Организация работы отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях). Обязанности палатной сестры Работа медсестры в отделении патологии новорожденных




И недоношенных детей № 2

ГБУЗ КО

«Детская городская больница»

Останиной Ларисы Викторовны

Г.Калуга 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ:

Главный врач

ГБУЗ КО «Детская

городская больница»г.Калуга

Хлопикова С.А.

« » 2016г.

ОТЧЕТ О РАБОТЕ

За 2015 год

процедурной медицинской сестры отделения

патологии новорожденных и недоношенных детей № 2

для присвоения высшей квалификационной

«Сестринское дело в педиатрии»

Останиной Ларисы Викторовны

Согласовано:

Главная медицинская сестра

ГБУЗ КО «Детская городская больница»

Каратеева К.Е.

« » 2016г.

Введение …………………….………………………………….…. 2

1.Структура отделения……………………………………………... 2

2. Статистические данные………………………………………....... 3

3. Оснащение отделения…………………………………………….. 5

4. Лечебно-охранительный режим в отделении…………………... 5

5. Должностные обязанности

процедурной медсестры………………………….…………...…. 6

6. Принципы организации и оснащение…………………………… 7

7. Функциональные обязанности…………………………………... 8

8. Санитарно-эпидемиологический режим на рабочем месте….... 9

9. Забор материала на анализы,

определение группы крови и резус-фактора,

переливание эритромассы и плазмы………………………………………… 12

10. Неотложные состояния…………………………………………...14

11. Инфекционная. безопасность медработника…………………….15

12. Организационно-методическая работа…………………………. 16

13. Санпросвет работа………………………………………………... 17

14. Количественные и качественные показатели личной работы….18

15. Задачи……..……………………………………………………….. 18



16. Выводы…..………………………………………………………… 19

Введение

Я, Останина Лариса Викторовна, работаю в отделении патологии новорожденных и недоношенных детей № 2 ГБУЗ КО «Детская городская больница» г. Калуга процедурной медицинской сестрой.

Общий стаж работы 20 лет. В ГБУЗ КО «Детская городская больница» 17лет,6 месяцев.

В 1998г. окончила Калужское областное медицинское училище

по специальности «Сестринское дело». По окончании медицинского училища была принята на работу в Калужскую детскую больницу в отделение патологии новорожденных палатной медицинской сестрой.

В 2010г. присвоена первая квалификационная категория по специальности «Сестринское дело в педиатрии».

В 2010г. была переведена на должность процедурной медицинской сестры в отделение новорожденных и недоношенных детей № 2. Где работаю по настоящее время.

1 .Структура отделения.

Педиатрическое отделение новорожденных и недоношенных детей № 2-

самостоятельное отделение с выделенным штатным расписанием, рассчитано на 20 коек круглосуточного пребывания.

Отделение расположено в одном здании вместе с отделением реанимации и интенсивной терапии. Это является непременным условием адекватного лечения глубоко недоношенных и тяжелобольных новорожденных,

обеспечивая преемственность помощи.

Целью отделения является оказание всех видов квалификационной помощи, высокотехнологичной медицинской стационарной помощи новорожденным детям.

Задачи отделения:

Продолжение терапевтических и проведение ранних реабилитационных

мероприятий новорожденным детям после завершения комплекса

реанимационно-интенсивного лечения;

Проведение санитарно-просветительской работы с матерями

новорожденных и оказание им эмоциональной поддержки.

В отделение поступают дети из блока интенсивной терапии и реанимации

новорожденных, из родильных домов г. Калуги и Калужской области на

второй этап выхаживания. В отделении проводится обследование, лечение и

реабилитация новорожденных с различными заболеваниями:

внутриутробная гипоксия, асфиксия новорожденных, гемолитическая

болезнь, врожденный порок сердца, коньюгационная желтуха,

анемия новорожденных, церебральное поражение ЦНС, ретинопатия,

недоношенность I, II, III, IV степени.

2 . Статистические показатели.

Государственный заказ выполнен в 2015 году на 125%,По койко

дням на 105%. Длительность госпитализации уменьшилась.

В отделение патологии новорожденных и недоношенных детей № 2

переведено из отделения реанимации и интенсивной терапии.

За 2015год детей недоношенных выписано больше. По степени

недоношенности большее детей с IV степенью одинаково с прошлым годом,

больше с I степенью, со II и III степенями – одинаково в процентном

соотношении по сравнению с прошедшими годами.

Распределение недоношенных детей по виду вскармливания.

За 2015 год в процентном соотношении уменьшилось

количество недоношенных детей на искусственном вскармливании.

Грудное вскармливание преобладает.

Оснащение отделения.

В отделении функционируют: 2 поста, 10 палат (3 палаты одноместные,

4 палаты трехместные, 1 палата четырехместная, 2 палаты интенсивной терапии), 1 процедурный кабинет,1 молочная комната,

1 комната реабилитации,1 комната для купания детей.

Отделение оснащено медицинским инструментарием и оборудованием

для проведения качественного непрерывного лечебно-диагностического

процесса и обеспечения максимальной инфекционной безопасности

персонала и пациентов.

Для обследования детей в больнице функционируют диагностические

кабинеты:

Ультразвукового исследования

Функциональной диагностики

Клинико-клиническая лаборатория.

При необходимости консультируют специалисты:

Офтальмолог

Кардиолог

Невролог

Отоларинголог

Нейрохирург

Генетик

Ортопед

Эндокринолог.

Лечебно-охранительный режим.

Лечебно – охранительный режим предусматривает создание оптимальных

условий для выздоровления пациента. Важную роль в лечении играет соблюдение режима отделения и правил внутреннего распорядка.Режим отделения складывается из соблюдения гигиенических

нормативов(температура воздуха, освещение, вентиляция),санитарно -

эпидемиологического режима, личной гигиены пациентов и персонала, соблюдение внутреннего распорядка,соблюдения охранительного режима, режима питания.

У недоношенного ребенка уже есть все органы чувств, которые достаточно хорошо развиты и функционируют сразу после рождения. Когда рождается

ребенок, особенно недоношенный, его мир превращается в мир ярких огней,

громкого шума, болезненных стимулов и неприятных прикосновений.

Шум и интенсивная освещенность неблагоприятно влияют на формирование физиологического сна, слуха, физиологические и поведенческие реакции у новорожденных.

Недоношенные дети находятся в инкубаторах, где созданы условия

приближенные к внутриутробной жизни - контролируется уровень

влажности и температуры, создается защита от яркого света и шума, проводится дотация кислорода по необходимости. Тактильный контакт

оказывает благоприятное воздействие на психическое и физическое развитие, но также может быть источником страданий(при проведении манипуляций). Поэтому наша задача - снизить до минимума количество необходимых манипуляций, не снижая качества медицинской помощи.

Должностные обязанности

В соответствии с требованиями специальности выполняю нижеследующие функциональные обязанности:

1. Обязанности процедурной медсестры:

Забор крови из вены на анализы

Сбор и постановка капельных систем

Внутривенные и внутримышечные инъекции

Работа с подключичным катетером

Хирургическая и гигиеническая обработка рук

Определение группы крови

Дезинфекция многоразового инструментария

Текущая и генеральная уборка

Сбор и транспортировка отходов класса «Б»

Учет и списание медикаментов

2. Обязанности постовой медсестры:

Прием и сдача смены

Измерение температуры, взвешивание детей

Утренний туалет новорожденных (обработка глаз, носа, пупочной ранки)

Подмывание, пеленание, кормление

Раздача лекарственных препаратов

Выборка назначений из истории болезни

Постановка клизм

Сбор анализов

Дезинфекция электроотсасывателей, аппаратов Боброва

Обработка кювезов

Сбор отходов класса «Б»

Транспортировка детей на обследование и консультации.

3. Обязанности медсестры комнаты детского питания:

Приготовление и раздача молочной адаптированной смеси

Кормление детей из бутылочки

Постановка желудочных зондов

Кормление тяжелых детей через желудочный зонд

Дезинфекция, стерилизация посуды после кормления

Текущая и генеральная уборка комнаты детского питания

Проведение бесед с мамами о преимуществе грудного вскармливания детей, правильной диете кормящей мамы и правилах кормления грудью.


Нормативные документы

Вся работа нашего отделения ведется в соответствии с санитарно-противоэпидемическими нормами и инструкциями:

1. ОСТ 42-21-2-85 «Отраслевой стандарт, определяющий методы, средства и режим стерилизации и дезинфекции инструментария медицинского назначения».

2. Приказ МЗ СССР №408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».

3. Приказ ДОЗН №545 от 10.05.2011 г. «О профилактике профессионального заражения ВИЧ-инфекций»

4. СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

5. Приказ МЗ РФ №440 от 30.04.1983г. «О дополнительных мерах совершенствования медицинской помощи новорожденным детям».

6. Р 3.5.1904-04 «Использование ультрафиолетового бактерицидного излучения для обеззараживания воздуха в помещениях».

7. СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно -эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»

8. ПРИКАЗ Минздрава от 31.07.78 №720 «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничной инфекцией».


Список занятий и конференций

За 2015-2016 год я посетила занятия и конференции на следующие темы:

1. Особо опасные инфекции. Эпидемиология, клиника, профилактика. Техника надевания и снятия противочумного костюма.

2. «Герпетическая инфекция во время беременности. Влияние на плод. Последствия».

3. «Этика и деонтология медицинского работника».

4. ВИЧ-инфекция. Эпидемиология, клиника, профилактика. Предупреждение заражения медицинских работников ВИЧ-инфекцией.

5. Показания и противопоказания к переливанию крови и ее компонентов. Осложнения, хранение, транспортировка препаратов крови.

6. «Грипп. Вакцинопрофилактика».

Также за период работы в 2015-2016 году я прослушала никурс занятий в отделении:

1. Санэпидрежим в отделении согласно приказам №№ 440, 720,517.

2. Особо опасные инфекции. Холера, чума.

3. Этика и деонтология в педиатрии.

4. Анафилактический шок, оказание первой помощи.

5. Гепатит «Б», течение, профилактика.

6. Лечебно-охранительный режим в отделении.

7. СПИД – этиология, клиника, профилактика.

8. Уход за новорожденными детьми.

Постоянно повышаю свой профессиональный уровень (прохожу учебу на базе Брянского медицинского колледжа). Сдаю зачеты эпидемиологам на своем рабочем месте.


КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ

ЗА 2015-2016 ГОД

Медсестры отделения патологии новорожденных ГБУЗ «БОДБ»

Серенковой Виктории Владимировны

За прошедший период я работала процедурной, палатной медсестрой, медсестрой комнаты детского питания. Владею всеми медицинскими манипуляциями, применяющимися в работе с новорожденными детьми. За вышеуказанный промежуток времени мною достигнуты нижеследующие количественные показатели работы:

Работа с историями болезни –290;

Раздача лекарственных средств и выпаивание – 150;

Утренний туалет новорожденного – 560;

Термометрия – 560;

Взвешивание детей – 670;

Пеленание детей – 730;

Постановка в/ж зондов – 95;

Постановка кислородного зонда – 16;

Накрытие стерильного стола – 30;

Постановка капельниц – 950;

Инъекция в/м – 1200;

Инъекция в/в – 550;

Определение группы крови – 105;

Промывание желудка – 120;

Забор клинических анализов – 250;

Забор бактериологических анализов – 100;

Санация ВДП – 35;

Переливание крови –5;

Кормление детей – 750;

Хирургическая обработка рук – 35;

Гигиеническая обработка рук – 750;

Обработка кувезов – 30;

Дезинфекция многоразового инструментария – 5;

Дезинфекция одноразового инструментария – 160;

Дезинфекция мензурок – 290;

Дезинфекция бутылочек для кормления – 105;

Обработка, дезинфекция сосок для кормления – 105;

Дезинфекция отсосов, аппарата Боброва – 85;

Дезинфекция термометров – 560;

Генеральная уборка – 75;

Текущая уборка – 250;

Закапывание капель в глаза – 105.


Заключение

В связи с ухудшением социальной обстановки в стране, последствиями аварии на Чернобыльской АЭС, увеличением возраста первородящих женщин, количество патологий новорожденных возросло, но благодаря Программе Президента РФ «Об улучшении демографической ситуации…», модернизации медицины и внедрению новых технологий, качество оказываемых медицинских услуг значительно улучшилось, что позволило увеличить количество полностью выздоровевших детей, прошедших лечение в нашем отделении.

Дополнительно хочется отметить, что в настоящее время стала актуальной проблема выхаживания детей с очень низкой массой тела при рождении. Как известно такие дети нуждаются в особом подходе. Повышение качества выхаживания новорожденных детей – непростая задача, которая не потеряет своей актуальности в ближайшее время. Правила организации ухода при этом призваны сыграть не меньшую роль, чем инфузионная, и другие виды традиционно применяемой терапии.

Большой объем работы по лечению больных с различными патологиями, позволил мне быстро и конструктивно приобрести опыт и навыки в работе с новорожденными детьми.

Зав. Отделением патологии новорожденных Степченкова Е.Ф.

Старшая медсестра Чумак Н.В.

Медсестра Серенкова В.В.


Похожая информация.


Общее количество коек отделения новорожденных детей в родильных домах (отделениях) составляет 105-107% расчетного количества коек послеродового отделения.

Палаты для новорожденных выделяют в физиологическом и обсервационном отделениях. В физиологическом отделении наряду с постами для здоровых новорожденных выделяют пост для недоношенных детей и детей, родившихся в асфиксии, с клиникой внутричерепной родовой травмы, детей, перенесших длительную внутриутробную гипоксию, новорожденных, родившихся при оперативных родах, при переношенной беременности (более 42 недель), имеющих клинику резус- и групповой сенсибилизации и других детей из группы риска (количество детей на этих постах должно соответствовать действующим нормативам).

Для неспециализированных родильных домов (отделении) количество коек поста для недоношенных детей, родившихся с клиникой родовой травмы и в состоянии асфиксии, соответствует 15% от количества коек послеродового отделения. Количество коек для новорожденных обсервационного отделения соответствует количеству послеродовых коек и должно быть не менее 20% от общего числа акушерских коек в стационаре.

Санитарная норма площади на 1 койку новорожденного физиологического отделения составляет 3,0 м2, в обсервационном отделении и в палатах для недоношенных детей и родившихся в асфиксии санитарная норма площади составляет 4,5 м2 на 1 койку ребенка.

В составе поста для недоношенных в родильном доме (отделении) организуют палату для интенсивного ухода за новорожденными детьми на 2-3 койки.

В обсервационном отделении находятся дети, рожденные в этом отделении, поступившие в родильный дом с матерью после родов, прошедших вне родильного дома (отделения), переведенные из-за заболевания матери из физиологического послеродового отделения, а также дети, родившиеся с тяжелыми уродствами, с проявлениями внутриутробной инфекции и родившиеся массой менее 1000 гр. В обсервационном отделении для таких детей выделяют отдельный изолятор на 1-3 койки; перевод заболевших детей из изолятора в детские больницы осуществляется в последующие сутки (после уточнения диагноза); новорожденные массой менее 1000 гр. переводятся не ранее 7 суток жизни.

Дети с гнойно-воспалительными заболеваниями подлежат переводу в детские больницы в день постановки диагноза.

В отдельный изолятор могут быть помещены дети, подлежащие усыновлению.

В отделении новорожденных выделяют отдельное помещение для пастеризации сцеженного грудного молока * (5), отдельную комнату для хранения вакцины БЦЖ, отдельное помещение для хранения чистого белья и матрацев, санитарные комнаты и комнаты (шкафы) для хранения инвентаря. Сестринские посты отделений новорожденных крупных родильных домов (отделений) полностью изолируют друг от друга, размещая их в разных концах коридора, максимально удаляя от туалетных комнат и буфетной.

Для соблюдения цикличности детские палаты должны соответствовать материнским, в одной палате помещают детей одного и того же возраста (с разницей в сроке рождения до 3 суток).

Для лучшей изоляции новорожденных большие палаты до потолка разделяют перегородками. Для хорошего зрительного контроля медицинского персонала за детьми среднюю часть перегородки делают стеклянной.

С общим коридором детские палаты сообщаются через шлюз, где устанавливается стол для медицинской сестры, два стула и шкаф для хранения суточного запаса белья, прошедшего автоклавирование. Разрешается устанавливать шкаф с бельем в коридоре у входа в шлюз.

Каждый медицинский пост имеет разгрузочную палату для детей, матери которых задерживаются на 1-2 дня после выписки основного числа детей и родильниц.

На каждом посту (с учетом двоен) для новорожденных устанавливают детские кровати на 1-2 кровати больше числа материнских, размещенных в послеродовом отделении; медицинские весы для взвешивания новорожденных детей, пеленальный стол (если отсутствуют условия пеленания детей в кроватке), тумбочку для белья, стол для весов и размещения медикаментов, необходимых для ухода за новорожденным ребенком. При отсутствии централизованной подачи теплой воды на постах для подмывания детей устанавливают педальные умывальники с теплой водой. Палаты оснащают стационарными (передвижными) бактерицидными лампами и обеспечивают стационарной подводкой кислорода и увлажнителями с дозиметрами давления и процентного содержания кислорода (на постах для здоровых детей по 2 выхода кислорода, а на посту для травмированных и недоношенных детей и в изоляторе обсервационного отделения - по числу коек: по 1 выходу на две койки).

При отсутствии стационарной подводки кислорода в коридоре около палаты травмированных и недоношенных детей и палат новорожденных обсервационного отделения располагают установленный в каркасе и прикрепленный металлическим крюком к стене кислородный баллон, от которого кислород подается к кроватям детей по удлиненной трубке с отводами.

На стене каждой палаты подвешивают настенный термометр. Температура в палатах должна поддерживаться в пределах 22-24° С, а влажность воздуха - 60% (постоянно контролируются). В детские кровати вкладывают матрацы с наглухо зашитыми клеенчатыми чехлами, которые после выписки ребенка подвергаются обработке в дезинфекционной камере. При использовании полотняных гамаков следят, чтобы они всегда были туго натянуты, смену гамаков производят через 2-3 дня или чаще, по мере загрязнения и обязательно после выписки каждого ребенка.

Рядом с раковиной на специальном столе с открытой нижней полкой размещают кастрюли с крышками с чистыми щетками для мытья рук, чистыми клизменными баллонами и газоотводными трубками, а на нижней полке - кастрюли для использованных щеток, клизменных баллонов и газоотводных трубок, а также почкообразный лоток. Все кастрюли на постах маркируют яркой масляной краской с указанием их назначения и принадлежности посту. При отсутствии сливных ванн для купания и подмывания новорожденных посты обеспечиваются большими эмалированными тазами с маркировкой: "для купания новорожденного".

В каждой палате для новорожденных выделяют специальный стол для размещения пастеризованного молока и питьевых растворов в бутылочках, в стерилизаторах - необходимые для этого предметы (соски, зонды - после кипячения, 10,0-20,0 г шприцы для вскармливания недоношенных детей). Здесь же помещают кастрюли с кипячеными баллонами для отсасывания слизи.

На нижней полке стола размещают кастрюли с использованными сосками, бутылочками для кормления и зондами, которые после окончания кормления постовая медицинская сестра выносит для мытья и обработки в комнату для пастеризации молока (отсек мытья посуды).

На одной из нижних полок пеленального стола в каждой палате помещают бутыль (из темного стекла с притертой пробкой) с дезинфицирующим раствором и небольшую эмалированную кастрюлю с ветошью, куда наливают дезраствор к каждому пеленанию детей, и почкообразный лоток для использованного материала * (6).

Медикаменты и предметы ухода за кожными покровами и слизистыми ребенка рекомендуют размещать на специальных лотках. Медицинские термометры полностью погружают в банку с 0,5% раствором хлорамина, перед употреблением их промывают в кипяченой воде и просушивают в пеленке.

Средства ухода за пуповиной и пупочной ранкой, кожными покровами и слизистыми новорожденного меняют к каждому пеленанию детей. Стерильный материал (ватные шарики, палочки с ватой, марлевые салфетки и тампоны, несколько свернутых небольших бинтов) помещают в круглую стерилизационную коробку (бикс), которую меняют 1 раз в сутки.

Лекарственные препараты, используемые для лечения новорожденных, на постах физиологического отделения не хранят, при необходимости медицинская постовая сестра использует их из суточных запасов палаты для недоношенных детей (приложение 4 ).

Медикаменты в палатах для интенсивного ухода помещают в специально выделенный медицинский шкаф. Палату (пост) интенсивного ухода обеспечивают специальным оборудованием (приложение 3 ).

В отделениях для новорожденных детей в комнате старшей медицинской сестры в закрытом шкафу (холодильнике) постоянно хранят 3-х и 10-дневные запасы медикаментов, питьевых растворов и стерильного материала * (7).

За каждым постом физиологического отделения закрепляют каталки с перегородками - ячейками на одного ребенка. Дно каждой ячейки выстилают индивидуальным плоским матрацем, обшитым клеенкой (дети, находящиеся на посту для травмированных и недоношенных и в обсервационном отделении, при отсутствии противопоказаний к грудному вскармливанию, подаются на кормление матерям на руках).

Отделение новорожденных полностью обеспечивают пеленками (20-25 пеленок на 1 ребенка в сутки). Общий запас белья для новорожденных в роддоме составляет 5 комплектов пеленок для каждого ребенка и 3 комплекта распашонок, матрацев, одеял и конвертов.

В отделении новорожденных детей выделяют отдельное помещение, состоящее из 3-х отсеков, для пастеризации и хранения грудного молока. В комнате работает специально подготовленная медицинская сестра, ответственность за работу которой несет старшая медицинская сестра и заведующий отделением новорожденных детей. В первом отсеке устанавливают подводку горячей и холодной воды и большую раковину для мытья бутылочек, из которых кормят детей, и кружек (банок) для сцеживания грудного молока. Во втором отсеке, где происходит пастеризация молока, устанавливают стол для подготовки посуды к стерилизации и разлива молока для пастеризации, холодильник для хранения непастеризованного молока. В третьем отсеке помещают стол для охлаждения пастеризованного молока и холодильник для хранения пастеризованного молока.

Комната должна быть оборудована:

Электрической или газовой плитой;

Двумя столами для чистой и использованной посуды;

Двумя холодильниками;

Банками и ведрами для сбора и кипячения посуды, молочных бутылочек (3 комплекта), стеклянных воронок и молокоотсосов (если ими пользуются);

Шкафом сухожаровым для стерилизации посуды;

Шкафом для хранения посуды, прошедшей кипячение или сухожаровую обработку.

Посуду для сбора грудного молока прикрывают стерильными марлевыми салфетками, выдают матерям перед каждым кормлением и собирают со сцеженным молоком после кормления.

Собранное грудное молоко разливают через предварительно прокипяченую воронку в молочные бутылочки емкостью не более 200 мл (более целесообразно по 30-50 мл для индивидуального использования), закрывают стерильными ватными тампонами и подвергают пастеризации в водяной бане (не более 5-7 минут от начала закипания воды, вода должна быть налита на уровень молока в бутылочках).

Бутылочки с молоком после пастеризации охлаждают до комнатной температуры (на столе для чистой посуды) и раздают детям или хранят в холодильнике (при температуре +4° С) не более 24 часов. Перед кормлением молоко подогревают на водяной бане.

Собранное у матерей молоко в ночные часы может оставаться в холодильнике для непастеризованного молока не более 12 часов.

Молоко от матерей с трещинами сосков и от родильниц обсервационного отделения сбору не подлежит.

За час до кормления медицинская сестра комнаты пастеризации и хранения грудного молока разливает индивидуально для каждого ребенка раствор глюкозы 5% или раствор глюкозы 5% с раствором Рингера (1/2) - по 10 - 20 мл, разносит бутылочки по палатам новорожденных и вместе с постовыми медицинскими сестрами поит детей. Через 10-15 минут бутылочки собирают и возвращают в комнату для пастеризации и хранения молока для последующего мытья и стерилизации.

Не допускается использование бутылочек для кормления новорожденных как емкость для хранения медицинских препаратов, дезинфицирующих средств, клея и др.

Сцеживание молока у родильниц при лактостазе организует акушерка послеродового отделения, используя электромолокоотсос, который устанавливают в помещении послеродового отделения. В этой же комнате устанавливают обычный ультразвуковой аппарат для профилактики лактостаза. Рядом с аппаратурой помещают бикс со стерильным материалом (ватные шарики, салфетки, палочки с ватой) для обработки соска грудной железы. В помещении обязательна подводка горячей и холодной воды для мытья рук и грудных желез родильниц.

В физиологическом и обсервационном отделениях выделяют помещения для мытья и сушки клеенок, чехлов и фартуков, временного хранения использованного белья и для хранения предметов уборки помещений. Необходимо выделять подсобные комнаты, в которых должны храниться маркированные баки или ведра с дезрастворами в рабочей концентрации; стол, утюг, таз и кувшин для мытья рук родильницам, находящимся на постельном режиме. Если в учреждении отсутствует горячее водоснабжение, то в этом помещении должна быть газовая или электрическая плита, на которой должен постоянно находиться бак с горячей водой (для грелок, подмывания детей и т. п.).

В отделениях новорожденных врачи-педиатры проводят ежедневный осмотр детей. В праздничные и выходные дни обход врача-педиатра обеспечивается за счет скользящего графика их работы. В родильных домах, где работает один врач-педиатр, в выходные, праздничные дни и в ночные часы осмотр новорожденных осуществляет дежурный врач акушер-гинеколог. При подозрении на заболевание или при ухудшении состояния ребенка, при необходимости обменного переливания крови и других обстоятельствах, требующих экстренного вмешательства, дежурный врач акушер-гинеколог вызывает врача-педиатра.

Перед началом работы весь медицинский персонал отделения новорожденных принимает душ и ежедневно меняет медицинский халат. Сменная обувь персонала должна хорошо протираться 0,5% раствором хлорамина. Не допускается работа персонала без чулок, носков или гольф и в тканной обуви. Через каждые 4 часа персонал обязан сменить медицинскую маску. Использованные, маски погружают на 30 мин. в специально выделенную посуду (кастрюлю, закрытую крышкой), наполненную 0,5% раствором хлорамина или другим дезинфицирующим средством.

Перед пеленанием детей врач и медицинская сестра моют руки щеткой с мылом и дезинфицирующим раствором. После каждого ребенка руки моют только с мылом. При пеленании детей медицинская сестра надевает клеенчатый фартук, который после каждого ребенка протирает дезинфицирующим раствором. Для обхода врача на посту выделяют специальный халат. Рукава халатов у врача и медицинской сестры должны быть закатаны выше локтя. В детских палатах запрещается работать с длинными ногтями, покрытыми лаком, в кольцах и часах.

Каждый ребенок при поступлении в отделение для новорожденных в течение первых 24 часов жизни находится под интенсивным наблюдением медперсонала. При приеме ребенка в палату медсестра сверяет документы (текст браслеток, медальона и истории развития новорожденного), отмечает в истории развития новорожденного точное время приема и особенности состояния ребенка (активный крик, наличие одышки, окраску кожных покровов при поступлении в отделение): взвешивает ребенка, записывает его массу тела и температуру в историю) развития новорожденного и расписывается о приеме ребенка.

При раннем переводе ребенка из родзала (в палату интенсивного ухода за новорожденным, в отделение для недоношенных, обсервационное отделение) медсестра, спустя 2 часа после рождения, проводит вторичную профилактику гонобленореи и расписывается об этом в истории развития новорожденного. Для этого необходимо иметь стерильные пипетки и ватные шарики.

После приема ребенка медсестра приступает к вторичной обработке новорожденного. Если позволяет состояние ребенка, она моет ему голову с мылом под проточной водой. Кожу обрабатывает стерильным вазелиновым или растительным маслом при помощи ватного тампона. Кожные складки ребенка смазывает раствором йода спиртового 2%. Область ягодиц и паховые области смазывает таниновой мазью 2%, затем на ребенка надевает легкую распашонку, подгузник (сложенная углом пеленка). В последующем смена распашонок производится ежедневно (при загрязнении - по потребности).

В осенне-зимнее время ребенка пеленают в одеяло или конверт с вложенным в него одеялом, а в жаркое время года - только в пеленки или конверт. Недопустимо применение подкладных клеенок. Все пеленки, используемые для новорожденных, должны обрабатываться в автоклавах. Их меняют по мере загрязнения и при пеленании перед каждым кормлением. У доношенных детей голову оставляют непокрытой. Со 2 дня доношенных детей пеленают с открытыми руками (свободное пеленание). В этом случае используют распашонки с зашитыми рукавами.

Утром перед первым кормлением медсестра подмывает детей, используя при этом детское мыло (этот кусок мыла применять для других целей запрещается), затем проводит термометрию и взвешивание детей, кладя каждого ребенка на новую пеленку. Температуру и массу тела по окончании туалета отмечает в истории развития новорожденного. После взвешивания ребенка сестра, предварительно вымыв руки с мылом, делает ему утренний туалет в следующей последовательности: обработка глаз, носовых ходов и лица, подмывание. Лицо, глаза и половые органы у девочек обрабатывает раствором кислоты борной 2% с помощью отдельных стерильных ватных шариков, доставаемых по мере надобности корнцангом из бикса. При обработке глаз (каждого в отдельности) легкие движения ватных шариков направляют от наружных углов глаз к внутренним, а при обработке половых органов - сверху вниз.

После 1-го утреннего кормления к сдаче дежурства все предметы ухода за ребенком постовой медицинской сестрой должны быть подготовлены к сдаче в централизованную стерилизационную или обеззаражены кипячением. При пеленании детей перед 3-м кормлением новорожденные дети осматриваются врачом.

Первые 3 дня ежедневно, а в последующем - каждый 3-й день медсестра смазывает складки кожи раствором йода спиртового 2%. С 3-4 дня кожу ребенка вокруг ногтей целесообразно смазывать раствором йода спиртового 2%. Глаза и кожу вокруг рта медицинская сестра обрабатывает раствором кислоты борной 2% перед каждым кормлением. Носовые ходы и наружные слуховые проходы прочищают только при необходимости стерильной ватой, скрученной жгутиком и смоченной в стерильном вазелиновом масле. Смазывание таниновой мазью кожи ягодиц и паховых областей производят при каждом пеленании, используя для этого одноразовые стерильные деревянные шпатели.

При задержке выписки ребенка по состоянию здоровья матери новорожденному по разрешению педиатра после 5-6 суток жизни организуют ежедневные купания с добавлением раствора калия перманганата 1:10000 (1 мл 5% раствора на 100 мл воды). Для этого используют сливные ванны или большие эмалированные тазы, маркированные "для купания новорожденных детей". Тазы перед употреблением двукратно обрабатывают одним из дезинфицирующих средств, ополаскивают водой и обязательно моют с мылом.

Обработку культи пуповины и пупочной ранки проводит врач-педиатр при ежедневном осмотре детей. Перед каждой обработкой пуповинного остатка или пупочной ранки врач и медицинская сестра моют руки с мылом и обрабатывают их спиртом этиловым 95%.

Ведение пуповинного остатка осуществляют открытым способом. Если при рождении на пуповинный остаток наложена повязка, то врач снимает ее на второй день жизни новорожденного при осмотре ребенка. Пуповинный остаток и кожу вокруг него обрабатывают ежедневно спиртом этиловым 95% (марлевыми тампонами), а затем раствором калия перманганата 5% (не трогая кожу). Пуповину каждого ребенка обрабатывают индивидуальной палочкой с ватой, которую смачивают в растворе калия перманганата 5% непосредственно перед употреблением. Если палочку с ватой опустить в раствор заранее, то раствор калия перманганата по краям высыхает и при этом образуются кристаллы, которые при обработке пуповины попадают на кожу и вызывают ожог кожных покровов. Если пуповинный остаток "сочный", плохо мумифицируется, то в первые дни при осмотре врач накладывает у основания пуповинного остатка дополнительную шелковую лигатуру, а медицинская сестра во время каждого пеленания обрабатывает пуповину раствором калия перманганата 5%, особенно тщательно обрабатывает кожу под скобкой Роговина.

При отпадении пуповинного остатка врач, а в его отсутствие медицинская сестра, обрабатывает пупочную ранку ежедневно последовательно: перекисью водорода 3% (капают пипеткой на область ранки, одновременно протирая ее палочкой с ватой), спиртом этиловым 95% (достают из специальной банки корнцангом марлевый тампон, берут его за край рукой, другим краем тушируют ранку) и раствором калия перманганата 5%, не трогая кожу вокруг пупочного кольца. При избыточном отделяемом из ранки на нее можно наложить стерильную повязку с гипертоническим раствором.

По окончании осмотра новорожденных врач-педиатр ежедневно сообщает матерям о состоянии детей и проводит с ними санитарно-просветительную работу. Ежедневно в часы, установленные администрацией, врач-педиатр дает сведения родственникам о состоянии детей.

ОТЧЁТ

О работе за 2015-2016 год

Серенковой Виктории Владимировны

Медицинской сестры отделения патологии новорожденных

_____________________________________________________________

Государственного бюджетного учреждения здравоохранения

«Брянская областная детская больница»

Для присвоения квалификационной категории по специальности

«Сестринское дело в педиатрии»


История. 3

Отделение патологии новорожденных. 5

Функциональные обязанности медсестры.. 9

Нормативные документы.. 11

Список занятий и конференций. 12

Количественные показатели работы.. 13

Заключение. 15


История

Я, Серенкова Виктория Владимировна, начала свою трудовую деятельность в ГБУЗ «БОДБ» с апреля 1998 года и по настоящее время работаю медицинской сестрой в отделении патологии новорожденных.

Брянским облисполкомом 8 октября 1985 года было принято решение
№ 773 «Об организации областной детской больницы». Строительство больницы велось СМУ-4 с 1983 г. по 1987 г. Сметная стоимость объекта составляла
2880 тыс. руб., в том числе строительно-монтажных работ
1836 тыс. руб. в ценах того времени. Проектная мощность больницы 300 коек с поликлиникой на 300 посещений в смену. Финансирование строительства производилось за счет средств, зарабатываемых на субботниках. Учитывая стоимость объекта, было решено осуществить его ввод в эксплуатацию в два этапа: вначале поликлинику, а затем стационар. 2 июня 1986 года поликлиника приняла первых пациентов, а в декабре 1987 года открыты все отделения стационара. К работе по открытию больницы были привлечены многие промышленные предприятия области для проведения улучшенной отделки помещений и приобретения мебели.

Основой для организации специализированных отделений явились детские отделения областной больницы № 1 и городской детской больницы № 2.
Ряд отделений были организованы впервые: урологическое, патологии новорожденных и недоношенных детей, лаборатория, аптека, отделение УЗИ и функциональной диагностики. В больницу пришли работать опытные врачи - Матульская И.Л., Гордиенко В.О., Первушова Н.Г., Дубинина Е.М., Башкина Р.Г., Кочеткова А.М., Пронин О.П., Шилкин Е.Ф., Михайлов В.А., Иванова Л.В., Сташкевич Г. А. Из районов области переведены Иванькова Т.Г., Моисеева Н.С., Раков М.А., Аксенов В.И.

Открытие больницы совпало по времени с аварией на Чернобыльской АЭС и врачи принимали самое активное участие в диспансеризации детей загрязненных юго-западных районов области. За первые десять лет после аварии ими на выездах осмотрено более 95 тыс. детей.

В больнице постоянно внедрялись новые прогрессивные методы диагностики и лечения. Так, в 1987 году открыта первая в области лаборатория радиоиммунологического анализа. В 1988 году впервые в России все дети с сахарным диабетом, проживавшие в Брянской и Смоленской областях, переведены на интенсивную инсулинотерапию.

В 2001 году одним из первых в России открыт Центр реабилитации детей-инвалидов, который в настоящее время имеет 25 коек круглосуточного и 25 коек дневного стационара.


Отделение патологии новорожденных

Отделение патологии новорожденных создано на базе отделения раннего возраста 1 января 2006 года.

Возглавляет отделение - Степченкова Елена Феофановна, врач высшей квалификационной категории по специальностям «педиатрия» и «неонатология».

Отделение патологии новорождённых функционирует на 43 койки, из них:

  • 23 койки - для детей от 0 до 1 месяца
  • 15 коек - II этапа выхаживания недоношенных детей (весом от 2000 гр.)
  • 5 коек - педиатрические.

Отделение работает в круглосуточном режиме. Обследование и лечение получают дети в основном с тяжёлой соматической патологией, врождёнными пороками развития, генетическими и другими заболеваниями, проводятся операции заменного переливания крови и т. д.

В отделение поступают новорожденные дети любого гестационного возраста, требующие интенсивной терапии, диагностики и лечения патологии неонатального периода. Пациенты поступают из структурных подразделений БОДБ (реанимация новорожденных, хирургическое отделение) и из родовспомогательных учреждений Брянска и Брянской области.

В отделении проводится обследование, лечение и реабилитация новорожденных с различными заболеваниями. Отделение имеет современное оборудование, позволяющее осуществлять помощь на самом высоком уровне.
В отделении имеются все условия для лечения, в том числе и для оказания высокотехнологичной медицинской помощи новорожденному, при этом персонал старается обеспечить как детям, так и мамам наиболее комфортные условия. Отделение патологии новорожденных оснащено современным комплексом лечебно-диагностической аппаратуры (инфузионные дозаторы, фотолампы и лампы лучистого тепла, кювезы и др.), позволяющей проводить интенсивную терапию новорожденным, в том числе недоношенным детям любого веса и с различной тяжестью течения заболевания. Глубоко недоношенные дети находятся в инкубаторах, где создаются условия, максимально приближенные к внутриутробной жизни: постоянно контролируется уровень температуры и влажности, создается защита от шума, яркого света, при необходимости используется кислородотерапия.
Дети с более крупной массой тела при рождении находятся в кроватках под лампами лучистого тепла.

Врачи и медицинские сестры отделения имеют огромный опыт работы и сертификаты первой и высшей категории. Пациентов консультируют невролог, окулист, ЛОР-врач и другие специалисты. У каждого ребенка в отделении есть не только лечащий врач, но и ведущая медицинская сестра.

В отделении проводятся операции заменного переливания крови.

Переливание крови заменное применяется главным образом при лечении тяжёлых желтушных форм гемолитической болезни новорождённых. Обеспечивает быстрое удаление из организма токсического продукта – непрямого билирубина, накапливающегося при повышенном гемолизе эритроцитов, а также циркулирующих в крови антиэритроцитарных антител, под воздействием которых происходит ускоренное разрушение эритроцитов. Эффективность метода определяется своевременной диагностикой заболевания.

Показанием к применению переливания крови заменного является раннее проявление и быстрое нарастание клинических признаков заболевания (ранняя желтуха, увеличение печени, селезёнки, снижение гемоглобина и появление молодых форм эритроцитов в крови). Основной критерий, определяющий сроки проведения заменного переливания крови, - уровень билирубина в пуповинной крови при рождении (более 50 мкмоль/л) и скорость его накопления (более 4,5 мкмоль/л в час) в первые часы жизни.

Заменное переливание крови проводится в объёме 150-180 мл/кг, т. е. около 70-80% общего объёма циркулирующей крови; для переливания подбирается свежая, хранящаяся не более 3 суток после забора кровь донора одной группы с больным ребёнком резус-отрицательной принадлежности. При гемолитической болезни новорождённого, обусловленной конфликтом по основным АВО-эритроцитарным антигенам, для заменного переливания крови используются эритроциты 0 (I) группы, суспензированные в плазме АВ (IV) группы крови.

В первые 3-5 суток жизни для заменного переливания крови целесообразно использовать пупочную вену при обязательном соблюдении правил асептики и проведении операции в условиях операционной. Через пупочный катетер вначале выводят 10- 15 мл крови ребёнка и вводят соответствующее количество крови донора, последующее выведение крови и введение крови донора целесообразно в объёме 8-10 мл.

Скорость заменного переливания крови не должна превышать
2-3 мл/ мин; общая продолжительность его составляет 1,5-2 ч. После замены каждых 100 мл крови в вену пуповины вводится 1 мл 10%-ного раствора кальция хлорида. Заменное переливание крови позволяет предупредить гибель новорождённого или тяжёлое органическое поражение центральной нервной системы, которое наступает в результате токсического действия непрямого билирубина.

Для более точной постановки диагноза в отделении проводится люмбальная пукция.

Пункция спинномозговой жидкости была описана Квинке около ста лет тому назад. Анализ ликвора, который получают по результатам исследований, позволяет правильно выявить заболевания, установить точный диагноз и назначить эффективное лечение. Этот метод предоставляет незаменимую информацию в диагностике нарушений нервной системы, наличия инфекций и множества системных заболеваний.

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ГЛАВА 4 ОБЯЗАННОСТИ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО МЕДИЦИНСКОГО ПЕРСОНАЛА

В больницах существует двухступенчатая (врач, медицинская сестра) и трехступенчатая (врач, медицинская сестра, младшая медицинская сестра) система обслуживания больных. С 1968 г. в детских больницах вместо санитарки введена должность младшей медицинской сестры (медицинская сестра по уходу). При двухступенчатой системе медицинская сестра не только выполняет назначения врача и проводит процедуры, но и обеспечивает уход за больными. При трехступенчатой системе младшая медицинская сестра проводит уборку помещений, следит за своевременной сменой белья, чистотой предметов ухода, помогает больным и ухаживает за ними.

В обязанности младшей медицинской сестры входит:

Влажная уборка палат, кабинетов, операционных, коридоров, мест общего пользования;

Смена нательного и постельного белья;

Санитарная обработка больных;

Ежедневный туалет, уход за кожей, волосами, ушными раковинами, глазами, полостью рта больных и т.д.;

Подача судна, мочеприемника, их дезинфекция;

Профилактика пролежней;

Пеленание и подмывание детей;

Контроль за санитарным состоянием прикроватных тумбочек. Подготовка младших медицинских сестер осуществляется непосредственно в больницах, а также на краткосрочных курсах, организованных при Союзе обществ Красного Креста и Красного Полумесяца

(СОКК и КП).

Медицинская сестра - представитель среднего медицинского звена. Это помощник врача в лечебно-профилактических, детских дошкольных и школьных учреждениях, самостоятельный медицинский работник в рамках своей компетенции (уход, манипуляции и т.д.).

На должность медицинской сестры назначают лиц, окончивших медицинские училища со сроком обучения не менее 2 лет и получивших свидетельство о присвоении им квалификации медицинской

сестры.Медицинскимисестрамимогутработатьстудентымедицинского вуза, успешно закончившие три курса дневного обучения.

Медицинская сестра отделения. Для выполнения своих обязанностей медицинская сестра должна владеть разнообразными навыками. Медицинская сестра тщательно и неукоснительно выполняет все назначения лечащего врача, а в экстренных случаях - дежурного врача. Она обязана проследить, чтобы ребенок принял назначенные ему лекарственные средства, и при необходимости - помочь запить их водой и т.д. Одновременно медицинская сестра осуществляет уход за больными, психологически помогает больному ребенку и его родителям преодолевать сложности периода болезни. Она следит за санитарным состоянием закрепленных за ней палат, делает необходимые записи в медицинских картах стационарных больных о выполнении лечебных и гигиенических назначений.

Медицинская сестра присутствует на врачебном обходе больных, сообщает врачу сведения о состояния здоровья детей, получает дальнейшие указания по уходу за больными и выполняет их. В обязанности медицинской сестры входят измерение температуры тела больного и ее регистрация в температурном листе медицинской карты стационарного больного, подсчет пульса, частоты дыхания, определение АД, массы тела, заполнение журналов консультаций специалистов и др. По назначению врача медицинская сестра (с помощью младшей медицинской сестры) измеряет суточное количество мочи и мокроты.

По назначению врача медицинская сестра собирает материалы для анализов (моча, кал, мокрота и др.), доставляет их в лабораторию, получает результаты исследований и приклеивает бланки ответов в медицинские карты стационарных больных. Сопровождает детей из одного отделения в другое (по назначению врача) на рентгенологические, эндоскопические, радиологические и другие исследования, осуществляет транспортировку больных (при переводе из отделения в отделение и т.д.).

Медицинская сестра следит за чистотой, тишиной и порядком в палатах; обучает детей и их родителей правилам личной гигиены; заботится о своевременном снабжении больных всем необходимым для лечения и ухода, проводит гигиенические ванны, а также смену нательного и постельного белья.

В обязанности медицинской сестры входит контроль за лечебным питанием, а при необходимости и личное участие в раздаче пищи,

кормлении тяжелобольных и детей младшего возраста; контроль за передачами больным и их правильным хранением. Исходя из назначений врача, медсестра составляет порционные требования на питание больных в 2-х экземплярах и передает их на пищеблок и в буфет.

На медицинскую сестру возложены обязанности контролировать выполнение больными, а также младшим медицинским персоналом, родителями и посетителями установленных правил внутреннего распорядка больницы. Во время ночного дежурства эти обязанности никем не дублируются.

Медицинская сестра отвечает за образцовое содержание сестринского поста, исправное состояние медицинского и хозяйственного инвентаря; соблюдает правила хранения лекарственных средств; составляет требования на лекарственные средства, перевязочные материалы и предметы ухода за детьми; следит за своевременным возвращением медицинских карт стационарных больных от специалистов, вносит в них результаты исследований.

По назначению заведующего отделением или лечащего врача медицинская сестра вызывает для консультации специалистов из других отделений, заказывает машину для перевозки ребенка в другое лечебно-профилактическое учреждение.

Медицинская сестра принимает вновь поступивших в отделение детей, проводит осмотр кожи и волосистой части головы ребенка для исключения инфекционных заболеваний и педикулеза, помещает больных детей в соответствующие палаты, докладывает о вновь поступивших больных врачу. В ее обязанности входит ознакомление вновь поступивших детей с правилами внутреннего распорядка, режимом дня и правилами личной гигиены, санитарно-просветительная работа.

Распределение работы палатной медицинской сестры в течение суток представлено в таблице 9.

Таблица 9. Примерный план работы палатной медицинской сестры в течение

суток


Медицинская сестра в педиатрическом отделении больницы долж-

на уметь выполнять следующие манипуляции:

1)кормить ребенка, в том числе через зонд, промывать желудок;

2)ставить клизмы всех видов (очистительные, сифонные и др.);

3)вводить газоотводную трубку;

4)проводить катетеризацию мочевого пузыря мягким катетером (у детей старше 1 года);

5)ставить горчичники, банки, компрессы;

6)давать лекарственные средства через рот;

7)втирать лекарственные средства;

8)закапывать лекарственные растворы в глаза, нос, уши;

9)накладывать пластырь;

10)проводить внутрикожные, подкожные, внутримышечные и внутривенные (последние - по разрешению врача) вливания;

11)измерять артериальное давление;

12)проводить непрямой массаж сердца;

13)проводить искусственную вентиляцию легких (ИВЛ);

14)брать мазки из зева;

15)собирать материал для лабораторных исследований (моча, кал, пот, рвотные массы и др.);

16)проводить физиотерапевтические процедуры (по назначению врача);

17)вести мониторное наблюдение за больным и замечать отклонения на дисплее;

18)проводить желудочное и дуоденальное зондирование.

Работа медицинской сестры выполняется по графику, утвержденному заведующим отделением. Во время дежурства медицинская сестра без разрешения врача не имеет права покидать свой пост и отлучаться из отделения.

Старшая медицинская сестра. Старшая медицинская сестра организует работу среднего и младшего медицинского персонала, кроме того, в ее обязанности входят соблюдение санитарно-эпидемического режима в отделении, обучение поступающих новых работников, организация занятий по повышению их квалификации. Исключительно важна ее роль в правильной организации ухода за детьми, хранении детского питания и строгом выполнении всех медицинских (врачебных) назначений. Она составляет график дежурств медсестер и табели на заработную плату, контролирует наличие лекарственных средств в аптеке, заказывает недостающие, следит за пополнением отделения необходимым инструментарием и предметами ухода за детьми. В случае заболевания медсестры своевременно находит замену на дежурство. В отделении новорожденных старшая медицинская сестра ежедневно до начала работы проводит осмотр персонала и матерей (измерение температуры тела, осмотр зева и кожи).

Медицинская сестра процедурного кабинета. Штатным расписанием отделения предусмотрена должность медицинской сестры процедурного кабинета, осуществляющей наиболее сложные медицинские манипуляции; она помогает врачу в проведении тех манипуляций, которые имеет право выполнять только врач (переливание крови, пункции, введение контрастных веществ и др.). Кроме того, имеется также должность сестры-хозяйки, отвечающей за хозяйственный инвентарь, проведение генеральной уборки всех помещений, смену белья.

Прием и сдача дежурств - наиболее ответственный момент работы медицинской сестры. Медицинская сестра не имеет права самостоятельно покинуть пост даже в том случае, если не явилась ее смена.

Прием и передача дежурства медицинскими сестрами проводится покроватно с визуальным контролем наличия каждого больного ребенка. Сдающая пост медицинская сестра знакомит принимающую пост медицинскую сестру с больными детьми, передает необходимые сведения об индивидуальных особенностях их лечения и ухода. На утренней конференции медицинская сестра делает сообщение о проведенной работе.

При заступлении на дежурство медицинские сестры (сдающая и принимающая пост) совместно проводят обход больных, при этом особое внимание обращают на тяжелобольных, санитарное состояние палат, соблюдение правил личной гигиены. В журнал сдачи дежурств заносится объем невыполненной за предыдущую смену работы у того или иного больного, а также врачебные назначения дежурного врача, данные о раздаче сильнодействующих лекарственных средств, подготовке детей к лабораторным и инструментальным исследованиям и т.п. Заступающая на дежурство медицинская сестра принимает термометры, шприцы, медикаменты, предметы ухода (поильники, грелки, подкладные судна, мочеприемники и пр.), инвентарь, ключи от шкафов с лекарственными средствами общего списка. Она получает заранее составленный список назначений на исследования и направления в разные лаборатории и специализированные кабинеты. Проверяет наличие достаточного количества чистого белья на всю смену.

Особое внимание медицинские сестры должны уделять больным, находящимся на постельном и строгом постельном режиме. Если не организован индивидуальный пост, то необходимо постоянно подходить и следить за больным ребенком, не допускать его длительного пребывания в одном и том же положении (например, на спине), для чего следует переворачивать больного время от времени с одного бока на другой. Менять положение больного ребенка в постели необходимо с большой осторожностью и без резких движений. Подчас приходится удерживать ребенка в постели, так как дети не всегда осознают необходимость соблюдать покой или бывают возбуждены.

В конце смены медицинская сестра составляет сводку движения больных: количество больных в отделении на начало суток, количество поступивших, выбывших (отдельно: выписанные, переведенные в

другие отделения или лечебно-профилактические учреждения, умершие) и состоящих на начало следующих суток. Эти сведения ежедневно передаются в приемное отделение больницы.

Медицинский пост - рабочее место медицинской сестры (рис. 4).

Рис. 4. Сестринский медицинский пост

Медицинский пост расположен вблизи палат, чтобы дети, особенно тяжелобольные, находились под постоянным визуальным контролем. С этой целью стены палат или перегородки между ними делают из толстослойного или органического стекла. На посту медицинской сестры должны быть следующие необходимые предметы:

Стол с запирающимися на ключ выдвижными ящиками для хранения медицинских карт стационарных больных, бланков, медицинского инструментария и пр.;

Шкаф для хранения медикаментов;

Телефоны городской и местной сети;

Холодильник;

Компьютер (при компьютеризированной системе обработки данных) или монитор для связи с больными;

Питьевая вода;

Настольная лампа.

Рабочее место медицинской сестры должно содержаться в чистоте и быть укомплектованным необходимыми предметами. От состояния рабочего места во многом зависит эффективность работы медицинской сестры. Старшая медицинская сестра отделения, заканчивая рабочий день, снабжает сестринские посты всем необходимым на следующие сутки.

Медицинская документация утверждается Минздравсоцразвития РФ и используется в лечебно-профилактических учреждениях в виде унифицированных бланков.

Медицинская карта стационарного больного (ф. ? 003/у) (история болезни) - основной первичный медицинский документ, который заполняют на каждого больного, находящегося в стационаре лечебного учреждения. В медицинскую карту стационарного больного вносят все данные о больном, включая результаты динамического наблюдения и лечения. В нее вклеивают результаты лабораторных, инструментальных и других исследований, ежедневно записывают показатели утренней и вечерней температуры тела, пульса и частоты дыхания, артериального давления, а при необходимости - и суточное количество мочи (диурез). В медицинской карте стационарного больного медицинская сестра отмечает время поступления больного в отделение и результаты осмотра на наличие педикулеза, расписывается. В листе назначений отмечает время выдачи лекарственного средства, в температурном листе - массу тела и рост ребенка при поступлении, температуру тела больного утром и вечером, далее один раз в 7-10 дней отмечает дни приема ванны и смены белья, ежедневно - стул ребенка.

Медицинская карта стационарного больного является юридическим документом. Она хранится в течение 25 лет и поэтому должна вестись строго по установленной форме. В ней не допускается какихлибо исправлений; запрещается заклеивать, стирать, зачеркивать ранее написанное, дописывать. Медицинская сестра отвечает за сохранность медицинских карт стационарных больных, которые хранят в ящике или шкафу, запирающемся на ключ, в не доступном детям и их родителям месте.

Направления в лабораторию заполняет медицинская сестра. В них отмечают фамилию, имя и возраст ребенка, номер медицинской карты стационарного больного, название отделения и перечень показателей, которые следует определить.

В сестринские листы медицинская сестра вносит из медицинских карт стационарных больных врачебные назначения каждому больно-

му. Форма заполнения произвольная. Лучше составлять индивидуальные сестринские листы на каждого ребенка отдельно, но можно заполнять их по виду манипуляций, диет, лекарственных средств с перечислением фамилий детей.

В журнале сдачи (приема и передачи) дежурств отмечают количество находящихся на посту детей, фамилии вновь поступивших и выбывших больных с указанием диагноза. Кроме того, перечисляют лихорадящих детей с указанием температуры тела, дают оценку динамики клинических симптомов у тяжелобольных, перечисляют все внеплановые манипуляции и принятые меры помощи, выполненные дежурным врачом и по его назначению. Отдельно приводят список детей, подготовленных в соответствии с врачебными назначениями к диагностическим и лечебным процедурам (эндоскопическое, рентгенологическое, ультразвуковое исследования и т.д.).

В журнале движения больных отделения отмечаются сведения о движении больных: количества выбывших и поступивших.

В журнале учета инфекционных больных фиксируют фамилию, имя, возраст ребенка, доставленного с инфекционным заболеванием, диагноз, дату, контакты и принятые меры.

В журнал учета и расходования наркотических средств медсестра вносит необходимую информацию об имеющихся и использованных за смену наркотических средствах. То же в отношении учетных средств (этот журнал иногда заполняет старшая медицинская сестра).

Экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку (форма? 058/у) составляет медицинский работник (сестра) и посылает в центр санитарно-эпидемиологического надзора.

Медицинская сестра приемного отделения заполняет:

Титульный лист медицинской карты стационарного больного

(форма? 003/у);

Журнал госпитализации больных (форма? 011/у);

Журнал отказа в госпитализации;

Журнал госпитализированных больных (составляется список в алфавитном порядке для службы справок);

Журнал свободных мест в отделениях (движения);

Журнал учета инфекционных больных (плюс экстренные извещения);

Журнал госпитализации больных, поступающих без сопровождения с описанием основных внешних примет (безнадзорные и беспризорные дети).

Работа с лекарственными средствами. Одной из важнейших обязанностей медицинской сестры является участие в лечебном процессе, которое проявляется прежде всего в раздаче лекарственных средств. Лекарственные препараты оказывают на организм разнообразное действие, включая местное и общее. Однако, помимо основного терапевтического, они могут вызывать побочные или нежелательные эффекты. Последние уменьшаются и даже полностью ликвидируются после снижения дозы и отмены лекарственного средства. Возможны случаи непереносимости лекарств, приводящей к тяжелейшим осложнениям (например, анафилактический шок). Медицинская сестра обязана не только знать обо всех возможных побочных реакциях на введение того или иного лекарственного препарата, но и уметь оказывать экстренную доврачебную помощь.

Хранение лекарственных средств осуществляют в специальных запирающихся шкафах, находящихся под контролем постовой медицинской сестры. В шкафу лекарственные средства располагают по группам на отдельных полках с соответствующей надписью: стерильные, внутренние, наружные, глазные капли, инъекционные. У задней стенки ставят более крупную посуду, впереди - мелкую. Это позволяет, не переставляя лекарственные средства, прочитать этикетку, выбрать нужный препарат. Кроме того, каждая полка должна быть разделена: например, «внутренние» - на отделения для порошков, таблеток, микстур. Можно на одной полке поместить порошки, таблетки, капсулы, на другой - микстуры, растворы и т.д. Так хранят лекарственные средства общего списка. Без этикеток хранение лекарственных средств недопустимо.

Особо строгие требования предъявляются к ядовитым и сильнодействующим лекарственным средствам. Для них выделяются небольшие по объему сейфы или металлические шкафы, которые постоянно находятся под замком.

В сейфе (шкафу) с надписью «А» находятся ядовитые и наркотические лекарственные средства, а в сейфе (шкафу) с надписью «Б» - сильнодействующие средства. На внутренней поверхности каждого из сейфов помещают перечень находящихся ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств с указанием высших разовых и суточ-

ных доз (в зависимости от возраста ребенка). Здесь же должны быть таблицы противоядий. Запасы ядовитых и наркотических средств не должны превышать 5-дневной потребности, сильнодействующих - 10-дневной.

Для учета прихода и расхода ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств ведется специально пронумерованный, прошнурованный и скрепленный сургучной печатью лечебного учреждения журнал по следующей форме:

Журнал, а также требования на получение и отпуск ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств сохраняются в отделении в течение 3 лет. Затем эти документы в присутствии комиссии уничтожаются, о чем составляют акт.

Ключи от сейфов (шкафов) «А» и «Б» хранятся только у лиц, назначенных приказом по лечебному учреждению. Обычно это старшая сестра отделения. Ответственные лица несут уголовную ответственность за несоблюдение правил хранения и хищение медицинских препаратов, особенно это касается ядовитых и сильнодействующих лекарственных средств.

Медсестры должны быть проинструктированы о сроках и способах хранения каждого средства, применяемого в отделении.

Лекарственные средства, обладающие сильным запахом (йодоформ, лизол, нашатырный спирт и др.) и легко воспламеняющиеся (эфир, этиловый спирт), хранят в отдельном шкафу. Отдельно хранят также красящие лекарственные средства (йод, бриллиантовый зеленый и т.д.).

Срок годности лекарственных средств заводского изготовления, как правило, составляет 2-5 лет, но может быть и большим. Срок хранения определяется по маркировке. Каждой промышленной партии выпускаемых медикаментов присваивается заводская серия, которая маркируется не менее чем пятью цифрами. Две последние цифры спра-

ва - год выпуска, две предыдущие - месяц выпуска, остальные - заводская серия.

Более короткие сроки годности имеют лекарственные средства, приготовленные в аптеке. Все емкости (коробки, банки, флаконы), содержащие лекарственные средства, изготовленные в аптеке, снабжаются соответствующими этикетками, на которых указывают наименование, дату изготовления и срок хранения.

Установлены сроки хранения и реализации лекарственных средств, приготовленных в аптеках: 2 сут - для инъекционных растворов, глазных капель, настоев, отваров, слизей; 3 сут - для эмульсий; 10 сут - для остальных лекарственных средств. Стерильные растворы в бутылках (не в ампулах) могут храниться не более 3 сут. Признаками порчи лекарственных средств являются изменение внешнего вида, в частности появление налета, хлопьев, пятен на таблетках, дополнительного запаха, изменение цвета.

На медицинском посту не должно быть просроченных или негодных к употреблению лекарственных средств.

При хранении лекарственных средств следует соблюдать определенные температуру и влажность, контролировать степень освещенности, сохранность упаковок и т.д. Жидкие лекарственные средства, такие как настои и отвары, быстро портятся и поэтому должны храниться в холодильнике при температуре от 2 до 10 °С. Такие же требования предъявляются к хранению эмульсий, некоторых антибиотиков (пенициллин и др.), сывороток, растворов, содержащих глюкозу, инсулин и т.д. Лекарственные средства, быстро разрушающиеся на свету (бром, йод), следует хранить в емкостях из темного стекла и в темном помещении.

При хранении лекарственных средств запрещается помещать их вместе с дезинфицирующими растворами и средствами для технических целей. Медицинская сестра не имеет права переливать лекарственное средство из одной емкости в другую, отклеивать и переклеивать этикетки, произвольно соединять лекарственные средства (например, таблетки с порошками и т.д.).

Раздача лекарственных средств осуществляется медицинской сестрой в строгом соответствии с назначением врача, который указывает в медицинской карте стационарного больного даты назначения и отмены лекарственных средств. Лекарственные средства принимают до, во время, после еды и перед сном. Самым распространенным, простым и удобным способом введения лекарственного средства

является энтеральный путь, т.е. прием лекарства через рот или внутрь. Этот способ надежно контролируется. Внутрь в основном принимают твердые лекарственные формы: таблетки, драже, порошки, капсулы (рис. 5). Порошки в саше предназначены для разведения водой. Реже внутрь назначают жидкие лекарственные формы: растворы, отвары, микстуры и др. Следует помнить, что чем меньше возраст ребенка, тем шире используется назначение жидких лекарственных форм.

Рис. 5. Твердые лекарственные формы:

а - таблетки; б - драже; в - порошки (в саше); г - порошки или микросферы с энтеросолюбивной оболочкой в желатиновых капсулах

Приступая к раздаче препаратов, медицинская сестра должна вымыть руки с мылом, при необходимости сменить халат, надеть маску. Во избежание ошибок необходимо уметь определять лекарственные средства по форме, цвету, запаху, вкусу. Ребенок должен принимать лекарственные средства только в присутствии медицинского персонала - медицинской сестры, врача.

Существует несколько способов раздачи лекарственных средств в условиях детского отделения. Можно пользоваться лотками, разделенными на ячейки с указанием фамилий больных. В них заранее раскладывают лекарственные средства. Прежде чем положить лекарственное средство в ячейку, следует сверить название, указанное на упа-

ковке, с названием лекарственного средства в медицинской карте стационарного больного или сестринском листе. Затем медицинская сестра обходит с лотком все палаты. Другой способ - использование передвижного столика, на котором разложены лекарственные средства для приема внутрь, графин с водой, мензурки, ложки, чистые пипетки. Этот столик медицинская сестра вкатывает в палату и поочередно перемещает к кровати каждого больного, если тот находится на постельном режиме. Ходячие больные самостоятельно подходят к столику, где под контролем сестры принимают лекарственные средства.

При раздаче порошков бумажку, в которую упакован порошок, разворачивают и, придав ей форму желоба, высыпают порошок на язык ребенка, затем предлагают запить его водой. Не следует выдавать лекарственные средства ребенку на руки, тем более по несколько таблеток сразу. Важно соблюдать последовательность приема лекарственных средств. Проглотив таблетку, надо запить ее жидкостью, делая небольшие, но частые глотки. Это объяснено тем, что таблетка проходит через пищевод в течение 2-5 мин. Если делать большой глоток, то вода быстро проходит мимо таблетки и последняя может остановиться в пищеводе. Частые небольшие глотки воды или комки пищи способствуют более быстрому прохождению лекарственного средства в желудок.

В настоящее время выпускается большое количество лекарственных средств в сиропе. Дети, особенно младшего возраста, с большой охотой принимают их. Таблетки дети глотают с трудом, а дети моложе 3 лет практически никогда не могут проглотить их. Поэтому перед приемом таблетки размельчают. Таблетку или порошок иногда приходится растворять в сладкой воде, сиропе, давать порошок вместе с едой и т.д. Детям грудного возраста назначенную дозу лекарственного средства в жидкой форме часто вводят дробно, чтобы ребенок не поперхнулся. Если ребенок не хочет принимать лекарственное средство, то приходится насильно открывать рот следующим образом: 1) двумя пальцами осторожно нажимают на щеки; 2) зажимают нос и в этот момент ребенок открывает рот. Некоторые микстуры (не раздражающие слизистую оболочку рта) детям первых месяцев жизни можно давать из соски.

Микстуры, отвары дают в градуированных стаканчиках с делениями 5, 10, 15, 20 мл. При отсутствии градуированной посуды учитывают, что водного раствора в чайной ложке около 5 мл, в десертной -

10 мл, в столовой - 15 мл. Спиртовые настои, а также жидкие экстракты отмеряют с помощью чистых пипеток одноразового пользования. Использование одной и той же пипетки для раздачи разных лекарственных средств запрещается.

Некоторые сердечные препараты (валидол, нитроглицерин) принимают под язык. При невозможности введения лекарственных средств через рот их вводят в виде свечей в прямую кишку. Свечи детям вводят только медицинские сестры. При лечении заболеваний органов дыхания активно используется ингаляционный способ введения лекарственных средств, имеющий многочисленные варианты в виде аэрозолей и спреев, предусматривающих наличие специальной упаковки и клапанно-распределительной системы.

Особенности техники введения лекарств у детей грудного возраста. Обычно используют мерную ложку, которую кладут на край нижней губы ребенка и наклоняют ее так, чтобы лекарство постепенно перетекло в рот. Лекарство можно вводить при помощи специального шприца. Для этого кончик шприца кладут в уголок рта и сироп направляют к внутренней стороне щеки, но не в горло. Процедуру выполняют медленно, чтобы ребенок успевал заглатывать содержимое. Кроме того, лекарство можно вводить через специальную соску. Такое приспособление позволяет одновременно лечить ребенка и успокаивать.

По показаниям медицинской сестре приходится применять наружные способы введения лекарственных средств: закапывание капель, введение мази или вдыхание порошка в нос, закапывание капель в ухо, закапывание капель в конъюнктивальный мешок глаз или закладывание мази за нижнее веко, наложение мазей на кожу. Все эти манипуляции выполняются индивидуально и обычно по времени отделены от раздачи лекарственных средств, также как парентеральные процедуры, связанные с инъекциями лекарственных средств. Тем не менее, их выполнение строго регламентировано и требует от медицинской сестры постоянного внимания и контроля.

Необходимо предупреждать больных и их родителей, что при приеме некоторых лекарственных средств (висмут, железо, хинолиновые и т.п.) может изменяться цвет мочи и кала.

Обязанности медицинской сестры в поликлинике. Среднему и младшему медицинскому персоналу в детской поликлинике отводится особая роль. Меньше времени уделяется непосредственной работе с больным ребенком, как в больнице, и в большей степени медицин-

ская сестра выполняет функции помощника врача, канцелярскую работу. Функциональные обязанности работы медицинской сестры во многом определяются особенностями работы врача того или иного профиля.

Участковая медицинская сестра. Основной формой работы медицинской сестры является профилактическое наблюдение за здоровьем детей. Используется метод диспансерного контроля. Возможность диспансерного наблюдения и помощи на различных ее этапах обеспечивается структурой организации детской поликлиники.

Участковая медицинская сестра (под контролем врача) проводит дородовый патронаж беременной, цель которого - медицинское консультирование будущей матери (родителей) в вопросах педиатрии: подготовка груди к лактации, рациональное питание, борьба с вредными привычками, обеспечение оптимальных условий быта, создание благоприятной психологической обстановки, наличие предметов ухода за ребенком, формирование нового стиля жизни семьи при появлении ребенка и т.д. Первое посещение беременной проводят сразу после взятия ее на учет при поступлении сведений из женской консультации (12-23 нед). Второй патронаж проводят при сроке беременности 32 нед (в период декретного отпуска), с учетом ее нормального хода. Уточняется адрес, где будет жить молодая семья после рождения ребенка, наличие детской комнаты (уголка новорожденного).

Патронаж новорожденного. По регламенту врач-педиатр совместно с патронажной сестрой посещает новорожденного на дому в первые три дня после выписки из родильного дома. Если ребенок - первенец в семье, то визит приходится на первый день. Изучается выписка из родильного дома, проводится тщательный осмотр ребенка с оценкой состояния его здоровья. Медицинская сестра оценивает состояние лактации у женщины, проводит подробный инструктаж по технике грудного вскармливания и уходу за ребенком. Тщательно выясняют, как сосет ребенок грудь матери, какие делают перерывы между кормлениями, нет ли рвоты, срыгиваний, беспокойства, выдерживает ли ночной перерыв. Проводится антропометрическое исследование: измеряют длину и массу тела, окружность головы и грудной клетки. В конце осмотра составляется индивидуальный план ведения новорожденного (количество и сроки патронажей, консультации у специалистов, комплекс оздоровительных мероприятий). Последующее наблюдение за новорожденным ребенком врач и медсестра осущест-

вляют поочередно. Медицинская (патронажная) сестра в течение первой недели посещает новорожденного через 1-2 дня, а затем на протяжении первого месяца - еженедельно, чередуя посещения с педиатром.

Диспансерное наблюдение. По достижении ребенком возраста 1 мес участковый врач и медицинская сестра ежемесячно оценивают динамику физического развития, дают необходимые советы по уходу и профилактике «контролируемых» заболеваний (рахит, анемия, йодный дефицит и др.), проводят профилактические прививки.

Детей второго года жизни осматривает 1 раз в квартал. Оценивают физическое и нервно-психическое развитие, по показаниям назначают общие анализы мочи и крови, 1 раз в год исследуют кал на яйца глистов. С трех лет детей осматривают 1 раз в полгода, а с четырех лет - 1 раз в год. Врач выявляет группы детей повышенного риска по развитию ряда заболеваний и больных детей, нуждающихся в особом наблюдении, поручая контроль за ними участковой медицинской сестре. Медицинская сестра следит за фактическим местом проживания ребенка.

Амбулаторный прием. Участковая медицинская сестра подготавливает рабочее место к приему больных, заготавливает бланки, подбирает амбулаторные и диспансерные карты для врача, следит, чтобы в амбулаторную карту были внесены все результаты анализов. Под контролем врача медицинская сестра пишет различные справки, направления на исследования, заполняет статистические талоны («Талон амбулаторного пациента», ф. ? 0325-12/у), карты экстренного извещения, санаторно-курортные карты, под диктовку врача выписывает рецепты, регулирует очередь приема к врачу, проводит необходимые измерения (антропометрия, измерение артериального давления) и т.д.

Работа медицинских сестер в других кабинетах (врача-невропатолога, кардиолога, эндокринолога, гематолога) имеет значительное сходство с работой участковой медицинской сестры. В некоторых случаях, например на приеме врача-офтальмолога, для медицинской сестры выделена специальная сестринская зона, где она по специальной программе проводит обследование детей, пришедших на прием к врачу-офтальмологу: проверяет остроту зрения, измеряет по показаниям внутриглазное давление и т.д. Медицинской сестре отоларингологического кабинета обычно поручается исследование шепотной и разговорной речи, ольфактометрия, взятие мазков из

зева, носа, наружного слухового прохода и др. Медицинские сестры хирургических и прикладных специальностей (хирургического, стоматологического, физиотерапевтического, бальнеологического, отоларингологического кабинетов) большое внимание уделяют подготовке инструментария.

Уход за больными на дому. Основная причина посещений больного ребенка медицинской сестрой на дому - выполнение врачебных назначений, в основном инъекций. Участковые медицинские сестры обеспечиваются специальными сумками с наборами необходимых принадлежностей. Во время посещения больного на дому медицинская сестра занимается санитарно-просветительской работой, дает необходимые рекомендации по уходу за ребенком. При необходимости организации «стационара на дому» и назначении комплексного лечения медицинская сестра осуществляет внутримышечные инъекции и внутривенные вливания, посещая больного по несколько раз в день.

Отпуск лекарственных средств детям в поликлинике. Если больному ребенку необходимы лекарственные средства, то участковый врач выписывает обычные или льготные рецепты (детям до 3 лет, инвалидам с детства, инвалидам по заболеванию), с частичной или полной оплатой. Медицинские сестры должны знать основные лекарственные средства, используемые в педиатрической практике, показания и противопоказания к их назначению, правила применения (формы лекарственных препаратов, связь с приемом пищи), возможные побочные эффекты. Кроме того, в отечественных аптеках имеются в продаже безрецептурные формы лекарственных препаратов, что позволяет населению самостоятельно использовать те или иные лекарственные формы.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Что такое двух- и трехступенчатая система обслуживания детей в больнице?

2.Перечислите обязанности младшей медицинской сестры.

3.Перечислите обязанности палатной медицинской сестры.

4.Каков примерный план работы палатной медицинской сестры в течение суток?

5.Какими манипуляциями должна владеть медицинская сестра?

6.В чем заключается сдача и прием дежурства в детском отделении больницы?

7.Как оборудован пост медицинской сестры?

8.Какие виды медицинской документации используются в терапевтическом отделении?

9.Какие данные заносятся в температурный лист?

10.Какие требования предъявляются к хранению лекарственных средств в отделении?

11.Назовите особенности раздачи лекарственных средств, принимаемых через рот, детям разного возраста.

12.Как регламентированы сроки хранения отдельных лекарственных средств?

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.