Церковь инвалидов в париже. Экскурсия в несколько этапов. Как добраться до Дома Инвалидов в Париже




)
Метро: Invalides, La Tour-Maubourg или Varenne RER: Invalides
Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 (с 1 апреля по 30 сентября, в этот же период по вторникам время работы продлевается до 21:00) и с 10:00 до 17:00 (в остальное время года).
Закрыт каждый первый понедельник месяца.
Вход: 8.5€, до 18 лет бесплатно.
Сайт: www.invalides.org

Д ом инвалидов (L"hotel national des Invalides или просто Les Invalides), являющийся сегодня архитектурным памятником, представляет из себя комплекс зданий на огромной территории в 13 га, включающий приют для инвалидов, мастерские, аптеку, церковь и собор Святого Людовика. Между Сеной и северным фасадом Дома инвалидов находится созданная в начале XVIII века эспланада инвалидов с рядами деревьев и огромными газонами.

П еред северным фасадом Дома инвалидов установлены старинные пушки (как французские, так и трофейные) из коллекции Музея армии, а арка парадного входа украшена барельефом, изображающим Людовика XIV верхом на коне.

И дея строительства дома призрения для солдат-инвалидов, уволенных со службы, возникла в конце 1670 года у Людовика XIV: ведь в результате многочисленных войн во Франции к середине XVII века появилось множество нищих и покалеченных в сражениях солдат. Дом инвалидов стал первым (или во всяком случае одним из первых) учреждением подобного рода в Европе.

Е го строительство было начато в марте 1671 году по проекту архитектора Либераля Брюана, и с октября 1674 года принимались уже первые пансионеры.

З дание приюта было закончено в 1677 году, а строительство церкви (позднее церковное здание разделилось на солдатскую церковь и собор, которые объединены алтарными частями) затянулось на 30 лет – оно велось с 1676 года по 1706 год, и руководил им уже архитектор Жюль Ардуэн-Мансар.

В соборе покоится прах Наполеона Бонапарта – в 6 гробах, которые уложены друг в друга и выполнены из разных материалов: первый гроб – жестяной, второй сделан из красного дерева, третий и четвертый гробы – свинцовые, пятый выполнен из эбенового дерева, шестой – из дуба. Саркофаг же сделан из шокшинского малинового кварцита.

П остепенно комплекс Дома инвалидов расширялся: если изначально он был рассчитан на одновременное проживание 1,5 тысяч человек, то к концу 18 века приют населяли уже 4 тысячи человек.

И нтересны факты из быта обитателей Дома инвалидов. В обязанность всех пансионеров входило непременное присутствие на церковных службах и соблюдение поста. Каждый, кто способен был держать оружие, должен был участвовать в учениях или стоять в почетном карауле. Объединенным в роты пансионерам полагалось выполнять посильную работу в сапожных мастерских, цехах по производству гобеленов или в мастерских, где раскрашивали гравюры. Деньги, вырученные от продажи изделий, частично компенсировали государству расходы на содержание инвалидов. Случались и наказания: за учиненный скандал или богохульство пансионеров сажали в карцер.

С о временем в Доме инвалидов свое место нашли и несколько музеев: в 1777 году здесь организовали Музей планов и рельефов, в 1872 году – Музей артиллерии, в 1896 году – Музей истории армии (позднее Музей артиллерии и Музей истории армии были объединены в Музей армии), в 1967 году – Музей ордена Освобождения, а в 1973 году – Музей современной истории. В 2008 году в Доме инвалидов открылся Музей Шарля де Голля.

Н а сегодняшний день Дом инвалидов продолжает оставаться пристанищем бывших солдат: здесь проживают около сотни пенсионеров и инвалидов французских войск, забота о которых возложена на Государственный институт инвалидов.

Неподалёку от Эйфелевой башни, почти в самом сердце, расположена историческая знаменитость столицы Франции - Дом инвалидов. В 1671 году по приказу короля Людовика XIV началось строительство приюта для ветеранов войны и тех, кто получил ранения в ее ходе. Таким образом, король хотел проявить заботу о ветеранах. Возведением заведения такого уровня, первого для Европы на тот момент, занимался архитектор при дворе короля Либераль Брюан. Дом Инвалидов официально открылся в 1677 году, однако уже в октябре 1674 он принимал первых постояльцев.

Дом Инвалидов является военным учреждением до сих пор, тут проходят публичные парады и церемонии, располагается резиденция коменданта Парижа. Там же находится Музей Армии, где хранится огромная коллекция воинского оружия, знамен, трофеев и доспехов. В центральной части комплекса находится саркофаг Наполеона, увидеть который можно только слегка нагнувшись, отдав дань уважения великому полководцу, так было задумано архитекторами. Четыре музея расположились в основных зданиях. В Музее планов и рельефов хранятся модели военных крепостей и городов, Музей Ордена Освобождения представляет выставку, посвященную героям Второй Мировой Войны, а в Музее Шарля де Голля — современная экспозиция о жизни легендарного президента.

Комплекс Дом инвалидов расположился на обширной территории в 13 гектаров и включает в себя: церковь Святого Людовика, солдатскую церковь, госпиталь, аптеки, мастерские и парк с огромными газонами. В конце XVIII века комплекс постепенно приобретает облик музея, так, в 1777 году из дворца Тюильри перенесли макеты города и других сооружений, в 1905 году открыли Музей Армии, в 1968 году начал свою работу музей ордена Освобождения, а Музей современного искусства начал функционировать с 1973 года.

Экскурсия в несколько этапов

Орудия парадного двора – гордость французской артиллерии

Центральным местом Государственного дома инвалидов, где располагается самая большая коллекция артиллерийского орудия, является парадный двор. Взору посетителей открывается великолепный ряд из 60 бронзовых пушек, являющиеся гордостью музея Армии. Все экспонаты двора, включающие в себя также мортиры и гаубицы, несут на себе отпечаток двухсотлетней истории французской артиллерии. На протяжении всего экскурсионного маршрута представлена возможность детально ознакомиться с производством пушек, где и как они использовались.

В 1666 году братья Келлеры создали самые первые модели пушек. Эти уникальные экспонаты можно встретить в начале экскурсионного пути. Крупнокалиберное орудие достаточно успешно участвовало при осаде гарнизонов, при короле Людовике XIV. Данное орудие также снискало славу маршалу Вобану (южная площадь носит название в его честь). С тех пор классические пушки немного видоизменились. Далее можно созерцать тридцать старинных пушек, украшенных символами мифологическими и геральдическими. Созданные специальным указом короля, пушки являются истинным произведением искусства.

Уже XVIII веке классические пушки были вытеснены системой Грибоваля. Удобство в обращении и лучшее оснащение пушек по достоинству оценил Наполеон Бонапарт. Множество блестящих побед принесло его армии новое орудие. Особенно успешно показало себя в двух итальянских походах. Начиная с начала 19 века система Грибовале сменилась более усовершенствованной системой Валя. В отличии от старых орудий, помпезно украшенных, данные системы имели большую практичность и функциональность.

Не менее значительную роль в революционных и имперских движениях французской армии играли мортиры и гаубицы. Экспонаты представлены в количестве восьми мортир, участвовавших в осадах. В углах двора можно увидеть две гаубицы, высшее достижение военной науки. Это уникальное орудие, созданное для бомбардировки города Кадиса в 1810 году, выпускало ядра на расстоянии 6 км.

В Парижском музее Армии собрана богатейшая коллекцией оружия и доспехов, третьей в мире после Мадридского и Венского. Коллекция охватывает широкий исторический период военного времени, начиная от средневековья и заканчивая 17 веком. На обозрение представлено больше 2000 доспехов и различного вида оружие. Выставленные экспонаты относятся не только к французской истории, но и являются частью военного наследия других европейских стран. Можно увидеть также оружие стран Ближнего и Дальнего Востока. Военная мощь охватывает периоды Османской, Персидской, Монгольской и многих других Восточных империй.

Примечательными экспонатами экспозиции являются королевские парадные доспехи. А также коллекция оружия французских и иностранных королей и принцев. Сцены баталий, изображенные на стене, свидетельствуют о Франко-Голландской войне, которая велась Людовиком XIV. Военные эпизоды были расписаны еще в 17 веке французским живописцем, а реставрированы в 2005 году.

Экспонаты в хронологической последовательности. Первый этап маршрута ведет к феодальным временам. Уникальные средневековые мечи, а также артиллерийское оружие относится к XIII-XV векам.

В следующем зале взорам посетителей представлены доспехи и оружие еще времен Франциска I до эпохи Людовика XIII. Охвачен период Итальянских войн, религиозных — шестнадцатого века, войн против империи Гасбургов. К этой же эпохе относятся и османские экспонаты, представленные в турецком кабинете.

Посетители могут ознакомиться с предметами развлечений знати. Снаряжение, использованное на охоте; доспехи и оружие, применяющиеся в поединках и турнирах.

Еще в одном зале представлены экземпляры портативного стрелкового оружия, относящиеся к началу семнадцатого века. В коллекции семьдесят аркебуз, их применяли гражданские стрелки.

В трех секциях располагаются коллекции различных европейских оружейных мастеров XVI-XVII веков.

Раздел музея охватывает историю нового времени, периоды правления от Людовика XIV до Наполеона III. Уникальные экспонаты в полной мере раскроют ход истории, ознакомят с военной, политической, социальной жизнью Франции. Коллекция включает в себя множество различных предметов, имевших отношение, как к рядовым солдатам, так и к выдающимся личностям того времени. Предоставляется возможность ознакомиться с повседневной жизнью военных, а также с реалиями боевых действий. Техника, эмблемы, ордена, обмундирование – это лишь малый список представленных экспонатов военного наследия данного периода времени. Произведения живописи ярко отображают историческую действительность эпохи.

Раздел от Людовика XIV до французской революции. При правлении Людовика XIV происходит резкое преобразование в структуре французской армии. Вводится обязательная униформа, чины выстраиваются в четкую иерархию. Прогресс прослеживается во всем: профессионализм военных, техническое оснащение, беспрекословное выполнение воинского устава. Реформирование армии происходит в условиях завоевательных войн. В период правления Людовика XVI Франция принимает участие в войне за независимость Америки.

От Великой французская революции до Парижской коммуны.Коллекции данного раздела ознакомят с историей времен Наполеона Бонапарта. Особого внимания заслуживают шляпы полководца. Треуголка являлась обязательным атрибутом Наполеона, которые он часто менял. До нынешних времен сохранилось около двадцати шляп, а в музее армии можно увидеть шесть. Среди многочисленных экспонатов наполеоновской эпохи нужно отметить ожерелье Почетного легиона, его саблю, участвовавшую в битве при пирамидах; шпага из битвы при Аустерлице; знаменитый серый сюртук. Все, что связано с военными компаниями великого полководца представлено в тематических залах. Можно увидеть интересные экспонаты, повествующие о коронации Наполеона.

Посетителям представлена возможность ознакомиться с историей в период реставрации монархии, при Карле X и Луи-Филиппе. Это время ознаменовано колониальными походами, что отражается в различных экспонатах. Например, французская форма Африканского полка, с восточными элементами.

Время Второй империи при Наполеоне III ознаменовано реформированием армии, ее техническим переоснащение. К данному периоду относится Крымская война, война в Мексике, Италии, Сирийская и Дальневосточная компании. Окончание раздела нового времени расскажет о Франко-Прусской войне(1870-1871 гг.) и началом коммуны.

В зале Вобана представлены манекены 14 всадников. Пространство стен украшено живописью художника Фрике де Вороза, написанной в 17 веке, а в 2009 году отреставрированной.

Купол Собора – эмблема Государственного Дома Инвалидов

Собор Дома Инвалидов — памятник исторического наследия Франции, один из главных в Париже. Высота всего сооружения 107 метров, длительное время это было самое высокое здание Парижа. Купол имеет декоративные украшения, ажурный фонарь, шпиль и лилии.

Под куполом Собора. Купол Собора является хранилищем гробниц выдающихся французских военных. Собор был построен между 1677 и 1706 годами. Всем своим внутренним убранством возвеличивал королевскую монархию, прославлял Людовика XIV и его войска.

Во времена французской революции носил название Храм марса, ставший при Бонапарте Наполеоне военным некрополем. В 1800 году в собор были перенесены останки знаменитого маршала Тюрена. Изначально его прах покоился в усыпальнице французских королей. Во времена революции могила была осквернена, и перенесена в музей Памятников. А по приказу Наполеона перезахоронена в Доме Инвалидов.

Напротив гробницы Тюренна покоится сердце величайшего военного инженера, градостроителя, французского эссеиста и, конечно, маршала Вобана (в те времена существовал обычай хранить сердце отдельно). Крепости, возведенные им, являются всемирным наследием. Склеп Вобана – это настоящее произведение искусства.

Надгробие из черного мрамора в сочетании с фигурами из белого погружают в атмосферу вечности. Величественная скульптура Вобана с циркулем в руке, полулежа опирается на книги. С двух сторон от надгробия возвышаются два женских образа, олицетворяющие Науку и Войну. Именно на этих двух пластах держалась вся политическая и общественная деятельность Вобана. Обелиск с поникшими флагами и знаменами, надпись, барельеф, фигуры, в полой мере олицетворяют выдающуюся личность французской истории.

Гробница Наполеона Бонапарта. Как известно, император скончался на острове Св. Елены в 1821 году, где он прибывал в изгнании. По решению Луи-Филиппа, 1840 году, его останки были перевезены на родину. Французские моряки доставили гроб с прахом Наполеона в Дом Инвалидов. В 1842 году архитектор Висконти начал работать над созданием гробницы для Бонапарта, совершив значительные изменения в соборе. Окончательное захоронение останков совершилось в 1861 году.

В центре собора, под куполом находится мощный саркофаг из красного карельского камня — 4 метра в длину; ширина 2 метра и высота 5 метров. Стоит он на высоком постаменте из зеленого гранита. На саркофаге и крышке украшения в виде лавровых венцов, а вокруг, на мраморном полу золотом изложены названия великих побед Наполеона. Чтобы их прочесть нужно наклониться, это была задумка архитектора – поклон императору. Саркофаг окружают 12 богинь победы, а в круговом коридоре барельефы. Изображения олицетворяют основные события из жизни и деятельности Наполеона, его основные достижения.

Вокруг гробницы императора похоронены его братья Жозеф и Жерон. Покоится прах его сына, Римского короля — «Орленка». Здесь же находятся могилы генералов Бертрана и Дюрока, а также прославленных маршалов XX столетия Фоша и Леоте.

В данном разделе можно ознакомиться с военными событиями начиная с 1871 года. Освещается история времен III Республики, режима Виши, две мировые войны. В коллекции представлены предметы не только французской армии, но и иностранных. Можно увидеть военную форму практически всех государств, участвовавших в мировых войнах. Представлено несколько сотен экспонатов имевших принадлежность к французской армии, а также к захваченным колониям. Образцы боевой техники, личные вещи, предметы обихода, живопись, знаки отличия и многое другое рассказывает об эпохе, пронизанной военными действиями.

Начиная с поражения французской армии в 1871году, происходит реформирование войск. Объявляется обязательная воинская повинность, строятся тесные взаимоотношения у армии с народом.

Первая мировая война. Начало экспозиции повествует о колониальной политике Франции в Африке и Индокитае. В то время в среде европейских держав сложились противоборствующие отношения. Убийство австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево послужило мощным толчком к началу военных действий. Тематические залы последовательно освещают хронологию войны 1914 – 1918 годов.

В коллекции выставлены документы, одежда всех военных чинов из армий воевавших государств. Макеты, а также реально участвующее в сражениях орудие. Стоит обратить внимание на уникальные манекены солдат и офицеров разных держав. Фигуры выполнены в полный рост, одеты в униформу своего государства времен первой мировой.

Вторая мировая война. Залы посвященные 1939-1942 годам рассказывают о нерадостном периоде французской истории. Поражение в 1941, частичная оккупация Франции, режим Виши, победы немецкой армии.

1942-1945 года знакомят с успехом стран союзников на всех фронтах, подавление французского сопротивления. И наконец, освобождение Франции от оккупантов, поражение Германии. Можно увидеть экспонаты открывающие всю шокирующую правду о концлагерях, о зверских деяниях нацистских войск. Конец второй мировой войны.

Шарль де Голль и его роль в истории Франции

Выдающийся генерал, государственный и общественный деятель неразрывно связан с историей Франции XX века. Его патриотизм невозможно переоценить. Во время второй мировой войны возглавил французское Сопротивление. Стал основателем и президентом Пятой Республики. Конституция, одним из соавторов которой был Шарль де Голь, используется и в нынешнее время.

Музей Шарля де Голля в Доме Инвалидов был основан 2008 году. Вся жизнь и деятельность этого великого человека представлена по средствам новейших технологий. Компьютеризированное пространство полностью интерактивно. Аудио и видео файлы на многих языках дают возможность погрузиться в страницы истории, посвященные знаменитому деятелю. Каждый посетитель прокладывает маршрут сам, выбираю нужную информацию. С помощью аудиогида, с инфракрасным датчиком возможно свободно перемещаться по залу. Разнообразие источников впечатляет. Архивные неподвижные изображения, а также изменяющиеся кадры представлены фотографиями, афишами. Наряду с этим — документальные хроники с интервью историков, карты, книги, спектакли, полиэкраны и многое другое в интерактивной реализации.

Захватывающая экскурсия начинается с 80 различных фотопортретов президента расположенных у входа в музей. Затем посетителям предоставляется возможность окунуться в биографическую киноленту, продолжительностью в 25 минут. Впечатляющие кадры показывают в сферическом зале на пяти экранах.

На стеклянном кольце, окружающем пространство, переплетается история конца XIX и XX веков с выдающейся фигурой Шарля де Голля. Здесь показывают события первых десятилетий Третьей Республики, золотой век Франции, до свободных веяний шестидесятых годов XX столетия. Хронология важнейших событий военной эпохи, культурного наследия того времени впечатляет масштабами восприятия.

Далее можно окунуться в интерактивную реальность с помощью трех «аудиовизуальных дверей». Данная сфера вещает о трех образах француза: Шарль де Голь и его знаменитая речь 18 июня 1940 года, давшая толчок движению Сопротивления; генерал – освободитель; первый президент Пятой республики.

В общем музей располагает 400 документами и видео файлами продолжительностью более 20 часов, что в полной мере раскрывает личность Шарля де Голля. А также дает возможность оценить его неоспоримый вклад в дальнейшее процветание современной Франции.

Собор Святого Людовика – изысканность стиля

Одним из самых величественных архитектурных сооружений Парижа, является Собор Святого Людовика Дома Инвалидов. Выдающийся памятник эпохи классицизма, спроектированный архитектором Жюль Ардуэн- Мансаром (1646-1708). Начало строительства Собора было положено Либераль Брюаном, который возвел практически весь ансамбль Дома Инвалидов.

Грандиозное сооружение включает в себя Солдатскую церковь и Королевскую, над которой возвышается золотой купол. Разделение церквей давало возможность присутствовать на церковной службе одновременно и королю и солдатам, не пересекаясь. В последствии был возведен стеклянный витраж, разделяющий алтари.

Королевская церковь. Если посмотреть с высоты птичьего полете, то Собор Дома Инвалидов представляет собой симметричный греческий крест, помещенный в квадрат и увенчанный куполом. Возвышение купола происходит из- за массивного барабана с двумя рядами. На самой верхушке располагается оригинальный фонарь и шпиль. Инновационные приемы архитектор применил практически во всех элементах сооружения.

Великолепие Собора впечатляет как внутри, так и снаружи. Позолоченный купол украшен декоративными изображениями военной тематики. Лилии символизируют династию Бурбонов. У входа, по обеим сторонам стоят величественные статуи Святого Людовика и Карла Великого, что свидетельствует о величии французской монархии. Кроме своего прямого предназначения, Церковь служит пантеоном для Бонапарта Наполеона и ряда французских генералов, прославившихся в боях.

Солдатская церковь. Почти до конца XVII века религия была неразрывно связана с общественной, политической и военной жизнью. Церковники следили, чтоб военнослужащие беспрекословно посещали все церковные службы и процессии.

Конечно, Солдатская церковь не может сравниться с роскошью Королевской, но несомненно привлекает внимание посетителей. В Солдатскую церковь можно попасть с Парадной площади. В коридорах выставлены сотни орудий разных времен. На карнизе развешены множество трофейных знамен, захваченных в сражениях прошлых веков. Орган семнадцатого века, в центре зала, дополняет убранство церкви.

Церковь посвящена Святому Людовику и освещена в честь святой Троицы. Административно относится к Музею армии с 1905 года, с момента его создания.


Таким образом, Дом инвалидов представляет собой не только государственное учреждение по уходу за ветеранами, но и занимает весомую нишу среди памятников истории Франции. Этот памятник должен быть отмечен на карте каждого гостя столицы, как важная экскурсионная достопримечательность, ведь помимо музеев и экспонатов, Дом инвалидов приковывает внимание внушительной архитектурой XVII века.

Как добраться

Адрес: 129 Rue de Grenelle, Paris 75007
Сайт: musee-armee.fr
Метро: Varenne
Время работы: 10:00-18:00

Государственный Дом Инвалидов в Париже — весьма необычная достопримечательность города, представляющая из себя комплекс из нескольких зданий и собора, в которых расположились музеи, памятники искусства и гробницы некоторых известных французских военных, а также госпиталь и дом престарелых для ветеранов войн. Как можно догадаться по названию, именно создание здесь госпиталя было первоначальной целью постройки.

В наше время Дом Инвалидов — достаточно популярное среди туристов место, сюда постоянно проводятся экскурсии. Более того, во внутреннем дворе комплекса, благодаря его большой площади, проводятся военные парады и другие мероприятия. Часть зданий занята иностранными посольствами нескольких стран, а также Министерством иностранных дел Франции. Здесь также до сих пор располагается Государственный институт инвалидов, состоящий из дома престарелых и нескольких медицинских учреждений.

История

24 ноября 1670 года король Франции Людовик XIV приказал создать проект приюта и госпиталя для нуждающихся в помощи солдат, вышедших в отставку. Таким образом Людовик хотел облагородить улицы города, чтобы они не были заполнены больными и бездомными ветеранами, просящими милостыню или идущими на преступления.

Людовик выбрал для строительства место напротив Гран Пале и Пти Пале в пригороде Гринель. Он задумывал комплекс, способный вместить 6000 человек. Архитектором Дома Инвалидов был избран Либераль Брюан. Первые жители заселились в Дом Инвалидов еще во время стройки, в 1674. Через два года, когда строительство было завершено, длина фасада постройки составляла 196 метров, а во всем комплексе было 15 внутренних дворов, однако в итоге стало понятно, что здесь сможет жить лишь 4000 ветеранов.

В 1679 году здесь была построена церковь комплекса, однако ее вид не понравился королю Людовика, поэтому он перепоручил создание церкви Жюлю Мансару.Эту церковь нередко называют Собор Дома Инвалидов, так как визуально она очень напоминает Собор Св. Петра в Риме . Росписью внутри церкви занимался Шарль-Де Ла Флосс.

Церковь Дома Инвалидов настолько выделяется своей красотой, что по праву считается главным символом комплекса.

К 1710 году Дом Инвалидов заселило более 1500 человек, а уже к концу XVIII века комплекс был заселен почти полностью, так как здесь жило 4000 ветеранов. По этой причине для того, чтобы найти здесь приют, военные должны были иметь не менее 10, а впоследствии и 20 лет стажа.

Примечательно, что правила комплекса очень напоминали военный устав. В Доме Инвалидов существовало строгое расписание приемов пищи, подъемов и отбоев, а также работы в мастерских. Инвалиды занимались изготовлением обуви и гобеленов, а также разрисовывали гравюры. Выделялось также отдельное время для строевой подготовки. За нарушения правил проживания в комплексе существовали наказания, вплоть до выселения.

В 1777 г. в здание перевезли модели французских замков и городов из Лувра, однако первый музей здесь появился почти спустя сто лет. В 1804 году здесь впервые произошло вручение орденов офицерам Наполеоном. Наполеон Бонапарт и его приближенные часто отдыхали в королевской части Дома Инвалидов. Здесь же находится его гробница, перевезенная сюда с острова Святой Елены .

Дом Инвалидов постепенно становился усыпальницей членов королевской семьи, французских офицеров и многих героев Франции. Среди них старший брат Наполеона I, Наполеон II, Фердинанд Фош и Эмиль Гепрат. Это место с годами стало популярной туристической достопримечательностью, особенно из-за крипты Наполеона. Это саркофаг из малинового кварцита, охраняемый двумя фигурами, держащими скипетр, держав и императорскую корону. Вокруг саркофага стоит еще 12 статуй богинь победы, символизирующих завоевания Наполеона I. На стенах коридора можно рассмотреть барельефы, также повествующие о победах Наполеона и главных событиях в его жизни.

Архитектура Дома Инвалидов и собора Дома Инвалидов

Над северным фасадом комплекса возвышается позолоченный купол церкви Мансара с высоким шпилем. Эта церковь является сочетанием французского барокко и классицизма. Это очень пластичное и пышное здание, вертикальное в своей основе и укрытое великолепным золотым куполом. Внутри собор разделяется на королевскую и солдатскую части при помощи витража. Стены и потолок собора внутри украшены фресками, в некоторых элементах также присутствует позолота.

Вход в комплекс представляет из себя портал в форме арки, украшенный барельефом, изображающим Людовика XIV на коне. Сам внутренний двор состоит из пяти дворов. В северной части двор переходит в широкую Эспланаду Инвалидов, а ниже ее располагается Мост Инвалидов. Перед фасадом комплекса установлены пушки, как французские, так и трофейные.

Основное здание построено в достаточно строгом классическом стиле. Оно представляет из себя двухуровневую растянувшуюся на сотни метров постройки. Единственным украшением здания является ряд аркад на обоих его этажа.

На первом этаже комплекса находились столовые, мастерские и некоторые комнаты, а основное количество комнат располагалось на втором этаже.

Музеи в Государственном Доме Инвалидов

В наше время в Государственном Доме Инвалидов расположилось немало необычных музеев. Основа для первого из них была заложена еще в 1777 году, когда сюда перевезли модели городов и замков. Впоследствии здесь открылся Музей планов и рельефов. Примечательно, что до сих пор в музее выставляются экспонаты, которые начал собирать министр военных дел еще при Людовике.

В 1872 году в здании Дома Инвалидов открыли Музей артиллерии, а в 1897 — Музей истории армии. Однако в 1905 году руководством комплекса было принято решение объединить эти два музея в Музей армии . Многие экспонаты этого музея выставлены во внутреннем дворе Дома Инвалидов, например, перед фасадом стоят боевые пушки и выставлены трофейные флаги.

Два последних музея, расположившихся в здании, — Музей ордена Освобождения и Музей современной истории . Первый из них изначально был пунктом сбора и штаб-квартирой участников французского Сопротивления во время Второй мировой войны. Эту историю и многие другие события XX века описывает экспозиция Музея современной истории, официально образованный в 1987 году.

Как добраться до Дома Инвалидов в Париже

Рядом с Домом Инвалидов в Париже располагаются остановки общественного транспорта, поэтому добраться сюда можно без особых трудностей. Ближайшей станцией метро является Invalides веток 8 и 13. Также неподалеку находятся станции Latour-Maubourg, Varenne и Saint François-Xavier. Доехать сюда можно и на городских электричках, станция Invalides ветки С. До одноименной автобусной остановки можно доехать маршрутами 28, 63, 69, 80, 82, 83, 87, 92 и 93.

Государственный Дом Инвалидов находится недалеко от некоторых достопримечательностей Парижа, от которых сюда можно добраться пешком, например, Парадная площадь, Сад Тюильри и Марсово поле . Если же вы планируете добираться до комплекса на такси, вы можете воспользоваться сервисом «Uber» или местными сервисами по заказу такси.

Государственный Дом Инвалидов на видео:

Государственный Дом Инвалидов в Париже на google-панорамах:

Собор Дома инвалидов в Париже

Высокий купол собора Дома инвалидов уже давно стал одной из главных вертикалей, формирующих силуэт Парижа, и даже трудно сегодня представить себе французскую столицу без этого легко взлетающего ввысь монументального храма, сверкающего на солнце своими многочисленными золотыми украшениями.

Рассказывают, что в результате частых войн середины XVII столетия Франция наполнилась увечными солдатами-инвалидами, вынужденными скитаться и нищенствовать, и тогда, в конце 1660-х годов, король Людовик XIV издал эдикт о постройке специального дома призрения для исключенных со службы старых солдат-инвалидов Сооружение Дома инвалидов должно было продемонстрировать заботу короля о своих воинах.

Собор Дома инвалидов

Строительство приюта в 1671 году было поручено архитектору Либералю Брюану. Так на берегу Сены появился ансамбль Дома инвалидов – обширный комплекс зданий, протянувшийся между площадью маршала Вобана и Эспланадой Инвалидов. К 1676 году, когда строительство завершилось, протяженность фасада Дома инвалидов, обращенного к реке, оставляла 196 м. Комплекс включал в себя пятнадцать внутренних дворов, один из которых, так называемый «Почетный двор» (cour d’honneur), предназначался для проведения военных парадов и других торжественных церемоний. Требовалось, однако, построить еще и часовню для призреваемых ветеранов. Проект небольшой церкви Св. Людовика (Сан-Луи-де-Инвалид) также разработал Либераль Брюан, однако в полной мере реализовать его архитектор не сумел: он скончался еще до завершения всех работ. Заканчивал строительство часовни его помощник, Жюль Ардуэн-Мансар, со временем ставший крупнейшим французским зодчим конца XVII столетия. Ардуэн-Мансар создал, в частности, ансамбль Вандомской площади в Париже и осуществил несколько крупных построек в Версале. Он был родственником и учеником другого известного архитектора – Франсуа Мансара (1598–1666), от которого унаследовал не только фамилию, но и талант.

Часовня Сан-Луи-де-Инвалид была закончена в 1679 году. Вскоре после этого Людовик XIV пожелал, чтобы Ардуэн-Мансар включил в ансамбль Дома инвалидов особую королевскую часовню – очевидно, король считал выше своего достоинства молиться в одной церкви с солдатами-ветеранами. Королевский заказ Ардуэн-Мансар реализовал с небывалым размахом: он построил не часовню, а огромный собор, видный сегодня едва ли не со всех точек французской столицы. Он стал центральным сооружением всего ансамбля Дома инвалидов.

Собор Дома инвалидов строился в 1679–1706 годах и оказался последней крупной постройкой Ж. Ардуэна-Мансара – в 1708 году архитектор скончался. Собор Дома инвалидов, или Купольная церковь, как иногда называют это сооружение, стал, таким образом, своеобразным памятником этому выдающемуся зодчему. Разрабатывая проект храма, Ардуэн-Мансар, несомненно, вдохновлялся образом базилики Святого Петра в Риме, купол которой послужил прообразом для многих крупных барочных построек рубежа XVII–XVIII веков. Внутреннюю поверхность купола собора Дома инвалидов расписывал Шарль де ля Фосс (1636–1716).

Собор – квадратное в плане сооружение, образец строгого изящества и симметрии. Его фасад украшен двойной колоннадой, увенчанной монументальным фронтоном. Массивный барабан, окруженный парными колоннами, служит основанием для устремившегося в небо огромного продолговатого купола, украшенного золотыми гирляндами и цветами. Купол завершается позолоченным фонариком и шпилем. Общая высота собора составляет 107 м.

Силуэт собора Дома инвалидов является одним из наиболее выразительных в облике Парижа благодаря чрезвычайно удачно найденным пропорциям. Интерьер собора, имеющий в плане греческий крест, повторяет строгую простоту наружного облика храма. Здание включает в себя центральный зал, над которым возвышается купол. Центральный зал соединен проходами с четырьмя круглыми угловыми капеллами. Своды центрального зала украшают изображения четырех евангелистов, а в центре свода находится большое живописное изображение «Святой Людовик, вручающий свой меч Христу».

Ансамбль Дома инвалидов стал пантеоном военной славы Франции. В одном из его зданий расположен сегодня Музей французской армии, а в самом соборе находятся гробницы маршалов Франции и других выдающихся военных деятелей. Среди них – Тома Бюжо (1784–1849), покоритель Алжира; Франсуа Канробер (1809–1895), командующий французской армией в Крымскую войну; герои Второй мировой войны Филипп Леклерк (1902–1947) и Жан Делаттр-Тассиньи (1889–1952). Здесь же похоронен капитан Руже де Лилль (1760–1836) – автор легендарной «Марсельезы».

Четыре капеллы собора Дома инвалидов служат усыпальницами многих членов семьи Бонапарт и выдающихся военных деятелей Франции. В первой капелле справа находится гробница Жозефа Бонапарта (1768–1844), брата Наполеона, в следующей капелле похоронены маршалы Фош и Вобан. В первой капелле слева расположена усыпальница другого брата Наполеона – Жерома (1784–1860), за ней находятся усыпальницы маршалов Тюренна и Льётея.

В крипте собора, сооруженной архитектором Висконти, точно под куполом, находится гробница императора Наполеона. Как известно, Наполеон умер на острове Святой Елены 5 мая 1821 года, но только в 1840 году его прах был доставлен на родину. Торжественная церемония захоронения останков императора состоялась 15 декабря 1840 года – первоначально в парижской часовне Сан-Жером, а в 1861 году прах Наполеона был перенесен в собор Дома инвалидов. Останки уложили в шесть гробов: первый – из жести, второй – из красного дерева, третий и четвертый – из свинца, пятый – из эбенового дерева, а шестой – из дуба. Эти гробы были помещены в большой саркофаг из красного порфира, который установили в крипте собора Дома инвалидов, украшенной, по выражению А.З. Манфреда, с «языческим великолепием». Вечный сон императора сторожат «Двенадцать побед» – двенадцать скульптур богини победы Ники работы скульптора Прадье, каждая из которых символизирует одно из двенадцати крупнейших сражений, выигранных Наполеоном: Маренго, Ваграм, Аустерлиц, Иена, Фридланд, Москва (имеется в виду Бородинская битва)… Названия мест сражений, выложенные золотом на мраморном мозаичном полу вокруг саркофага Наполеона, окружает мозаичный лавровый венок. Рядом с императором покоится прах его сына – «Орленка», умершего в Вене в 1832 году.

Гробница Наполеона долгое время служила объектом паломничества многих французов, приходивших поклониться праху великого императора. Но прошли годы, и сегодня у гроба Наполеона можно встретить разве что иностранных туристов, осматривающих достопримечательности Парижа.

«Иная эпоха, иные проблемы, другие герои привлекают ныне внимание, – писал А.З. Манфред. – «Жизнь идет вперед и ставит новые задачи… Неистовый корсиканец, волновавший когда-то умы и сердца, отодвинут в далекое прошлое. Все проходит…»

автора

Петропавловский собор (собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла) Среди петербуржцев живет твёрдое убеждение, что ангел на шпиле Петропавловки, самого высокого собора России, – это ангел-хранитель города.Всем привычное название Петропавловка официально

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) Золотой купол Исаакия сверкает над городом, как шлем могучего витязя. Да и сам собор-исполин с его нерушимой гранитной мощью ассоциируется с образами русских чудо-богатырей из былинного эпоса.У русских церквей

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Никольский морской собор (Морской собор Святителя Николая Чудотворца и Богоявления) Николо-Богоявленский кафедральный собор считается символом благословения Санкт-Петербурга как города морской славы. Но это не просто символ – Никола Морской, как его называют

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Владимирский собор (Собор Владимирской иконы Божией Матери) У этого величественного храма, стоящего в центре города, до сих пор не установлено авторство. Но таков уж Петербург, что здесь могут случаться разные, в том числе и самые невероятные, события. Собор принадлежит к

Из книги 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга автора Мясников старший Александр Леонидович

Кронштадтский Морской Никольский собор (Морской собор святителя Николая Чудотворца) Силуэт этого грандиозного собора виден за несколько десятков километров до подхода к городу. Морской Никольский собор, видимый в хорошую погоду из Петербурга, – это не только одна из

Из книги Катары автора Каратини Роже

7 СОБОР В МОНПЕЛЬЕ И ЛАТЕРАНСКИЙ СОБОР (январь 1215 г. - январь 1216 г.) На самом деле для «благородного графа» де Монфора победа, одержанная им над окситанскими войсками, оказалась пирровой, сделавшей его задачу еще более трудной. Ее единственным результатом было то, что она

Из книги История города Рима в Средние века автора Грегоровиус Фердинанд

2. Иннокентий созывает собор в Лионе, 1245 г. - Низложение императора. - Последствия этого приговора. - Воззвание Фридриха к государям Европы. - Контрманифест папы. - Настроение в Европе. - Чего хотел император. - Иннокентий IV решается на войну на жизнь или смерть против

Из книги Метроном. История Франции под стук колес парижского метро автора Дойч Лоран

Из книги 100 знаменитых памятников архитектуры автора Пернатьев Юрий Сергеевич

Собор Санта Мариа дель Фьоре (Флорентийский собор) «Белла Фиоренце» – прекрасная Флоренция – так называют свой город флорентийцы.Действительно, Флоренция, расположенная в цветущей долине Арно, среди холмов, окутанных голубой воздушной дымкой и окружающих ее подобно

Из книги 38-я гренадерская дивизия СС «Нибелунги» автора Пономаренко Роман Олегович

Глава 3 Юнкерские классы для раненых и инвалидов Уже в 1941–1942 гг. высокие потери на фронте привели высших чинов СС к идее, что тяжело раненным кандидатам в офицеры можно было бы дать возможность доучиться для получения офицерского звания, несмотря на их ранения или даже

Из книги Исторический маразм Кремля и «Болота» [Россией правят двоечники!] автора Нерсесов Юрий Аркадьевич

После Великой Отечественной войны Сталин утопил инвалидов Вот, смотрите, у нас сегодня есть много локальных войн. У нас есть инвалиды после этой войны? Есть. А после Великой Отечественной войны должны были быть инвалиды? Их было вообще, должно быть, много, представляете,

Из книги Владивосток автора Хисамутдинов Амир Александрович

Из книги Полная история Христианской Церкви автора Бахметева Александра Николаевна

Из книги Полная история христианской церкви автора Бахметьева Александра Николаевна

Из книги История Христианской Церкви автора Поснов Михаил Эммануилович

Из книги Народ Мухаммеда. Антология духовных сокровищ исламской цивилизации автора Шредер Эрик

Координаты: 48°51′18″ с. ш. 2°18′44″ в. д. / 48.855° с. ш … Википедия

Дом инвалидов в Париже - ДОМЪ ИНВАЛИДОВЪ (Dôme, Hôtel des Invalides) въ Парижѣ. Стремленіе придти на помощь солдатамъ, потерявшимъ на воинѣ способность содержать себя, проявилось во Франціи еще при Карлѣ В., к рый наложилъ на монастыри обяз ность принимать инв довъ въ… … Военная энциклопедия

Париж - столица Франции. Известен уже в I в. до н. э. как селение Лютеция (Lutetia), название от галльск. lut болото, т. е. селение на болоте. Позже Lutetia Parisiorum от этнонима парисии, галльск. племени, жившего на берегах Сены. Затем Parisiorum, и… … Географическая энциклопедия

Париж - (Paris), столица Франции. Расположен на р. Сена, у впадения в неё pp. Марна и Уаза. Париж вырос на месте галльского поселения Лютеция. В III IV вв. римская колония Паризии (сохранились руины амфитеатра и терм). С конца X в. столица… … Художественная энциклопедия

Париж - (Paris) столица Франции, главный экономический, политический и культурный центр страны, один из крупнейших и красивейших городов мира. Расположен на р. Сена, у впадения в неё главных притоков Марны и Уазы. Климат мягкий, умеренный,… … Большая советская энциклопедия

Париж - План Парижа План окрестностей Парижа (Paris, древн. Lutetia Parisiorum) столица Франции и главный гор. дпт. Сены, под 48° 50 с. ш. и 2° 20 в. д. (Грин.), в 168 км от Атлантического океана, на обоих берегах Сены. Высота поверхности от 25 до 128 м … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Париж - (Paris), столица Франции, на р. Сена. 2,2 млн. жителей (1990). Вместе с пригородами (Версаль, Сен Дени, Иври, Аржантёй, Дранси и др.) образует городскую агломерацию Большой Париж с населением 9,1 млн. человек. Главный город исторической области… … Энциклопедический словарь

ПАРИЖ - столица Франции. Расположен на берегах р.Сены, в 145 км от пролива Ла Манш, в географическом центре северной части Франции. Париж административный, политический и промышленный центр, в нем сконцентрирована финансовая и торговая деятельность… … Энциклопедия Кольера

Париж (Франция) - Город, столица Франции Париж фр. Paris Флаг Герб … Википедия

Дом-музей Бурделя (Париж) - Координаты: 48°50′35″ с. ш. 2°19′06″ в. д. / 48.843056° с. ш. 2.318333° в. д. … Википедия

Книги

  • Путеводитель по Парижу , Коллектив авторов. Много полезной и интересной информации о Париже, начиная с истории этого города, его достопримечательностей и заканчивая полезной информацией о том, что нужно делать в экстренных случаях.… Купить за 149 руб аудиокнига
  • Париж. Путеводитель (CDmp3) , Васильева О.. Путеводитель - самый удобный и доступный способ познакомиться с городом. Виртуальное путешествие на персональном компьютере: фотографии, описание маршрутов, возможность изучить и распечатать…