Церковная служба в крещенский сочельник. Приметы в Крещенский Сочельник. Крещенский сочельник, или голодный день




Название "сочельник" получил из-за традиционной сладкой каши — "сочиво", которую обязательно вкушают в канун праздника, только после богослужения. Кашу готовят из пшеницы, ячменя или риса с добавлением меда, мака, сухофруктов и орехов. Зерно символизировало воскресшую жизнь, а мед — сладость будущей блаженной жизни.

По другой версии — так славяне называли круглый пирог из пресного теста.

В церковной же традиции это время называется — Навечерие Крещения Господня или Богоявления.

Сочельник

Крещенский сочельник православные христиане отмечают 18 января. Служба в этот день, ввиду особенных предписаний церковного Устава, будет необычной — сначала литургия, затем — великая вечерня, после которой духовенство освятит воду великим чином.

© photo: Sputnik / Юрий Кавер

Еще одно такое водосвятие будет совершаться 19 января в праздник Крещения Господня, после торжественной литургии. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Вода эта называется Великой агиасмой, что в переводе с греческого значит "святыня", или просто крещенской водой.

Водосвятие называется Великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти.

В некоторых церквях водоосвящение проводят еще на источниках, реках и озерах, куда священнослужители выходят крестным ходом, который называется ходом на Иордан.

В Крещенский сочельник пост строгий и, в принципе, не полагается ничего вкушать до освящения воды. По сути, это первый постный день после Рождества, так как до этого в Церкви празднуются Святки, когда поста нет. Однако сам день в праздник Крещения Господня — не постный.

Агиасма

Крещенская вода — одна из главных святынь Православной церкви. Еще в древней Церкви были замечены особые животворящие и исцеляющие свойства святой воды, которая восполняют душевные и телесные силы человека, принимающего ее с верой.

Святая вода должна храниться дома у каждого христианина, и ее запасы верующие пополняют один раз год — в Навечерие Богоявления (18 января) или в сам праздник Крещения (19 января).

© photo: Sputnik / Alexander Kryazhev

После Великого водосвятия, особого молебенного чина, в котором на воду призывается исцеляющая благодать Святого Духа, верующие, по традиции, выпивают по кружечке крещенской воды в храме, умывают ею лицо, а затем разбирают свои бутылочки с агиасмой и уносят их домой.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к обычной воде, она передает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

© photo: Sputnik / Александр Кондратюк

Святую воду обычно следует пить утром, натощак, а при заболеваниях — в любое время и читать молитву: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь".

Обычаи, обряды, приметы

Традиции и обряды этого праздника уходят корнями в глубокую древность. Праздник Крещения завершал Святки, которые по народному поверью были периодом "без креста", ведь недавно родившийся Иисус Христос еще не был крещен.

Также заканчивались "страшные вечера", во время которых потусторонние силы свободно разгуливали в мире людей. Считалось, что в Крещенский сочельник эта нечисть становилась особенно опасной. Поэтому многие традиции и обряды проводились с целью очиститься от нечистой силы и запереть границы между живыми и мертвыми.

К празднику Крещения люди тщательно готовились. В домах накануне наводили порядок, полы мыли и подметали, так как считалось, что в соре могли прятаться черти.

Также все места, в которых могла притаиться нечистая сила — углы, двери, окна, печь, погреб, хозяйственные постройки и ворота — окуривали ладанным дымом, рисовали мелом кресты и кропили святой водой.

© photo: Sputnik / Андрей Теличев

Когда на небе загоралась первая звезда, люди с молитвой садились за праздничный стол. Ужин в Крещенский сочельник имел название "голодная кутья", так как состоял из постных блюд. За столом, как и перед Рождеством, собирается вся семья.

Трапеза Крещенского вечера обязательно включала кутью и узвар, с которых начинался ужин, а также сдобную выпечку, блины, вареники, рыбу, каши, овощи. После ужина было принято складывать все ложки в одну миску и накрывать ее хлебом, чтобы год был урожайным на хлеб.

Люди верили, что в ночь на Крещение у домашних животных появляется способность говорить человеческим языком, поэтому в Крещенский сочельник крестьяне прислушивались к скотине, чтобы узнать свое будущее.

© photo: Sputnik / Anton Denisov

Крещенский сочельник был последним сроком святочных гаданий. Молодежь в эту ночь проводила последние святочные посиделки с гаданиями, играми и песнями. Девушки традиционно гадали о суженном, о будущем.

Крещенские сны и гадания считались самыми верными. Для гадания в эту ночь подойдут те же обряды, что и для Рождественских и святочных гаданий.

С Крещенской ночью в народе связано также множество примет, в том числе и связанные с погодой.

Поставьте в ночь на Крещение на стол серебряную чашу. Наполните ее водой. Ровно в полночь вода должна колыхнуться. Какое желание в тот момент прокричишь над чашей, тому и сбыться.

Крещенский снег и лед, собирали девушки в чистом поле. Этим снегом нужно было обтирать лицо, чтобы оно было белым да румяным.

Если в этот день метель — быть урожаю. Если снег погнет сучья на деревьях, будет хороший урожай, пчелы станут хорошо роиться.

Мало снега на ветвях деревьев — летом ни грибов, ни ягод не ищи.

Если в крещенский вечер звезды блестят и горят, то старики предрекали плодородие ягнят, тогда они говорили: "Ярки звезды породят белые ярки".

Кроме того, если в этот день будет метель — то же самое будет и на Масленице, если сильные южные ветры — будет лето грозовое.

Материал подготовлен на основе открытых источников.

Рождественские праздники сопровождаются многочисленными традициями, суевериями и ритуалами. Крещенский сочельник принято отмечать 18 января, и он является преддверием важного церковного праздника. Название имеет отношение к тому, что в этот день принято готовить для праздничного стола – сочиво.

Что делать в Крещенский сочельник?

Считается, что в ночь на 19 января открыт доступ к небесам и у каждый может обратиться к Высшим силам. Согласно традициям в полночь можно выйти на улицу, взглянуть на небо и загадать желание. Молитвы, произнесенные от чистого сердца, непременно будут услышаны. Для тех, кого интересует, что нужно делать в Крещенский сочельник, будет интересно узнать, что есть традиция в этот день ходить в храм и брать освященную воду, которая обладает огромными силами. Люди на праздник молятся в церкви и готовят праздничный стол, чтобы собраться с близкими людьми.

Как поститься в Крещенский сочельник?

В церковном уставе этот праздник считается постным, причем ограничения являются строгими. Его основное предназначение заключается в духовной подготовке к великому празднику. Пост в Крещенский сочельник подразумевает употребление постной еды, которая исключает растительное масло. Варка находится под запретом. Люди, которые больны, могут рассчитывать на разрешение добавлять в рацион масло, благословение на которое можно получить у священника.

Многие считают, что в день крещенского сочельника, традиции и обряды которого соблюдаются в народе, рекомендуется полностью отказаться от еды и питья, а за стол садятся с появлением первой звезды. В богослужебных книгах указано, что разрешается есть после того как будет окончено богослужение вечерни, которое совершают утром 18 числа. Согласно традициям приготовлением блюд должна заниматься женщина.

Какие блюда готовят на Крещенский сочельник?

По традиции вечером 18 января принято накрывать праздничный стол и обязательным блюдом является сочиво (кутья). Готовят его по-разному, но главные ингредиенты – каша и сладкие добавки. Зерна являются символом возрождения новой жизни, а мед, сухофрукты и другие составляющие – сладость блаженной жизни. Кутья на Крещенский сочельник может быть рассыпчатой или полужидкой. Обязательно на праздник варят узвар. На столе должно находиться нечетное количество постных блюд. Приветствуются в этот день блюда из бобов и гороха. Еще одно распространенное угощение – .


Обряды в Крещенский сочельник

Январь является идеальным временем для того, чтобы провести магические ритуалы, помогающие улучшить некоторые аспекты своей жизни. Для тех, кого интересует, какие обряды проводят в сочельник, стоит знать, что есть варианты для улучшения материального положения, привлечения любви, удачи и так далее. Чтобы магия подействовала, важно придерживаться некоторых правил.

  1. Приступать к ритуалам рекомендуется по традиции после захода солнца, когда концентрация энергии возрастает.
  2. Нельзя никому рассказывать о проведении обрядов, в противном случае, они могут не сбыться.
  3. По традициям осуществлять магические действа следует в полном одиночестве, предварительно позаботившись о том, чтобы ничего не мешало.
  4. Большое значение имеет вера в результат, поэтому относиться к обрядам следует ответственно.

Обряды в сочельник на любовь

Сложно встретить человека, который бы никогда не сталкивался с проблемами в личной жизни. Чтобы , укрепить чувства и справиться с возникшим кризисом, можно провести магические обряды в сочельник.

  1. Для представленного ритуала, подготовьте две церковные свечи, которые необходимо сплести друг с другом.
  2. После этого их зажигают и, смотря на пламя, повторяют слова заговора.
  3. В завершении свечи затушите и храните огарки в тайном месте. Зажигайте их, когда возникают проблемы в отношениях.

«Буду я, раба Божья (имя) тебе, рабу Божьему (имя) любимой и желанной, как золото для души солнце в пути».


Обряды в сочельник на деньги

Если есть финансовые проблемы, тогда период Крещения является идеальным временем для того, чтобы исправить ситуацию. Чтобы понять, какие обряды делают в сочельник, предлагаем обратить внимание на эффективный ритуал, а которому рекомендуется подготовиться заранее, купив на Рождество цветочный горшок.

  1. 18 января необходимо насыпать в горшок землю и поставить вокруг него три зеленых свечи.
  2. Указательным пальцем водите по краю горшка по ходу часовой стрелки и три раза читайте «Отче наш», а затем, скажите заговор.
  3. Заговоренный горшок необходимо поставить на видное место, например, в прихожей.
  4. Свечи поместите так, чтобы иметь возможность на протяжении двенадцати дней их поджигать на некоторое время. В последний день свечи должны полностью сгореть.
  5. Оставшийся воск можно выбросить в мусорное ведро. До тех пор, пока магический горшок будет стоять на видном месте, он будет работать, как денежный магнит.

«Звенят 12 месяцев, гремят кошельки рабы Божьей (имя). Кричат петухи 12 раз, и 12 зорек хранят мои денежки. Все, что есть у меня, останется при мне, все денежки придут ко мне».

Обряды на сочельник на удачу

Чтобы в течение всего года человеку сопутствовала удача, в праздничный день рекомендуется зажечь дома как можно больше свечей и лучше вообще отказаться от искусственного освящения. Крещенский сочельник, традиции и обряды которого передают из уст в уста уже много лет, является идеальным временем, чтобы расположить к себе фортуну, для этого рекомендуется в этот праздник сытно накормить животных, которые живут дома.

Обряды в сочельник и Рождество подействуют только, если человек будет верить в положительный результат. В этот день рекомендуется ходить в гости и приглашать людей к себе в дом.

  1. Чтобы провести ритуал, необходимо выключить в доме все искусственное освящение и зажечь только одну свечу, которую следует поставить на подоконнике с восточной стороны.
  2. Когда на небе появится первая звезда, три раза скажите магический заговор. После этого свечу разрешается потушить.

«Как на небе светит звезда, говоря о радости, когда появился Христос, так и большое счастье ждет меня, и удача будет рядом идти. Буду я, раба Божья (имя), счастливой и удачливой во всех свершениях».


Обряды для сочельника от измен

Чтобы приворожить к себе мужчину и не бояться, что он может уйти к другой женщине, можно провести простой ритуал, для которой следует подготовить ткань светлого цвета, пару свечек и общую фотографию. Важно, чтобы снимок был сделан в момент, когда в паре не было конфликтов, и все были счастливы. Обряды на сочельник перед Крещением рекомендуется проводить после захода солнца.

  1. Разложите ткань и начертите на ней две полоски через центр, чтобы они были перпендикулярны друг другу. В итоге должно получиться четыре квадрата, в которых следует вписать названия стихий.
  2. Тканью застелите праздничный стол. В центр положите фото, сбоку поставьте свечи, на которых следует написать свое имя и имя избранника.
  3. Три раза скажите заговор и позвольте свечам полностью сгореть. Вещи, используемые в ритуале, храните дома.

«Помогите мне, силы рождественские, раба Божьего (имя) приворожите, чтобы он любил, не спал, не ел».

Крещенский сочельник – приметы и поверья

С древних времен до наших дней дошло огромное количество различных суеверий, многие из которых актуальны и до сих пор. Магия Крещенского сочельника предполагает, что в этот день необходимо вымыть весь дом, чтобы убрать весь негатив. Чтобы защититься от негатива, следует мелом нарисовать в углах и над дверными и оконными проемами кресты. В день Крещенского сочельника, традиции и обряды которого связаны с разными аспектами жизни, используют приметы для того, чтобы узнать каким будет урожай в наступившем году:

  1. Рассчитывать на хороший урожай стоит, если 18 января сильная метель или поземка.
  2. Если снег гнет ветки деревьев, значит, будет богатый урожай, и пчелы будут роиться.
  3. Когда снега мало, то на хороший урожай грибов и ягод не стоит рассчитывать.
  4. Если на небе много звезд, значит, будет хороший урожай хлеба, а снегопад предвещает много гречки.

Сочельник – приметы, чтобы выйти замуж

Одинокие девушки в крещенские праздники используют разные суеверия, чтобы узнать, когда удастся встретить вторую половинку и выйти замуж. Например, есть приметы в сочельник под Рождество для замужества, которые дают шанс узнать, будет ли избранник местным или приезжим. Необходимо выйти на улицу ночью и прислушаться к лаю собак и если он близко, тогда суженый живет где-то рядом, а если далеко – то он будет приезжим. Крещенский сочельник, традиции и обряды которого дошли до наших дней, предлагает еще несколько суеверий для желающих выйти замуж:

  1. Ночью во время прогулки необходимо прислушиваться к разговорам, которые доносятся из других домов. Если беседа веселая и теплая, значит, жизнь будет счастливой, а если была услышана ссора, значит, стоит подготовиться к проблемам.
  2. По традициям девушка, которая хочет выйти замуж, должна покатить по полу кольцо и посмотреть в какую сторону оно завернет. Если к двери, значит, можно рассчитывать на предложение руки и сердца в этом году, а если нет, то с замужеством придется подождать.
  3. В этот день нужно обязательно съесть яблоко и посчитать, какое количество семечек оказалось внутри. Если семечек четное количество, то это предвестник любви, а если нет, то еще год придется просидеть в одиночестве.

Свадьба в сочельник – приметы

Многие люди, планируя дату свадьбы, учитывают существующие суеверия, так есть дни, в которых бракосочетание является нежелательным, поскольку семья будет жить несчастливо и в итоге отношениях закончатся. Народные приметы в сочельник указывают, что не рекомендуется в этот праздник идти под венец. Согласно церковному календарю проводить свадьбы разрешается только после 19 января. При этом стоит отметить, что подготавливаться или планировать свадьбу в этот день, наоборот, хороший знак, поскольку это предвещает счастливую жизнь.

Плакать в сочельник – примета

За годы празднования Крещенских праздников возникло огромное количество суеверий. Многие из них касаются настроения человека, и считается, что в этот день нужно быть в хорошем расположении духа. Стоит знать, какие приметы на сочельник касаются настроения, так в этот день запрещено плакать, поскольку люди верят, что придется проливать слезы в течение всего года. Если зажженная свеча в этот праздник начинает «плакать», то есть воск сильно стекает, то человека ожидает нелегкая судьба.

18 января в Русской Православной Церкви день Навечерия Крещения Господня, или, Крещенский сочельник.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом - сочиво.

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается великое освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11–12 века водоосвящение происходит два раза - и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры «дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога».

При этом читается молитва: «Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь». При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.

Нельзя забывать, что освященная вода - это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

МОСКВА, 18 янв — РИА Новости, Сергей Стефанов. Купания на жутком холоде и повсеместное освящение водоемов — православные христиане в четверг отмечают Крещенский сочельник, день накануне одного из двенадцати главных церковных праздников — Крещения Господня, или Богоявления. О смысле Крещенского сочельника и о том, действительно ли в этот день абсолютно вся вода благодатна, — в материале РИА Новости.

"Жертва со стороны человека"

Как в Крещенский, так и в Рождественский сочельник полагается строгий пост — пища без растительного масла. Монастырский устав предписывает так называемое cухоядение: хлеб, овощи, фрукты. Традиционное блюдо этих дней — сочиво, распаренная пшеница с медом, орехами и другими добавками.

"Один день строгого поста, вплоть до полного воздержания от пищи, — это самая древняя разновидность подготовки к празднику, некая жертва со стороны человека, — рассказывает настоятель Пятницкого подворья Троице-Сергиевой лавры, доцент Московской духовной академии (МДА) протоиерей Павел Великанов. — Вот мы хотим получить нечто от Бога, но что мы, со своей стороны, готовы Ему принести? Мы ничего Ему принести не можем, потому что все это и так Божие. Но мы можем ограничить себя в том, на что имеем вполне законное право. Это своего рода подвиг воздержания, отсечения того, что не является жизненно необходимым, выражение нашей готовности нечто отдать Богу".

В первые века христианства Рождество Христово и Крещение Господне отмечались в один день, на празднике, который назывался Богоявление, — явление Бога на Земле. Однако со временем празднование двух событий — рождение Иисуса Христа и Его крещение в водах Иордана — было разнесено по времени, а дни между этими двумя праздниками стали называть Святками, то есть святыми днями, в которые отменялся обязательный пост по средам и пятницам.

"Праздники Рождества Христова и Крещения Господня указывают на разные аспекты Богоявления, — говорит доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры и МДА, кандидат богословия, священник Михаил Желтов. — Если первый посвящен началу земного служения Богочеловека Иисуса Христа, самому Его явлению на земле, то второй — началу Его проповеди, явлению Его обществу и откровению о Его Богосыновстве в момент Крещения от Иоанна Предтечи в реке Иордан".

Два великих освящения воды

В Крещенский сочельник, согласно церковному уставу, совершается чин великого освящения воды. В сам праздник Крещения этот же чин по традиции повторяется еще раз.

"Суть великого освящения воды заключается в том, что христиане верят: через Боговоплощение, через пришествие Бога на Землю в человеческой плоти происходит освящение не только самого человека как такового, но и всех стихий на Земле. Мир действием силы Божией получает возможность качественного изменения. Когда преодолевается вражда между человеком и Богом, то и сам мир испытывает определенное воздействие этих живительных божественных сил", — поясняет протоиерей Павел Великанов.

Некоторые верующие полагают, что в крещенскую ночь вся вода становится святой автоматически, в том числе и та, которая течет из крана, однако в Русской православной церкви не делают таких обобщений, ибо "воспринимается как освященное в Церкви то, что в церкви и освящается".

Святая вода, погружения в проруби-иордани — вот с чем прежде всего связано в массовом народном сознании Крещение. Длинные очереди граждан с различными емкостями к тому или иному храму — привычная картина в больших мегаполисах в эти дни. По словам отца Павла, он нередко встречает представителей других вероисповеданий и самых разных национальностей, которые хотят принести домой крещенскую воду и каким-то образом ее использовать.

Вместе с тем в Церкви постоянно напоминают, что святая вода — не панацея, а смысл праздника не в этом. К слову, крещенская вода остается после Богоявления во многих храмах, и в другие дни года ее можно точно так же свободно получить, но уже без всяких очередей.

"Кто-то сильно мотивирован к регулярному хождению в храм, кто-то практически не мотивирован, и ему хочется смотреть на Церковь как на пространство такой, условно скажем, православной, духовной защиты от каких-то злых сил, и лишь такой горизонт для человека оказывается приемлемым, — размышляет Великанов. — Часто не видят, что Церковь не только от негативного защищает, но и прежде всего стремится развивать все лучшее, все светлое, что есть в человеке".

Массовые крещенские купания и церковный устав

В отличие от освящения воды в храмах после литургии в сочельник, вечерние походы верующих к проруби, молебны и купания в освященных водах в крещенскую ночь не принадлежат к собственно церковной традиции. Устав это никак не предписывает. Более того, некоторые священнослужители даже предостерегают от подобных обычаев.

"Во-первых, не все обладают соответствующим здоровьем, — отмечает священник Михаил Желтов. — Все же мы живем не на берегах Средиземного моря. Во-вторых, крещенские купания в последние годы превратились в самое настоящее суеверие: кто-то, например, уверен, что простое купание в проруби, пусть и в освященной воде, прощает все грехи, хотя Церковь не учит подобному. Некоторые полагают, что после погружения в прорубь нужно непременно выпить горячительного, а это никак не сочетается с соблюдением поста перед великим праздником. Вообще, в церковном уставе отсутствует хоть какое-либо упоминание о подобном действии, и некоторые ревнители указывают, что оно в чем-то даже противоречит древним канонам Церкви".

В старину на Руси в Крещенский сочельник воду освящали в храме. Эта вода потом разбиралась прихожанами по домам и считалась великой святыней. В сам же день Крещения совершали праздничный крестный ход к реке. Преподаватель МДА замечает, что традиция крещенских купаний, причем преимущественно ночью, стала "массовой — именно массовой — уже в постсоветское время: это такое народное православие".

Действительно, теперь ежегодно федеральные и региональные ведомства обнародуют официальные данные о том, сколько верующих примут участие в купаниях и сколько человек будут обеспечивать их безопасность, какие площадки и где оборудуют, какие удобства, помимо горячего чая, организуют у речек и водоемов. Такие же подробные отчеты делают и после празднества. Все это широко освещается в СМИ.

Впрочем, сама по себе традиция эта не нова. Схожие обычаи, добавляет отец Михаил, есть в разных странах. "На Балканах распространена традиция нырять за крестом, который священник бросает в воду при ее освящении: мужчины соревнуются, кто первым достанет его. На греческом острове Лефкада в воду бросают множество апельсинов, и они потом считаются "благословенными". И так далее. Ну а в наших широтах апельсины не растут, зато привычны морозы, отсюда, видимо, и купания в проруби".

Настоятель Пятницкого подворья в Сергиевом Посаде тоже замечает, что его приход не практикует походы "на иордань". Хотя сам отец Павел против этого ничего не имеет.

"Это уже из области народных интерпретаций праздника, которые могут как не носить никаких негативных оттенков, противоречащих самой христианской вере, так и быть достаточно спорными, если не сказать больше — близкими к каким-то даже еретическим воззрениям. Поэтому здесь мы допускаем достаточно большую свободу каждому поступать по велению его совести и в соответствии с пониманием, зачем он это делает", — говорит священнослужитель.

"Чудо по требованию"?

Как реакция на подобные спорные "интерпретации" праздника несколько дней назад было обнародовано письмо правящего архиерея Курганской епархии митрополита Курганского и Белозерского Иосифа. В документе, опубликованном на сайте епархии, купание в крещенской проруби названо "вошедшим в широкий оборот при помощи СМИ народным обычаем".

Однако, напоминает митрополит, освященную воду принято уносить домой для благоговейного употребления, а не купаться в ней. При этом владыка Иосиф цитирует переизданную недавно "Настольную книгу для священно-церковно-служителей" протоиерея Сергия Булгакова (1871-1944).

"Купаться зимой — значит, требовать от Бога чуда, или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем, — писал Булгаков. — Само собой разумеется, что подобные описанным обычаи, как нарушающие святость совершаемого торжества и противоречащие духу истинного христианства, не могут быть терпимы и должны быть уничтожены".

Рассмотрев ситуацию, Епархиальный совет Курганской епархии принял решение: "Если местные органы власти готовы взять на себя заботу по организации и проведению данного народного обычая, приходы епархии могут оказать в этом необходимую помощь". Самим же приходам и духовенству, указали архиереи, "не следует выступать инициаторами и организаторами" подобных мероприятий, не имеющих оснований в церковном уставе.

Хотя, уточняет митрополит Иосиф, просто "освящать естество воды" в реках, прудах, озерах, источниках и колодцах в память о Крещении Господа, конечно же, можно и нужно. Там, где это не нарушает санитарно-эпидемиологические нормы.

Смыслы Крещения

— …весь смысл ведь на Крещение — это ночью…

— Нет. Нет такого смысла!

Нечаянно услышанная накануне пара отрывочных фраз из разговора парня и девушки, пронесшихся мимо меня в ожидании поезда в московском метро и оживленно беседующих друг с другом, пожалуй, нагляднее всего отражает преломление Крещения в светском народном сознании, том числе в сознании нынешней молодежи.

18 января в Русской Православной Церкви отмечается Навечерие Крещения Господня или Крещенский сочельник.

До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Господне в один день – 6 января и назывался этот праздник "Феофанией" – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по старому стилю) было уже в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.

Слово навечерие означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво .

Ввиду важности совершившегося в наступающий день события в жизни Иисуса Христа, Церковь установила пост . Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся », говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерой здесь будет каждому его совесть.

Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды.

В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое освящение воды . Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается.

При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь ". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.

Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Хранить ее следует в отдельном месте, лучше рядом с домашним иконостасом.

Особенности богослужения

Полный текст службы можно скачать для ознакомления на сайте "Последование богослужений наряду ".

С Богослужебными указаниями можно ознакомиться на сайте "Православный Церковный календарь ".

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого, а после литургии (после заамвонной молитвы) совершается освящение воды.

В храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии г.Белгорода службу навечерия Богоявления 18 января 2011 г. совершит архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.

Великие часы и их содержание.

Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью (прим.: милоть - одежда из овчины мехом наружу ) пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).

Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя - трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).

Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны ».

Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения » (Ис. 12).

Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и прочее, но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.

После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе ». После б-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе ».

Когда в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого, после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш... », затем поется Трисвятое и прочее последование литургии.

После этого - ектенья «Рцем вси... » и прочее.

Великое освящение воды

Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды совершается после заамвонной молитвы. Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах... » выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.

Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же . В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления. В сам же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в сам праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.

Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу ».

Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне » (91-е правило).

На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву ...» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на возду хе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.

По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость », и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое... », читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом завете, во время странствования иудеев в пустыни, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.

Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе... » (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя... » (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию » и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи... ».

После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм.

Прославление праздника

В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник, перед которым духовенство и певчие поют тропарь и кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.

После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет всех святой водой.

Службы Навечерия и самого праздника во многом сходны со службой Навечерия и праздника Рождества Христова.
Слово «навечерие» означает преддверие церковного торжества, а второе название - сочельник (или сочевник) связано с традицией в этот день варить пшеничный взвар с мёдом и изюмом – сочиво.
До 5 века было принято вспоминать рождение и крещение Сына Божия в один день – 6 января и назывался этот праздник Феофанией – Богоявлением, что говорило о воплощении Христа в мир и о явлении Троицы в водах Иорданских. Перенесено празднество Рождества Христова на 25 декабря (по Юлианскому календарю, или старому стилю) было уже позже, в 5 веке. Так было положено начало новому церковному явлению – святкам, заканчивающимся навечерием, или сочельником праздника Крещения.
В Сочельник Богоявления 5-го января (как и в Сочельник Рождества Христова) предписывается Церковью строгий пост. Именно отсюда и пошла традиция варить сочиво, которая не является обязательной, но настолько удобна, что вошла в традицию повсеместно. Разумеется, в наши дни не у всех есть такая возможность, но пост соблюсти всё же необходимо: «Сице убо окормляеми Божиею Благодатию, лихоимства свободимся», говорит нам Типикон. Под лихоимством понимается всё, что вкушается сверх нужды и пусть мерилом здесь будет каждому его совесть. Меру поста верующие определяют индивидуально, по силам и благословению духовника. В этот день, как и в Рождественский сочельник, не вкушают пищу до выноса свечи после Литургии утром и первого причащения крещенской воды. Если чтение Великих часов с Навечерия, случившегося в субботу или воскресенье, переносится на пятницу, то поста в эту пятницу не бывает.
В сочельник, после литургии в храмах совершается Великое Освящение воды. Водоосвящение называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием евангельского события, которое стало не только первообразом таинственного омовения грехов, но и действительным освящением самого естества воды через погружение в нее Бога во плоти. Вода эта называется Агиасмой, или просто крещенской водой. Под влиянием Иерусалимского устава, с 11-12 века водоосвящение происходит два раза – и в Крещенский сочельник, и непосредственно в праздник Богоявления. Освящение в оба дня проходит одинаковым чином, поэтому вода, освященная в эти дни, ничем не отличается. Многие ошибочно считают, что вода, освященная в Крещенский сочельник, и вода, освященная в самый день Богоявления, - различны, но на самом деле и в сочельник, и в самый день Богоявления при освящении воды употребляется один и тот же чин великого водосвятия.
Есть благочестивая традиция кропить в этот день крещенской водой своё жилище с пением тропаря Богоявления. Крещенскую воду весь год употребляют натощак в небольших количествах, обычно вместе с кусочком просфоры "дабы силу, здравие подкрепляющую, болезни исцеляющую, демонов прогоняющую и все вражие наветы отвращающую, возмогли мы получить от Бога".
При этом читается молитва: "Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь". При недугах или нападениях злых сил пить воду можно и нужно, не колеблясь, в любое время.
Особенным свойством святой воды является то, что, добавленная даже в небольшом количестве к воде обычной, она сообщает благодатные свойства и ей, поэтому в случае нехватки святой воды ее можно разбавить простой.
Нельзя забывать, что освященная вода – это церковная святыня, с которой соприкоснулась благодать Божия, и которая требует к себе благоговейного отношения. При благоговейном отношении святая вода не портится многие годы. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон. Крещенская вода - это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина.

Особенности Богослужения в Навечерие праздника.

Во все седмичные дни (кроме субботы и воскресенья) служба Навечерия Богоявления состоит из Великих часов, изобразительных и вечерни с литургией св. Василия Великого; после литургии (после заамвонной молитвы) бывает освящение воды. Если Сочельник случится в субботу или воскресенье, то Великие часы совершаются в пятницу, и литургия в эту пятницу не бывает; литургия же св. Василия Великого переносится на день праздника. В самый же день Сочельника литургия св. Иоанна Златоуста бывает в свое время, а за ней - вечерня и после нее водоосвящение.
Великие часы и их содержание.
Тропари указывают на разделение вод Иордана Елисеем милотью пророка Илии как на прообраз истинного Крещения Христа в Иордане, Которым естество водное освятилось и во время которого Иордан остановил свое естественное течение. В последнем тропаре описывается трепетное чувство святого Иоанна Крестителя, когда к нему пришел креститься Господь. В паримии 1-го часа словами пророка Исаии Церковь возвещает о духовном обновлении верующих в Господа Иисуса Христа (Ис. 25).
Апостол и Евангелие возвещают о Предтече и Крестителе Господнем, свидетельствовавшем о вечном и Божественном величии Христа (Деян. 13, 25-32; Мф. 3, 1-11). На 3-м часе в особых псалмах - 28-м и 41-м - пророк изображает могущество и власть крестившегося Господа над водой и всеми стихиями мира: «Глас Господень на водах: Бог славы возгреме, Господь на водах многих. Глас Господень в крепости; глас Господень в великолепии...» К этим псалмам присоединяется и обычный, 50-й псалом. В тропарях часа раскрываются переживания Иоанна Крестителя- трепет и страх при Крещении Господа - и явление в этом великом событии тайны Троичности Божества. В паримии мы слышим голос пророка Исаии, предвозвещающий духовное возрождение через крещение и Призывающий к принятию этого таинства: «Измыйтеся, и чисти будете» (Ис. 1, 16-20).
Апостол повествует о различии крещения Иоаннова и крещения во Имя Господа Иисуса (Деян. 19, 1-8), а Евангелие - о Предтече, уготовлявшем путь Господу (Мк. 1, 1-3). На 6-м часе в псалмах 73-м и 76-м царь Давид пророчески изображает Божественное величие и всемогущество Пришедшего креститься в образе раба: «Кто бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса. Видеша Тя воды, Боже, и убояшася: смятошася бездны».
Присоединяется и обычный, 90-й псалом часа. В тропарях содержится ответ Господа Крестителю на его недоумение по поводу Христова самоуничижения и указывается на исполнение пророчества Псалмопевца о том, что река Иордан останавливает свои воды при вхождении в нее Господа для Крещения. В паримии говорится о том, как пророк Исаия созерцает благодать спасения в водах крещения и призывает верующих к усвоению ее: «Почерпите воду с веселием от источник опасения» (Ис. 12).
Апостол внушает крестившимся во Христа Иисуса ходить в обновлении жизни (Рим. 6, 3-12). Евангелие благовествует о явлении Святой Троицы при Крещении Спасителя, о сорокадневном Его подвиге в пустыне и начале проповеди Евангелия (Мк. 1, 9-15). На 9-м часе в псалмах 92-м и 113-м пророк возвещает о царском величии и всемогуществе крестившегося Господа. Третий псалом часа - обычный, 85-й. Словами паримии пророк Исаия изображает неизреченное милосердие Божие к людям и благодатную для них помощь, явленную в Крещении (Ис. 49, 8-15). Апостол возвещает о явлении благодати Божией, «спасительной всем человеком», и обильном излиянии на верующих Святого Духа (Тит. 2, 11-14; 3, 4-7). Евангелие повествует о Крещении Спасителя и Богоявлении (Мф. 3, 13-17).
Вечерня в день Навечерия праздника
Вечерня в Навечерие праздника Богоявления подобна той, какая бывает в Навечерие Рождества Христова: вход с Евангелием, чтение паримий, Апостол, Евангелие и проч., но паримий на вечерне Богоявленского Навечерия читается не 8, а 13.
После первых трех паремий к тропарю и стихам пророчества певцы припевают: «Да просветиши во тьме седящия: Человеколюбче, слава Тебе». После б-й паримии - припев к тропарю и стихам: «Где бо имел бы свет Твой возсияти, токмо на седящия во тьме, слава Тебе».
Если в Навечерие Богоявления вечерня соединяется с литургией св. Василия Великого (в понедельник, вторник, среду, четверг, пятницу), то после чтения паремий следует малая ектения с возгласом: «Яко свят еси, Боже наш...», затем поется Трисвятое и прочее последование литургии. На вечерне же, отдельно совершаемой после литургии (в субботу и воскресенье), за паримия, малой ектенией и возгласом: «Яко свят еси...» следуют прокимен: «Господь просвещение мое...», Апостол (Кор., зач. 143-е) и Евангелие (Лк., зач. 9-е).
После этого - ектенья «Рцем вси...» и прочее. Великое освящение воды Воспоминание Иорданского события Церковь обновляет особым чином великого освящения воды. В Навечерие праздника великое освящение воды бывает после заамвонной молитвы (если совершается литургия св. Василия Великого). А если вечерня совершается особо, без соединения с литургией, освящение воды бывает в конце вечерни, после возгласа: «Буди держава...». Священник через царские врата при пении тропарей «Глас Господень на водах...» выходит к сосудам, наполненным водой, неся на главе Честный Крест, и начинается освящение воды.
Великое освящение воды в Навечерие и в самый праздник Православная Церковь совершает издревле, причем благодать освящения воды в эти два дня подается всегда одна и та же. В Навечерие освящение воды совершалось в воспоминание Крещения Господня, освятившего естество водное, а также крещения orлашенных, которое в древности совершалось в Навечерие Богоявления (Пост. Апост., кн. 5, гл. 13; историки: Феодорит, Никифор Каллист). В самый же праздник освящение воды бывает в воспоминание собственно события Крещения Спасителя. Водоосвящение в самый праздник получило свое начало в Иерусалимской Церкви и в IV - Ч вв. совершалось лишь в ней одной, где был обычай выходить на реку Иордан для водосвятия в воспоминание Крещения Спасителя. Поэтому и в Русской Православной Церкви водоосвящение в Навечерие совершается в храмах, а в самый праздник оно обычно совершается на реках, источниках и в колодцах (так называемое «Хождение на Иордань»), ибо Христос крестился вне храма.
Великое освящение воды получило свое начало в первые времена христианства, по примеру Самого Господа, освятившего воды Своим погружением в них и установившего таинство Крещения, при котором издревле бывает освящение воды. Чин освящения воды приписывается евангелисту Матфею. Несколько молитв для этого чина написал св. Прокл, архиепископ Константинопольский. Окончательное оформление чина приписывается св. Софронию, патриарху Иерусалимскому. Об освящении воды в праздник упоминают уже учитель Церкви Тертуллиан и св. Киприан Карфагенский. В Постановлениях Апостольских содержатся и молитвы, произносившиеся при освящении воды. Так, в кн. 8-й говорится: «Священник призовет Господа и скажет: «И ныне освяти воду сию, и даждь ей благодать и силу».
Св. Василий Великий пишет: «По какому писанию благословляем мы и воду крещения? - От Апостольского предания, по преемству в тайне» (91-е правило).
Во второй половине X века Антиохийский патриарх Петр Фулон ввел обычай совершать освящение воды не в полночь, а в Навечерие Богоявления. В Русской Церкви Московский Собор 1б67 г. постановил совершать двукратное водоосвящение - в Навечерие и в самый праздник Богоявления и осудил патриарха Никона, который запретил двукратное водоосвящение. Последование великого освящения воды как в Навечерие, так и в самый праздник одно и то же и в некоторых частях имеет сходство с последованием малого освящения воды. Оно состоит в воспоминании пророчеств, относящихся к событию Крещения (паримии), самого события (Апостол и Евангелие) и его значения (ектеньи и молитвы), в призывании благословения Божия на воды и троекратном погружении в них Животворящего Креста Господня.
На практике чин водоосвящения совершается следующим образом. После заамвонной молитвы (в конце литургии) или просительной ектеньи: «Исполним вечернюю молитву» (в конце вечерни) настоятель в полном облачении (как во время совершения литургии), а прочие священники только в епитрахили, поручах и настоятель, несущий Честный Крест на непокрытой главе (обычно Крест полагается на воздухе). На месте водоосвящения Крест полагается на благоукрашенный стол, на котором должна стоять чаша с водой и тремя свечами. Во время пения тропарей настоятель с диаконом совершает каждение приготовленной к освящению воды (окрест стола трижды), а если вода освящается в храме, то кадит также алтарь, священнослужителей, певцов и народ.
По окончании пения тропарей диакон возглашает: «Премудрость», и читаются три паримии (из книги пророка Исаии), в которых изображаются благодатные плоды пришествия Господа на землю и духовная радость всех, обращающихся ко Господу и причащающихся от живоносных источников спасения. Затем поется прокимен «Господь просвещение мое...», читаются Апостол и Евангелие. В Апостольском чтении (Кор., зач. 143-е) говорится о лицах и событиях, которые в Ветхом завете, во время странствования иудеев в пустыни, были прообразом Христа Спасителя (таинственное крещение иудеев в Моисея среди облака и моря, духовная их пища в пустыне и питие от духовного камня, который был Христос). В Евангелии (Мк., зач. 2-е) повествуется о Крещении Господа.
После чтения Священного Писания диакон произносит великую ектенью с особыми прошениями. В них содержатся моления об освящении воды силою и действием Святой Троицы, о ниспослании на воду благословения Иорданова и даровании ей благодати к исцелению душевных и телесных немощей, в отгнание всякого навета видимых и невидимых врагов, к освящению домов и на всякую пользу.
Во время ектении настоятель читает тайно молитву об очищении и освящении самого себя: «Господи Иисусе Христе...» (без возгласа). По завершении ектении священник (настоятель) громко читает освятительную молитву: «Велий еси, Господи, и чудна дела Твоя...» (трижды) и прочее. В этой молитве Церковь умоляет Господа прийти и освятить воду для того, чтобы она получила благодать избавления, благословение Иорданово, чтобы она была источником нетления, разрешением недугов, очищением душ и телес, освящением домов и «ко всякой пользе изрядна». В середине молитвы священник трижды восклицает: «Сам убо, Человеколюбче Царю, прииди и ныне наитием Святаго Твоего Духа и освяти воду сию» и при этом каждый раз благословляет воду рукой, но персты в воду не погружает, как это бывает в таинстве Крещения. По окончании молитвы настоятель тотчас благословляет воду крестовидно Честным Крестом, держа его обеими руками и погружая трижды прямо (низводя в воду и возводя), и при каждом погружении Креста поет со священнослужителями тропарь (трижды): «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи...».
После этого, при многократном пении тропаря певцами, настоятель с Крестом в левой руке кропит крестообразно во все стороны, а также окропляет святой водой храм. Прославление праздника.
В Навечерие после отпуста вечерни или литургии посреди церкви поставляется светильник (а не аналой с иконой), перед которым духовенство и певчие поют тропарь и (на «Слава, и ныне») кондак праздника. Свеча здесь означает свет Христова учения, Божественное просвещение, даруемое в Богоявлении.
После этого молящиеся прикладываются ко Кресту, и священник окропляет каждого святой водой.