Начало … или … Почему происходят конфликты? Почему в коллективе случаются конфликты




С конфликтом мы сталкиваемся часто, но, к сожалению, не всегда можем разрешить сложную ситуацию. Ссоры приводят не только к материальному ущербу, они вредят и нашему здоровью. Это то, что касается психологических конфликтов. А вот как справлять с более глобальными неприятностями? И вообще, что такое конфликт?

Определение понятия

Прежде всего стоит разобраться непосредственно с понятием. Что такое конфликт? Чаще всего это разногласие двух или более сторон, которые могут быть не только отдельными людьми, но и целыми группами или странами.

Обычно конфликт случается тогда, когда ситуация или спор важны для сторон. Нормальные люди стараются избежать неприязни и решить все конструктивным способом. Есть же и более агрессивно настроенные особы. В этом случае может произойти все что угодно. Исход подобной ситуации непредсказуем.

Стоит понимать, что избежать конфликта очень трудно. Это составляющая жизни человека, а поэтому рано или поздно личность сталкивается с трудностями в решении задачи. Если посмотреть на все минувшие века, сложно найти хотя бы один день, который был бы лишен конфликтной ситуации. Чаще всего споры связаны с финансами, властью и, конечно же, личными отношениями. Хотя что такое конфликт, каждый для себя решает сам.

Признаки разногласия

Чтобы распознать конфликт, не нужно быть психологом и ученым. Итак, перед нами ситуация, которая толкуется другими участниками как конфликтная. Далее в наличии имеется некий объект, который неделим, то есть это что-то, что не может быть справедливо разделено между соперниками. Ну и, наконец, если существует безболезненный выход из ситуации, противоречий нет, а противники хотят продолжить спор, чтобы достичь цели, то, значит, конфликтная ситуация все еще присутствует.

Итак, сразу можно определить, из каких частей состоит конфликт:

  • Из участников, которые не могут что-то поделить.
  • Из объекта, который вызывает спор.
  • Из некоего инцидента.
  • Из причины, то есть того, что вызвало данную неприятность.
  • Из методов решения спора.

Конфликтная ситуация – это противоречие двух или более участников спора, каждый из которых желает достичь своей цели и не способен уступить сопернику. Часто спор рождается из-за достаточно весомой причины, но обычно происходят конфликты из-за мелочей, таких как высказывание, чужеродное мнение и т. д.

Началом инцидента можно считать осознание одним из оппонентов того, что его взгляды противоречат иному мнению. При этом соперник начинает навязывать свое мнение или стараться ликвидировать спор в свою пользу. В таких ситуация мало кто понимает, что такое конфликт.

Виды противостояний

Формы конфликтов имеют достаточно широкую градацию, которая со временем становится все больше. С психологической точки зрения, спор может быть внутренним и внешним. В первом случае нашим противником являемся мы сами. То есть это личностный конфликт, который возникает внутри нас. Несмотря на то что наш оппонент – это мы, пострадать могут и посторонние люди, а также наши близкие.

К внешнему спору могут относиться межличностные, межгрупповые непонимания. Этот вид достаточно опасный, так как может нарушить функционирование организации, производства и даже целого государства. Причиной таких конфликтов становится дележка власти и материальных благ.

Следующая классификация относится к тому, что современные конфликты могут быть деловыми и неофициальными. В первом случае страдает организация или бизнес, во втором - близкие и родные. По последствиям спор может быть конструктивным (полезным) либо деструктивным (разрушающим).

Кроме того, могут возникнуть споры в политике, на международном уровне, вооруженные конфликты, межэтнические, религиозные и т. д. Конечно, это не вся градация конфликтных ситуаций. Бывают, симметричные и асимметричные, открытые и скрытые, объективные и субъективные. Наиболее актуальные мы рассмотрим ниже.

Причины возникновения групповых споров

Причин, естественно, бывает много, сколько людей, столько и мнений, и причин. Но все споры могут быть объединены в три группы:

  1. Те, что возникли в трудовой среде.
  2. Те, что возникли из-за психологических особенностей каждого человека.
  3. Те, что возникли из-за личностных качеств.

В организации часто встречается первая причина. Трудовой процесс – дело достаточно сложное. Среди факторов, которые способствуют развитию спора, можно выделить добросовестное выполнение своих обязанностей. У конфликта такого рода также могут быть свои причины, но основной спор заключается во взаимосвязи сотрудников, которые относятся негативно друг к другу либо же плохо выполняют свои должностные обязанности. Сюда же относится и такой фактор, как желание высокого заработка, благоприятной рабочей обстановки и полноценного отдыха.

Ко второй группе относятся такие факторы, как антипатия или симпатия, последнее, кстати, также может навредить столь же сильно, как и первое.

К третьей группе можно отнести человеческий фактор. Далеко не все воспитаны в благоприятных условиях. Кто-то не умеет сдерживать свои эмоции, кто-то, наоборот, чересчур скрытный. Есть социофобы, а есть социопаты. Каждый из них в той или иной мере влияет на социум и также получает ответ от общества. Поэтому такие конфликты лучше всего разбирать с психологом.

Политические трения

Данный спор основан на противостоянии политических субъектов, которое возникло вследствие неприятия политических интересов, ценностей и мнений. Важную роль играет противоречие между социумом и политическим неравенством. Это наиболее актуальные конфликты государств по всему миру.

Подобный спор бывает трех типов:

  • Интерес – этот политический конфликт легко решается и основан чаще всего на экономическом дележе. В нем участвуют состоятельные страны.
  • Ценности – это спор за ценности развивающейся страны. Обычно трудно решаемый, тем не менее при правильном подходе можно дойти до развязки.
  • Идентификация – возникает конфликт из-за стремления к идентификации у стран, которые стремятся быть определенной группой, а не конкретным государством. Чаще всего тут замешаны вопросы религии и национальности.

Подобные конфликты также делятся на межгосударственные, государственные и региональные. Конечно, политический конфликт может быть разнообразным. Есть режимные или легитимные; позиционные и оппозиционные; социально-политические. В любом случае, чтобы решить подобный вопрос, необходимо прежде всего выявить корень проблемы, причины и мотивы. Также определить основных участников, их цели и желания, оценить внешние факторы, которые влияют на данный спор.

Международные проблемы

Международные конфликты возникали и буду возникать, пока существуют общества и народы. Эти споры – это всегда противостояние интересов, позиций и взглядов. Порой последствия таких непониманий были катастрофическими, некоторые же, наоборот, длились годами и затихали, оставаясь незаметными и забытыми для других.

Международные конфликты могут быть вызваны такими факторами, как:

  • Бедность и нищета.
  • Несовершенство человеческой природы.
  • Неравенство.
  • Религия.
  • Социум.
  • Государственный строй и т. д.

Рассматривая подобные конфликты, ученые утверждают, что редко когда причиной является лишь один фактор, зачастую это совокупность, которая выливается в недовольство целых народов.

Обычно субъектами таких непониманий становятся крупные государства, межгосударственные организации, международные объединения и различные общественные союзы. Спор может быть вынесен как на внутригосударственную сцену, так и на международную арену.

Когда случается международный кризис, обычно для разрешения проблемы выделено очень мало времени, ведь дальше может возникать вооруженное противостояние. Тем не менее кризис – это еще не война, но это конфликт, ради которого стороны готовы перейти к решительным действиям.

Оружие наготове

Применение военной силы для решения противоречия, возникшего между государствами, народами или социальными группами, - спор, который также можно разделить на некоторые подвиды.

Региональный вооруженный конфликт. Его участниками обычно являются государства, которые относятся к одному региону. При этом спор относится почти ко всем странам, которые входят в этот регион.

Локальный вооруженный конфликт – это двустороннее противостояние государств. Здесь существует лишь ограниченная территория военных действий, а также максимум два стратегических направления.

Вооруженное противостояние – это то, что помогает разрешить противоречия религиозного характера, этнического и национального путем применения оружия и насилия.

Межнациональные проблемы

Этот спор можно отнести к социальным конфликтам, причем наиболее опасным. Это столкновение называют также межэтническим. Обычно затрагивает определенную группу общества.

Несогласованность при этом возникает между народами, нациями, но не выходит за пределы одного государства. Обычно подобные ситуации возникают из-за недовольства наплыва иммигрантов. Не стоит забывать и о том, что межнациональные конфликты могут перерасти в региональный или локальный раздор. Либо и вовсе глобальный, как случилось в Первой мировой войне, когда начиналось все с австрийцев и сербов.

Особенностями такого конфликта обычно становятся несколько факторов:

  • Градация групп по этническому признаку.
  • Участники ищут поддержки на стороне.
  • Наличие политических мотивов.
  • Группировка за национальной идентичностью.

Что касается видов межэтнических конфликтов, то они следующие:

  1. Этнополитические – когда сталкиваются политические интересы, прикрываемые межнациональной основой.
  2. Межконфессиональные – когда сталкиваются из-за религиозных взглядов.
  3. Этнотерриториальные – когда существует ряд претензий разных народов на одну и ту же область.

Решить межнациональные конфликты можно путем основательного поиска причин в политике государства, его местоположении и исторической основе.

Замороженный раздор

В разных сферах этот конфликт имеет разные признаки. Но чаще всего это противостояние, в котором вооруженное наступление прекратилось, но мирное соглашение не было подписано. Законодательство предполагает, что данный спор может вновь начаться.

В психологическом плане этот конфликт, как показывает практика, можно назвать затишьем перед бурей. Когда две стороны прекратили препятствовать друг другу, но лишь на время. Хотя этот термин больше относится к международным отношениям, все-таки и в личностных проблемах он тоже может быть применим.

Виды решений

Конечно, в зависимости от вида конфликта, его решение может быть абсолютно разнообразным. Но все-таки существуют некоторые факторы, с помощью которых можно прийти к консенсусу. Как показывает практика, конфликт может длиться вечность в личностном плане, люди иногда просто свыкаются с ним.

Но забыться - это не способ решения проблемы. Ведь может сложиться такая ситуация, которая приведет к обострению противостояния, и тогда может все обернуться вовсе плачевно.

Существуют некоторые стили решения споров:

  • Просто уйти.
  • Сгладить (вести себя так, словно ничего не происходит).
  • Принудить (обратиться к закону, чтобы заставить принять свою точку зрения).
  • Компромисс (уступить сопернику).
  • Решить (открыто признаться друг другу в несоответствии взглядов и мнений и общими усилиями найти решение проблемы).

Решить конфликт можно полным или частичным способом. В первом случае спор разрешается после доказательства своей правоты либо же принятия мнения другой стороны. Частичный – это потеря интереса к противостоянию либо же изменение русла конфликтной ситуации.

Последствия

Снова следует указать на то, что последствия конфликтов напрямую зависят от его типа. В основном же последствия могут быть функциональными или дисфункциональными. Этот факт влияет на последующий этап спора и возможность его рецидива в будущем.

Функциональные последствия конфликтов приводят к тому, что противоречие разрешается так, что обе стороны удовлетворены, а значит, важная проблема решена. Также очевидно, что совместное решение приводит к тому, что результат является положительным и быстро достижимым. Последствием спора, решенного подобным способом, является приобретение положительного опыта, развеяние страхов и стереотипов.

В случае с дисфункциональными последствиями главный фактор – это возможное зарождение наиболее масштабного спора. Непродуктивные взаимоотношения, отсутствие мотивации, препятствие разрешению задач, психологическая и эмоциональная нестабильность населения - все это часто способствует перерастанию такого противостояния в вооруженные конфликты.

Понятно, что таких спорных ситуаций нужно все же стараться избегать. И знание того, что такое конфликт и каковы способы его решения, может значительно сократить неприятные ситуации в коллективе и личной жизни. Не говоря уже о противостоянии государств на политической арене.

Конфликт – это неотъемлемая часть общественных, политических, экономических отношений, а также межличностного взаимодействия, и от того, насколько полными будут знания о конфликтной ситуации, напрямую зависит ее исход, благоприятный для обеих сторон.

Конфликт – это проявление противоречий между двумя субъектами, и наиболее острый способ их решения.

Противоборствующие силы участников конфликта всегда вызывают определенное напряжение, и с этой точки зрения, конфликт – способ его разрядки, выход из сложившихся обстоятельств.

Существует несколько мнений о функциях и роли конфликтов в обществе:

  1. Общественное мнение оценивает конфликт как явление нежелательное. Однако такое отношение связано с распространенностью стереотипов: конфликт представляется как бытовая или рабочая неурядица, ссора, межнациональное противоборство, политический предмет спора и т.д.
  2. Однако конфликт не только неизбежен, но и социально полезен. Он имеет свойство оканчиваться и разрешаться тогда, когда появляются силы, возвращающие систему в состояние покоя, а значит, в самом конфликте заложены эти силы, призванные уравновешивать и стабилизировать ситуацию. К ним относят и дебаты, и дискуссии, и сделки, и компромиссы и др.
  3. Некоторые исследователи считают конфликт абсолютно естественной стороной общественных взаимоотношений. Наличие любого дефицита в обществе (что неизбежно) всегда провоцирует потребность увеличить долю собственных ресурсов, а в случае сражения за власть, лидерство, передовые позиции конфликт только усиливается.
  4. Считается, что конфликт в группе в некотором роде способствует сплочению ее участников, однако это можно утверждать только в отношении конфликтов, не противоречащих общегрупповым нормам и основам отношений участников группы.

Важно понимать, что в конфликте могут быть заинтересованы не столько его стороны, сколько третье лицо, и в этом случае позитивная функция конфликта исчерпывает себя – функции конфликта каждый участник оценивает по-своему.

Виды и типы

На основании способа разрешения конфликтов они делятся на два вида:

  1. Антагонистичные . Противоборство решается разрушением структур всех сторон или полным отказом сторон от участия, кроме той, что выиграла конфликт. К примеру, выигрыш в споре или выбор в органы власти;
  2. Компромиссные . Решение конфликта принимается с учетом той или иной пользы для обеих сторон. К примеру, за задержку сроков поставщик предлагает заказчику скидку на услуги и т.д.

На основании сфер проявления конфликты подразделяют следующим образом:

  • политические : борьба за власть;
  • социальные : противоречия в отношениях между людьми и группами, которые характеризуются усилением интересов — забастовки рабочих, пикеты и т.п.;
  • экономические : в основе конфликта лежат противоречия экономических интересов, борьба за льготы, ресурсы.
  • организационные : в основе конфликтов, как правило, регламентирование обязанностей как следствие иерархической структуры в организации.

На основании направленности конфликта их делят на два вида:

  • вертикальные : уменьшение объема власти сверху вниз. Например, в отношениях между начальником и подчиненным, головным предприятием и дочерним;
  • горизонтальные : взаимодействие происходит между сторонами, имеющими равный объем власти. К примеру, руководители соседних отделов на предприятии.

По степени выраженности конфликтные ситуации делят на две группы:

  • открытые : столкновение явно выражено: спор, ссора;
  • скрытые : выражение конфликта косвенное, агрессивные действия скрыты.

По числу участников конфликты делят на:

  1. Внутриличностные : столкновение мотивов личности одного и того же человека, чаще всего они характеризуются проблемой выбора. При этом выбор может быть обусловлен как нормами и требованиями общества, так и личной потребностью и желанием.
  2. Межличностные : столкновение может быть между человеком и группой, между двумя людьми.
  3. Межгрупповые : в этом случае сталкиваются две группы людей, объединенных по определенному признаку.

По затрагиваемым в конфликте потребностям выделяют две разновидности:

  • когнитивный конфликт – столкновение знаний, противоположных мнений и суждений;
  • конфликт интересов – в основе конфликта интересы группы или индивида.

Классификация и структура конфликта

Структурой конфликта является совокупность устойчивых связей, которые обеспечивают его целостность. Обязательными компонентами конфликта являются:

  1. Участники конфликта . В эту категорию входят все лица, так или иначе принимающие участие в конфликте.
  2. Информационные модели у всех категорий участников.
  3. Предмет : проблема в основе конфликта, при этом она может быть как объективно существующей, так и субъективно представленной.
  4. Объект : повод конфликтной ситуации. Когда он оказывается на пересечении интересов, возникает непосредственно конфликтная ситуация.
  5. Микросреда, макросреда . Все условия системы, в которой находятся участники конфликта, которые позволяют сделать правильный вывод о причинах, течении конфликта и не выделять его в отдельное явление, а воспринимать как часть социальной ситуации.

Причины и условия возникновения

Причины возникновения конфликта весьма разнообразны и зависят от типа, количества участников, условий протекания и т.д.


К общим причинам, согласно которым формируется большинство конфликтных ситуаций, можно отнести:

  1. Естественное столкновение ценностей в процессе социального взаимодействия. При этом к ценностям могут быть отнесены духовные, материальные и пр.
  2. Недостаточно разработанная правовая база , позволяющая разрешать социальные противоречия в той или иной области, отсутствие четкого регламента.
  3. Острая нехватка благ, имеющих решающее значение в жизнедеятельности субъектов.
  4. Устойчивые стереотипы поведения и мышления, что чаще всего ведет к групповым конфликтам.
  5. Слабая информированность в определенных вопросах, касающихся предметов конфликта.

Участники и последствия

Участниками конфликта являются все субъекты, так или иначе принимающие участие в конфликтной ситуации: от непосредственных сторон до тех, кто оказывает влияние на его течение.

Участники делятся на:

  1. Основных – противоборствующие силы.
  2. Группы поддержки – оказывающие помощь, разделяющие взгляды и т.д.
  3. Других участников – стимулирующих конфликт, провоцирующих и т.д.

Последствия конфликта могут быть различными:

  1. Благоприятные . Это те, которые приемлемы для обеих сторон. Это дает участникам ощущение причастности к решению общей проблемы, а также позволяет строить перспективы на сотрудничество в дальнейшем.
  2. Дисфункциональные. К ним относят:
  • неудовлетворенность;
  • низкую степень сотрудничества;
  • неконструктивную, непродуктивную конкуренция с другими группами;
  • формирование мнения о другой стороне как о «враге»;
  • окончание взаимодействия сторон;
  • враждебность.

Стратегии поведения в конфликте

  1. Соперничество . Выбирающий данную стратегию, как правило, оценивает собственные интересы гораздо выше, нежели интересы оппонента. При этой стратегии активно используется авторитет, власть, жесткая позиция.
  2. Уход . Эта стратегия характеризуется низкой оценкой своих интересов и интересов оппонента. В сущности, это взаимная уступка.
  3. Уступка . В этом случае человек оценивает интерес соперника выше собственного, и жертвует личными потребностями.
  4. Компромисс . Он характеризуется балансом интересов и поиском вариантом выходов, удобных для обеих сторон.
  5. Сотрудничество . Такая стратегия характеризуется высокой оценкой обоих интересов, а также признанием ценности межличностных отношений.

Управление и способы разрешения

Управление конфликтом предполагает удерживание его в рамках, за границами которых возникает угроза для межличностных отношений, организации, группы и т.д. Умелое управление в ряде случаев помогает решить конфликтную ситуацию.

Существует несколько способов решения конфликтов:

  1. Уход, уклонение . Стремление избежать конфликта, а оказавшись в нем, отказ от обсуждений, переговоров и т.д. В ряде случаев такой способ разрешения приемлем, например, при необходимости проанализировать ситуацию, однако это является в некотором смысле откладыванием на более позднее время.
  2. Сглаживание . Это – демонстрация согласия с выставленными требованиями. К сглаживанию можно отнести обещания, извинения и т.д.
  3. Компромисс . Взаимная уступка, которая позволяет каждой из сторон выйти из конфликта удовлетворенными в той или иной степени.
  4. Принуждение . Это подавление одной из сторон, игнорирование ее интересов, мнения.
  5. Конфронтация . При этом способе решения каждый остается при своем мнении, настаивает на своем. В этом случае необходима третья сторона для более удачного разрешения.
  6. Сотрудничество – совместное преодоление возникшего разногласия.

Диагностика и прогнозирование

Прогнозирование конфликта – это предположение о возможности его возникновения и дальнейшего развития на основе имеющейся информации.

Многие внешние стимулы представляется возможным предвидеть и своевременно устранить, однако прогнозирование должно учитывать данные обо всех структурных элементах конфликта:

  • проблему;
  • отношения между сторонами, обстоятельства;
  • сигналы о возможном конфликте, их частота;
  • инциденты, конструктивные и деструктивные проявления, поведенческие реакции и т.д.;
  • состав участников или их личностные характеристики, индивидуальные склонности к вступлению в конфликтные ситуации.

Конфликты – обязательная сторона любых взаимоотношений, включая трудовые, экономические, социальные и пр., и в зависимости от сферы деятельности, направленности, характеристик сторон и других факторов выбираются различные стратегии поведения и оптимальные решения данных ситуаций.

Видео: Что такое конфликт

Конфликт с посетителем (от лат. conflictus - столкновение) - обострившееся противоречие во взаимоотношениях торгового персонала с посетителем магазина, нарушение нормального течения диалога, сопровождающееся взаимными упреками и обвинениями, оскорблениями и угрозами.

Конфликты с клиентами в сфере торговли и обслуживания - неизбежны. Разумеется, они всегда тяжело переживаются и сопровождаются стрессами. Однако нельзя видеть в конфликтах только отрицательную сторону. Конфликты многому учат! Их успешное разрешение позволяет торговому персоналу выявить и устранить ряд недостатков в своей работе.

Особенности конфликта продавца с посетителем определяются, прежде всего, тем, что он протекает в рамках мобильного общения. Поэтому этот конфликт может вспыхнуть внезапно и продолжаться всего несколько минут. Его динамика скоротечна.

Однако из этого не следует, что такой конфликт переносится легче. Важна не его хронологическая длительность, а психологическая напряженность и значимость этого события.

Сердцевину конфликта составляет столкновение интересов, позиций, требований участников общения. Они выдвигают взаимные упреки и обвинения, решительно отвергают доводы друг друга, сознательно идут на обострение ситуации. Нарушается нормальное течение диалога. Собеседники превращаются в неуступчивых оппонентов.

Обстановка мобильного общения провоцирует оппонентов к незамедлительной реакции и поспешным действиям. Здесь нет времени обдумывать каждый свой шаг, просчитывать возможные последствия. Многое здесь совершается спонтанно, в запале борьбы.

Случается, что конфликтующие стороны готовы прибегнуть к взаимным оскорблениям и даже угрозам. Понятно, что разросшийся конфликт приводит к срыву покупки.

Каковы причины возникновения конфликтов между продавцами и посетителями?

Прежде всего, предпосылкой возможных конфликтов между ними является определенная противоположность их экономических интересов: продавец заинтересован в том, чтобы выгоднее продать свой товар, покупатель - чтобы купить товар лучше и дешевле.

Поэтому неизбежна некоторая настороженность сторон друг к другу, изначальная предубежденность. На таком социально-психологическом фоне конфликты возникают достаточно легко.

Причины конфликтов можно условно разделить на две группы: объективные причины и субъективно-личностные.

К объективным причинам-условиям отнесем следующее:

♦ неудобное расположение прилавков и касс;

♦ теснота и духота в магазине;

♦ плохое освещение в торговом зале;

♦ низкое качество товаров;

♦ отсутствие упаковочного материала;

♦ отсутствие сдачи у кассира;

♦ загруженность продавцов из-за наплыва посетителей;

♦ невозможность внимательно и подробно ознакомится с продукцией;

♦ плохие условия для демонстрации вещи или устройства в работе.

Устранение подобных причин от продавца непосредственно не зависит. Это те объективные внешние факторы, которые могут вызвать недовольство и возмущение посетителей, а персонал поставить в затруднительное положение.

Сегодняшний российский потребитель быстро привыкает к комфорту. Любые малые неудобства, испытываемые в магазине, могут спровоцировать конфликт.

К субъективно-личностным причинам следует отнести некоторые особенности поведения посетителя, и продавца:

♦ агрессивность, раздражительность и усталость людей;

♦ их плохое самочувствие;

♦ пренебрежительное отношение к собеседнику;

♦ грубость и бестактность в общении;

♦ невнимательность друг к другу.

Устранение этих причин зависит от волевых усилий и продавца, и посетителя, от их общей культуры и способности к самоконтролю. Конфликт продавца с посетителем носит обычно ситуативный характер, не имея какой-либо предыстории. Эти люди впервые вступили в контакт и не имеют по отношению друг к другу накопившихся обид.

Конфликт в общении продавца и посетителя, как правило, возникает из-за малозаметного эпизода - небольшой ошибки или неточности в действиях торгового работника, например:

♦ продавец ничего не ответил на вопрос посетителя;

♦ посетителя обидела (оскорбила) реплика продавца;

♦ посетителю не понравился тон продавца, его насмешливый взгляд, ироничная улыбка;

♦ посетителю показалось, что продавец обслуживает его с подчеркнутой медлительностью;

♦ продавец посчитал, что требования клиента выходят за рамки правил торговли;

♦ продавцу показалась оскорбительной манера обращения к нему посетителя;

♦ продавец заподозрил посетителя в попытке похитить товар.

Неблагоприятное совпадение объективных и субъективно-личностных причин создает удобную почву для возникновения конфликта. Если конфликт не удалось предотвратить, продавцу надо умело и быстро преодолеть его. Все зависит от тактики поведения продавца в конфликтной ситуации. Она может быть различной.

Игнорирование

Тактика игнорирования заключается в том, что продавец никак не реагирует на эмоциональную вспышку посетителя, делая вид, что ничего особенного не происходит. Не отвечает на упреки, обвинения, выпады оппонента.

Невозмутимое спокойствие, нежелание выяснять отношения является иногда хорошим средством. Посетитель успокаивается и нормальный диалог восстанавливается.

Однако в некоторых случаях невозмутимость продавца еще больше распаляет противоположную сторону. Агрессивность клиента не снижается, а возрастает.

Приспособление и уступка

Эта тактика проявляется в готовности продавца уступить посетителю, согласиться с его требованиями и претензиями (даже в том случае, если они являются необоснованными).

Продавец принимает «огонь на себя», старается сохранить деловой настрой завязавшегося разговора.

«Извините, я просто не расслышал Вашего вопроса».

«Хорошо. Если Вы так настаиваете, я распакую товар, хотя это и не положено».

«Что Вы? Никто не хотел Вас обидеть, - просто у меня сегодня очень болит голова».

Продавец пытается сгладить возникшие противоречия, приспособиться к поведению «взбунтовавшегося» посетителя.

Активное противодействие и ответная агрессия

Суть этой тактики в решимости продавца дать отпор посетителю. Никаких уступок и компромиссов! Продавец теряет самообладание и не стесняется в выражениях.

«Какое право Вы имеете разговаривать со мной таким тоном?».

«Вы лучше на себя посмотрите!».

«Подумаешь, напугал! Жалуйся, сколько хочешь!».

«Не нравится - не покупайте. Вас никто не заставляет».

«На вас, на всех не угодишь!».

Продавец оказывается во власти таких чувств, как обида, возмущение, гнев. Он уже не пытается уладить возникшее недоразумение. Его ответная агрессия используется как средство самозащиты.

Такая тактика иногда дает неожиданный результат: посетитель, получив резкий отпор, стихает и умеряет свой пыл. Но чаще всего агрессивная реакция продавца подливает масла в костер конфликта.

Поиск путей к сотрудничеству

Это наиболее конструктивная тактика поведения в конфликтной ситуации. Продавец не остается пассивным и безучастным, но его активность не направлена на организацию отпора оппоненту. Продавец стремится выяснить истинную причину возникшего столкновения и достичь договоренности с посетителем.

Ставится цель - преодолеть конфликт таким способом, чтобы сохранить и укрепить сотрудничество с партнером, вернуть диалог в русло делового обсуждения.

В чем-то приходится уступить посетителю, где-то настоять на своем - твердо, но вежливо. В какой-то момент выясняется, что нужно дать дополнительные разъяснения, привести более подробную аргументацию.

Для снятия напряженности полезными могут оказаться доброжелательная улыбка, мягкая и спокойная интонация, укоризненный взгляд, прощающий жест.

Восстановление конструктивного общения происходит успешнее, если продавец не видит в оппоненте враждебно настроенного человека, противника, которого надо любой ценой подавить. Посетитель должен почувствовать, что никто не намерен с ним бороться, тем более унижать его достоинство. Он должен ощутить стремление сотрудников магазина найти приемлемый для обеих сторон выход из создавшейся ситуации. Данная тактика поведения в наибольшей степени соответствует идеологии торговли-сотрудничества.

Этапы преодоления конфликта

Первый этап условно можно назвать временным отступлением. Продавец терпеливо выслушивает все, что ему высказывает негодующий посетитель, и не возражает ему, отступает под натиском агрессивно настроенного оппонента.

На этой стадии конфликта надо дать возможность посетителю полностью выговориться, израсходовать весь свой гнев.

Второй этап характеризуется мягким сопротивлением со стороны продавца. Он уже понимает суть претензий и недовольства посетителя, догадывается о причинах его эмоциональной вспышки и постепенно начинает излагать свою позицию.

На третьем, этапе - этапе разрешения противоречий - происходит устранение или, по крайней мере, смягчение причин, вызвавших конфликт, осуществляются конструктивные действия, позволяющие удовлетворить претензии покупателя. Опытному продавцу удается снять эмоциональное напряжение возникшей ситуации.

Четвертый этап - это послесловие, когда у всех участников конфликта произошла эмоциональная разрядка. Они оценивают результаты достигнутых договоренностей, последствия происшедшего.

Последствия конфликта продавца с посетителем

Последствия могут быть разными. В одних случаях конфликт не находит быстрого позитивного разрешения. Посетитель не только отказывается от покупки, но и уходит из магазина обиженным, раздраженным, разгневанным.

Скорее всего, он уже никогда сюда не вернется. Это потерянный клиент. Кроме того, свое негативное отношение к данному торговому предприятию он передаст и своим близким, знакомым, сослуживцам. Неудачный конфликт с одним посетителем отпугивает от магазина несколько потенциальных покупателей.

В других случаях конфликт находит быстрое и конструктивное разрешение. Несмотря на все перипетии, покупка-продажа осуществляется. Покупатель в итоге доволен. Не исключено, что его доверие к данной торговой фирме еще более укрепилось.

    Чаще всего, конфликтные ситуации возникают из-за несоглашения двух оппонентов с точкой зрения друг друга. Конфликты обычно случаются с конфликтными людьми. Такие люди не могут промолчать, не обращать внимания, не слушать своего напарника. Им нужно доказывать свое мнение до конца, не сдаваясь. И тогда конфликт может перерасти в драку. Если вы видите, что у вашего собеседника уже появляются явные признаки злости, агрессии и конфликтности, промолчите, согласитесь с его мнением, или, еще лучше, скажите что-то вроди того «Давай продолжим разговор завтра, когда ты будешь в более мягком настроении!».»

    Научиться любви намного сложнее. В этом танце уже нужен партнер. Партнер тоже должен знать, что такое танец. Находить точки соприкосновения — большое искусство. Необходимо создать гармонию между двумя людьми… а два человека — это два разных мира. Когда сближаются два мира, обязательно будет конфликт, если ты не знаешь путей к гармонии. Любовь — это гармония. А счастье, здоровье, гармония — все рождается от любви. Учись любить. Не спеши связывать себя узами брака, учись любви. Сначала стань искренне любящим.

    Конфликтная ситуация включает объект (то, из-за чего возникает конфликт) и субъектов (те, между кем возникает конфликт) конфликта.»
    Чтобы конфликт произошел, необходимо, чтобы между оппонентами произошел так называемый инцидент. Дело в том, что инцидент происходит далеко не всегда по воле сторон. Порой случается так, что он возникает ввиду каких-либо обстоятельств. Естественно, что конфликт носит негативный характер.

    Из-за чего же возникают конфликты?

    Каждый человек по своей природе уникален. У каждого из нас свои привычки, манеры, свои цели и убеждения. Вы считаете, что-то правильным и единственно-верным, в то время как Ваш друг отрицает полностью Вашу позицию. Так создается почва для конфликта, и если Вы будете обсуждать эту тему с другом дальше, то рискуете разругаться.
    Учеными выявлено, что чаще всего конфликтные ситуации возникают в крупных городах и мегаполисах. Та обстановка, в которой живет человек, очень влияет на него и на его поведение в обществе. В крупных городах напряженный ритм жизни: все куда-то спешат, постоянно у всех дела и работа.» В селах и деревнях люди спокойнее и ритм жизни у них очень размеренный и неспешный. Конфликты здесь возникают реже, чем в городах.

    Также не стоит забывать о том, что существует конфликтный тип людей. Для них ссора — это некая разрядка. Такие люди с легкостью идут на конфликт, но потом всё быстро забывают.»

    Чтобы избегать конфликтных ситуаций, нужно стать хорошим дипломатом. «

    Выделяют два вида конфликтов: внутренний и внешний.

    Внешний «- это конфликт между двумя, тремя или более личностями. «Существует несколько причин для возникновения конфликта: первая- «непонимание конфликтующих сторон друг другом, вторая — разница мнений, третья — внутренние противоречия и проблемы, которые находят свое отражение в конфликте внешнем.

    По поводу первой причины — непонимания конфликтующих сторон друг другом- можно лишь сказать то, что понимание «между людьми -это великий дар, который дан немногим, поэтому часто наши мысли по одному и тому же вопросу могут быть различны, выражаясь даже в одних и тех же словесных формах.»

    Вторая причина — разница мнений. «Каждый человек мыслит по-своему и имеет свою собственную позицию и свой собственный взгляд на различные вещи. «Конфликтующие стороны не понимают, что помимо их собственного мнения существует еще и мнение оппонента, приэтом вопринимают свое собственное мнение как единственно верное. Путь решения такого конфликта — » принятие всевозможных точек зрения. принятие » множества мнений и отход от «единственно верного.»

    Что касается третьей причины, можно сказать следующее: очень часто наши внутренние нерешенные проблемы вырываются наружу, тем самым «мы «выпускаем» свою злость и агрессию на собеседника.

    Внутренний конфликт «сложнее. Следует выделить несколько причин внутреннего конфликта: неприятие себя как личности, «неприятия своей «темной» или «светлой» стороны, т.е. нарушенная внутренняя гармония.

    Пути решения внутренних конфликтов «неоднозначны. Следует, в первую очередь, принять себя со всеми своими проблемами и недостатками. Часто внутренний конфликт имеет последствия и во внешней жизни. Одно из проявлений внутреннего конфликта — агрессия и злость. В некоторых случаях они направлены внутрь себя, вызывая деструкцию личности и своеобразное самобичевание. В других случаях «они направлены во внешний мир, с которым приходится конфликтовать.

    Следует помнить, что любой конфликт, и внешний, и внутренний,можно решить, «а не доводить до «крайности.

Никакое действие, направленное на предупреждение или эффективное разрешение конфликтов не может быть предпринято, если мы ничего не знаем о причинах их возникновения и особенностях развития. Поэтому, в настоящем уроке основное внимание будет уделено рассмотрению именно этих вопросов. Вы узнаете о том, какие существуют группы причин появления конфликтов и чем они отличаются друг от друга, а также о том, каковы основные этапы и стадии их развития и что представляет собой их динамика.

Причины возникновения конфликтов

Всего можно выделить четыре основные группы, на которые делятся причины конфликтов:

  • Объективные причины
  • Организационно-управленческие причины
  • Социально-психологические причины
  • Личностные причины

Поговорим о каждой группе в отдельности.

Объективные причины конфликтов

Объективные причины конфликтов - это причины, обуславливающие формирование предконфликтной обстановки. В некоторых случаях они могут являться реальными, а в некоторых - мнимыми, представляя собой лишь искусственно выдуманный человеком повод.

К наиболее распространённым объективным причинам относятся следующие:

Происходящее в процессе жизнедеятельности в естественном ритме столкновение духовных и материальных интересов людей.

ПРИМЕР: Два человека спорят в магазине о том, кому достанется понравившийся им товар, оставшийся в единственном экземпляре.

Недостаточно разработанные правовые нормы, которые регулируют конфликтное решение проблем.

ПРИМЕР: Руководитель часто оскорбляет своего подчинённого. Подчинённый, защищая своё достоинство, вынужден прибегать к конфликтному поведению. В наше время ещё не разработано каких-либо эффективных способов защиты от произвола руководителей интересов подчинённых. Подчинённый, конечно, может подать жалобу в соответствующие инстанции, но, скорее всего, это не даст результата. Отсюда и получается, что в подобных ситуациях подчинённым приходится любо идти на уступки, либо вступать в конфликт.

Недостаточное количество духовных и материальных благ, необходимых для нормальной жизни и деятельности.

ПРИМЕР: В наше время в обществе можно наблюдать всевозможные дефициты различных благ, что непременно сказывается как на жизни людей, так и на особенностях конфликтов между ними. Несколько человек могут претендовать на одну и ту же перспективную и хорошо оплачиваемую должность. Это способствует возникновению конфликтов между людьми, и объективной причиной конфликта здесь будет выступать распределение материальных ресурсов .

Организационно-управленческие причины конфликтов

Организационно-управленческие причины - это вторая группа причин возникновения конфликтов. В некоторой степени эти причины можно назвать более субъективными, нежели объективными. Организационно-управленческие причины взаимосвязаны с такими процессами, как создание различных организаций, групп, коллективов, а также с их функционированием.

Основными организационно-управленческими причинами являются:

Структурно-организационные причины - их смысл заключается в том, что структура организации не соответствует тем требованиям, которые выдвигает ей деятельность, которой она занимается. Структуру организации должны определять задачи, которые она решает или планирует решать, другими словами, структура должна быть адаптирована под них. Но загвоздка в том, что привести структуру к соответствию задачам очень проблематично, отсюда и возникают конфликты.

ПРИМЕР: При проектировании организации, а также в прогнозировании её задач были допущены ошибки; в процессе деятельности организации постоянно меняются стоящие перед ней задачи.

Функционально-организационные причины - как правило, вызываются отсутствием оптимальности в связях между организацией и внешней средой, различными подразделениями организации или отдельными сотрудниками.

ПРИМЕР: Конфликты могут возникать по причине несоответствия прав работника и его обязанностей; несоответствие оплаты труда качеству и количеству проделанной работы; несоответствие между материально-техническим обеспечением и объёмом и особенностями поставленных задач.

Личностно-функциональные причины - обусловлены недостаточным соответствием сотрудника, исходя из профессиональных, нравственных и других качеств, которых требует занимаемая им должность.

ПРИМЕР: Если работник не обладает требуемыми организацией качествами, могут возникнуть конфликтные отношения между ним и вышестоящим руководством, коллегами и т.д., т.к. допускаемые им ошибки могут затрагивать интересы всех, с кем происходит его взаимодействие.

Ситуативно-управленческие причины - являются следствием ошибок, допускаемых руководителями и их подчинёнными в процессе поставленных перед ними задач (управленческих, организационных и т.п.).

ПРИМЕР: Если принято неверное управленческое решение, может возникнуть конфликт между его исполнителями и авторами; подобные ситуации возникают и тогда, когда работник не выполнил поставленную перед ним задачу или сделал это ненадлежащим образом.

Социально-психологические причины конфликтов

Социально-психологические причины конфликтов основываются на социально-психологических предпосылках, заложенных в межличностных взаимоотношениях. Они также подразделяются на несколько видов:

Неблагоприятный социально-психологический климат - обстановка, в которой нет ценностно-ориентационного единства и низкий уровень сплочённости людей.

ПРИМЕР: В организации или какой-либо группе людей преобладает отрицательная атмосфера, подавленность, негативное отношение людей друг к другу, пессимизм, агрессия, антипатия и т.п.

Аномия социальных норм - это рассогласованность социальных норм, принятых в организации или социуме. Она может порождать двойные стандарты - ситуации, когда один человек требует от других того, чему не следует сам.

ПРИМЕР: В организации есть человек, которому всё сходит с рук, а от другого требуется выполнять немыслимые задачи и нести ответ за каждое действие.

Расхождение социальных ожиданий с реализацией социальных ролей и выполнением функционала - появляется по причине того, что у одного человека могут быть уже сформировавшиеся ожидания, а другой человек может даже не подозревать об этом.

ПРИМЕР: Руководитель ожидает от подчинённого, что он будет выполнять свои обязанности конкретным образом, но не поставил его в курс дела. Подчинённый выполняет работу так, как это должно происходить в его понимании. В итоге ожидания руководителя не оправдываются, что и служит причиной возникновения конфликта.

Конфликт поколений - как правило, связан с различными манерами поведения людей и разницей в их жизненном опыте.

ПРИМЕР: Пожилой человек считает, что молодёжь должна вести себя определённым образом, соответствующим тому представлению, которое закреплено в его сознании. Молодые люди, в свою очередь, ведут себя так, как правильно с их точки зрения. Вследствие этого несоответствия может возникнуть конфликт.

Коммуникационные барьеры - другими словами, непонимание между людьми, которое может возникнуть как неосознанно, вследствие неумения эффективно общаться и концентрации лишь на своих интересах, так и преднамеренно, чтобы затруднить партнёру процесс коммуникации.

ПРИМЕР: угрозы, поучения, команды, приказы, обвинения, унижения, нравоучения, логические аргументации, критика, несогласия, допросы, выяснения, отвлечение внимания, намеренный увод от проблемы и всё то, что может нарушить ход мыслей другого человека, заставить его доказывать свою позицию.

Территориальность - относится к области экологической психологии. Под территориальностью подразумевается занятие одним человеком или группой людей конкретного пространства и взятие его и всего, что находится в нём, под свой контроль.

ПРИМЕР: Группа молодых людей приходит в парк и желает занять скамейку, на которой уже сидят люди. Они требуют уступить им место, что и может послужить причиной конфликта, т.к. другие могут место не уступить. Другим примером может послужить ввод войск на территорию какой-либо страны с целью занять там определённые позиции, подчинить её своему контролю, установить свои порядки.

Наличие деструктивного лидера в неформальной структуре - если в неформальной организации присутствует деструктивный лидер, он, намереваясь достичь личных целей, может организовать группу людей, которая будет подчиняться его указаниям, а не указаниям формального лидера.

ПРИМЕР: Можно вспомнить кинофильм «Повелитель мух» - по сюжету произошла следующая ситуация: группа мальчиков, оказавшихся на необитаемом острове, выбрала конкретным лидером одного из ребят. Вначале все его слушали и выполняли его распоряжения. Однако впоследствии один из ребят посчитал, что лидер ведёт себя неэффективно. Впоследствии он становится неформальным лидером и переманивает ребят на свою сторону, в результате чего мальчик, бывший формальным лидером, теряет всякий авторитет и власть.

Трудности социально-психологической адаптации новых членов коллектива - возникают во множестве случаев, когда в организацию, компанию или любую другую группу людей приходит новый человек. В таких ситуациях нарушается стабильность коллектива, из-за чего он становится подвержен негативному воздействию как изнутри, так и снаружи.

ПРИМЕР: В сформировавшийся коллектив отдела организации приходит новый человек, обладающий своими особенностями и качествами. Люди начинают присматриваться, адаптироваться, проверять друг друга, устраивать всевозможные «тесты». В процессе такого взаимодействия могут возникать конфликтные ситуации разного рода.

Респондентная агрессия - свойственна, главным образом, слабым и беззащитным людям. Проявляется в том, что возмущение человека направляется им не на его источник, а на окружающих его людей: родственников, друзей, коллег и т.д.

ПРИМЕР: Молодой человек работает менеджером в компании. Но в силу своего характера и особенностей личности, над ним все подшучивают, «подкалывают» его, иногда не совсем дружелюбно. Но он не может никому ответить, т.к. по натуре слаб. Его возмущение сублимируется в агрессию, которую он вымещает, приходя домой, на своих родных - кричит на них, ругается с ними, затевает ссоры и т.п.

Психологическая несовместимость - ситуация, когда люди несовместимы друг с другом по каким-либо психологическим критериям: характеру, темпераменту и т.п.

ПРИМЕР: Семейные ссоры и скандалы, разводы, насилие на бытовой почве, негативная атмосфера и коллективе и т.д.

Личностные причины конфликтов

Личностные причины конфликтов находятся в тесной взаимосвязи с особенностями участвующих в нём людей. Как правило, обуславливаются спецификой происходящих в психике человека процессов во время его взаимодействия с внешним миром и окружающими людьми.

К представленному типу причин можно отнести следующие:

Оценка человеком поведения другого как недопустимого - характер поведения каждого человека зависит от его личностных и психологических особенностей, а также его психического состояния, отношения к другому человеку или ситуации. Поведение человека и его общение могут расцениваться партнёром либо как допустимые и желательные, либо как недопустимые и нежелательные.

ПРИМЕР: Два человека встретились в новой компании. Один из них привык общаться в сугубо грубой форме, к чему остальные члены компании уже относятся нормально, для другого же такое поведение недопустимо, вследствие чего он выражает совё негодование по этому поводу. Люди вступают в конфронтацию - возникает конфликтная ситуация.

Низкий уровень социально-психологической компетентности - проявляется в ситуациях, когда человек не подготовлен к эффективным действиям в конфликтных ситуациях или не имеет никакого представления о том, что для выхода из предконфликтной ситуации можно использовать множество бесконфликтных способов.

ПРИМЕР: Между двумя мужчинами возникает ожесточённый спор на какую-либо острую тему. Но в том время, как из них может привести аргументы в свою пользу и разрешить спор словесно и без агрессии, другой привык решать все вопросы с помощью кулаков. Как только ситуация начинает накаляться один прибегает к физическому контакту - возникает конфликтная ситуация, хотя до этого её можно было охарактеризовать как предконфликтную и применить к ней массу способов, чтобы обойти «острые углы».

Недостаточная психологическая устойчивость - даёт о себе знать тогда, когда человек не способен на воздействие стрессовых факторов при социальном взаимодействии.

ПРИМЕР: Причиной конфликта здесь может стать даже банальная «толкучка» с утра в транспорте - один человек нечаянно наступил другому на ногу, второй в ответ начинает возмущаться и оскорблять первого.

ПРИМЕР: Супруги на семейном совете не пришли к компромиссу, в результате чего ситуация усугубилась и начался скандал; на совещании или в процессе дисциплинарной беседы сотрудники не пришли к консенсусу и положение дел ухудшилось - начался «разбор полётов», выяснение отношений, переходы на личности и т.п. В итоге начинается конфликт.

Открытый период

Открытым периодом конфликта называется само конфликтное взаимодействие или, проще говоря, сам конфликт. Он состоит из следующих этапов:

Инцидент. Он представляет собой самое первое столкновение субъектов, во время которого происходит попытка применения своих личных сил с целью разрешить ситуацию с выгодой для себя. Если ресурсов одного из субъектов достаточно для того чтобы обеспечить перевес в свою сторону, на этом конфликт может быть исчерпан. Однако нередко конфликты развиваются и дальше в виду череды инцидентов. Причём, конфликтные взаимодействия субъектов могут способствовать изменению изначальной структуры конфликта, видоизменять его, добавлять новые стимулы для совершения новых действий.

ПРИМЕР: Во время ссоры люди начинают использовать подходящие для них методы ведения борьбы: оказывать давление друг на друга, перебивать, перекрикивать, усиленно обвинять. Если один из оппонентов сумел подавить второго, ссора может окончиться. Но одна ссора может перерасти в другую, стать серьёзным скандалом со всеми вытекающими из него последствиями.

Эскалация. Процесс эскалации можно охарактеризовать как переход от переговоров к активному противостоянию. В свою очередь, борьба станет причиной новых, более бурных эмоций, которые способствуют увеличению ошибок и искажению восприятия, что в итоге приводит к ещё более интенсивной борьбе и т.д.

ПРИМЕР: Во время дисциплинарной беседы разговор между коллегами перерос в ожесточённый спор, затем люди начали переходить на личности, оскорблять друг друга, унижать. Эмоции начали брать верх, затуманивая рассудок оппонентов. После выхода из кабинета один может начать прилюдно обвинять другого, другой может начать склонять остальных на свою сторону, плести интриги, строить козни и т.д.

Сбалансированное противодействие. Этот этап характеризуется тем, что взаимодействие субъектов конфликта продолжается, но интенсивность его постепенно идёт на спад. Участники осознают, что продолжение противостояния при помощи силовых методов не даёт соответствующего эффекта, однако действия сторон по достижению компромиссного решения или согласия ещё не наблюдаются.

ПРИМЕР: Участники семейного скандала или серьёзного конфликта на работе начинают понимать, что предпринимаемые ими действия по достижению перевеса в свою пользу не приносят результата, т.е. их усилия оказываются тщетными; активных агрессивных действий предпринимается всё меньше. Стороны постепенно понимают, что пора бы уже прийти к согласию и наладить нормальные взаимоотношения, но никто из них пока что не идёт на это открыто.

Завершение конфликта. Смысл данного этапа заключается в том, что субъекты конфликта переходят от конфликтного противодействия к поиску более адекватного разрешения ситуации с целью прекратить конфликт на любых условиях. Основными формами завершения конфликтных взаимоотношений можно назвать их устранение, угасание, урегулирование, разрешение или перерастание в новый конфликт.

ПРИМЕР: Конфликтующие стороны приходят к взаимопониманию: отношения супругов налаживаются и становятся менее агрессивными, т.к. оба смогли пойти навстречу друг другу, понять противоположные позиции; коллеги нашли общий язык, разобрались в том, что кого не устраивает, и разрешили свой спор. Но так может происходить не всегда - если завершением конфликта станет его перерастание в новый конфликт, тогда последствия могут быть весьма неутешительными.

Послеконфликтный (латентный) период

Послеконфликтный период так же, как и предконфликтный, является скрытым, и состоит из двух этапов:

Частичная нормализация отношений субъектов. Она происходит в тех случаях, когда отрицательные эмоции, присутствовавшие в конфликте, до конца не исчезли. Для представленного этапа характерны переживания людей и осмысление ими своей позиции. Нередко происходит коррекция самооценки, отношения к оппоненту, уровня своих притязаний. Также может обостриться чувство вины за предпринятые во время конфликта действия, но негативные установки субъектов по отношению друг к другу не представляют для них возможности сразу же начать процесс нормализации отношений.

ПРИМЕР: Супруги, между которыми был конфликт, осознают свою вину, понимают, что они были неправы, но в каждом из них ещё присутствует обида, негодование и другие отрицательные эмоции, которые не позволяют им попросить друг у друга прощения, забыть о скандале, вернуться к прежнему ритму жизни.

Полная нормализация отношений. Окончательно отношения могут нормализоваться только тогда, когда все стороны конфликта приходят к осознанию того, что наиболее важно найти способ конструктивного дальнейшего взаимодействия. Этот этап отличается тем, что во время общения люди преодолевают свои негативные установки, достигают обоюдного доверия и принимают активное участие в какой-либо совместной деятельности.

ПРИМЕР: Коллеги по работе пошли на уступки друг другу, преодолели свою гордость, в некоторой степени пересмотрели своё отношение к ситуации, к своему поведению, к поведению оппонента. Вполне вероятно, что они вместе будут выполнять какое-либо задание, данное руководителем, или даже сами придут к тому, что совместная деятельность может сплотить их и улучшить взаимоотношения.

Помимо представленных выше периодов динамики конфликта, можно также выделить ещё один период, для которого характерна дифференциация сторон . Это означает, что конфликт развивается по нарастающей, вследствие чего противодействие участников усиливается. Противоборство сторон друг другу продолжается до того момента, когда всякое дальнейшее усиление перестанет иметь смысл. Это и будет тем моментом, когда начнётся интеграция конфликта - стремление участников прийти к устраивающему каждого из них соглашению.

ПРИМЕР: Возможно, вам доводилось видеть художественный фильм «Водопад ангела» с Лиамом Ниссоном и Пирсом Броснаном в главных ролях. Два героя на протяжении всей картины противостоят друг другу, они - непримиримые враги, их целью является убить друг друга. Но ситуация в конце фильма складывается таким образом, что эта цель теряет всякую актуальность для каждого из героев, и, даже имея возможность её достичь, они находят другой выход из ситуации. В результате герои не только не убивают друг друга, но и становятся единомышленниками с одной общей миссией.

Подытожим урок : знание причин возникновения и этапов развития конфликтов является необходимым условием для овладения навыком их предупреждения и нейтрализации, ведь, как говорится, лучшим способом избежать пожара будет погасить его едва теплящийся очаг, чем тушить уже бушующее пламя. Умение достойно выходить из любых конфликтов сводится, главным образом, к тому, чтобы быть способным находить компромиссы и идти на уступки.

В следующих уроках нашего тренинга мы поговорим о способах и методах управления, урегулирования и разрешения конфликтов, их профилактики и предотвращения, а также более подробно коснёмся темы внутриличностного конфликта.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.