Как комплекс «отличницы» разрушает женщину. «Комплекс отличника»: как помочь ребенку




Ошибка в тексте?

Выделите её "мышкой" и нажмите: Ctrl + Enter

Комплекс (синдром) отличника

Дата создания: 23.06.2004
Дата обновления: 30.09.2016
Материал написан в соавторстве с Нарицыной М.П.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил. И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Обычно принято считать, что быть отличником – хорошо. Человек тянется к знаниям, всё такое. Но если понаблюдать за иными отличниками чуть внимательнее, в том числе и по окончании школы, может показаться, что они ни к каким знаниям вовсе не тянутся. Им не до этого. Они крутятся, как белки в колесе, из последних сил.
И в большинстве случаев так совсем не кажется. Чаще всего так в реальности и есть.

Будущий носитель комплекса (или синдрома) отличника, идя в первый класс, обычно получает извне программу: "Нет оценки, кроме пятёрки. Всё остальное – не оценка". Причины такого программирования могут быть разные, но в итоге ребёнок оказывается в ловушке бинарной двухбалльной системы: либо высшая оценка, либо… ноль. Не двойка, не кол даже, а ноль! Во всяком случае, именно нулём себя в итоге ощущает ребёнок, живущий в рамках такой программы и принёсший из школы что-то меньше пятёрки. Потому что для его "программистов" это априори значит – старался плохо, учил мало, знания показал с дефектом, с трещинкой, со сколом. Отношение, по сути, как к посуде: либо чашка целая – либо треснутая, надбитая, гостям подавать неудобно.

Здесь, наверное, можно гипотетически упомянуть одну из причин подобного программирования: ребёнка планируют "подавать гостям", как-то демонстрировать, гордиться его успехами. А понятие успеха довольно однозначно: либо пятёрка, либо… опять же ноль. Потому что не-пятёрками гордиться нельзя. Неудобно. Всегда может найтись другой претендент на гордость, чей ребёнок получил-таки пятёрку. Значит, нужно требовать, чтобы собственный ребёнок больше старался! И не вздумал позорить родителей не-отличными оценками.

Но подобное программирование – не вина "программистов", а их собственная большая беда, передаваемая сценарно уже не одно поколение. Ещё в 1947 году вышел известный до сих пор фильм "Первоклассница". Один из эпизодов этого фильма – героиня, первоклассница Маруся, приходит домой с первой школьной отметкой.

А ещё какие новости? – спрашивает ее бабушка.
- Очень хорошие, – радостно сообщает Маруся. – Я отметку получила!
- Какую?
- Четвёрку!
Бабушка разворачивается и уходит.
- Бабушка! Что ж ты не радуешься? Ведь четвёрка – очень близко к пятёрке!
- Хмм, - говорит бабушка. – Ну, не очень!..

Мало того, что бабушка не разделяет радости внучки по поводу первой оценки как таковой, но ещё и сообщает, что внучке до пятёрки – то есть до момента, когда бабушка будет ею довольна – ещё очень-очень далеко.

Вообще система "брать на себя заведомо невыполнимые обязательства", вроде "пятилетки в три года", сопровождала советскую действительность изначально: вместе с идеей "воспитать совершенно другого человека, человека новой формации" вопреки всем законам логики, физиологии и пирамиды Маслоу. Но как бы то ни было, бинарная система "либо пятёрка, либо ноль" присутствует во внутренней цензуре уже которого поколения людей, передаваясь на уровне жизненного сценария.

По логике, требование постоянно получать только отличные оценки – фактически невыполнимо. В конце концов, бывают разные дети со склонностью к разным предметам, разные личностные свойства этих детей, да в конце концов – разное состояние здоровья у одного и того же ребёнка! Однако установки цензуры тем и страшны, что не используют логики. А изначальная невыполнимость взятых на себя обязательство провоцирует ещё одну сценарную связку: "мы были должны сделать нечто – мы этого сделать не смогли – но мы должны были смочь – тогда наши дети должны сделать это за нас". То есть при наличии в жизненном сценарии тех или иных заведомо невыполнимых задач прессинг подобного долженствования усиливается с каждым новым поколением и с каждым новым витком этого сценария. И таким образом как снежный ком растёт сценарно передающийся невроз .

Часто родители говорят, что сами в учёбе были отличниками, и вроде бы закономерно требуют того же от своих детей. Но при этом, осознанно или бессознательно, не учитывают некоторых факторов:
- показывая аттестат с круглыми пятёрками или красный диплом, они закономерно умалчивают, какие оценки получали в процессе текущей учёбы, от детей же требуют пятёрок ежедневно;
- забывают про то, что с годами программа усложняется, количество требований к детям растёт, и порой сами дети физически не успевают за этими усложнениями;
- и наконец, родители, говорящие "мы были отличниками - и ты должен", сами все ещё остаются в бинарной системе "5-0" и туда же загоняют собственных детей.

Итак, ребёнок с подобной программой начинает учиться в школе. А дальше, как правило, ситуация развивается примерно по двум вариантам:
- либо ученик понимает, что условия этой программы невыполнимы – и даёт реакцию "вообще не хочу учиться" ;
- либо он принимает эти условия дорогой для себя ценой, так как понимает, что иначе ему не видать родительских поглаживаний. Поглаживания, одобрение, выражение родительской любви он теперь может получить только за пятёрки.
И во втором варианте обычно развивается настоящий аддиктивный невроз, или невроз зависимости: ребёнок начинает зависеть от отличных оценок и стремится делать всё только в критериях "поставят ли мне за это очередную пятёрку". О том, чтобы получить что-то ниже пятёрки – он даже помыслить не может. Потому что это очень страшно.

Учителя нередко сталкиваются с парадоксальными реакциями на четвёрку – оценку "хорошо". Ученики подходят после уроков и буквально умоляют спросить ещё, спросить завтра, спросить когда угодно, только не ставить "четыре" ни в дневник, ни в журнал. Говорят, что их дома будут ругать родители. Но в реальности, если программа "5-0" уже начала действовать и принята внутренней цензурой ребёнка – можно наблюдать вариант так называемой контаминации (заражения) субличности внутреннего Родителя: проще говоря, дома ребёнка вполне могут пристыдить за четвёрку (плохо старался), но пока он до этого дома дойдёт – он сам (точнее, его внутренняя заражённая цензура) уже сгложет себя до самых косточек: потому что не вытянул на пять. А если не вытянул – то в его уже внутренней бинарной парадигме он – ноль. Ничтожество.

Один раз – ноль, два – ноль, три – ноль… со временем это вполне может превратиться в синдром самозванца . Особенно если приправляется родительским "Ты ничего толком делать не можешь, даже учиться на пятёрки!"

Увы, с точки зрения многих родителей школьная программа, особенно в начальной школе – элементарна и совсем не требует усилий. Ну что за сложность, например, выучить таблицу умножения или написать букву "А"? И если ребёнок по "таким лёгким предметам" приносит что-то ниже пятёрки – родители реально считают, что их отпрыск лоботряс и лодырь, и вместо работы на уроках считал ворон. А учительница потом будет им недовольна, и вызовет в школу родителей, и будет их ругать.

Вот, кстати, ещё одна из возможных причин, по которым ребёнка программируют "либо пятёрка, либо ты ничтожество". Ребёнку фактически передают свой личный страх: "Если он будет плохо учиться, в школе будут ругать нас, родителей". Вполне вероятно, что у таких родителей есть тот же синдром отличника (передающийся на уровне жизненного сценария), и представить, что их вызовут в школу и сделают внушение за плохую учёбу их ребёнка –один из их личных кошмаров. Поэтому ребёнка нужно жучить и дрючить, щедро делясь с ним своим неврозом, но чтобы было как можно меньше шансов, что их самих отругает учительница!..

Основная сложность комплекса отличника – по сути в том, что ребёнок, вырастая, во всей остальной жизни, не только в школе, начинает зависеть от пятёрок. Точнее – испытывать постоянный страх "не отличной оценки".

Такой человек не может взяться ни за одно дело, если не уверен, что результат получится "на отлично". А уверенным в этом быть сложно, особенно когда дело происходит уже вне школы и критериев качества может быть много, как объективных, так и субъективных. И нельзя сказать, что такой человек "непременно хочет именно пятёрку". Скорее он панически боится получить "не пятёрку". Потому что это – ноль. И страх в очередной раз убедиться в собственном ничтожестве мешает ему в принципе что-либо делать.

Человек с синдромом отличника не станет заниматься никаким бизнесом, потому что это риски и неоднозначные ситуации, и здесь подавно сложно надеяться только на отличные оценки.

А ещё человек с синдромом отличника – парадокс! – часто боится изучать что-то новое: любое изучение нового закономерно связано с ошибками, а права на ошибку у него давно нет. Ведь любая ошибка – это уже не пятёрка.

Он в общем боится как-то самостоятельно строить свою жизнь и управлять ею, вообще боится ситуаций, когда ему нужно принимать самостоятельные решения: а вдруг решит неправильно? Ведь у него нет чётких выданных сверху критериев этой правильности, а точнее – критериев того, что и как он должен делать, чтобы в очередной раз заработать отличную оценку. Можно сказать, что люди с синдромом отличника – вечные подчинённые, рабы этих самых внешних критериев: и в качестве ещё одной смелой гипотезы – не потому ли уже какое поколение идёт некая внешняя подпитка этого сценария, что подчинённые более выгодны иерархической системе , и ими намного легче манипулировать, просто пригрозив в случае чего "снизить оценку на балл".

Более того, даже если человек делает какие-то попытки отойти от системы внешних критериев – его внутренняя контаминированная цензура затягивает его обратно, буквально заставляя искать новых и новых внешних оценщиков. Потому что только они якобы имеют право выставлять человеку оценки: например, от понятия "самооценка" носителю синдрома отличника может стать буквально физически плохо. Как это – самому себя оценивать, это же невозможно, так не бывает.

Причём эти страхи присутствуют даже тогда, когда в каких-то задачах формально у человека нет внешнего оценщика. Зато всегда есть внутренний: тот самый заражённый извне внутренний Родитель, которого человек постоянно носит с собой. И соответственно, везде имеет личного карманного цензора, который берётся оценивать все его дела.

Комплекс отличника, кстати, можно назвать одной из разновидностей перфекционизма и одной из причин прокрастинации .

При синдроме отличника человек и в школьные годы, и после окончания учёбы обычно имеет проблемы с адаптацией в окружающем социуме. В классе, да и в любом социуме, как правило, отличников недолюбливают: точнее – недолюбливают тех, кто стремится к пятёркам во что бы то ни стало. Иногда со стороны кажется, что такой ученик стремится выделиться на фоне остальных; но этим остальным обычно невдомёк, что несчастный пытается в очередной раз спастись от страха "оказаться нулём".

Вообще зависимость от пятёрок , как и любая зависимость , имеет общий деструктивный характер для самого зависимого: у такого ученика страдает здоровье (потому что все ресурсы брошены на достижение отличных оценок), он банально перегружен (ведь такой отличник обычно не только в школе обязан получать пятёрки, ему приходится радовать родителей своими достижениями ещё в разных кружках и секциях, а поступать планировать непременно в престижное учебное заведение). На фоне банального недосыпа и накапливающейся хронической усталости страхи "не получить пятёрку" ещё усиливаются, и ситуация не то чтобы ходит по кругу, а скорее скручивается в тугую спираль.

Плюс к тому комплекс отличника часто сопровождается прессингом со стороны родителей и прародителей: "Не смей нас позорить! Нам за тебя будет стыдно!" Ещё страшнее, если ребёнка постоянно извещают, что в результате любого его промаха и любой "не пятёрки" у кого-то из близких поднимется давление, заболит сердце, случится инсульт и так далее. Чувство вины – прекрасное средство манипулирования, причём довольно травмирующее. Ребёнок в результате ощущает себя буквально как на минном поле, когда один неверный шаг – и он взорвётся: но пусть лучше взорвётся он, чем пострадают дорогие ему люди. Фактически ребёнка делают реальным заложником проблем взрослых. А то, что он в полной мере зарабатывает свой собственный невроз (или фактически наследует уже имеющийся) – он на этом этапе, к сожалению или к счастью, пока не осознаёт.

Обычно в финале статей о тех или иных психотерапевтических проблемах ожидаются выводы/итоги/предложения на тему "что теперь с этими проблемами делать".

Здесь заметим прежде всего, что в данной статье не идёт речь о том, что комплекс отличника – это прямо-таки плохо-плохо (как, вероятно, мог бы прочитать тот или иной носитель комплекса отличника). Если человеку в этих рамках – можно даже сказать, в этих жизненных опорах – комфортно, то нет никакого смысла у него эти опоры отнимать. Есть много людей, испытывающих удовлетворение от того, что им заранее известны те критерии и требования, по которым их будут проверять и в соответствии с которыми им будет ставиться оценка. Если эта оценка непременно должна быть отличной, и это до поры до времени тоже не напрягает – такого человека можно назвать в какой-то мере амбициозным, имеющим свои высокие цели. Если ему удобно живётся в этой системе – его право ничего не менять. И ни у кого нет права подталкивать его к изменениям.

Если же самому человеку система "5-0" становится в тягость, если он подумывает о том, как бы из этого беличьего колеса выскочить – то ему прежде всего важно узнать, что это возможно. Но что это связано с анализом и собственным осознанием всего того, что с ним происходит. С системным изучением всей той ситуации, в которой он находится. И что для такого анализа, особенно системного, понадобится помощник – психотерапевт, главное условие работы которого – безоценочность . Последнее крайне важно хотя бы потому, что любой оценочный подход в работе с комплексом отличника автоматически провоцирует вместо старых оценщиков обзавестись новым – в лице психотерапевта. И таким образом закономерно остаться в старой бинарной парадигме.

И ещё важно предупредить, что выход из старых жизненных критериев и построение новых – это сложно. Это тяжело и больно иногда. Потому что фактически всё создаётся заново: цензурные шаблоны, реакции и восприятия, системообразующие установки. Можно сказать, что по сути строится новая жизнь. Но есть одно важное "но": человек в процессе консультативной, безоценочной психотерапии эту новую жизнь обучается строить для себя сам. И прежде всего постепенно формирует личную независимость от каких-либо оценщиков, которые угрожают "не поставить ему пятёрку, если он перестанет слушаться". Эти страхи постепенно перестают быть актуальными: потому что в новой системе образуются иные, более многозначные, логически обоснованные и небинарные критерии "правильности, полноты и качества" знаний, умений и достижений.

Я хочу выяснить причины комплексов
Я хочу выяснить причины ошибки
Я хочу выяснить свои ошибки
Я хочу выяснить свою вину Темы: зависимости , комплекс отличника , комплексы , чувство вины .

© Нарицын Николай Николаевич
врач-психотерапевт, психоаналитик
г. Москва

Что такое комплекс отличницы? Это такое физиологическое и психологическое состояние, когда мы продолжаем сдавать экзамены на отлично всю свою жизнь. С одной стороны, комплекс отличницы – это отличный способ держать все под контролем и руководить не только своей жизнью, но и другими, но с другой стороны – пора прекратить напряженно сдавать экзамены и начать жизнь в свое удовольствие. Разберемся, как же это сделать.

Корни уходят в детство…

Если посмотреть со стороны, то женщина с комплексом отличницы просто идеальный человек, причем во всех сфера жизни: она идеальная хозяйка, в ее доме никогда нет ни соринки, она отлично готовит, умеет шить и вышивать. Самая лучшая в мире мама – это тоже она, и строгая и добрая одновременно, и прекрасная жена, да еще и самая страстная любовница, а плюс ко всему успешно делает свою карьеру. Однако, идеальная такая женщина лишь на первый взгляд, на самом деле, комплекс отличницы – это психологическая проблема, и это доказано всеми специалистами в области личностной психологии.

Так почему же это проблема? Дело в том, что синдром отличницы не появляется просто так, он зарождается еще в детстве, и в основном по вине родителей, которые сильно много обязанностей возлагали на свою маленькую дочурку. А маленькая девочка, в свою очередь, пыталась оправдать надежды родителей и очень боялась их разочаровать. Таким образом, родители, сами того не подозревая, вырастили из хрупкой девочки женщину со сверхспособностями, которая все семейные и личные проблемы тянет на своих плечах. А теперь, когда девочка выросла, у нее остался страх разочаровать окружающих и саму себя, в том, что она не сможет справиться с той или иной проблемой.

Чтобы избавиться от комплекса отличницы, необходимо приложить массу усилий, так как это довольно не просто. Представьте себе огромный снежный ком, который катится со снежной вершины, его невозможно остановить, пока он сам не замедлит хода, тоже самое можно сказать и про такую женщину, вся ее жизнь идет по накатанному плану, все быстрее и быстрее, и, если она не остановится, ее психика не выдержит.

Перфекционизм может перерасти в психологическую проблему

С научной точки зрения синдром отличницы называется перфекционизмом – то есть полное и бесповоротное стремление к совершенству. Другими словами, перфекционистка – это идеальная женщина. Помните известную песню Мэрри Попинс: «Ах, какое блаженство, знать, что я совершенство, знать, что я идеал!» Эта фраза как нельзя лучше характеризует женщину с синдромом отличницы. Женщина думает, что она идеальна, хотя возможно, и не подозревает, сколько же в ней таится психологических проблем!

И, самая главная проблема, с которой придется бороться – это неуверенность в себе. Да, именно так, за маской супер – женщины кроется неуверенная в себе особь женского пола, которая боится разочаровать своих близких и друзей. Она готова тянуть все на своих плечах лишь бы к ней обращались за помощью, и она чувствовала себя нужной и востребованной.

Однако, следует отметить, что вечно женщина не может находиться в таком состоянии, так как наша нервная система не совершенна, психика не может выносить такую нагрузку, и рано или поздно даст сбой, и вот тогда не обойтись без помощи эксперта в области психологии. Между прочим, некоторые психиатру относят комплекс отличницы именно к психологическим заболеваниям, которые необходимо лечить в срочном порядке. Но мы попробуем самостоятельно избавиться от комплекса отличницы с наименьшими потерями для психологической системы.

Избавляемся от комплекса отличницы

1. Первое, что вам необходимо сделать, это осознать, что ваши родные и близкие любят вас такой, какая вы есть, и готовы вас принять со всеми вашими недостатками. Не бойтесь показать своему мужу или близким людям свою слабость – это вполне нормально. Не надо строить из себя супер – женщину, вы хрупкое и нежное создание, которое, в конце концов, имеет право на отдых.

2. Дальше вам необходимо через силу устроить себе неделю отдыха, желательно даже уехать куда – нибудь подальше, чтобы вас не смущал семейный быт и проблемы. Почему через силу? Да потому что вы ни за что на свете не захотите уезжать, вы будете думать, что ваши родные без вас не справятся, и наступит конец света и полный хаос в вашей квартире. Ничего подобного! Пересильте себя, соберите сумки и вперед к солнцу и горячему песку, уж поверьте, ничего страшного без вашего присутствия не случится. Ваш муж сам сможет приготовить себе еду, найти носки и кое – как погладить рубашку, как говорится, от этого еще никто не умирал!

3. Подумайте, будет ли вам, что вспомнить через десять лет? Если вы будете продолжать в том же духе единственное, то вы сможете вспомнить – это распорядок дня «дом – работа – дом», кастрюли, детское питание коляски, стирка и уборка. А как же путешествия, романтические вечера при свечах, сумасшедшие поступки, танцы до утра – где это все? О чем вы будете вспоминать, когда вам придется долгими, зимними вечерами нянчить своих внуков? Так что, пора полностью и кардинально изменять свой образ жизни пока еще не поздно.

4. Не знаете с чего начать? Остановитесь, отдохните и сделайте огромный вздох полной грудью и улыбнитесь себе, новому дню и своей жизни. В мире еще столько всего интересного, неизведанного и увлекательного! Зачем тратить свою жизнь на те вещи, которые прекрасно смогут обойтись без вас. Больше времени уделяйте себе и своей красоте, а еще самое время реализовать свои тайные мечты. Согласитесь, в детстве вы мечтали кем – то стать? Так не пора ли освоить новую профессию, ведь учиться никогда не поздно.

Итак, комплекс отличницы – это не есть хорошо, следовательно, от этого следует избавляться. Поймите, что Вселенная не крутится вокруг вас, и всем на свете вы управлять не сможете. Отпустите вожжи правления и дайте больше автономии вашим родным и близким, уделяйте больше внимания себе любимой, и вы увидите, как жизнь изменится в лучшую сторону!

Илья Базенков

Некоторые родители полагают, что детей,
как сосуды, можно наполнить своими
несбывшимися мечтами и стремлениями.
Майкл Николс(психолог)


Синдром отличника или комплекс отличника замечается, как правило, у взрослых, а не у детей. Иногда его еще называют комплексом отличницы, т.к. у женщин он встречается чаще. Объяснение простое. Ребенок с комплексом отличника удобен для взрослых, т.к. всеми силами пытается соответствовать их требованиям, быть всегда хорошим. Но во взрослом возрасте комплекс отличника может серьезно осложнить жизнь.

Суть синдрома (комплекса) отличника не в том, чтобы все всегда делать на отлично, а в том, что основная потребность - это получать хорошие отметки от окружающих.

Один из часто встречающихся запросов к психологам: как избавиться от комплекса отличника?

Как перестать хотеть быть для всех хорошим, чтобы получить хорошую оценку себя?

Сначала разберемся почему он возникает. Как родители и другие взрослые создают у ребенка синдром отличника.

Необходимым условием избавления от синдрома отличника является осознание его причин.

Так как же взрослые способствуют формированию этого синдрома?

Ребенок пришел из школы.

Как дела в школе?
- Я сегодня по истории четверку получил.
- Как? Почему четверку, а не пятерку? Ты меня расстраиваешь. А вот Петя только пятерки получает.

Ребенок наводил порядок у себя в комнате.

А почему эту книжку на полку не поставил? Я тобой недовольна.

Подросток вымыл посуду, но вот беда – на одной тарелке осталось пятно.

Плохо! Вся посуда должна блестеть! Ты меня очень огорчил.

А есть еще и другое.
Изо дня в день взрослые внушают ребенку, что он постоянно должен быть для всех хорошим, всегда идти навстречу другим, чтобы получить хорошую оценку себя.

Так родители и другие взрослые способствуют формированию синдрома(комплекса) отличника у детей. Причем из самых благих намерений. Они ведь хотят, чтобы ребенок вырос успешным, хорошо справлялся со своими обязанностями, все делал хорошо и был не хуже, а то и лучше других.

Исследования показывают, что предрасположенность к синдрому отличника может быть и врожденной, связанной с типом темперамента, индивидуальными психофизиологическими особенностями человека.

Но возникает он в детстве в результате общения взрослых (в первую очередь родителей) с детьми. И если в детстве и подростковом возрасте синдром отличника часто не замечается и даже приветствуется окружающими ребенка взрослыми, то в дальнейшем он приносит существенную дисгармонию в жизнь человека.

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

Повышенная чувствительность к критике, даже если она незначительная;
- постоянные опасения неудачи, часто приводящие к отказу от какой-либо деятельности из-за страха не справиться;
- склонность часто сравнивать себя с окружающими, ревниво относиться когда хвалят не его, а другого;
- неустойчивая самооценка, сильно зависящая от мнения окружающих;
- первая же неудача может послужить причиной депрессивного настроения и отказа от дальнейших попыток продолжать что-либо делать;
- застревание на переживаниях своих неудач, даже незначительных;
- постоянная потребность оправдывать ожидания окружающих.

Разумеется, степень выраженности синдрома отличника бывает разной. В крайних патологических случаях он встречается не так уж и часто. Но даже выраженный умеренно все-равно осложняет жизнь, приводит к ограничению собственных возможностей и сложностям в отношениях.

ТИПИЧНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СИНДРОМА ОТЛИЧНИКА

1. Часто повторяющаяся установка, что любовь необходимо заслужить хорошими поступками. И чем «более ты правильный», тем сильнее тебя будут любить.

2. Один или даже несколько близких взрослых патологических перфекционистов, стремящихся воспитать ребенка по своему образу и подобию.

3. Частое и сильное порицание ребенка за ошибки и неудачи. Подталкивание его к чрезмерной самокритичности, к стилю мышления по принципу – «если бы поступил правильно, то все было бы хорошо», «если бы постарался, то все бы получилось», «если бы хорошенько подумал, то все сложилось бы по-другому».

4. Слишком завышенные требования к ребенку. Родители ожидают от него "совершенства".

Формирование комплекса отличника происходит в детстве, а проявляться чаще всего начинает в раннем подростковом возрасте.

Иногда синдром отличника путают с умеренным перфекционизмом – стремлением к идеальному результату. Действительно, крайне выраженный перфекционизм и синдром отличника сосуществуют вместе.
Но перфекционизм, естественно, не выраженный в патологической форме, может быть вполне нормальным – человек старается все сделать хорошо, добиться наилучшего результата.

А «отличника» волнует не сам результат, а оценка, которую он получит, ему всегда по жизни необходима пятерка. И в результате происходит смещение цели с результата на оценку этого результата окружающими.

Люди, страдающие комплексом отличника, часто превращаются в задерганного невротика, которому очень не комфортно жить. Он постоянно переживает по поводу неудач, как мнимых, так и реальных. Смысл его жизни - быть отличником, получать пятерки любой ценой, бороться за них. А если есть риск получить другую оценку, то он может и не взяться за выполнение чего-либо, отказаться из-за страха неудачи от реализации своих планов, идей и даже карьерных стремлений.

Да и окружающим с ним нелегко. Как жить и общаться с человеком, который болезненно реагирует на любую критику, вплоть до впадения в депрессию? А похвала в адрес других людей вызывает у него чувство ревности.

Увы, погоня за результатами в учебе, выраженных не в знаниях, а в оценках; тщеславие родителей; настойчивость учителей в борьбе за успеваемость все это создает благодатную почву для выращивания синдрома отличника. Разумеется, далеко не все дети и подростки приобретают этот синдром, даже если окружение этому способствует. Многое зависит от врожденных свойств личности.

Ребенок с сильным типом высшей нервной деятельности более устойчив, подросток может сопротивляться через типичные подростковые реакции, да так, что окружающим взрослым «мало не покажется».
Но людей, страдающих комплексом отличника много. Даже в легкой форме он вносит дисгармонию в жизнь, как самого человека, так и его окружающих.

В обществе существует устойчивый миф, что школьные отметки являются показателем интеллекта человека и его дальнейшей профессиональной успешности. НО ЭТО НЕ ТАК!

Эти факты подтверждены сотнями исследований, проведенных в разных странах:

1.Школьная успеваемость не является показателем дальнейшей успешности человека.

2.Школьная успеваемость не является показателем интеллекта.

Недавние исследования в Высшей школе экономики показали, что профессиональная успешность выпускников не зависит от их оценок во время учебы. См. статью на нашем сайте

Выше было сказано, что предрасположенность к синдрому(комплексу) отличника может быть врожденной. Но часто родители, сами страдающие от комплекса отличника, передают его детям через воспитание, проецирую собственные страхи получить негативную оценку за своего ребенка. В этом случае у родителей комплекс отличника проявляется в опасениях не выглядеть "идеальным родителем" в глазах окружающих, в первую очередь, учителей.

Идет непрерывная борьба за успеваемость, где основное значение придается отметкам, а не собственно знаниям и интересам ребенка. Часто это касается не только школьных отметок, но и других сторон жизни. Главное - выглядеть соответствующим образом в глазах окружающих.

А бороться с приобретенным комплексом отличника тяжело, вот и живут люди под этим бременем - повышенной чувствительностью к критическим замечаниям, обидчивостью, зависимостью от мнения окружающих, все время боящихся не получить "пятерку" (и из-за этого часто отказывающихся от каких-то своих намерений и желаний).

Так стоит ли, уважаемые родители, требовать от ребенка, чтобы он всегда получал только пятерки? Всегда соответствовал во всем ожиданиям окружающих? А ведь иногда бывает, когда близкие взрослые из-за какого-то, по их мнению, неуспеха ребенка, начинают его "шантажировать" своим здоровьем. "Ах, у меня из-за твоих отметок сердце разбаливается", - говорит любящая мама или бабушка, даже не подозревая, что она этими словами формирует в ребенке.

И, в конце концов, что для вас важнее? Здоровье и психическое благополучие ребенка, гармония в отношениях с ним или количество пятерок в дневнике, тем более, что не они определяют успешность человека.

Часто родителям нравится синдром отличника, хотя они и не подозревают о его существование. Действительно, чего еще надо? Ребенок послушный, хорошо учится, искренне переживает, если у него что-то не получается. Мечта, а не ребенок! И невдомек взрослым, что самое важное для ребенка не результат его деятельности, а желание быть хорошим и «одобряемым». И формируется у него ощущение, что любят его только за «пятерки», а не его самого. Сделаешь ошибку – потеряешь любовь .

Появляется страх ошибиться, сделать неверный выбор. И закрепляется этот страх часто на всю жизнь вместе с неуверенностью в себе и опасениями «выглядеть не так», «сделать не так» и даже «подумать не так». В крайних случаях боязнь ошибиться может превратиться в настоящую фобию.

В своей жизни человек с комплексом отличника испытывает чувство неуверенности, ему трудно строить открытые отношения с другими людьми, ему часто кажется, что он может оказаться хуже ожиданий окружающих.

Человек, которому в детстве внушили, что его любят только за хорошие отметки, за послушание, за какие-то успехи и достижения, в дальнейшей жизни будет казаться, что он кому-то нужен только за то, что он соответствует ожиданиям окружающих. Отсюда заниженная или неустойчивая самооценка, ощущение, что его не любят и не ценят, не признают.

Возникает неготовность потерпеть неудачу, боязнь трудностей и неуверенность в себе.

Как избавиться от комплекса отличника у ребенка?

1. Хвалите ребенка не за отметки, а за результат.

«Очень хорошо, что ты получил пятерку».
«Очень хорошо, что ты справился с контрольной работой».
Чувствуете разницу?

2. Интересуйтесь не отметками в школе, а процессом учебы, что нового узнал, что было интересно или неинтересно, трудно или легко.

3. Никогда не связывайте оценку результатов учебы(и не только учебы) с оценкой личности.

4. Не сравнивайте своего ребенка с другими детьми, не ставьте их ему в пример.

5. Не осуждайте ребенка за какие-либо неудачи, лучше поддержите его.

6. Если ребенок болезненно переживает из-за отметки, полученной в школе, или еще из-за чего-либо, что него не получилось, то можно постараться обесценить неудачу, показать ребенку, что это не имеет большого значения и, тем более, не влияет на ваше отношение к нему. Например: "Подумаешь тройка по математике, ну и что?" Только не надо обесценивать усилий ребенка по достижению результата, здесь, наоборот, важно ему показывать, что он молодец, даже если не выполнил все на 5+.

Вы ведь любите своего ребенка не из-за его отметок или за то, что он послушный, аккуратный, вежливый, хорошо учится и т.п.?

Как избавиться от комплекса отличника во взрослом возрасте?

1. Осознать. что ваши некоторые чувства, эмоции и поступки вызваны не реальной ситуацией, а опасениями не понравиться окружающим, не оправдать их ожидания. Комплекс отличника как бы возвращает вас в детство, и вы боитесь не соответствовать требованиям родителей или учителей.

2. Разобраться, а действительно ли окружающие вас люди ждут, что вы всегда будет действовать на "отлично"? Кстати, мы часто склонны приписывать другим то, чего они на самом деле не думают.

3. Разрешить себе право на ошибки и на то, чтобы не быть всегда идеальным человеком во всем и всегда.

4. Осознавать, когда вами управляет синдром отличника, а когда ваши действия и эмоции от него не зависят. Другими словами. поставить свой комплекс отличника под контроль сознания.

5. Перестать ожидать постоянного одобрения вас окружающими людьми, сравнивать себя с другими. На самом деле это не вы, а тот самый ребенок, у которого сформировалось чувство, что его любят только тогда, когда он делает все на отлично, должен быть лучше всех.

6. Захотеть, чтобы комплекс отличника перестал вами управлять. Начать с ним бороться, действовать.

Самое трудное в избавлении от комплекса отличника - это разрешить себе не всегда оправдывать ожидания окружающих.
Кстати, эти ожидания мы часто сами и выдумываем. Человек с синдром отличника приписывает окружающим что-то, чего они якобы от него ожидают. Он считает, что если делать всегда хорошее окружающим, то и они будут отвечать ему тем же.
Вот только в жизни так бывает далеко не всегда. Да и почему другие люди должны оправдывать ваши ожидания? Откуда растут ноги этого убеждения? Не из нашего ли детства, когда нам внушали, что надо всегда быть хорошим, причем для всех?

Человек с синдром отличника часто не может начать делать что-то новое или закончить начатое. Причина простая. Ему нужна пятерка, т.е. надо добиваться идеала. А идеал то далеко и не всегда достижим, по крайней мере, в его воображении. А рядом люди, которые с точки зрения "отличника" халтурят, но при этом чувствуют себя уверенно и добиваются успеха. Какое чувство возникает у "отличника"? Правильно, чаще всего обида и ощущение несправедливости.

А жизнь далеко не всегда справедлива, особенно, с точки зрения "отличников".

Решите, что для вас важнее: всегда добиваться результата даже во вред себе или собственные интересы.

Научитесь расставлять приоритеты, где на первом месте будут ваши личные интересы.

Добавьте в ваши действия побольше эгоизма. Без его умеренного количества жизнь не очень привлекательна, как и пища без соли.
Всем нравиться невозможно, да и зачем?

Подумайте, как вы можете использовать свой синдром отличника, чтобы он вам не только мешал жить, но иногда помогал достигать своих целей. Именно своих, а не чужих! Он может помочь что-то сделать лучше других. Но только это надо делать для себя, для реализации своих целей, а не чтобы заслужить одобрение окружающих, которые скорее всего этого не оценят. Кстати, многих людей раздражает излишний перфекционизм. особенно когда его навязывают, демонстрируют. Человек с синдромом отличника часто может раздражать окружающих, т.к. предъявляет повышенные требования и к окружающим. А кому это нравится?

Если синдром отличника контролировать, то он вполне способен не только портить жизнь, но и в чем-то помогать. Вот только полной свободы ему давать нельзя.

Комплекс отличницы у взрослых относится к числу таких психологических состояний, которыми достаточно трудно управлять. Такие женщины изначально привыкают требовать от себя слишком много и не позволяют расслабляться . Зачастую получается так, что они всю жизнь стремятся оправдать чужие ожидания и при этом благополучно забывают о собственных потребностях. На себя просто не остается ни времени, ни сил. Данный комплекс требует к себе внимания. Часто он разрушает личность, способствует тому, что она делается чрезвычайно мнительной, неуверенной в себе.

Признаки комплекса отличницы

Комплекс отличницы у представительниц прекрасного пола проявляется определенным образом. Если быть предельно внимательным к своему ближайшему окружению и собственным чувствам, то можно заметить постепенно происходящие изменения. Рассмотрим подробнее признаки синдрома отличницы. Именно они должны насторожить и заставить задуматься.

Перфекционизм

Это отличительная характеристика девушки, которая все и всегда стремится делать правильно. По сути, невозможно никогда не ошибаться, ведь всем людям свойственно несовершенство в той или иной степени. Стремление к перфекционизму только убивает интерес к жизни, потому как всякое познание невозможно без ошибок. Исследовательский дух напрямую зависит от того, насколько человек позволяет себе быть активным в жизни, реализовывать свои способности. Но невозможно преуспеть в каком-то деле, если постоянно подгонять себя, критиковать, вписывать в определенные рамки и схемы. Страх ошибки часто приводит к тому, что личность перестает пытаться узнать что-то новое, открыть для себя дополнительные горизонты. Ведь вряд ли получится победить в ограничивающих условиях. Люди, которые боятся действовать, остаются стоять на месте и никуда не приходят.

Неуверенность в себе

Другой характерный признак наличия синдрома отличницы. Такая девушка постоянно сомневается, не может быстро принять решение. Она, как правило, со всеми советуется по любому поводу, подсознательно пытаясь угодить окружающим. Наличие такого комплекса еще никого не сделало сильным и самодостаточным. Безусловно, личность страдает от невозможности выразить сполна собственные чувства, постоянно их подавляет. Неуверенность в себе создает определенное напряжение в отношениях с собой и окружающими людьми. Стремление всегда и все контролировать не может привести ни к какому существенному развитию. Начинают страдать все сферы жизни, и, прежде всего, эмоциональная связь с окружающими людьми.

Нерешительность

Она проистекает как раз из неуверенности в себе и сильно проявленного максимализма. Женщина, страдающая комплексом отличницы, не может проявить себя в обществе по той причине, что боится оказаться не на высоте. Страх препятствует любым начинаниям, заставляет ее постоянно анализировать собственные поступки. Нерешительность мешает добиваться успеха, реализовывать себя в мире. Чем больше мы зацикливаемся на неудачах, тем сильнее они начинают нас преследовать. Вот почему любая психологическая проблема представляет собой серьезную преграду для достижения желаемого результата.

Зацикленность на проблемах

Если обычного человека постоянно не мучают мысли о возможных трудностях, то стремление все делать идеально накладывает на личность серьезный отпечаток. Возникает сильная зацикленность на проблемах. Причем часто они носят не реальный, а мнимый характер. Девушки постоянно задумываются над тем, какие неприятности их могут ожидать в дальнейшем, прокручивают у себя в голове возможные варианты избавления от всяческих сложностей. Чрезмерная погруженность в переживания тоже является признаком комплекса отличницы. Дополнительные беспокойства возникают из-за невозможности контролировать ситуацию.

Потеря индивидуальности

Из-за постоянных приступов самобичевания происходит такая вещь как утрата жизненных ориентиров. Девушка не понимает, что с ней происходит, так как постоянно пытается подстраиваться под мнение большинства. Потеря индивидуальности происходит постепенно, женщина не замечает этого. Со временем она начинает чувствовать себя невероятно несчастной. Представительница прекрасного пола продолжает жить по чужим правилам, при этом не делая ничего, чтобы изменить свое положение. Индивидуальность – это, пожалуй, самое главное, что есть в каждом человеке. Привычка все делать правильно и погоня за идеалом не дают возможности быть по-настоящему счастливой. Чем более личность зациклена на возникающих трудностей, тем сильнее боится возможных неудач. Со временем индивидуальность стирается, а остается только слепое следование чужим ожиданиям.

Как избавиться от комплекса отличницы

Для того, чтобы преодолеть в себе эту проблему, необходимо действовать. Нельзя просто сидеть сложа руки, надеясь на то, что все как-нибудь изменится само собой. Только совершая решительные шаги, человек на самом деле движется вперед, открывает перед собой новые двери, обнаруживает дополнительные возможности. Приобретенный максимализм не должен становиться причиной отказа от радостей жизни. Как избавиться от комплекса отличницы? Попробуем разобраться.

Здоровое отношение к критике

Для того, чтобы перестать гнаться за совершенством, необходимо выработать в себе подлинное самоуважение. А оно возможно только в том случае, если сформировано здоровое отношение к критике. Если задуматься над этим вопросом, то выяснится, что множество людей остаются недовольными своей жизнью. Они руководствуются определенными соображениями и при этом забывают о собственных глубинных потребностях. Такого ни в коем случае нельзя допускать. Если человек постоянно боится осуждения со стороны окружающих, то он никогда не сможет оставаться довольным самим собой. Постоянно будет казаться, что что-то делается неправильно. Адекватное отношение к критике возможно только тогда, когда личность уверена в себе. Необходимо научиться принимать ошибки как неотъемлемую составляющую успеха. Нет нужды постоянно ругать себя за то, что произошло когда-то давно. Ориентируясь на мнение других людей, мы теряем самих себя, не позволяем себе быть на самом деле счастливыми и самодостаточными.

Расчет времени и сил

Это необходимый критерий достижения успеха. Многие люди по непонятной причине его забывают или даже сознательно игнорируют. Чтобы преодолеть в себе комплекс отличницы, необходимо очень хорошо понимать, сколько времени займет реализация той или иной задачи. Собственные силы тоже нужно рассчитать. Ведь если переоценить реальные возможности, в какой-то момент можно очень сильно разочароваться в жизни. А имея такой печальный опыт, далеко не все захотят преодолевать в себе негативные впечатления. Расчет времени и сил поможет избежать нежелательных последствий , справиться с многочисленными трудностями. Мы всегда должны понимать, к чему хотим стремиться и какие усилия для этого готовы приложить.

Отсутствие страха ошибаться

Это глобальное заблуждение многих людей – они беспокоятся, что не смогут соответствовать чьим-то требованиям. Мало кто понимает, что следует жить своей жизнью, ориентируясь на собственные представления о жизни. Умение ошибаться и принимать собственные неудачи действительно дорогого стоит. Необходимо научиться смотреть в будущее только с надеждой. Именно тогда любые препятствия будут преодолимы. Не нужно бояться ошибок, потому что именно они ведут нас к достижению значимых целей. Если бы каждый человек научился принимать собственные недостатки как нечто совершенно естественное, то люди сделались бы более терпимыми друг к другу. Те, кто принимают решение оставаться самим собой, в результате выигрывают.

Пересмотр убеждений

У каждого человека имеются свои представления о жизни. Индивидуальные предпочтения, желания и стремления составляют внутреннюю жизнь личности. Если девушка страдает излишней напряженностью и нерешительностью, ей необходимо поменять свои взгляды. Следует понять, что именно они и препятствуют достижению счастья. Такая личность просто не может достичь состояния целостности. Нужно понять, что окружающие люди тоже не идеальны. Нет никакого смысла постоянно винить себя в том, что не получается соответствовать какому-то придуманному идеалу. Ведь каждый человек индивидуален. Пересмотр убеждений позволяет избавиться от привычки все контролировать. Когда мы принимаем на себя ответственность за происходящее, то действительно получаем возможность изменить свою жизнь. Нужно сознательно работать над собой, стараться не зацикливаться на неудачах. Умение мыслить позитивно на самом деле влияет на сознание личности, расширяет границы реальных возможностей.

Принятие ответственности

Подлинная ответственность личности заключается в том, чтобы работать над своим характером при любых обстоятельствах. Люди часто стремятся оправдать собственное бездействие теми или иными неблагоприятными условиями. На самом же деле они просто хотят убежать от неприглядной правды, которая заставляет их сомневаться в себе, испытывать угрызения совести и чувство стыда. Подлинная ответственность заключается в поступках и действиях, которые ведут к развитию.

Таким образом, комплекс отличницы – это состояние, с которым необходимо стремиться работать. Важно не просто хотеть преодолеть его, а знать, к чему идти, какие задачи перед собой ставить.

Замечено, что дети, которые недостаточно упорно учились в школе, оказываются более смышлеными и успешными в реальной жизни, чем отличники. Казалось бы, что же плохого в желании всегда и во всем достигать успеха и быть первым? Ничего, пока это желание имеет приемлемые рамки. Если же это становится самоцелью, такой человек зависим от мнения общества, и болезненно переносит любую критику или недостаток внимания. Синдром отличника это то, что во взрослой жизни называют перфекционизмом – когда человек не способен принять неидеальность своих результатов в чем-то и очень сильно страдает из-за этого.

Код по МКБ-10

F84 Общие расстройства психологического характера

Причины синдрома отличника

Корни этой патологии уходят глубоко в детство, однако влияют на дальнейшую жизнь не в меньшей степени. И если у ребенка это исправить относительно легко, то чем старше, тем сложнее избавиться от такого синдрома.

Проблемы, к которым может привести патологический синдром отличника

Синдром отличника опасен эмоциональным и психическим истощением, особенно для детей. Опасность в том, что у ребенка развивается неготовность потерпеть поражения, принимать трудности и, конечно, неуверенность в себе. Это ведет к тому, что ребенок будет добиваться результата во вред себе и своему здоровью, а поскольку невозможно всегда выигрывать во всем, это неизменно приведет к депрессии.

Симптомы синдрома отличника

Синдром отличника у ребенка проявляется в том, что он очень тяжело, горестно переживает любую отметку, отличающуюся от самой высокой. Недостаточно хорошо выполненное задание становится причиной трагедии и отсутствия желания продолжать учебу дальше.

Дети с синдромом отличника способны легко пожертвовать развлечениями и общением с друзьями ради первенства в учебе.

Поскольку главной мотивацией в учебе для ребенка с патологическим синдромом отличника служат не знания, а достижение любой ценой самой высокой оценки, а также одобрение и восхищение окружающих, такой ребенок отличается зависимостью от мнения других людей и нестабильной самооценкой. Когда его похвалят, она сильно завышается, но стоит покритиковать – он расстраивается и может даже обидеться. Также симптомом служит болезненная ревность ребенка к похвалам и высоким отметкам других детей.

Ребенок, которому в детстве родители не дали чувства защищенности и принятия таким как он есть, не показали что его любят безусловно, а не за достижения, вынужден разбираться с проблемой нестабильной самооценки. Даже будучи взрослыми, таким людям очень сложно осознать, что с ними дружат не из-за выгоды, или полюбили не за соответствие идеализированному стандарту супруга/отца/друга/работника, а за их личные достоинства, которых они сами чаще всего даже не осознают.

Синдром отличника у взрослых зачастую проявляется в комплексе нескольких признаков:

  • повышенное чувство ответственности;
  • чувство вины за возможную неудачу;
  • завышенные требования к окружающим людям;
  • неумение расставить приоритеты, попытка быть успешным во всех сферах;
  • неумение проигрывать.

Диагностика синдрома отличника

Необходима дифференциальная диагностика патологии от желания самореализоваться. В настоящее время проблема нормального и патологического типов синдрома отличника или перфекционизма осве­щена в нескольких сравнительных исследованиях, однако отсутствие психо­диагностической методики, позволяющей диф­ференцировать типы перфекционизма, выступает основным препятствием для четкой дифференциальной диагностики.

На сегодняшний день, для определения типа перфекционизма у взрослого человека (нормальный, патологический) используется дифференциальный тест перфекционизма, который предусматривает опрос на 45 и/или 24 пункта, где испытуемый определяет степень согласия или несогласия с предложенными утверждениями. Для прохождения этого теста нужно желание и честность в ответах. В конце подсчитываются балы, и определяется результат.

Лечение синдрома отличника

Поскольку не бывает чисто детских проблем, в них обычно замешана его семья. Как правило, такое обостренное отношение к своим успехам - это проявление установки родителей в отношении ребенка «мы тебя любим только в том случае, если ты полностью соответствуешь нашим ожиданиям, а мы ждем, что ты будешь самым лучшим». Таким образом, родители пытаются удовлетворить собственное тщеславие, возможно, компенсировать собственную недостаточную самооценку. А ребенок инстинктивно очень боится потерять родительскую любовь, и он будет прикладывать все усилия, чтобы сохранить ее, поскольку сама оценка как такова для ребенка менее значима, нежели для взрослых.

Если ребенок принес домой плохую оценку, имеет смысл, прежде всего, поговорить с ним, обсудить, почему не получилась более высокая оценка и выяснить его чувства по этому поводу. Если ребенку все равно, тогда следует задуматься о методах воспитания, ведь он не критичен к себе. Если же он огорчен, нужно помочь ему справиться с этим, и поверить в свои силы.

Если вы наблюдаете у своего ребенка симптомы зарождающегося патологического перфекционизма, старайтесь больше проявить к нему свою любовь на доступном для него языке:

  • чаще обнимайте его, без повода;
  • уделяйте внимание, интересуйтесь происходящим в его жизни;
  • слушайте его, узнавайте его чувства к тем вещам, которыми он с вами делится, помогайте советом, если он вас об этом просит;
  • говорите ему слова поддержки, дайте ему понять, что он более важен для вас, нежели его результаты, что его неудачи не определяют вашего отношения к нему;
  • проводите вместе свободное время, занимайтесь вместе чем-то, что его увлекает;
  • не сравнивайте его с другими детьми, лучше покажите прогресс или регресс с ним прежним.
  • если он уделяет слишком много времени занятиям, предлагайте ему отвлечься, погулять с друзьями.

Взрослым людям, заметившим в себе признаки этой патологии, рекомендуется иногда специально нарушать устоявшиеся привычки и личные стереотипы, а также избавиться от страха неудачи:

  • позвольте окружающим время от времени замечать ваши ошибки, помните, что вы живой человек, и можете ошибаться;
  • следите за тем, чтобы не перекладывать вину за ваши промахи на обстоятельства или других людей. Например, опоздав на работу, будьте честными, если вы поздно вышли из дома, то в вашем опоздании не виновен не водитель транспортного средства;
  • запишитесь на курсы, которые вам интересны, но вы из-за страха неудачи не решались пойти;
  • старайтесь относиться к своим промахам с юмором;
  • попросите прямолинейного откровенного друга поговорить с вами о ваших ошибках. Анализируйте неудачные моменты с ним, слушайте его точку зрения;
  • поэкспериментируйте с одеждой, - если вас привыкли видеть только в деловом стиле, наденьте в выходной день старые потертые джинсы и помятый свитер, или не наносите макияж и пройдитесь по городу. Позвольте себе свободные дни, когда можно надеть удобную одежду, не задумываясь о производимом впечатлении на незнакомых вам людей.
  • делегируйте дела, ели позволяет служебное положение, и не стесняйтесь просить помощи или совета, если вы некомпетентны в чем-то;
  • помните, - невозможно нравиться абсолютно всем. Не забывайте хвалить себя за достижения, даже самые маленькие и прощать себе ошибки. Все можно исправить, а ваше здоровье важнее.

Если вам выполнение этих советов дается с трудностью, лучшим выходом будет, если вы обратитесь за помощью к хорошему, проверенному специалисту.