В каком веке правил василий 3. Тайна Соломонии Сабуровой первой жены государя Василия III




Великий князь Московский и всея Руси (1505-1533).

Василий III Иванович родился 25 марта 1479 года. Он был сыном великого князя (1440-1505) и . Отец стремился передать всю полноту власти своему сыну от первого брака Ивану Ивановичу Молодому и еще в 1470 году объявил его своим соправителем, но тот скончался в 1490 году.

Последовавшая за этим борьба за определение будущего наследника престола закончилась победой Василия Ивановича. Сперва он был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским, а в 1502 году - Великим князем Московским и Владимирским и всея Руси самодержцем, то есть стал соправителем отца.

После смерти в октябре 1505 года Василий III Иванович беспрепятственно вступил на престол, получив по завещанию отца великое княжение Московское, право управления столицей и всеми ее доходами, право чеканки монеты, 66 городов и титул «государя всея Руси».

Став во главе государства, Василий III Иванович продолжил политику отца - «собирание земель», укрепление великокняжеской власти и отстаивание интересов православия в Западной Руси. Он с самого начала энергично боролся за централизацию государства, при нем к были присоединены последние полусамостоятельные русские земли - (1510), Волоцкий удел (1513), (1514), Рязанское (1521), Стародубское и Новгород-Северское (1522) княжества.

Во внешней политике Василий III Иванович, помимо борьбы за русские земли, также вел периодические войны с татарами Крымского и Казанского ханств, совершавших набеги на . Дипломатическим приемом великого князя по ограждению от нападений было приглашение татарских царевичей на московскую службу, получавших при этом обширные земли.

В отношении более далеких стран он проводил по возможности дружественную политику. Василий III Иванович вел переговоры с Пруссией, приглашая ее к союзу против Литвы и Ливонии; принимал послов Дании, Швеции, Турции, индусского султана Бабура. Он обсуждал с папой римским возможность унии и войны против Турции. Торговые отношения связывали с Италией, Францией и Австрией.

В своей внутренней политике Василий III Иванович, для укрепления единодержавия, вел борьбу с родовитым боярством и феодальной оппозицией. За выступление против политики великого князя в разные годы подверглись опале многие бояре и князья, и даже митрополит Варлаам. Василий III Иванович принял меры к выводу остатков удельных властвований в новые места. Результатом такой политики стал быстрый рост поместного дворянского землевладения, ограничение иммунитета и привилегий княжеско-боярской аристократии.

Также Василий III Иванович отодвигал бояр от участия в решении государственных вопросов. «Советы» с боярской думой во время его правления имели в основном формальный характер: все дела решались лично великим князем или в контакте с немногими доверенными людьми. Однако сила традиции была такова, что на значимые места в войске и управлении царю приходилось назначать представителей боярства.

Время правления Василия III Ивановича также ознаменовалось подъемом русской культуры, распространением московского стиля литературного письма, занявшего ведущее место среди остальных областных литератур. Тогда же сложился архитектурный облик Московского Кремля, превратившегося в хорошо укрепленную крепость.

Василий III Иванович был дважды женат. Первый его брак был устроен еще в 1505 году. Его женой тогда стала боярская дочь Соломония Сабурова. Поскольку этот брак был бесплоден, Василий III Иванович, несмотря на протесты церкви, в 1525 году добился развода. Его второй супругой стала княжна , на которой он женился в 1526 году. В этом браке родились сыновья Иван (будущий ) и слабоумный Юрий.

Великий князь Василий III Иванович скончался 3 декабря 1533 года. Он был погребен в Архангельском соборе Московского Кремля. Своим наследником умирающий князь объявил трехлетнего под регентством Елены Глинской.

Хотя его сына, Ивана Грозного, вспоминают чаще, именно Василий III во многом определил как векторы политики государства, так и психологию русской власти, готовой идти на все, ради своего сохранения.

Запасной царь

На троне Василий III оказался благодаря успешной борьбе за власть, которую проводила его мать, София Палеолог. Соправителем своим отец Василия, Иван III, ещё в 1470 году объявил своего старшего сына от первого брака Ивана Молодого. В 1490 году Иван Молодой скоропостижно скончался от болезни и за власть принялось бороться две партии: одна поддерживала сына Ивана Молодого Дмитрия Ивановича, другая - Василия Ивановича. София и Василий перестарались. Их заговор против Дмитрия Ивановича был раскрыт и они даже подверглись опале, но Софию это не остановило. Она продолжала влиять на власть. Ходили слухи, что она даже ворожила против Ивана III. Благодаря распускаемым Софией слухам, ближайшие сподвижники Дмитрия Ивановича попали в немилость к Ивану III. Дмитрий стал терять власть и тоже попал в опалу, а после смерти деда был закован в кандалы и скончался спустя 4 года. Так Василий III, сын греческой принцессы, стал русским царем.

Соломония

Первую жену Василий III выбрал в результате смотра (1500 невест) ещё при жизни отца. Ей стала Соломония Сабурова, дочь писца-боярина. Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жены не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки «служилых людей». Брак 20 лет был бесплодным и Василий III пошёл на крайние, беспрецедентные меры: он первым из русских царей сослал жену в монастырь. По части детей и наследования власти у Василия, приученного бороться за власть всеми возможными способами, был «пунктик». Так, боясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Сын так и не родился. Виновата кто? Жена. Жену - в монастырь. Надо понимать, что это было очень неоднозначное решение. Выступавшие против расторжения брака Вассиан Патрикеев, митрополит Варлаам и преподобный Максим Грек были сосланы, причем митрополит впервые в русской истории был лишен сана.

Кудеяр

Существует легенда, что во время пострига Соломония была беременна, родила сына Георгия, которого передала «в надежные руки», а всем объявила, что новорожденный скончался. После этот ребенок стал знаменитым разбойником Кудеяром, который со своей ватагой грабил богатые обозы. Этой легендой очень интересовался Иван Грозный. Гипотетический Кудеяр приходился ему старшим сводным братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание «облагородить разбойника», а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра же, персонажа полумифического, существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов.

Литовка

Вторым браком Василий III женился на литовке, юной Елене Глинской. «Весь в отца», он женился на иностранке. Только через четыре года Елена родила первенца - Ивана Васильевича. Согласно легенде, в час рождения младенца будто бы разразилась страшная гроза. Гром грянул среди ясного неба и потряс землю до основания. Казанская ханша, узнав о рождении царя, объявила московским гонцам: «Родился у вас царь, а у него двои зубы: одними ему съесть нас (татар), а другими вас». Эта легенда стоит в ряду многих, сочиненных про рождение Ивана IV. Ходили слухи, что Иван - незаконорожденный сын, но это маловероятно: экспертиза останков Елены Глинской показла, что у неё были рыжие волосы. Как известно, Иван тоже был рыжим. Елена Глинская была похожа на мать Василия III, Софию Палеолог, с властью она управлялась не менее уверенно и страстно. После смерти своего мужа в декабре 1533 года она сделалась правительницей Великого княжества Московского (для этого она отстранила регентов, назначенных мужем). Таким образом, она стала первой после великой княгини Ольги (если не считать Софию Витовтовну, власть которой во многих русских землях вне Московского княжества была формальной) правительницей русского государства.

Итальяномания

Василий III унаследовал от отца не только любовь к волевым заморским женщинам, но и любовь ко всему итальянскому. Нанятые Василием Третьим итальянские зодчие строили в России церкви и монастыри, кремли и колокольни. Охрана Василия Ивановича состояла также сплошь из иностранцев, и итальянцев в том числе. Они жили в Наливке, «немецком» поселении в районе современной Якиманки.

Брадоборец

Василий III был первым русским монархом, освободившимся от волос на подбородке. По легенде, он подстриг бороду, чтобы выглядеть моложе в глазах Елене Глинской. В безбородом состоянии он проходил недолго, но это Руси чуть не стоило независимости. Пока Великий князь щеголял гладковыбритой молодостью, в гости пожаловал крымский хан Ислям I Герай в комплекте с вооруженными редкобородыми земляками. Дело грозило обернуться новым татарским игом. Но Бог сохранил. Сразу же после победы, Василий снова отпустил бороду. Дабы не будить лиха.

Борьба с нестяжателями

Время правления Василия III отмечено борьбой «нестяжателей» с «иосифлянами». Очень непродолжительное время Василий III был близок к «нестяжателям», но в 1522 г. вместо попавшего в опалу Варлаама на митрополичий престол был назначен ученик Иосифа Волоцкого и глава иосифлян Даниил, сделавшийся горячим сторонником укрепления великокняжеской власти. Василий III стремился обосновать божественное происхождение великокняжеской власти, опираясь при этом на авторитет Иосифа Волоцкого, который в своих произведениях выступал как идеолог сильной государственной власти и «древляго благочестия». Этому способствовал и возросший авторитет великого князя в Западной Европе. В договоре (1514 г.) с императором «Священной Римской империи» Максимилианом Василий III был даже назван царем. Василий III был жесток со своими противниками: в 1525 и 1531 гг. дважды подвергался осуждению Максим Грек, которого заточили в монастырь.

Отец Ивана Грозного, царь Василий III, страдал бесплодием. Правда, сам он считал себя здоровым. С первой женой, Соломонией, он прожил 20 лет, так и не родив наследника престола. Женившись второй раз на юной красавице Елене Глинской, он долгое время оставался бездетным. Династия Рюриков была близка к тому, чтобы прерваться навсегда...

Предсказание юродивого

Вымаливая у Бога наследника, царь построил немало церквей, объехал святые места - всё было тщетно. Во время одной из прогулок царская чета встретила юродивого, который, посмот­рев на заплаканную царицу Елену Глинскую, сказал: «Не плачь, скоро ты родишь сына, Тита ума широкого».

Предсказание юродивого сбылось. 25 августа 1530 года, в день памяти святого Тита, царица родила сына Ивана. Ему суждено было вписать в историю страны покорение Казани, Астраханского ханства, выход к Балтийскому побережью. Многие из этих событий стали кровавыми, другие - победоносными. Фигура Ивана Грозного по сей день вызывает яростные споры. Даже его рождение окружено фактами более чем загадочными и неоднозначными. А ведь мог и не родиться...

(Кстати, через несколько месяцев у царицы родился второй сын, Юрий. Ему не суждено было прожить долго. По свидетельству летописца, он был «несмыслен и прост» - страдал слабоумием.)

В ознаменование рождения первого сына Василий построил в Коломенском две церкви - Усекновения головы Иоанна Предтечи и Вознесения. Это были храмы невиданной смелости и изумительной красоты. Сооружение этих церквей сопровождали события и трагичес­кие, и загадочные. В трагедии, разыгравшейся здесь 500 лет назад, сплелось всё: твёрдость духа и низость; призрачность радости и глубина незаслуженного несчастья. Впрочем, всё по порядку...

Царская невеста

Поиски невесты для будущего царя Василия начал ещё его отец, Иван III. Он решил выбрать невесту сыну из дочерей своих подданных. Это был первый на Руси смотр невест. Во все города были посланы царские грамоты, согласно которым родители должны были представить своих дочерей-девок на смотр. Кто утаит дочь-девку и к боярам не привезёт, тому «быть в великой опале и казни». Вот как описывает смотр невест римский историк Павел Новокомский: «Желая вступить в брак, повелевают избрать из всего царства девиц, отличающихся красотой и добродетелью, и представить их ко двору. Здесь поручают их освидетельствовать надёжным сановникам и верным боярыням, так что самые сокровенные части тела не остаются без подробного рассмотрения. Наконец после долгого и мучительного ожидания та, которая понравится царю, объявляется достойной брачного с ним соединения. Прочие же соперницы с ней по красоте, стыдливости и скромности по милости царя в тот же самый день обручаются с боярами и военными сановниками».

Невест привезли в Москву более пятисот. Из них выбрали триста, из трёхсот двести, после сто, наконец только десять - осмотренных повивальными бабками. Из сих десяти Василий избрал себе невесту - дочь незнатного дворянина Василия Сабурова, который после смотра невест стал боярином. Звали царскую невесту Соломонией. В сентябре 1505 года состоя­­лась свадьба Василия, а через месяц скончался царь Иван III, оставив сыну престол и царство. Правил Василий долго - 27 лет.

В самом начале царствования Василия III в Москву был приглашён образованнейший человек своего времени - греческий монах Михаил Триволис. На Руси его прозвали Максим Грек. За просвещённость он был приближен ко двору. Ему было суждено прожить долгую, но мученическую жизнь. Причиной тому стала личная драма государя. Из сугубо семейной она превратилась в государственную. В этот водоворот попали многие известные люди той эпохи.

Развод

Почти двадцать лет прожили в любви и согласии царь Василий и царица Соломония, но наследников у них не было. Они ездили по Святым местам, сделали много подарков, вкладов и пожертвований. Было выстрое­­но немало церквей в молении о детях. Но всё было напрасно. И тогда Василий принимает решение развестись с «неплодной женой». Неслыханное по тем временам дело! На Руси в ту пору не было случаев развода. Причиной второго брака могла считаться только смерть жены. Царь понимал, что своим разводом с добродетельной женой, любимой в народе, он попирает закон - и земной, и божеский. Но интрига разрасталась, о намерении заговорили не только в боярских палатах, но и на улицах. Всех волновало: что же будет с Соломонией?

В феврале 1522 года был низвергнут и сослан митрополит Варлаам, восставший против развода великого князя. На его место митрополитом Всея Руси был поставлен игумен Даниил - одной только волей царя, даже без участия церковного собора. Новый митрополит, невзирая на запрет своего духовного «начальства» - патриарха Константинопольского, самолично дал царю разрешение на развод. Узнав об этом, за Соломонию вступились просвещённый монах Максим Грек и бояре, входившие в его «кружок». Это означало, что против царя восстала интеллигенция, цвет общества. Однако, Василий не остановился и тут.

Кое-кто из бояр поплатился головой. А вскоре началось следствие по делу Максима Грека, который был одним из самых уважаемых и почитаемых на Руси людей. В итоге руками церкви он был осуждён якобы за ересь и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь без права писать и читать. Можно ли придумать более жестокое наказание для книжника?

Обвинение

После ссылки Максима Грека развод с Соломонией казался царю делом решённым. Но судьба опять приготовила ловушку. В народе начались разговоры, будто бы царь, в сговоре с боярами, жену свою убить надумал. Поползли слухи о царе-женоубийце. Василий понимал: единственный способ избавиться от Соломонии - опорочить её в глазах общественного мнения. Это было непросто. В Соломонии уважали не только её великокняжеский сан, но и личную добродетель, набожность, кротость. Разбить этот образ мог только серьёзный проступок. Или грех. И его нашли.

В 1525 году царь предъявляет законной жене «иск о неплодстве». Кроме того, царицу обвинили в том, что она пыталась околдовать царя, прибегала к помощи гадалок и знахарок, к колдовству и «заговорам» - это резко ухудшило её положение, так как возникло подозрение, а не было ли от того колдовства порчи великому князю?! Участь Соломонии была решена. В ноябре 1525 года она была насильно, с побоями, пострижена в монахини. После того как царицу облачили в чёрные одежды, она громко и отчётливо произнесла: «Бог всё видит и отомстит за меня». Москва была потрясена и несправедливостью, и жестокостью царя и его холопов.

Беременная монахиня

Через несколько месяцев по Москве поползли слухи: дескать, Соломония (теперь инокиня Софья), в монастыре родила сына и нарекла его Георгием. Может, беременной она была уже до пострига? Государь сильно разгневался и приказал расследовать правдивость слухов. Слухи подтвердились. Правда, показать ребёнка царёвым посланникам Соломония отказалась, заявив, что они «недостойны того, чтобы их глаза видели царевича, а когда он облечётся в величие своё, то отомстит за обиду матери».

Кто же отец ребёнка, рождённого в монастыре? Неужели царь, который в течение двадцати лет не смог произвести на свет законного наследника? Или кто-то другой, сумевший принести опальной царице радость материнства вместо бесплодного царя? Мы никогда не узнаем правды. Точно известно одно: осенью 1526 года Василий подарил инокине Софье из Суздальского Покровского монастыря богатое село.

В 1934 году, при раскопках в Покровском монастыре, где провела последние годы жизни развенчанная царица, археологи вскрыли маленькую могилку рядом с гробницей опальной царицы... Там была обнаружена кукла, наряженная в дорогую шёлковую рубашку. Эксперты установили время захоронения - середина ХVI века. Но для чего монахиня взяла на себя грех, устроив поддельную могилу? Не для того ли, чтобы скрыть настоящего ребёнка и отвести от него опасность?

Рождение ребёнка означало бы ложность царского иска, и не было бы Василию тогда прощения. Оскорблённое чувство справедливости у подданных могло привести к непредсказуе­мым последствиям. Не это ли стало причиной фальсификации погребения ребёнка?

Недолгое счастье соперницы

Если жена была пострижена в монахини с его ведома и согласия, то по церковным законам царь тоже должен был принять постриг. Но вместо этого он выбрал новую жену. Выбор царя потряс людей. Имя невесты вызвало негодование даже у самых близких и верных подданных. Ею стала Елена Глинская, племянница князя Михаила Глинского, имевшего стойкую репутацию авантюриста или, во всяком случае, человека безнравственного. Во время сватовства царя к Глинской её дядя сидел в тюрьме за попытку сдать обратно Литве Смоленск: так он хотел отомстить царю за недостаточное, на его взгляд, вознаграждение. И его племянница, полька-иноземка, должна была занять русский престол!

Но Василий не желал никого слушать. К неудовольствию бояр, но в угоду молодой жене, воспитанной в европейских традициях, он сбрил бороду и начал приготовления к свадьбе. Её пышность была невиданной по тем временам. Как будто бы рос­кошью и помпезностью царь хотел подчеркнуть законность своего шага.

Василия можно было понять. Елена Глинская отличалась редкостной красотой. Не так давно эксперт-криминалист Сергей Никитин провёл реконструкцию её внешности. Это была женщина с правильными тонкими чертами лица польско-литовского типа. На худощавом лице выделялись большие миндалевидные глаза. Глинская оказалась рыжеволосой: в гробнице сохранились её коса и реснички рыжего цвета.

Триумф Елены в московском Кремле был недолгим. Уже через год после свадьбы злые языки заговорили о том, что, дескать, и молодая царица бесплодна, или сбывается проклятие развенчанной Соломонии. Прознав про рождение у Соломонии сына, Елена призвала к себе боярина Шигону и приказала убить младенца... Но тот, по преданию, отдал ребёнка одному рязанскому боярину. Именно он якобы инсценировал похороны ребёнка, вместо которого в гробу лежала кукла.

Почти пять лет провела Елена Глинская в тяжких переживаниях и тревогах: беременность у неё не наступала. Во всяком случае, если бы не предсказание юродивого из Коломенского, её будущее вряд ли можно было назвать благополучным.

И семейного счастья не вкусила молодая царица. Через три года после рождения сына Ивана Василий простудился на охоте и умер. Тогда-то Глинская и начала появляться на людях со своим фаворитом, Овчиной-Телепнёвым-Оболенским. Злые языки утверждали, что роман их начался задолго до того, как царица овдовела, и что отцом царевича Ивана на самом деле был царицын любовник, а не бесплодный Василий. В апреле 1538 года Глинская внезапно умерла, оставив восьмилетнего сына. После её кончины Овчину-Телепнёва заточили в острог и уморили голодом. Вскоре был лишён сана и сослан в далёкий монастырь митрополит Даниил, разрешивший царю развод с Соломонией.

Опальной царице суждено было пережить и мужа, и соперницу. Инокиня Софья преставилась в 1542 году. Тлен не коснулся её тела. Мощи многострадальной Соломонии доныне хранятся в подземелье суздальского Покровского монастыря.

За праведную жизнь она была причислена к лику святых и ныне почитается Церковью как преподобная София Суздальская.

Максим Грек пережил всех участников этой драмы. Он прожил в монастырских тюрьмах около двадцати лет и только перед смертью переехал в Троице-Сергиеву обитель, где и был похоронен. Русская православная церковь канонизировала его в 1988 году.

О событиях почти 500-летней давности напоминают две старинные церкви. Те самые, построенные Василием III в Коломенском. Сегодня это два древнейших храма не только в Москве, но и во всей России.

Ирина МИШИНА

Великий князь Московский Василий Иванович III (1505 – 1533, родился в 1479) более всего знаменит тем, что в его правление завершилось собирание раздробленных уделов Северо-Восточной Руси в единое государство . При Василии III к Москве был присоединен вечевой город Псков (1510) и последние удельные княжества – Рязанское (1517) и Черниговско-Северское (1517-1523) . Василий продолжал внутреннюю и внешнюю политику своего отца, Ивана III , на которого походил суровым, самовластным характером. Из двух главных тогдашних церковных партий в первые годы его правления преобладание принадлежало нестяжателям , но затем оно перешло к иосифлянам , которых Василий III поддерживал до самой смерти.

Василий III. Миниатюра из Царского титулярника

Прежний, чисто служилый состав московского боярства по мере объединения русского Северо-Востока пополнялся недавними удельными князьями, людьми гораздо более влиятельными и притязательными. В связи с этим Василий относился к боярам с подозрительностью и недоверием, советуясь с ним только для виду, да и то редко. Важнейшие дела он вёл не при помощи бояр, а посредством незнатных дьяков и дворян (вроде своего приближённого дворецкого Шигоны Поджогина). С такими безродными выдвиженцами Василий обращался грубо и бесцеремонно (дьяк Долматов поплатился заточением за отказ ехать в посольство, а Берсень-Беклемишев был казнён за противоречие великому князю). В годы правления Василия III стал постепенно усиливаться тот конфликт между великокняжеской властью и боярством, который в правление его сына, Ивана Грозного , привёл к ужасам опричнины . Но Василий вел себя с боярами еще очень сдержанно. Ни один из знатных представителей боярского класса не был при нем казнен. Василий по большей части ограничивался взятием с бояр (Шуйских, Бельских, Воротынских, Мстиславских) клятвенных грамот о том, что они не отъедут в Литву. Только князя Василия Холмского постигла при нём опала (за что, неизвестно).

Объединение Московской Руси при Иване III и Василии III

Но к близким родственникам, способным по династическому родству оспаривать его власть, Василий относился с обычной суровостью своих предшественников. Соперник Василия, его племянник Дмитрий Иванович (внук Ивана III от старшего сына, Ивана), умер в тюремном заключении. За своими братьями, Юрием и Андреем, Василий III учредил строгий надзор. Андрею было позволено жениться только, когда сам Василий III стал отцом двоих детей. Братья Василия ненавидели его любимцев и новые порядки.

Не желая передавать престол ни Юрию, ни Андрею, Василий после долгого бездетного брака развёлся со своей первой женой, бесплодной Соломонией Сабуровой, и женился (1526) на Елене Васильевне Глинской , племяннице знаменитого западнорусского вельможи Михаила Глинского. От неё у него и родились сыновья Иван (в 1530, будущий Иван Грозный) и Юрий (1533). Соломония Сабурова была заточена в Суздальский Покровский монастырь, причем пострадали и противники развода (митрополит Варлаам, а также вожди нестяжателей Вассиан Косой Патрикеев и прославленный учёный византиец Максим Грек).

Соломония Сабурова. Картина П. Минеевой

Внешняя политика Василия III

После смерти своего зятя, великого князя литовского Александра (1506), Василий задумал воспользоваться смутой, возникшей среди знатнейших панов Литвы. Между ними выдавался образованием, военной славой, богатством и земельными владениями Михаил Глинский, которого оскорбил брат и преемник Александра, Сигизмунд. Михаил Глинский в ответ перешел на службу к Василию III. Это обстоятельство, а также плохое обращение в Литве с сестрой Василия (женой Александра) Еленой, которая умерла 1513 г., как подозревали, от отравы, вызвали войну Литвы с Москвой. В ходе неё Глинский лишился всех своих прежних литовских владений, взамен которых получил от Василия Медынь и Малоярославец. Союз Сигизмунда с крымским ханом Менгли-Гиреем вызвал в 1512 вторую войну Василия III с Литвой. 1 августа 1514 г. Василий при содействии Глинского отнял у литовцев Смоленск , но 8 сентября того же года полководец Сигизмунда, князь Острожский, нанёс московскому войску тяжкое поражение при Орше. Однако по перемирию 1522 года, заключенному при посредстве посла германского императора Максимилиана I, Герберштейна , Смоленск остался за Москвой.

Крымско-татарский лучник

Кроме Литвы главную заботу правления Василия III составляли отношения татарские , особенно крымские. Подчинившись в конце XV века могущественной Турции, Крым стал получать от неё сильную поддержку. Набеги крымских татар все сильнее и сильнее тревожили Московское государство (набег на Оку 1507 г., на Рязанскую украйну 1516, на Тульскую 1518, осада Москвы в 1521 г.). Россия и Литва поочередно задаривали крымских разбойников и впутывали их в свои взаимные дрязги. Усилившиеся крымские ханы пытались подчинить себе Казань и Астрахань, чтобы восстановить прежнюю Золотую Орду – от Верхнего Поволжья и Урала до Чёрного и Каспийского морей. Василий III всячески противодействовал присоединению Казани к Крыму, что в 1521 привело к опаснейшему набегу татар на Русь сразу с юга и востока. Впрочем, Казань, раздираемая внутренними усобицами, все более и более подчинялась Москве (осада Казани в 1506 г., мир с её ханом, Мухаммедом-Аминем в 1507 г., назначение из Москвы казанским царем Шах-Али (Шигалея) в 1519 г. и Джан-Али в 1524 г., построение Василием на границе с казанскими владениями мощной крепости Васильсурска в 1524 г. и т. д.). Этим постоянным давлением на Казань Василий также предвосхищал свершения Ивана Грозного. В 1523 крымский хан Мухаммед-Гирей захватил Астрахань, но вскоре был убит там ногайцами.

Правление Василия III (кратко)

Правление Василия III (кратко)

Двадцать пятого марта 1479 года родился Василий Третий, будущий правитель. Василий был рождён в семье Ивана Третьего и приходился ему вторым сыном. По этой причине в 1470 году князь объявляет своим соправителем Ивана Молодого (старшего сына), намереваясь в будущем передать ему полностью правление. Однако, к сожалению, Иван скончался в 1490 году, а уже в 1502 году соправителем и будущим полноправным наследником Ивана Третьего объявляется Василий Третий Иванович, который на тот момент уже являлся псковским и великим новгородским князем.

В своей политике Василий Третий полностью придерживался курса, который был выбран его отцом. Основными его целями были:

· централизация и укрепление державы;

· отстаивание интересов православной церкви.

В период правления Василия Третьего к Московскому княжеству были присоединены Стародубское и Новгород-Северское княжества, а также земли Рязани, Смоленска и Пскова.

Стараясь оградить русские границы от активных регулярных татарских набегов с Крымского и Казанского царств, Василий Третий вводит практику введения на службу татарских царевичей, отдавая им под это немалые территории. Политика данного правителя в отношении к дальним государствам была довольно дружественной. Василий даже вёл обсуждение с Папой Римским о возможности унии против невыгодной для обеих Турции, а также старался развивать торговые контакты с Австрией, Италией и Францией.

Во внутренней политике Василий Третий сосредоточил силы на укреплении самодержавия, что вскоре привело к «урезанию» привилегий родов бояр и князей. К примеру, они были отстранены от решения важных государственных вопросов, которые отныне принимались исключительно Василием Третьим и его кругом близких советников. При этом, представители боярского сословия смогли сохранить за собой в войске князя важные места.

Историки указывают, что князь состоял дважды в браке. Первый раз с Соломонией Сабуровой, которая сама была из знатного боярского рода, но оказалась бездетной. А второй раз он женился на Елене Глинской, которая родила ему двух сыновей, младший из которых, Юрий страдал слабоумием.

В 1533 году третьего декабря московский князь Василий Третий скончался от болезни заражения крови, после чего он был погребён в Московском Кремле (Архангельском соборе). В роли регентов малолетнего Ивана последующие годы выступали бояре Бельский и Глинский.