Нарушения мышления при шизофрении психологический аспект. Нарушения мышления при шизофрении. Нарушения мышления у детей




Прочитано - 13476 раз

В переводе с греческого shiso - расщепляю, frenio - душа. Это психическое заболевание, которое протекает с быстро или медленно развивающимися изменениями личности особого типа (снижение энергетического потенциала, прогрессирующая интровертированность, эмоциональное оскудение, искажение психических процессов).

Часто прогрессирование болезни приводит к разрыву прежних социальных связей, снижению психической активности, значительной дезадаптации больных в обществе.

Современная систематика форм течения шизофрении:
. непрерывнотекущая шизофрения,
. приступообразно-прогредиентная (шубообразная);
. рекуррентная (периодическое течение - наиболее благоприятный вариант).

По темпу течения процесса выделяют:
. малопрогредиентную;
. среднепрогредиентную;
. злокачественную.

При шизофрении отмечаются различные по выраженности психических нарушений клинические симптомы (знаки) и синдромы (совокупность нескольких симптомов). Основными для диагностики являются негативные симптомы (минус-симптомы: нарушение мышления и эмоционально-волевой сферы). Позитивные симптомы (плюс-симптомы) при непрерывном течении шизофрении нарастают в определенной последовательности:

Неврозоподобные;
. аффективные;
. психопатоподобные;
. галлюцинаторные (ложное восприятие, возникающее без соответствующего внешнего раздражения);
. параноидный бред - бред преследования (психические расстройства, проявляющиеся в ложных суждениях, умозаключениях);
. онейроидные помрачения сознания (с яркими фантастическими образами, грезопо-добными переживаниями, якобы развивающимися фантастическими событиями, которые не находят отражения в поведении).
. парафренный бред - бред величия, отсутствие бредовой системы, разорванность мышления;
. гебефренные (дурашливое двигательное и речевое возбуждение, разорванность мышления, повышенное настроение);
. кататонические (психическое расстройство с преобладанием двигательных нарушений - ступор или кататоническое возбуждение);

При приступообразной шизофрении такая последовательность не соблюдается.

В зависимости от разных подходов психиатрических школ, в разных районах по эпидемиологическим исследованиям выявляется различное количество больных шизофренией. Оно колеблется от 2,5 до 10 человек на 1000 населения старше 15 лет. Болезнь может начаться в любом возрасте (чаще в 15-25 лет). Чем раньше проявляется заболевание, тем более неблагоприятен его прогноз.

Существует много форм шизофрении, например, шизофрения с навязчивостями, с астено-ипохондрическими проявлениями (психическая слабость с болезненной фиксацией на состоянии здоровья), паранойяльная шизофрения (стойкий систематизированный бред преследования, ревности, изобретательства и т.д.), галлюцинаторно-параноидная, простая, гебефреническая, кататоническая. При шизофрении выражено нарушение восприятия, мышления, эмоционально-волевой сферы.

У больных шизофренией отмечается снижение, притупление эмоциональности, состояние апатии (безразличие ко всем явлениям жизни). Больной становится безразличным к членам семьи, теряет интерес к окружающему, утрачивает дифференцированность эмоциональных реакций, у него появляется неадекватность в переживаниях. Имеет место нарушение волевых процессов: снижение волевого усилия от незначительного до резко выраженного, болезненного безволия (абулия). Нарастание способности к волевому усилию свидетельствует о реабилитации больного. Около 60% процентов больных нетрудоспособны.

Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю.Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже - стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство. Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

Главным симптомом шизофрении является расстройство мышления. У больных нарушаются возможности правильного установления связей между понятиями, представлениями. Фразы порой строятся грамматически правильно, но в них нет логической последовательности в изложении мыслей, то есть мыслительные процессы идут не по законам логики, а становятся паралогическими. Происходит своеобразное искажение действительности, оторванность от реального мира, больной уходит в мир своих искаженных понятий и представлений. Такое аутистическое мышление ставит больного вне существующей действительности. Мыслительные процессы становятся инертны, безынициативны, нецеленаправлены. Возможны наплывы мыслей и провалы в них (пустоты). В отдельных случаях отсутствие четкости приводит к застою в мыслях, повторению их.

У некоторых больных мышление принимает резонерский характер: оно не ведет к познанию действительности, а искажает ее, отсутствие фактического материала и способности к абстрагированию лишает его конкретности, возможности делать обобщения, умозаключения. Все эти нарушения выявляются в речи и письме, которые становятся ограниченными илн обильными, витиеватыми, стереотипными, символистичными.

Многие больные склонны к образованию новых слов. «Гоопшелон» — так больной С. назвал предложенную им реорганизацию всех настольных игр. «Актив - нейтраль — пасси» — обозначала больная В. свои вышивки. Нередко речь, письмо становятся разорванными, своеобразным словесным «салатом», в котором имеются лишь обрывки мыслей. Иллюстрацией этого является приводимое ниже письмо больного Е., написанное дочери.

«Здравствуй, дочурка дорогая моя Светлана.

Пишу тебе письмо из безымянной бесконечности достижений человеческого совершенства ума и способности разума. В данное время мое личное самочувствие удовлетворительно-отличное. Память образов, периодически вспоминаю о тебе согласно моих личных желаний со связанными ассоциациями, движениями и продолжениями в совершенстве помню тебя и твою детскую улыбку. Я твой голос в совершенстве словесно-письменных контактов, наших лучших взаимоотношений, соображений, всегда воплощалось в прекрасное твое будущее, в каждые мысли мои лучшие открытия в области социологической, физиологической, понемногу и закономерному праву по достоинству принадлежат тебе, мой дорогой, искренний, милый...»

У большинства больных имеются бредовые идеи. Они могут носить характер преследования, отношения, воздействия. Бред может быть систематизированным, стойким, длительным, чаще всего — нелепым. Приведем выдержку из обширного «труда» больного В. П. О. под названием «Краткие сведения о гипнозе».

«Основной признак — определение лиц, владеют силой гипноза и относящихся ко второй подгруппе, является — у этих лиц кора головного мозга или вся черно-бархатного цвета, или же верхняя часть коры голов. ного мозга черно-бархатного цвета, а в нижней части коры головного мозга имеется поясок оранжевого или темно-оранжевого фосфорически светящегося цвета. Почти во всей этой подгруппе в коре головного мозга заводятся насекомые (мухи), то же самое черно-бархатного цвета микроскопической величины, а в глубина головного мозга появляются черви белого цвета, микроскопической величины». Описанные нарушения мышления постепенно привдят к изменениям памяти, ее обеднению.

Среди психических заболеваний входит в группу психозов, то есть, является психическим расстройством, для которого характерно грубое нарушение контакта с окружающей действительностью. При этом, состояние может сопровождаться неадекватным поведением, различными галлюцинациями и бредом. При распадается внутреннее единство между чувствами, волей, в том числе, происходит и нарушение мышления. В связи с этим больной не может адаптироваться к социальной среде. Известно, что расстройства мышления, а также эмоциональной и волевой сферы делают поведение больного особенным, хотя память пациента сохранена, формальные интеллектуальные функции функционируют.

Имеется немало научных взглядов на нарушения мышления, вызванные шизофренией. Этиология и патогенез отличаются тем, что симптомы имеют высокую вариативность, различные виды течения, проявления заболеваний очень индивидуальны. Что касается нарушений мышления, то с учетом имеющейся формы шизофрении картина существенно различается. Сейчас известно немало работ, которые направлены на изучение различных нарушений мышления при данном заболевании, тем не менее, это феномен полностью не изучен, и психическая деятельность больных во многом представляет собой загадку. Существует ряд особенностей в применении различных методик диагностики, которые дают возможность более точно определить наличие нарушения мышления.

Ученые провели исследования, целью которых являлось выявление специфики нарушения мышления, которая выявлена на основании нейропсихологического и патопсихологического исследования пациентов, страдающих простой шизофренией и параноидной формой. Кроме главной цели, ученые интересовались, каким образом негативные и позитивные симптомы проявляются в нарушении мышления при шизофрении различной формы. Требовалось выяснить наличие особенностей мозговой организации и узнать, имеются ли отличия правополушарной и левополушарной симптоматики, обусловленные различными формами шизофрении. Исследование выявило закономерности, свойственные различным степеням нарушения мышления.

В ходе исследований ученые установили, что нарушения мышления в больше выражены у тех пациентов, которые страдают параноидной формой, и в первую очередь это касается нарушений, имеющих отношение к мотивационной сфере. Например, если при простой форме чаще наблюдаются псевдоабстрактные ответы, которые можно отнести к нарушениям обобщения, то при параноидной форме неадекватные ответы состоят из резонерских и разноплановых суждений. В том числе, больные параноидной шизофренией имеют больше нарушений, относящихся к логическому ходу мышления. При тестировании выявилось следующее: больные с параноидной формой давали двадцать пять процентов неадекватных ответов, а при простой форме этот показатель увеличивался до сорока пяти процентов.

К тому же, было выявлено статистически значимое отличие, касающееся как левосторонней симптоматики, так и нейропсихологической правосторонней симптоматики. Например, пациенты с простой формой испытывали сложности с заданиями, в которых требовалось пространственное мышление, необходимость понимания эмоционального содержания. Современными авторами данные функции приписываются деятельности именно правого полушария. На основании этого можно делать вывод, что функции правого полушария у таких пациентов находились в угнетенном состоянии, если произвести сравнение с левополушарными. У пациентов, страдающих параноидной шизофренией, нарушенное мышление свидетельствовало в основном о находящемся в гиперактивном состоянии правом полушарии, и об этом свидетельствовали пробы на пространственное мышление, синтез, продуцирование образов и ассоциаций.

В настоящее время считается, что психические процессы страдают в том случае, когда поражены конвекситальные отделы лобных долей. Возникает нарушение мышления и страдает произвольное подчинение поведения и психических процессов различным программам. В этом случае левое полушарие в наибольшей степени связано с произвольным контролем, это объясняется связью с процессами речи. Правое полушарие в данном случае ответственно за эмоциональные формы, регулирующие поведение. Подобная регуляция бывает у пациентов, находящихся в состоянии декомпенсации, и поведение объясняется структурой бреда а также галлюцинаторным синдромом.

Нарушения мышления, которые считаются типичными при шизофрении, имеют многократное описание, и выражаются в различных терминах. Но основное, на что требуется обратить внимание, это утрата ассоциативных связей. В связи с этим пациент лишается способности сосредоточиться на определенной умственной задаче. Посторонние мысли, являющиеся совершенно ненужными, являются препятствием для концентрации больным внимания, мышление становится расплывчатым, в результате образовывается поток сугубо личностного мыслительного материала, который представляет собой источник большого количества странных и необычных мыслей. Следует отметить, что некоторые больные испытывают трудности в порождении мыслительного процесса.

Казанский Государственный Медицинский Университет

Кафедра медицинской и общей психологии с курсом педагогики

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По клинической психологии

Шизофрения

Выполнила студентка 3 курса

Заочного отделения факультета МВСО 833 группы

Фахрисламова Р. Х.

Проверил: _____________

1. Шизофрения.

Шизофрения - прогредиентное психическое заболевание, возникающее на основе наследственного предрасположения, ко­торое имеет непрерывное или приступообразное течение и при­водит к своеобразным изменениям личности в виде дезинтегра­ции психики, аутизма, эмоционального обеднения и снижения активности

Шизофрения занимает особое место среди всех форм психи­ческой патологии, в связи с достаточно высокой распространен­ностью, во многих случаях неблагоприятной динамикой, возник­новением у части больных (лубокого психического дефекта и не­гативными социальными последствиями для личности, вплоть до утраты трудоспособности.

Слово «шизофрения» происходит от греческого “schizo”, что означает «расщепленный». “Phrenia” означает «диафрагма», которую в древности считали местом, где расположен ум (дух) и душа человека. Словом «шизофрения» европейские психиатры выражают распад или развал основных психических функций.

В каждой стране мира шизофренией болеет приблизительно 1% населения. Страдающие этим заболеванием обнаруживают ряд симптомов: их могут мучить галлюцинации и бредовые идеи, часто они высказывают причудливые, необычные мысли, становиться неловкими и неуклюжими, применяют окружающие их предметы неподходящим способом. Многие из этих людей избегают социальных контактов пренебрегают правилами личной гигиены и ведут себя странным, а иногда и опасным образом. В отношении этого тяжелого заболевания бытует множество неправильных представлений.

Шизофрения – с трудом поддающееся лечению и часто встречающееся психическое заболевание. Кроме необходимости лечения пациенты и их родственники вынуждены бороться с социальным остракизмом, которым сопровождается это заболевание.

Как правило, при шизофрении не наступает полного излечения. Однако это положение не столь безнадежно, как это может показаться. Постоянный прогресс в нашем понимании причин шизофрении, ее биологии и генетики дает повод для надежды. Уже в наше время многие мужчины и женщины успешно лечатся от этого заболевания и снова возвращаются к нормальной жизни.

2. История.

Два человека сыграли ключевую роль в изучении шизофрении в историческом аспекте: Эмиль Крепелин (немец, 1856 – 1926) и Еуген Блейлер (швейцарец, 1857 – 1939). Но следует отметить, что еще по меньшей мере три человека также внесли значительный вклад в изучение этой болезни в период, предшествовавший исследованиям Крепелина и Блейлера. Бенедикт Морель (1809 – 1873), бельгийский психиатр, применил термин demence precoce для описания больных, находящихся в состоянии деградации, у которых заболевание началось в подростковом возрасте; Карл Кальбум (1828 – 1899) описал симптомы кататонии, а Эвальд Геккер (1843 – 1909) описал в высшей степени аномальное поведение больных гебефренией.

Крепелин подразделил психически больных с серьезными расстройствами на три основные группы со следующими диагнозами: раннее слабоумие, маниакально-депрессивный психоз и паранойя. Раннее слабоумие Крепелин описывает как хроническое заболевание, приводящее к деградации, при котором иногда наблюдаются также такие клинические проявления, как бред и галлюцинации. Крепелин отмечал, что при этой форме заболевания у обследованных им больных приблизительно в 4% случаев имело место полное выздоровление, а в 13% - значительная ремиссия. Термин «маниакально-депрессивный психоз» относился к больным, которые переносили болезненные аффективные эпизоды, между которыми наблюдалась практически полная ремиссия. Диагноз «паранойя» ставился больным, у которых основным симптомом заболевания был устойчивый бред преследования.

Блейлер ввел новый термин «шизофрения», который означает расщепление психики, основываясь на теоретическом «схизме» (раскол) между мышлением, эмоциями, поведением. К сожалению, этот исторический термин обусловил путаницу между данным заболеванием ирасщеплением личности (которое сейчас называется «множественными расстройствами личности») и является расстройством, не имеющим ничего общего с шизофренией.

Определение шизофрении, данное Блейлером, отличается от раннего слабоумия в определении Крепелина двумя основными аспектами. Во-первых, Блейлер не считал, что деградация является обязательным исходом этого заболевания. Во-вторых, Блейлер разделил симптомы на основные (первичные) и дополнительные (вторичные). Наболее важным основным (фундаментальным) симптомом является расстройство мышления, характеризующееся нарушением ассоциативного процесса, его несостоятельностью.

3. Особенности мышления при шизофрении

Расстройства мышления при шизофрении описаны клиницистами-психиатрами и психологами. Для мышления больных шизофренией характерно то, что нарушение на уровне понятий не исключает относительной сохранности формально-логических связей. Происходит не распад понятий, а искажение процесса обобщения, когда у больных возникает множество случайных, ненаправленных ассоциаций, отражающих чрезвычайно общие связи.

Ю. Ф. Поляков у больных шизофренией отмечает нарушение актуализации сведений из прошлого опыта. По данным эксперимента, в сравнении со здоровыми больные лучше опознают те стимулы, которые являются менее ожидаемыми, и хуже – стимулы, более ожидаемые. В результате отмечается расплывчатость, причудливость мышления больных, что приводит к нарушению психической деятельности при шизофрении.

Эти больные не выделяют значимых существенных связей между предметами и явлениями, однако не оперируют, как олигофрены, второстепенными конкретно-ситуационными признаками, а актуализируют чрезмерно-общие, не отражающие реальной действительности, часто слабые, случайные, формальные признаки.

При проведении методик "исключение предметов", "классификация предметов" больные часто производят обобщение на основе личного вкуса, случайных признаков, предлагая несколько вариантов решения, при этом не отдавая предпочтения ни одному из них. В данном случае можно говорить о разноплановости мышления, когда суждение о каком-то явлении протекает в разных плоскостях.

Начальная стадия нарушений мышления раньше, чем в других методиках, выявляется в пиктограммах. Здесь обнаруживаются расстройства аналитико-синтетической деятельности (соотнесение абстрактно-смысловых и предметно-конкретных компонентов). Больные могут выбирать образ, неадекватный содержанию понятия, могут предлагать пустой, выхолощенный, бессодержательный набор предметов, псевдоабстрактные образы, сами по себе лишенные содержания, или часть, фрагмент какой-то ситуации и т.д.

При ассоциативном эксперименте отмечаются ассоциации атактические, эхололические, отказные, по созвучию.

Искажение процесса обобщения происходит в сочетании с нарушениями последовательности и критичности мышления. Например, разглядывая рисунки Х. Бидструпа, больные не понимают юмора, юмор переносится на другие, неадекватные объекты.

При проведении многих методик у больных отмечается резонерство . Резонерство при шизофрении отличается выхолощенностью ассоциаций, потерей целенаправленности, соскальзываниями, претенциозно-оценочной позицией, склонностью к большим обобщениям по поводу относительно незначительных объектов суждения.

Соскальзывание проявляется в том, что больные, адекватно рассуждая, вдруг сбиваются с правильного хода мыслей на ложную ассоциацию, затем опять могут рассуждать последовательно, не исправляя ошибок. Непоследовательность суждений не зависит от истощаемости, сложности заданий.

Таким образом, при шизофрении могут выявляться нарушения внимания и нарушения памяти. Однако при отсутствии органических изменений головного мозга эти нарушения являются следствиями нарушений мышления. Поэтому основное внимание психолог должен уделять исследованию мышления.

4. Симптомы шизофрении.

4.1. Позитивные симптомы

Позитивные симптомы являются «патологическим избытком», или странными дополнениями к поведению человека. Бред, дезорганизованное мышление и речь, обостренное восприятие и галлюцинации и эмоциональная неадекватность наиболее часто встречаются в клинической картине шизофрении.

Бред. У многих людей, страдающих шизофренией, формируется бред, идеи, в которых они полностью убеждены, но которые в действительности не имеют никакого основания. У некоторых людей формируется только одна линия бреда, которая влияет на их жизнь и поведение, в то время как у других - несколько линий бреда. При шизофрении наиболее часто встречается бред преследования. Люди с бредом преследования считают, что против них затевается заговор или к ним предвзято относятся, что за ними шпионят, их порочат, им угрожают, на них нападают или наносят преднамеренный вред. Лаура была убеждена в том, что ее соседи старались вызывать у нее раздражение и что другие люди пытались причинить вред ей или ее мужу. Люди, страдающие шизофренией, также могут испытывать бред отношения, при котором они находят особое и личное значение в поступках других или в различных объектах или событиях.

В литературе, посвященной клинике шизофрении, подробно описаны признаки, включающие в себя целый ряд когнитивных и эмоциональных дисфункций. При этом ни одно из нарушений не является патогномичным для шизофрении будучи изолированным. Диагноз данного заболевания включает в себя распознавание констеляции признаков и симптомов, сочетающихся с нарушением социального и профессионального функционирования. Дизорганизованное мышление в плане ослабления ассоциаций Э. Блейлер считал наиболее важным признаком шизофренического процесса. Оценка дизорганизованого (алогичного) мышления может сопровождается рядом трудностей. «Мягкая» речевая дезорганизация не обязательно связана с шизофренией. Речевая дезорганизация соотносится с шизофренией, когда она ярко выражена и препятствует социальной адаптации. Основными нарушениями мышления являются (по Э. Блейлеру): разорваность, амбивалентность и аутизм. Дополнительными симптомами являются бред, галлюцинации и кататонические расстройства. Мышление больных отличается бессвязностью и алогичностью, в зависимости от стадии и течения болезни. В случаях глубокого дефекта речь приобретает характер «словесной окрошки». Довольно часто наблюдается синдром «сделанных мыслей», навязанных кем то «принудительно», что представляет собой синдром Кандинского – клерамбо. Противоположным, (но в рамках того же синдрома кандинского), является «отнятие мыслей», мысли отнимаются у больных кем то извне. Распад понятий при шизофрении выражается в том, что понятия теряют свои точные значения, и четкие отграничения от других понятий. При шизофрении проявляются следующие нарушения мышления:

Шперрунг - «закупорка мыслей», «обрыв мыслей», внезап­ная остановка, перерыв ассоциативного процесса.

Разорванность - расстройство мышления, при котором на­рушается логическая связь в предложении при сохраненной грамма­тической (в речи проявляется шизофазией).

Соскальзывание - расстройство мышления (более «лег­кая» степень разорванности).

Бессвязность - расстройство мышления, при котором на­рушается логическая и грамматическая связи в предложениях.

Разноплановость - расстройство мышления, при котором отмечается формирование суждений, исходя из разных принципов.

Резонерство - «бесплодное мудрствование» (рассуждение ради рассуждения).

Нарушения мышления при биполярном аффективном расстройстве.

При биполярном аффективном расстройстве страдает прежде всего темп мышления. При депрессивном эпизоде мышление замедляется. Это проявляется уменьшением количества ассоциаций за единицу времени. При маниакальном синдроме количество ассоциаций за единицу времени увеличивается, то есть мышление ускоряется, вплоть до «скачка идей», то есть максимального увеличения ассоциаций за единицу времени.

Характеристика навязчивых, сверхценных и бредовых идей.

Расстройства мышления по продуктивности наиболее яркие и частые признаки психических заболеваний. К ним относятся навяз­чивые, сверхценные (доминирующие) и бредовые идеи.

Навязчивые идеи - мысли, представления, воспомина­ния, возникающие помимо воли больного при полной критической оценке чуждости и болезненности. Данные формы нарушений мышления проявляются при невротических и неврозоподобных расстройствах, а так же при расстройстве личности и акцентуациях характера по психоастеническому типу.

Сверхценные идеи - идеи, воз­никающие в связи с реальной ситуацией, но в дальнейшем занимающие не соответствующее их действительному значению домини­рующее положение в сознании больного, сопровождающиеся зна­чительным эмоциональным напряжением и отсутствием критичес­кого отношения к ним. Проявляются при расстройствах личности, при шизофрении.

Бредовые идеи - суждения и умозаключения, имеющие характер убежденности, возникающие на патологической основе и не поддающиеся коррекции (разубеждению) с отсутствием крити­ческого отношения к ним.

Выделяют две разновидности бредовых идей, различающихся механизмами формирования бреда: интерпретативный бред и образ­ный бред (таблица №4). При первом патологические идеи (суждения и умозаклю­чения) возникают в результате нарушений логики на всех этапах бредообразования; при втором - бред проистекает из расстройств восприятия (патологических образов и представлений). Бред, всегда является характеристикой психоза, наиболее ярко представлен в клинике шизофрении.

Таблица № 4 Формы бреда

Нарушения мышления при органических расстройствах.

Снижение уровня обобщения: Снижение уровня обобщения состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками заменяется установлением сугубо конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания подобные больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. Так, например, в опыте по методу классификации* один из подобных больных отказывается объединить в одну группу кошку с собакой, "потому что они враждуют"; другой больной не объединяет лису и жука, потому что "лиса живет в лесу, а жук летает". Частные признаки "живет в лесу", "летает" больше определяют суждения больного, чем общий признак "животные". Кли­нически это проявляется склонностью к конкретизацией мышления. Конкретность - расстройство мышления, при котором ут­рачивается способность к абстрагированию.

Невозможность выполнения задания в обобщенном плане, неумение отвлечься от отдельных конкретных свойств предметов связаны с тем, что больные не могут усвоить условности, скрытой в задании.

Особенно четко выступает такое непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор.

Как известно, пословицы являются таким жанром фольклора, в котором обобщение, суждение передаются через изображение отдельного факта или явления конкретной ситуации. Истинный смысл пословицы только тогда становится понятным, когда человек отвлекается от тех конкретных фактов, о которых говорится в пословице, когда конкретные единичные явления приобретают характер обобщения. Только при этом условии осуществляется перенос содержания ситуации пословицы на аналогичные ситуации. Такой перенос сходен по своим механизмам с переносом способа решения одной задачи на другую, что особенно четко выступает при отнесении фраз к пословицам. Рассматривая проблему переноса, С. Л. Рубинштейн отмечает, что "в основе переноса лежит обобщение, а обобщение есть следствие анализа, вскрывающего существенные связи".

Нарушения эмоций

Эмоциями называются психические процессы и состояния в форме непосредственного переживания действующих на индивида явлений и ситуаций. Возникновение эмоций происходит либо вследствие удовлетворения или неудовлетворения каких-либо потребностей человека, либо в связи с расхождением ожидаемых и реальных событий, а также наличие дезадаптивных иррациональных когниций. В последние годы предпочитают пользоваться узким понятием эмоций, которое делит эмоции на компоненты субъективного переживания, на такие например как, а) аффективный компонент (эмоции как таковые), б) когнитивный компонент (дезадаптивные когниции, например неадекватная обеспокоенность состоянием своей фигуры у женщин с нервной анорексией). .

В когнитивных теориях эмоций, утверждается, что эмоции вызываются не восприятием ситуации непосредственно, а что сначала должна произойти когнитивная оценка вещей . Но необходимо признать и роль нерефлексивных форм возникновения эмоций.

1. Врожденное возникновение эмоций управляемое восприятием. Врожденные формы образования эмоций важны прежде всего на ранних периодах онтогенеза. При этом определенные стимулы генетически связаны с определенными эмоциями (например, страх при восприятии глубины). Но генетически обусловленные элементы могут играть свою роль и при возникновении сложных эмоций в более позднем возрасте. Это справедливо, например для предположительно генетически определяемой готовности людей к фобиям относительно определенных классов объектов (змей, пауков).

2. Управляемое восприятием возникновение эмоций на основе раннего обуславливания. То есть эмоции обусловленные ранним травматическим опытом, как правило данный травматический опыт вытесняется из памяти. .

3. Привычное возникновение эмоций, управляемое восприятием. Некоторые «повседневные» эмоции и аффекты могут возникать как бы по «привычке», то есть тип реагирования закрепляется условно рефлекторно. .