Символы ссср - звезда. Рожденная революцией: как у Красной армии появилась красная звезда




Интересной, но мало затронутой темой является символика пятиконечной звезды. Этот несложный символ — один из древнейших, им начали пользоваться еще за несколько тысяч лет до нашей эры. Он получил распространение во многих культурах и имеет большую смысловую нагрузку. Одна и та же, различающаяся лишь цветом, звезда присутствует в символике Соединенных Штатов, Евросоюза, Советского Союза, Китая и многих других стран и общественных движений.

Так как она широко используется для передачи различных смыслов и идей, для лучшего их понимания кратко рассмотрим некоторые основные ее значения.

Андрей Рублёв. Преображение Господне. 1405 г

А вообще первое известное использование пятиконечной звезды приходится на государства Шумера в Междуречье за 3000 лет до н. э. В их письменности такая пиктограмма обозначала угол, маленькую комнату, яму.

У древних пифагорейцев пентаграмма (от слова пентаграмос — пятилинейный), означала пять убежищ, куда был помещен первобытный хаос во время создания мира, и они находились в Тартаре. Тьма, находящаяся в этих убежищах, считалась источником души мира, а также источником мудрости. Эта пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху.

Символ богини правящей этим потусторонним миром — яблоко, так как при разрезе в нем можно увидеть пентаграмму. Поэтому пентаграмма была также символом здоровья и богини Гигиеи. Кроме того, Пифагор утверждал, что в геометрии пентаграмма является математическим совершенством. Но, не углубляясь в математические характеристики этой фигуры, пойдем дальше.

В каббале пентаграмма одним лучом кверху означает мессию. Пентаграмма также является символом печати Соломона и некоторое время была официальной печатью Иерусалима.

Для мусульманина она может означать пять столпов мусульманской веры и пять ежедневных молитв.

В христианской Европе пятиконечная звезда имела целый ряд символических значений. Кроме оставшегося со времен древнего мира символа здоровья, она символизировала пятью лучами пять чувств, пять пальцев. В религии пентаграмма использовалась как символ пяти ран Христа, пяти радостей Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Она также символизировала Вифлеемскую звезду в Рождество (в России Вифлеемская звезда была семиконечной).

Одним из главных значений пятиконечной звезды был символ человеческой природы Христа, поэтому в эпоху Возрождения, когда человек и человеческая личность начали принимать все большее значение, этот символ стал также более важным. Пятиконечная звезда напоминает человека с вытянутыми в стороны руками и расставленными ногами, наподобие рисунков Леонардо да Винчи. С развитием гуманизма и атеизма звезда начала означать просто человеческую личность, как новую высшую ценность новой эпохи.

По настоящему же широкое распространение пятиконечная звезда и гуманистические идеалы получили во время Великой французской революции. С приходом новой богоборческой идеологии, человек выносился на первое место в системе ценностей, и звезда в гуманистическом значении, стала одним из важнейших символов. В результате этих изменений звезда получила также широкое распространение и в военной символике сначала французской республики, а потом и других стран. В этой сфере она символизировала бога войны Марса, по преданию родившегося из лилии, которая напоминает пятиконечную звезду. Этот знак используется и для опознавания и для различных других обозначений.

С распространением ценностей и социальных сил новой эпохи начала свое распространение и пятиконечная звезда. Она всегда была важным знаком в символике масонов, социальной силы, начавшей обретать мировое значение после французской и американской революций. Кроме древних и оккультных значений, звезда стала широко использоваться ими для публичного выражения их идей — духовного совершенствования человека и возведение человека во главу всей системы ценностей в атеистическом варианте. Поэтому звезда широко используется в государственной символике многих стран, построенных по масонским чертежам — Соединенных Штатов, где звезды на флаге означают также Царство Небесное, Евросоюза и других.

Пятиконечную звезду используют также многие движения и организации, ее символика при этом часто связана либо с масонскими силами, стоящими за ними, либо с принявшим ее в свою символику коммунистическим движением.

Звезду с двумя лучами кверху использует церковь «святых последнего дня» или мормонов. Перевернутая звезда с лучами разных цветов символизирующая Вифлеемскую звезду также является символом крупнейшей фратерналистской организации — ордена Восточной Звезды. Этот орден объединяет около миллиона масонов в ранге не ниже мастера и известен своей благотворительной деятельностью.

Перевернутая пентаграмма с двумя лучами кверху — один из главных символов сатанистов. Такая пентаграмма означает Тартар или ад, место, куда заключены падшие ангелы. Внутри перевернутой пентаграммы также часто рисуют голову Бафомета в виде головы козла. Все это символизирует античеловеческую природу и поклонение животной страсти. Три обращенных вниз луча звезды также означают отвержение святой Троицы.

Пентаграмма также часто встречается и у язычников, служа им одним из символов веры — пять концов звезды означают землю, воду, воздух, огонь и дух. Хотя в древности языческая пентаграмма рисовалась двумя лучами кверху, сейчас она, как правило, изображается кверху одним лучом, чтобы не вызывать ассоциаций с сатанистами. Как в древности, так и сегодня пентаграмма остается важным символом для друидов, викканцев, нео-пифагорийцев и других групп, исповедующих язычество и практикующих магию.

В 20-ом веке, когда коммунистическое движение начало приобретать мировое значение, и в России произошла социалистическая революция, новому государству понадобились новые символы. Первоначально красная звезда с плугом и молотом была принята как эмблема и опознавательный знак Красной Армии. Здесь звезда символизировала бога войны Марса, и эта эмблема олицетворяла защиту мирного труда.

После Февральской революции Временное правительство погоны отменило, но от «марсовой звезды» не отказалось. 21 апреля 1917 года военный и морской министр А. Гучков помещает пятиконечную звездочку на околышки фуражек моряков – прямо над якорем.

Однако наиболее ярко «марсова звезда» зарекомендовала себя после другой революции – Великой Октябрьской. Не успело молодое советское правительство начать формировать Красную армию, как возникла насущная необходимость в новой символике. Это было в немалой степени вызвано тем, что в пожаре Гражданской войны противоборствующие стороны были зачастую одеты в одежду одного и того же покроя и в бою нелегко было отличить чужих от своих.

Так в символике Страны Советов впервые появляется знаменитая красная пятиконечная звезда.

К сожалению, точных, подтвержденных документально, свидетельств об авторе этого символа не сохранилось. Одни историки считают, что звезду предложил один из комиссаров Московского военного округа Н. Полянский, другие – что это сделал член Всероссийской коллегии по организации и управлению Красной армии – К. Еремеев.

Впрочем, в первые годы, из-за имевшихся в ядре большевистской организации антихристианских и сионистских элементов, было принято изображение звезды двумя концами кверху. Первый советский орден Красного Знамени имел именно такое перевернутое изображение звезды.

Но подобный символ вызвал такое неприятие в обществе, что скоро от этого отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом кверху.

Но новой стране требовалась также новая государственная символика, и красная звезда оказалась достаточно подходящим и популярным для этого символом. Поэтому скоро она переместилась со знамен несущей освобождение мировому пролетариату армии на герб и знамена первой строящей коммунизм страны. В советской государственной символике красная звезда рядом с серпом и молотом стала означать единение трудящихся пяти континентов единым началом и целью. Красный цвет символизировал братство и кровь, пролитую за свободу трудящихся всего мира.

Достоверно известно, что впервые новый символ был упомянут в газете «Известия» 19 апреля 1918 г. Там была опубликована заметка о том, что Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака в виде красной звезды с золотистым изображением молота и плуга. Первоначально красная звезда несла на себе еще и изображение книги, но это выглядело чересчур аляповато и книгу убрали.

Официально символ под названием «марсова звезда с плугом и молотом» был утвержден приказом Л. Троцкого от 7 мая 1918 г. Там же было сказано следующее: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала».

Сначала «марсова звезда» носилась на треугольной колодке, цепляемой на левой стороне груди. Однако эта форма оказалась неудобной, и ювелирная фирма предложила размещать звезды на венках из лавровых и дубовых листьев, которые остались от старых знаков.

Какое-то время форма и расположение звезды сильно варьировались. 29 июля 1918 г. Троцкий издает еще один приказ, где красную звезду обязывали носить на околышке фуражки. Покрытый лаком, значок-кокарда был более выпуклой формы, а лучи звезды имели более округлые края.

Наибольшее количество кривотолков, и тогда и сейчас, вызывало значение символа красной звезды. Ненавистники Советской власти тут же вспоминали масонов, а то и сатанистов. Насчет масонов. Безусловно, они в России были довольно давно. Сперва масоны несли просветительские идеи, а после Радищева и восстания декабристов начали выражать интересы прозападного либерального дворянства, интеллигенции и крупной буржуазии.

Как известно, большевики либералов давно недолюбливали, а после Февральской революции вообще стали по другую сторону баррикады. Ну а масонов вообще не жаловали. То ли дело – символика США, которая действительно создавалась масонами, и чего никто особо и не скрывал (отсюда и звезды на флаге, и пирамида с глазом на долларе и др.).

Что до красной звезды, то большевики руководствовались при ее выборе относительной новизной символа и его вполне традиционными смыслами – военным («марсова звезда»), защитным (пентаграмма, как оберег) и путеводным (как символ высоких устремлений).

Конечно, новая символика (не без пропаганды противников советской власти) поначалу вызывала у части простого народа суеверное опасение. Недаром 11 февраля 1919 г. на конференции 2-й Советской (Украинской) дивизии начальник ее политотдела И. Минц сетовал, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» – красноармейской звезды…».

А тут еще большевики допустили и недосмотр, расположив новый символ двумя лучами вверх. Это видно и по первым нагрудным знакам, и на некоторых большевистских плакатах (например, плакат Д. Моора «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!» 1919 г.). А, как я уже писал, после работы Э. Леви такое положение звезды стало трактоваться как знак сатанизма. При этом совсем забылось, что перевернутая пентаграмма была на печати императора Константина (того, который сделал христианство официальной римской религией) и вообще долгое время трактовалась как символ Преображения Иисуса Христа (это можно увидеть, например, на иконе Андрея Рублева). Естественно, обнаружив такую реакцию, большевики придали звезде более «благопристойное» положение.

Давайте посмотрим, как объясняли простому народу символику Красной Звезды сами комиссары РККА в листовке 1918 г.:

«…Красная звезда Красной армии – это звезда Правды… Поэтому на красноармейской звезде и изображен плуг и молот. Плуг пахаря-мужика. Молот молотобойца-рабочего.
Это значит, что Красная армия борется за то, чтобы звезда Правды светила пахарю-мужику и молотобойцу-рабочему, чтобы для них была воля и доля, отдых и хлеб, а не только нужда, нищета и беспрерывная работа…. Она есть звезда счастья всех бедняков, крестьян и рабочих. Вот что означает красная звезда Красной армии».

На этом история Красной звезды не закончилась. 16 января 1919 г. шитые звезды украсили новый головной убор красноармейцев. Формой он копировал шлемы русских витязей и поэтому поначалу его окрестили «богатыркой». Однако вскоре его стали называть по фамилиям знаменитых красных командиров – «фрунзевкой» и « буденовкой » (последнее название и прижилось).
Происходили изменения и в дизайне звезды. 13 апреля 1922 года, изображенный на ней, плуг заменили более изящным серпом. А 11 июля того же года изменилась и форма звезды – она перестала быть выпуклой, а ее лучи снова распрямились. В таком виде она окончательно утвердилась в Красной (а затем Советской) армии.

В 1923 году, уже без орудий труда (чтобы не повторять военную эмблему) Красная Звезда увенчала герб Советского Союза и гербы практически всех советских республик. Интересно, что на герб РСФСР она попала позже всех – в 1978 году! Также интересно, что в 1930-х годах предлагался проект сделать звезду 11-лучевой (по числу союзных республик).

Перейдя на герб СССР, пятиконечная звезда приобрела уже более глобальную символику. Речь шла уже о пяти материках, где идет кровавая борьба за освобождение трудового народа от эксплуатации.

В 1924 году пятиконечная звезда появляется на флаге СССР, в 1928 г. (с портретом юного Ленина) появляется октябрятская звездочка, в 1935 г. украшенная самоцветами звезда увенчала Спасскую башню Кремля, а в 1942 г. форму звезды принимает пионерский значок (до этого он носил форму флага).

Казалось бы, что с распадом Советского Союза кончилось и время Красной звезды. Осколки державы избрали себе новые символы, звезда осталась лишь в символике Коммунистических партий. В России поговаривали даже, что и Кремлевские звезды не мешало бы заменить двуглавыми орлами.

Однако нарастающее социальное напряжение, моральный и экономический упадок на постсоветском пространстве заставил некоторых политических лидеров относиться к советской символике более осторожно. Так в 2002 году, пытаясь хоть как-то восстановить «распавшуюся связь времен», министр обороны России С. Иванов предложил, а Президент В. Путин утвердил возвращение пятиконечной звезды в символику Российской армии.

источники
http://shkolazhizni.ru
http://ricolor.org/history/rsv/good/zvezda/

Давайте вспомним еще несколько историй, которых вы возможно не знали, вот например , а вот . Ну и еще можно почитать Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Вторым по значимости символом войска после знамени является опознавательный знак вооруженный сил государства. Это самый лаконичный и распространенный символ армии. Для защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну таким знакам была звезда. В продолжении разговора о символах войны - рассказ о семантике этого знака и истории ее превращения в символ нашей армии

Вторым по значимости символом войска после знамени является опознавательный знак вооруженный сил государства. Это самый лаконичный и распространенный символ армии. В первую очередь, он необходим для того, чтобы с первого взгляда и издалека отличать своих бойцов и технику от вражеских. Кроме того, его часто используют в качестве основного элемента при обозначении воинских званий, а также на других знаках различия Он присутствует во всех атрибутах военного обмундирования, наносится на оружие и документы, изображается «на память» на видном месте.

Для защитников нашей Родины в Великую Отечественную войну таким знакам была звезда. Для фашистов - свастика (крест). Употребление звезд, и крестов в маркировке атрибутики имеет древнюю геральдическую и сакральную традицию. Сперва обратимся к звезде и истории ее появления в отечественной военной символике.

Часть 2. Красная звезда - знак защиты

Испокон века звезды ночного небосклона притягивали взор человека и устремляли его мечты. Динамика созвездий породила целую науку, с выводами которой согласовывали свои действия вожди и полководцы самых разных народов. Фигурой, обозначающей звезду начали пользоваться уже древние шумеры три тысячи лет до нашей эры. Она также получила распространение и во многих других культурах по всему миру. В 300-150 гг. до н. э. пятиконечная звезда (называемая также «звездой Соломона») считалась официальной эмблемой Иерусалима. Пятиконечная геометрическая фигура была известна и древним грекам - для них пентаграмма (от слова пентаграмос - пятилинейный) являлась защитным и оборонительным знаком (оберегом), символизировала силу и крепость духа. Потому и употреблялась весьма широко, - от чеканки на монетах до росписи детских колыбелей. В качестве индивидуального и коллективного оберега от бедствий и внешних злых сил служила звезда вавилонянам и друидам, которые рисовали пентаграмму над входом в дом и над окнами. Иногда ее также чертили на земле перед домом, направляя обязательно концом от двери. Кстати, вспомним, что этим же принципом руководствовался и доктор Фауст, рисуя пятиконечную звезду Соломона, чтобы преградить путь Мефистофелю.

В христианской культуре пентаграмма некогда символизировала пять ран, или стигматов, Христовых, пять радостей Девы Марии, которые ей доставляло совершенство ее сына Иисуса. Вифлеемская звезда привнесла в символику этого знака черты, связанные с указанием на источник спасения всех, кто идет за ней (в России Вифлеемская звезда была семиконечной).

К античной традиции употребления мистического знака прибегли и тайные общества нового времени, например, франкомасоны, которые, в зависимости от контекста, изображали звезду с различным количеством лучей. Так, пятилучевая звезда означала пять ран Спасителя и пять составных частей человеческого тела, а также символизировала борьбу духа с тьмой материи и его победу над ней. Шестилучевая звезда олицетворяла печать царя Соломона: шесть равных треугольников означали тайну шестидневного творения мира. На языке каббалы два треугольника символизируют дуалистическую природу человека, в которой добро борется со злом, духовное начало с физическим (в частности, треугольник, указывающий вверх, символизирует добрые дела, поднимающиеся на небеса и вызывающие поток благодати). В древнем иврите (во времена правления царя Давида) имя Давид состояло из трех букв и изображалась как треугольник. Царь Давид использовал шестиконечную звезду как подпись. Шесть лучей звезды символизируют для иудеев то, что Бог правит миром и защищает их со всех сторон света, сверху и снизу. Согласно легенде, царь Давид носил этот символ на своем боевом щите.

Для мусульманина пятиконечная звезда означает пять столпов Ислама и пять ежедневных молитв (кроме того, в мусульманском мире имеет хождение в качестве символа не только пятиконечная звезда, но и восьмиконечная, семиконечная и шестиконечная).

Марсова звезда

В государственной военной символике звезду впервые начали употреблять солдаты французской армии - после Великой французской революции геральдисты республики при выборе новой символики обратились к античной мифологии, где пятиконечная звезда символизировала бога войны Марса. По преданию родившегося из лилии, бутон которой представляет собой пятиконечную звезду (так называемая «лилия мартагон», т.е. Марса родившая). С тех пор пятиконечная звезда получила название Марсовой звезды и была «взята на вооружение» армиями многих государств мира.

В русской армии звезда пришла на волне военных реформ императора Николая I - с 1 января 1827 года кованные пятиконечные звездочки были введены для обозначения чинов на генеральских и офицерских эполетах, а с 29 апреля 1854 г. уже шитые звезды появились и на вновь учрежденных погонах.

Звезда стала и традиционным элементом высших наград Российской Империи - это были восьмиконечные звезды ордена Святого Андрея Первозванного, ордена Святой Екатерины, ордена Святого Александра Невского и другие.

А в 1918 году звезду как отличительную эмблему военнослужащих Рабоче-крестьянской Красной Армии ввела Советская власть. При этом в центр Марсовой звезды были добавлены золотистые символы плуга и молота (а в некоторых случаях, - как, например, в ордене Красного Знамени, - к ним добавлялся еще и штык) - олицетворявшие защиты мирного труда. При этом в первые годы богоборческой власти заезда была ориентирована не как сейчас, одним концом вверх, а наоборот, двумя (именно так она и выглядит до сих пор на том же ордене Красного Знамени). Однако, подобный символ вызывал значительное неприятие среди красноармейцев. Так, на конференции 2-ой Советской (Украинской) дивизии, проводившейся 11 февраля 1919 года, начальник ее политотдела И. И. Минц отметил, что «крестьянская молодежь полна предрассудков против «коммуний», против новой «кокарды» - красноармейской звезды...». Положение, два луча вверх - вызывало у людей ассоциацию с сатанинской традицией изображать пентаграмму. Принимая во внимание резко негативное отношение большевиков к Церкви, звезда в скором времени была признана «знаком антихриста». Есть версия, что аргумент о сатанинском происхождении звезды был элементом контрреволюционной пропаганды. В результате военный отдел ВЦИК выпустил массовым тиражом специальную листовку «Смотри товарищ, вот Красная Звезда», где в форме «Притчи о Правде и Кривде» разъяснялась символика революционного знака. Тем не менее, в конце концов от откровенно сатанинской ориентации эмблемы отказались и официально утвердили изображение звезды одним лучом вверх (такая пентаграмма символизирует в магии позитивное начало). А после возвращения в 1943 году в Красную Армию дореволюционных погон, вместе с ними вернулась и звезда - для младшего офицерского состава маленькая из золоченой латуни, для старшего - большая, для генералитета, маршалов и адмиралов - большие вышитые золочеными и серебреными нитями. Любопытно, что согласно приказу Наркомвоена Советской Республики № 321 от 7 мая 1918 г., лицам, был введен категорический запрет (вплоть до придания суду революционного трибунала) на использование звезды лицами, не состоящими в рядах Красной Армии. Есть также сведения о том, что в первые годы советской власти красноармейцам ставили на левую руку клеймо в виде звезды.

Звезда Победы

Во время Великой Отечественной войны появился целый ряд боевых наград, посвященных звезде или в основу которых положен этот знак. В частности, появились ордена Александра Невского, Суворова, Кутузова, Ушакова, Нахимова, на которых в качестве фона выступала пятиконечная звезда.

В 1943 году, после коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны, у руководства страны возникла необходимость в учреждении высшего военного ордена, к которому можно было представлять особо отличившихся полководцев. Так, был учрежден орден «Победа». Им награждали высший командный состав Красной Армии за успешное проведение боевых операций в масштабе нескольких или одного фронта, в результате которых фронтовая обстановка менялась в пользу Красной Армии. У ордена было всего 17 кавалеров, из них трое награждались дважды, один лишён награды посмертно.

Медаль «Золотая Звезда»

Высшей боевой наградой во время Великой Отечественной войны была медаль «Золотая Звезда» и звание Героя Советского Союза. 11635 воинов армии и флота, партизан и подпольщиков получили это высокое звание. 115 человек удостоены звания дважды. Летчики-истребители А. И. Покрышкин, И.Н. Кожедуб и Маршал Советского Союза Г.К. Жуков - четырежды. Всего в военное время в Сухопутных войсках было свыше 8 тысяч Героев Советского Союза, в ВВС свыше 2400, в ВМФ - свыше 500, партизан, подпольщиков, разведчиков - около 400, пограничников - свыше 150. Героями Советского Союза стали 87 женщин, первой из которых была Зоя Космодемьянская.

Героями становились целые отделения, экипажи, подразделения и города. Высшее звание Советской страны было присвоено более 20 иностранным гражданам.

Орден Славы

В ноябре 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней, ставший советским аналогом дореволюционного Георгиевского креста (статуты орденов полностью совпадали). Им награждались рядовые, сержанты и младшие офицеры.

Всего за отличие в годы Великой Отечественной войны было выдано около миллиона знаков Ордена Славы III степени, более 46 тысяч - II степени и 2631 - I степени.

Орден «Красная Звезда»

Это один из первых советских орденов и второй из боевых по времени утверждения. Первоначально орден носили на левой стороне груди, как и символ Красной Армии в гражданскую войну. С 1943 года как и все ордена, прикрепляемые на штифтах, его переместили на правую сторону груди Согласно своему Статуту, орден давался за «выдающуюся деятельность, способствующую крупному успеху войск в военное время, направленная на повышение боеспособности Красной Армии и укреплениие обороноспособности СССР»

В годы Великой Отечественной войны орден Красной Звезды стал одной из самых распространенных наград: более чем 2 миллионам человек вручили 2.860.000 орденов. Вместе с орденом Отечественной войны обоих степеней орден Красной Звезды составлял так называемый «офицерский набор»: комплект наград, доступный младшим офицерам - командирам взводов и рот. Награждено орденом было 1740 частей, соединений и учреждений Красной Армии и тыла, в том числе 14 чехословацких и польских частей, воевавших на территории СССР.

ЧЕЛОВЕЧЕСТВО с древних времен придает значения символам. Мудрецы разных эпох и народов видели в символах своего рода амулеты, незримо защищающие их носителей от всевозможного зла. Один из таких символов – пятиконечная звезда. Своим появлением она обязана не европейским масонам, вопреки расхожему мнению, и даже не библейскому царю Соломону.
Изначальное происхождение пятиконечной звезды (пентаграммы) вряд ли когда-либо будет установлено. Судя по раскопкам археологов, она была хорошо известна издревле как символ-оберег. Первобытные люди, а затем представители самых ранних цивилизаций на территориях современных Ирана, Ирака, Турции, Греции использовали ее в своих тотемах и ритуальных рисунках. Она была почитаемой эмблемой также у японцев и американских индейцев.
У саамов русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей – основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя-шатуна, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию.
Число пять в культуре человечества символично. На руках и ногах у человека по пять пальцев. Из туловища «торчат» две руки, две ноги и голова – опять же пять «отростков». В рисунке гениального Леонардо да Винчи «идеальный» человек, широко расставив ноги и руки в стороны, напоминает пятиконечную звезду.
ПЕРВЫЕ известные изображения пентаграммы датируются примерно 3500 годом до н. э. Это нарисованные на глине пятиконечные звезды, найденные в развалинах древнего города Урука. Изображения пентаграмм встречаются и на египетских статуях. Древние египтяне называли пентаграмму «звездой псоглавого Анубиса». В Древнем Вавилоне ее изображали на дверях складов, чтобы уберечь товары от порчи и кражи. А для «посвященных» тех народов она являлась могущественным знаком власти. В том же Вавилоне пентаграмма встречалась на царских печатях.
На землях древней Палестины пентаграмму называли «печатью царя Соломона», способной уберечь от темного воздействия сверхъестественных сил. Маги средневековой Европы, от которых, видимо, и пошли масонские ложи, узнали о «печати Соломона» из арабских манускриптов. Так пятиконечная звезда стала один из основных символов масонства («пылающая звезда»). Этим знаком, по масонскому преданию, Соломон отметил краеугольный камень своего Храма. Для масонов пятиконечная или пламенеющая звезда символизирует мировой разум, совершенство духа.
В древнееврейской каббале пентаграмма, обращенная одним лучом вверх, символизирует Спасителя, а обращенная двумя лучами вверх – силы тьмы.
В Древней Греции пентаграмму использовали пифагорейцы (последователи Пифагора) в качестве отличительного знака принадлежности к их сообществу. Они учили, что мир состоит из пяти взаимосвязанных элементов (Огня, Воды, Воздуха, Земли и Эфира). Их-то и символизировали пять лучей звезды.
Римский император Константин I Великий (272–337 гг.) включил пятиконечную звезду в свою печать и свой амулет, ибо посчитал, что благодаря звезде он нашел истинную веру и принял христианство. Британский рыцарь сэр Гауэйн Оркнейский, племянник легендарного короля Артура, поместил пентаграмму в качестве личного символа на своем щите в золоте на красном фоне. Пять острых концов звезды символизировали пять рыцарских достоинств – благородство, вежливость, целомудрие, отвагу и благочестие.
В дохристианской Руси красная пятиконечная звезда считалась знаком весеннего бога Ярилы, покровителя земледельцев и воинов.
ЧТО КАСАЕТСЯ Советской России, то вскоре после Октябрьских событий 1917 года пятиконечная красная звезда стала эмблемой Рабоче-Крестьянской Красной Армии. По одной версии идею использования красной звезды высказал весной 1918 года военный комиссар Московского военного округа Н.А. Полянский, предложивший ввести ее в качестве отличительного знака бойцов первых частей РККА. Источником информации служат воспоминания видного большевика
Е.М. Ярославского, согласно которым Полянский предлагал избрать символом красную пятиконечную звезду с изображением плуга, молота и книги. Рисунок получился несколько перегруженным. После обсуждения в командовании МВО на эмблеме были оставлены только молот и плуг.
По другой версии, пятиконечная звезда стала эмблемой РККА и официальным воинским знаком различия благодаря Всероссийской коллегии по организации и формированию Красной Армии, созданной 20 декабря 1917 года. Константин Еремеев, первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, на заседании коллегии предложил ввести красную звезду в качестве символа новой армии.

Справочно. Константин Степанович Еремеев (1874–1931) родился в Минске. Сын унтер-офицера. В 1894–1895 годах проходил службу в армии, унтер-офицер. В 1896 вступил в РСДРП. С 1910 года работал в редакции газет «Звезда» и «Правда». Во время Первой мировой войны возглавлял военную организацию Северобалтийского комитета РСДРП(б), осенью 1917 года был направлен на работу в Петроградский военно-революционный комитет (ВРК).
С декабря 1917 года – командующий войсками Петроградского военного округа. В 1918 года переведен в Москву. Пользующийся большим доверием В.И.Ленина. Во время левоэсеровского мятежа в июле 1918 года руководил охраной Кремля и Большого театра, где проходил 5-й Всероссийский съезд Советов. Один из организаторов и редактор газеты «Армия и Флот Рабочей и Крестьянской России» (позже – «Рабочая и Крестьянская Красная Армия и Флот»). С 1923 года – член Реввоенсовета Балтийского флота, с 1925 года – начальник политуправления Балтфлота.

Чем руководствовался Н. Полянский или К. Еремеев в своем выборе, сказать сегодня невозможно. Может быть, они знали, что пятиконечная звезда была одним из символов Великой французской революции, а Советскую власть считали продолжателем ее дела (вспомним знаменитый лозунг «Свобода, равенство, братство»).
Возможно, что при принятии решения верх взяли другие соображения. Красная звезда в тогдашней России не столько имела революционный смысл, сколько традиционно асоциировалась с четвертой планетой Солнечной системы – Марсом. Его считали богом войны. Красная звезда как эмблема РККА подчеркивала воинский аспект нового советского символа.
Красная планета (Марс) вообще занимала особое место в субкультуре старых российских социал-демократов. Александр Богданов, как известно, даже написал фантастический роман, который так и назывался «Красная звезда» (1908 г.). На его страницах ветеран революционного движения представил воображаемое общество жителей Марса, построивших коммунизм.
Официально красная пятиконечная звезда стала символом РККА в июле 1918 года, когда ее дизайн был окончательно утвержден (пятиконечная красная звезда с золотой каймой, в середине – золотые плуг и молот, символизирующие союз крестьян и рабочих). Хронологически процесс ее принятия выглядел так: эмблема была введена приказом наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 года в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА; ношение ее было подтверждено приказом Реввоенсовета республики за № 310 от 7 мая того же года; окончательно она была утверждена в июле 1918 г. решением V Всероссийского съезда Советов. Позднее эмблема упростилась – вместо плуга стал изображаться серп. Эта поправка была оформлена приказом Реввоенсовета республики 13 апреля 1922 года.
ПРИМЕЧАТЕЛЬНО что в первые годы Советской власти, видимо, по инициативе имевшихся в ядре большевистской партии антихристиански настроенных деятелей, предпринималась попытка изображать красную звезду двумя концами кверху. Первый советский орден Красного Знамени, учрежденный 16 сентября 1918 года, имел именно такое – «кверху ногами» – изображение звезды. На плакате Дмитрия Моора (Орлова) «Советская Россия – осажденный лагерь. Все на оборону!», выпущенном в 1919 году, красная звезда также изображена перевернутой.
Но древняя традиция все же взяла верх, и звезде вернули ее «антисатанинское» положение. Военный отдел ВЦИК был вынужден выпустить массовым тиражом специальную листовку «Смотри товарищ, вот Красная Звезда», где в форме «Притчи о Правде и Кривде» дано объяснение ее символики. Звезда была нарисована двумя лучами вниз, а одним вверх...
В старой русской армии также использовались на погонах звезды – для различия воинских званий – но не красные, а золотые. Тогда считалось, что это связано с традицией, якобы идущей еще от Древнего Рима. Пентаграмма фигурировала в императорской армии в значении «марсовой» звезды – по имени древнеримского бога войны Марса. По указу императора Николая I 1 января 1827 года звезды появились на эполетах русских офицеров – возможно, по аналогии с французской армией. А 29 апреля 1854 года были введены шитые звезды на вновь учрежденных погонах.
«Марсово» значение красной звезды признавали и большевики. Впервые о красной пятиконечной звезде упоминают «Известия Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета Советов крестьянских, рабочих, солдатских и казачьих депутатов» 19 апреля 1918 года. В разделе «Хроника» сообщается: «Комиссариатом по военным делам утвержден чертеж нагрудного знака для воинов Красной Армии в виде красной звезды с золотистым изображением плуга и молота в центре». Отмечалось, что конфигурация знака воплотила в себе древнейший символ защиты. Плуг и молот олицетворяет союз рабочих и крестьян, красный цвет – «революцию и бога войны Марса».
И ЕЩЕ ОДИН любопытный факт. В Интернете уже несколько лет «гуляет» уникальная фотография времен русско-японской войны (1904–1905 гг.). Ее автором назван известный в то время фотокорреспондент Виктор Карлович Булла. Она сделана в день, когда из Гатчины на фронт в Маньчжурию отправляется воевать с японцами 23-я артиллерийская бригада (зима 1904 года). По просьбе Виктора Буллы канониры картинно выстроились для парадного снимка. Любопытная деталь: на двери вагона красуется пятиконечная звезда с двуглавым имперским орлом в центре.
Некоторые участники виртуальных дискуссионных форумов, правда, считают, что это может быть искусный фотомонтаж. Однозначно что-то сказать по этому поводу сложно. Возможно, у кого-то в России еще сохранились старые фотографии с изображением звезд в качестве символов императорской армии. Это позволило бы разгадать эту историческую загадку. Тем более что в Интернете встречаются утверждения о том, что в начале XX века на знаменах некоторых русских полков появились пятиконечные звезды с двуглавым имперскими орлом в центре.
Известно и то, что звезда как элемент эмблемы появилась на российском военном мундире в апреле 1917 года. 21 апреля приказом военного и морского министра Временного правительства А.И. Гучкова по флоту и морскому ведомству № 150 погоны были заменены нарукавными знаками различия и введена новая кокарда: пятиконечная звезда была размещена над розеткой с якорем...
Так или иначе, пятиконечная звезда – очень древний символ. В сознании людей она символизирует высокие устремления и идеалы. Наверное, не без глубокого смысла и выражение «родиться под счастливой звездой». А для военных людей пятиконечная красная звезда – прежде всего символ ратного дела и воинской доблести.

P.S.
У американского писателя Дэна Брауна в его романе «Код да Винчи» дается своя трактовка этого символа. Герой книги Лэнгдон так рассказывает о пентаграмме:
- Это пентакл, - сказал Лэнгдон, и собственный голос показался ему чужим, так странно и гулко прозвучал он под сводами галереи. - Один из старейших символов на земле. Появился за четыре тысячи лет до Рождества Христова.
- И что же он означает?
Лэнгдон всегда колебался, когда ему задавали этот вопрос. Сказать, что означает символ - все равно, что объяснить, каким воздействием на человека обладает та или иная песня. Ведь каждый воспринимает одну и ту же песню по-своему. Белый колпак ку-клукс-клана стал в Соединенных Штатах символом ненависти и расизма, но в Испании подобный костюм лишь подчеркивал неколебимость христианской веры.
- В различных обстоятельствах одни и те же символы имеют разное значение, - осторожно ответил Лэнгдон. - Вообще-то изначально пентакл был религиозным символом язычников.
- Поклонение дьяволу, - кивнул Фаш.
- Нет, - сказал Лэнгдон и тут же понял, что слова надо подбирать осторожнее. Ведь в наши дни слова «язычник» и «языческий» стали почти синонимами поклонения дьяволу, что совершенно неверно. Корни этого слова восходят к латинскому pagan, что означает «обитатели сельской местности». Язычники были сельскими и лесными жителями и по своим религиозным взглядам являлись политеистами, поклонялись силам и явлениям Природы...
- Пятиконечная звезда, - пояснил Лэнгдон, - это еще дохристианский символ, относившийся к поклонению и обожествлению Природы. Древние люди делили весь мир на две половины - мужскую и женскую. У них были боги и богини, сохраняющие баланс сил. Инь и ян. Когда мужское и женское начала сбалансированы, в мире царит гармония. Когда баланс нарушается, возникает хаос...
Есть еще более специфичная интерпретация. Пятиконечная звезда символизирует Венеру, богиню любви и красоты... Ранние религии основывались на божественном начале Природы. Богиня Венера и планета Венера - это одно и то же. Богиня занимает свое место на ночном небе и известна под многими именами - Венера, Восточная звезда, Иштар, Астарте. И все они символизировали могущественное женское начало, связанное с Природой и Матерью Землей...
Лэнгдон решил не вдаваться в подробности и не стал говорить о, возможно, самом удивительном свойстве звезды: графическом доказательстве ее связи с Венерой. Будучи еще студентом факультета астрономии, Лэнгдон с удивлением узнал, что каждые восемь лет планета Венера описывает абсолютно правильный пентакл по большому кругу небесной сферы. Древние люди заметили это явление и были так потрясены, что Венера и ее пентакл стали символами совершенства, красоты...

На снимках: Советский плакат времен Гражданской войны; Русские артиллеристы отправляются воевать с японцами, 1904 г.; Глиняный сосуд. Южная Мессопотамия, 4 тыс. лет до н.э.

Сегодня по-разному описывают происхождение красной пятиконечной звезды. Кое-кто из публицистов утверждает, будто бы большевики приняли для своего государства масонскую символику и на этом успокоились. Отчасти это правда, влияние масонских организаций на революционную деятельность в Европе трудно переоценить. Но вопрос о символике молодого государства куда сложнее, чем принято считать: всё-таки она формировалась годами, и самые разные люди принимали участие в этом процессе. Например, свастика, которую поначалу пытались внедрить как символ коммунистического движения, пришла не от масонов, а от сторонников теософии Елены Блаватской.

Существует несколько толкований смысла красной пятиконечной звезды.

Звезда как понятие европейского мышления служила изначально символом вечности, позднее стала символом высоких устремлений, идеалов.

Еще древние пифагорейцы, верившие, что в основе мира лежит число, сделали открытие: пропорции пятиконечной звезды основаны на принципе необычайной привлекательности для глаза. Позднее эти пропорции назвали «золотым сечением».

Пятиконечная звезда антропоморфна (то есть человекоподобна): на знаменитом рисунке Леонардо да Винчи человек с сомкнутыми ногами и раскинутыми руками похож на крест; с разомкнутыми ногами - на звезду.

Звезды в геральдике различались как по числу образующих их лучей, так и по цвету. Сочетание того и другого придает различные смысловые и национальные значения каждой звезде. Пятиконечная звезда (пентальфа, пентаграмма, звезда, повернутая «главой», то есть одним из лучей вверх) - древнейший символ защиты, охраны и безопасности. И наоборот, пятиконечная звезда, повернутая одним лучом вниз, а двумя вверх, приобретает зловещий и дурной смысл - в Западной Европе со времен Средневековья было принято считать такую перевернутую звезду знаком дьявола. Происхождение символа сокрыто.

Ныне считают, что европейцы позаимствовали звезду из культур Древнего Египта или Китая. Но оказывается, пятиконечная звезда издревле была знакома народам Севера. Например, у саамов Русской Лапландии пятиконечная звезда считалась универсальным оберегом, защищающим оленей - основу жизненного уклада большинства северян. В Северной Карелии еще в середине XIX века засвидетельствован факт почитания пятиконечной звезды охотниками-карелами. Наткнувшись в зимнем лесу на медведя, охотник быстро чертил на снегу три пятиконечные звезды в ряд и отступал за них. Считалось, что медведь не сумеет перейти эту линию.

А у русских язычников красная пятиконечная звезда считалась знаком весеннего бога Ярилы, покровителя земледельцев и воинов.

Профанами пентальфа воспринималась как главный символ масонства, поскольку «имеет связь с традицией каббалы и восходит к "печати Соломона", которой он отметил краеугольный камень своего Храма». Однако это ошибочное представление - в символике братства каменщиков пятиконечная звезда имела подчиненное значение.

Масоны и другие европейские оккультисты особенно ценили не красную, а «пламенеющую» звезду. О ней известный мистик доктор Папюс сообщал: «Братья узнавали о существовании света невидимого, который представляет собою источник неизвестных сил и энергий - этот тайный свет изображается в виде пятиугольной звезды. Она была символом человека, излучающего из себя таинственный свет, и устанавливала таким образом эту чудную эмблему».

В советской символике красная звезда появилась после того, как Всероссийская коллегия по организации и формированию Красной армии, образованная 20 декабря 1917 года предложила ее в качестве воинской эмблемы. Конкретно за нее выступал Константин Еремеев - первый советский командующий войсками Петроградского военного округа, председатель Комиссии по формированию РККА. По другой версии, автором идеи был военный комиссар Московского военного округа Полянский.

Приказом Наркомата по военным делам от 19 апреля 1918 года красная пятиконечная звезда была введена в качестве нагрудного знака для всего личного состава РККА. Его ношение подтверждено приказом Реввоенсовета Республики за № 310 от 7 мая того же года.

Ношение знака регламентировалось и приказом Наркомата по военным делам за № 321 от 7 мая 1918 года за подписями Троцкого, Механошина, Подвойского и Склянского. Приказ гласил: «Красноармейский значок есть принадлежность лиц, состоящих на службе в войсках Красной армии. Лицам, не состоящим на службе в составе Красной армии, указанные знаки предлагается немедленно снять. За неисполнение сего приказа виновные будут преданы суду военного трибунала. Приказ входит в силу со дня его опубликования».

К приказу прилагались описание и рисунок красноармейского знака.

Согласно статье в газете ВЦИК «Красная Звезда», красная звезда символизировала борьбу трудящихся за освобождение «от голода войны, нищеты и рабства», являлась эмблемой «рабоче-крестьянской Советской власти, защитницы бедноты и равенства всех трудящихся». Разъясняя этот символ, Военный отдел ВЦИК издал специальную листовку с изображением звезды. В ней, между прочим, говорилось:

«Эта красная звезда - знак рабоче-крестьянской Красной Армии, защитницы всех трудящихся, всей бедноты. Ты видишь на красной звезде молот и плуг. Знаешь, что это? Молот и плуг означают единение городского рабочего и деревенского пахаря, заключивших союз, чтобы до последней капли крови защищать свою землю и волю, свою рабоче-крестьянскую власть и социалистическое Отечество от врагов и палачей трудового народа».

Однако вряд ли на Реввоенсовете обошли вниманием еще одно значение символа: красная звезда - Марс - бог войны. И почти наверняка многие революционеры легко приняли красную пятиконечную звезду, потому что помнили популярный роман Богданова, в котором красная звезда была знаком утопии, лучшего и более справедливого будущего.

Позднее появились и другие, порой курьезные, толкования.

Заслуги еврейства перед трудящимися

В 1923 году символ пятиконечной звезды включили в герб СССР в качестве бэджа как фигурное дополнение к девизу «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Пять лучей звезды при этом объяснялись, как пять континентов, где идет борьба между трудом и капиталом. С этого момента красная звезда стала считаться эмблемой международной солидарности трудящихся. Красная звезда вновь обрела космополитичность, не завязанную на национальную армию конкретного государства. Бога войны сменил бог грядущего всемирного единения…

Тот редкий случай, когда большевики не «выкинули за борт» историю и традиции

В начале девяностых стало модно втаптывать советскую символику в грязь. В частности, было немало попыток дискредитировать красную пятиконечную звезду – мол, это знак сатанинский, связанный с черной магией. Однако если рассмотреть историю этого символа, станет ясно, что придумали его вовсе не сатанисты.

Из глубины веков

Пятиконечной звезде как символу по самым скромным расчетам около пяти тысяч лет. Шумеры обозначали этим знаком угол, яму или небольшое помещение, комнатку. Пифагорейцы видели в пентаграмме пять убежищ, в которые при создании нашего мира был запрятан первобытный хаос. Жители Вавилона использовали звезду с пятью лучами как знак, защищающий жилище от воров. Какое-то время пятиконечная звезда была официальной иерусалимской печатью – возможно, поэтому средневековые ученые, мечтающие овладеть магией, называли пентакль печатью царя Соломона . А древние римляне считали пятиконечную звезду символом бога войны Марса – по преданию, он появился на свет из лилии; именно лилию и символизировала «марсова звезда».

Во времена Великой французской революции звезда о пяти лучах проникла в военную символику молодой республики и поселилась на эполетах и головных уборах генералов и офицеров. В Россию пятиконечная звезда пробралась именно из Франции: в 1827 году с легкой руки Николая I эполеты высших армейских чинов стали украшать золотые кованые звезды. Через 27 лет, в 1854 году, тоже при Николае I, на плечах российских военных появятся погоны, а на погонах – вышитые звезды.

Хорошо забытое старое

Когда в 1917 году грянула Февральская революция, все царские знаки различия в армии были скопом отменены.

Согласно приказу№ 321 от 7 мая 1918 года, выпущенному наркомвоенмором республики Львом Троцким , «марсова звезда с плугом и молотом» становится знаком красноармейцев. Есть мнение, что введение в символику пятиконечной звезды проводилось в рамках кампании по привлечению в Красную армию бывших царских офицеров.

Звезда, символизирующая Красную армию, тоже была красной – как и знамена молодой республики. Мыслилась она сначала как знак нагрудный – однако уже через полгода благополучно перекочевала на головные уборы военных и моряков, где и осталась на долгие годы.

Каждому символу нужна легенда. На заре существования РККА красная пятиконечная звезда олицетворяла единение «пролетариев всех стран» – рабочих со всех пяти континентов; красный цвет был цветом революции, цветом крови, которая была пролита за свободу. Позже красные звезды на головных уборах стали ассоциироваться с воинами-защитниками.

С января 1919 года звезды начали нашивать на новые головные уборы красноармейцев, напоминающие по форме шлемы древних витязей. Первое название этих остроконечных шапок – «богатырки» – не прижилось; они остались в памяти народа как буденовки.

Плакат «Вступайте в красную конницу», 1920 год

Гербы и флаги

Вскоре красные звезды обрели такую популярность, что зажглись на гербе и знамени молодой страны, строящей коммунизм. А потом стали зажигаться и на гербах республик. Кстати, на герб РСФСР красная звезда попала только в 1978 году!

Интересно, что немалые шансы стать символом Советской России имел другой древний знак, который позже, в середине XX века, обрел благодаря гитлеровцам дурную славу. Да, речь идет о свастике. Она даже в свое время красовалась на денежных купюрах – «керенках». Однако на герб страны так и не перебралась.

В 1928 году на свет появилась октябрятская звездочка – тоже красная, но с портретом юного Володи Ульянова посередине. Ее были обязаны носить на левой стороне груди все октябрята. А в 1935 году звезды, украшенные уральскими самоцветами, засияли на Спасской, Троицкой, Боровицкой и Никольской башнях Кремля. Правда, эти звезды вскоре потускнели, так что в 1937 году Сталин велел установить на этих башнях, а также на Водовзводной башне красные звезды из молочного (внутри) и рубинового (снаружи) стекла. Вождь счел, что с такими звездами Кремль станет красивее. И это, пожалуй, то немногое, в чем с ним можно согласиться.