбех, бедах и болезнех верная Предстательнице и Заступнице! Приими молебное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, Тебе возносимое, и якоже древле грешника, на всяк день многажды пред честною иконою Твоею молившагося, не презрела еси, но даровала еси ему нечаянную радость покаяния и приклонила еси Сына Твоего многим и усердным к Нему ходатайством к прощению сего грешнаго и заблуждшагося, тако и ныне не презри моления нас, недостойных рабов Твоих, и умоли Сына Твоего и Бога нашего, да и всем нам, с верою и умилением покланяющимся пред цельбоносным образом Твоим, дарует нечаянную по коегождо потребе радость: грешником, погрязшим во глубине зол и страстей, — вседейственное вразумление, покаяние и спасение; сущим в скорбех и печалех — утешение; обретающимся в бедах и озлоблениих — совершенное сих избытие; малодушным и ненадежным — надежду и терпение; в радости и изобилии живущим — непрестанное Благодетелю Богу благодарение; бедствующим — милосердие; сущим в болезни и долгонедужии и оставленным врачами — нечаемое исцеление и укрепление; иждившим от недуга ум — ума возвращение и обновление; отходящим в вечную и нескончаемую жизнь — память смертную, умиление и сокрушение о гресех, дух бодр и твердую на милосердие Судии надежду. О Госпоже Пресвятая! Умилосердися о всех чтущих всечестное имя Твое и всем яви всемощный покров Твой и заступление: во благочестии, чистоте и честнем жительстве пребывающия до скончания их во благости соблюди; злыя благи сотвори; заблуждшия на путь правый настави; всякому делу благому и Сыну Твоему угодному споспешествуй; всякое дело злое и богопротивное разруши; в недоумении и трудных и опасных обстояниих обретающимся незримую помощь и вразумление с небесе ниспосли, от искушений, соблазнов и погибели спаси, от всех злых человек и от врагов видимых и невидимых защити и сохрани; плавающим сплавай, путешествующим спутешествуй; сущим в нужде и гладе буди Питательница; неимущим крова и пристанища буди покров и прибежище; нагим подаждь одеяние, обидимым и неправедно гонимым — заступление; клевету, поношение и хуление терпящия незримо оправдай; клеветники и хулители пред всеми обличи; ожесточенно враждующим нечаемое подаждь примирение и всем нам — друг ко другу любовь, мир, и благочестие, и здравие с долгоденствием. Супружества в любви и единомыслии сохрани; супруги, во вражде и разделении сущия, умири, соедини я друг ко другу и положи им союз любве неразрушимый; матерем детородящим скорое подаждь разрешение, младенцы воспитай, юныя уцеломудри, отверзи им ум к восприятию всякаго полезнаго учения, страху Божию, воздержанию и трудолюбию настави; от домашния брани и вражды единокровныя миром и любовию огради; безматерних сирот буди Матерь, от всякаго порока и скверны отврати я и всему благому и богоугодному научи, прельщенныя же и во грех и нечистоту впадшия, скверну греха отъявши, из бездны погибели изведи; вдов буди Утешительница и Помощница, старости буди жезл; от внезапныя смерти без покаяния всех нас избави и всем нам христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну и добрый ответ на Страшном Судищи Христове даруй; преставльшияся в вере и покаянии от жития сего со Ангелы и всеми святыми жити сотвори; скончавшимся внезапною смертию милостива быти Сына Твоего умоли и о всех усопших, иже не имут сродников, о упокоении их Сына Твоего умоляющих, Сама буди непрестанная и теплая Молитвенница и Ходатаица; да вси на небеси и на земли ведят Тя, яко твердую и непостыдную Предстательницу рода христианскаго, и, ведуще, славят Тя и Тобою Сына Твоего, с Безначальным Его Отцем и Единосущным Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

22 декабря Православная церковь отмечает праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Этот образ возник в XVIII веке и стал одним из самых почитаемых в России.

1. В 1683 году святитель Димитрий Ростовский написал сочинение «Руно орошенное», в котором описал 24 случая чудесного исцеления перед иконой Божией Матери, произошедших в Черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке.

2. Произведение имело огромный резонанс, именно оно подтолкнуло иконописцев XVIII века к написанию образа «Нечаянная Радость».

3. Легенда гласит, что один человек имел привычку каждый день молиться перед образом Богородицы, после чего идти и делать злое дело. После очередной молитвы раны на руках младенца Христа раскрылись и из них потекла кровь. Грешник стал упорно молиться Богородице, и на третий день прощение ему было даровано.

4. Икона Божией Матери «Нечаянная Радость» относится к типу Одигитрии (путеводительнице).

5. Никто не знает, когда точно появился первый список иконы и кем он был написан. Летописи свидетельствуют, что к концу XVIII века почти в каждом храме был свой список.

6. Икона «Нечаянная радость» - уникальное явление в иконописи. Здесь изображен динамичный сюжет. Грешник на коленях обращается к образу Богородицы в храме. Это один из исключительных случаев, когда иконописец изобразил икону в иконе.

7. Еще одно отличие от традиционного образа Одигитрии – Богоматерь не склоняется над младенцем. Ее лик и лик Христа повернуты к грешнику. Этот художественный прием отображает суть чуда – обращение Богородицы и Сына Божия к молящемуся человеку.

8. Скорее всего, на иконе «Нечаянная Радость» изображается Ильинская икона Божией Матери, утраченная в 1918 году, в период оккупации Чернигова немецкими войсками.

9. «Нечаянная Радость» следует понимать в значении радость, на которую не надеялись и которую не ждали, радость, дарованная Богородицей.

10. Радостью в названии именуется сама Богородица, поэтому оба слова пишутся с заглавной буквы.

11. Существует как минимум 8 особо чтимых списков иконы «Нечаянная Радость».

12. Наиболее чтимый образ «Нечаянной Радости» до 1917 года находился в церкви Неопалимой Купины в Хамовниках. Он был пожертвован храму в 1835 году по завещанию Александры Куницыной. В 1930 году храм был снесен большевиками, дальнейшая судьба иконы неизвестна.

13. Утраченному ныне образу приписывается чудо исцеления. В 1838 году икона Божией Матери «Нечаянная Радость» вернула слух вдове Анисье Степановной.

14. Один из чудотворных образов «Нечаянная радость» сохраняется в церкви во имя Илии Пророка. Он был спасен в 1928 году из Константино-Еленинской церкви в Тайнинском саду Кремля и тайно перевезен в небольшой храм в переулке Втором Обыденском.

15. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость», хранящейся в храме Илии Пророка, в 1959 году была дарована богатая Риза. Это было сделано с благословения Святейшего Патриарха Алексия I.

16. Еще один чудотворный список находится в храме иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще.

17. Существует акафист («неседальное пение»), посвященный иконе «Нечаянная Радость». Он был принят в 1901 году цензорами Синодальной комиссии.

18. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» молятся в тех случаях, когда надежды разрешить проблему обычными средствами уже нельзя и остается надеяться только на заступничество Богородицы.

19. Иконе Божией Матери «Нечаянная Радость» также молятся о возвращении домой пропавших родственников.

20. В православной традиции 14 мая, 3 июня и 22 декабря совершается празднование в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость».

В 1683 году святитель Дмитрий Ростовский-чудотворец создал чудесное произведение – одну из самых изумительных книг в русской святоотеческой литературе «Руно орошенное». Он написал ее в честь Пресвятой Богоматери, Царицы Небесной, вдохновленный чудесными исцелениями, которые происходили при иконе Матери Божией в черниговском Свято-Ильинском монастыре в XVII веке. Там, перед каждым явлением чуда исцеления, на образе Богоматери появлялись слезы. Святитель Дмитрий сравнивал это событие с ветхозаветным рассказом о том, как Божественная роса по молитве Гедеона окропила руно 1 . Среди 24 чудес описано то, которое подвигло иконописцев XVIII века на написание иконы, посвященной богородичному чуду, коих Заступница немало являла миру, и каждое из них можно именовать нечаянной радостью. Но у иконы с названием «Нечаянная радость» своя чудотворная история.

Повествование об этом чуде Дмитрий Ростовский начинает словами: «Человек некий беззаконный..» Некий грешный человек, который вел весьма порочный образ жизни, тем не менее был сердечно привязан к Царице Небесной и испытывал перед Ней трепетную благоговейную любовь. И хотя в грехе отказать себе не мог – видно, слишком был безволен, ежедневно молился пред Ее иконой и произносил в молитве слова архангела Гавриила, которые тот сказал Деве Марии в его явлении перед Ней: «Радуйся, благодатная!», когда принес Ей весть о будущем Ее Богоматеринстве.

Случилось так, что, собираясь на греховное дело, он стал перед иконой, чтобы помолиться перед выходом. Тут он почувствовал странный сердечный и телесный трепет, изображение на иконе будто двинулось, задышало, и грешник с ужасом увидел, как на ручках и ножках и в правом боку Младенца, сидящего у Нее на коленях, открылись страшные раны, из которых ручьями потекла кровь.

Человек упал перед иконой с воплем ужаса, вопрошая Богородицу, кто это сделал. На что ему дан был скорбный ответ Богоматери, что грешники, такие же, как и он, день за днем распинают и распинают грехами своими Ее Сына, а лицемерно Ее называют милосердной, оскорбляя Ее материнскую любовь своими беззакониями.

Услышав это, грешник, в котором, видимо, сохранилась частица веры и чистоты, взмолился к Царице Небесной, называя Ее Владычицей, чтобы мера его грехов не превысила Ее благости и милосердия. Он стал молить Богородицу, чтобы Она заступилась за него перед Сыном.

В первый раз обратилась Владычица к Сыну Своему, но Он отказал Ей в искуплении грешных дел ходатая.

Второе молитвенное обращение к Богородице у святителя Дмитрия Ростовского описано пространно и весьма поучительно. На иконе Богоматери, изображенной внутри иконы «Нечаянная радость», той, перед которой изображен коленопреклоненный перед Ее образом грешник, мы видим Одигитрию, у которой Младенец восседает на Ее коленях. Как пишет святитель, Заступница посадила Сына отдельно и хотела упасть перед Ним ниц, но Сын воскликнул, останавливая Ее: «Что Ты хочешь сделать?» Богородица ответила, что будет лежать у ног Сына Своего, пока Тот не простит кающегося грешника. На это Господь сказал Ей, что Закон велит Сыну чтить Мать, а правда требует, чтобы Тот, Кто издал Закон, Сам чтил его и исполнял Его. Он сказал, что Он – Сын Матери Своей, а потому должен почитать Ее, слушая ее мольбы к Нему. Поэтому пусть будет, как Мать хочет. Грешник будет прощен, но пусть сначала он облобызает раны Его.

Потрясенный увиденным грешник встал, с радостью облобызал раны Младенца, они тут же закрылись, и видение прекратилось. Тут он испытал и трепет перед величием увиденного, и великую радость, от которой зарыдал очистительными слезами. Вновь он припал к иконе, моля Пречистую и сына Ее сохранить дар видения своих прегрешений и умоляя о получении помилования. С этого часа душа человека этого отвратилась от греха, и он стал вести добродетельную и богоугодную жизнь. Надо отметить, что святитель не указывает, какой именно грех сопровождал жизнь этого человека, оставляя читателю самому увидеть в себе свои грехи и пороки и с верой и силой молиться об исцелении от них.

Какое чудо произошло

Начиная с XVIII века, когда был создан первый список иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», от этих икон происходили самые разные чудотворения – исцелялись больные, особенно потерявшие слух, и с возвращением слуха духовного, возвращался слух и физический. Молитвы перед этой иконой помогали отчаявшимся родителям, чьи дети сбились с истинного пути и пошли, что называется, по кривой дорожке.

Много чудесных исцелений происходит перед иконами Владычицы, но самое великолепное, несомненно, – исцеление человеческой души, ее спасение через глубокую душевную перемену.

Мы же – просто люди. И не безгрешны. Признаем это. Но если мы сумеем увидеть в фигуре грешника на иконе «Нечаянная радость» свое отражение, и, видя себя со стороны, начнем понимать, в каком бедственном положении находимся, это не катастрофа. Это – чудо. И это – прекрасно, если вдруг человек осознает, что он творит нечто, что срочно требует молитвы о себе, по примеру грешника из рассказа святителя Дмитрия, прошения о спасении своей души, ибо иначе радости в жизни не будет никакой, тем более – нечаянной, как Господня благодать, которая так и дается – не-чаянно... А Матерь Божья снова и снова за каждого из тех, кто готов к перемене души и возжелал ее, готова пасть ниц перед сыном. Царица Небесная – только вдуматься! – вновь решит молить о наших грехах коленопреклоненно. И когда случится чудо человеческого прозрения, повторится Божественная история внутри истории, приоткрывающая завесу истинных, какими они должны быть и среди нас, созданных по образу Его и подобию, совершенных отношений Матери и Сына и отношения Сына к Его безграничной власти, парадоксально ограниченной Его собственным Законом.

Значение иконы

По типу икона «Нечаянная радость» относится к Одигитрии – путеводительнице ко Христу, все древние изображения исполнены в византийском стиле. Перед иконою на коленях стоит грешник, протягивая к ней руки. Иногда из его уст, в виде лент, иконописцы изображали текст обращенных к Ней молитв. Под изображением иконы Богородицы внутри иконы общей располагают начальные слова из описания этого чуда в «Руне орошенном» – «Человек некий беззаконный...»

Одигитрия «Нечаянная радость» еще раз свидетельствует, что все желающие быть прощенными искренне – будут прощены. Причем в повествовании святителя Дмитрия Ростовского сказано, что покаявшийся грешник молил о даровании видения грехов своих, и это не означает, что он собрался снова вести порочную жизнь. Святитель указывает нам, что любой человек грешен – такова наша двойственная природа, но если грех вдруг, к сожалению, по слабости людской и свершится, то, увидев его в лицо, мы получаем возможность раскаяния и, возможно, полного покаяния, что станет еще одной ступенью спасения в духе.

И другое! Грешник просветился духом, когда увидел, что Богородица готова пасть на колени перед Сыном за каждого грешника, возопившего к Ней о милости. Однако не только это вызывает потрясение в этой удивительной истории. Высота отношений Матери и Сына – вот ошеломляющий пример истинных – уже небесных! – отношений Матери и Сына, который дает нам понимание того, отчего Владычица – наша первая Заступница и Ходатаица ко Господу. Вот как надобно относиться к Матери, как чтить Ее. Сам Господь, Всемогущий Царь, не может не исполнить Ее моления, потому что ходатайство исходит от Матери, просьбе Которой Он не может противиться только потому, что Она – Его Мать.

Сколько выводов мы можем сделать для себя! Такая переоценка ценностей, ревизия души периодически просто необходима. Из событий, ставших вдохновительным источником для написания иконы Божьей Матери «Нечаянная радость», узнавая икону и ее историю, мы обогащаемся нравственно. Сравнивая собственную жизнь в своей семье, видим: вот каким должно быть уважение детей к родителям и уважение родителей к статусу своих выросших детей. К статусу не только социальному – статусу взрослого человека, которого должно избавить от родительского самодурства, частенько затягивающегося весьма надолго.

Нам подается далее пример почитания закона в первую очередь самими законотворцами – еще одна больная тема нашего общества. Вот он, высочайший пример отношения к исполнению власть предержащими законов, ими же издаваемых. Закон, установленный Господом, повелевает чтить Мать, а раз Им этот Закон установлен, то в первую очередь Сам Законодатель обязан ему следовать. Христос выступает образцом истинного отношения к власти, Он Сам – свидетельство исключительной порядочности Властителя, которую так трудно встретить на земле.
_______________________________________
1 «Радуйся, Руно орошенное, еже Гедеон, Дево, прежде виде» – акафист иконе «Нечаянная радость». Знамение шерсти и росы, данное Богом одному из судей израилевых Гедеону. Ветхий Завет. Книга Судей Израилевых. Гл. 6. С. 36–40.