Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное! Блаженны нищие духом




Николай Левашов

Блаженны нищие духом…

Воистину, высшей степени духовной нищеты стремится достичь автор двух статей, помещённых в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Видно, очень ему хочется попасть в Царствие Небесное, ибо сказано в Евангелие от Матфея: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное…». И старается он вовсю достичь этого, столь желанного состояния, чтобы наверняка туда попасть. Видно он НЕВЕЖЕСТВО, в данном случае, своё, возводит в степень высшей благодати. Наши предки разделяли два таких понятия, как НЕЗНАНИЕ и НЕВЕЖЕСТВО. Ибо незнание говорит об отсутствии у человека информации о чём-то, что совершенно нормально и поправимо, чего нельзя сказать о НЕВЕЖЕСТВЕ, которое характеризует нежелание человека принимать те или иные факты по тем или иным причинам. И именно своё НЕВЕЖЕСТВО и демонстрирует в своих статьях автор публикаций обо мне в Интернет-газете «Православие на Северной земле». Дело в том, что автор этих статей никогда НЕ читал ни одной моей книги, на которые он так активно опирается:

«…Как ранее сообщала наша газета, за благими намерениями спасти “ и другие коренные народы России” скрывается попытка возрождения языческого миропонимания с опорой на источники, достоверность которых не доказана и опровергается большинством отечественных и зарубежных историков. В частности, в своих работах “Россия в кривых зеркалах”, “Последнее обращение к человечеству”, академик-оккультист неоднократно ссылается на “Велес-книгу”, более известную образованному российскому читателю как “Славяно-Арийские веды” …»

Для образованного российского читателя, к которому явно не относится автор статей обо мне, хотелось бы сообщить, что в моей книге «Последнее обращение к человечеству» нет ни одного слова ни о «Велесовой книге», ни о «Славяно-Арийских Ведах»! И для того, чтобы хоть немного просветить автора статей, хотелось бы ему сообщить «невероятную новость» - «Книга Велеса» и «Славяно-Арийские Веды» два совершенно РАЗНЫХ документа, которые уж никак напрямую с друг другом не связаны! Роднит их только то, что в них описываются реальные события русского народа.

«Книга Велеса» охватывает двадцать тысяч лет прошлого народа русов после Великого Переселения из Великой Асии (Западной Сибири), вызванного очередным резким похолоданием на землях современной Сибири. А « » охватывают шестьсот тысяч лет прошлого, с момента создания на нашей Мидгард-Земле колонии Белой Расы. Так что, прежде, чем писать какую-либо статью, я бы рекомендовал «автору» хотя бы получить общее представление о том, о чём он пишет. В данном случае, нищета духовная ему уж никак не сможет помочь!

Далее, он называет меня в своей статье академиком-оккультистом! Для справки, слово оккультизм произошло от латинского слова occultus, что означает - тайный, сокровенный. Так вот, если бы автор статей всё же удосужился прочесть хотя бы те мои книги, на которые он ссылается, ему бы стало ясно, что в них я даю людям знания, которые как раз-то и срывают покрывала таинственности с практически всех Матушки Природы! Так что, я как раз-то делаю тайное явным, и именно это очень не нравится этому автору и всем, стоящим за ним. Это, если говорить об истинном значение слова оккультизм. А если говорить о том, что под этим словом понимается сейчас, то к сведению всё того же автора и Ко, хочу сообщить следующее. В моих книгах оккультизм разбивается на все сто процентов, так же, как и мракобесие всех тех, кто этим словом прикрывается!

«…Кроме того, содержание работ пестрит антисемитскими и антихристианскими высказываниями. Например, революция 1917 г. в России безапелляционно именуется “Великая Иудейская революция”, а христианство - “иудейской сектой”, навязанной русскому народу князем Владимиром...»

Надо же, как «круто» завернул! Безапелляционно! Действительно, разве это иудейская революция?! Подумаешь, иудеи-миллиардеры, большинство которых проживало в США, практически полностью финансировали, как Первую «русскую» революцию 1905 года, так и Вторую «русскую» революцию 1917 года! Подумаешь, Яков - американский миллиардер - «одолжил» «русским» революционерам 200 миллионов долларов! И это только он! Но ведь кроме него в этом участвовали Нью-Йоркская биржа и целый ряд миллиардеров и миллионеров - Морган, Рокфеллер, Томсон, Георгий Ллойд, Яков Кубин, Коберт Минор и многие, многие другие. «Просто» совершенно «случайно» подавляющее большинство из них были по национальности иудеями. Совершенно «случайно» практически все вожди «русской» революции оказались иудеями по национальности! Совершенно «случайно» , более известный, как Лев Троцкий, заявлял следующее:

«...Мы должны превратить Россию в пустыню, населённую белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, которая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная, ибо мы прольём такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побледнеют все человеческие потери капиталистических войн».

Вождь и создатель Красной Гвардии, затем – Народный комиссар по военным и морским делам, председатель Революционного Военного Совета, Лейба Давидович ТРОЦКИЙ (БРОНШТЕЙН).

Совершенно «случайно» более чем 90% всех руководящих постов в СССР занимали иудеи по национальности, а остальные были женаты на иудейках. Просто совершенно «случайно» большинство из них известны под своими псевдонимами, а не под своими настоящими фамилиями. Если кому интересно, более подробно об этом можно прочитать в книге Андрея Дикого «Евреи в ». Кстати, никто и никогда не опроверг информацию из этой книги, а только старательно замалчивают её. А насчёт иудейского финансирования революций в России, образованный читатель может прочитать в книге крупного американского учёного-экономиста Энтони Саттона «Уолл-стрит и большевицкая революция» («Wall Street and Bolshevik Revolution» by Antony C. Sutton).

Совершенно «случайно» с «русской» революции начался геноцид русского и других коренных народов Российской империи, и было уничтожено около СТА МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК! И уничтожался цвет нации и не только аристократия и дворянство, но и рабочий класс, и трудовое крестьянство. Уничтожались СИЛЬНЫЕ ЛЮДИ русского и других коренных народов - всё в соответствии с заповедями Бога Яхве из Торы и Ветхого Завета:

11. О том, что царь позволяет Иудеям, находящимся во всяком городе, собраться и стать на защиту жизни своей, ИСТРЕБИТЬ, УБИТЬ и ПОГУБИТЬ ВСЕХ СИЛЬНЫХ в народе и в области, которые во вражде с ними, ДЕТЕЙ и ЖЁН, и ИМЕНИЕ ИХ РАЗГРАБИТЬ.

(Ветхий Завет. Книга Есфирь. Глава 8. Царь разрешает мстить врагам Иудеев).

11. И открыты будут ворота твои всегда, ни днём ни ночью не будут они затворяться, чтобы НЕСЛИ ТЕБЕ БОГАТСТВО НАРОДОВ, а ЦАРИ ИХ приведены будут, как РАБЫ.

12. Ибо ТОТ НАРОД и ТО ЦАРСТВО, что НЕ БУДУТ СЛУЖИТЬ ТЕБЕ, ПОГИБНУТ, и НАРОДЫ ЭТИ ИСТРЕБЛЕНЫ БУДУТ.

…………………………………………….

16. И будешь ты пить молоко, БРАТЬ ВСЁ ЛУЧШЕЕ У НАРОДОВ, из грудей царских пить молоко, и узнаешь, что я - Бог, Спаситель и Избавитель твой, Владыка Яакова.

(Пятикнижие и гафтарот. Книга «Дварим», Йешаягу LX, 2-5, 9-16, 1286-1288)

И это только несколько отрывков из и Торы, а в этих «святых» книгах таких «призывов» Бога Яхве к своему избранному народу множество! И любой мало-мальски думающий человек в современной России своими собственными глазами видит, в чьих руках богатства России, и какой национальности эти люди. Сопоставить тексты этих «святых» книг и то, что происходит в реальности в России, сможет даже ребёнок! Но подобные процессы происходят не только в России! Так что, я в своих книгах просто называю вещи своими именами, а это «почему-то» очень уж не нравится автору статей. Это тем более странно, что после «русской» была ограблена церковь и сотни тысяч священников и верующих были репрессированы, и многие из них расстреляны. Почему же так горячо переживает автор статьи религиозной газеты о том, что я называю революцию в иудейской!? При этом автор этих статей пишет:

«…При этом в работах напрочь отсутствует грамотная ссылка на какие-либо исторические источники».

И опять-таки автор этих статей попадает «пальцем в небо», ибо в моих приводятся ссылки на оригинальные документы, а не мнения кого-то по поводу того или иного документа. Никто ещё не смог опровергнуть ни одной позиции в моих книгах. Наоборот, всё больше и больше открывается фактов, как научных, так и исторических, полностью подтверждающих мои положения. Из-за того, что никто не может ничего опровергнуть, все те, кому моя информация стоит «поперёк горла» и имеют хоть какое-то соображение, предпочитают промолчать, чем нести абсолютную несуразицу, как это сделал автор этих статей. Но автор этих статей не только нечистоплотный человек, он к тому же ещё и откровенный лжец! И если он глубоко верующий человек, то, как он мог лгать и клеветать без зазрения совести?! Или, как говорится, для него цель оправдывает средства!?

«Искажение отечественной истории “левашовцами”, опора на ложную , отрицающую традиционные ценности русского народа, просто несовместимы со здоровым патриотизмом, - подчеркнули молодые патриоты в интервью нашей газете…»

Интересно было бы узнать, это свободное творчество самого автора статей, который не только написал сценарий своей «пьесы», но и сам исполняет и все главные «роли» в этом спектакле!? Ибо, если так заявили молодые «патриоты», то мне искренне жаль этих молодых людей, которые ради собственной выгоды готовы предавать и лгать! Для всех, действительно интересующихся правдой, могу предложить просмотреть видеозапись моей встречи с молодыми «патриотами», которым предлагались только реальные факты из той самой истории и ни один из них во время встречи не только не опроверг ничего, но даже и не возмущался «искажениями» истории. Наоборот, во время встречи с этими молодыми людьми я привёл реальные факты действительно великого прошлого русского народа, созданной нашими великими предками цивилизации, из которой вышли и цивилизация легендарной Атлантиды, Древнего Египта, Древнего Китая, !

Но видно молодых «патриотов» не устраивает такое великое прошлое, зато их устраивает сфабрикованное Романовыми и их продолжателями - большевиками - прошлое, в котором славяне в целом, и русские в частности, только в десятом веке вылезли из берлог и всем хорошим, что в России есть, обязаны просвещённому Западу! И никто никакой финансовой помощи им не предлагал, ибо все выделяют для деятельности своё личное время на добровольных началах. Я на видеоконференции с молодыми «патриотами» говорил им, что если они решат присоединиться к Движению, то должны быть готовы к безкорыстному служению своему народу не ради своей личной выгоды, а ради будущего русского и других коренных народов России. Видно им предложили другое, думаю, не надо пояснять, что!

Жалко только, что у таких молодых людей нет ни чести, ни совести, и они готовы идти по трупам, лишь бы им было выгодно. Видно они пришли на встречу, ожидая, что им предложат деньги и карьерный рост, но им этого не предложили, а предложили служение своему народу. Но они предпочли свои «тридцать сребреников», это их выбор, если их не замучает совесть. Но, скорее всего, у них её нет!..

А теперь ещё немного слов об авторе этих статей. Он сообщает своим читателям, что в своей книге « » я опираюсь на недостоверные источники. Только хотелось ему ещё раз напомнить: прежде чем писать о чём-то, желательно всё-таки хотя бы прочитать то, что критикуешь! Ведь в этой моей книге основными моими источниками были… ВЕТХИЙ ЗАВЕТ и ТОРА! Ну, что ж, если он считает, что это источники недостоверные… буду вынужден с ним в этом согласиться…

Нагорная проповедь Христа – это событие из Евангелия, когда Господь дал Свой новозаветный закон, главные заповеди христианства. Они являются концентратом всего учения христиан, вечной небесной истиной, не подвластной времени и актуальной для человека из любой культуры и страны. Христиане, как те, кто стремится к бессмертию, стараются усвоить непреложные законы добра, которые «не пройдут» (Мк 13:31). Все конфессии без исключения убеждены в толковании заповедей Блаженства – они ведут человека в рай.

Заповедей Блаженства всего девять, но они составляют лишь часть Нагорной проповеди, которая имеет колоссальное значение в учении христиан. Проповедь подробно изложена в 6 главе Евангелия от Луки и, кроме изложения заповедей, включает свод емких тезисов, которые часто можно услышать в народе: «вынь прежде бревно из твоего глаза», «не суди и не судим будешь», «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам», «всякое дерево познается по плоду своему» – все эти обороты русской речи, ставшие народными, являются прямыми цитатами Спасителя из 6 главы Евангелия от Луки.

Девять заповедей Блаженства – заповеди счастья Иисуса Христа

Если Моисея, данные ему на горе Синай, являются по сути запретительными: в них сказано как нельзя поступать, чтобы угодить Богу, это строгие заповеди – то в Нагорной проповеди, как и во всем христианстве, заповеди наполнены духом любви и учат, как нужно поступать. Есть и еще одна параллель между заповедями Ветхого и Нового Заветов: древние заповеди написаны на каменных скрижалях (плитах), что является символом внешнего, грубого восприятия. Новые же написаны на скрижалях сердца верующего человека, который будет добровольно исполнять их, – Святым Духом. Поэтому люди иногда называют их моральными, нравственными заповедями христианства. Текст заповедей Блаженства мы находим в двух Евангелиях:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они будут помилованы.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они увидят Бога.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» (Мф. 5:1-12).

Господь в этих заповедях говорит о том, каким должен стать человек, чтобы обрести полноту жизни. Блаженство – это совокупность тех качеств, которые делают человека счастливым, без всякого недостатка. Это радость, она неэмоциональна и сокровенна, но реальна настолько, насколько человек способен ее вместить – с ней христиане живут уже в этом мире, и они заберут ее с собой в вечность.

Трактование заповедей

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не считающие ничего своим и признающие, что все принадлежит Создателю, и он дает и забирает – у кого хочет. Счастливы способные смиряться – они знают высоту Бога и свое недостоинство перед Ним, не кичатся мнимыми заслугами, осознают немощь духа и бренность тела. Нищета духовная – это способность просить и получать просимое. Счастливы простые люди, как дети, нищие достоинством и высоким мнением о себе, многими заслугами не требующие к себе должного отношения: они думают о себе просто, стремятся помочь искренно, выслушают хотящих сказать с интересом, а не ради приличия. Они не осуждают и принимают все с радостью и верой.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Счастливы плачущие о грехах – именно о них стоит плакать, чтобы приобрести покаянный дух, с которого начинается исправление жизни. Пока не будет навыка в этом плаче – о своих грехах, пороках и худой природе, — не будет деятельной жизни, которой хочет от нас Христос, сказавший через апостола, что «вера без дел мертва» (Иак.2:26).

Плач о грехах в церкви называют радостнотворным плачем – и это действительно так. Те, кто был на исповеди, ощутили это. Ведь именно после таинства Покаяния человеку прощаются грехи, и он становится способным услышать это благоухание радости, рождаемое от мирной совести и предчувствия бессмертия.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Счастливы победившие гнев и заставившие его служить себе. Внутренний гнев необходим, если он настроен правильно: человек должен гневно отторгать от себя все то, что удаляет от Бога. Кроткие – это не те, кто никогда не гневается, это те, кто знает, когда гневаться нужно, а когда нет. Кроткие подражают Христу, ведь Он, когда увидел в храме непотребную торговлю, то взял кнут и разогнал торгующих, опрокинув столы с деньгами. Он ревновал о Доме Бога Своего и поступил правильно.

Кроткий человек не боится поступать правильно и проявлять разумный гнев, когда он защищает интересы ближнего или Божии. Кротость – это чувство глубокого самовоспитания, когда, в согласии с совестью и Божиими заповедями, своих врагов любишь.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Ищущие истину – найдут ее. Ищущих Бога Христос находит Сам – как Пастырь свою овечку. Счастливы неутомляемые в этом поиске, те, кого не устраивает только комфорт и достаток. Кто откликается на зов сердца и идет на поиски своего Спасителя. Награда этим людям велика.

Счастливы те, кто пуще воды и хлеба ищет своего спасения и знает свою нужду в этом. Счастливы те, то деланием добродетелей стремится познать Бога и помнит, что от собственных дел оправдаться невозможно.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Дела милосердия – прямой путь на небо. Согласно прямым словам Спасителя, помогая больным, нищим, страдающим, заключенным, странникам, нуждающимся – мы помогаем в их лице Самому Христу. Счастливы, кто научился отдавать себя ближним, чтобы приносить пользу и вселять в людей веру в добро.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Те, кто упражняется в искренности, доверии Богу, молитве приобретают чистосердечие. Это счастливые люди, свободные от злых мыслей, имеющие власть над своим телом и подчиняющие его духу. Только очищенное сердце видит вещи, как они есть, и способно правильно воспринимать Писание без подсказок.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Счастлив, кто примиряет человека с Богом. Кто личным примером показывает, что можно жить в ладу со своей совестью, с мирным устроением духа идти по жизни. Особую награду получит тот, кто примиряет враждующих, нечестивцев – обращая их к Богу. Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, примирил Бога с людьми, соединил мир людей с миром Ангелов, которые дают теперь нам свое заступничество, охраняют нас – поступающий также будет наречен сыном Божиим.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Счастливы не боящиеся исповедовать Христа перед лицом опасности. Кто не отказывается от путей добра, убеждений, верности – когда его преследуют за это. Такие люди получают в награду бесчисленные богатства, которые невозможно потерять и испортить.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Счастливы верные Христу до смерти. Они разделят со своим Богом Его Царство и будут царствовать вместе с Ним – именно это обещано всем мученикам и исповедникам за веру. Счастливы вы будете, когда будут на вас клеветать, обзывать, пытать, убивать за имя Христово. Вас ждет самая высокая награда, невыразимая и неисчерпаемая. Так сказал сам Творец неба и земли, наш Создатель. И у нас нет причин не доверять Ему – в этом высший смысл, так как сказано:

«Ибо всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится» (Мк 9:49).

Соль – это благодатное слово, которое должно быть у христианина, чтобы он стал благоприятной жертвой для Господа. А огонь – это очистительное испытание страданиями за веру, которое должен пройти каждый христианин – ради подражания Христу.

Толкование заповедей Блаженства и вникание в их смысл способно изменить человека кардинально. Человеку под силу преодолеть природу и привычки, так как на этом пути наш Помощник – Сам Бог. Поделившись с нами Своими заповедями, Господь перечислил собственные качества. Качества Бога имеют нетварную природу и называются добродетелями. Эти добродетели – характер Бога, их призваны соблюдать христиане, чтобы стать похожими на Христа.

Резюме.

Мф. 5:3 «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное».

О каком блаженстве идет речь? Прежде всего, о том полноценном, охватывающим всю душу человека счастье, предощущение и искание которого глубоко присуще каждому из людей. Оно, конечно, понимается по-разному даже в разных религиях. И в христианстве имеет свою особенность.

Оно говорит, что цель христианской жизни состоит не в том, чтобы получить какие-то дары от Бога, а в том, чтобы соединиться с Самим
Богом. И поскольку Бог есть любовь, то и соединение с Ним приобщает человека к тому высшему переживанию, которое на языке человеческом именуется любовью. Более высокого состояния для человека не существует. Поэтому само слово «блаженство» в данном контексте означает - приобщение Богу, Который есть Истина, Бытие, Любовь, высочайшее Благо.

Но в святоотеческом наследии встречаем твёрдый духовный закон: если человек рассматривает христианскую жизнь как способ достижения каких-то небесных наслаждений, особых благодатных состояний, экстазов, значит, он стоит на ложном пути, пре́лестном. Почему святые отцы столь единодушны в этом вопросе? Ответ прост: если Христос - Спаситель человечества, следовательно, есть какая-то всеобщая и неустранимая человеческими силами смертельная болезнь, от которой всех нужно спасать.

Эта беда – повреждённость всей нашей природы: ума, сердца, воли, тела. И как тяжело болящий ищет не наслаждений, а исцеления, которое естественно принесёт человеку блаженство, так и в духовной жизни, говорят Отцы, цель состоит в искании не каких-либо высоких состояний, а исцеления от страстей и грехов, ранящих и калечащих человека. Такое исцеление, конечно, приносит ему радость, мир, любовь – то, что можно выразить одним общим словом - счастье .

Всё новозаветное Благовестие имеет исключительно духовное содержание. Оно не касается внешних проблем. И слова «нищие духом » (в некоторых рукописях стоит просто «нищие ») говорят также о духовной нищете, а не материальной. Но что это за нищета , почему она обещает блаженство? Нищета эта

Блаженный Иероним Стридонский писал, что Христос, говоря блаженны нищие, «присовокупил духом, чтобы ты разумел смирение, а не бедность » . Нищета духовная состоит в ви́дении человеком, во-первых, поврежденности своей природы грехом, во-вторых, невозможности исцелить ее своими силами, без Божией помощи . Все святые называют это ви́дение необходимым условием приобретения смирения, которое является основой и важнейшим критерием правильной духовной жизни христианина. Св. Исаак Сирин писал: «Что соль для всякой пищи, то смирение для всякой добродетели… потому что без смирения напрасны все дела наши, всякие добродетели и всякое делание »; «блажен человек, который познает немощь свою, потому что ве́дение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни » (Сл. 61). И «всякий, кто облёкся в то одеяние (смирения), тот облекся в Самого Христа » (Сл. 53). А прп. Варсануфий Великий учит, что «смирение имеет первенство среди добродетелей » . Прп. Симеон Новый Богослов утверждает: «Хотя много есть видов воздействий Его, много знамений силы Его, первейшее всего другого и необходимейшее есть смирение, так как оно есть начало и основание » .

Святой праведный Иоанн Кронштадтский указывает на признаки этой блаженной нищеты в верующем человеке: «Нищий духом» не будет осуждать другого или озлобляться на него, или завидовать кому, или обижать кого. Он сам себя и только себя во всём осуждает » .

Как же приобретается эта блаженная нищета? Прп. Симеон Новый Богослов ответил кратко и ясно: «Тщательное исполнение заповедей Христовых научает человека его немощи »

В современном русском языке слово "блаженный" нередко используют только при обозначении человека с отклонениями в психике и в поведении. В Библии же русским словом "блаженный" переведено греческое "макариос". От него-то и произошли славянские мужские имена Макар и Макарий. Сегодня мы бы перевели их так: Макар значит "везучий". Например, моего прадеда по отцу звали Макарий. Вероятно, его родители очень надеялись, что их сыну когда-то очень повезет и он будет благословенным. Итак, записанные в Евангелии слова Иисуса, "блаженны нищие духом", можно понимать следующим образом: "счастливы", "благословенны" нищие духом.

О блаженстве каких нищих говорит Спаситель? О тех, что ночуют в подземных переходах или просят милостыню на вокзалах? Конечно, нет. Это звучало бы слишком жестоко и цинично. Они, скорее, несчастные, потерявшиеся в этой суровой жизни люди. О них вряд ли можно сказать, что они счастливы. Им не завидуют. Им, в лучшем случае, сочувствуют.

Когда Иисус сказал: "Блаженны нищие...", это, прежде всего, означало следующее. Счастливы те верующие, которые сознают, которые вдруг поняли, что им в этой жизни чего-то очень недостает. Недостает настолько, что они готовы просить об этом Бога, подобно нищим.

Однако чем блаженны нищие или кем? Духом. А что это? Или кто это? Уже в первой главе книги Бытие мы читаем о том, что Дух Божий принимал участие в созидании жизни на земле. Дух Божий-это не только явление Бога, присутствие Господа, Его сопричастность жизни всего сущего, это Он Сам. Блаженные нищие духом (или Духом) - это те, кому недостает Бога, кто жаждет еще большего Его присутствия, большего Его участия в своей жизни.

Блаженные нищие духом-это те, кто способен испытывать чувство духовного голода так же остро, как другие люди страдают от голода при недостатке, скажем, хлеба. Это те, кто способен испытывать чувство голода, ощущая недостаток молитвенной жизни, чтения или слышания слов Священного Писания. Как нищий теряет смысл существования, когда ему не хватает хлеба, так и настоящие христиане теряют интерес ко всему, когда в их жизни недостает Бога и слов, от Него исходящих.

Кто же со всем этим не согласится? Пожалуй, все верующие хотят, чтобы так и было. И если верующие люди в чем-то похожи друг на друга, то именно в этом: в своей склонности к молитве и размышлению о Боге. Но кто же из них те, в ком жива благословенная нищета?

В одной из церквей города Ростова-на-Дону, где некоторое время мне довелось служить пастором, есть престарелая сестра, очень добрая, мягкосердечная женщина. Ее зовут Нина Георгиевна. Случилось так, что она оказалась в доме престарелых. Навещая ее, я не раз слышал от нее такие слова: "Отсюда каждый день выносят. Но вы за меня не переживайте. Здесь хорошо: кормят, гроб оплачивают. И я совсем не боюсь смерти. Я уверена в моем Спасителе". Удивляясь и радуясь ее вере, слушая ее размышления, исполненные надежды, я невольно спрашивал себя: как и почему она попала в дом престарелых? Ведь она сама по доброй воле приехала сюда доживать жизнь, отказавшись от приюта у сестер по вере, которые предлагали ей жилье и уход. У нее есть пенсия, и не самая маленькая, есть квартира в центре города, и не самая плохая, она была в состоянии почти полностью обслуживать себя. И еще у нее есть взрослые дети, которым очень нравится все, что есть у мамы, и все, что можно от нее получить. Да вот только она сама им не нужна. И теперь, прожив жизнь и буквально все отдав своим детям, она сидит в доме престарелых и глядит в окно, едва надеясь на то, что ее дети, пользуясь от нее благословениями, вспомнят о ней. Но, увы, их память коротка...

Однажды я возвращался из хлебного магазина домой. Дело было летом, стоял погожий солнечный день. Мой путь лежал мимо маленькой православной церкви. Это приземистое здание из белого кирпича, само по форме напоминающее увеличенных размеров кирпич. В этом нет ничего удивительного. Здание, построенное в семидесятые годы, служило комсомольским штабом по наблюдению за общественным порядком. Штаб приказал долго жить, а строение, которое оказалось бесхозным, передали местной епархии. Вскоре его превратили в церквушку. Так вот, прохожу я мимо и вижу: из дверей выходят смеющиеся и счастливые жених и невеста, рядом машины в лентах и кольцах, много цветов, празднично одетые друзья и родители молодоженов. Друзья молодых были уже явно навеселе. Да это и понятно, все-таки свадьба...

Но вот что интересно. Как вы думаете, зачем эти люди приезжали? За благословением. И они его, конечно, получили, вероятно, щедро заплатив за него. По всему было видно - не нищие, заплатить могут. И вот теперь они, получив желанное благословение, сядут в машины и умчатся обогащенные им в новую счастливую жизнь. И дай Бог им многие лета счастья. Пусть на этом свете будет больше счастливых людей!

Но сейчас речь не о них. Давайте обратим наши мысли к Тому, Кто дает просимые благословения. Что случится с Ним, то есть с Богом? Будет ли Он с этого дня, с этого мгновения жить в сердцах своих детей, которые воспользовались Его благословением? Будет ли Он жить в них как полноправный и важнейший участник жизни? Будет ли Он царствовать как Тот, Кто дал им эту жизнь да еще и благословил ее? Или же Бог останется в той церквушке, окруженный ветхими ритуальными предметами? Люди в который раз скажут Богу: "Жизнь коротка, мы спешим. Благословения Твои нам, конечно, пригодятся. Ты же, Господи, оставайся в храме и жди, когда Тебя посетят Твои благодарные за благословения дети". Может быть, когда-нибудь и вспомнят...

Христос говорит не о блаженстве нищих благословениями и не о тех, кому их не хватает так, что они готовы платить деньги. Благословений, пожалуй, многим не хватает. Так вот, блаженны не те, кому благословений от Бога недостает, а кому необходим Сам Бог; необходимы Его присутствие, Его характер, Его заповеди; необходим Он Сам как Родитель, как Отец.

Нельзя "сдавать" своего Небесного Отца в дом престарелых. Подобный шаг глубоко ошибочен.

Славным и замечательным является то, что Библия полна жизненных примеров счастливого осознания духовной нищеты. Обратимся к одному из них.

В Псалме 85:1 читаем: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ".

Удивительно, о своей бедности и нищете говорит царь Давид . Ведь это один из самых богатых людей своего времени. Он, как бы мы сегодня выразились, стал главным спонсором архитектурного шедевра, Иерусалимского Храма. Ему не нужны были ни благословения за деньги, ни пожертвования из скудных пенсий своих сограждан. Он не искал спонсоров среди богатых предпринимателей-язычников и не обращался к бандитам, чтобы те от своих щедрот выделили деньги на богоугодное дело. Нет и нет. Давид самолично накопил столько средств, что оказался в состоянии финансировать "седьмое чудо света" (см. 1 Пар. 22:14-16). По нашим меркам, он был сверх-, супер-, мультимиллионер. Если бы к тому времени уже существовала эллинская математика, то и она, пожалуй, нашла бы затруднительным выразить в цифрах состояние израильского царя Давида. История свидетельствует о том, что древний Иерусалимский Храм был огромен и необыкновенно красив. Сын Давида Соломон умело распорядился накоплениями отца, который завещал ему осуществить строительство. Со всех концов света люди стремились приехать в Иерусалим и хотя бы раз взглянуть на Храм. Дух захватывало от его роскоши и великолепия. И во многом все это возникло благодаря богатству царя Давида.

Но вот этот царь в молитве произносит такие слова: "Приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня, ибо я беден и нищ". Что же это, позерство или юродство баснословно богатого монарха? Или же ясное осознание своего подлинного внутреннего состояния перед Богом? К счастью, последнее. Давид потрясен, каким нищим, убогим и бедным остается даже самый богатый и великий человек только потому, что он всего лишь человек и без Бога просто прах. Он нищ, потому что осознал себя грешным перед Господом. Давид остро ощутил свое чудовищное одиночество вдали от Создателя. Он жаждет Бога. Ему недостает небесного водительства. Он просит Господа восполнить этот недостаток. Такой перед нами предстает счастливая нищета.

В Евангелии от Луки 11:13 приведены следующие слова Иисуса: "Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святого просящим у Него".

Вот какая нищета бесценна в очах Божиих. Вот о каком Духе следует просить. Вот о каком недостатке нас призывает задуматься Христос. И этот недостаток, недостаток присутствия Божьего, Его Святого Духа, Господь всегда готов восполнить и со делать нас богатыми.

Наша с вами жизнь устроена, увы, так, что ни один человек не может пройти по ней, не пережив потери. Потери близкого человека, друга, родственника. Говорят, что, по статистике, каждый человек на земле, в среднем к 25 годам, обязательно переживает потерю близкого человека, то есть сталкивается со смертью. О чем мы скорбим, когда случается подобное? О том, что потеряли какие-то возможности, которые у нас были при жизни этого человека? Или о том, что потеряли из-за этой несвоевременной кончины какие-то вещи, деньги, которые могли бы получить? Можно ли назвать подобные переживания любовью к почившему? Пожалуй, это даже не скорбь. Это, скорее, естественная боль раненого эгоизма. Когда же уходит действительно дорогой для нас человек, мы скорбим оттого, что потеряли именно его, его самого. В такие минуты все кажется пустым и ненужным. А мозг сверлит лишь одна безутешная мысль: только бы он был рядом, только бы снова быть вместе.

В Евангелии мы читаем о том дне, когда Иисус Христос вошел в Гефсиманский сад. Правда, для Него это был не просто сад вблизи Иерусалима. Сын Божий вступал туда, где вскоре должен был пережить великую потерю, потерю, которую вряд ли кто из нас способен осмыслить. Христа ждали моменты таинственной и смертельной бо-гооставленности. Там, находясь в молитве, в душевной борьбе ради спасения многих, ради нас с вами, Он должен был потерять своего Небесного Отца и умереть в одиночестве. Это был предел, высшая степень нищеты.

Евангелие описывает весь трагизм последних минут и мгновений земной жизни Спасителя. По свидетельству евангелиста Луки, приближение к этому моменту вызвало такое напряжение сил Иисуса, что кровавый пот покрыл Его чело. Спустя несколько часов Спаситель уже был пригвожден к кресту. И здесь мы делаем для себя поистине величайшее открытие: оказывается, смерть распятого Христа наступает почти в тот же момент, когда Он почувствовал, что Бог оставляет Его. Иисус принимает грехи всех нас на Себя. И вскоре Он теряет всякую уверенность в присутствии Отца.

"А около девятого часа возопил Иисус громким голосом: ".. .Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?" ...Иисус же, опять возопив громким голосом, испустил дух" (Мф. 27:46, 50).

В тот день, как говорит Писание, Иисус потерял Небесного Отца. И случилось это для того, чтобы мы не остались сиротами при живом Боге Отце, чтобы мы узнали, как дорого стоит родство Богу, сколь бесценна возможность жизни с Ним.

Старушка, доживающая свой век в доме престарелых, однажды умрет. Увы, такова жизнь. Но Создатель наш и Бог не умрет никогда. И очень скоро Он напомнит о Себе всем своим детям-отказникам. Ни один человек в мире не избежит этой встречи. Христос воскрес! И Он скоро вновь придет на нашу землю. Он обещал вернуться, и Он исполнит обещанное. Христос воскрес, и оттого счастливы нищие духом. Нищета их будет восполнена. И потому радость нищеты духа столь велика, что иначе как блаженством ее не назовешь. Христос жив и вновь грядет. Скоро, как говорит Писание, небо вспыхнет от славы Грядущего в мир Царя, Царя, Который сегодня все еще ищет Себе подданных, как отец своих детей. Какой эта встреча будет для нас? Счастливой? Радостной? Блаженной? Или это будет напоминать возвращение выздоровевшего и окрепшего после болезни отца к детям, некогда предательски оставившим его умирать? К детям, бросившим его там, где, по их мнению, должны оставаться лишь ветхие ритуальные предметы? К детям, которые воспользовались благословениями умирающего и неплохо устроились в жизни? А теперь вдруг встретились с "умершим"...

Верят люди или не верят, хотят они того или не хотят - всех ожидает эта встреча со Христом. Бог, изгнанный с земли на небо, скоро вернется. Мы увидим очи и руки Того, Кто так долго ожидал этой встречи. Жаждать этой встречи - значит быть христианином, значит быть нищим духом.

Размышляя на эту тему, апостол Павел написал слова, которые не могут не вызывать волнение: "Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою" (2 Кор. 8:9).

Звучит парадоксально: Вседержитель обнищал! Владеющий всем, Властитель вселенной, Он настолько богат, что царь Давид со всеми своими сокровищами рядом с Ним выглядит просто жалким оборванцем. "Господь, - говорит апостол, - обнищал ради вас". Христос обнищал, не только когда оставил небо ради нас. Он беднеет еще больше, когда мы, люди, Его дети, оставляем Его.

Так дай нам Бог быть людьми, которые жаждут Бога больше всего остального. И тогда заветная встреча станет воистину блаженством. И тогда осуществятся заветные, невыразимые надежды и мечты.

Господь приглашает нищих обогащаться. Обогащаться не столько Его благословениями, сколько Им Самим как Отцом, как Родителем, Его присутствием, Его характером, Его заповедями.

* Нищие - это те, которые просят.

* Нищие - это те, которым дают.

* Нищие - это те, которые опять просят.

* Нищие - это те, которым опять дают.

"Блаженны нищие духом..." Так начинается первая заповедь блаженства. Но этими словами она не оканчивается. Прочитаем великую заповедь Христа полностью:

"Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное". Есть! Сегодня и навсегда. Разве это не блаженство для нищих духом? Разве это не богатство нищих?

Богатство нищих

Узрев народ, Учитель сел

На холм, возвышенный средь поля;

По манию Его руки

К Нему сошлись ученики.

И Он отверз уста, глаголя...

Не передать словам людей

Его Божественных речей.

Нема пред ними речь людская...

Но весь народ, Ему внимая,

Познал и мира суету,

Познал и духа совершенство:

Познал, что истое блаженство

Себе наследует лишь тот,

Кто духом нищ...

Л.А. Мей (1822-1862), фрагмент

Что такое духовная нищета? Если это плохо, то почему нищие духом - блаженны? Не унижает ли человека ощущение себя как ничтожества? Почему Заповеди блаженства - ключ ко всему Евангелию? Читайте в интервью с о.Георгием Бреевым из его книги

Даже те, кто ничего не знает о христианстве, слышали заповедь Христа «Блаженны нищие духом». И порой возмущались. Ведь некоторые воспринимают нищету духовную как скудоумие. Или считают, что нищие духом - бомжи.

Здесь одно и то же слово «нищие» употребляется по отношению к разным категориям людей, - начинает объяснять батюшка. - Все-таки бомж - это тот, кто обнищал в силу личного нерадения или не нашел, где ему применить себя. Можно бесконечно говорить о том, почему у него не сложился жизненный путь, и он не смог создать себе нормальные условия. Это социальная проблема. Причины ее кроются в самом человеке.

Вот наш храм. Сегодня, входя в него, я увидел: с протянутой рукой стоят люди, которые не выглядят нищими. Один - в кожаной курточке, другой -высокий,дородный мужчина, видно, что он мог бы работать.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. Фрагмент: юродивый.

- Такое внешнее благополучие «нищих» нас часто смущает.

Храм всех принимает под свою сень. Сердца тех, кто идет сюда, расположены к милости Божией. Мы хотим, чтобы Господь простил нас и принял в Свои отеческие объятия. Каждый входит в храм и чувствует, что попал в иной мир, потому что здесь - Небо на земле. Эта святыня дана нам сверху, чтобы туда нас поднять.

Почему перед нищим, просящим милостыню, рука невольно тянется в карман? Почему хочется ему помочь? Потому что сейчас, через какие-то секунды я сам стану перед Богом, Который от избытка Своей полноты и любви дал мне бытие, жизнь, разум, бессмертную душу. Я предстану перед Ним и увижу, что не оправдал того великого доверия, которое Он мне являет каждую минуту, каждую секунду.

Я не знаю, кто бы мог переступить порог храма и стать перед лицом Божиим с чувством собственного достоинства? Нет, скорее всего, мы чувствуем именно недостоинство. И тут вплотную подходим к вопросу о духовной нищете, которую переживаем в сердце как свое несоответствие той высоте, тому духовному предназначению, которое Бог нам дал по Своей неизъяснимой любви.

- А мы и надежд не оправдали, и плодов не принесли?

Человек является вершиной, венцом, царем всего творения Божия. Он образ и подобие Божие. И это настолько велико, что не вмещается в людские понятия!

У каждого человека есть совесть - совокупность вестей, знаний о самом себе. Наше духовное познание может быть очень глубоко, и никто, как сказано в Священном Писании, не может знать души другого - только сам человек и дух, который живет в нем.

Такая же аналогия существует в отношении Бога: никто не может постичь глубин Его природы, кроме Духа Божия, Который открывает нам ее.


Совесть наша является живым органом. И как в теле какой-то орган может засориться оттого, что мы неумеренно, неразумно проводим жизнь или употребляем в пищу плохие продукты, так и совесть может быть загрязнена, окаменена, осквернена, сожжена. Но если она не потеряла живой возможности функционировать, то всегда ставит человека перед духовными реалиями.

- Иными словами, перед его собственной духовной нищетой?

Духовная нищета - это способность человека себя увидеть таким, как есть: живущим в земной плоскости, имеющим чисто земное измерение мыслей - и вдруг в какой-то момент поставленным перед неизреченной полнотой бытия, перед Самим Творцом. Как ты будешь себя чувствовать?

- Как пылинка?


- Скажите, а такое ощущение себя как ничтожества не унижает человека?

Нищий телесно, физически несет на себе печать униженности. Хотя он и пользуется вниманием, заботой, но в душе переживает. И многие очень щепетильны в этом отношении.

Но нищета духовная - другой природы. Она как бы переплавляет человека, открывает ему реальность иного мира, который недоступен нашим пяти чувствам. Человек ощущает себя искоркой перед необъятной полнотой Божией. И если Полнота скажет: «Ты не Мое, а случайное явление», - ты потеряешься. Но Она говорит: «Ты Мое, родное, тебе тоже дано быть единством Бытия». А сам-то ты понимаешь, что этому не соответствуешь. И только осознание, переживание духовной нищеты помогает человеку войти в Полноту. Границу Ее не переступишь, если в тебе не будет чувства, что перед тобой - Величайшая Святыня.

Стало быть, нищета духовная - это не только реальная самооценка, но и как бы отношение к Богу и миру? И сформулировано это в Заповедях блаженства.

Заповеди блаженства неповторимы, их нет ни в одной другой религии. Они так же необычайны, как необычайно все Евангелие Христа. Ключом к его пониманию и являются Заповеди блаженства. И первая из них - о духовной нищете. Чтобы понять Евангелие, достаточно пережить, что такое - нищие духом.

Бог Всеблагой, Всесовершенный, умалил Себя, чтобы стать доступным маленькой частичке - человеку. Это не мог сделать никто, кроме Самого Бога, Который сказал: «Научитесь от Меня: Я кроток и смирен сердцем». И это Его свойство поражает нас даже больше, чем всемогущество.

Это, по-моему, одна из самых больших христианских тайн, которая являет Бога миру. И не только Его Самого, но и те пути, которые Он предначертал Своему творению. Мы можем осуществить свое предназначение только тогда, когда тоже как бы умаляемся и даем возможность другому проявлять себя - Богу или человеку.

Тут заключена величайшая тайна бытия, которую Евангелие нам проповедует как духовную нищету. Оно показывает нам начало путей в Вечность, где мы найдем полноту и завершенность. Но если не искать эти пути уже сейчас на земле, то человек оказывается вне сферы Божественной полноты.

Ответы священника Георгия Бреева на другие вопросы о духовной жизни ищите в его книге .