Основы проектирования технологических процессов ремонта деталей оборудования. Производственный процесс ремонта автомобиля




Глава 1. Технологический процесс ремонта узлов

В процессе ремонта металлургических агрегатов восстановление их работоспособности и соответствующего уровня надежности может осуществляться несколькими методами:

Заменой или восстановлением непосредственно отказавшей детали;

Заменой узла, в состав которого входит поврежденная деталь;

Заменой всего механизма или крупного блока, включающего несколько узлов, содержащих поврежденные детали.

Первый метод применяется, как правило, для быстроизнашивающихся деталей с облегченным доступом и малым временем для их замены (вкладыши подшипников скольжения, вкладыши универсальных шпинделей, втулки, направляющие, фурмы и т.д.).

Второй метод на металлургических предприятиях получил наибольшее распространение. Он позволяет существенно сократить время и снизить трудоёмкость замен. В этом случае восстановление работоспособности узла переносится в специализированные ремонтные цехи или на ремонтные участки цеха. Таким методом ремонтируются редукторы, ролики рольгангов, палеты агломашин, гидроцилиндры, гидроаппаратура и т.д.

Третий метод используется для наиболее сложных и трудоемких в регулировке механизмов, таких как, засыпные устройства доменных печей, роликовые секции, кристаллизаторы МНЛЗ, барабаны моталок широкополосных станов горячей прокатки и др.

Когда ремонт осуществляется в специализированных ремонтных цехах (на участках), технологический процесс ремонта, в общем случае, включает следующие операции:

Разборка;

Промывка;

Дефектация;

Восстановление или замена дефектных деталей;

Регулировка;

Испытания;

Приработка.

Для реализации последней операции на предприятии должны быть установлены специальные нагрузочные стенды. Осуществление операции приработки позволяет существенно повысить (в 2-10 раз) срок службы узлов трения.

Разборка узла

Разборка узла осуществляется с целью выявления дефектных или изношенных деталей. Однако в процессе разборки приходится разъединять соединения (пары трения), которые находятся в работоспособном состоянии и в которых трущиеся поверхности приработаны.

Наличие в узле нескольких однотипных, унифицированных пар трения может в дальнейшем, при сборке, привести к их комплектованию из однотипных деталей, но принадлежащих к разным парам трения. Это ведёт к нарушению приработки трущихся поверхностей и, следовательно, к сокращению срока службы.

С другой стороны, в узле трения нагруженной может являться одна часть детали (например часть поверхности неподвижного кольца подшипника качения) или часть деталей (например часть роликов подшипников качения на цапфе кольца конвертера).

Тогда необходимо повернуть кольцо подшипника на соответствующий угол, чтобы нагрузить другую часть кольца или другую часть роликов подшипника.

То есть для реализации таких возможностей требуется перед разборкой зафиксировать взаиморасположение деталей пар трения. Фиксация может осуществляться кернением или окраской, или иным другим способом.

Наиболее трудоёмкой операцией при разборке является разборка соединений с натягом. Для разборки таких соединеий применяют:

Винтовые и гидравлические съемники;

Гидравлические прессы;

Гидропрессовый способ (масло под большим давлением подаётся на поверхность контакта и разъединяет контактирующие детали масляной пленкой).

В ряде случаев в соединениях с натягом развивается процесс фреттинг-коррозии, результатом которого является заклинивание. Тогда единственно возможным способом является разрезание охватывающей детали. В этом случае данная деталь восстановлению не подлежит.

После разборки узла детали промываются (керосин, содовый раствор, пар и другие растворители) вручную или в специальных установках, и готовятся к визуальной или инструментальной дефектоскопии.

Дефектация

После промывки детали подвергаются визуальному осмотру и инструментальному контролю с целью выявления дефектов, возникших в процессе эксплуатации узла. Для наиболее ответственных и нагруженных деталей используются спецальные методы дефектоскопии.

Для выявления развившихся трещин применяются:

Магнитная дефектоскопия;

Люминесцентная дефектоскопия;

Ультразвуковая дефектоскопия.

В магнитной дефектоскопии трещины на поверхности деталей фиксируются по характерному разрыву магнитных силовых линий на дефекте. Направление магнитных силовых линий фиксируется железным порошком, мельчайшие частицы которого перемешаны в керосине. Этой смесью покрывается поверхность детали.

Метод люминесцентной дефектоскопии основан на способности ряда жидкостей светиться под воздействием ультрафиолетовых лучей. Одной из таких жидкостей может являться смесь керосина с трансформаторным маслом (люминофор). Для большей эффективности в растворы добавляются специальные люминесцентные краски. Поверхность детали покрывается люминофором, который проникает в имеющиеся дефекты (трещины). Затем с поверхности удаляется люминофор и поверхность покрывается гигроскопичным порошком, который извлекает люминофор из дефекта. По величине светящихся линий и времени начала их свечения судят о размерах дефектов.

Эффективным методом выявления трещин и дефектов внутри деталей является метод ультразвуковой дефектоскопии. Обнаружение дефектов основано на принципе отражения (или задержания) ультразвуковых волн дефектами. Известно, что ультразвуковые волны отражаются на границах раздела сред, в данном случае металл – воздух.

При использовании этого метода необходимо обеспечить плотный контакт излучателя и приёмника с поверхностью исследуемой детали. В качестве среды, улучшающей контакт, применяется минеральное масло. Кривизна излучателя и поверхности исследуемой детали должна быть одной и той же.

Определение величины износа осуществляется микрометрированием с использованием различных измерительных инструментов (микрометр, индикатор, штангенциркуль, штихмасс, зубомер, нутромер, щуп и др.).

Производственным процессом называют совокупность действий людей и орудий труда, необходимых на данном предприятии, для изготовления и ремонта продукции. Часть действий людей относится к выполнению основных работ, связанных с изменением формы, размеров, свойств и состо­яния продукции. Другая часть действий людей связана с выполнением вспомогательных работ, таких как транспорт­ные и складские работы, содержание и ремонт зданий и обо­рудования, материально-техническое снабжение и др.

Технологический процесс ремонта - часть производ­ственного процесса, связанная с выполнением основных ра­бот по ремонту автомобиля: разборка его на агрегаты, узлы, детали; ремонт деталей; сборка, испытание и окраска; сдача автомобиля заказчику. Эти работы выполняются в опре­деленной последовательности в соответствии с технологи­ческим процессом.

Элементами технологического процесса являются следу­ющие его части.

Операция - часть технологического процесса ремонта, выполняемая непрерывно на одном рабочем месте, опре­деленным видом оборудования, рабочими одной профессии. Операция обычно носит название оборудования, с помощью которого производится операция. Например, сборочная опе­рация выполняется в сборочном цехе с использованием сбо­рочного оборудования слесарем-сборщиком и т. д.

Установка - часть операции, выполняемая на изделии при изменении его положения относительно оборудования, инструмента. Например, сборочная операция автомобиля состоит из установки двигателя, коробки перемены передач и т. д.

Переход - часть операции, установки, выполняемая над одним участком изделия, одним инструментом, работающим в одном и том же режиме. Например, установка двигателя состоит из нескольких переходов: строповка двигателя; под­нять, перенести, поставить двигатель на раму; закрепить двигатель на раме.

Проходом называется один из нескольких переходов, сле­дующих друг за другим. Например, переход - строповка дви­гателя состоит из двух проходов - увязка одного стропа на двигателе с одной стороны и закрепление другого конца на крюке крана; то же самое, но со вторым стропом и с другой стороны двигателя.

Рабочий прием - часть перехода или прохода, представ­ляющая собой законченный цикл рабочих движений. Напри­мер, закрепление одного конца стропа на двигателе с одной стороны - один прием, закрепление другого конца стропа за крюк крана - другой рабочий прием.

Рабочее движение - наименьший момент операции. На­пример, взять деталь есть рабочее движение.

Разработка технологического процесса состоит в том, что для каждого его элемента устанавливаются описание содер­жания работ, необходимое оборудование, приспособления и инструмент, сложность работ и нормы трудозатрат. Все эти данные заносятся в технологические карты. В зависимости от объема выполняемых работ устанавливается различная глубина разработки техпроцесса. Для небольших предприя­тий с малым объемом работ техпроцесс разрабатывается на уровне операций и установок с использованием универсаль­ного оборудования и инструмента. В технологической карте указывается только порядок выполнения операций (марш­рутная технологическая карта). Работы производятся рабо­чими высокой квалификации

Ремонтное производство – особый вид частичного производства машин или оборудования, характеризующийся неравнопрочностью их деталей и нестабильностью регулировок, то есть имеющих в своем исходном составе элементы различного срока службы. Оно организуется в сфере потребления этих машин и оборудования и заключается в периодическом воспроизводстве частично утраченной вследствие износа работоспособности их отдельных элементов.

В процессе ремонтного производства возможно потребление производственной продукции машиностроительного производства (готовых запасных частей, сборочных единиц, агрегатов). Действительный объем работ по ремонту ограничивается и определяется средними или фактическими затратами труда по выполненным разборочно-сборочным, моечным, ремонтным и контрольно-испытательным работам.

Процессы технического обслуживания (ТО) машин – процессы возобновления неконструктивных исходных элементов этих машин. Объемы их выполнения входят в объемы ремонтного производства, которые имеют дело с машинами, агрегатами и сборочными единицами, частично утратившими работоспособность, но являющимися ремонтнопригодными. Своеобразие данных процессов в отличие от изготовления машин происходящих по схеме сырье – изготовление – машина, состоит в их замкнутости, то есть машина – ремонт – машина. Под производственным процессом ремонта машин понимается совокупность действий людей, орудий производства и отдельных процессов, проводимых для получения работоспособной машины из частично утративших работоспособность, но ремонтнопригодных агрегатов и сборочных единиц.

В производственный процесс как ремонта машин так их и изготовления входят не только основные (очистка, разборка, дефектация, комплектование, изготовление и восстановление деталей, сборка машины и т.д.), то есть непосредственно связанные с ремонтом или изготовлением, но и все вспомогательные (транспортирование объектов ремонта, запасных частей и материалов, контроль качества, приемка и складирование ремфонда и готовой продукции) процессы, обеспечивающие возможность деятельности предприятия. Производственный процесс делится на ряд технологических процессов.

Технологическим процессом называется часть производственного процесса по изменению формы, размеров, свойств материала ил предмета производства с целью получения изделия в соответствии с заданными техническими требованиями. Технологические процессы устанавливают определенную последовательность выполнения ремонта машин и оборудования.

Структура технологического процесса. Степень его расчлененности зависит во многом от конструкции машины и программы ремонтно-обслуживающего предприятия. Если программа велика, то он состоит из большого числа технологических процессов и включает много рабочих мест и наоборот. Кроме того, если машину можно расчленить на легко отделяемые агрегаты (двигатель, коробку передач, передний и задний мосты, рулевое управление и др.), то процесс делят на большое число отдельных технологических процессов и их выполняют параллельно.

Технологическим оборудованием называются такие орудия производства, в которых размещаются объекты (металлорежущие станки, сварочные установки, нагревательные печи, испытательные стенды и др.) восстановления при выполнении заданного процесса, а также технологическая оснастка.

Технологическая оснастка – средства технологического оснащения (приспособления или инструмент), дополняющие оборудование для выполнения части технологического процесса. К приспособлениям принято относить технологическую оснастку (патроны, люнеты, зажимы, пресс-формы) предназначенную для установки или направления предмета труда или инструмента при выполнении технологической операции. Инструментом может служить технологическая оснастка, предназначенная для воздействия на предмет труда. Технологический процесс состоит из отдельных операций, которые, в свою очередь, делятся на установы, позиции, переходы, проходы и приемы.

Операция – часть технологического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и включающая все последовательные действия рабочего и оборудования по обработке детали, сборке (разборке) сборочной единицы, агрегата или машины при составлении технологической документации. Наименование операции должно отражать применяемый вид оборудования или название процесса и записываться именем прилагательным в именительном падеже (токарная, зубообрабатывающая, наплавочная).

Установом называется часть операции, выполняемая при одном закреплении детали на станке или в приспособлении. Так, например, напрессовка подшипника под прессом на один конец вала – первая установка, а напрессовка подшипника под прессом на другой конец вала – вторая.

Позицией называется каждое отдельное положение детали, занимаемое ею относительно станка при неизменном закреплении.

Переход – часть операции, которая вполне закончена, не может быть раздроблена и выполняется одним или несколькими рабочими одновременно без смены инструмента, неизменности обрабатываемой поверхности и режима работы станка. Изменение только одного из перечисленных элементов определяет новый переход.

Переход состоит из проходов. Под проходом понимают часть перехода, охватывающего все действия, связанные со снятием одного слоя материала при неизменности инструмента, поверхности, обработки и режима работы станка. Так, на токарном станке проходом называется непрерывное снятие резцом одного слоя стружки.

Под приемом понимают законченное действие рабочего (например, постановка и снятие детали, пуск станка или оборудования, переключение скоростей). Понятие прием используется при техническом нормировании.

Под производственным процессом ремон­та автомобилей (агрегатов) понимается весь комп­лекс процессов по превращению автомобилей (агрегатов), утратив­ших работоспособность в результате износа и других дефектов дета­лей и узлов, в автомобили полной работоспособности.

Таким образом, производственный процесс авторемонтного про­изводства охватывает получение и хранение ремонтного фонда, т. е. автомобилей, агрегатов, узлов и деталей (в зависимости от типа предприятия), снабжение запасными частями и материалами и их хранение, подготовку средств производства, организацию и пла­нирование, все стадии восстановления деталей, их комплектования, сборки и испытания агрегатов и автомобилей, контроль и транспор­тировку на всех этапах производства и другие действия, связанные с ремонтом автомобилей. Выполнение указанных взаимосвязанных действий осуществляется на отдельных участках авторемонтного предприятия. Поэтому производственный процесс ремонта автомо­билей может быть разделен на отдельные участки, например произ­водственные процессы участков разборочно-моечного, наплавки и сварки деталей, механического, кузовного, сборочного и др. В лю­бом производственном процессе наибольшую значимость имеет часть производственного процесса, непосредственно связанная с последовательным качественным изменением объекта производства, которая называется технологическим процессом.

Отсюда следует, что технологический процесс ремонта автомо­биля есть часть производственного процесса, связанная с разборкой автомобиля, мойкой, с контролем и сортировкой деталей, восстановлением и комплектованием деталей, со сборкой и с испытанием автомобиля требуемого качества и надежности при наименьшей стои­мости ремонта. Исходя из этого, различают технологические про­цессы разборки и сборки автомобилей, ремонта рам, кузовов, вос­становления деталей хромированием, наплавкой и др.

Производственные процессы в авторемонтном производстве обу­словливаются конструкцией объекта ремонта, специализацией и кон­центрацией производства. В общем виде производственные процессы ремонта различных видов и марок автомобилей можно свести к двум принципиальным схемам: ремонта грузового автомобиля и ремонта легкового автомобиля (автобуса). Эта разница состоит в различии основного агрегата и продолжительности его ремонта, а также в различном удельном объеме отдельных видов ремонтных работ.

При ремонте грузовых автомобилей за основной агрегат следует считать раму. Трудоемкость и продолжительность ремонта рамы значительно меньше других более сложных агрегатов, однако собирать автомобиль можно только после того, как отремонтирована рама. При ремонте же легкового автомобиля или автобуса основной частью является кузов, продолжительность ремонта которого опре­деляет продолжительность ремонта других агрегатов. При обезли­ченном ремонте, каким является капитальный ремонт индустриаль­ными методами, когда сборка автомобилей ведется с использованием готовых рам и кузовов, имеющихся в заделе, указанные признаки различия являются в известной мере условными. Поэтому более характерной отличительной чертой различия производственного про­цесса ремонта грузовых и легковых автомобилей или автобусов является второй признак - удельный объем отдельных видов ремонтных работ. При ремонте грузового автомобиля удельный объем работ по ремонту кабины и платформы занимает 16-18% общего объема, в то время как удельный объем работ по ремонту кузова легкового автомобиля составляет примерно 42%. В качестве примера на принципиальной схеме 6 показан производственный про­цесс ремонта грузового автомобиля, содержание которой не нуж­дается в отдельных пояснениях. Среди ремонтных предприятий (в связи с развитием специализации) значительное место занимают заводы по ремонту двигателей, агрегатов шасси, кузовов, электро­оборудования, централизованному восстановлению деталей. При этом в зависимости от объекта ремонта изменяется и значительно упрощается и схема производственного процесса.

Схема производственного процесса ремонта автомобиля опреде­ляется еще и типом производства - индивидуальным или крупно­серийным. В первом случае она значительно укрупняется, во втором же в большей мере дифференцируется. В связи с концентрацией авторемонтного производства и организацией ремонта индустриаль­ными методами влияние указанного фактора резко снижается. Общая характеристика и схема производственного процесса не дают еще представления о технологии ремонта автомобилей и ее особенностях, поэтому необходимо кратко остановиться и на этом вопросе.

Под технологией ремонта автомобилей понимается учение о причинах утраты, методах и способах восстановле­ния работоспособности автомобилей требуемого качества и надеж­ности с наименьшими общественными затратами. Технология ремонта автомобилей является основной составной частью общего учения о ремонте машин - тракторов, дорожно-строительных и др. и отли­чается от технологии ремонта последних особенностями технологи­ческого процесса, обусловленными конструктивными и технологи­ческими различиями объектов ремонта.

Имея много общего с технологией производства автомобилей, технология ремонта в то же время имеет специфические особенности, позволяющие выделить ее в самостоятельную область научно-техни­ческого знания, в новую дисциплину среди других технологических дисциплин по машиностроению.

Восстановления работоспособности автомобилей с требуемыми качеством и надежностью нельзя добиться без знания причин воз­никновения дефектов и отказов, приводящих к потере автомобилем работоспособности. Среди этих причин основное место занимают процессы изнашивания, усталости и коррозии, старения металла, механические и другие повреждения деталей. Поэтому технология ремонта автомобилей должна основываться на точных представле­ниях о протекании этих процессов в узлах и деталях автомобиля, методах и способах предупреждения вредного их проявления и уст­ранения возникших дефектов и неисправностей.

Таким образом, первая и основная особенность технологии ремонта автомобилей - анализ вредных процессов, протекающих в автомобиле и вызывающих потерю им работоспособности.

Процесс производства автомобилей начинается с изготовления заготовок, процесс же ремонта - с разборки изношенного автомо­биля, обезжиривания и мойки деталей, контроля и разбраковки их по группам годности.

Многочисленные исследования и практика показывают, что, прочность большинства деталей значительно превышает их износостой­кость. Детали автомобиля отличаются неравномерной износостой­костью и различной долговечностью. В отношении дальнейшей реализации детали разобранного автомобиля можно разделить на три группы.

Детали негодные, заменяемые в процессе капитального ремонта вследствие ограниченной износостойкости, значительно меньшей межремонтного ресурса, или неоднократного восстановления, или различных механических повреждений. Восстановление этих дета­лей экономически нецелесообразно или технически невозможно.

Вторую группу составляют детали, износ которых не достиг предельного значения, регламентируемого техническими условиями. Эти детали имеют запас на износ, т. е. остаточную долговечность, и могут быть использованы без восстановления при условии группового или попарного подбора при сборке. Данная группа деталей составляет примерно 20-25% и относится к числу деталей с допустимым износом.

Третью наиболее многочисленную группу (40-45%) составляют детали достаточно высокой прочности, но имеющие износ, превос­ходящий предельное значение, допускаемое техническими усло­виями. По общему техническому состоянию и экономической целе­сообразности детали третьей группы подлежат восстановлению раз­личными способами. Восстановление данных деталей обеспечивает значительный экономический эффект, так как не превышает 25- 35% стоимости соответствующих новых деталей.

Детали с допустимым износом и восстановленные составляют примерно 65-70%. Повторное использование этих деталей имеет большое народнохозяйственное значение в решении проблемы снаб­жения автохозяйств и ремонтных предприятий запасными частями. При отказе от восстановления и использования деталей второй и третьей групп было бы необходимо изготовление огромного коли­чества новых деталей, что потребовало бы больших денежных и ма­териальных средств на переплав, изготовление заготовок и меха­ническую обработку.

Четвертая и весьма существенная особенность технологии ремон­та - это восстановление деталей различными способами. Детали автомобиля, подлежащие восстановлению, имеют различную вели­чину износа, в среднем 0,1 - 0,3 мм, изготовлены из различных мате­риалов, не являются однозначными в отношении качества поверх­ности, габаритных размеров и др. и работают в различных условиях смазки, нагрузок и скоростей. По всем этим причинам для восста­новления деталей применяют различные способы: наплавки и сварки, гальванических покрытий, давления, металлизации, ремонтных размеров, дополнительных деталей и др. с последующей механиче­ской и нередко упрочняющей обработкой различными способами.

Сборка автомобилей при капитальном ремонте осуществляется из деталей, восстановленных под номинальные и ремонтные раз­меры, деталей с допустимым износом и частично новых деталей ремонтных и номинальных размеров. В связи с этим необходим не только количественный, но и качественный подбор деталей по сопряжению. При этом использование метода группового подбора в отличие от автостроения значительно увеличивается и услож­няется, так как применяется не только для деталей цилиндропоршневой группы, но и многих деталей с допустимым износом. Все ска­занное является пятой отличительной особенностью технологии ремонта.

Приемка в ремонт и выдача из ремонта

Приемка ремонтного фонда в ре­монт осуществляется приемщиком ремонтного предприятия который руководствуется техническими усло­виями на приемку, которые разра­батываются с учетом соответствую­щего государственного стандарта и особенностей условий эксплуатации автомобилей.

Приемка автомобилей или их со­ставных частей в ремонт оформ­ляется актом сдачи в присутствии представителя эксплуатирующей ор­ганизации. В акте сдачи отражается комплектность сдаваемых объектов и их техническое состояние. В акте сдачи содержатся следующие дан­ные: наименование объекта ремонта, кто принял в ремонт и кто сдал в ре­монт, номер технического паспорта, наработка с начала эксплуатации или от последнего капитального ре­монта, техническое состояние и комп­лектность, соответствует ли состоя­ние соответствующей нормативно-технической документации (НТД) на приемку, заключение о приемке и подписи.

Сдавать объекты в ремонт раз­решается после выработки нормати­ва ресурса до первого ремонта или межремонтных ресурсов. Автомобили или их составные части, имеющие дефекты у базовых частей, не предусмотренных ТУ, на ремонт принимаются только по соглашению между заказчиком и исполнителем. Ремонтный фонд, сдаваемый в ре­монт, должен быть чистым и очищен от загрязнений заказчиком. Вместе с ремфондом сдается ремонтному предприятию паспорт или формуляр предприятия-изготовителя.

Выдача изделия из ремонта также оформляется актом, в котором отра­жается соответствие технического со­стояния и комплектности изделия требованиям НТД на ремонт, или соответствующей записью в форму­ляре (паспорте) изделия. Техничес­кие характеристики и нормы, опре­деляющие эксплуатационные свойства изделия и качество ремонта, должны соответствовать требовани­ям ремонтной документации.

Изделия перед сдачей заказчику должны быть приняты службой тех­нического контроля исполнителя ре­монта на основании проверок и испы­таний, установленных НТД на ре­монт. Любое изменение комплектнос­ти должно быть согласовано с заказ­чиком.

Вместе с отремонтированным изде­лием исполнитель выдает паспорт или формуляр предприятия-изгото­вителя (или заменяющие их доку­менты) с отметками о произведен­ном ремонте, акты о выдаче изделий из ремонта и о произведенных испытаниях изделия.

Исполнитель выпускает изделия из ремонта исправными и гарантирует их работоспособность в течение определенного срока или наработки с момента ввода в эксплуатацию при соблюдении заказчиком правил экс­плуатации, установленных действую­щими стандартами или другой НТД. Послеремонтная гарантийная нара­ботка или гарантийный срок указы­вается в НТД на ремонт изделия. Гарантийные обязательства исполни­телем отражаются в паспорте или другой документации отремонтиро­ванного изделия.

Принятые в ремонт автомобили (их части) учитываются на основании приемо-сдаточных актов. Весь ремонтный фонд предприятия учитывается по маркам автомобилей и агрегатов. Каждому объекту ремонта присваивается номер заказа, который, несмотря на обезличенный ремонт, не изменяется на всех стадиях производственного процесса: при разборке, сборке, испытании, сдаче отремонтированного объекта заказчику.

Парк ремонтного фонда должен быть оборудован моечными средствами для наружной мойки машин и агрегатов, эстакадами для слива масла из агрегатов и машин, подаваемых в производство, средствами механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ.

Принятые в ремонт автомобили должны быть подверг­нуты наружной мойке и очистке. Перед установкой машин на площадку хранения проводится их обработка для обес­печения сохранности в период ожидания подачи в производ­ство. С этой целью сливаются топливо и охлаждающие жидкости, горловины топливных баков, радиаторов закры­ваются пробками. Места с поврежденной окраской и нео­крашенные части машин покрываются защитными смазка­ми. При длительном хранении объекты ремонтного фонда должны подвергаться повторной обработке. В связи с укрупнением АРП особую остроту приобретает вопрос рационального использования площадей для хранения ремонтного фонда. Опыт ряда заводов показывает, что рациональным является многоярусное хранение агрегатов, в частности, двигателей. Для этого на складе устанавлива­ются многоярусные стеллажи, в ячейках которых на под­донах хранятся двигатели. Установка на стеллажи снятие двигателей, а также транспортирование их внутри склада производится кранами-штабелерами.

На ряде заводов разработаны и внедрены в производ­ство металлические контейнеры для упаковки и транспор­тирования двигателей и агрегатов. В контейнерах с пред­приятия отправляют отремонтированные двигатели, в них же на предприятие поступают двигатели ремонтного фон­да. Применение контейнеров значительно облегчает упа­ковку двигателей, позволяет сэкономить большое количество пиломатериалов, упорядочить хранение двигателей ре­монтного фонда.

Передача машин (агрегатов) с площадок хранения в це­хи ремонтного завода производится согласно месячному графику подачи ремонтного фонда, разрабатываемому про­изводственно-диспетчерским отделом. Машины подаются в порядке очередности поступления в. ремонтный фонд. Выдача машин из парка ремонтного фонда производится по накладным, выписываемым в двух экземплярах. Списан­ные машины, подаваемые в производство для разборки на запасные части, передаются по накладной с отметкой. Списанная машина для разборки. Автомобили перед подачей на производство должны пройти повторную наружную мойку.

Выдача отремонтированных автомобилей (агрегатов) заказчикам производится по распоряжению начальника отдела заказов и сбыта на основании предъявления второго экземпляра приемо-сдаточного акта и доверенности. Готовая продукция сдается цехами предприятия на склад по на­кладной. Склад (парк) готовой продукции включает пло­щадку для хранения отремонтированных автомобилей; отделение для хранения отремонтированных агрегатов; площадку для выдачи отремонтированных машин.

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под производственной структурой средств ремонта?

2. Что понимается под технологией ремонта?

3. Что понимается под зарегламентированным ремонтом?

4. Какие работы включает технологический процесс капитального ремонта полнокомплектного грузового автомобиля?

5. Что понимается под производственным процессом ремонта автомобиля?

6. Что такое технологический процесс ремонта автомо­биля?

7. Чем опреде­ляется схема производственного процесса ремонта автомобиля?

8. Что понимается под технологией ремонта автомобиля?

Качество и экономичность ремонта деталей дизеля зависят от выбора способа ремонта и правильной разработки технологического процесса.

Технологический процесс ремонта детали разрабатывают в следующей последовательности:

  1. выбирают способы восстановления отдельных поверхностей;
  2. разрабатывают общую схему технологического процесса;
  3. разрабатывают процессы восстановления отдельных поверхностей.
  4. устанавливают возможные варианты маршрутов;
  5. составляют общие технологические процессы ремонта детали по остальным маршрутам

Учитывая возможности восстановления изношенных поверхностей деталей различными способами, выбирают наиболее рациональные, обеспечивающие лучшее качество и меньшую стоимость. Рациональность способа ремонта детали определяют следующие факторы:

  1. условия работы детали;
  2. конструктивные особенности детали;
  3. материал и термическая обработка;
  4. характер и величина износов рабочих поверхностей;
  5. требования технических условий на ремонт,
  6. экономичность процесса;
  7. техническая оснащенность ремонтного предприятия.

Детали, имеющие износ более 0,3 мм, целесообразно направлять виброконтактнодуговым способом. Гладким хромом наращивают шейки валов при износе не более 0,3 мм. Детали, работающие в условиях ограниченной смазки, покрывают пористым хромом. Тонкостенные гильзы и детали сложной конфигурации не рекомендуется ремонтировать способом наплавки, так как вследствие возникающих внутренних напряжений они подвержены деформации. Кроме того, нарушается предварительная термическая обработка.

Поэтому при ремонте таких деталей выбирают способ, который не вызывает в металле структурных изменений и внутренних напряжений. Таким способом является гальваническое наращивание.

Если запас прочности и термическая обработка позволяют снять слой металла, то для восстановления геометрической формы рабочих поверхностей детали целесообразно использовать способ ремонтных размеров.

Качество ремонта детали должно удовлетворять требованиям технических условий. Износостойкость восстановленных поверхностей деталей должна быть высокая, механические свойства металла должны быть в пределах норм.

Возможные варианты способов ремонта необходимо сравнивать по экономичности. При обеспечении одинакового качества выбирают способ ремонта, который имеет меньшую себестоимость.

Кроме того, учитывают производственные возможности ремонтного предприятия, наличие станочного и специального оборудования, приспособлений и инструмента. Также учитывают возможность использования имеющейся универсальной оснастки. Для выполнения таких ответственных операций, как наплавка деталей из легированных сталей, чугуна и алюминиевых сплавов, требуется высокая квалификация специалистов-ремонтников.

Выбрав рациональные способы восстановления отдельных изношенных поверхностей, разрабатывают общую схему технологического процесса ремонта детали. Последовательность операций ремонта устанавливают с учетом иx особенностей. От правильной последовательности выполнения отдельных ремонтных операции зависит качество ремонта детали.

Для того чтобы восстановить правильное взаимное положение рабочих поверхностей, детали подвергают правке, а затем исправляют базовые поверхности.

При проверке и правке детали в приспособлении устанавливают по наиболее точным неизношенным нповерхностям.

Точность базирования и правильное закрепление детали на станке или в приспособлении оказывают влияние на точность ее обработки и продолжительность выполнения операций. Известно, что выбор и создание базы при ремонте детали является более сложной задачей, чем при изготовлении новой детали. Детали ремонтного фонда обычно имеют значительные деформации и неправильную геометрическую форму рабочих поверхностей, кроме того, нарушаются установочные базы, использованные при изготовлении детали. Целый ряд ремонтируемых деталей не имеют первоначальных установочных баз, так как их удаляют при изготовлении.

После исправления базовых поверхностей изношенные рабочие поверхности детали наращивают наплавкой, хромированием или восстанавливают другими способами. Сначала выполняют операции, для которых необходим высокий нагрев, вызывающий структурные превращения металла и деформацию детали. Такими процессами являются сварка, наплавка или термическая обработка. При необходимости после выполнения операций, вызывающих деформацию, детали подвергают вторичной правке. Затем выполняют хромирование - процесс, не вызывающий нагрева детали до высоких температур.

После наращивания отдельных рабочих поверхностей различными способами производят окончательную механическую обработку.

В процессе подробной разработки операций восстановления отдельных изношенных поверхностей деталей устанавливают переходы, необходимое оборудование, приспособления, инструмент, режимы обработки и определяют техническую норму времени. Если необходимо, то проектируют новые приспособления и инструмент. Проектирование новой оснастки должно производиться с учетом эффективности затрат на ее изготовление.

В заключение составляют маршрутные технологические процессы по группам дефектов.

Ремонт деталей может быть организован по подефектной или по маршрутной технологии.

При организации ремонта деталей по подефектной технологии на отдельных участках или цехах ремонтного предприятия ремонтные работы выполняются по технологии, составленной на каждый дефект в отдельности.

Партия деталей, подлежащих ремонту, комплектуется по наименованию, без учета однотипности дефектов и последовательности выполнения ремонтных операций. Поэтому направленная в ремонт партия деталей в процессе производства дробится на части в зависимости от характера имеющихся на деталях дефектов.

При такой организации производственного процесса ремонт детали иногда производится без соблюдения правильно установленной очередности выполнения отдельных ремонтных операций.

При подефектной технологии трудно обеспечить высокое качество и снизить себестоимость ремонта деталей, велики маршруты движения деталей по производственным участкам и цехам ремонтного предприятия. Встречаются значительные трудности в организации учета выполнения работ и проверки качества ремонта. Кроме того, затрудняется планирование производственного процесса ремонта деталей и организация ритмичного выпуска продукции.

Специальными наблюдениями и опытом работы ремонтных предприятий установлена повторяемость дефектов на деталях. Так, например, характерные и повторяющиеся дефекты кулачкового вала топливного насоса НК-10 следующие: повреждение резьбы, износ шпоночного паза, износ конусных поверхностей, износ концевых шеек, износ средних шеек и износ профиля кулачков.

Сочетание повторяемости дефектов устанавливают в результате проверки большого числа изношенных деталей.

Учитывая повторяемость дефектов, разрабатывают маршруты ремонта деталей. Следовательно, маршрут ремонта представляет собой рациональную последовательность выполнения операций для определенного повторяющегося сочетания дефектов.

Под понимают технологические процессы ремонта деталей по группам дефектов, составленные с учетом рациональной последовательности выполнения ремонтных операций. Маршрутная технология позволяет повысить качество ремонта деталей. Кроме того, улучшается организация технологического контроля в процессе производства. При маршрутной технологии снижается себестоимость ремонта деталей и повышается производительность труда, сокращается путь внутризаводской транспортировки деталей. Маршрутная технология способствует повышению дисциплины ремонтного производства, также обеспечивается ритмичность выпуска производственной продукции.