Эксперименты над животными. Эксперименты на животных (вивисекция) Чаще всего опыты проводят на




Галеты и эполеты

Французский исследователь Дидье Дезор из Университета Нанси опубликовал в 1994 году любопытную работу под названием «Исследование социальной иерархии крыс в опытах с погружением в воду». Изначально в опыте участвовало шесть классических белых лабораторных крыс. Когда приходило время кормежки, их помещали в стеклянный ящик с единственным выходом наверху. Этот выход представлял собой тоннель-лестницу, спускавшуюся на дно соседнего стеклянного резервуара, наполовину наполненного водой. На стене резервуара с водой размещалась кормушка, к которой крыса, вынырнув из тоннеля на дне, могла подплыть и выхватить оттуда галету. Однако, чтобы съесть ее, животному необходимо было вернуться обратно на твердую поверхность лестницы.

Очень быстро среди шести участников этого эксперимента сформировалась четкая иерархия. Две крысы стали «эксплуататорами»: сами они не плавали, а отнимали еду у трех эксплуатируемых пловцов. Шестая же крыса выбрала стратегию самообеспечения: она ныряла за галетами и успешно защищала их от рэкета. Самое удивительное состояло в том, что, сколько бы ученый ни повторял эксперимент с разными крысами, в итоге происходило точно такое же распределение ролей! Даже когда в группе объединяли только эксплуататоров, только рабов или только независимых, их сообщество возвращалось к исходной иерархии. Если же группу увеличивали, результат получался еще более впечатляющий. Доктор Дезор посадил в испытательную клетку двести крыс. Они дрались всю ночь. Утром там лежали три бездыханные жертвы социального катаклизма, а в крысином сообществе сформировалась сложная система подчинения. «Генералам» еду приносили «лейтенанты», которые отбирали ее у рабочих пловцов. При этом кроме «автономных», образовался еще и класс «попрошаек»: они не плавали и не дрались, а питались крошками с пола. Конечно, доктор Дезор не был бы настоящим ученым, если бы (используем эвфемизм, принятый в научной среде) не пожертвовал своих подопытных науке. После препарирования выяснилось, что все крысы в процессе эксперимента испытывали повышенный уровень стресса. Однако больше всех страдали вовсе не угнетенные пловцы, а эксплуататоры!

Вселенная-25

Однажды доктор Джон Б. Калхун решил создать мышиный рай. Взял бак два на два метра, установил в нем перекрытия, проложил систему тоннелей с индивидуальными отсеками и поилками и запустил в этот рай четыре пары здоровых, генетически безупречных мышей. В баке всегда было +20 С, каждый месяц его чистили и набивали кормом и материалом для гнезд. Во «Вселенной-25», как Калхун назвал бак, царил золотой век. Через сто дней, осознав свое счастье, грызуны начали бешено размножаться. Население удваивалось каждые 55 дней, и никакого изгнания за грехопадение не предвиделось. Однако еще в момент своего создания «вселенная» была обречена. Ведь номер 25 выбрали неслучайно.

Это был уже 25-й эксперимент на крысах и мышах, и каждый раз рай превращался в ад. Мышам, к 315-му дню размножившимся до 600 особей, уже категорически не хватало пространства. Общество начало стремительно разрушаться. Сформировались любопытные классы: «нонконформисты», которые сгрудились в центре и регулярно нападали на владельцев гнезд, «прекрасные» – самцы, которые не интересовались размножением и ухаживали исключительно за собой, и, наконец, «средний класс», который пытался любой ценой сохранить привычный уклад. В баке процветало насилие, свальный грех и даже каннибализм. В конце концов 90% самок репродуктивного возраста покинули популяцию и поселились в изолированных гнездах в верхней части бака. На 560-й день со «Вселенной-25» фактически было покончено. Популяция достигла пика в 2200 особей, рождаемость упала, редкие беременности кончались убийством детенышей. Возросшая смертность не спасла рай: последние восемь мышей умерли одна за другой, так и не вернувшись к привычным ролям и не пытаясь завести детенышей! В своей работе «Плотность популяции и социальные патологии» Калхун вместе со «Вселенной-25» похоронил и все человечество: «Еще до того, как нам перестанет хватать ресурсов, люди задохнутся в своих городах!»

Морфий и развлечения

В конце 1970-х годов канадский исследователь Брюс К. Александер пришел к выводу, что крысам не хватает развлечений (вообще-то создается ощущение, что к такому выводу пришли все ученые из нашей подборки и крысы тут совершенно ни при чем). Доктор Александер не был слишком оригинальным: он решил исследовать формирование наркотической зависимости. Канадский ученый вызвался доказать, что устойчивое привыкание крыс к наркотикам, которое доказывают многочисленные опыты, вызвано тем, что подопытные животные были заперты в тесных клетках и им не оставалось ничего другого, кроме как развлекать себя инъекциями. Для подтверждения своей теории доктор Александер построил своеобразный крысиный парк развлечений – просторное жилище, в котором были тоннели, беличьи колеса, мячи для игры, уютные гнезда и обилие пищи. Туда заселили 20 разнополых крыс. Контрольная же группа теснилась в классических клетках. И тем и другим были поставлены две поилки, в одной из которых была обычная вода, а в другой – подслащенный раствор морфия (крысы – сластены и поначалу отказываются пить наркотический раствор из-за его горечи). В итоге теория Александера полностью подтвердилась. Жители клеток очень быстро подсаживались на морфий, а вот счастливые обитатели парка поголовно игнорировали наркотик. Правда, некоторые из парковых крыс пробовали воду с морфием несколько раз, словно желая удостовериться в полученном эффекте (как правило, это были самки), но ни одна из них не показала признаков регулярной зависимости. Как и положено творцу, доктор Александер не мог отказать себе в удовольствии поиграть судьбами своих подопечных и на определенном этапе поменял местами некоторых парковых и клеточных крыс. Вполне логично, что грызуны, скоропостижно и необъяснимо оказавшиеся в стесненных жилищных условиях, немедленно пристрастились к морфию. А вот те, кто был перемещен в парк из клеток, оказались более хит­рыми. Они продолжали употреблять наркотик, только менее регулярно – ровно в той степени, чтобы сохранять эйфорию, но быть в состоянии исполнять свои основные социальные функции.

Эксперимент над экспериментатором

Логическим завершением этой череды беспощадных экспериментов над животными, мы считаем, стал эксперимент над людьми с участием крыс, который провел психолог доктор Розенталь в Гарварде в 1963 году. Он предложил своим студентам потренировать крыс проходить лабиринт. При этом половине студентов было сказано, что у них крысы специальной интеллектуальной породы, которая очень быстро обучается. Вторая половина студентов работала с «обычными крысами». После недельной тренировки учителя «интеллектуальных» грызунов получили ощутимо более высокие результаты, чем студенты, которые тренировали «обычных».

Как ты, вероятно, догадался, крысы были абсолютно одинаковыми. Что ж, во-первых, это доказывает, что никогда не надо верить первому встречному профессору и соглашаться на сомнительные эксперименты: не факт, что ты в итоге не окажешься их объектом. Во-вторых, часто вера в тот или иной исход эксперимента влияет на сам эксперимент.

Деньги, обезьяны и проституция

Двое учёных из Йельского университета (экономист и психолог) решили научить обезьян пользоваться деньгами. И у них получилось.

Идею денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мозгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Капуцины, на которых проводился эксперимент, – считаются зоологами одними из самых глупых приматов.

"На первый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нужно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду уходить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины – ходячие желудки", – говорят учёные.

Американские этологи провели эксперимент по введению «трудовых» отношений в стае капуцинов. Они придумали в вольере «работу» и «универсальный эквивалент» – деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Значительное усилие для некрупных обезьян. Это для них настоящий малоприятный труд.

За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило «работа = вознаграждение», им тут же ввели промежуточный агент – разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного «номинала». За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий – две, за красный – стакан газировки и так далее.

Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нём возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать. Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других.

Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны – жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.

В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие «деньги» в виде серебряных дисков, с отверстием в середине. Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.

Сначала такса была единой – за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.

В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу. ТАК ОБЕЗЬЯНЫ СОВЕРШИЛИ ПЕРВОЕ "ОГРАБЛЕНИЕ БАНКА".

Прошло еще несколько дней и КАПУЦИНЫ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ

ФЕНОМЕН ПРОСТИТУЦИИ. Молодой самец дал монетку самке. Ученые думали, влюбился и сделал подарок. А нет, «девочка» вступила за деньги с кавалером в половую связь, а затем пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин. Все остались довольны: и обезьяны, и учёные. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.

Социальное поведение

Клетка. В ней 5 обезьян. К потолку подвязана связка бананов. Под ними лестница. Проголодавшись, одна из обезьян подошла к лестнице с явными намерениями достать банан. Как только она дотронулась до лестницы, открывается кран и ВСЕХ обезьян обливают очень холодной водой.

Проходит немного времени, и другая обезьяна пытается полакомиться бананом. Та же ледяная вода. Третья обезьяна, одурев от голода, пытается достать банан, но остальные хватают ее, не желая холодного душа.

А теперь, уберите одну обезьяну из клетки и замените ее новой обезьяной. Она сразу же, заметив бананы, пытается их достать. К своему ужасу, она видит злые морды остальных обезьян, атакующих ее. После третьей попытки она поняла, что достать банан ей не удастся.

Теперь уберите из клетки еще одну из первоначальных пяти обезьян и запустите туда новенькую. Как только она попыталась достать банан, все обезьяны дружно атаковали ее, причем и та, которую заменили первой (да еще с энтузиазмом).

И так, постепенно заменяя всех обезьян, вы придете к ситуации, когда в клетке окажутся 5 обезьян, которых водой вообще не поливали, но которые не позволят никому достать банан.

О традициях

В пустой комнате 5 шимпанзе. В центре комнаты лестница, сверху лежит банан. Когда первая обезьяна замечает банан, она лезет за ним по лестнице, чтобы схватить и съесть. Но как только она приближается к фрукту, с потолка на нее обрушивается струя ледяной воды и сбивает вниз. Другие обезьяны тоже пытаются забраться на лестницу. Всех сбивает вниз струя холодной воды, и они отказываются от попыток взять банан.

Воду выключают, а одну вымокшую обезьяну заменяют новой, сухой. Не успевает она войти, старые пытаются не дать ей забраться на лестницу, чтобы ее тоже не окатило водой. Новая обезьяна не понимает, в чем дело. Она видит только группу собратьев, мешающих ей взять вкусный фрукт. Тогда она пытается прорваться силой и дерется с теми, кто не хочет ее пропускать. Но она одна, и четыре прежних обезьяны берут верх.

Другую промокшую обезьяну заменяют новой сухой. Как только она появляется, предшественник, подумавший, что именно так нужно встречать новичков, набрасывается на нее и колотит. Новичок даже не успевает заметить лестницу и банан, он уже вне игры.

Затем третью, четвертую и пятую вымокших обезьян заменяют по очереди сухими. Каждый раз, как только новички появляются, их колотят. Прием становится с каждым разом все более жестоким. Обезьяны все вместе бросаются на новичка, как будто стараясь улучшить ритуальный прием.

В финале на лестнице по прежнему лежит банан, но пять сухих обезьян оглушены постоянной дракой и даже не думают приблизиться к фрукту. Их единственной заботой является следить за дверью, откуда появится новая обезьяна, чтобы скорее напасть на нее.

Почему так происходит? Потому что у них тут уже ТАК ПРИНЯТО.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГАОУ ВО «КФУ им.В.И.Вернадского»

Медицинская академия им. С.И. Георгиевского

на тему: «Медицина и эксперименты на животных»

Выполнила:

студентка 2-го курса

202 – Ф группы

Небиева Сельвина

Симферополь – 2015

Экспериментирование на животных

Вопрос о допустимости экспериментов на животных является второй сложной нравственной проблемой в области взаимоотношения человека и животных, которую человечество пытается и не может пока решить. Современные представители медицины утверждают, что экспериментирование на животных является необходимым источником знаний для медицины и без него человечество не сможет бороться с болезнями. Однако эксперименты на животных, начавшиеся около 300 лет назад, занимают весьма незначительный отрезок истории медицины, которая достигла значительных успехов в разные эпохи, не пользуясь экспериментальными данными. Историю экспериментальной медицины можно разбить на три этапа. Первый этап начинается со времени деятельности анатома Андреаса Везалия в XVII веке и занимает два столетия: XVII и XVIII. Это период экспериментирования на животном без обезболивания - обезболивающие препараты были открыты только в начале XIX века; такие эксперименты получили название вивисекции и отличались чрезвычайной жестокостью. В эту эпоху общественное мнение практически не высказывалось по поводу жестокостей вивисекции, хотя отдельные писатели и ученые выражали свое негодование в адрес вивисекторов. Чтобы дать представление о вивисекции тех времен, достаточно привести некоторые рекомендации А. Везалиса (1514-1564): "Итак, то, что легкое следует движению грудной клетки, ясно из того, что, когда проведешь сечение в каком-нибудь промежутке ребер до полости грудной клетки, часть поврежденной стороны легкого опадает и более не растягивается с грудной клеткой, в то время как остальная часть легкого еще следует ее движению; но и она тоже вскоре опадает, если сделаешь сечение и в другой стороне полости грудной клетки. И, таким образом, хотя животное несколько времени двигает грудной клеткой, но умирает так же, как если бы было задушено... А дабы увидеть, естественно ли следует легкое за грудной клеткой, ты рассечешь в другом боку хрящи двух или трех ребер и, проведя сечения по промежуткам этих ребер, загнешь ребра по отдельности наружу и сломаешь их, чтобы устроить удобное место, через которою сможешь увидеть легкое нетронутого бока. Далее, сечение, которое я обещал описать выше, ты предпримешь на брюхатой собаке или свинье, хотя из-за голоса более подходяще взять свинью. Ведь собака, привязанная на некоторое время, иногда не лает и не воет, какую бы боль ты ей не причинил; иногда ты не можешь наблюдать, отнялся голос или вернулся. Итак, прежде всего животное, в то время как оно лежит навзничь с вытянутой шеей и свободным туловищем, надо крепчайшим образом, сколько ты в состоянии по своему старанию и по предоставленным тебе средствам, привязать к доске... Итак, теперь я провожу острой бритвой длинное сечение, чтобы оно разделило кожу и мускулы под нею до дыхательного горла, остерегаясь того, чтобы сечение не уклонилось в сторону и не повредило большую вену. Затем я беру в руки дыхательное горло, и, только с помощью одних пальцев отделяя его от налегающих на него мускулов, рассматриваю по его сторонам сонные артерии и протянувшиеся в него нервы шестой пары мозговых нервов; затем разглядываю также возвратные нервы, прикрепленные к сторонам дыхательного горла, которые иногда перевязываю, иногда перерезаю". Вторым этапом развития экспериментальной медицины следует считать XIX век, когда начались выступления общественности, осуждавшей проведение экспериментов с позиций этики. В XIX веке началось движение в защиту животных и были созданы первые организации, направленные против прекращения жестоких экспериментов. В конце XIX века - в 1878 году - в Великобритании был принят первый в мире закон в защиту экспериментальных животных, регламентирующий работу с ними, предписывающий использование обезболивающих препаратов. Однако болезненные эксперименты продолжались и в XIX веке; Ч. Дарвин писал, что мысль о них не дает ему спать по ночам, вызывает тошноту. Примером таких жестоких процедур на животных могут служить эксперименты Клода Бернара, прославившего себя изобретательностью, с которой он мучил животных. Примеры экспериментов, которые проводились в конце XIX века, приведены в книге "Жестокости современной науки", опубликованной в 1904 году. Так, Клод Бернар изучал влияние высоких температур на животных, помещая собак, кроликов и голубей в специальные печи и наблюдая за их гибелью. Животные погибали при температурах 90-100 градусов по Цельсию. Бернар пишет: "У животных наблюдаются всегда одни и те же характерные симптомы. Вначале животное слегка возбуждено. Скоро дыхание и обращение крови ускоряется. Животное открывает рот и начинает порывисто дышать. Скоро делается невозможным описать его страдания; под конец оно падает в конвульсиях, умирая обыкновенно с громкими криками". Третьим этапом развития медико-биологического эксперимента является XX век; для современной эпохи характерно, что критика эксперимента на животных стала более жесткой и ведется не только в нравственном плане, но и с позиций науки. Этот этап отличает участие врачей в движении за модификацию экспериментальной науки или даже за отмену экспериментов на живых животных. Несмотря на принятое законодательство и общественное мнение относительно вивисекции, и в наше время продолжаются жестокие эксперименты.

Постановка проблемы.

Ученые используют животных в биологических, физиологических и медицинских исследованиях, в тестах на токсичность различных продуктов и препаратов, в различных образовательных программах и т.п. Подсчитано, что ежегодно в мире используется 50-100 миллионов позвоночных животных. Большинство лабораторных животных специально разводят, однако некоторых ловят в дикой среде либо покупают на аукционах и в приютах. Животных при этом либо забивают, а затем исследуют их ткани и органы, либо проводят опыт под наркозом, из которого животные живыми уже не выходят, либо используют их как-нибудь иначе, с анестезией и без нее. Ученые используют подопытных животных, чтобы выяснить, как работает организм человека в здоровом состоянии и во время болезни; при разработке новых лекарственных препаратов, вакцин и т.п. в медицине и ветеринарии; для проверки новых лекарств, медицинских приборов, моющих средств и различных других химикатов, чтобы определить степень риска, грозящего человеку и среде; наконец, для того, чтобы углубить наши знания в области биологии. Некоторое количество животных используется в университетах и других учебных заведениях в качестве иллюстративного материала по анатомии и биологии, а также для обучения медиков технике различных манипуляций на живом организме. В настоящее время есть две точки зрения по рассматриваемой проблеме: запретить эксперименты, т.к. они аморальны, поскольку причиняют боль, страдания животным и даже приводят к их гибели, и допустить проведение экспериментов при соблюдении принципов гуманного отношения к животным, как необходимость для дальнейшего прогресса наук и благополучия человека. «Опыты на животных» часто называют «вивисекцией».

Животных использовали на протяжении всей истории науки. Самые ранние упоминания об опытах на животных встречаются в сочинениях древних греков II и I века до н. э. Аристотель и Эразистрат одними из первых провели опыты на живых животных. Древнеримский врач второго века нашей эры Гален практиковал вскрытия свиней и коз. В 1880-м году Луи Пастер доказал микробную природу некоторых болезней, искусственно вызвав сибирскую язву у овцы. В 1890-м Иван Павлов использовал собак для изучения условных рефлексов. Инсулин впервые выделили из собак в 1922-м году, что произвело революцию в лечении сахарного диабета. 3 ноября 1957 года собака Лайка первая из многих других животных побывала на орбите Земли. В 1970-х с использованием броненосцев были разработаны антибиотики и вакцины против лепры (проказы). В XX веке стали обязательны тесты на токсичность лекарств. В XIX веке контроль за лекарствами был менее строгими. Например, в США лекарство могло быть запрещено только после того, как нанесло вред людям. Однако после трагедии «Эликсира сульфаниламида» в 1937 году, когда этот препарат убил более 100 человек, конгресс США потребовал обязательного тестирования лекарств на животных. Другие страны выпустили схожие законы. До 20-ого века законы, регулирующие медикаменты, были слабы. Ныне все препараты проходят строгие испытания на животных перед лицензированием на использование человеком. Стоимость полного проведения (до 3-4 лет) опытов по тестированию медикаментов может составлять несколько миллионов долларов за вещество. Практически все достижения в медицине XX века каким-либо образом зависели от опытов на животных. Прежде чем оказаться на аптечном прилавке, препараты проходят многочисленные испытания на животных в течение 15- 20 лет. При этом на стадии ранних клинических испытаний 90% препаратов выбраковываются. В феврале 1997 года сообщили о рождении овечки Долли, клонированной из клетки взрослой овцы. Предыдущие 227 попыток провести клонирование не удались (овцы погибли). Долли выглядела здоровой, прожила шесть лет, родила нескольких ягнят. Но в 2003 году была подвергнута эвтаназии после начавшейся неизлечимой болезни лёгких. Несмотря на то, что рождение Долли было прорывом в науке, эксперимент вызвал дебаты о возможном клонировании не только овец, но и людей. За время интенсивного использования антибиотиков развились устойчивые к ним формы микроорганизмов. Всё меньше остается в руках врачей эффективных антибиотиков, так как старые, проверенные препараты уже не действуют. Если врач будет пользоваться "испытанными временем" антибиотиками, то больной сегодня может "неожиданно" умереть от воспаления аппендикса и перитонита или воспаления легких. Создание новых антибиотиков требует их проверки на лабораторных животных, а значит, и неизбежных смертей среди них, если новый испытуемый препарат оказывается неэффективным. Если отказаться от таких испытаний, то большинство живущих на Земле людей может стать жертвами эпидемий. Утверждения "защитников" прав животных, что животные "радикально отличаются от человека" и потому не могут служить модельными объектами, не верны. Ученые уже достаточно хорошо знают, в чем сходство и отличие физиологии каждого из видов лабораторных животных от физиологии человека. Мышей используют чаще остальных из-за их небольшого размера, низкой стоимости, лёгкости содержания и высокой скорости размножения. Они широко применяются для изучения наследственных заболеваний человека, так как 99 % генов мышей схожи с человеческими. Крыс часто используют в психологических исследованиях и в изучении раковых заболеваний. Этичность этого вопроса стоит не в полной отмене экспериментов над животными, а в сокращении летальных исходов и, по возможности, нанесении минимального вреда лабораторным животным. Человечество не способно полностью отказаться от экспериментов над животными. Как бы ни были хороши программы моделирования, они не всегда могут датьправильные результаты. Хотя надо признать, что эксперименты, проводимые на животных, иногда дают неверные результаты, но это случается реже. Говоря о том, что эксперименты на животных можно полностью заменить экспериментами на людях, так же подвергается сомнению. Так как на начальной стадии фармакологических исследований ученые только предполагают возможные результаты, а уже экспериментальным способом подтверждаются или опровергаются, поэтому вначале ученые не могут дать никаких гарантий, что испытуемый человек не скончается. Лишь небольшое количество людей согласятся стать подопытными на таких условиях, сколько бы им не платили. В этом вопросе речь идет о жизни не только животных, но и человека. Если спросить у людей, готовы ли они отдать свою жизнь за жизнь животного, не думаю, что они ответят положительно. А очень часто проводимые эксперименты подразумевают спасение человеческой жизни. Многие люди говорят об отмене экспериментов над животными, пока от них не зависит их собственная жизнь. В этом вопросе речь идет о жизни не только животных, но и человека. Если спросить у людей, готовы ли они отдать свою жизнь за жизнь животного, не думаю, что они ответят положительно. А очень часто проводимые эксперименты подразумевают спасение человеческой жизни. Многие люди говорят об отмене экспериментов над животными, пока от них не зависит их собственная жизнь. Испытания на животных - это неотъемлемая часть медицины. Именно животные должны быть первым звеном в цепочке исследования новейших лекарств. НО! это не значит, что мы должны бесцельно тратить их жизни. Мы должны учитывать то, что они такие же живые существа как и мы. Животные очень полезны при выявлении определённых первичных показателей (процент летального исхода и прочее). Также - животные имеют высокую скорость размножения, что очень важно: многие лекарства имеют тяжёлые побочные эффекты, многие могут сказываться на наследственности, могут создавать такие проблемы со здоровьем, которые проявляются лишь на потомстве. Мы не можем ждать, пока родится второе или третье поколение испытуемого человека, что очень долго и часто бессмысленно. Мыши же и крысы дают нам эту возможность - благодаря им мы можем отследить изменения в генетическом аппарате и вовремя остановить исследования или продажу, либо принять какие-то меры, исправить недочёты, ошибки. ЗАКОНЫ: 1. В США закон о благополучии животных и «Руководство по содержанию и использованию лабораторных животных» Национальной академии наук указывают, что над животными возможны любые эксперименты, если доказана их научная необходимость, что животному будут даваться обезболивающие (если это не будут мешать эксперименту). 2. Жестокое обращение с животными в Украине запрещено. В Законе о защите животных указано, что использовать четвероногих в экспериментах можно, если зверь при этом не страдает. Болезненные эксперименты должны проводиться под анестезией. 3. Опыты при испытании косметики включают проверку общей токсичности, раздражения кожи и глаз. Они запрещены в Нидерландах, Бельгии и Великобритании. 4. В России законодательное регулирование опытов на животных в настоящее время отсутствует. Опыты на животных регулируются приказом министерства здравоохранения СССР № 755 от 12 августа 1977 «О мерах по дальнейшему совершенствованию организационных форм работы с использованием экспериментальных животных»

«Против»

Противник опытов философ Том Риган считает, что животные обладают моральными правами, а их жизнь бесценна. Философ Бернард Роллин утверждает, что люди не обладают правами на животных и поэтому недопустимо использовать последних в собственных целях. Правительства Нидерландов и Новой Зеландии запретили использование обезьян в опытах, причиняющих страдания. В Японии ежегодно проводят панихиды по убитым в медицинских учреждениях животным. Производители косметики утверждают, что тестирование на животных безобидно и почти безболезненно для самих животных. Составьте собственное мнение об этом. 1. Тестирование на реакцию слизистой оболочки Тестируемый препарат закапывается в глаза и втирается. Для этого теста берут кроликов, поскольку у них почти не выделяются слёзы и поэтому тестируемый препарат в концентрированной форме остаётся в глазах минимум 24 часа! Последствием этого могут быть – сильнейшие раздражения и разъедание коньюктивы, и даже полное уничтожение глаза. Чтобы кролики не тёрли глаза лапами, их ставят в специальную установку. 2. Тест на поражение кожи Для этого теста также берут в основном кроликов. Это могут быть также другие животные – собаки, кошки и пр. Тестируемый препарат наносят на побритые и пораненные места. При этом возникают ужасные воспаления и экземы. Животных также обездвиживают в специальных приборах, чтобы они не могли чесаться и зализывать раны. Ежегодно миллионы жизней братьев наших меньших уносят болезненные эксперименты. Подопытных животных обжигают, ошпаривают, отравляют и замаривают голодом, подвергают электрическим разрядам и приучают к наркотикам, вызывают язвы желудка, артрит, рак, диабет, сифилис, СПИД. В военных исследованиях животных отравляют газом, расстреливают пластиковыми пулями и снарядами. Есть ли смысл испытывать новые лекарства и методы лечения на животных? Современная медицина насчитывает до 150 препаратов, прошедших испытания на животных и оказавшихся опасными для человека. Например, результатом использования успокоительного препарата для беременных женщин талидомида стало рождение 10.000 детей с отсутствием конечностей и уродствами. До этого препарат успешно прошёл испытания на животных и не показал никакой токсичности. В 60-х годах в Великобритании погибло 3.500 больных астмой, использовавших аэрозольные ингаляторы, прошедшие испытания на животных. Причины низкой эффективности экспериментов на животных определяются биологическими различиями между человеком и экспериментальными животными. Животные могут по-разному реагировать на один и тот же лекарственный препарат. Например, морфий оказывает угнетающее действие на организм человека, крыс и собак, но возбуждает кошек, коз и лошадей, аспирин ядовит для кошек, а пенициллин для морских свинок. Эксперименты на животных в биомедицинских исследованиях не являются достаточно эффективными. В настоящее время существуют альтернативы опытам на животных в фармакологии, хирургии, для тестирования косметики, бытовой химии, другой продукции и т.д., что может спасти жизни миллионов животных.

Вопросы и ответы об экспериментах на животных

многие из лекарств, которыми люди пользуются сегодня, были разработаны и проверены на животных, например, вакцина от полиомиелита. Вакцина от полиомиелита разрабатывалась двумя способами. Вакцина, созданная способом «ин витро» (то есть, под стеклом), при котором не требуются животные, была удостоена Нобелевской премии. Ту же вакцину, при изготовлении которой погиб почти миллионживотных, Нобелевский комитет отверг, потому что она была разработана крайне неэкономным способом. Конечно же, некоторые открытия были сделаны с помощью жестоких опытов на животных. Но то, что животные при этом использовались, не говорит о том, что для получения тех научных знаний НЕОБХОДИМО было их использовать. На протяжении всей истории медицины ученые уделяли очень мало внимания изучению тех методов, при использовании которых нет необходимости причинять вред животным. ученые просто обязаны использовать животных, чтобы избавить человечество от болезней. Гораздо больше человеческих жизней было бы спасено, если бы врачи вели пропаганду здорового образа жизни. Кроме того, новейшая технология позволяет заменить очень многие жестокие эксперименты гуманными альтернативами. В медицине есть проблемы, единственный ключ к разрешению которых - ставить жестокие опыты на людях. Но ведь ученые не делают этого, потому что понимают, что с нравственной позиции такой метод получения знаний недопустим.

если запретить тестирование на животных, то новые лекарства придется тестировать на людях. Нет, в данном случае не придется делать выбора между животными и людьми. Нет никакой гарантии, что лекарство безопасно для человека только потому, что оно успешно прошло тестирование на животных. У людей и животных физиология разная, поэтому результаты экспериментов над животными нельзя переносить на людей. Когда человек употребляет лекарство, проверенное на животных, он очень рискует, потому что один и тот же препарат может оказать разное, зачастую противоположное влияние на животных и человека.

если бы не было экспериментов над животными, как бы ученые проводили медицинские исследования? Такие способы как клинические и эпидемиологические наблюдения за людьми, работа с трупами и компьютерными моделями гораздо надежнее, быстрее, дешевле и гуманнее, чем эксперименты на животных. Ученые разработали из клеток человеческого головного мозга модель, называемую «микромозг», с помощью которой изучают опухоли головного мозга. Таким же образом созданы искусственная кожа и искусственный костный мозг. Теперь можно проверять токсичность различных веществ на мембране яйца, изготавливать вакцины из культур клеток.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Некоторые ученые и правительства ряда стран требуют, чтобы страдания, как и само использование лабораторных животных, сводились к минимуму. Замещение опытов с животными опытами без их использования. Сокращение количества животных в экспериментах. Усовершенствование методов исследований, позволяющих минимизировать боль и страдания лабораторных животных, а также улучшить условия их содержания - в принципе использование животных для научных целей нежелательно, - по возможности следует применять методы, не требующие использования животных, - при существующем уровне знаний использование животных является неизбежным, - моральный долг ученых - гуманно относиться к подопытным животным, по возможности не причинять им боли и неудобства и постоянно стремиться изыскивать способы получения того же результата без привлечения живых животных. В некоторых медицинских и ветеринарных институтах, например, в Тимирязевской сельхозакадемии, изучают строение внутренних органов животных путем компьютерных опытов и видеофильмов. Страданий животных будет меньше, если в работе применяется высококачественная хирургическая техника и если операции выполняются опытными специалистами с пользованием нужной анестезии, анальгезии и обеспечением хорошего ухода за животными в период до и после хирургических вмешательств. Даже простые инъекции могут быть источником страданий, если их делают непрофессионально. Усыплять животных после экспериментов следует специальными безболезненными методами, чтобы минимизировать страдания. Кроме того существуют краткие своды правил, которых должен придерживаться каждый исследователь:

1.Уменьшение: уменьшение числа лабораторных животных в эксперименте. 2.Усовершенствование: усовершенствование эксперимента, чтобы улучшить условия содержания животных и уменьшить их страдания.

3.Замещение: Использование альтернативных методов в замен экспериментам на животных.Сюда могут быть отнесены эксперименты на клеточных культурах вместо целостного животного, использование компьютерных моделей, использование эпидемиологических данных. Таким образом, опыты на животных – это необходимое зло, которое мы терпим, соблюдая вышеуказанные законы, правила и предписания. В конце концов развитие научного прогресса, биотехнологии и биоэтики лишит нас предмета данного спора.

Существуют два различных подхода в рассмотрении необходимости использования животных в экспериментальной медицине. Согласно первому традиционному подходу, экспериментирование на животных является необходимым источником знаний для медицины и без него человечество не сможет бороться с болезнями. Согласно второму подходу, который стал отстаиваться защитниками животных во второй половине ХХ века и подтверждается многими исследованиями, эксперименты на животных не дают достоверной информации об эффективности тех или иных медицинских препаратов.

Во второй половине ХХ века ученые единодушно пришли к признанию необходимости проводить исследования с использованием экспериментальных животных, соблюдая определенные этические требования. Это стало обязательным условием проведения экспериментов на животных во всех странах мира. К таким требованиям относятся следующие: животное не должно испытывать боль, условия его содержаниядолжны быть максимально комфортными, а целесообразность экспериментов - доказанной. Результаты экспериментов, в которых животным причинялись излишние страдания, не могут быть представлены ни в научных журналах, ни на научных конференциях и съездах. Исследователь должен помнить, что на нем лежит ответственность за общее состояние экспериментальных животных. Они должны содержаться в хороших условиях, получать достаточное количество нужного корма и обслуживаться квалифицированными специалистами.

Те люди, которые проводят эксперименты над животными, связанные с разработкой новых операций или с применением новых медикаментов, те, которые прививают животным болезни, чтобы использовать затем полученные результаты для лечения людей, никогда не должны вообще успокаивать себя тем, что их жестокие действия преследуют благородные цели. В каждом отдельном случае они должны взвесить, существует ли в действительности необходимость приносить это животное в жертву человечеству. Они должны быть постоянно обеспокоены тем, чтобы ослабить боль, насколько это возможно. Именно благодаря тому, что животное, используемое в качестве подопытного, в своей боли стало ценным для страдающего человека, между ним и человеком установилось новое, единственное в своем роде отношение солидарности. Отсюда вытекает для каждого из нас необходимость делать по отношению к любой твари любое возможное добро. Когда я помогаю насекомому выбраться из беды, то этим я лишь пытаюсь уменьшить лежащую на человеке вину по отношению к другому живому существу. Там, где животное принуждается служить человеку, каждый из нас должен заботиться об уменьшении страданий, которые оно испытывает ради человека. Никто из нас не имеет права пройти мимо страданий, за которые мы, собственно, не несем ответственности, и не предотвратить их. Никто не должен закрыть глаза и не считаться с теми страданиями, которых он не видел. Никто не должен сам себе облегчать тяжесть ответственности. Если встречается еще дурное обращение с животными, если остается без внимания крик скота, не напоенного во время транспортировки по железной дороге, если на наших бойнях слишком много жестокости, если животное испытывает страдания от безжалостных людей или жестоких игр детей, - то во всем этом наша вина.

Понятие «эксперимент» (от лат. experimentum – проба, опыт) – это, прежде всего метод – метод познания. В отличие от «наблюдения», «эксперимент» – активное воздействие человека на природу и искусственное воспроизведение различных явлений природы с целью познания ее объективных закономерностей.

По словам К.А. Тимирязева, «эксперимент» является важнейшей формой, осуществляющей взаимодействие субъекта с изучаемым объектом. Так ли необходим эксперимент в биологии и медицине? Нужен ли он, что он дал и что может дать?

Процесс работы ученых с лабораторными животными сложный и мало изученный. Он в разных странах понимается по-разному и является ареной борьбы и развития этических категорий.

У народов разных стран животные были и продолжают оставаться символом силы, мудрости, красоты, гармонии. Изображения животных мы видим на государственных гербах и флагах многих стран мира. Эта символика пронизывает различные сферы нашей деятельности.

Животные являются объектом медико-биологических исследований (из более 1 200 000 видов животных для медико-биологических исследований используют лишь девять видов – крысы, мыши, хомяки, морские свинки, кролики, собаки, кошки, куры и обезьяны).

Любая дискуссия на тему использования животных в эксперименте всегда приобретает остроту и яркую эмоциональную окраску. Ведется широкая дискуссия о необходимости и допустимости экспериментов на животных. В свое время создавались различные общества охраны исследований. Их противники объединялись и создавали «антиобщества», организованно добивались отмены всяких экспериментов на животных. Горячие сторонники охраны природы и в настоящее время разделяют такую же точку зрения. В качестве аргумента ими выдвигается возможность использования альтернативных способов получения знаний с помощью последних достижений кибернетики, компьютерной техники и т.д., допускающих исследования на людях.

Во многих странах проводится исследование по поиску альтернативных возможностей замены исследований на животных. Это делается как из гуманных, так и из экономических соображений. Такого рода исследования поддерживает и ВОЗ. На эту тему проводится и международные симпозиумы.

Роль эксперимента в прогрессе медицины огромна. Любые новые условия, факторы воздействия изучают, прежде всего, на животных. Благодаря эксперименту, человечество избавлено от многих тяжелых заболеваний – оспы, чумы, полиомиелита и др. Экспериментальные методы способствовали стремительному развитию хирургии, разработке метода искусственного кровообращения, созданию искусственного сердца. В то же время, некоторые заболевания человека, не имеющие адекватной экспериментальной модели, изучены в меньшей степени.


Естественно – научное обоснование эксперимента дал И.П. Павлов. Он считал, что экспериментальное изучение патологических изменений позволит ученым действовать более сознательно и целесообразно. О клиническом значении эксперимента И.П. Павлов писал, что чем полнее будет проделан опыт на животных, тем менее часто больным придется быть в положении опытных объектов, со всеми печальными последствиями этого.

Основатель экспериментальной медицины К. Бернар считал, что научный опыт в медицине должен произвести такую же революцию, как и в других науках. Как отмечает ВОЗ, лабораторным животным принадлежит важная роль в успешном осуществлении медицинских программ в международном масштабе, а ограничение использования животных в исследовательских целях может оказать тормозящее влияние на прогресс медицины и биологии.

История использования животных в качестве моделей для медицинского эксперимента показывает положительную эволюцию человеческих представлений о необходимости изложения животного. В экспериментальной медицине и в наше время существует проблема деонтологии. В биологии и медицине животных используют при испытании лекарственных средств, биологических препаратов, различных исследованиях, с целью демонстрации в процессе преподавания.

Медико-биологический эксперимент имеет три основных аспекта: научный – касается научной ценности получаемых на животных данных; экономический – касается объема материально-технических затрат на проведение эксперимента и соотносительную с ним ценность получаемых данных; этический – соответствия выполняемых на животном процедур принципам гуманного отношения к животным.

Следует отметить, что эксперимент стал носить активный исследовательский характер лишь тогда, когда были исчерпаны возможности описательного (наблюдательного) характера. Необходимо учесть также, что медицинская этика – понятие временное, отражает морально-этические категории конкретной эпохи.

Осуществление принципа гуманного обращения с животными преследует две основные цели. С научной точки зрения это повышение точности, достоверности получаемых данных, для чего потребуется меньшее количество животных, это в свою очередь экономит средства и время. С этической точки зрения, соблюдение норм гуманного обращения с животными свидетельствует о культуре исследования – нравственной и профессиональной, отражая такую черту личности, как способность к состраданию.

Уместны слова А. Швейцера о том, что этика есть безграничная ответственность за все, что живет. Причисление животных к категории «лабораторных» или «экспериментальных» определяет их существование. Популяции этих животных не подчиняются естественным природным законам развития. Лабораторные животные развиваются по своим особым законам, заданным человеком определяются насущными задачами его научно-практической деятельности. Создание человеком особых условий существования лабораторных животных накладывает на него ответственность за соблюдение принципов гуманного обращения на протяжении всей жизни этих животных.

Современное понятие гуманного обращения с экспериментальными животными является многокомпонентным. Гуманное обращение с экспериментальными животными требует, с одной стороны, высокой общей и профессиональной культуры исследования, а с другой – материальных затрат на строительство питомников, вивариев, экспериментальных подразделений, оснащение современным оборудованием и научной аппаратурой, формирование высококвалифицированных кадров, выращивание животных для лабораторных целей. Исследовательская работа с экспериментальными животными необходима. Однако допустимость эксперимента не снимает и сегодня этических проблем.

Разнообразие условий опытов позволяет допустить тезис о том, что каждый эксперимент представляет собственную этическую проблему. Любой эксперимент нельзя считать этичным, если в его основе не лежит серьезная научная мысль.

Во всех развитых странах приняты законы, инструкции, приказы, стандарты, руководства, регламентирующие порядок содержания, ухода, постановки эксперимента на лабораторных животных.

Во многих странах существуют специальные комитеты, контролирующие вопросы экспериментальной работы в медицине, биологии, сельском хозяйстве. Например, в Дании и Норвегии использовать позвоночных животных для биологических исследований, которые могут быть сопряжены с причинением боли животным, можно только с разрешения комитета по использованию животных в экспериментах. Ученые и персонал, работающие с животными, должны периодически проходить переаттестацию. В Швейцарии ответственность за гуманное отношение к экспериментальным животным несут руководители исследовательских работ. В США вопрос использования экспериментальных животных входит в компетенцию федеральных учреждений.

Идеи гуманизма традиционно присущи отечественной медицине. А.И. Полунин, В.В. Пашутин, И.И. Мечников, И.М. Сеченов, И.А. Павлов и другие всегда были пропагандистами идей гуманизма. Воспитание гуманного отношения к животным – важный фактор формирования у будущего специалиста благородных общечеловеческих качеств и, прежде всего, человеколюбия, доброжелательности, готовности всегда прийти на помощь. Право на использование животных имеют научно-исследовательские, лечебные и учебные учреждения, центры государственного санитарно-эпидемического надзора, учреждения по производству бактерийных, вирусных и других препаратов. Комитет по экспериментальной работе с использованием животных при Ученом медицинском совете Министерства здравоохранения РФ контролирует соблюдение содержания и проведения работы с ними, при нарушении требований, комитет имеет право внести в работу лаборатории соответствующие коррективы.

Значительный опыт работ накоплен во Всероссийском научном центре хирургии АМН РФ. Гуманный подход к экспериментальным животным был осуществлен и при исследованиях по проблеме «Искусственное сердце». В частности, эксперименты проводились лишь после длительных стендовых испытаний, многочисленных опытов на сердечно-легочных комплексах и трупах телят, а затем эксперименты проводились на собаках. Лишь зачетные эксперименты проводились на телятах. Все это позволило значительно уменьшить количество животных в период подготовки к решающим экспериментам. Следует остановиться на организации работы кафедры патофизиологии Университета им. Я. Пуркинье (г. Брно, ЧР). Руководитель работ личным примером показывает сотрудникам и студентам необходимость гуманного обращения с животными. По его словам, теленок, проживший 173 дня с искусственным сердцем, стал «настоящим членом коллектива». В лекциях красной нитью проводит идею гуманнизации эксперимента.

Необходимость широкого сотрудничества по вопросам гуманного обращения с экспериментальными животными, выработки правовых норм проведения экспериментов, стандартизации медико-биологических аспектов экспериментальных исследований, развития лабораторного животноводства привели к созданию ряда международных обществ. В 1957 году был организован Международный комитет по лабораторным животным, а в 1979 году преобразован в Международный научный совет по лабораторным животным (МНСЛЖ). Он обеспечивает подготовку кадров, техническую информацию и консультативную помощь в этой области всем государствам-членам под руководством Международного Союза биологических наук при ЮНЕСКО.

В настоящее время с МНСЛЖ сотрудничает 50 стран и 5 международных научных обществ. Основное финансирование идет по линии ВОЗ, дополнительное – от общественных научных союзов и промышленных фирм. Главной задачей МНСЛЖ является разработка и проведение мероприятий по стандартизации медико-биологических экспериментов, выполняемых на животных. В составе МНСЛЖ работают группы по генетической стандартизации животных, стандартизации методов их содержания, болезням лабораторных животных, программ обучения. МНСЛЖ способствует развитию национальных центров, выделяет стипендии для обучения специалистов, каждые 3 года организует международные симпозиумы.

Создано Европейское Общество по лабораторным животным, объединяющее специалистов стран Западной Европы и Скандинавии, а также Американская Ассоциация в области науки о лабораторных животных. Это самые многочисленные организации, устраивающие ежегодные научные конференции. Функционирует Совет Европейского Комитета по защите животных. ВОЗ уделяет значительное внимание вопросам науки о лабораторных животных. ВОЗ учредил ряд центров (в том числе и Россия) по лабораторным животным, считая, что это будет способствовать разработке животных-моделей для изучения болезней человека и явится важным вкладом в процесс улучшения использования лабораторных животных.

В 1985 году Совет международных медицинских организаций опубликовал «Международные рекомендации по проведению медико-биологических исследований с использованием животных». Они составлены на основе следующих положений:

· в принципе использование животных для научных целей нежелательно;

· по возможности следует применять методы, не требующие использования животных;

· при существующем уровне знаний использование животных является неизбежным;

· моральный долг ученых – гуманно относиться к подопытным животным, по возможности не причинять им боли и неудобства и постоянно стремиться изыскивать способы получения того же результата без привлечения живых животных.

Важной вехой в формировании мировоззрения современного исследователя является принятая в 1975 году «Токийская декларация – этический – кодекс медико-биологических исследований». По аналогии с классической деонтологической формулой «врач – больной», в экспериментальной медицине существует, осознано и тщательно изучается система связей «исследователь – подопытное животное». Экспериментаторы сейчас занимают активную нравственную позицию. За всей их сложной и трудной работой просматривается конечная цель – служение людям, внутренним побуждением становится гуманизм к людям. В настоящее время гораздо более емкой и содержательной стала фраза из «Клятвы Гиппократа»: «Жизнь свою, как и искусство свое, я буду оберегать в чистоте и святости». Это в полной мере относится и к экспериментальной медицине.


На одной из аспирантских лекций по философии науки лектор затронула проблему использования животных в научных экспериментах. И тут же в зале поднялась девушка и раздражённо выкрикнула: "Да нельзя обойтись без убийства животных! Я биохимик и утверждаю, что естественнонаучные исследования всегда будут завязаны на экспериментах с животными. Это нужно принять как данность!" На что лектор спокойно и загадочно (не зря она философ:)) парировала: "Вот Вы утверждаете, то "нельзя обойтись" и "всегда будут убивать". Но именно потому, что Вы отрицаете саму возможность существования пути науки без жертв, Вы никогда и не сможете найти этот путь ".


Конечно, проблема экспериментов над животными остаётся одной из самых важных в биоэтике. И в России этот вопрос до сих пор не урегулирован ни на уровне образования и науки, ни на уровне законодательства.
Если в советское время лягушек резали даже в школьных классах, то теперь эта "традиция" в обучении осталась только в высших и средне-специальных учебных заведениях медико-биологической направленности. Однако ежегодно студенты-первокурсники, не "втянувшиеся" пока в специфику их дисциплины, устраивают протесты против убийства животных в процессе обучения. Аргументами к отказу от лишних жертв становится не только концепция биоцентризма (согласно которой не только вид Homo Sapiens, но и любой биологический вид обладает статусом ценности), но и мировой принцип биоэтики: если нельзя не убить, тогда нужно минимизировать страдания. Выступления студентов как раз были связаны с тем, что неумелые студенческие руки, причиняющие страдания животным, должны быть исключены из медицинской и биологической практики.

Однако эксперименты в процессе обучения - это лишь верхушка айсберга. Лишь 1% лабораторных животных гибнет под ножом студентов. Все остальные животные используются в фундаментальных исследованиях.

В мировой практике были выработаны принципы использования в экспериментах лабораторных животных. Первый из них - принцип переноса, то есть использования вместо целостных живых организмов различных моделей, в том числе изолированных органов. Конечно, далеко не все испытания могут быть исчерпаны такой упрощённой системой.
Второй - минимизация количества используемых в эксперименте животных. Это становится возможным благодаря выращиванию животных именно в лаборатории, где известна их генетика, условия обитания и проч. Такая определённость позволяет использовать в эксперименте от 2 до 5 животных.
Третий - повышение качества экспериментов, что означает, что к экспериментам над животными должен допускаться только высококвалифицированный специалист, осознающий свою ответственность за минимизирование страданий животных.

Кроме этого, недопустимо проводить эксперименты, повторяющие уже установленные результаты. Если в какой-то стране ранее уже было проведено подобное исследование с участием животных, то другие учёные обязаны опираться на эти данные, вместо того, чтобы повторять всю процедуру заново.


Всё это звучит достаточно этично (настолько, насколько это вообще возможно в ситуации невозможности полного отказа от жертв). Однако в нашей стране с этой мировой практикой из области "высоких материй" де-факто совсем не считаются. В России до сих пор не принят закон о жестоком обращении с животными, нет должности уполномоченного по правам животных, а также нет нормативной базы, которая бы регламентировала обращение с животными в научных и исследовательских целях. Поэтому нам до вопросов биоэтики ещё ох как далеко...

Во все времена, во имя науки, учёные ставили эксперименты над животными. Многие из них пошли на пользу человечеству, но некоторые поражают своей бесчеловечностью и глупостью. Из этой статьи вы узнаете о десяти самых сумасшедших опытах, проведенных над животными

Двухголовые собаки

Хотя многие из отчётов об этих экспериментах звучат как что-то из «Секретных материалов», на самом деле есть хорошо документированные случаи, когда учёным удавалось успешно присоединить голову одной собаки к другой

Американский учёный Чарльз Гатри (Charles Guthrie) успешно сделал это в начале 1900-х годов. Его «создание» прожило 26 минут. Во время Холодной войны русские учёные А.Г. Коневский и Владимир Демихов по отдельности успешно воссоздали эксперименты Гатри. Так как операция Коневского была случайна (он изначально хотел провести трансплантацию сердца), именно Демихов получил всемирную известность за своих двухголовых собак. Он улучшил процесс пересадки и смог выполнить 20 операций. Из 20 подопытных, одно животное прожило целый месяц

Индюки возбуждаются от вида отрубленных голов

В 1960-х годах исследователи из Пенсильвании, Мартин Шейн (Martin Schein) и Эдгар Хейл (Edgar Hale), заметили, что самцы индюков спаривались с моделями самок с таким же азартом, как и с реальными птицами. Заинтригованная парочка исследователей подвергла самцов индюков ещё более странным экспериментам. Они предположили, что для самцов индюков во время спаривания наиболее важна голова самки. Они постепенно снимали части тел моделей одну за другой, пока не осталась только голова на палке. Несмотря на это, самцы индюков возбуждались при виде головы, и им это даже больше нравилось, чем всё тело без головы. И тут эксперимент становится по-настоящему странным. Исследователи достали отрубленную голову индейки и посадили её на полку. Они также выставили засушенную голову самца, голову самки, которая была отрублена два года назад, а также голову, сделанную из обычного пробкового дерева. Неустрашимые самцы индюков решили не обижать ни одну из голов и попытались спариться с каждой

Пересадка головы обезьяны

Американский учёный Роберт Уайт (Robert White) считается первым человеком, успешно совершивший «настоящую пересадку голову». В то время как Демихов пересадил дополнительную голову на тело живой собаки, Уайт пошёл дальше и сумел пересадить отрезанную голову обезьяны на тело обезглавленной обезьяны в 70-ые годы. До этой операции Уайт успешно пришил мозг собаки на другую собаку и сумел поддерживать мозг обезьяны живым вне её тела. Согласно интервью, которое дал Уайт, голова обезьяны ожила после того, как получила новое тело и даже попыталась укусить члена команды Уайта. Однако обезьяна не могла двигать телом, так как на тот момент не было методов прикрепления мозга к спинному мозгу. Обезьяна прожила полтора дня, после чего скончалась. По неразглашённым причинам Уайту не удалось попробовать свой метод на людях. Однако современные учёные говорят, что мы, возможно, станем свидетелями первой пересадки человеческой головы в ближайшее столетие.

Франкенкот

Немецкий учёный Карл Август Вайнхолд (Karl August Weinhold) считал, что человеческий мозг был чем-то вроде батарейки, присоединённых к нескольким «проводам», то есть остальной нервной системе. Этот настоящий доктор Франкенштейн решил доказать своё мнение в 1817 году, когда он провёл эксперимент над котёнком. Вайнхолд своими словами детально описал всю отвратительность своего эксперимента: «Животное фактически потеряло всю свою жизнь, все свои чувства, произвольные сокращения мышц и в конечном итоге пульс. Затем я наполнил обе полости вышеупомянутой смесью (цинком и серебром). На почти 20 минут животное получило такой заряд жизни, что смогло поднять голову, открыть глаза, затем с великим усилием поднялось, сделало несколько шагов и упало в бессилии».
Хотя эксперимент Вайнхолда может быть расценен теперь сумасшедшим и аморальным, это происходило в то время, когда учёное сообщество было одержимо идеей воскрешения мёртвых. Что интересно, год спустя после эксперимента Вайнхолда, Мэри Шелли (Mary Shelley) опубликовала её популярный классический роман Франкенштейн.

Проект «Лазарь» (Lazarus Project)

В 1930-х годах исследователь из Калифорнийского университета Роберт Корниш (Robert Cornish) был убеждён, что он может воскрешать мёртвые организмы, если они не понесли сильных повреждений органов. Он задушил четырёх фокстерьеров, которых он назвал Лазарями (библейским персонажем, которого воскресил Иисус), а затем расположил их трупы в машину похожую на детские качели. Странный аппарат помогал крови циркулировать в трупе при помощи раскачивания, а Корниш впрыскивал в тела коктейль из адреналина и антикоагулянтов.
Ему не удалось воскресить первых двух псов, но смог воскресить двух других подопытных. Хотя Лазари 3 и 4 были ослеплены и перенесли сильное повреждение мозга, они прожили несколько месяцев в доме Корниша. Исследователь приобрёл настолько дурную славу, что университет выгнал его, и ему пришлось продолжать свои исследования в лаборатории неподалёку от дома. В 1947 году Корниш вернулся с новой машиной воскрешения и начал поиски добровольца-человека. Заключённый, приговорённый к смертной казни, Томас МакМонигл (Thomas McMonigle) вызвался поучаствовать в проекте, но чиновники опасались, что им придётся отменить его наказание и отказали Корнишу. Разочарованный исследователь вернулся домой и остаток своей жизни продавал зубную пасту.

Эксперимент «Бей током щенка»

Исследователи Шеридан (Sheridan) и Кинг (King) придумали новую версию широко известного эксперимента Милгрэма (Milgram), только ещё более жестокую. Они предполагали, что некоторые из подопытных подозревали, что жертва-человек притворялся, что его бьют током, поэтому решили заменить человека на живого щенка. Удары током были безвредными, но достаточно сильными для того, чтобы щенок реагировал на них. После испытаний исследователи проанализировали данные и сделали шокирующий вывод: из 26 подопытных (13 мужчин, 13 женщин), все женщины били щенка самым высоким уровнем тока. С другой стороны, 50 процентов мужчин отказались продолжать наказывать щенка электрическим разрядом, когда увидели, что щенку становится слишком больно.

Слон под ЛСД

Исследователи из Оклахомы Луис Джолион Вест (Louis Jolyon West) и Честер Пирс (Chester M Pierce) захотели узнать, что случится, если дать слону достаточное количество ЛСД. В августе 1962 года исследователи отправились в местный зоопарк и выбрали подходящего подопытного по имени Таско (Tusko). Директор зоопарка, Уоррен Томас (Warren Thomas) вколол огромную дозу ЛСД прямо в хобот Таско. В шприце содержалось 297 миллиграмм ЛСД, что в 3000 раз больше обычной дозы, принимаемой людьми. Исследователи рассказали, что они хотели проверить, если ЛСД может вызвать у слона муст (временная агрессия, проявляемая самцами слонов), поэтому они прибегли к абсурдно высокой дозе.
Результат был не очень впечатляющим: почти сразу Таско начал беспорядочно двигаться. Затем он вдруг свалился и умер. Ужасный эксперимент попал в заголовки новостей, и исследователям пришлось искать в своём эксперименте хоть какой-то значимый урок. Томас предложил использовать ЛСД против слишком больших и агрессивных стад слонов. Четыре месяца спустя всей заварухи, исследователи опубликовали в научном журнале всем понятное заключение: слоны сверхчувствительны к воздействию ЛСД

Дельфин вступил в интимные отношения с человеком

В 1967 году исследователь дельфинов Джон Лилли (John Lilly) опубликовал свою противоречивую книгу «Разум дельфинов» (The Mind of The Dolphin), в которой описывалось то, как его ассистентка Маргарет Хоу (Margaret Howe) жила с самцом дельфина по кличке Питер и обучала его разговаривать. Парочка жила вместе в затопленном доме на протяжении шести месяцев. Всё это время Хоу играла с Питером и обучила его произносить несколько простых слов на английском языке. Со временем Питер стал проявлять любовь к Маргарет и даже несколько раз пытался с ней спариваться. Наконец-то, она неохотно согласилась выполнить его сексуальные требования и погладила «дельфинство» Питера своими руками и ногами, она делала это даже в присутствии других людей. К концу опыта она заключила, что Питер достаточно ей доверял, чтобы вступить в интимные отношения. Странный эксперимент не пошёл на пользу репутации Лилли, федеральное финансирование его исследования было прекращено, когда власти узнали, что он также давал дельфинам ЛСД, чтобы те разговаривали.

Медузы в космосе

Доктор Дороти Спангенберг (Dorothy Spangenberg), учёный из медицинского института Восточной Вирджинии, хотела узнать, как скажется гравитация на будущих людях, родившихся в космосе. И каким образом можно это легче узнать, чем отослать туда сначала медуз (серьёзно, ни у кого нет других идей?). 5 июня 1991 года Дороти и её команда упаковали 2478 маленьких медуз и отослали их в космос в целях эксперимента на борту космического шаттла Колумбия. Медузы хорошо приспособились к жизни на орбите, и их количество вскоре достигло 60000.
К сожалению, когда их вернули на Землю, эти медузы, рождённые в космосе, отличались более выраженными «аномалиями пульсирования», что является более научным способом сказать, что они страдали от вертиго из-за того, что не смогли приспособиться к гравитации. Учёные заключили, что люди, разделяющие с медузами теми же приспособлениями к гравитации, скорее всего, будут испытывать те же проблемы, если родятся в космосе.