Заикание. Причины, виды и симптомы. Коррекция заикания. Какой врач лечит заикание? Из за чего появляется заикание




Обсуждение

У меня тоже ребенок запинается. Прошли курс в ЦПРиН. Вроде чуть-чуть получше. Но проблема не ушла. Мне немного грустно. В обычной детской поликлинике этим не занимаются. Что делать дальше я не знаю. Пока решила забить на эту проблему, но чувствую, что она меня накроет к школе.

Комментировать статью "Как остановить заикание?"

Вы незаметно можете помочь ребенку Причины и лечение заикания у детей. Заикание - сложное нарушение речи, связанное с В три года ему Действительно ли он избавляет от заикания, или хвалебные отзывы на сайте написаны им самим в рекламных целях?

Навязчивые движения и заикание. Медицина/дети. Усыновление. Обсуждение вопросов усыновления, форм устройства детей в семьи, воспитания приемных детей...

Заикание уже где-то полгода, когда не может что-то сказать, то сама начинает говорить как Пение помогает избавится от заикания, даже тяжелого, даже взрослых людей, перед Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от...

Как мы избавились от заикания. Сначала лечили его, потом - заикание у логопеда. Наша лечила заикание за 2-3 месяца. все посещения... Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от итераций (запинок), это раз.

заикание и бабки. ...затрудняюсь выбрать раздел. ребенок летом заикаться начал, я его никуда не водила, почитала в инете что это не понос, убирается не быстро и не просто и решила смотреть в динамике. но ретивый дед дошел до логопеда, тот ничего умнее не придумал, как...

Ребенок заикается. Логопедия. Детская медицина. Здоровье ребенка, болезни и лечение, поликлиника, больница, врач, прививки. Посоветуйте, пож-та хорошего невролога. Моему сыну (5 лет) поставили диагноз логоневроз (заикание). Думали, что запинки пройдут со временем...

Заикание. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с Вы как краевед, а вам как логопед - не видела ни одного невролога, который бы различал заикание от итераций (запинок), это раз.

Заикание. Ситуация.... Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое развитие ребенка от 3 до 7 лет.

Вы потом напишите, плизз, как вас там лечить будут, мы вот там не были и не знаю стоит или Как вылечить заикание у ребенка. Заикание? одна из проблем, способных поставить в тупик Как мы избавились от заикания. Очень важно не упустить момент, когда все можно исправить.

Да и вообще заикание было во время обыной речи,когда она что-о свое гоорила (ужасная болтушка), а когда пересказывала (почти дословно - такая особенность памяти), то не заикалсь никогда. А стихи - это вообще ее конек, любой сложности и длины.

Как остановить заикание? Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Заикание у детей. Часть 1. Сейчас вы узнаете как перестать заикаться. Но обо всём по порядку.

Заикание и наследственность. Подготовка к зачатию. Планирование беременности. Заикание и наследственность. Девушки, хочу у вас спросить, может кто сталкивался с таким вопросом.

ребенок начал заикаться. Развитие речи. Детская психология. Согласна с Mash, заикание от слишком большого потока информации для маленького человечка. Мы тоже сталкивались с такой проблемой, нам было 3 годика.

Вы где территориально? У нас в частном саду была очень хорошая логопед. Я знаю мальчика с заиканием, которого она вытянула. Уже прошло много лет как вы писали.что вам помогло?? За сколько избавились от заикания? 15.02.2019 14:06:03, Мама малыша 2.9.

заикание. Сын в 3 года стал заикаться. Хочется пообщаться с родителями, кто прошел через это и вылечился или наоборот. Какие методики? Как лечились? Может кто-нибудь подскажет...

заикание. Логопедия, развитие речи. Ребенок от 3 до 7. Воспитание, питание, режим дня, посещение детского сада и взаимоотношения с воспитателями, болезни и физическое...

Заикание. Нужна консультация психолога. Детская психология. Первый раз заикание появилось в 2 года 4 мес. Примерно за две недели до этого, старший сын попал в неприятную...

Как остановить заикание? Опыт мамы заикающегося ребенка. Мой второй ребенок, сын, в 3 года начал заикаться. Сказать, что я была в панике, значит, ничего не сказать.

Как остановить заикание? Первый, к кому я обратилась, была логопед нашего детского сада. На мой прямой вопрос "Можно ли остановить заикание?" я, к своему ужасу, услышала: "Нет!".

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!

Что такое заикание?

Заикание – это расстройство речи, для которого характерно повторение или пролонгация (удлинение) отдельных звуков, слогов или слов. Результатом этого является нарушение плавности и ритма речи. Одновременно с этим заикание сопровождается расстройствами дыхания, изменениями в высоте и тембре звука. Синонимом заикания является термин логоневроз.

Причины заикания

Заикание или логоневроз относится к нарушению ритмической организации речи, в развитии которого участвуют несколько факторов. В первую очередь – это слабость нервной системы, многочисленные психологические и даже психические проблемы, а также хронические вялотекущие патологии.

Функция речи

Для того чтобы понять причину заикания, важно знать, что речь является результатом взаимодействия одновременно нескольких систем. Функция речи реализуется благодаря слаженной работе двух мозговых центров - Вернике и Брока. Центр Вернике – это слуховой, ассоциативный центр, который анализирует воспринимаемую речь и принимает решение, что далее говорить. Центр Брока – это моторный, голосовой центр, который отвечает за работу мышц речевого аппарата. Только синхронная работа этих двух центров обеспечивает плавную и ритмичную речь. Когда работа одного из этих центров нарушается, происходят разрывы речевого круга. Данные разрывы объясняются неодинаковой скоростью работы вышеперечисленных речевых центров.

Механизм развития заикания

В основе заикания лежит судорожное состояние мышц речевого аппарата. Возникает данное состояние в результате нарушения нервных процессов. Вследствие этого в различных отделах головного мозга прерывается передача нервных импульсов. Когда в зону вовлекается участок мозга, отвечающий за произведение речи, то возникают судороги в различных отделах речевого аппарата. Так, судороги могут развиваться в мышцах гортани, глотки, языка и неба. Результатом этих судорог является асинхронное срабатывание компонентов речи - одни срабатывают раньше, другие позже. Голосовые связки начинают плотно смыкаться и также размыкаться, темп и плавность речи нарушается. Слоги или звуки начинают повторяться, произносится удлиненно и шепотом, например, «ппп-поле», «ммма-ааа-шина» и так далее. Примечательно то, что нервные импульсы, возникающие при перевозбуждении, по своей частоте близки к согласным. Именно поэтому заикание, как правило, выпадает на согласные звуки и гораздо реже на гласные. В основе этого механизма лежат несколько причин.

Причинами развития заикания являются:

  • наследственная предрасположенность;
  • черепно-мозговые травмы в родовом периоде и после него;
  • инфекции нервной системы;
  • повышенная судорожная активность;
  • лабильность (неустойчивость) нервной системы.
Каждая из этих причин отражает определенную теорию. Однако, ни одна из данных теорий не получила широкого признания. Так, не у всех детей можно проследить наследственную предрасположенность. Травмы и инфекции нервной системы также могут служить фактором риска заикания, но у некоторых детей с заиканием никаких патологий выявить не удается. У взрослых нередко удается проследить связь между черепно-мозговой травмой и заиканием. Большинство специалистов предполагает, что в той или иной мере причиной заикания являются дефекты нервной системы. Данные дефекты формируются как вследствие перенесенных травм и инфекций, так и вследствие других факторов. В свою очередь, они приводят к тому, что в моторном речевом центре Брока возникает судорожная активность, которая провоцирует приступы сокращения мышц речевого аппарата.

Не менее важную роль в возникновении заикания играют стрессовые ситуации в жизни ребенка. К таковым относятся конфликты в семье, поход в школу, тяжелые длительные соматические (телесные) заболевания. В данном случае эти события выступают не как причины заикания, а как стрессовые факторы. Под их воздействием происходит декомпенсация тех аномалий в нервной системе, которые и лежат в основе заикания. Исходя из этого, нельзя утверждать (как предполагают многие), что заикание является следствием сильного испуга или эмоциональной нагрузки. Испуг, стресс или напряжение лишь является лишь толчком для запуска основного механизма, лежащего в основе заикания.

Формы заикания

Заикание может классифицироваться по характеру его проявления или же по причине возникновения. По характеру проявления выделяют тоническую форму заикания и клоническую. При тонической форме заикания происходит пролонгация, то есть растягивание звуков или слогов. Клоническая форма логоневроза характеризуется повторением звуков, слогов или слов. Также может наблюдаться смешанная форма заикания, при которой отмечается и пролонгация (растягивание), и повторение слогов и звуков.
По причине появления условно выделяют невротическую и неврозоподобную форму.

Невротическая форма заикания

Эта форма заикания характерна для детей от 2 до 6 лет. Как правило, ее появлению предшествует сильный испуг, стресс, эмоциональное напряжение. Основной характеристикой этой формы заикания является взаимосвязь с эмоциональным напряжением. Заикание появляется или резко усиливается, когда ребенок начинает нервничать, переживать или волноваться. В момент отсутствия стресса логоневроз может полностью исчезать. Течение заболевания рецидивирующее, то есть с периодическими обострениями.

У детей с невротической формой заикания редко удается выявить в анамнезе какие-либо патологии или черепно-мозговые травмы. Психическое развитие без особенностей, речь также развивается вовремя. Нередко у таких детей и вовсе наблюдается ранее развитие речи. Дети рано и быстро начинают говорить. Темп речи становится очень быстрым, дети часто говорят взахлеб. При этом они глотают некоторые слова и окончания. Часто дети отличаются своей робостью и повышенной впечатлительностью. Эмоциональный фон характеризуется повышенной тревожностью , нетерпеливостью, обидчивостью. Также дети нередко чрезмерно плаксивы.
Заикание появляется внезапно, на фоне хорошо развитой речи. Часто стрессовым фактором может выступать поход в школу, сложная адаптация в детском саду. Невротическое заикание редко развивается само по себе. Как правило, ему сопутствуют другие симптомы невротического уровня.

К симптомам, которые развиваются одновременно с заиканием, относятся:

  • различные страхи – страх темноты, высоты, животных;
  • энурез (недержание мочи) – чаще всего ночной, но бывает и дневной;
  • импульсивное поведение.
Если психогенный фактор был очень сильный, то изначально может развиваться мутизм. При этом ребенок полностью прекращает говорить на некоторое время. Когда страх проходит, появляется речь, а вместе с ней и заикание. По мере того как заикание прогрессирует дети становятся раздражительными, капризными, плохо спят. Резкое изменение поведения наблюдается у детей с невротическим заиканием к 10 – 12 годам. К этому моменту дети взрослеют и начинают глубже осознавать свой дефект. Они закрываются в себе, становятся замкнутыми. Дети начинают стесняться говорить, знакомиться. К заиканию прибавляется боязнь речевого общения с обсессивным (навязчивым) ожиданием речевой неудачи. Данный феномен называется логофобией.


Со временем формируется порочный круг - страх заговорить формирует отрицательные эмоции, которые, в свою очередь, усиливают заикание.

В отличие от других заболеваний, которые с возрастом могут проходить, логофобия только усиливается. Подростки, а потом уже и взрослые люди уходят в себя, становятся замкнутыми и даже мысль о предстоящем общении наводит на них панику.
При злокачественном течении логоневроза у детей развиваются различные страхи (фобии), панические атаки , тревожные расстройства. Чаще всего логоневроз ассоциируется с агорафобией (страхом общественных мест).

Неврозоподобное заикание

Неврозоподобное заикание характерно для детей 3 – 4 лет. Чаще всего его развитию не предшествуют психотравмирующие ситуации. Однако в анамнезе (истории болезни) у таких детей присутствуют травмы, тяжелая перинатальная патология, асфиксия в родах . Нейропсихическое развитие, включая речь, как правило, отстает. Дети поздно начинают сидеть ходить, говорить. Часто присутствует церебрастенический синдром, для которого характерно повышенная утомляемость и истощаемость, вспыльчивость. Отмечается задержка речевого развития - первые слова после 2-х лет, первые фразы после 3-х. Одновременно выявляются трудности в произношении звуков, перестановка в словах звуков и слогов, медленное накопление словарного запаса. В период формирования фразовой речи (соответствует 3 – 4 годам) появляется заикание.

Сначала заикание протекает волнообразно, без остановок и запинок. При этом оно не связано с внешними ситуационными факторами. Спустя 5 – 6 месяцев после начала заболевания речь засоряется и обрастает «эмболофразиями». Эмболофразия – это появление в разговоре не имеющих отношения к смыслу фразы звуков или слов, например, «э», «ну», «это». Одновременно выявляется патология речевой артикуляции и моторики в целом. Часто неврозоподобная форма заикания протекает совместно с дизартрией (трудностями в произношении вследствие нарушения иннервации речевого аппарата).

Признаки заикания

Основными проявлениями заикания являются прерывания в речи, вследствие чего речь теряет свою ритмичность. Прерывания могут проявляться в виде растягиваний звуков либо в виде их повторов. Как правило, изолировано логоневроз не протекает. Часто заболеванию сопутствуют фобические, тревожные или депрессивные расстройства. Заикание в 99 процентах случаях развивается в детском возрасте или в подростковый период. При своевременном и комплексном лечении заикание проходит. Злокачественные формы заикания, вовремя не вылеченные, остаются и сопровождают человека и во взрослой жизни.

Заикание у детей

Развитие логоневроза всегда приходится на период детства. Как уже было сказано выше, логоневрозу часто сопутствуют и другие расстройства. Во время речи ребенок выглядит напряженным, расстроенным. В разговоре помимо основных симптомов наблюдаются неожиданные подъемы громкости голоса.

Симптомами заикания у детей являются:

  • повторение звуков, слогов;
  • растягивание звуков и слогов;
  • паузы (блоки) молчания.
Речь ребенка теряет свою плавность и ритмичность. Чем сильнее ребенок нервничает и пытается преодолеть барьер, тем выраженнее проявляется заикание. Мышцы лица напрягаются, также нередко наблюдается напряжение в мышцах конечностей.

Во время разговора обращают на себя внимание нарушения в мимической и артикуляционной моторике. Также выявляются расстройства координации движений рук и ног, динамический праксис. При логопедическом обследовании строение речевого аппарата в норме, но, в то же время, артикуляционные движения характеризуются своей ограниченностью и скованностью. Речь также монотонная и однообразная.

К сопутствующим симптомам заикания относятся:

  • тревога;
  • беспокойство;
  • моторные или вокальные тики;
  • напряжение мышц лица.
Ребенок начинает проявлять избегающее поведение - он старается избегать ситуаций, где необходимо высказаться или где просто собирается большое количество людей. Поведение отличается импульсивностью, а эмоциональный фон - лабильностью.

Заикание у взрослых

Заикание у взрослых всегда является следствием невылеченного заикания в детстве. Протекает оно гораздо сложнее, часто на фоне фобического расстройства. Чаще всего развиваются панические атаки, сопровождающиеся повышенной тревогой, сильным сердцебиением , ощущением удушья . Также характерна агорафобия, при которой приступы паники развиваются в момент выхода человека в общественное место. Более чем у половины взрослых с заиканием регистрируются тонико-клонические судороги во всех отделах речевого аппарата. Заикание у взрослых сопровождается разнообразными и хаотичными движениями рук, кивками, притопыванием, покачиванием туловища.

Отдельную значимость приобретает поведение больного. Заикание отходит на второй план, а на первый выступает замкнутость, скованность, необщительность. У одной трети пациентов развивается депрессивное расстройство. Депрессия , как правило, проявляется различными соматическими симптомами («маскированная депрессия» или «депрессия без депрессии»). В качестве соматизированных депрессивных симптомов выступают боли в животе , боли в области сердца , кашель и так далее.

Лечение заикания

Лечение заикания всегда должно быть комплексным. При этом специфического лечения против заикания не существует. Лечится то заболевание, которое лежит в основе логоневроза. Если речь идет о ребенке, то чаще всего это сопутствующее лечение невротического расстройства. С этой целью назначаются противотревожные, седативные (успокоительные) средства, ноотропы . Поскольку у 20 – 30 процентов детей с заиканием выявляются изменения на уровне электроэнцефалограммы , то целесообразно также назначение противосудорожных препаратов из группы вальпроевой кислоты или карбамазепина .

Лекарства, применяемые для лечения заикания

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука. В своем развитии заикание проходит 4 фазы от редких приступов периодически возникающего заикания до серьезной личностной проблемы, ограничивающей способность человека к общению.

Общие сведения

Судорогоподобные движения артикуляционной и гортанной мускулатур, возникающих чаще вначале речи (реже в середине), в результате которых пациент вынужден задерживаться на каком-либо звуке (группе звуков). Данные симптомы заикания весьма схожи с клоническими и тоническими судорогами. При клоническом заикании наблюдается повторное образование слов, слогов и звуков. Тоническое заикание не позволяет пациенту сдвинуться со звуковой остановки, чтобы перейти к артикуляции другого звука.

Выделяют невротическую и неврозоподобную формы заикания. Невротическое заикание возникает у здоровых детей, как результат стрессов и неврозов . Неврозоподобное заикание свойственно детям с заболеваниями нервной системы (как наследственными, так и приобретенными).

Этиология и патогенез

Выделяют две группы причин возникновения заикания: предрасполагающие и провоцирующие. Среди предрасполагающих причин возникновения заикания необходимо выделить:

  • наследственную отягощенность;
  • заболевания, вызывающие энцефалопатические последствия;
  • внутриутробные, родовые травмы ;
  • переутомление и истощение нервной системы (как следствие инфекционных заболеваний).

Условиями, способствующими возникновению заикания могут выступать:нарушение развития моторики и чувства ритма; скудность эмоционального развития; повышение реактивности в результате анормальности отношений с окружающими; скрытые психические нарушения (например, ущемленность). Наличие одного из вышеперечисленных условий достаточно для нервного срыва и, как следствие, заикания. К причинам, провоцирующим возникновение заикания, относятся: одномоментная психическая травма (страх, испуг); двуязычие или многоязычие в семье; подражание; тахилалия (ускоренная речь).

Патогенез заикания схож с механизмом подкорковой дизартрии . В его составе - нарушение координации дыхательного процесса, артикуляции и голосоведения. Поэтому заикание часто обозначают как дизритмическую дизартрию . Срыв индукционных взаимодействий коры головного мозга и подкорковых структур приводит к нарушению регуляции коры. В связи с этим происходят сдвиги в работе стриопаллидарной системы, которая отвечает за «предуготовность» к совершению движения.

В движении участвуют две группы мышц - одни сокращаются, другие - расслабляются. Благодаря точному и согласованному перераспределению тонуса мышц, возможно совершение быстрых, точных и строго дифференцируемых движений. Именно стриопаллидарной системой осуществляется контроль над рациональным перераспределением тонуса мышц. Блокирование стриопаллидарного регулятора речи вследствие эмоционального перевозбуждения или анатомо-патологических повреждений мозга приводит к клоническим повторениям (тик) или тоническому спазму. Со временем патологический рефлекс - нарушение речевого автоматизма и гипертонус мускулатуры речевого аппарата – перерастает в условный рефлекс.

Симптомы заикания

Дыхание. Среди нарушений дыхательного процесса при заикании отмечается громадный расход воздуха на вдохе и выдохе, что обусловлено расстройством сопротивления в области артикуляции. Нарушение речевого дыхания при заикании заключается в образовании пациентом инспираторно-гласных или проторных звуков. Другими словами, для движения голосовых связок и образования проторного шума пациент использует вдыхаемый воздух. Укороченный выдох наблюдается не только во время речи, но и в покое.

Голос. Попытка произношения звука при заикании сопровождается судорогоподобным замыканием голосовой щели, что препятствует возникновению звука. Во время приступа гортань быстро и резко движется вверх, вниз и выдвигается вперед. Из-за не способности на плавное произношение пациенты пытаются произносить гласные звуки твердо. Наблюдается смягчение симптоматики заикания при пении и шепоте вплоть до полной нормализации речи.

Артикуляция. Кроме функциональных нарушений в артикуляционном аппарате при заикании наблюдаются и соматические нарушения. Например, высокий свод неба, отклонение высунутого языка в сторону, в носовой полости - искривленная носовая перегородка , гипертрофия раковин .

Сопутствующие движения - это движения, сопровождающие речь при заикании, не являющиеся необходимыми, но, в то же время, производимые пациентом, как сознательное движение. Во время приступа заикания пациенты могут откидывать голову назад, наклонять ее, закрывать глаза, сжимать кулак, пожимать плечами, топать ногой, переступать с ноги на ногу. Словом, совершать движения, которые можно обозначить как тонические или клонические судороги.

Психика. С развитием заикания неизбежны те или иные психические расстройства. Наиболее часто встречается страх перед некоторым буквами, слогами и словами, а именно их произношением. В своей речи пациенты, страдающие заиканием, намеренно избегают таких букв и слов, по возможности подыскивают им замену. При обострениях может возникать абсолютная немота. Мысли о невозможности нормального общения могут доводить до сознания неполноценности и в отношение всего «я».

Фазы развития заикания

1-ая фаза. Наблюдаются небольшие эпизоды заикания, сокращение периодов плавной размеренной речи. Окончание первой фазы заикания определяют по следующим симптомам:

  • затруднения в произношении возникают чаще в начальных словах предложений;
  • эпизоды заикания возникают при произнесении союзов, предлогов и других кратких частей речи;
  • «коммуникативное давление» усугубляет заикание;
  • ребенок никак не реагирует на свои трудности с произнесением слов, разговаривает без смущения. Нет беспокойства, страха речи. Спровоцировать заикание способна сиюминутная эмоциональная вспышка.

2-ая фаза. Появляются проблемы в контактировании, некоторые сопутствующие движения. Постепенно повышается число ситуаций, сложных в плане общения.

  • заикание приобретает хронический характер, но различается тяжесть приступов;
  • проблемы с произнесением возникают чаще в многосложных словах, во время быстрой речи и значительно реже в кратких частях речи;
  • ребенок осознает нарушения своей речи, но не считает себя заикающимся. Говорит непринужденно в любой ситуации.

3-я фаза. Закрепление судорожного синдрома. Однако пациенты не испытывают страха речи и какой-либо неловкости. Они используют любую возможность для общения. Предложение о лечении не вызывает какой-либо поддержки или энтузиазма со стороны пациента. Они как будто дают себе установку на спокойствие.

  • пациенты осознают, что по причине заикания некоторые ситуации становятся затруднительными в плане общения;
  • появляются трудности в связи с произнесением определенных звуков, слов;
  • попытки заменить «проблемные» слова другими.

4-ая фаза. На этой стадии заикание - большая личностная проблема. Появляются выраженные эмоциональные реакции на заикание и, как следствие, избегание речевых ситуаций. Если раньше пациент прибегал к замене «проблемных» звуков (слов) периодически, то теперь он делает это постоянно. Он начинает обращать внимание на реакцию окружающих на его заикание. Характерные черты 4-ой фазы заикания:

  • ожидание заикания (антиципация);
  • затруднения при произнесении определенных звуков (слов) принимают хронических характер;
  • логофобия (страх речи);
  • ответы на вопросы становятся уклончивыми.

Осложнения заикания

Наличие заикания вынуждает ребенка избегать речевых ситуаций, в результате чего сужается круг его общения и, как следствие, общего развития. Появляется мнительность, настороженность, ощущение разницы между собой и сверстниками. В результате непонимания между ребенком и его родителями (одноклассниками, сверстниками) развивается ощущение ущемленности, собственной неполноценности. Нарастает раздражительность, появляется пугливость, которая может привести к угнетению психики и усугублению заикания. Заикание может привести к снижению успеваемости в школе по причине неловкости, стеснительности и замкнутости ребенка. Развитие заикания может помешать в выборе профессии, а также в создании семьи.

Диагностика заикания

Для диагностирования заикания необходимо наличие следующих признаков:

  • нарушение ритмичности речи (обрывки слов, фраз, повторение слогов, растягивание определенных звуков);
  • трудности и запинки в начале речи;
  • попытки справиться с заиканием с помощью побочных движений (гримасы, тик).

В случае продолжительности вышеперечисленных расстройств более 3-х месяцев диагностируется заикание. Таким пациентам необходима консультация не только невролога , но и логопеда . Для исключения органических заболеваний нервной системы проводят реоэнцефалографию , ЭЭГ головного мозга , МРТ -диагностику.

Лечение заикания

Успешность лечения невротического заикания во многом зависит от своевременности диагностирования. В виду малоэффективности традиционных психотерапевтических методов лечения заикания (поведенческий, гипнотический и т. д.) в современной медицине отдается предпочтение специальным терапевтическим подходам, которые включают в себя элементы нескольких методов лечения. Такие комбинированные психотерапевтические методы лечения заикания применяют и в индивидуальной, и в групповой форме. Коррекция нарушений речи проводится путем логопедических занятий по коррекции заикания и ускоренной речи .

Невротическое заикание у детей младшего возраста хорошо поддается лечению в логопедических детских садах и группах. Здесь делают акцент на коллективную игровую психотерапию, логопедическую ритмику. Не малое значение придается и семейной психотерапии , где используется внушение, отвлечение внимания, релаксация . Детей учат разговаривать в такт с ритмичными движениями пальцев рук или монотонно и нараспев. В основе метода саморегуляции установка на то, что заикание - определенное поведение, подвластное изменению. В его составе - десенсибилизация, аутогенные тренировки . Целью вспомогательного медикаментозного лечения является снятие симптомов страха, тревоги, депрессий . Рекомендовано назначение седативных (в т.ч. фитотерапевтических) и общеукрепляющих средств.

В медикаментозном лечении неврозоподобного заикания, возникающего в связи с органическим поражением головного мозга, применяют спазмолитики (толперизон, бенактизин), с осторожностью транквилизаторы (в минимальных дозах). Доказана эффективность проведения курса дегидратации. В случае клонического заикания рекомендовано назначение нескольких курсов (от 1 до 3 месяцев) гопантеновой кислоты. Кроме того, в комплексное лечение заикания рекомендуется включать физиотерапию, а также массаж (как общий, так и логопедический).

Прогноз благоприятный более чем в 70% случаев заикания среди детей.

Профилактика заикания

Методы профилактики заикания разделяют на две группы. Одна из них нацелена на поддержание и укрепление детского здоровья, вторая - на организацию речевого развития ребенка. Полноценное питание, постоянный уход, соблюдение режима дня и гигиены - это важные составляющие психического и речевого развития ребенка, сохранения и укрепления его здоровья. Нормальному функционированию нервной системы и предохранению ее от перегрузок способствует правильное чередование бодрствования и сна. Следует беречь психику детей от чрезмерной информационной нагрузки (просмотр «взрослых» телепередач, чтение перед сном гиперэмоциональных сказок), ситуаций, способных вызвать испуг.

Полноценное речевое развитие ребенка должно включать в себя три направления. Первое - расширение кругозора, понятия и представления об окружающем мире, явлениях и предметах (игры, прогулки, чтение книг). Второе - профилактика и предупреждение запинок в речи ребенка, обучение плавности и неторопливости речи, умению логично и последовательно излагать свои мысли, желания. Третье - формирование правильного звукопроизношения, ритмике и темпу речи. Однако сообщать ребенку новую информацию следует постепенно, дозировано.

Исправив заикание, во избежание рецидивов необходимо создать ребенку соответствующие обстановку и режим, которые будут способствовать поддержанию благоприятной психологической обстановки.

Логоневроз, или заикание – речевое нарушение, характеризующееся повторением слов, слогов или отдельных звуков, могут наблюдаться остановки, прерывающие речь. Заикание чаще проявляется у детей. По статистике этим недугом страдают примерно десять процентов детей от общего количества. Среди мальчиков проблема выявляется раза в три чаще, чем у девочек. Чем спокойней окружающая обстановка, тем меньше шансов возникновения логоневроза у детей. Например, у сельских жителей недуг отмечается гораздо реже, чем у городских. В среде воспитанников детских домов и интернатов шанс развития данного отклонения намного выше, чем у детей, растущих в семьях. С возрастом заикание обычно становится менее заметно, а зачастую исчезает полностью. Замечена наследственная предрасположенность к логоневрозу.

Механизм развития заикания (логоневроза)

Механизм возникновения заикания, как и его причины, изучены довольно слабо и медицинская наука до конца не может объяснить эти процессы. Самой распространенной теорией считается перевозбуждение центра Брока в головном мозге. Затем перевозбуждение распространяется на участки, отвечающие за двигательную активность, вызывая судороги мышц речевого аппарата (мягкого неба, губ, языка и прочих). Потом центр Брока успокаивается и нормальная речь восстанавливается. Недуг наиболее заметен в начале фразы, на согласных буквах.

Как утверждают американские ученые, люди, страдающие рассматриваемым заболеванием, обладают повышенным уровнем дофамина (гормон, отвечающий за работу мозга), а при его понижении состояние речи стабилизируется . На данный момент ведется активная разработка лекарственного препарата, понижающего уровень дофамина.

Причины развития заикания

Заикание наиболее часто развивается у детей дошкольного возраста. Большую роль играет тот факт, что окончательное формирование полушарий головного мозга завершается примерно к пяти годам - у ребенка реакции возбуждения выражены сильней, чем процессы торможени я. Эти самые реакции с легкостью превращаются в двигательную активность, в том числе и мышц речевого аппарата. Артикуляционные мышцы (языка, губ, мягкого неба, гортани) развиты недостаточно и работают не совсем четко. Дети, часто воспринимая на слух различные звуки и слова и не понимая их значения, могут просто смешивать их в кучу. Когда ребенок учится разговаривать, его центральная нервная система испытывает колоссальные нагрузки, в результате которых могут возникать сбои в ее работе, приводящие к заиканию.

В возникновении логоневроза может сыграть важную роль фактор подражания. Если в семье, или в ближайшем окружении ребенка, присутствует человек, страдающий заиканием, то дети могут перенять эту манеру разговора . При очень раннем развитии речи, когда у маленького человека набирается большой словарный запас, а голосовой аппарат не до конца сформирован, он может просто не справляться с огромным количеством звуков - ребенок старается выдать информацию чуть ли не непрерывным потоком, что является нормой.

Вот еще несколько факторов, которые могут спровоцировать появление логоневроза (заикания):

  1. Когда в семье нездоровый психологический климат и ребенок получает недостаточно внимания, он может заикаться намеренно для привлечения этого самого внимания.
  2. Если воспитание слишком строгое и за малейшую провинность следует порицание или наказание, дети становятся излишне пугливыми и зажатыми, что способствует появлению недуга.
  3. Когда родители пытаются вырастить из своего чада маленького полиглота, и в очень раннем возрасте начинают обучение языкам, не окрепший мозг не в состоянии согласовать информацию, ведь даже основной родной язык ребенок освоил не до конца. Особенно это заметно в двуязычных семьях.
  4. Иногда, чтобы удивить родных и знакомых, родители учат с детьми длинные и сложные стихи, чтобы на семейном торжестве похвастаться способностями своего отпрыска. Но мало того, что головной мозг не готов к подобным экспериментам, так еще и речевой аппарат не в состоянии вынести такие нагрузки.
  5. Если ребенок рождается левшой и его насильственными методами переучивают на правую руку, этот процесс является причиной довольно сильного стресса, что повышает риск возникновения логоневроза.

Мальчики имеют гораздо большую склонность к заиканию, чем девочки. Просто ввиду физиологических особенностей все двигательные функции у девочек окончательно формируются намного раньше - эта особенность касается и развития артикуляционного аппарата.

В группу риска попадают дети, перенесшие , родовые травмы головы, инфекционные болезни, поражающие центральную нервную систему, различные черепно-мозговые травмы и иные патологии, затронувшие работу нервной системы. Перенесенные психические травмы, стрессовые ситуации также увеличивают шансы появления заикания. Причем, причины, вызвавшие психологическое расстройство и продолжительность их воздействия, абсолютно не играют ни какой роли: дефект речи может вызвать как короткий испуг, так и длительное состояние волнения или страха.

Обратите внимание: наследственная предрасположенность современной наукой не доказана, хотя подобные предположения высказываются очень часто.

У взрослых заикание встречается гораздо реже чем у детей и, как правило, приходит из детства. Причины возникновения логоневроза у взрослых, по большому счету, мало отличаются от детских причин, поэтому рассматривать их отдельно не имеет большого смысла.

Классификация логоневроза – виды заикания

Виды заикания классифицируются по течению, клинике, типам судорог.

Классификация по течению проблемы

Постоянное – после появления протекает постоянно при любых обстоятельствах, во всех речевых формах.

Рецидивирующее – появляется и исчезает само по себе, часто без связи с какими-либо факторами. Периоды нормальной речи могут длиться очень долго.

Волнообразное – состояние, когда недуг не проходит полностью, а то утихает, то усиливается.

Классификация по типам судорог

По типу судорог существуют:

  • тоническая форма , при которой судорожное сокращение мышц речевого аппарата имеет большую силу и продолжительность. На время судороги происходит задержка речи;
  • клоническая форма логоневроза - характеризуется чередующимися, частыми, короткими судорогами, во время которых повторяются отдельные звуки и слоги;
  • смешанная форма - состояние, когда оба вышеописанных типа заикания проявляются одновременно.

Классификация заикания по клиническим формам

В медицине различают две формы логоневроза по клиническим проявлениям – невротическая и неврозоподобная.

Невротическое заикание

Невротическая форма характеризуется тем, что возникает у людей без имеющихся внутриутробной гипоксии или родовых травм в анамнезе. Толчком к развитию такой клинической формы логоневроза может послужить психологическая травма или раннее введение в общение второго языка . То есть, невротическая форма рассматриваемого состояния носит исключительно функциональный характер, при этом мозговые структуры не поражены. Именно поэтому невротическая форма заикания легче поддается лечению.

Симптомы невротического логоневроза

Чаще всего логоневроз данной клинической формы возникает у детей в возрасте 2-6 лет и носит внезапный характер . Сначала ребенок вообще перестает говорить, но на лице у него четко прослеживается выражение страха. Через некоторое время малыш снова начинает пользоваться речью, но сразу же начинает заикаться.

Обратите внимание: при появлении такого заикания ребенок становится беспокойным, у него пропадает аппетит, происходит частая смена настроения, нарушается сон.

При получении любого очередного заикание у ребенка может усилиться, но нередко случаются и длительные периоды, когда малыш разговаривает практически без запинки. Невротический логоневроз имеет волнообразную форму течения, может иметь разные прогнозы – если стресс/психологическая травма были в единственном числе, то заикание постепенно исчезает, при постоянных эмоциональных потрясениях логоневроз переходит в хроническую форму.

Обратите внимание: если невротическая форма заикания носит хронический характер течения, то, будучи уже взрослым, человек будет чувствовать себя социально неполноценным, у него всегда отмечается пониженное настроение, он боится разговаривать с незнакомыми людьми.

Неврозоподобное заикание

Нередко при диагностировании заикания врачи выявляют, что мамочка во время беременности перенесла тяжелый токсикоз, либо была травма новорожденного при родах – это и является причиной развития неврозоподобного заикания. В данном случае речь идет об органическом поражении головного мозга малыша, поэтому изъян корректируется очень плохо и чаще всего человек заикается всю жизнь.

Симптомы неврозоподбного заикания

Первые четкие заикания появляются у детей в возрасте 3-4 лет – это период, когда малыш начинает разговаривать целыми предложениями, сложными фразами . Первые полгода протекают волнообразно – ребенок то начинает сильно заикаться, то разговаривает вообще без каких-либо проблем. Но постепенно период нормальной речи исчезает, и малыш начинает заикаться даже при произношении самых простых слов. Со временем ребенок начинает добавлять к своей речи неуместные звуки (э, и), слова он произносит либо во время вдоха, либо в конце полного выдоха.

Если неврозоподбное заикание присутствует у взрослых, то они при разговоре активно жестикулируют руками, у них может постоянно подергиваться голова, наблюдаются монотонные раскачивания туловища.

Общие принципы лечения логоневроза

Так как проблема заикания носит комплексный характер, родители при появлении заикания у ребенка должны посетить сразу несколько специалистов для полного обследования малыша. В обязательном порядке необходимо показать ребенка и получить консультацию у невропатолога и психиатра, психотерапевта и логопеда.

На сегодняшний день существует масса специально разработанных методик, которые помогают избавиться от заикания и нормализовать речь человека. Причем, такие методики должны применяться в соответствии с возрастом больного – есть программы обучения для дошкольников, есть – для подростков и взрослых.

Обратите внимание: несмотря на то, что имеется масса методик в сети интернет и печатных изданиях, проводить занятия с заикающимся ребенком самостоятельно не целесообразно. Во-первых, нужно будет обследовать малыша, и выяснить истинную причину заикания. Во-вторых, только специалист определит, какую конкретно программу следует применять для каждого ребенка или взрослого. В третьих, занятия должны проводиться регулярно, с постепенным усложнением заданий, во время которых оцениваются успехи пациента.

Конечно, и родители должны приложить максимум усилий к тому, чтобы исправить речь у ребенка. Врачи дают несколько рекомендаций в этом отношении:

  1. Организация режима дня . Ребенок обязательно не менее 8 часов ночью, а при необходимости ему понадобится организовать и дневной сон.
  2. Ограничение просмотров мультфильмов и занятий за компьютером . Родители должны максимально ограничить время ребенка, проводимое перед гаджетами и телевизором. Этим снижается перенапряжение центральных отделов речи.
  3. Организация правильного общения . Разговаривать с ребенком нужно абсолютно спокойно, медленно и правильно проговаривая каждое слово. Если ребенку тяжело выговорить какую-то фразу, нужно будет сделать это вместе с ним вслух и несколько раз подряд.
  4. Соблюдать охранный речевой режим . Книги читать малышу нужно только хорошо знакомые. Нельзя просить малыша пересказать сказку или выучить стих – этим можно будет заняться позже, когда проблема логоневроза решится. Для игр нужно выбирать спокойные занятия – работа с конструктором, лепка, рисование, а связана эта рекомендация с тем, что наедине с собой ребенок никогда не заикается – пусть он в ходе занятий проговаривает свои действия.

Что касается лечения взрослых, то здесь процесс будет сложным и длительным. Взрослому человеку нужно четко соблюдать все назначения врача, если понадобится - не разговаривать несколько дней, выполнять все упражнения.

Проблема, от которой страдали Уинстон Черчилль и Мэрилин Монро, вот-вот разрешится. Речь идет о заикании. После долгих стараний ученые изучили механизм этого речевого дефекта и нашли еще одну причину заикания. Они выяснили, что патология связана с ограничением притока крови к лобной доле головного мозга. Это значит, что вскоре появятся новые методы .

Новое исследование ученых из Детской больницы в Лос-Анджелесе основывается популярной научной работе доктора Питерсона из Института Эволюции Разума.

Мозг взрослых и детей, которые заикаются

Команда ученых использовала протонную магнитно-резонансную спектроскопию, чтобы изучить мозг взрослых и детей, которые заикаются. Они были сосредоточены на речевом центре, также известном, как зона Брока, и обнаружили, что активность потока крови была неразрывно связана с речью. Этот факт позволил ученым предположить, что чем больше аномалия кровотока в нервной «языковой петле», которая соединяет лобную и височную доли мозга, тем больше нарушение речи .

Логопед

Если есть подозрение на дефекты речи у ребенка, его нужно показать опытному логопеду. Вполне возможно, что это запинки не судорожного характера, а они с возрастом проходят. Но такой ребёнок нуждается в повышенном внимании взрослых: разговаривать с ребенком нужно всегда спокойно, негромко, также необходимо выработать чёткий режим дня с обязательным дневным сном и прогулками. Перед сном -только спокойные игры и чтение. Никогда не нужно спешить ставить диагноз «заикание» и тем более произносить это слово при ребенке.

Руководитель эксперимента доктор Брэдли Петерсон утверждает, что результаты исследования открывают новые пути к лечению заикания у детей и взрослых.

До сих пор считалось, что эта физиологическая патология имеет преимущественно генетический характер (