Взыскание погибших день празднования. Чудеса иконы богородицы взыскание погибших




С неза­па­мят­ных вре­мен рус­ский на­род, свя­то ве­ря во все­силь­ную по­мощь Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­цы, усво­ил Ей име­но­ва­ние «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», как по­след­не­му при­бе­жи­щу, по­след­ней на­деж­де по­ги­ба­ю­щих лю­дей.

О про­ис­хож­де­нии об­ра­за «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» до­сто­вер­ных све­де­ний не со­хра­ни­лось. Из­вест­но несколь­ко чу­до­твор­ных икон под этим на­зва­ни­ем, через ко­то­рые Ма­терь Бо­жия яв­ля­ла Свою ми­лость лю­дям, уже пе­ре­сту­пив­шим по­рог ги­бе­ли.

В се­ре­дине XVII ве­ка в се­ле Бор Ка­луж­ской гу­бер­нии бла­го­че­сти­вый кре­стья­нин Фе­дот Обу­хов на празд­ник Кре­ще­ния Гос­под­ня был за­стиг­нут в пу­ти пур­гой. Ло­ша­ди вы­би­лись из сил и оста­но­ви­лись у непро­хо­ди­мо­го овра­га. Не ви­дя средств ко спа­се­нию, Обу­хов лег в са­ни и стал за­сы­пать, не со­зна­вая, что со­всем за­мерзнет.

Но в эти страш­ные ми­ну­ты он всем сво­им су­ще­ством воз­звал к Ца­ри­це Небес­ной о по­мо­щи и дал обе­ща­ние сде­лать для сво­ей при­ход­ской церк­ви ико­ну «Взыс­ка­ние по­гиб­ших». И Она услы­ша­ла его сер­деч­ную мо­лит­ву: в со­сед­нем се­ле­нии один кре­стья­нин вдруг услы­шал под ок­ном чей-то го­лос: «Возь­ми­те». Он вы­шел и уви­дел в са­нях по­лу­за­мерз­ше­го Обу­хо­ва. Вы­здо­ро­вев, спа­сен­ный немед­лен­но вы­пол­нил свой обет и за­ка­зал спи­сок с ико­ны из Ге­ор­ги­ев­ской церк­ви го­ро­да Вол­хо­ва Ор­лов­ской гу­бер­нии. С то­го вре­ме­ни Бор­ская ико­на «Взыс­ка­ние по­гиб­ших» про­сла­ви­лась мно­ги­ми бла­го­дат­ны­ми зна­ме­ни­я­ми и чу­де­са­ми. Из­вест­ны чу­до­твор­ные об­ра­зы «Взыс­ка­ние по­гиб­ших»: из се­ла Ма­ли­жи­на Харь­ков­ской гу­бер­нии, яв­лен­ная в 1770 го­ду, трое­крат­но из­ба­вив­шая жи­те­лей от хо­ле­ры; из се­ла Крас­ное Чер­ни­гов­ской гу­бер­нии, из Во­ро­не­жа, Коз­ло­ва Там­бов­ской гу­бер­нии. В 1835 го­ду при Мос­ков­ском Алек­сан­дров­ском Си­рот­ском ин­сти­ту­те был освя­щен храм в честь ико­ны «Взыс­ка­ние по­гиб­ших».

Осо­бен­ный ин­те­рес пред­став­ля­ют со­хра­нив­ши­е­ся пре­да­ния об иконе Бо­жи­ей Ма­те­ри «Взыс­ка­ние по­гиб­ших», на­хо­дя­щей­ся в хра­ме в честь «Вос­кре­се­ния Сло­ву­ще­го» в Москве. Эта ико­на бы­ла пе­ре­не­се­на из хра­ма в честь Рож­де­ства Хри­сто­ва в Па­ла­шев­ском пе­ре­ул­ке. По­след­ний вла­де­лец ее ов­до­вел и был на по­ро­ге пол­ной ни­ще­ты. Усерд­ная мо­лит­ва Пре­свя­той Бо­го­ро­ди­це спас­ла его от от­ча­я­ния и устро­и­ла судь­бу его до­че­рей-си­рот. Че­ло­век этот счел се­бя недо­стой­ным иметь в сво­ем до­ме чу­до­твор­ный об­раз и пе­ре­дал его в храм. В 1812 го­ду Па­ла­шев­ский храм был раз­граб­лен фран­цу­за­ми. По­ру­ган­ная свя­ты­ня бы­ла най­де­на рас­ко­ло­той на три ча­сти сре­ди вся­ко­го хла­ма. При об­ре­те­нии ико­ны со­вер­ши­лось мно­же­ство чу­дес­ных ис­це­ле­ний.

К этой иконе об­ра­ща­лись неве­сты, вы­хо­дя за­муж, чтобы брак был спа­си­тель­ным, при­хо­ди­ли к ней лю­ди, по­гряз­шие в пьян­стве, по­ги­ба­ю­щие в ни­ще­те, страж­ду­щие в бо­лез­нях, с мо­ле­ни­я­ми об­ра­ща­лись к ней ма­те­ри о по­ги­ба­ю­щих де­тях. И всем Ца­ри­ца Небес­ная нис­по­сы­ла­ла по­мощь и под­держ­ку: «Взы­щи нас, по­ги­ба­ю­щих. Пре­свя­тая Де­во, не по гре­хом бо на­шим на­ка­зу­е­ши нас, но по че­ло­ве­ко­лю­бию ми­лу­е­ши: из­ба­ви нас от ада, бо­лез­ни и нуж­ды и спа­си нас» (тро­парь, гл. 4).

Молитва первая

О Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе; воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице. Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею Небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас, погибающих.

Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от внезапныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, Скорая Помощница и Заступница еси всем притекающим к Тебе и крепкое прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец жития нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в Обителях Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

Заступнице Усердная, Благоутробная Господа Мати, к Тебе прибегаю аз, окаянный и паче всех человек грешнейший; вонми гласу моления моего, вопль мой и стенание услыши. Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердная Владычице, не презри мене, отчаяннаго и во гресех погибающаго; помилуй мя, кающагося в злых делех моих, и обрати на путь правый заблудшую окаянную душу мою. На Тебе, Владычице моя, Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва третья

О Пресвятая Владычице и Богородице, Высшая Херувим и Честнейшая Серафим, Богоизбранная Отроковице, погибших Взыскание и всех скорбящих Радосте! Подаждь утешение и нам, в погибели и скорби сущим; разве бо Тебе иного прибежища и помощи не имамы. Ты едина еси радости нашея Ходатаица, и яко Матерь Божия и Мати милосердия, предстоящи у Престола Пресвятыя Троицы, можеши нам помощи, никтоже бо притекаяй к Тебе посрамлен отходит. Услыши убо и нас ныне в день погибели и печали пред Твоею иконою припадающих и со слезами Тебе молящихся: отжени от нас належащия на нас скорби и беды в сей временней жизни, не лишены же сотвори Твоим всесильным ходатайством и вечныя нескончаемая радости в Царствии Сына и Бога нашего. Аминь.

Молитва четвертая

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирым и странным Предстательнице! скорбящим Радосте, обидимым Покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь: помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя Предстательницы ни благия Утешительницы токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва пятая

О Владычице Преблагословенная, Защитнице рода христианскаго, прибежище и спасение прибегающих к Тебе! Вем, воистинну вем, яко зело согреших и прогневах, Премилостивая Госпоже, рожденнаго плотию от Тебе Сына Божия. Но имам многия образы прежде мене прогневавших Его милосердие: мытари, блудницы и прочия грешники, имже дадеся прощение грехов их покаяния ради и исповедания. Тыя убо образы помилованных очесем грешныя души моея представляя и на толикое Божие милосердие, оныя приемшее, взирая, дерзнух и аз грешный прибегну с покаянием ко Твоему благосердию.

О, Всемилостивая Владычице! Подаждь ми руку помощи и испроси у Сына Твоего и Бога матерними и святейшими Твоими молитвами тяжким моим грехом прощение. Верую и исповедую, яко Той, Егоже родила еси, Сын Твоей есть воистинну Христос, Сын Бога живаго, Судия живых и мертвых, воздаяй коемуждо по делом его; верую же паки и исповедую Тебе быти истинную Богородицу, милосердия источник, утешение плачущих, взыскание погибших, сильную и непрестаюшую к Богу ходатаицу, зело любящую род христианский, и споручницу покаяния; воистинну бо несть нам иныя помощи и покрова, разве Тебе, Госпоже Премилостивая, и никтоже, уповая на Тя, постыдеся когда, и Тобою умоляя Бога, никтоже оставлен бысть. Того ради и аз Твою неисчетную благость молю: отверзи двери милосердия Твоего мне заблуждшему и падшему в тимение глубины, не возгнушайся мене сквернаго, не презри грешнаго моления моего, не остави мене окаяннаго, яко в погибель злобный враг похитити мя ищет, но умоли о мне рожденнаго от Тебе милосердаго Сына Твоего и Бога, да простит великия моя грехи и избавит мя от пагубы моея, яко да и аз, со всеми получившими прощение, воспою и прославлю безмерное милосердие Божие и Твое непостыдное о мне заступление в жизни сей и в нескончаемом веце. Аминь.

Икона Божией Матери «Взыскание погибших» имеет величайшее значение для православного мира и помогает всем, кто с искренней верой, надеждой и любовью взывает к Царице Небесной. Память иконы совершается ежегодно 18 февраля.

История образа

Этот образ имеет запутанную историю своего происхождения, потому что мировые православные историки так и не обрели единого мнения о том, как и откуда получило распространение чудотворное изображение.

В одном из архиерейских домов прислуживал в должности эконома знатный и благочестивый горожанин Феофил. Но случилось так, что его оклеветали и признали вором. За что он был с позором выпровожен из дома. В нем очень сильно взыграла обида, и мужчина стал сильно роптать на Бога и Его Пресвятую Матерь. Позже он заключил сделку с диаволом и продал ему свою душу.

Вскоре, находясь на грани своей погибели, к нему пришло осознание того, что он содеял. Мужчина опомнился и стал раздумывать о том, как ему исправить тяжелую ситуацию. Он закрылся в святой обители и приказал никого не впускать в ее стены.

Интересно о православии:

  • Чем отличаются староверы и старообрядцы от православных?

Феофил отчаянно и слезно молился пред иконой Богородицы, называя ее «Взыскание погибших». Его отчаяние было настоящим, искренним и слезным, поэтому Дева Мария вняла раскаянию мужчины и объявила ему о прощении грехов.

После этого события Феофил принял иноческий постриг , а свой земной путь он закончил, прославившись в лике преподобных.

Чудотворная икона «Взыскание погибших»

Прославление лика

Прославление иконы случилось в XVII веке. В селении Бор проживал крестьянин Федот Обухов. Он очень любил Бога и часто жертвовал свои сбережения на благолепное украшение сельской церкви.

Однажды в праздник Крещения Господня он отправился в путь на телеге, запряженной лошадью, но в дороге его настигла лютая буря. Дорога была заметена снегом, зверствовал сильнейший мороз, а скотина совсем выбилась из сил и недвижимая остановилась у края оврага.

Федот предвидел свою скорую смерть от переохлаждения и отсутствия любой помощи со стороны, поэтому он укутался в тулуп, лег в сани и замерзая, стал засыпать. Но перед сном он успел помолиться Богоматери и дал обет написать Ее Лик «Взыскание погибших».

В соседнем селении проживал друг Обухова. В страшных завываниях морозной вьюги ему чудился чей-то голос и слово «Возьмите». Он вышел из дома и обнаружил в санях под окном своего друга Федота. Осталось тайной на века то, каким образом попал Обухов к дому своего приятеля.

Оправившись от болезни, Федот принялся за исполнение своего обета. Он обратился за помощью к художнику Гурову. Тот принялся за написание иконы, но объявил слишком высокую цену. Внезапно художника настигла полная слепота, но тот уяснил причину ее происхождения. Он был согласен написать образ за любые, предложенные ему деньги. И тут же вновь обрел зрение.

Получив икону, Федот привез ее в дом своих родителей, а позже перенес в родную сельскую церковь, после чего лик прославился чудесами, исцелениями и знамениями.

Списки иконы

Позже христианам России стали известны другие образы иконы.

Один из них был написан итальянским иконописцем и принадлежал дворянской семье из Москвы.

Предание гласит, что у владельца иконы скончалась супруга, и он один воспитывал троих дочерей.

Он часто молился Деве Марии об их благополучии в жизни. Вскоре девицы обрели любящих мужей и семейное счастье. Благодарный молитвенник передал икону «Взыскание погибших» в храм Рождества Христова в Палашах. Но во время нападения французов на Москву в 1812 году враги разбили чудотворный Лик, но позже икона была восстановлена художником Мягковым.

Интересно. Считается, что именно перед этой иконой великий Лермонтов сложил свою «Молитву странника».

Икона «Взыскание погибших»

Иконографические особенности

На иконе изображена восседающая Богоматерь. На Ее коленях стоит маленький Богомладенец, Он обнимает Мать за шею и прижимается к Ней левой щечкой. Матушка кольцеобразно обнимает Сына.

На некоторых вариантах икон Матушка изображена с покрытой главой, на других с не покрытой, на третьих Ее окружает сонм святых. Верхнюю часть образа украшает картина Крещения Господня.

Помощь с Небес

К Лику Царицы Небесной православные христиане обращаются:

  • если близкие люди отвернулись от Бога, потеряли веру в Него;
  • во времена военных действий для защиты себя и своих родных;
  • для исцеления от болезней глаз, мигрени, прочих тяжелых заболеваний, в том числе онкологических;
  • ради избавления от никотиновой зависимости, алкоголизма, наркомании;
  • ради помощи в обретении семейного счастья и примирении враждующих между собой супругов;
  • незамужние девушки молят пред Богородицей о помощи во

Достоверно установить, когда и как появились образы с таким названием на Руси, сегодня не представляется возможным. Сведения об этом в разных источниках порой значительно отличаются друг от друга. Попробуем собрать воедино разрозненные данные. Возможно, получится цельная картина. Но сначала поговорим о появлении таких икон в православии вообще.

История появления образа

Церковные предания гласят, что первая икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» появилась в VI веке. Согласно легенде, инок Феофил, оклеветанный и изгнанный из дома архиерея, затаил в душе большую обиду. Отвернулся он от Бога и Матери Его и вступил в союз с дьяволом.

Но на пороге духовной гибели Феофил испугался содеянного и горячо просил Богородицу о спасении, называя её «Взыскание Погибших». Пресвятая Мать, услышав искренние молитвы его, приняла искреннее раскаяние падшего, даровала прощение и освободила от обязательств перед дьяволом.

Спасённый Феофил посвятил остаток жизни служению Богу и был прославлен в лике святых.

Ранние русские образы «Взыскание Погибших»

В московском Храме Воскресение Словущего хранится русская икона «Взыскание Погибших», впервые упоминавшаяся в церковных записях 1548 года. Предположительно, извод принадлежит кисти итальянского мастера.

Легенды рассказывают, что в 1666 году раненый воевода Саратова, Кадышев, исцелился в момент явления ему такого образа. Воин, готовившийся к смерти, увидел в Волге чудесную икону и встал на ноги. Много ещё чудес сотворила эта икона Богородицы «Взыскание Погибших».

Двести лет спустя Кадышева, потомок знаменитого воеводы, организовала в селе Раковка женский монастырь и стала его первой настоятельницей. Главной святыней этой обители стала фамильная ценность: икона Божьей Матери «Взыскание Погибших». Чудотворная икона исцелила многих верующих и прославилась далеко за пределами Поволжья.

Граф Шереметьев в благодарность за излечение своего сына заказал для этой иконы дорогой золочёный киот, украшенный драгоценностями.

Чудотворная Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших»

Особое почитание образов с таким названием на Руси началось с прославления Борского извода.

Красивое предание гласит о чудесном спасении Обухова Федота. В лютый мороз крестьянин выехал из дома и по пути заблудился. К ночи несчастный вконец обессилел и замёрз. Лёг он в сани и стал горячо молиться Божьей Матери. Дал он в тот момент обет, что если останется жив, закажет список образа Божьей Матери «Взыскание Погибших» и подарит его приходской церкви.

Чудесным образом сани оказались у крестьянского дома. Хозяин этой избы вдруг услышал женский голос, приказавший: «Возьмите!» Выйдя на улицу, он обнаружил Федота, замерзающего в санях.

Чудеса продолжались. Верный данному обету, Федот обращается к иконописцу Гурову. Но тот требует такую сумму за работу, которой у Обухова нет. Едва Федот вышел за двери, иконописец ослеп — очередное чудо Пресвятой Богородицы. Осознав, что это наказание за алчность, Гуров обещает написать извод за любую цену. И тут же зрение вернулось!

Другие чудотворения святого образа

Икона Божьей Матери «Взыскание Погибших» была написана и пожертвована Федотом Обуховым церкви в селе Бор. Многие приходили поклониться этой иконе и попросить её заступничества. Вскоре на пожертвования прихожан был построен новый прекрасный храм.

И снова чудо: церковный староста во сне увидел, где будет впоследствии стоять эта икона. А в скором времени из Синода был получен указ о строительстве храма именно на этом месте.

В 1871 году Борская икона Богородицы «Взыскание Погибших» спасла город Серпухов от холеры. Во время принесения случилось ещё одно чудо: немой мальчик, до того дня не ходивший, вдруг заговорил и встал на ноги. В благодарность жители Серпухова принесли в дар Борскому храму Евангелие с изображением этой иконы и записями о сотворённом чуде.

Этот образ был утрачен с приходом советской власти. Но в 1985 году в церковь Воскресения Христова Тарусского района был передан список борской иконы. О том, что это копия известного почитаемого образа, свидетельствует надпись на нём.

«Взыскание Погибших» в Серпухове

Ежегодно, начиная с 1892 года, торжественный Крестный Ход доставлял эту святыню в город Серпухов. Каждый верующий мог поклониться святыне и просить Божью Матерь о помощи. Особой удачей для православных серпуховчан была возможность принять этот образ для молебна в собственном доме.

Обычай был нарушен с установлением советской власти в России после Октябрьской революции. Храм, в котором хранилась эта чудотворная икона, сравняли с землёй. Многие образы были потеряны.

Но верующие продолжали поклоняться этой святыне и бережно хранили её копии. Один из таких списков находился в Троицком храме. Однако и эта церковь была закрыта в 1961 году. А чудотворная икона на 35 лет стала недоступной для верующих, так как всё это время находилась в хранилищах историко-художественного музея города Серпухова.

Возвращение святого образа в лоно церкви

Но в июне 1996 года святая икона «Взыскание Погибших» снова появилась в Серпухове: её временно поместили в Ильинский храм для молитв. Это событие стало большим праздником для многих жителей. Цветы, колокольный звон и церковное песнопение заполнили город в этот день.

Крестный Ход доставил чудотворный образ из Высоцкого монастыря в Ильинский храм. С раннего утра площадь при монастыре заполнили многочисленные паломники. А многие даже ночевали там.

В городских храмах состоялись торжественные богослужения. Бесконечный поток верующих, желающих причаститься и исповедоваться, двигался к Трехсвятительскому храму. Исповедовали в этот день несколько священников одновременно. Много народа собралось на центральной площади, где был прочитан Акафист иконе «Взыскание Погибших».

Окончательно образ Божьей Матери «Взыскание Погибших» был возвращён верующим в 1997 году. 18 мая святыня была передана Серпуховским историко-художественным музеем Высоцкому монастырю. Этот день стал большим праздником для православных серпуховчан. Сейчас образ доступен для верующих и продолжает творить чудеса.

Московская икона «Взыскание Погибших»

Велика любовь Матери Божьей к людям и безгранична милость её. В России найдётся не одна чудотворная икона «Взыскание Погибших». В Москве есть храм Воскресения Словущего, возведение которого относят к середине XVII века. Богослужения здесь не прекращались никогда. Икона «Взыскание Погибших» - одна из главных святынь этого храма.

Предание гласит, что представителя некогда богатой дворянской семьи стали преследовать беды: сначала смерть жены, а затем угроза полного разорения. Многодневные горячие молитвы перед этой домашней святыней отвели от его семьи нищету и несчастья.

В знак благодарности спасённый пожертвовал эту икону Храму Рождества Христова в Палашах. В 1812 году войска Наполеона разрушили церковь, а икону «Взыскание Погибших» разрубили на несколько частей. Но даже в таком виде образ не потерял своей силы, приносил исцеление больным и творил чудеса. Восстановленный храм работал до 1934 года и был закрыт. Утварь и иконы передавались в другие церкви и монастыри. Святой образ «Взыскание погибших» не сразу нашел себе новый дом.

Богородица сама выбирает себе обитель

Интересно, что при попытке перевезти икону в Пименовскую церковь повозка не сдвинулась с места. Решив, что сама Богородица не желает находиться там, выбрали новое место хранения святыни - Воскресную церковь, располагавшуюся на Малой Бронной. В этот раз кони буквально летели к месту назначения.

А когда и эту церковь снесли, икона «Взыскание Погибших» нашла своё последнее пристанище в Храме Воскресения Словущего.

Другие прославленные российские образы «Взыскание Погибших»

В Мариенбурге, в церкви Покрова Божьей Матери хранится список с самарского образа «Взыскание погибших». Эта икона была создана в 1888 году монахинями Раковской женской обители.

После революции этот образ был утрачен, но чудом обретён в 50-х годах прошлого столетия в Мариенбурге. Долгое время он находился буквально под ногами: его положили в качестве доски на пешеходный мост. Находку поместили в храм Покрова Божьей Матери города Мариенбурга. Примечательно, что накануне празднования дня памяти иконы «Взыскание Погибших» в феврале 1994 года эта икона начала мироточить.

Особо почитаются иконы «Взыскание Погибших», которые хранятся в московских храмах.

Свято-Успенский мужской монастырь, расположенный в Тульской области, стал местом хранения и почитания списка иконы Божией Матери «Взыскание Погибших», созданным для церкви Успения Божией Матери в селе Себино.

Интересные факты об иконе «Взыскание Погибших» из Раковского монастыря

Сохранились рукописи, в которых засвидетельствованы чудесные изменения внешнего вида этого образа. В обычное время Раковская икона Пресвятой Богородицы «Взыскание Погибших» была тёмной, изображения на ней едва просматривались. Но иногда образ вдруг просветлялся, как будто свет изливался изнутри. Это считалось Божьим посланием о радостных событиях. Описаны случаи появления на лике и руках Божией Матери и Младенца капель миро. Это происходило в период с мая по октябрь месяцы 1895 года, со времени освящения нового каменного храма Свято-Троицкого монастыря.

Иконография образов «Взыскание Погибших»

Изводы этого типа являют нам Матерь Божью сидящей. На её коленях стоит Младенец Христос. Он обнимает Мать руками за шею, прижимается левой щекой к её лику. Руки Царицы Небесной образуют кольцо вокруг фигуры Младенца, пальцы её плотно сцеплены.

Существовало несколько вариантов икон этого типа — с покрытой или непокрытой головой, иногда руки Богородицы изображались не сцепленными.

Иногда в композицию включались дополнительные элементы: окно с пейзажем или изображения святых. Так, на московском образе Богородица изображена с непокрытой головой в окружении святых.

Примечательны размеры Борской иконы. Ширина её 1 метр 25 сантиметров, а высота превышает 2 метра. В верхней части иконы - изображение Крещения Христова. Это связано с тем, что крестьянин Обухов спасся от смерти именно в праздник Крещения. По преданию, эту огромную икону Федот принёс в храм на руках. Так он почтил Богородицу за чудесное спасение.

Почему эти образы так именуют?

Попробуем разобраться, какой смысл заключает в себе икона «Взыскание Погибших». Что означает это название? Оно само говорит за себя: Матерь Божья в своей бесконечной любви к человечеству всегда готова удостоить прощения (взыскать) и помочь тому, кто находится на краю гибели. Эти образы - символ Богородицы, которая неустанно молится о безнадёжных больных. Пресвятая Мать спасает погибающих в нищете и возвращает к вере людей, утонувших в пороках.

«Взыскание Погибших» - икона, значение которой можно кратко описать так: это последняя надежда для того, кто впал в отчаяние и не может помочь себе сам.

Именно к этим образам идут матери с просьбой о спасении младенцев. Икона, неоднократно являвшая чудеса избавления детей от болезней и страданий, считается покровительницей и заступницей малолетних.

О чём молятся верующие перед иконой Богородицы «Взыскание Погибших»?

К этому образу обращаются с горячими просьбами тяжело больные и их родственники. Она помогает избавиться от пороков, например, от алкогольной зависимости. К этим иконам идут раскаявшиеся грешники, отвернувшиеся от Бога. Женщины просят в своих молитвах перед «Взысканием Погибших» о счастливом браке и здоровье детей.

К этому образу идут просить исцеления для больных близких, находящихся при смерти. В военное время верующие взывают к Богородице, умоляя защитить воинов на поле брани.

Молитва иконе «Взыскание Погибших» помогает при болезнях глаз, лихорадке, головной боли. Важно, чтобы просьбы шли от чистого сердца и были полны веры в Бога. Только тогда Матерь Божия явит свою милость и силу заступничества.

Обращаться к Пресвятой Матери можно простыми искренними словами, которые идут от души. Но лучше выучить молитвы, которые можно найти даже интернете. А еще лучше для этого сходить в храм.

В церковном календаре 5 (18) февраля установлен день памяти иконе Богородицы «Взыскание Погибших».

Православные традиции продолжаются

На Руси возникают всё новые храмы иконы Божией Матери «Взыскание Погибших». Только один пример — по инициативе Харьковского союза ветеранов Афганистана в 2007 году было начато строительство часовни в память о погибших участниках локальных войн.

Часовня была задумана, чтобы увековечить память 19-летнего пограничника Евгения Родионова, погибшего «за веру» в 1996 году. 100 дней в плену не изменили убеждений молодого бойца, он мужественно встретил смерть. Евгений почитается православными как мученик за веру.

А уже летом 2008 года митрополит Харьковский и Богодуховский Никодим благословил преобразование часовни в храм. Главной святыней стала икона «Взыскание Погибших». Фото этого храма вы можете видеть ниже.

26-метровую церковь венчает крест, изготовленный в Украине. Проект храмового комплекса включает в себя колокольню и прицерковный парк.

23 августа 2008 года стал двойным праздником для харьковчан: годовщина освобождения города от фашистских оккупантов и освящение нового храма в честь иконы Богородицы «Взыскание Погибших».

«Взыскание погибших» - икона, значение которой для православных трудно переоценить. Таких богородичных образов не так много, но почти все они являются чудотворными.

“Взыскание погибших” – почему такое имя получила икона Пресвятой Богородицы? Не наш ли Господь – это “не Бог мертвых, но Бог живых”.

Божия Матерь – последнее пристанище и последняя надежда для тех, кто уже почти совершил роковой шаг и переступил порог смерти. Смерть – не обязательно физическая, но духовная. Когда человек находился во власти греха и не смог вырваться.

Существует предание о том, что в XVII веке в Калужской губернии жил некий крестьянин Федот Обухов, известный своими богобоязненностью и благочестием. На Крещение, в самые морозы, в пути его застала пурга. Лошади устали, впереди был лишь непроходимый овраг, а сам Федот стал засыпать, что, как известно, приводит замерзающего к неминуемой гибели. Из последних сил он взмолился Пресвятой Богородице, дав обет, что в случае спасения – сделает для приходского храма икону “Взыскание погибших”, ведь сам он висел на волосок от гибели. Случилось чудо: другой крестьянин, который пережидал пургу дома, услышал под окном чудесный голос, который сказал ему “возьмите”. Пытаясь узнать, в чем дело, он вышел навстречу непогоде и увидел замерзающего человека.

Им был Федот Обухов, выполнивший впоследствии свой обет. Борская икона “Взыскание погибших” стала чудотворной. Немало исцелений и историй спасения произошло по молитве перед ней. Образ иконы очень интересен – Богородица склоняется к Младенцу Иисусу. Это – пик материнской любви. Она утешает скорбь Младенца. По любви к нам Господь спасает нас тогда, когда кажется, что это уже невозможно.

Достоверных сведений о появлении иконы нет. Многие считают, что на написание образа благословила иконописца Матрона Московская.

Известно одно, образ прославляет Богородицу многочисленными чудесами и исцелениями, совершаемыми по молитве перед ним. Ведь нет родительской любви сильнее, чем любовь нашего Небесного Отца.

Икона Божией Матери “Взыскание погибших”

Списки иконы Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Воскресения Словущего на Успенском Вражке (Москва);
  • В храме Положения Ризы Господней в Москве;
  • В Высоцком мужском монастыре (Серпухов);
  • В Никольском соборе (Серпухов).

Молитвы перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

Заступнице усердная, благоутробная Господа Мати!

К Тебе прибегаю аз окаянный и паче всех человек грешнейший, вонми гласу моления моего и вопль мой и стенание услыши.

Яко беззакония моя превзыдоша главу мою, и аз, якоже корабль в пучине, погружаюся в море грехов моих. Но Ты, Всеблагая и Милосердая Владычице, не презри мене отчаяннаго и во гресех погибающаго, помилуй мя, кающагося во злых делех моих, и обрати на путь правый заблуждшую окаянную душу мою.

На Тебе, Владычице моя Богородице, возлагаю все упование мое. Ты, Мати Божия, сохрани и соблюди мя под кровом Твоим, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

О, Пресвятая и Преблагословенная Дево, Владычице Богородице, Споручнице грешных и Взыскание погибших! Призри милостивным Твоим оком на нас, предстоящих пред святою иконою Твоею и со умилением молящихся Тебе: воздвигни нас из глубины греховныя, просвети ум наш, омраченный страстьми, и уврачуй язвы душ и телес наших. Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице, Ты веси вся немощи и согрешения наша, к Тебе прибегаем и вопием: не остави нас Твоею небесною помощию, но предстани нам присно и Твоим неизреченным милосердием и щедротами спаси и помилуй нас погибающих. Даруй нам исправление греховныя жизни нашея и избави нас от скорбей, бед и болезней, от напрасныя смерти, ада и вечныя муки. Ты бо, Царице и Владычице, скорая Помощница и Заступница всем притекающим к Тебе, и крепкое Прибежище грешников кающихся. Подаждь убо нам, Преблагая и Всенепорочная Дево, христианский конец живота нашего мирен и непостыден и сподоби нас Твоим ходатайством вселитися в обителех Небесных, идеже непрестанный глас празднующих радостию славит Пресвятую Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

В чем помогает молитва перед иконой Божией Матери “Взыскание погибших”

  • Перед иконой молятся об исцелении от недугов;
  • О помощи в безнадежных ситуациях;
  • О спасении во время бедствий;
  • О защите от власти греха.

(празд. 5 февр.), под этим названием известны неск. чудотворных икон. Служба с акафистом «В. п.» составлена во 2-й пол. XIX в. на основе общей службы Пресв. Богородице, молитвословий и службы празднику Сретение Господне; молитва взята из рус. текста повести «О покаянии Феофила, эконома церковного, во граде Адане» (VII в.), известной на Руси с XVII в., где впервые появляется эпитет «Взыскание погибших» по отношению к Богоматери. Сюжет восходит к IV в.: инок Феофил, служивший при архиерейском доме, был оклеветан и изгнан оттуда. От несправедливости он возроптал на Господа и заключил союз с диаволом, подписав с ним хартию. Раскаявшись в своем отступничестве, инок неусыпно молил Божию Матерь перед Ее иконой о прощении, называя Богородицу «Взысканием погибших». Моление Феофила было услышано, и Пресв. Богородица, возвестив о прощении грехов, вернула подписанную им хартию. Об иконографии образа, перед к-рым молился Феофил, сообщений нет.

Начало почитания иконы c таким названием в России приходится на XVIII в., когда прославились чудотворениями неск. образов, связанных с повестью «О покаянии Феофила» только эпитетом Богоматери.

«В. п.» из ц. св. Георгия г. Болхова Орловской губ.,

по преданию, была написана в 1707 г. (размер ок. 210´ 120 см). В наст. время местонахождение этой иконы, наиболее ранней из известных образов с таким названием, неизвестно; храм в 2003 г. передан РПЦ и восстанавливается.

«В. п.» из с. Бор Тарусского у.

Калужской губ. (ныне Жуковский р-н Калужской обл.) прославилась в 1-й пол. XVIII в. Крестьянин Федот Алексеевич Обухов из дер. Вязовны в приходе с. Бор, занимавшийся скупкой пеньки и конопляного семени, был застигнут по пути в с. Голдаево вьюгой и сбился с дороги, оказавшись на краю непроходимого оврага. Обессилев, он выпряг лошадь, привязал ее к саням, а сам лег в них. Почувствовав, что замерзает, он взмолился о помощи к Божией Матери и дал обет написать список с Ее иконы, находящейся в Георгиевской ц. Болхова, для храма своего села. Необъяснимым образом лошадь и сани с лежавшим в них без сознания Федотом оказались у ворот крестьянина Рыданских постоялых дворов Генеральчикова, к-рый, находясь в избе, услышал голос: «Возьмите». Федота нашли и, обогрев, вернули к жизни. С просьбой написать список с иконы Федот обратился к художнику из Болхова Гурову. Тот согласился написать образ, но назначил слишком высокую цену, однако был вразумлен настигшей его слепотой. Пообещав сделать работу за любую предложенную цену, Гуров прозрел. Написанную им икону Обухов, исполнив обет, пожертвовал в ц. во имя свт. Николая, архиеп. Мирликийского с. Бор. В 1798 г. на средства паломников, приходивших к иконе, был воздвигнут каменный храм. Место его постройки было указано Богородицей в тонком сне старосте церкви. Один из приделов был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих р адость», ок. 1780 г. туда была перенесена «В. п.». В 1849-1853 гг. в благодарность за избавление от холеры возвели новый каменный храм и освятили его во имя иконы Божией Матери «В. п.» (не сохр., последний настоятель свящ. Михаил Виноградов арестован в 1937).

Особенностью этой иконы (размер ок. 200´ 125 см) было изображение в ее верхней части «Крещения Господня» в память спасения крестьянина Федота Обухова в этот праздник. Ее украшала серебряная с позолотой риза весом более 16 кг (утрачена). Икона была известна также под названием «Борская Покровенная», т. к. в отличие от др. икон «В. п.» Пресв. Богородица была изображена на ней в традиц. мафории.

В архиве Калужской Духовной консистории хранятся свидетельства о чудесах от иконы. В июне 1850 г. сады с. Гостешева Тарусского у. были избавлены от нашествия гусениц («червя») по молебному прошению перед принесенным из с. Бор образом. В память об этом событии был установлен ежегодный крестный ход с чудотворной иконой. В 1868 г. перед иконой, принесенной в с. Татьянинское Тарусского у., был отслужен молебен об избавлении от засухи. В тот же день пролил дождь и жители постановили ежегодно устраивать в селе крестный ход с иконой; на 4-й год за несоблюдение этого обета выпал град, опустошивший поля и луга. Икона явила чудо в 1848 г., отведя от сел Тарусского у. эпидемию холеры. В 1871 г. служащие фабрики Коншина г. Серпухова получили разрешение Московского митр. Иннокентия (Вениаминова) и Калужского архиеп. Григория (Митькевича) принести в город «В. п.» для избавления от холеры. 29 авг. вокруг города был совершен крестный ход, после чего эпидемия пошла на убыль. Благодарные жители Серпухова пожертвовали в борскую церковь литой серебряный с золотом крест и напрестольное Евангелие в таком же окладе с изображением «В. п.» и памятной надписью.

Первоначально праздник иконе из с. Бор приходился на 7 марта, с 1857 г.- на 5 февр. (после согласования дня чествования одноименных икон, происходящих из разных мест). Судьба иконы после 1917 г. неизвестна.

Список иконы из с. Бор, выполненный, очевидно, в кон. XIX - нач. XX в., находился в ц. Воскресения Христова с. роща. После его закрытия в 60-х гг. был перенесен в Успенскую ц. с. Истомина, где находился до закрытия храма в 1975 г. 4 февр. 1985 г. список с Боровской иконы «В. п.» был передан в ц. Воскресения Христова г. Тарусы неизвестными жертвователями. О близости этой иконы к своему оригиналу свидетельствуют ее размеры (210´ 120 см), включение композиции «Рождество Христово» и надпись в нижней части: «Подобие чудотворной иконы, именуемой Взыскание погибших, находящейся в церкви села Бора Тарусского уез. Калуж. епархии». До 1975 г. икону украшала риза (местонахождение неизвестно).

К иконографии иконы из с. Бор восходит также чтимый образ «В. п.» из московской ц. свт. Николая в Кузнецкой слободе. По нек-рым сведениям (Богословский . С. 55), список находился и в ц. Петра и Павла на Преображенской пл. (снесена в 1964).

«В. п.» из Раковского во имя Св. Троицы мон-ря

почитается в Самарском крае и Поволжье с нач. 60-х гг. XIX в. Основным источником сведений о ней является очерк самарского свящ. Петра Альбицкого, составленный в 1896 г. по поручению еп. Самарского и Ставропольского Гурия (Буртасовского) . Свящ. П. Альбицким были использованы рукописные материалы, присланные в 1893 г. настоятельницей Раковского во имя Св. Троицы жен. мон-ря . игум. Анатолией (Тейс), на протяжении 23 лет являвшейся очевидицей мн. чудес от иконы. Среди 5 рукописей, посвященных «В. п.», одна была записана со слов владелицы иконы Анны Ивановны Кадышевой «первым священником Раковской общины», др. переписана дочерью Кадышевой «с рукописной тетради ея матери». Еще одна рукопись озаглавлена «Дело по ходатайству настоятельницы Раковской Свято-Троицкой женской общины о дозволении ношения св. иконы Божией Матери «Взыскание погибших» по селениям Самарской епархии уездов Бугурусланского и Ставропольского. Началось 9-го ноября 1862 г.». Рукописи содержат сказания о чудесах от иконы, происшедших в 1861-1895 гг. (описано 37 чудотворений: исцеления от болезней, избавления от засухи и саранчи).

«В. п.» была фамильной святыней дворянского рода Кадышевых. Согласно семейному преданию, она приплыла по Волге к Саратову и была явлена местному воеводе Кадышеву в 1666 г. (Альбицкий . С. 123) или во 2-й пол. XVIII в. («Поездка в Раковскую жен. пустынь...». С. 441). Обретение иконы ознаменовалось исцелением воеводы и чудесным обличением похитителей церковного имущества. После смерти мужа А. И. Кадышева решила посвятить свою жизнь Богу. С 1859 г. она стала устроительницей и настоятельницей жен. монашеской общины близ с. Раковка Самарской губ., куда принесла с собой чудотворную икону. По свидетельству одной из сестер Раковской обители М. В. Тихановой, сопровождавшей Кадышеву во время ее пребывания в С.-Петербурге, после водосвятного молебна перед иконой «В. п.» исцелился 11-летний сын гр. Шереметева. Известие об этом дошло до митр. Московского Филарета (Дроздова) , пожелавшего увидеть икону. На средства гр. Шереметева, решившего в благодарность за исцеление сына украсить икону, по рисунку свт. Филарета был создан серебряный позолоченный киот в виде сияния, с литыми по сторонам ангелами и венцами из драгоценных камней над главами Богородицы и Младенца. В 1866 г. была сделана серебряная риза с украшениями из эмали, бриллиантов, бирюзы и жемчуга. Вероятно, именно этот драгоценный убор украшает икону в наст. время.

Первоначально «В. п.» находилась над царскими вратами в Свято-Троицкой теплой домовой ц. настоятельского корпуса; для поклонения молящихся ее спускали на шнурах. С 20 мая 1895 г. на летнее время икона переносилась в новый каменный Свято-Троицкий храм. С 1862 г. ее приносили из мон-ря в г. Ставрополь (совр. Тольятти Самарской обл.), Мелекесский завод (совр. Димитровград Ульяновской обл.), в села Самарского, Ставропольского и Бугурусланского уездов для совершения молебнов. По просьбе жителей Самары Святейшим Синодом было дано разрешение ежегодно на 2 месяца доставлять икону в город для поклонения.

В 1924 г. монахини мон-ря отказались передать ее обновленческому архиеп. (председателю епархиального управления) Александру Анисимову (?), о чем он 17 сент. того же года писал в донесении представителям местной власти (ГА Самарской обл. Ф. Р-857. Оп. 5. Д. 62. Л. 4). После закрытия Раковского мон-ря в 1928 г. икона, вероятно, сохранялась в близлежащем селе, на квартире у оставшихся в живых монахинь. По свидетельствам современников, в 30-х гг. в Покровском храме г. Самары (в 1935-1991 Куйбышев), принадлежавшем тогда обновленцам, а в 1941 г. ставшем кафедральным собором Куйбышевской и Сызранской епархии, находилась икона «В. п.», но, по заключению еп. Куйбышевского Иеронима (Захарова) , это был позднейший список с чудотворной иконы. Согласно распоряжению еп. Иеронима, в 1953/54 г. в Покровский кафедральный собор была перенесена икона «В. п.», сохранявшаяся раковскими монахинями, в соборе она пребывает и в наст. время. По вторникам перед иконой поется акафист; в день ее празднования совершаются торжественный молебен и крестный ход; икона участвует в проводимом ежегодно в сер. сент. крестном ходе вокруг города.

Икона писана на доске без ковчега. Ее размеры (31,7´ 23,9 см) близки описанным свящ. П. Альбицким. Богоматерь облачена в платье красно-коричневых тонов, плат на Ее главе и хитон Младенца обильно разделаны золотом. Поверх авторского слоя темперной живописи сделаны грубые прописи в области глаз, носа и губ. Характер личного письма и иконография иконы указывают на ее близость к памятникам, выполненным под влиянием зап. (итал. или критских) образцов в кон. XVIII в.

В рукописях Раковского мон-ря было зафиксировано чудесное изменение вида иконы: обычно она была темной и черты ликов едва различались; иногда образ просветлялся («как бы лучи и сияние исходят»), что рассматривалось как предвестие радостного события. Известны случаи появления на лике Божией Матери, лике и руках Младенца капелек мира, напр., с мая по окт. 1895 г., во время освящения нового Свято-Троицкого каменного монастырского храма, придел к-рого был посвящен «В. п.», и совершавшихся перед иконой молебнов в домах жителей окрестных сел.

По словам Кадышевой, в нач. 60-х гг. XIX в., во время ее остановки в Н. Новгороде по пути из С.-Петербурга, Нижегородский еп. Нектарий (Надеждин) пожелал иметь копию с иконы, к-рая была выполнена инокиней Дивеевского мон-ря. Она находилась в Нижегородском Спасском (Ярмарочном) соборе. Др. копия, написанная настоятельницей Раковского мон-ря игум. Анатолией, хранилась в крестовой церкви Самарского архиерейского дома, близ правого клироса. Судьба этих 2 списков неизвестна.

В самарском храме апостолов Петра и Павла находится копия, написанная, как значится на обороте, «в подобие и меру», крестьянином с. Утёвка Бузулукского у. Самарской губ. Григорием Журавлёвым 13 февр. 1888 г. Этот список, как и все др. иконы, Журавлёв, инвалид по рождению, лишенный рук и ног, выполнил, держа кисть зубами.

В 50-х гг. XX в. в р-не Мариенбург г. Гатчина Ленинградской обл. была обретена икона «В. п.», в советские годы бывшая частью настила пешеходного моста. Из надписи на иконе известно, что она «сооружена» 31 окт. 1888 г. усердием настоятельницы Свято-Троицкого Раковского мон-ря Самарской губ. и того же уезда игум. Анатолии с сестрами в память чудесного избавления имп. Александра III и его семьи «от опасности при крушении поезда» (17 окт. 1888 г. близ ст. Борки). В наст. время этот образ находится в ц. Покрова Божией Матери в Мариенбурге. 17 февр. 1994 г. на всенощной в канун празднования «В. п.» образ начал мироточить.

«В. п.» из с. Малижина Богодуховского у.

Харьковской губ., по преданию, была обретена ок. 1770 г.; прославлена исцелением помещицы Лесницкой и троекратным избавлением этой местности от холеры. Др. сведений об иконе нет.

«В. п.» ц. Рождества Христова в Палашах в Москве

(в наст. время в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке) датируется 1802 г. (см.: О Тебе радуется: Рус. иконы Богоматери XVI - нач. XX в. М., 1995. С. 62. Кат. 50). По преданию, владелец этой иконы был вдов и один воспитывал 3 дочерей. Его молитвы перед образом Пресв. Богородицы о благополучии дочерей были услышаны: они счастливо вышли замуж, а благодарный отец, как ему было указано в сонном видении, передал семейную святыню в свой приходской храм Рождества Христова в Палашах. Во время разорения французами Москвы в 1812 г. икона была разбита на части и брошена вместе с др. церковным имуществом. После ее обретения была восстановлена стараниями худож. Т. Г. Мягкова. В 1815 г. в Рождественской ц. на месте прежнего Покровского придела по ходатайству прихожан был устроен и освящен придел в честь «В. п.», где икона находилась до разрушения храма (1935-1937). Затем образ перенесли на короткое время сначала в ц. Воскресения словущего на М. Бронной ул. (разобрана в 1935, снесена в 1938), затем в ц. Вознесения Христова («Малое Вознесение») на Б. Никитской ул. (закрыт в 1937), в наст. время «В. п.» находится в ц. Воскресения словущего на Успенском вражке. В 1981 г. от оставленной свечи возник пожар, пострадал киот иконы, однако образ остался невредим. В 1982 г., после обновления киота, «В. п.» была перенесена на солею, слева от царских врат главного придела.

Образ написан маслом в традициях западноевроп. живописи. На полях изображены святые - небесные покровители прежних владельцев: мч. Мамант, ап. Филипп, прав. Анна, свт. Николай Мирликийский, прмц. Параскева, вмц. Екатерина.

В день празднования «В. п.» в палашевском храме литургию совершали Московские митрополиты или викарные архиереи, неоднократно служил Патриарх свт. Тихон. Традиция совершения литургии 5 февр. архиерейским чином сохранилась и после перенесения иконы в воскресенскую ц. на Успенском вражке; по воскресным дням перед иконой читается акафист.

В Успенском соборе новомосковского Свято-Успенского муж. мон-ря

Тульской обл.(с 1992), слева от иконостаса, рядом с ковчегом с частицей мощей блж. старицы Матроны, в киоте хранится образ «В. п.», написанный по ее просьбе и ранее находившийся в ц. Успения Божией Матери в с. Себине Тульской обл. На полях иконы изображены свт. Николай Мирликийский и мч. Лавр. Икона украшена серебряной чеканной ризой. В воскресные дни перед ней совершается молебен с чтением совмещенного акафиста иконе и блж. Матроне (др. образ, созданный также по воле старицы, в наст. время пребывает в московском жен. мон-ре в честь Покрова Пресв. Богородицы).

Особенности иконографии

Под названием «В. п.» известны 2 извода, восходящие к разным чтимым протографам. Их сходство ограничивается положением стоящего справа в рост Младенца Христа, левой ручкой охватывающего шею Богоматери, правой прикасающегося к горловине ее платья. Различаются положения голов Богоматери и Младенца: на иконах, повторяющих болховский образец (иконы из с. Бор и г. Таруса, из московской ц. свт. Николая в Кузнецах), лики не соприкасаются; в др. варианте (иконы из раковского мон-ря, из московской ц. Рождества Христова в Палашах и др.) Младенец приникает к щеке Богоматери. Различия касаются и положения рук Богоматери, что является характерным отличительным моментом для извода 2-го типа: руки Богородицы кольцом охватывают Младенца, пальцы плотно сцеплены между собой; в 1-м типе кисти рук, придерживающих Младенца, расположены близко друг к другу, но не соприкасаются, сохраняя молитвенный жест. Во 2-м изводе Богоматерь изображена сидящей, так что Младенец, обе ножки Которого (левая отведена назад) видны из-под хитона, стоит на Ее правом колене (или коленях); в 1-м варианте Младенец опирается ножками о подобие парапета, на передней части к-рого надпись-посвящение. На иконах 1-го типа на голове Богородицы традиц. мафорий; на иконах, подобных образу раковского мон-ря, Ее голову покрывает спускающийся на плечи до середины груди плат, из-под него видны пряди волос; на московской иконе волосы Богородицы не прикрыты и свободно спадают на плечи.

Иконография богородичных образов 1-го типа известна с XII в. (мозаика ц. св. Франчески в Риме, 1130-1143 гг., рельеф в капелле Дзен в соборе Сан-Марко в Венеции, XIII в.) и получила распространение на Руси с почитанием Феодоровской (посл. треть XIII в.), Толгской (кон. XIII в.) икон Божией Матери. Несмотря на известность в рус. традиции этой иконографии, ее появление в XVIII в. в варианте «В. п.» может быть обусловлено влиянием зап. художественной культуры, в т. ч. воспринятой через посредство укр. иконописи. О косвенном влиянии зап. образца в изводе 1-го типа можно судить по характерным изображениям херувимов по сторонам Богоматери с Младенцем; не свойственна для традиц. иконописания и переброшенная от ножек Младенца через Его плечо развевающаяся ткань, отдаленно напоминающая гиматий. Более ярко это влияние выражено в иконах др. извода, в написании одежд Богоматери и пейзажа, к-рый виден через окно архитектурного портика.

Гимнография

В совр. рус. Минее на февр. (Минея (МП). Февр. С. 175-189) помещено полиелейное последование «В. п.». В него входят в т. ч., следующие элементы: 2 тропаря, 7-го гласа (« ») и 4-го гласа (« »); канон 4-го гласа (ирмос: « », нач.: « »); в последовании использованы общие кондаки Богородицы 6-го гласа: « » и « ».

Арх.: ГА Калужской обл. Ф. 33. Оп. 2. Д. 2209. Л. 34.

Лит.: Рождественский А ., свящ . Сказание о иконе Божией Матери «Взыскание Погибших, что в с. Бор» // Калужские ЕВ. 1864. № 24. С. 436; Поездка в Раковскую жен. пуст. Самарской губ. // ДЧ. 1882. Авг. С. 432-443; Ливанов И ., свящ . Преобразование Св.-Троицкой Раковской жен. общины в мон-рь // Самарские ЕВ. Ч. неофиц. 1887. № 4. С. 65-76; Альбицкий П ., свящ . Исторические сведения об иконе Божией Матери, именуемой «Взыскание погибших», находящейся в Св.-Троицком Раковском жен. мон-ре Самарской еп. и уезда (1666-1895 гг.) // Там же. 1896. № 3. С. 103-107; № 4. С. 122-138; Кременский Е . В ., свящ . Иконы Божией Матери, именуемые «Взыскание погибших». М., 1898, 19033; Никольский В ., свящ . Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших», что при моск. Христорождественской в Палашах церкви. М., 1900; Борская икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Калужская старина. Калуга, 1903. Т. 3. С. 1-3; Кондаков Н . П . Иконография Богоматери: Связи греч. и рус. иконописи с итал. живописью раннего Возрождения. СПб., 1910. С. 54-67, 201; Соколов П ., свящ . Икона Божией Матери, именуемая «Взыскание погибших». М., 1912; Никольская Ю . «Взыскание погибших». М., 1914; Троицкий В ., прот . Икона Божией Матери «Взыскание погибших». Тверь, 1914; Богословский Т . М . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // ЖМП. 1945. № 5. С. 54-56; Праве Л . Икона Божией Матери «Взыскание погибших» // Там же. 1980. № 2. С. 24-26; Антонов В . Церковь Покрова Пресв. Богородицы в Мариенбурге // С.-Петербургские ЕВ. 1991. Вып. 8. Окт. С. 87; Морозова-Утенкова Е . Седьмое начало: История восстановления храма Воскресения Христова в Тарусе Калужской еп. Таруса, 1998. С. 53-57. Ил. на с. 52; Правосл. святыни Самарского края. Самара, 2001. С. 63; Раковский Св.-Троицкий жен. мон-рь (1859-1927 гг.) // Мон-ри Самарского края (XVI-XX вв.). Самара, 2002. С. 65-70.

Э. В. Шевченко, инокиня Вероника (Горячева)