Какие функции выполняет управление. Общие функции управления




Согласно теории Файоля в менеджменте выделяют пять функций:
  1. Планирование – это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  2. Организация – это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  3. Мотивация – вид управленческой деятельности по побуждению человека к деятельности, имеющая определенную целевую направленность.
  4. Координаци я – распределение. Командная деятельность как средство выполнения организационной работы; По сути это – управление подчиненными.
  5. Контроль – проверка и надзор за тем, чтобы всё шло так, как запланировано.

Изначально, согласно теории Адама Смита , единственной управленческой функцией было инвестирование – вложение капитала и приобретение рабочей силы и оборудования. Потом Тейлор ввёл функцию планирования , контроля и координирования в качестве самостоятельных видов деятельности менеджера.
А Файоль скомпилировал и перечислил основные функции, а также заложил основы особого направления в менеджменте – структурно-функционального подхода.

Функция планирования

Предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать её участники, чтобы достичь этих целей.
Планирование состоит в том, что:

  • проводится всесторонний анализ текущего положения, в котором находится компания;
  • обеспечивается детализация установленных целей деятельности организации и доведение их до отдельных структурных звеньев и исполнителей,
  • согласовываются очерёдность и сроки реализации отдельных работ,
  • определяется состав необходимых ресурсов,
  • устанавливается состав реализуемых проектов,
  • распределяются задания по участникам,
  • разрабатывается стратегия действий, составляются необходимые планы и программы.
  • обеспечивается выполнение заданий, установленных на каждый период времени.

Функция организации

Предназначена для создания реальных условий, чтобы достичь запланированных целей.
С помощью этой функции менеджмента обеспечивается выполнение установленных плановых заданий с целью реализации принятой стратегии развития предприятия.
Для этого следует:

  • установить состав необходимых ресурсов и исполнителей,
  • распределить задания,
  • обеспечить необходимым для работы персоналом, финансами, оборудованием, расходными материалами, помещениями;
  • скоординировать работу исполнителей во времени,
  • наладить кооперацию участников, обеспечить контроль и взаимную информацию.

Выполнение перечисленных задач осуществляется путём создания организационной структуры предприятия .

Таким образом, функция организации обеспечивает рациональное сочетание во времени и пространстве всех элементов производственного процесса с целью наиболее эффективного выполнения принятых плановых решений.

Функция мотивации

Деятельность, имеющая целью побудить сотрудников эффективно трудиться для выполнения целей, поставленных в планах. Для этого осуществляется их экономическое и моральное стимулирование и создаются условия для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Функция контроля

Завершает управленческий цикл и, таким образом, гарантирует эффективность осуществления всех остальных функций.
Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем, до того как они превратятся в серьезные неполадки. Также функция контроля используется для стимулирования успешной деятельности.
Процесс контроля состоит из проведения корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

Функции управления, их понятие и содержание

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

В современной теории менеджмента управление определяется как процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Выполненные в процессе управленческой работы определенные управленческие действия по решению конкретных задач в организации получили название управленческих функций. В переводе с латинского «функция» означает выполнение, деятельность, обязанность.

Под функцией управления следует понимать определенный вид управленческой деятельности, выполняемый специальными приемами и способами и необходимый для организации и руководства тем или иным объектом управления. Функциональное разделение управленческой деятельности и выделение функций управления является результатом специализации труда в управленческой сфере связанного с ростом масштабов производства и усложнением управленческих процессов. Концепция функционального разделения управленческого труда разработана в исследованиях представителей школы научного управления (Ф. Тейлор, А. Файоль). Например, А. Файоль выделял 5 основных функций управления: предвидение, организация, распорядительская деятельность, координация и контроль.

В современной теории менеджмента представлены различные классификации функций управления. Выделяют такие функции, как прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координирование, учет, анализ, контроль, мотивация. Однако наиболее распространенным является мнение, что основных функций управления пять групп: планирование , организация , мотивация , контроль и координация (рис. 18).


Рис. 18. Основные функции управления

Это так называемые общие, универсальные функции управления, которые отражают содержание процесса управленческой деятельности и характерны для любой организации независимо от специализации ее деятельности, особенностей производства.

В современных классификациях функций управления выделяют также конкретные (производственные) функции управления, которые осуществляют соответствующие производственные (функциональные) подразделения: управление производством, управление маркетингом, управление качеством и т. п. Эти функции являются предметом исследования самостоятельных дисциплин.

Функция планирования и прогнозирования . Планирование – это вид управленческой деятельности, включающий оценку и принятие комплекса экономических и социальных мероприятий по поводу дальнейшего развития субъекта хозяйствования.

Планирование включает:

ü установление целей и задач организации;



ü разработку стратегий, программ и планов достижения целей;

ü определение необходимых ресурсов и их распределение по целям и задачам;

ü доведение планов до всех исполнителей, ответственных за их реализацию.

Процесс планирования позволяет более четко сформулировать целевые установки организации и использовать систему показателей деятельности для обеспечения согласованности в работе подразделений, стимулирования трудовой активности работающих на предприятии, контроля результатов.

Выделяют три уровня, или вида, планирования:

ü перспективное (стратегическое ) планирование – разработка миссии и стратегии развития организации, а также планирование ее деятельности на долгосрочную перспективу (до 5 лет и более);

ü текущее планирование – характеризует планирование промежуточных целей реализации стратегии развития организации и распределение задач и ресурсов между функциональными подразделениями. Текущие бизнес-планы составляются, как правило, на 1 год с разбивкой по кварталам и месяцам.

ü оперативное планирование – планирование работы предприятия на более короткий период времени (месяц, декада, смена).

Система запланированных показателей в плане является системой ограничений для деятельности структурных подразделений организации соответствующего уровня управления (стратегические планы – высшее руководство, текущие бизнес-планы – среднее звено управления, оперативные планы – технический уровень).

Органической составной частью планирования является составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматриваемого в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозирование предполагает построение различных моделей (анализ временных рядов, причинно-следственное моделирование и др.), которые позволяют с определенной долей вероятности предсказать (предвидеть) тенденции развития предприятия или исследуемого фактора (показателя) на перспективу. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов , в которых взаимоувязаны важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очередь, стратегические планы составляют основу для разработки текущих и оперативных планов, с помощью которых организуется работа предприятия и осуществляется его целенаправленное развитие в условиях рыночной экономики. Все три типа планов образуют общую систему планирования, которую называют бизнес-планом функционирования организации .

Функция организации . Организация – это функция управления, задачей которой является формирование эффективной структуры организации, а также обеспечение ее всеми необходимыми ресурсами для нормальной работы – персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и т. д.

При реализации любого плана, составляемого на предприятии, всегда предполагается необходимость функции организации, т. е. создания реальных условий для достижения запланированных целей. Нередко это требует перестройки структуры производства и управления с целью повышения их гибкости и приспособляемости к требованиям рыночной экономики, покупателей продукции. В структуры управления могут вводиться новые звенья или специальные команды (целевые группы), занимающиеся изучением рынка, разработкой стратегии развития предприятия, формированием новой продукции и т. п.

Второй задачей функции организации является создание условий для формирования корпоративной культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям. Эта работа сводится к работе с персоналом, развитию стратегического и экономического мышления в сознании руководителей, поддержке работников предпринимательского склада, склонных к творчеству, нововведениям, риску и ответственности.

Основными принципами организации управленческой деятельности являются:

ü принцип специализации – разделение управленческого труда на определенные элементы (функции), закрепленные за соответствующим подразделением в организационной структуре управления;

ü принцип пропорциональности – обеспечение взаимосвязи между целями и управленческими решениями руководителей различных подразделений, согласованность в их работе, осуществляемая посредством оперативных планов, совещаний, работы в команде;

ü принцип параллельности – возможность одновременной реализации задач в рамках различных управленческих функций;

ü принцип прямоточности – организация прямых каналов связи, обеспечивающих движение управленческой информации по наиболее короткому пути;

ü принцип непрерывности – необходимость постоянного обновления информации и принятия управленческих решений в режиме реального времени («on-line»), а также реализации функций координации и контроля за деятельностью подразделений фирмы;

ü принцип ритмичности – осуществление своевременных закупок сырья и материалов для создания необходимых запасов и обеспечения бесперебойной работы предприятия, а также своевременное принятие корректирующих мер по совершенствованию управленческого процесса и использованию современных технологий менеджмента (система поставок точно вовремя «just-in-time», система МВО, концепция «нулевого травматизма» и др.) .

Функция мотивации . Мотивация – это управленческая деятельность, имеющая целью активизировать людей, работающих в организации, и побудить их эффективно трудиться для выполнения запланированных целей либо миссии. Реализация функции мотивации является основой построения механизма управления и достижения успешного результата, стимулируемого личным интересом работника.

Процесс мотивации включает три основных этапа:

1) установление неудовлетворенных потребностей работников;

2) формулировка целей, направленных на удовлетворение выявленных потребностей;

3) планирование действий для повышения мотивации к труду.

Действия по реализации функции мотивации включают организацию системы материального и морального стимулирования, обогащение содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Менеджеры должны постоянно воздействовать на такие факторы результативной работы трудового коллектива, как привлечение работника к управлению организацией, повышение значимости его роли, своевременная оценка результатов, разнообразие работы по содержанию, рост и расширение профессиональной квалификации работающих, их удовлетворение от полученных результатов, повышение ответственности, возможность проявления инициативы и осуществления самоконтроля и т. д.

Создание системы мотивирующих факторов в современной организации более детально рассматривалось нами выше в рамках действующих теорий мотивации.

Функция контроля . Контроль – это управленческая деятельность, задачей которой является количественная и качественная оценка и учет результатов работы организации. Контроль означает процесс измерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными показателями деятельности организации.

Главными инструментами выполнения этой функции являются наблюдение, проверка качества работы всех служб предприятия, проведение учета и анализ эффективности производственной, экономической и финансовой деятельности предприятия. Иногда функцию учета и анализа выделяют в качестве самостоятельной функции управления, на результатах которой построена система контроля на предприятии.

В процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов и даже норм и нормативов. Эффективно поставленный контроль должен иметь стратегическую направленность, ориентироваться на результаты, быть своевременным и достаточно простым. Последнее требование особенно важно в современных условиях, когда руководители организаций стремятся строить свою работу на принципе доверия к людям, в связи с чем существенно сокращаются контрольные функции менеджера. Это дает менеджеру больше времени на решение важных стратегических задач, что повышает эффективность управления. Однако в системе контроля существует двоякая направленность – недостаток контроля снижает ответственность работника, излишний же контроль снижает инициативу. Поэтому современный руководитель должен найти золотую середину и выработать эффективный механизм контроля.

В менеджменте выделяют три вида контроля:

ü предварительный – осуществляется на этапе планирования деятельности до непосредственного выполнения задачи и заключается в проведении анализа запланированных мероприятий (показателей), а также выявлении оптимального варианта развития организации с учетом состояния внешнего окружения;

ü текущий контроль (оперативный) – осуществляется в процессе выполнения задачи или плана и заключается в своевременном обнаружении отклонений от запланированных показателей с целью их своевременного устранения. Текущий контроль обычно осуществляется специальным подразделением, подчиненным руководству организации (аналитические отделы, диспетчерская служба и т. п.);

ü заключительный контроль – базируется на анализе достигнутых результатов деятельности по итогам работы за определенный отчетный период и представляет основу для дальнейшего этапа планирования деятельности организации на перспективу, а также представляет информацию для использования системы материального стимулирования работников по конечным результатам работы.

Функция координации . Координация – это функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними. Для реализации данной функции могут использоваться различные документальные источники (отчеты, служебные записки, докладные, аналитические материалы), а также результаты обсуждения возникающих проблем на совещаниях, собраниях руководства, при интервьюировании работников и клиентов.

Существенную роль при этом играют используемые технические средства связи, помогающие быстро реагировать на отклонения в нормальном ходе работ в организации. Современные информационные технологии позволяют частично автоматизировать этот процесс.

С помощью современных технологий коммуникаций и передачи информации устанавливается взаимодействие между подразделениями, осуществляется оперативное маневрирование ресурсами, обеспечивается координация и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, мотивации и контроля), а также единство действий руководителей разных уровней .

В условиях повышения самостоятельности и ответственности менеджеров и исполнителей происходит рост неформальных связей, которые обеспечивают эффективную горизонтальную координацию работ, выполняемых на одном уровне управленческой структуры. Одновременно сокращается необходимость вертикальной координации, и структура управления становится более простой и «плоской», что способствует снижению управленческих затрат (за счет сокращения штата) и повышению эффективности системы менеджмента.

Частью функции координации является регулирование управленческой деятельности, направленное на ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий, графиков, норм выработки. Эта функция осуществляется высшим руководством или специальными информационными службами организации, и некоторыми авторами рассматривается как часть функции контроля.

Механизм координации работ в организации включает:

ü постановку общих целей либо миссии фирмы;

ü обеспечение и документацию процессов управления;

ü использование современных средств связи (Internet, Extranet);

ü построение рациональной организационной структуры управления организацией;

ü выбор эффективных методов коммуникаций;

ü развитие организационной культуры в организации.

Создание такого механизма координации и управления организацией позволяет своевременно обнаружить первые сигналы наступления кризиса и минимизировать его отрицательное влияние на деятельность фирмы, обеспечить устойчивое развитие бизнеса.

Очень важным элементом этого процесса является эффективная обратная связь со стороны сотрудников, которые должны понимать необходимость постоянного анализа ситуации на рынке и на предприятии и оперативного информирования руководителей о текущих проблемах. Последнее показывает взаимосвязь функции координации с мотивацией и другими функциями управления.

В определении функций, в их дифференциации и интегрировании сохраняется исторически сложившееся противоречие. Так, в функциях проявляется сущность и содержание управления.
Функция - это объективная составляющая управления, такая часть управления как целого, проявление которой является условием проявления этого целого.
Управление - совокупное осуществление функций. Объективная совокупность функций присуща управлению на каждой из ступеней иерархической лестницы и при любых особенностях производства.
Дать исчерпывающий перечень функций управления невозможно, но целесообразно их разделение на общие и конкретные.
Так, к общим функциям можно отнести:
- прогнозирование;
- планирование;
- мотивацию;
- координацию и регулирование;
- организацию;
- контроль;
- учет и анализ.
К конкретным функциям относятся:
- производственные функции (технические, технологические, организация труда и т. п.);
- управление НТП;
- экономические функции;
- политические функции.
Функция планирования. Предполагает принятие решения о том, какими должны быть цели организации и что должны делать ее члены, чтобы достичь этих целей. Это подготовка сегодня к завтрашнему дню, определение того, что требуется и как этого добиться. План представляет собой сложную социально-экономическую модель будущего состояния организации. Стадии процесса планирования в основном универсальны, что же касается определенных методов и стратегии, то они существенно различаются. Обычно организация формирует единый план для управления ее общей деятельностью, но в ее рамках отдельными менеджерами применяются для достижения определенных целей и задач организации различные методы. Таким образом, составлена «карта пути», по которому должна пройти организация за отдельно взятый период времени.
Планирование предполагает использование всех методов, тактик и процедур, которые менеджеры используют для планирования, прогнозирования и контроля будущих событий. Все виды техники планирования варьируются от таких традиционных методов, как бюджетные методы, до более сложного моделирования, разработки планов или отдельных его разделов на основе теории игр и проектов сценариев. Использование такой техники планирования позволяет уменьшать неопределенность, повышает точность прогноза, а также способствует отслеживанию и анализу факторов, оказывающих влияние на план.
С помощью функции планирования в определенной мере решается проблема неопределенности в организации. Планирование помогает менеджерам лучше справиться с неопределенностью и более эффективно на нее реагировать. Поэтому следует учитывать то, что неопределенность является одной из основных причин, по которой планирование может помочь организации лучше управлять в условиях неопределенности, более эффективно реагировать на изменения внешней среды.
Функция мотивации. Поведение человека всегда мотивировано, т. е. путем внешних (внутренних) воздействий на человека побуждаются к действию определенные мотивы, влекущие за собой те или иные поступки. Известно, что самым мощным организующим средством координации группового поведения является интерес к труду. Например, монотонный, не требующий конкретных знаний труд является менее интересным, чем творческая и креативная работа.
Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью реализации им определенных действий путем пробуждения тех или иных мотивов.
Традиционный подход основывается на признании того, что сотрудники выступают в роли ресурсов, активов, которые необходимо мотивировать, увеличивать трудоспособность.
В связи с тем, что существуют различные способы мотивации, менеджер должен:
- во-первых, установить набор критериев (принципов), которые наиболее сильно влияют на поведение сотрудника. Данные критерии, сведенные воедино, формируют личную философию, которая представляет собой основополагающее поведение.
Разработав личную философию, менеджеры могут создать такую рабочую среду окружения, которая будет способствовать мотивации сотрудников. Эта окружающая среда, или организационный климат, оказывает существенное влияние на отношение к делу работников, воздействует на сотрудников таким образом, что они значительно легче и менее болезненно воспринимают правила и регламент организации;
- во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
- в-третьих, активно общаться со своими сотрудниками, так как, для того чтобы работник был полностью мотивирован и работал с полной отдачей, он должен четко представлять себе и понимать, чего от него ждут. Прямое общение с руководителем свидетельствует о его доступности в одинаковой мере для всех работников, а обратная связь обеспечивает основу для мотивации.
Функция контроля . Некоторые организации создают целые системы контроля. Их функции заключаются в посредничестве между планами и деятельностью, т. е. система контроля обеспечивает обратную связь между ожиданиями, определенными первоначальными планами менеджмента и реальными показателями деятельности организации. Для менеджмента характерно большое количество не только различных видов планов, но видов и систем контроля. Все системы контроля базируются на идее обратной связи, а именно: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В результате устанавливаются отклонения с тем, чтобы либо исправить негативные влияния, либо усилить действие, если результаты позитивные. Цель контроля заключается в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента.
Различают следующие виды контроля:
- предварительный контроль. Он осуществляется до фактического начала работ. Основным средством осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. В процессе предварительного контроля можно выявить и предвидеть отклонения от стандартов в различные моменты. Он имеет следующие разновидности.
Диагностический контроль включает такие категории, как измерители, эталоны, предупреждающие сигналы и тому подобные, указывающие на то, что в организации что-то не в порядке.
Терапевтический контроль позволяет не только выявить отклонения от нормативов, но и принять исправительные меры;
- текущий контроль осуществляется в ходе проведения работ. Зачастую объектом являются сотрудники, а сам он - прерогатива их непосредственного начальника. Он позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Для того чтобы осуществить текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. Все системы с обратной связью имеют цели, используют внешние ресурсы для внутреннего применения, следят за отклонениями для достижения этих целей;
- заключительный контроль. Цель такого контроля - помощь в предотвращении ошибок в будущем. В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена (при текущем - в процессе ее выполнения).
Хотя заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, он, во-первых, дает руководству информацию для планирования в случае, если аналогичные работы предлагается проводить в будущем, во-вторых, способствует мотивации.
Контроль важен, но может быть весьма дорогостоящим. Поэтому решение о том, какой тип контроля применить, требует тщательного анализа, так как функция контроля не является конечным пунктом всего процесса управления организацией. На практике такого конечного пункта не существует вообще, так как каждая управленческая функция движима другой. Возникает своего рода постепенное круговое движение. Например, информация, полученная в процессе контроля, может использоваться на этапе планирования, организации и мотивации сотрудников.
На наш взгляд, в будущих контрольных системах будут использованы новые приспособления и новые достижения, однако базис, на котором они создаются, останется тем же.
Функция организации состоит в установлении постоянных и временных взаимоотношений между всеми подразделениями организации, определении порядка и условий ее функционирования. Можно рассматривать его как процесс объединения людей и средств для достижения поставленных организацией целей.
Поскольку концепция организации состоит в сведении воедино всех специалистов организации, задача состоит в том, чтобы определить миссию, роль, ответственность, подотчетность для каждого из них.
Процесс организации структурирует работу и формирует подразделения исходя из размера предприятия, ее целей, технологии и персонала. Существует ряд элементов, который необходимо структурировать, чтобы организация смогла выполнить свои планы и тем самым достичь свои цели. Вне зависимости от типов и масштабов деятельности каждая организация должна быть некоторым образом организована.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе выполнения функции организации:
- определение и детализация целей фирмы, которые были выявлены в ходе планирования;
- определение видов деятельности по достижении этих целей;
- поручение различных задач отдельно взятым людям и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
- координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство, т. е. каждый член группы должен знать, что он должен делать, сроки выполнения работ и кто им руководит;
- единство цели заключено в том, работает ли каждый член организации на общую цель, т. е. никто не должен работать против целей организации;
- размах контроля или размах менеджмента основан на том, отвечает ли каждый менеджер в группе за управляемое им число работников.
Рассмотренные функции управления являются общими для всего менеджмента, т. е. функции управления применимы ко всем управленческим действиям. Их особенность состоит в том, что в менеджменте они конкретизируются применительно к организации.

К общим или основным функциям управления относятся:

планирование;

организация;

регулирование;

координирование;

мотивация и стимулирование;

гуманизация и обеспечение корпоративность трудовых отношений;

контроль и оценка.

Каждая из указанных функций имеет самостоятельное значе­ние в общей системе управления, но в то же время взаимосвязана и взаимодействует с другими функциями, обеспечивая целостность и действенность системы управления.

Планирование - общая функция управления, осуществ­ление которой направлено на определение перспектив развития и будущего состояния объекта управления.

По отношению к управлению строительством объекта или ис­полнению подрядного контракта планирование направлено на определение мер, ресурсов и сроков их выполнения для дости­жения конечной цели - возведению объекта или исполнению подрядного контракта. По отношению к управлению строитель­но-монтажной организацией планирование направлено на опре­деление мер, ресурсов и сроков их выполнения для достижения поставленных целей по техническому и организационному раз­витию строительно-монтажной организации и по выполнению обязательств, принимаемых при заключении хозяйственных до­говоров.

Планирование является активной составляющей всей системы управления производством. Именно посредством и в процессе пла­нирования определяются цели по темпам развития производства, по эффективности использования имеющихся производственных мощностей и ресурсов и т.д.

Планирование осуществляется на всех уровнях хозяйственного управления и участках производства. Оно представляет собой про­цесс подготовки, обоснования и принятия решений, оформленных в виде документов, определяющих совокупность мероприятий, дей­ствий и потребных ресурсов для достижения планируемых произ­водственных, экономических и социальных результатов деятельно­сти. Планы определяют не только цели и показатели производства и хозяйствования, но и весь комплекс действий по их достижению.

Планирование охватывает различные временные периоды, а потому бывает:

оперативным (на месяц, декаду, неделю);

текущим (на квартал, год);

среднесрочным (на срок до 2 - 3 лет);

перспективным (от 3 - 5 лет и более).

С планированием непосредственно связано прогнозирование. Объектами и предметами прогнозирования в строительно-монтажных организациях при разработке ими своих среднесрочных явля­ются: цены на строительную продукцию и услуги, цены на строи­тельные материалы, цены на строительные машины, изменения в характере возводимых зданий и сооружений и применяемых строительных конструкций. В долгосрочном плане прогнозируются состояние рынка строительных подрядов, динамика объемов инвестирования, изменения кредитной и налоговой политики государства и др.


Качество планирования обеспечивается строгим соблюдением следующих основных его принципов:

обоснованность планирования, которая выражается в необходи­мости использования и учета при составлении планов реальных данных об условиях осуществления производства и хозяйствования;

оптимальность планирования, которая означает требование достижения наилучших производственно-экономических результатов с наименьшими затратами производственных ресурсов и финан­совых средств;

непрерывность планирования, означающая полное соответствие и взаимную увязку планов во времени (оперативных, текущих и перспективных планов) и всех плановых показателей по уровням управления, подразделениям и участкам производства;

комплексность планирования, предполагающая обеспечение комплексного и системного подхода к организации и содержанию планирования. В практическом плане это выражается в наиболее полном охвате планированием всех направлений и участков про­изводственно-хозяйственной деятельности и системном рассмо­трении факторов и условий, определяющих и влияющих на ре­зультаты производства и хозяйствования.

Организация как основная функция управления обеспечи­вает кооперацию деятельности людей, участвующих в производ­стве и хозяйствовании. Практически это обеспечение осуществля­ется посредством построения рациональной производственной и организационной структуры строительно-монтажной организации и эффективного функционирования их, применения соответству­ющих методов организации возведения зданий и сооружений, ме­тодов производства строительно-монтажных работ, методов мате­риально-технического и кадрового обеспечения строительных объектов и участков производства и т.д.

Эффективность организации определяется строгим соблюдени­ем следующих ее основных принципов:

рациональность построения системы и структуры управления строительно-монтажной организацией и строительным производ­ством, предполагающая целесообразный уровень разделения и специализации труда работников сферы управления;

надежность системы и структуры управления, предполагающая четкое разделение обязанностей и прав подразделений и работни­ков управления, качественное исполнение ими своих функций и обязанностей, построение простой и надежной системы передачи информации, связанной с управлением;

соответствие производственной и организационной структуры управления строительно-монтажной организации виду и характеру осуществляемого строительства, выполняемых строительно-монтаж­ных работ и ее месту на рынке строительных подрядов и услуг;

гибкость, универсальность и самоорганизация системы и структу­ры управления, предполагающих быструю адаптацию к изменяю­щимся производственным условиям и условиям хозяйствования;

научность управления, требующего применения современных методов и кадров управления.

Регулирование как основная функция управления тесно связана с организацией. В процессе управления строительной орга­низацией и строительным производством возникают отклонения от намеченных оперативных и других планов производства работ, материального обеспечения и т.д. Возможны изменения в сформи­рованной программе работ по разным причинам (срыв контрактов со стороны заказчиков, заключение новых контрактов и др.). Воз­можны другие изменения, требующие учета при организации про­изводства. Поэтому необходимо принятие соответствующих кор­ректирующих управляющих воздействий.

Регулирование строительного производства - сложный про­цесс, базирующийся на сборе и обработке информации о ходе производства с производственных участков, о возникших произ­водственных «возмущениях», в том числе в связи со сбоями в про­изводственном обслуживании (транспортом, строительной техни­кой, материалами), на обработке этой информации и принятии решений оперативного характера по нормализации производства. Вопросы регулирования производства решаются на всех уровнях управления мастерами, производителями работ, руководителями строительных и производственных участков, начальниками (ме­неджерами) объектов, руководителями обслуживающих участков и др. Центральное место в этом плане занимает диспетчерская и производственно-распорядительная службы строительно-монтаж­ной организации.

Координирование как основная функция управления ре­шает проблемы и неувязки при руководстве деятельностью строи­тельно-монтажной организации, возникающие вследствие разде­ления труда управленческих работников. Оно направлено на обес­печение согласованной работы и целенаправленного единства дей­ствий всех звеньев и участков производства, всех управленческих служб и их отдельных работников. Координация деятельности со­ответствующих служб и отдельных работников управления осуще­ствляется сверху вниз. Руководитель организации координирует работу своих заместителей и участков по их подчиненности ему согласно организационной структуре управления. Заместители ко­ординируют деятельность соответствующих отделов и участков производства или обслуживания по подчиненности. Руководители отделов и участков производства и обслуживания координируют работу групп, бригад, отдельных работников и исполнителей. В ре­зультате обеспечивается слаженная целенаправленная работа управленческой команды в целом.

Эффективность управления во многом зависит от мотивации и стимулирования работников. Направлений и возможностей повышения мотивации работников к более эффективному их труду и высоким результатам производственно-хозяйственной деятельности организации в целом много. Это прежде всего: материальное и моральное стимулирование труда, организация оплаты труда и материального поощрения в зависимости от количества и качества труда работников. Важно также моральное поощрение за добросовестный и качественный труд. Эффективными мерами мотивации к производительному труду являются также современный стиль и методы управления, профессиональный должностной рост работников в организации, поощрение иници­ативы работников и т.д.

Гуманизация труда и корпоративность трудовых отношений в строительно-монтажных организациях тесно связана с мотивацией их работников к более эффективному и производительному труду.

В системе управления производственными коллективами важ­ное место занимают понятия культуры управления и качества тру­довой жизни, которое включает в себя многие аспекты и направ­ления социальной стороны менеджмента. Культура управления вклю­чает в себя прежде всего этику и нормы поведения менеджеров и специалистов, их деловитость и четкость в работе, а также общий стиль и уровень управления, применение новейших средств и тех­ники управления, уровень отношений между работниками и т.д. Качество трудовой жизни отражает степень эффективности мероп­риятий, проводимых организацией для обеспечения удовлетворен­ности трудом ее работников. К таким мероприятиям относятся со­здание нормальных санитарно-бытовых условий на производстве, облегчение труда работников и т.д.

Корпоративность трудовых отношений состоит в единстве по­нимания целей и задач управления, осознанном и построенном на взаимопомощи и взаимовыручке осуществлении их.

Контроль и оценка как основная функция управления обеспечивают знание действительного положения дел по испол­нению намеченных планов, достижению поставленных целей по всем направлениям производственно-хозяйственной деятельности строительно-монтажной организации, по ее состоянию и разви­тию и т.д.

Главная задача контроля состоит не только в определении и оценке фактического положения дел на различных участках про­изводства и хозяйствования, но и в установлении причин и фак­торов, оказавших влияние на возникновение отклонений при вы­полнении намеченных планов и задач, в выявлении имеющихся резервов производства.

Осуществление контроля и оценки производственной и хозяй­ственной деятельности начинается с учета и получения информа­ции о состоянии объектов управления. При этом контроль охваты­вает все составляющие и элементы управляемой системы. На осно­вании данных учета и информации подготавливаются соответству­ющие управленческие решения по корректировке оперативных планов, заданий и т.д.

Построение системы учета и контроля деятельности должно удовлетворять следующим основным принципам:

объективность и достоверность учитываемых и анализируемых данных. От этого напрямую зависит обоснованность принимаемых управленческих решений по корректировке планов производства, других действий производственного и экономического характера;

комплексность и системность наблюдения за состоянием управ­ляемой системы, предполагающих достаточный охват путем учета параметров состояния строительно-монтажной организации для полной оценки всех сторон ее производственно-хозяйственной деятельности.


Введение

Заключение

Введение


На сегодняшний день происходят сложные изменения в обществе, в политике, в экономике, во всех сферах нашей жизни. Направить эти изменения в нужное русло поможет постижения искусства менеджмента. В данной работе будут рассмотрены функции управления и совершенствование их применения.

Русинов Ф.М. и М.Л. Разу определяли функцию управления как определенный вид управленческой деятельности или объективно необходимый вид отношений между людьми.

Максимцова М.М. относила функции управления к обособленному виду деятельности. Которые необходимы для осуществления целей функционирования и достигается путем принятия решений.

М. Мескон считает, что функция управления это особый однотипный вид управленческой деятельности выделенный по определенному признаку.

Виханский О.С. и Наумов А.И. в своем учебном пособии определили функции управления как сравнительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности, выделившиеся в процессе разделения труда в управлении.

Актуальность данной работы, на мой взгляд заключается в следующем:

.Без проявления функций управления невозможно нормальное функционирование организации.

2.Функции управления играют важную роль в системе производственных отношений на всех этапах управления. Они являются определяющими при формировании структуры управления.

.Функции занимают особое место в системе менеджмента и играют ключевую роль в ее формировании.

Целью данного курсового проекта является раскрытие сущности функций управления и совершенствование их применения.

1.1 Сущность и содержание функций управления


Функции управления - это определенный вид управленческой деятельности, который осуществляется особыми приемами и способами, а также соответствующая организация работ.

Одним из основных компонентов, составляющих содержание управления, являются функции. Следовательно, для выполнения той или иной работы необходимо заранее определить, что нужно в итоге получить, как организовать процесс работы, мотивировать и контролировать ее выполнение. Это и есть функции управления.

Каждая функция менеджмента представляет собой область действия определенного процесса управления, а система управления видом деятельности - это совокупность функций, связанных общим управленческим циклом.

Функция - достаточно распространенное слово, имеющее множество значений. Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль. Данное понятие используется во всех областях знаний и во всех сферах деятельности.

Управление необходимо рассматривать как цикличный процесс, состоящий из определенных видов управленческих работ, называемых функциями управления. Функция рассматривается как необходимая сфера процесса управления, имеющего конечную результативность, т. е достижение четко поставленной цели.

§организация

§координация

§мотивация

§нормирование

§планирование

§регулирование

§контроль

Но очень часто говорят лишь о четырех функциях управления - планирование, организация, мотивация и контроль.

В рыночных условиях должны закрепляться не только функции, но и ресурсы, связанные с выполнением этих функций и принятием решений, конкретные виды ответственности за результативность управления.

Функции управления имеют специфический характер, особое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как не связанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Другими словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый цельный процесс.


1.2 Классификация функций управления


Любой вид человеческой деятельности может быть представлен как совокупность отдельных операций, выполняемых участниками этой деятельности. А управленческой деятельности такие операции принято называть функциями, которые своей целью имеют обеспечение работы организации в целом или ее подразделения. Понятие "функция" тесно связано с такой управленческой категорией, как задача, задание в совокупности с технологией ее выполнения. Они образуют функции и аппарата управления.

Функции управления многообразны. Существуют различные подходы к их классификации. Одним из таких подходов может быть разделение функций на общие и специализированные. К общим принято относить: планирование, организацию, или правильнее организованные, мотивацию и контроль. Иногда к этим функциям относят и координацию, но чаще ее считают подфункцией, обеспечивающей согласование и взаимодействие остальных функций.

Специализированные функции включают в себя управление:

Производством;

2.Экономикой и финансами;

Персоналом;

Маркетингом;

.Технической политикой и инновациями.

Специализированные функции в большей степени, чем общие зависят от характера деятельности организации - предпринимательская или бюджетная. Внутри бюджетной сферы есть различия в функциях, например образовательных, медицинских учреждений.

Основными функциями управления организацией являются:

·Планирование

·Организация

·Мотивация

·Контроль

·Координация

·Регулирование

·Нормирование

Рассмотрим подробнее сущность каждой из функций управления.

Функция планирования . Осуществляя ее, руководитель формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Планирование обеспечивает более четкую координацию усилий структурных подразделений и таким образом укрепляет взаимосвязь руководителей разных служб организации. Следовательно, планы не должны носить инструктивного характера, а меняться в соответствии с конкретной ситуацией.

Наиболее важным при планировании является выбор цели организации. Для того чтобы цели способствовали эффективной деятельности организации, они должны соответствовать ряду требовании.

Началом выполнения функции планирования является установка целей. Она включает следующие этапы:

Выбор цели;

2.Поиск и определение альтернатив для принятия решений;

.Выбор наилучшей альтернативы среди имеющихся;

.Исполнение плана.

При выполнении функции планирования, как правило, принимаются эффективные решения.

При исполнении функции планирования осуществляется принцип принятия обязательств, который рассматривается с учетом гибкости самого планирования для уменьшения риска потерь (финансовых, материальных.)

Надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для этого служат различного рода отчеты (производственные, статистические.), при этом самыми достоверными из них являются бухгалтерские отчеты. Качество планирования в большей степени зависит от опыта сотрудников, их глубоких знаний и интуиции. Система планов снижают риски, но не являются гарантией достижения цели.

Функция организации - это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее работы - персоналом, материалами, оборудованием, денежными средствами. Организация управления обеспечивает создание наиболее благоприятных условий для достижения целей. Организация включает четыре подфункции:

·формирование субъекта и объекта управления;

·организационное воздействие субъекта на объект управления;

·повышение адаптивности организации и структуры к изменениям внешней среды.

А. Файоль говорил об организации как об одной из функций управления: "Организовать предприятие - значит обеспечить его всем тем, что необходимо для его функционирования: сырьем, оборудованием, деньгами, персоналом".

Сущностью организационной работы является установление и поддержание определенного порядка в деятельности. Организация в сфере управления - это работа с персоналом, маркетинговая, информационная и экономическая деятельность коллектива. Для того чтобы организация могла выполнить свои цели, ее задачи должны быть согласованны путем вертикального разделения труда.

Функция мотивации - влияние в форме побудительных мотивов к эффективному труду, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Мотивация сотрудников является одной из важнейших функций государственного управления. Она требует специальных умений, настойчивости и понимания человеческой природы. Ведь в основе поведения каждого человека лежат определенные мотивы; внутренние стремления, ценности, которые обусловливают направленность их активности и ее формы. Их понимание способствует объяснению поведения каждого человека и возможностей воздействия на нее.

Мотивация в организационной свези - это процесс побуждения себя и других работников к активной деятельности для удовлетворения личных потребностей и для достижения целей организации.

Упрощенная модель процесса мотивации представляется состоящей из трех элементов: Потребности, Целенаправленное поведение, Удовлетворение потребностей.

Функция мотивирования в процессе управления деятельностью организации является одной из сложнейших, поскольку основным действующим лицом является личность работника.

Для направления стремлений работника на достижение поставленных целей часто употребляется термин "стимулирование труда", под которым понимается широкий арсенал методов для выполнения принятых решений и намеченных работ.

Функция контроля выражается в форме воздействия на коллектив людей посредством выявления, обобщения, учета и анализа результатов производственной деятельности каждой отрасли и доведения их до руководителей, с целью подготовки управленческих решений. Данная функция реализуется на основе данных оперативного, статистического, бухгалтерского учета. Контроль характеризуется проверкой соответствия процесса функционирования объекта и субъекта управления целям и другим критериям. В процессе контроля выявляются: соответствие целей и результатов, итогов и планов, а также результаты воздействия, ход исполнения конкретных решений, выявление причин и виновников их невыполнения, масштабы отклонений. Основная функция заключительного управления - сохранение, поддержание и совершенствования благоприятного режима функционирования управленческой системы. Именно на этой стадии выявляются проблемы, требующие новых управленческих решений, новых организационных усилий.

Контроль - одна из основных функций обеспечения процесса управления. Она занимает большую часть времени менеджера. Функцию контроля приходится выполнять ежедневно.

Осуществление функции контроля - это постоянное сравнение того, что есть и с тем, что должно быть. И контролировать может только тот, кто знает, что в действительности должно быть.

Контроль за результатами деятельности является очень важным, поскольку именно он определяет успех организации. Оценка основных результатов выполнения поставленных задач организации является предпосылкой целенаправленного контроля.

Функция координации - направлена на достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных между ними. Устанавливается взаимодействие между подсистемами организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления, а также действие руководителей. Именно благодаря ей обеспечивается динамизм системы производства, создается гармония взаимосвязей производственных подразделений, осуществляется маневрирование технологическими и трудовыми ресурсами внутри предприятия в связи с изменением технико-экономических задач . Объектом функции координирования является как управляемая, так и управляющая подсистемы. Таким образом, координация деятельности означает синхронизацию прилагаемых усилий, их объединение в единое целое, которое позволило бы наиболее эффективно и оперативно достигнуть поставленные цели. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации посредством установления целесообразных связей (коммуникаций) и обмена информацией между ними.

Функция регулирования обеспечивает поддержание динамического баланс системы в ходе обеспечения ее жизнедеятельности. Она способствует приспособлению системы к постоянно изменяющимся ситуациям. Регулирование призвано придать деятельности нормальный и ровный ход.

Необходимость в регулировании системы заключается не только в связи с негативными явлениями. Чаще всего это связано с потребностью природного динамичного развития организации, с появлением новых задач управления, с переходом системы в новое состояние под влиянием внутренних и внешних факторов. Процесс регулирования представляет собой заключительную стадию принятия управленческого решения.

Регулирования - это вид деятельности, который представляет собой влияние руководителя на подчиненных таким образом, чтобы они выполняли работу для достижения целей организации.

Реагировать на воздействие внешней среды может только динамически устойчивое предприятие. Своевременно предупредить влияние внутренних факторов, устранить их последствия помогает функция регулирования.

Все остальные функции (планирование, организация, мотивация, контроль) не достигнут своей цели, если не будет эффективно осуществляться функция регулирования.

Обычно, принятые управленческие решения определяют то, что должны делать работники в организации, какая работа должна быть выполнена и кто будет ее выполнять. Поэтому принятие решения является началом реализации функции регулирования.

Функция регулирования имеет также и стимулирующее назначения. Если интересы работника совпадают с работой, то это увеличивает эффективность ее выполнения. Поэтому от стимулирующего воздействия на работника будет зависеть его поведение.

В результате правильного действия функции регулирования организация способна устранять различные неопределенности в системе, способна сохранять "динамическое равновесие" по отношению к различным воздействиям.

Следовательно, целью регулирования является сохранение устойчивости организации путем поддержания необходимого соотношения между различными ее элементами, своевременной ликвидации их возможных отклонений от установленных норм в функционировании объектов управления.

Функцию нормирования следует рассматривать, как процесс разработки научно обоснованных расчетных величин, устанавливающих количество и качество оценки развитых элементов, используемых в процессе производства и управления. Эта функция оказывает воздействие на поведение объекта четкими и строгими нормами, дисциплинирует разработку и реализацию производственных заданий, обеспечивая равномерный и ритмичный ход производства, его высокую эффективность. Рассчитываемые по этой функции календарно-плановые нормативы служат основой планирования, определяют продолжительность, порядок движения планов в процессе производства.

В организации, в подразделениях создаются и действуют нормативы, определяющие технический уровень выпускаемой продукции, нормативные документы, характеризующие права и обязанности различных звеньев управления, формирующие правила поведения. В этом смысле, нормирование относится к функции организации системы.

В связи с этим, функции организации и нормирования имеют двойственный характер. Так, функция организации характеризует создание (совершенствование) системы управления и реализуется при непосредственном управлении производством. Функция нормирования реализуется с помощью нормативных документов, инструкций при создании системы.

функция управление муниципальный менеджмент

2.1 Краткая характеристика муниципального казенного учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов исполнительного комитета муниципального образования города Казани"


Муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - Администрация) создано в соответствии со статьей 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом Республики Татарстан от 28.07.2004 N 45-ЗРТ "О местном самоуправлении в Республике Татарстан", Уставом муниципального образования города Казани, решением Казанской городской Думы от 06.12.2010 N 6-2 "Об учреждении органа Исполнительного комитета г. Казани - муниципального учреждения "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани".

Администрация является территориальным органом Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - Исполнительный комитет города Казани), обладает статусом юридического лица с момента ее государственной регистрации в установленном законодательством о регистрации юридических лиц порядке.

Учредителем Администрации является муниципальное образование города Казани в лице Представительного органа муниципального образования города Казани - Казанской городской Думы (далее - Казанская городская Дума).

В состав муниципального района входят 2 района города Казани, это Вахитовский район и Приволжский район.

Полное наименование Администрации: муниципальное казенное учреждение "Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования города Казани". Сокращенное наименование: МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов города Казани".

Предметом и целью деятельности Администрации является выполнение управленческих функций в сфере реализации вопросов местного значения, реализации переданных в установленном законодательством порядке государственных полномочий, определенных муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления города Казани на территории Вахитовского и Приволжского районов муниципального образования города Казани в рамках своей компетенции, в пределах, установленных в соответствии с законодательством, Уставом муниципального образования города Казани, настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами.

Администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления города Казани, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения, а также по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города Казани федеральными законами и законами Республики Татарстан.

Для достижения главной цели в Администрации ставится ряд задач. Основными задачами являются:

создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения;

проведение единой районной политики и исполнение правовых актов в целях комплексного развития района;

укрепление экономических основ и стабильности района;

обеспечение комплексного решения вопросов обслуживания населения, достижение тем самым политической и социальной стабильности в районе;

Организационная структура управления администрации Вахитовского и Приволжского районов является линейно-функциональной. Линейные руководители являются единоначальниками, а им оказывают помощь функциональные органы. Линейные руководители низших ступеней административно не подчинены функциональным руководителям высших ступеней управления. Результаты работы любой службы аппарата управления оцениваются показателями, характеризующими реализацию ими своих целей и задач.

В структуру администрации города входят:

·глава администрации города;

·заместители главы администрации города;

·руководитель аппарата администрации города;

·территориальные органы - администрации районов города, создаваемые в целях обеспечения управления внутригородскими районами.

·функциональные органы администрации города: департаменты, комитеты, управления - юридические лица.

Организационная культура должна включать нормы и ценности, которые разделяют члены организации, что, в свою очередь, будет способствовать стабильности в функционировании и развитии организации. Влияет на поведение членов организации, их трудовую активность, уровень мотивации и поэтому, существующая организационная культура в некотором смысле помогает руководящему составу организации в управлении.

Персонал Администрации составляют муниципальные служащие, которыми являются граждане, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета, которые объединены в структурные подразделения и на которых направлено управленческое воздействие.

Приведу сведения о динамике половозрастного состава работников государственного (муниципального) учреждения за 2012 - 2014 годы, чел.


Состав работников201220132014Мужчины - всего 756983в том числе в возрасте: до 25 лет246от 25 до 35 лет262212от 35 до 50 лет353543старше 50 лет121625Женщины - всего 404654в том числе в возрасте: до 25 лет357от 25 до 35 лет111412от 35 до 50 лет171617старше 50 лет91118

Из данной таблице можно сделать вывод о том, что наибольшее количество работников, работают в Администрации в возрасте от 35 до 50 лет. Минимальное количество работников в возрасте старше 50 лет.

Также приведу данные для определения показателей движения персонала государственного (муниципального) учреждения за 2011-2013 годы, чел.


Показатели 201120122013Наличие на начало года162138154Поступило743Выбыло536Наличие на конец года160153141

На начало 2013 года численность состава сотрудников составляла 154 человек, это на 2% больше, чем численность работников на начало 2012 года. К концу 2013 года численность сотрудников сократилась чуть более 4 % и составила 141 человек

Хотела бы привести сведения о численности и заработной плате Администрации Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета г. Казани за 3 года.


№ п/пПериодЧисленность работников всего, человекфонд начисления заработной платы работников - тыс. руб12011г. 160 20 23122012г. 153 24 14332013г. 141 26 07741кв. 2014г. 137 27 538

2.2 Применение функций управления в организации


Управление представляет собой цикличный круговорот осуществления функций и принятых решений. Это неизменный процесс целенаправленных действий. Планы не всегда воплощаются в жизнь так, как они изначально были разработаны; люди не всегда точно и правильно выполняют задачи; внешняя среда меняется, и организация должна адаптироваться к ней.

Определение того, достигла ли организация своих задач, когда следует начинать процесс адаптации, достигается с помощью контроля. Другими словами, руководители с помощью контроля проверяют, как действительность, соответствует тому, что должно быть.

Под контролем понимают процесс, направленный на обнаружение количественных и качественных отклонений от запланированных показателей.

В Администрации Вахитовского и Приволжского районов функцию контроля выполняют Глава Администрации, Первый заместитель Администрации, Руководитель аппарата Администрации, а также все руководители отделов.

Функцию контроля выполняет каждый руководитель, это присущая часть его должностных обязанностей. Объектом контроля выступает организация. Внутри организации контролю подвергаются проходящие в ней процессы и отдельные элементы системы. А предметом контроля является количество и качество продукции, соблюдение норм и правил, сроки выполнения работ.

Существует несколько видов контроля, которые неоднократно используются в Администрации. Это - предварительный контроль, текущий и заключительный.

Предварительный контроль используется по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Например, анализируются деловые и профессиональные знания и навыки, необходимые для выполнения тех или иных должностных обязанностей, устанавливается минимально допустимый уровень образования или стаж работы в данной сфере. При приеме на работу с кандидатом проводится собеседование, выявляется, насколько его характеристики соответствуют необходимым требованиям.

Задачей текущего контроля является своевременно выявить и поправить отклонения, возникающие в ходе работы, от заданных параметров. Его объектом являются подчиненные, а субъектом - их начальники. Например, руководитель отдела обнаружил ошибки в работе подчиненных и сообщил им, что их работа неудовлетворительна. В результате подчиненные исправили ошибки и усилили свое внимание к выполнению задания. Таким образом, контроль дает возможность своевременно реагировать на меняющиеся факторы.

Заключительный контроль осуществляется после выполнения работы. Фактически полученные результаты сравниваются с установленными ранее. Он показывает, каких результатов добились сотрудники, показывает упущения и недостатки в работе.

Чтобы контроль был эффективен, руководители отделов доносят до сведения своим сотрудникам, как установленные стандарты, так и достигнутые результаты.

Хотела бы рассмотреть, как функция мотивации находит свое применения и как она реализуется в Администрации Вахитовского и Приволжского районов. Мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к достижению личных целей и целей организации. В данном случае, мотивация рассматривается как мотивация к труду.

Существует несколько способов наградить сотрудников за труд:

  1. Материальное вознаграждение за более интенсивный труд его качество.
  2. Повышение в должности, звании.
  3. Поощрение свободным временем или предоставление возможности работнику самостоятельно планировать свой рабочий день.
  4. Общественное и личное признание заслуг работника посредством наград, благодарностей, грамот, прессы, похвалы, доверие, предоставление преимуществ и привилегий за лучшую работу.

Четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда ведут к повышению эффективности труда. В основном потребности людей удовлетворяются деньгами. Для этого в Администрации используют материальные стимулы, такие как повышенная заработанная плата, премии. Также используют такие стимулы как, поощрения, награждения и благодарность. Например, в Администрации сотрудник, который взял дополнительную работу сотрудника, который находится в отпуске, поощряется выходным днем. Или, руководители отделов, выбирают сотрудника, который в этом месяце проявил трудовую активность, награждается грамотой и поощрением в виде конфет или торта. Таким образом, у сотрудников появляется не только материальный стимул, но и моральный. Они хотят выделиться, быть лучше и показать свою значимость.

Как известно, планирование является первоначальной стадией процесса управления.

Планирование предполагает озадаченность тем, что может произойти в будущем, и подготовку мер с целью предотвратить те нежелательные события, которых можно избежать.

Планирование - это прежде всего процесс принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие организации в будущем, уменьшить неясность.

В принятии таких решений состоит процесс планирования. В узком смысле - планированием является составление специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги организации в деле осуществления принятых решений.

Сущность планирования заключается в определении главных целей деятельности организации и направленно на определение намеченных конечных результатов.

Что касается рассматриваемой мною Администраци, то на данный момент основной задачей деятельности является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения, благоприятное развитие района и укрепление экономических основ и стабильности района.

Я считаю, что в Администрации отсутствует долгосрочное планирование, которое является непременным условием стратегического планирования. Краткосрочные планы составляются период в 1-2 года, не более. Это говорит о серьезных просчетах в деятельности руководства.


3.1 Совершенствование применения функций управления


Успех деятельности любой организации во многом зависит от ее персонала: от квалификации, дисциплины, качества выполнения поставленных задач. А для того, чтобы побудить работников к достижению стоящих перед компанией целей и задач, служит система мотивации персонала.

В управлении персоналом мотивация рассматривается как процессы активизации мотивов работников и создания стимулов для их побуждения к эффективному труду. Существенную роль в системе материального стимулирования играет регулярное премиальное вознаграждение, выплачиваемое за результаты деятельности.

Рассмотрим, каким требованиям должна отвечать система материального стимулирования персонала, для того чтобы быть эффективной.

Прежде всего, она должна побуждать сотрудников Администрации на достижение конкретных целей деятельности, то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника.

В большинстве показатели премирования определены только для организации в целом и не ориентируются на отдельные структурные подразделения и должностных лиц. Таким образом, невозможно оценить вклад отдельного подразделения или сотрудника.

Совершенствование функции мотивации, на мой взгляд, будет являться решающим фактором, повлиявшим на экономические результаты деятельности организации. Этому может содействовать грамотно построенная система мотивации, включающая в себя как материальные, так и нематериальные факторы. Как уже упоминалось, материальные - это заработная плата. Нужно в корне пересмотреть существующую систему организации оплаты труда.

Я считаю, что в целях повышения эффективности мотивации персонала руководители должны пересмотреть структуру выплат персоналу. Например, должностной оклад, премия за личные результаты работы, премия по результатам работы подразделения.

Также я думаю, следует обратить внимание на поддержание корпоративного духа, на совместное проведение праздников, мероприятий, совместные поездки для отдыха в свободное от работы время.

Если система материального стимулирования разработана хорошо, то эффект от ее внедрения будет положительным. Для того чтобы функция мотивации была эффективной, материальное стимулирования персонала должно удовлетворять следующим требованиям: побуждать сотрудников Администрации на достижение нужных ему результатов (конкретных целей деятельности), то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника; обеспечивать привлечение на работу высококвалифицированных сотрудников.

Контроль является эффективным, если он нацелен на достижение определенных результатов, своевременен, гибок, прост и экономичен.

В Администрации используют две формы контроля: финансовый и административный.

Финансовый контроль реализуется на основании сопоставления с финансовым планом организации достигнутых результатов, он осуществляется путем получения от каждого отдела Администрации финансовой отчет по важнейшим экономическим показателям деятельности.

Административный контроль осуществляется в соответствие с результатами показателей, запланированным в текущем бюджете;. Рассмотренные выше функции планирования и организации помогают в осуществлении предварительного контроля. Основными средствами осуществления предварительного контроля является реализация определенных правил, процедур и линий поведения. Так как правила и линии поведения вырабатываются для обеспечения выполнения планов, то их строгое соблюдение - это способ убедиться, что работа развивается в правильном направлении. В качестве форм осуществления предварительного контроля используются должностные инструкции, положения о структурных подразделениях, правила трудового распорядка и т.п. В Администрации предварительный контроль используется в трех ключевых областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Я считаю, что конечная цель контроля состоит в том, чтобы решить задачи, которые стоят перед организацией. Чтобы контроль был эффективным, он должен быть интегрирован с другими функциями управления. Контроль будет эффективным только тогда, когда организация достигает желаемых целей и в состоянии определить новые цели.

Я считаю, что необходимо использовать новые технологии контроля. Это единственный способ осуществить централизацию управления организацией. Например, создание компьютерной системы контроля. Это позволит выявить финансовые и информационные потоки в организации, которые в свою очередь определят ее оптимальную структуру.

Руководители отделов Администрации еженедельно предоставляют Руководителю аппарата отчеты о деятельности своих отделов и результатах их работы.

Руководители отделов получают от Руководителя аппарата следующие виды управленческих решений: приказы и рекомендации.

Заключительный контроль осуществляется непосредственно после того, как работа выполнена. Либо сразу по завершению контролируемой деятельности, либо по истечении определенного заранее периода времени фактически полученные результата сравниваются с требуемыми. Здесь происходит сравнение запланированного размера прибыли с полученным, запланированный уровень производительности труда, текучести кадров, объем продаж, издержки и т.д.

В Администрации заключительный контроль выполняет две основные функции: руководители проводит анализ фактически полученных и требовавшихся результатов и оценивает, насколько реально были составлены им планы. Эта процедура позволяет также получить информацию о возникших проблемах и сформулировать новые планы так, чтобы избежать этих проблем в будущем. Вторая функция заключительного контроля состоит в том, чтобы способствовать мотивации.

Как уже было сказано ранее, в Администрации хорошо поставлен процесс краткосрочного, оперативного планирования, но не существует долгосрочного и стратегического. Это говорит о том, что в Администрации нет четко выраженной стратегии дальнейшего развития, нет стратегического видения, отсутствует миссия.

Формулировка миссии является важной частью, ведь миссия - это общая цель, выработка которой означает определение направления движения организации.

Миссия организации дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства использует в своей деятельности, какова ее философия.

Хорошо сформулированная миссия должна прояснять, во-первых, то, чем является данное предприятие и каким оно стремится быть, а во-вторых, показать отличие организации от других ей подобных.

Таким образом, в результате рассмотрения основных функций управления в Администрации можно сделать вывод о том, что наиболее "хромающими" из них являются мотивация, контроль и планирование, чему я и уделила особое внимание в третьей части данной работы, попытавшись дать рекомендации по устранению существующих недостатков.

Заключение


Подводя итоги вышесказанному, можно сделать ряд выводов. Функции управления играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления, они являются определяющими и при формировании структуры управления организации, поэтому функции занимают особое место в системе управления и играют ключевую роль в его формировании.

Функции управления являются одним из основных компонентов, составляющих содержания управления. Каждая функция управления представляет собой сферу действия определенного процесса управления, а система управления конкретным объектом или видом деятельности - это совокупность функций, связанных единым управленческим циклом.

Автором классификации функций управления с точки зрения самого управления был Анри Файоль. Главными критерием классификации он выбрал фактор времени и функций в его классификации представлены в качестве последовательных этапов: предвидение, организация, распорядительство, согласие, контроль.

Функции управления имеют специфический характер они неделимо связаны и объединены в единый цельный процесс.

Функции управления влияют на эффективность организации. Они играют решающую роль в системе производственных отношений на всех уровнях управления и являются определяющими при формировании структуры управления, без проявления функций невозможно нормальное функционирование организации.

Список использованной литературы


1.Бинкин Б.А., Черняк В.И. Эффективность управления: наука и практика. - М.: Наука, 2012.

2.Брасс А.А. Основы менеджмента: Учебное пособие. - Мн.: ИП "Эксперспектива", 2010.

.Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник - 2-е изд. доп. - М.: МГУ, 2011.

.Граждан В.Д. Теория управления: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2014.

.Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - М.: Финансы, учет, аудит, 2013.

.Козлова О.В., Кузнецов И.Н. Научные основы управления производством: Учебник для инженерно-экономических вузов. - М.: Экономика, 2010.

.Коротков Э.М. Концепции менеджмента. - М.: Дека, 2014.

.Левина С.Ш. Менеджмент: Учебное пособие. - Пенза: ПГАСА, 2012.

.Максимцова М.М. Менеджмент: Учебник для вузов/под ред. . - М:, ЮНИТИ, 2011.

.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Дело, 2014.

.Мильнер Б.З. Организационные структуры управления производством, - М.: Экономика, 2010.

.Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов - перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.

.Попов Г.Ч., Ю.И. Краснопояс. Организация управления общественным производством: Учебник. - 2-е изд. - М.: МГУ, 2014.

.Попов Г.Ч. Проблемы теории управления. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2014.

.Попов Г.Ч. Эффективное управление. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2012.

.Разу М.Л., Русинова Ф.М. Менеджмент/под ред., - М.: ФБК - Пресс, 2011.

.Смирнов С.В. Организация управления предприятием. С.-П.: Экономпресс, 2013.

.Цуглевич В.Н. Корпоративный менеджмент в условиях нестабильного рынка/под ред. Н.П. Тихомирова - М.: Издательство "Экзамен", 2013.

.Справочник проектировщика АСУП - М.: Экономика, 2014.

.Справочник директора предприятия. - М.: Инфа - М, 2010.