История мордовского края. История мордовии




История Мордовии
Учебно-методический комплекс
Составитель: Матвеева Людмила Александровна
Цель данного курса является развитие исторического мышления, повышение эрудиции, привитие гражданского и патриотического мировоззрения, базирующегося на том, что каждая личность является активным субъектом исторического процесса.
Основными задачами курса являются осознание с его помощью сложности межнациональных, межрелигиозных и других отношений на основе проблемно-хронологического изложения главных социально-политических и социально-экономических событий, знакомства с памятниками материальной и духовной культуры, биографиями выдающихся исторических деятелей - уроженцев края.
Концепция курса «История Мордовии»
История Мордовского края берет начало еще в эпоху древнего каменного века. Орудия из камня, изготовленные более 12 тыс. лет назад, найдены по берегам рек Ока, Волга, Цна. Задолго до нашей эры край был заселен финно-угорскими пле­менами и уже несколько тысячелетий является местом форми­рования и развития мордовского этноса.
Мордовский народ – один из древнейших в стране. Он со­временник скифов и сарматов, сосед готов и гуннов, союзник хазар и волжских булгар. Долгое проживание на постоянной тер­ритории, бережное отношение к опыту предков позволило ему сохранить свой древний язык, богатейшую мифологию и традиции культуры, уходящей корнями к истокам человеческой цивилиза­ции.
Со второй пол. I тыс. н. э. в крае появляются представители тюркоязычных, а в конце тысячелетия – славянских племен. Их потомки – русские и татары и ныне живут в Мордовии. Изучение ее истории позволяет проследить долгий и сложный путь этих народов к их современному дружественному состоянию, заставляет более внимательно и бережно относиться к нацио­нальным чувствам людей, помогает осознать, что только единство служит залогом нормальной жизни и прогресса.
Без знания прошлого нельзя понять настоящее и, в известной мере, предвидеть будущее. Поэтому ни один человек не может быть и даже считаться образованным без представления об истории его народа, его страны. Особую важность при этом имеет изучение родного края, ибо только знание всех периодов его раз­вития дает возможность уяснить и оценить современную ситуа­цию, выработать к ней адекватное отношение.
История родного края позволяет студентам сформировать гражданское чувство «малой Родины», без чего вообще невозможно воспитание патриотизма, благожелательного отношения к людям и обществу. Поэтому столь значительна роль курса «История Мордовии» в системе образования, подготовке специалистов, чей интеллекту­альный и нравственный уровень должен соответствовать задачам, стоящим перед нашим государством.

Учебно-тематический план по предмету «История Мордовии»

п/п
Название раздела дисциплины
Количество часов

Лекции
практические занятия
Сам. работа (СРС)
1.
Источники и историография по истории Мордовии.
2

1
2.
Мордовский край в первобытную эпоху и в первом тысячелетии н.э.
2

1
3.
Мордовский край в предмонгольский период (XI – начале XIII вв.).
2

4.
Мордовский край в системе Золотой Орды.
2

4
5.
Вхождение Мордовского края в состав Российского государства.
2

1
6.
Социально-экономическое состояние мордовского края в XVII – XVIII вв.
2

1
7.
Национально-освободительная борьба мордовского народа в XVII – XVIII вв.
2

1
8.
Христианизация мордвы.

1
9.
Развитие Мордовского края в XIX веке.
2

1
10.
Мордовский край в начале ХХ века.
2

1
11
Мордовия в революции и гражданской войне.
2

4
12.
Мордовия в 1920 – 1930- е гг.
4

1
13.
Мордовия в годы Великой Отечественной войны.
2

1
14.
Развитие Мордовии во второй половине ХХ века.
6

4
15.
Мордовское национальное движение в ХХ веке.
2

1
16.
Численность мордовского народа в ХХ начале XIX вв.
2

Итого
36

17
Список основной и дополнительной литературы по курсу «История Мордовии»
Основная литература
Учебники
1.Очерки истории Мордовской АССР: В 2 т. Т. 1. Саранск, 1955.
2.Очерки истории Мордовской АССР: В 2 т Т. 2. Саранск, 1961.
3.История Мордовской АССР: В 2 т. Т. 1. Саранск, 1979.
4.История Мордовской АССР: В 2 т. Т. 2. Саранск, 1981.
5.История Мордовской АССР с древнейших времен до наших дней: Учеб. пособие. Саранск, 1984.
6.История и культура мордовского края: учеб. для вузов / В. М. Арсентьев, Н. М. Арсентьев, Э. Д. Богатырев; Издат. Центр ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева. Саранск, 2008.
.
Дополнительная литература.
Учебные пособия
7.Корнишина Г.А. Сезонные обряды мордвы: исторические корни и традиционные формы бытования. Учебное пособие по спецкурсу / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 1999.
8.Корнишина Г.А. Знаковые функции народной одежды мордвы: Учебное пособие / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2002.
9.Корнишина Г.А. Традиционно-обрядовая культура мордвы: Учебное пособие / МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2005.
10.Рогачев В.И. Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор, литература (вторая половина 19 – первая четверть 20 вв.). Учебное пособие по спецкурсу. Саранск, 1998.

Монографии
11.Абрамов В.К. По следу времени. Саранск, 1991.
12.Абрамов В.К. Мордовский народ 1897-1939 гг. Саранск, 1995.
13.Абрамов В.К. Мордвины: вчера и сегодня. Краткие очерки мордовской государственности и национального движения. Саранск, 2002.
14.Адушкин Н.Е. Народная, национальная, социалистическая: этапы формирования и развития ведущих отрядов интеллигенции Мордовии. Саранск, 1988.
15.Адушкин Н.Е. Рабочий класс Мордовии: страницы биографии и тенденции современного развития. Саранск, 1981.
16.Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. Саранск, 1992.
17.Беззубов В.И. Научно-педагогическая деятельность Макара Евсевьевича Евсевьева Саранск, 1960.
18.Брыжинский В.С. Народный театр мордвы. Саранск, 1985.
19.Букин М.С. Становление мордовской советской национальной государственности (1917-1941 гг.). Саранск, 1990.
20.Вихляев В.И. Происхождение древнемордовской культуры. Саранск, 2000.
21.Вопросы этнической истории мордовского народа. Труды института этнографии АН СССР. М., 1961. Т. 63.
22.Воронин И.Д. Промышленники из мордвы // Воронин И.Д. Очерки и статьи. Саранск, 1957.
23.Воронин И.Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. 2-е изд. Саранск. 1982.
24.Воронин И.Д. Саранская живописная школа. Саранск, 1972.
25.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. Б.Д. Грекова, В.И. Лебедева. Т. I. Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск. 1939.
26.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева. Т 1. Ч.2 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1951.
27.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. Б.Д. Грекова Т. 2. / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1940.
28.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева и Л.В. Черепнина. Т. 3, Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1939.
29.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева Т. 3, Ч. 2 /МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1952.
30.Документы и материалы по истории Мордовской АССР / Под ред. А.И. Яковлева Т. 4, Ч. 1 / МНИИЯЛИЭ. Саранск, 1948.
31.Дорожкин М.В. Установление Советской власти в Мордовии. Саранск, 1957.
32.Еферина Т.В. Марискин О.М., Надькин Т.Д. Налоговая политика и крестьянское хозяйство в 1920-1930-е годы. Саранск, 1997.
33.Жиганов М.Ф. Память веков. Саранск, 1976.
34.Заварюхин Н.В. Очерки по истории мордовского края периода феодализма Саранск, 1993.
35.Записки о Саранске. ХУШ - XX века Саранск, 1991.
36.Захаркина А.Е., Фирстов И.И. Мордовия в годы трех народных революций. Саранск, 1957.
37.Из истории формирования и развития рабочего класса Мордовии. Саранск, 1989.
38.История советского крестьянства Мордовии. Ч. I, II. Саранск, 1987-1989.
39.Клеянкин А.В. Хозяйство помещичьих и удельных крестьян Симбирской губернии в первой половине XIX в. Саранск, 1974.
40.Корнишина Г.А. Традиционные обычаи и обряды мордвы. Саранск,2000.
41.Корсаков И.М., Романов М.И. Из истории Мордовии в годы гражданской войны. Саранск, 1958.
42.Котков К.А. Крестьянское движение на территории Мордовии во второй половине XVIII в. Саранск, 1949.
43.Куклин В.Н. Биография саранских улиц. Саранск, 1990.
44.Лебедев В.И. Загадочный город Мохша. Пенза, 1958.
45.Легенды и предания мордвы. Саранск, 1982.
46.Лузгин А.С. Промыслы Мордовии. Саранск, 1993.
47.Мельников И.П. (Печерский А.). Очерки мордвы. Саранск, 1981.
48.Меркушкин Г.Я. Развитие науки в Мордовии. Саранск, 1967.
49.Меркушкин Г.Я., Дорожкин М.В. Об основных этапах вхождения мордовского народа в состав Русского государства // 425-летие добровольного вхождения Чувашии в состав России. Чебоксары, 1977.
50.Мокшин Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1998.
51.Мокшин Н.Ф. Этническая история мордвы. Саранск, 1977.
52.Мокшин Н.Ф. Мордовский этнос. Саранск, 1989.
53.Мокшин Н.Ф. Мордва глазами зарубежных и российских путешественников. Саранск, 1993.
54.Мордва. Историко-этнографические очерки. Саранск, 1981.
55.Мордва. Историко-культурные очерки. Саранск, 1995.
56.Мордва. Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа.- Изд. доп. и перераб. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
57.Мордовия. 1941 - 1945 гг.: Документы и материалы. Саранск: Мордов.кн. изд-во, 1995. 747 с.
58.Мордовия в период упрочения Советской власти и гражданской войны: Документы и материалы. Саранск, 1959.
59.Мордовия в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг. Документы и материалы. Саранск, 1962.
60.Мордовия: Энциклопедия; В 2 т. Т.1: А-М /А.И.Сухарев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2003.
61.Мордовия: Энциклопедия; В 2 т. Т.2: М- Я /А.И.Сухарев и др. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
62.Мордовское устное народное творчество. Саранск, 1987.
63.Надькин Т.Д. Коллективизация крестьянских хозяйств Мордовии в 1931-1932 гг. Второй отлив из колхозов // Экономика Мордовии: История и современность. Саранск, 1997. С. 100-113.
64.Образование Мордовской АССР: Документы и материалы (1917-1937 гг.). Саранск, 1981.
65.Общественные движения в Мордовии. Документы. Материалы / Автор-сост. В.В. Маресьев. М., 1993.
66.Петерсон Г.Л. Странички старины. Саранск, 1993.
67.Попков Т.В. Все - для фронта, все - для победы. Саранск, 1982.
68.Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. Саранск, 1960.
69.Смирнов И.Н. Мордва. Историко-этнографический очерк. Казань, 1895.
70.Степанов П.Д. Ош Пандо. Саранск, 1967.
71.Сухарев А.И. Социальный облик советской Мордовии. Состояние, тенденции развития. Саранск, 1980.
72.Тюгаев Н.Ф. Крепостная деревня Мордовии в конце XVIII -первой половине XIX вв. Саранск, 1975.
73.Установление Советской власти в Мордовии: Документы и материалы. Саранск, 1957.
74.Филатов Л.Г. Железнодорожники Мордовии в огне первой русской революции. Саранск, 1972.
75.Фирстов И.И. Мордовия в годы первой русской революции. Саранск, 1955.
76.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Степан Разин и его соратники. М.: Мысль, 1988.
77.Чистякова Е.В., Соловьев В.М. Разин и разницы на мордовской земле. Саранск, 1986.
78.Этногенез мордовского народа: Материалы научной конференции / Под ред. Б.А. Рыбакова. Саранск, 1965.
79.Юрченков В.А. Взгляд со стороны. Мордовский народ и край в сочинениях западно-европейских авторов VI-XVII1 столетий. Саранск, 1995

Учебно-методические материалы

80.Абрамов В.К. История Мордовии. Методические указания и программа курса / МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2003.
81.Корнишина Г.А. Обряды жизненного цикла у мордвы. Методические рекомендации по спецкурсу / МГПИ им. М.Е. Евсевьева Саранск, 1996.
82.История мордовской культуры: Программы спецкурсов / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 1997.
83.Мировая художественная культура. История мордовской культуры. Литература стран изучаемого языка. Сборник программ и учебно-методических материалов / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. - Саранск, 1998.
84.История и культура Мордовии. Программы курсов по выбору / МГПИ им. М.Е. Евсевьева. Саранск, 2003.
85.История культуры мордовского народа: Программа курса и темы семинарских занятии / Сост. Г.А. Корнишина /МГУ им. Н.П. Огарева. Саранск, 2004.

10 января 1930 года после преобразования Мордовского округа в Мордовскую автономную область. 20 декабря 1934 года была создана Мордовская АССР. В 1990 году Верховный Совет Мордовской АССР принял Декларацию о государственном статусе Мордовской республики, согласно которой Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую ССР. В январе 1994 года переименована в Республику Мордовия.

Численность населения республики составляет 809,9 тысячи человек (на 1 ноября 2014 года).

Основные национальности, проживающие на территории республики: русские, мордва - мокша и эрзя, татары, украинцы, белорусы.

Республика Мордовия - пример того, как может развиваться регион, не имеющий природных богатств и на инновационное развитие.

Важнейшим этапом инновационного пути развития экономики Мордовии является создание на территории республики технопарка федерального уровня в сфере высоких технологий. Одним из главных его элементов призван стать Инновационно-производственный комплекс, создаваемый на базе НИИ источников света имени А.Н. Лодыгина и включающий компании, реализующие проекты, которые связаны с разработкой материалов и компонентов электроники и элементной базы для информационно-коммуникационных технологий. Одна из базовых площадок технопарка - Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева, получивший статус национального исследовательского университета. В число резидентов технопарка вошли крупнейшие компании из Москвы, Санкт-Петербурга и других российских регионов.

В настоящее время в Технопарке размещены 44 компании-резидента по шести его специализациям, создано более 1200 рабочих мест.

Базирующийся на площадях Технопарка Центр нанотехнологий и наноматериалов Республики Мордовия сформировал портфель проектов почти на полмиллиарда рублей. В их числе пять международных проектов с участием представителей Германии, США, Финляндии и Швеции.

В 2014 году Мордовия добилась лучших в Приволжском округе показателей индекса промышленного производства - 112 %. Инвестиции в основной капитал составили более 50 миллиардов рублей, доля инновационной продукции составила 29 % (в 2013 году — 23 %). Промышленность Мордовии ориентирована на выпуск наукоемкой, высокотехнологичной, импортозамещающей продукции.

Приоритетными направлениями инвестиционной деятельности являются производство кабельно-проводниковой продукции, полупроводниковых приборов и силовой преобразовательной техники, развитие вагоностроения, светотехники, цементного производства, пищевых перерабатывающих производств, освоение выпуска новых видов строительных изделий и материалов.

Республика входит в тройку субъектов федерации с наиболее развитым агропромышленным комплексом. Она занимает лидирующие позиции по объёму производства скота и птицы в хозяйствах всех категорий на одного жителя.

Среди основных достопримечательностей республики - музей изобразительного искусства имени Степана Эрьзи, Кафедральный Собор святого Феодора Ушакова — самое высокое культовое сооружение в Поволжском регионе, Санаксарский монастырь, Мордовский национальный драматический театр, республиканский объединенный краеведческий музей, национально-культурный центр в селе Старая Теризморга, Ледовый дворец и спортивный комплекс "Мордовия". Также на территории республики действует Мордовский заповедник имени Смидовича.

В 2018 году в Саранске чемпионата мира по футболу. К этому событию в городе будет построен футбольный стадион на 45 тысяч мест, рядом создан гостиничный комплекс "Тавла", который после завершения станет комплексом жилых домов.

Футбольный клуб "Мордовия" является лидером республиканского футбола.

Среди известных уроженцев республики — скульптор Степан Эрьзя (Нефедов), художник Федот Сычков, поэт Александр Полежаев, композитор и дирижер Леонид Воинов, генерал армии Максим Пуркаев, Герой Советского Союза, маршал Сергей Ахромеев, летчик, Герой Советского Союза Михаил Девятаев, космонавт, Герой России Владимир Дежуров.

В феврале 2013 года известный французский актер Жерар Депардье оформил постоянную регистрацию в Саранске. В мае 2013 года он получил в Мордовии свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и идентификационный номер налогоплательщика. В республике планируется открытие киноцентра имени Жерара Депардье и ресторана французской и русской кухни.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

В XI-XIII вв. за контроль над землями мордвы боролись правители Волжско-Камской Булгарии и русские князья. В XII-XIII вв. появились новые мордовские городища («тверди», по русским летописям) с мощными фортификационными сооружениями (Виндрейское, Фёдоровское). Среди населения выделилась категория профессиональных воинов, имевших всадническое снаряжение, щиты и др. В условиях нараставшей внешней угрозы складывался крупный военный союз мордовских племен и на его основе - раннегосударственное объединение (по сообщению венгерского миссионера Юлиана середины XIII в. - «царство Мордванов»). Одним из его подразделений была упоминаемая в русской летописи «Пургасова волость» во главе с Пургасом. По мнению исследователей, «Пургасова волость» занимала междуречье рек Мокши и Тёши, где были расположены многочисленные мордовские поселения (в том числе Саровское городище - крупный ремесленно-торговый и, по-видимому, политический центр). Археологические данные свидетельствуют о притоке на эти земли в основном эрзянского и мокшанского населения, что говорит об этнической консолидации мордовского народа. В 1220-1230-х гг. владимирские князья совершили несколько походов на территорию современной Мордовии, наиболее значительный из них - в «Пургасову волость» (1228). Другое мордовское образование сложилось в верхнем и среднем Примокшанье. Некоторые исследователи считают, что его возглавлял Пуреш. На южном пограничье земель мордвы (территория современной Пензенской обл.) были расположены городища - опорные пункты на торговом пути из Волжско-Камской Булгарии в Киев (Золотарёвское, Юловское и др.).

Политическое и экономическое развитие мордовского народа было прервано монголо-татарским нашествием. Первый удар по мордовским землям был нанесен в 1237 г., в 1239 г. они повторно подверглись разорению; окончательно мордва была покорена в 1242 г.

В середине XIII - середине XV в. значительная часть современной территории Мордовии находилась в составе Золотой Орды. В начале XIV в. здесь возник крупный административный центр Орды - г. Мохши, в котором с 1313 г. чеканилась своя монета. Поселения местной феодальной знати обычно располагались вблизи больших рек на высоких труднодоступных местах. На одном из них, Итяковском городище, найдена бронзовая бляха, выдававшаяся должностным лицам золотоордынской администрацией. Во 2-й половине XIV в., в период междоусобиц в Золотой Орде, некоторые ордынские князья пытались основать на территории современной Мордовии независимые улусы: на Мокше - Тагай, в Присурье - Сегиз-бей, в Примокшанье - Бехан и др. После походов Тимура в конце XIV в. Мохши потерял свое значение форпоста ханской власти. С середины XV в. после распада Золотой Орды эти территории оказались в составе Казанского ханства.

В 1480-е гг. значительная часть мордовских земель уже входила в состав Русского государства. В связи с обострением отношений с Казанским ханством и участившимися набегами ногайских биев и крымских ханов правители проводили укрепление восточных границ. С этой целью началось строительство новых городов-крепостей на мордовской окраине. Против Казанского ханства были предприняты Казанские походы, в результате которых в 1552 г. оно было присоединено к Русскому государству (в походе участвовало около 10 тыс. мордовских ратников).

После 1552 г. в крае была введена система общероссийского воеводского управления, вобравшая в себя военную, административную и судебную функции. Допускалось участие местной знати в качестве волостных сотников, пятидесятников. В отдельных случаях для управления мордвой назначались особые должностные лица - «мордовские головы», приказчики и т.д. Окончательно система воеводского управления сложилась в ходе строительства засечных черт (Шацк - Кадом - Темников - Алатырь - вторая половина XVI в.; Инсар - Атемар - Саранск - Троицкий острог - 40-е гг. XVII в.), которая способствовала усилению централизации в области местного управления. На воевод была возложена задача строительства крепостей и засек; они обладали всей полнотой власти в регионе. На землях, пожалованных дворянам за службу на засечной черте, появлялись русские селения. Складывалось поместное землевладение, при этом росли земельные наделы, население. Мордовских и татарских князей привлекали на военную, погранично-сторожевую службу, к участию в административном управлении, за что они получали земли и денежное вознаграждение.

В эпоху Смутного времени мордовский край оказал существенную поддержку 2-му ополчению. Летом 1612 г. мордовский мурза Баюш, возглавив отряд алатырских мурз, мордвы и служилых людей, выступил против крымских и ногайских татар, которые прорвали сторожевые линии у р. Алатырь и двигались на Арзамас и Нижний Новгород. Выиграв битвы у с. Чукалы и в Ардатовском лесу, отряд спас тылы ополчения.

2-я половина XVII в. характеризовалась расширением поместного и вотчинного землевладения вследствие массовой раздачи поместий из государственных фондов и путем самовольных захватов земель у мордовских крестьян помещиками. В 1661-1700 гг. в Пензенском, Инсарском, Темниковском уездах им было подарено 75 % земли от ее общего количества. Земли на территории современной Мордовии получили князья Голицыны, Ромодановские, Трубецкие, дворянские роды Нарышкиных и др. Мордва занималась извозом, торговлей, заготовкой леса, смолокурением. Были развиты плотничный, углежогный, мельничный, дубильный, бондарный и другие промыслы, торговля продукцией земледелия и животноводства, медом, воском, пушниной, рыбой.

В 1708 г. Пётр I провел губернскую реформу, в соответствии с которой мордовский край был разделен между Казанской (г. Темников) и Азовской (города Саранск, Красная Слобода, Инсар, Троицк, Атемар, Шишкеево) губерниями. В 1719 г. губернии были поделены на провинции и уезды. В состав Азовской губернии вошли Инсарский (3-я провинция), Темниковский, Кадомский и Краснослободский уезды (4-я); в состав Казанской губернии - Саранский уезд (3-я провинция). Во вновь образовавшуюся Нижегородскую губернию были включены земли Арзамасского (2-я провинция) и Алатырского (3-я) уездов. В 1725 г. Азовская губерния была преобразована в Воронежскую, в которую вошли из Тамбовской провинции Инсарский, из Шацкой - Темниковский и Краснослободский уезды. Губернская реформа Екатерины II (1775) также внесла изменения в административно-территориальное деление мордовского края. Он оказался в составе Тамбовского наместничества (Темниковский, Спасский уезды), Нижегородского (Лукояновский, Сергачский уезды), Симбирского (Ардатовский уезд), Пензенского (Краснослободский, Инсарский, Саранский уезды). В 1796 г. наместничества преобразованы в губернии. По указу Павла I (1797) была ликвидирована Пензенская губерния, Саранский уезд передан в Симбирскую губернию, Краснослободский и Инсарский - в Тамбовскую. В 1801 г. Пензенская губерния была восстановлена в прежнем составе. На протяжении XIX в. административно-территориальное деление мордовского края не менялось. Его земли принадлежали Пензенской (Краснослободский, Инсарский, Саранский уезды), Симбирской (Ардатовский, часть Карсунского), Нижегородской (часть Лукояновского, Сергачского) и Тамбовской (Темниковский, часть Спасского) губерниям. В 1917-1918 гг. из состава в основном Инсарского уезда выделен Рузаевский уезд.

В 1717 г. территория современной Мордовии подверглась разорению во время Большого Кубанского погрома, ставшего последним набегом кочевников в регион. Во 2-й половине XVIII - начале XIX в. в мордовской среде закрепилось православие, став составной частью уклада жизни.

В XVIII в. значительного развития достигли поташное производство, винокурение (1,5 млн ведер вина в год), действовали крупные государственные винокуренные заводы - Бриловский и Штырменский, функционировали небольшие металлургические предприятия (Рябкинский, Сивинский, Виндрейский, Инсарский заводы и др.). В 1-й половине XIX в. возникли государственный Троицко-Острожский винокуренный завод, Авгурский металлургический завод Н. Д. Манухина. В конце XIX - начале XX в. быстро развивалась лесная промышленность. Основные ее центры были сосредоточены в Спасском и Темниковском уездах, богатых лесами. Стимулировало развитие лесной промышленности проведение по территории современной Мордовии Московско-Казанской железной дороги (1893-1902).

Появились первые представители мордовской интеллигенции, в основном это были сельские учителя. В 1905 г. начал свой творческий путь один из основоположников мордовской литературы - З. Ф. Дорофеев. В 1906 г. заявили о себе издатель первой газеты края «Мужик» В. В. Бажанов, скульптор С. Д. Эрьзя, общественный деятель и прозаик С. В. Аникин, педагог Г. К. Ульянов.

В конце 1917 - начале 1918 г. на территории современной Мордовии была установлена советская власть. В 1918 и 1919 гг. мордовские уезды были прифронтовой полосой, ближайшим тылом Восточного фронта РККА в ходе Гражданской войны 1917-1922 гг.; в апреле - мае 1919 г. в Саранске размещался Башкирский ревком. Действия продотрядов и комбедов стали поводом для крестьянских мятежей весны - лета 1918 г., волнений и восстаний крестьян в селах Большой Азясь, Яковщина, Баранчеевка, Лада, Пятина, Гумны, Старое Синдрово и др. Политика военного коммунизма, особенно продразверстка, усиливала недовольство крестьянства. Крупные восстания произошли в регионе в 1919 г. Наряду с крестьянскими, происходили выступления в воинских частях, участниками волнений становились дезертиры. К 1920 г. дезертирство в крае переросло в «зеленое движение». Сложная ситуация возникла на территории современной Мордовии во время Тамбовского восстания 1920-1921 гг. под руководством А. С. Антонова. Темниковский и Краснослободский уезды были объявлены на военном положении, напряженная ситуация создалась в Ардатовском, Карсунском, Саранском, Инсарском и Спасском уездах. В 1921-1922 гг. регион был поражен голодом, сопровождавшимся вспышками эпидемий тифа, малярии и др.

В 1926 г. мордовские уезды вышли в лидеры по уровню валовой продукции сельского хозяйства в Средневолжском регионе, а к 1928 г. восстановление сельского хозяйства было завершено. Восстановление промышленности происходило медленно и неравномерно, многие предприятия края были закрыты (в том числе чугунолитейный и лесопильный заводы в Зубовой Поляне, Сивинский железоделательный завод, Темниковская фаянсовая фабрика и др.). В то же время в 1920-1930-е гг. были построены консервный комбинат, котонинная фабрика, пенькокомбинат в Саранске, машиностроительный завод в Сарове.

16 июля 1928 г. в составе Средневолжской области образован Мордовский округ с центром в г. Саранске. 10 января 1930 г. Мордовский округ преобразован в Мордовскую АО, 20 декабря 1934 г. - в Мордовскую АССР.

В конце 1920-х - начале 1930-х гг. в экономике Мордовии стал активно использоваться труд заключенных. Основными направлениями их хозяйственной деятельности стали лесозаготовки, лесопиление и железнодорожное строительство. Крупнейшим лагерем системы ГУЛАГ на территории Мордовии стал Темниковский ИТЛ (Темлаг, управление в поселке Явас), созданный в 1931 г. (в 1948-1954 гг. - Особый лагерь № 3, или Дубравлаг). К началу 1940-х гг. Мордовия была одним из основных производителей в Поволжье котонина, канатов и веревок; развивались текстильная, пищевая, перерабатывающая, лесозаготовительная и деревообрабатывающая промышленность.

В Великую Отечественную войну на территории Мордовии дислоцировались части 6-й саперной армии, 9 дивизий, 3 полка, 5 батальонов, особый дивизион бронепоездов, 7 авиачастей, 178-е отделение батальона связи и др., здесь также размещалось 14 госпиталей (в том числе 6 - в Саранске). На территории Мордовии была сформирована 326-я Рославльская стрелковая дивизия, на средства населения были построены звено боевых самолетов и танковая колонна «Мордовский колхозник». В 1941 г. в Мордовию было эвакуировано оборудование 17 предприятий из УССР, БССР, а также Брянской, Курской, Орловской областей и др. Благодаря вводу в строй Саранского механического завода и завода «Электровыпрямитель» был заложен фундамент для послевоенного развития крупной промышленности Мордовии. Республика приняла около 80 тыс. человек эвакуированного населения (в том числе 25 тыс. детей до 15 лет).

Весной 1946 г. Мордовию охватила засуха, что привело к голоду. Постепенно шло развитие промышленности: началось размещение комплекса предприятий химической и светотехнической отраслей, литейного завода, расширение строительной базы (Ковылкинский завод силикатного кирпича и шиферный в рабочем поселке Комсомольский), приборостроительного завода, проведена реконструкция кабельного, инструментального и других заводов, введены в эксплуатацию 1-я турбина Саранской ТЭЦ-2, цех завода автосамосвалов, макаронная и мебельная фабрики. К середине 1960-х гг. Мордовия превратилась из аграрно-индустриального региона в индустриально-аграрный. Индустриальному развитию способствовало проведение по ее территории газопровода Саратов - Горький (1959-1960 гг.).

Во 2-й половине 1980-х - 1-й половине 1990-х гг. в Мордовии активизировались общественные силы в защиту национальных языков, культуры, самобытности мордовского народа; состоялись 3 съезда мордовского народа (1992, 1995, 1999 гг.), возник ряд общественных организаций, таких как Совет возрождения мордовского народа (1992), Фонд спасения эрзянского языка им. А. П. Рябова (1993) и др.

7 декабря 1990 г. на сессии Верховного Совета Мордовской АССР была принята Декларация о государственно-правовом статусе республики, Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую ССР. 25 декабря 1991 г. была учреждена должность президента, на этот пост избран В. Д. Гуслянников. 7 апреля 1993 г. Верховный Совет МССР упразднил эту должность. 25 января 1994 г. Мордовская ССР переименована в Республику Мордовия. 21 сентября 1995 г. принята Конституция Республики Мордовия, утверждена новая система органов государственной власти. 22 сентября 1995 г. Главой Республики Мордовия избран Н. И. Меркушкин (с января 1995 г. Председатель Государственного Собрания Республики Мордовия; всенародно избран Главой Республики Мордовия в 1998 г., переизбран в 2003, наделен полномочиями Президентом РФ В. В. Путиным в 2005 г., в 2010 году утвержден на пост Главы республики на очередной срок). 14 мая 2012 г. на седьмой сессии Государственного Собрания пятого созыва в должности Главы Республики Мордовия утвержден В. Д. Волков.

Переход к рыночным отношениям в 1-й половине 1990-х гг. привел к снижению уровня социально-экономического развития республики. Лишь с 1997 г. в Мордовии наметилась тенденция роста промышленного производства на основе реструктуризации, внедрения передовых технологий, привлечения инвестиций, получил развитие агропромышленный комплекс. Доминирующим в экономике стал негосударственный сектор.

1. История

Этноним мордва — один из древнейших в Восточной Европе. Впервые он упоминается в VI веке, в труде византийского историка Иордана «Гетика» в форме "морденс". В X веке византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. А в следующем столетии русские летописи начинают упоминать о мордве.

Слово мордва - древнерусское. В своей основе оно восходит к скифо-иранскому мард — мужчина). Этот филологический факт свидетельствует о том, что мордва с древнейших времен очень тесно сблизилась с индоевропейскими народами, в частности со скифами и сарматами. А частица -ва носит оттенок собирательности, как и в других древнерусских этнонимах: литва, татарва.
Сами мордвины - угро-финны по происхождению - называют себя мордвой обычно при контактах с другими народами. Общаясь между собой, они применяют самоназвания эрзя и мокша. Это два крупных субэтноса, на которые делится мордовский народ (есть и другие, более мелкие). В количественном отношении эрзя примерно в два раза превосходит мокшу.

Вхождение мордвы в состав русских земель началось еще в XI-XII веках. Незадолго перед монгольским нашествием на эрзянских землях образовалось протогосударство, именуемого в русских летописях «Пургасовой волостью», так как во главе ее стоял князь Пургас. Одно время он с успехом соперничал с нижегородцами, но в конце концов был разгромлен ими.
Присоединение мордовских земель к России завершилось в 1552 году с падением Казанского ханства.

Созданием национальной государственности у мордвы озаботилась Советская власть. В 1930 году была образована Мордовская автономная область, спустя четыре года преобразованная в Мордовскую автономную республику, которая с 1991 года носит именование Республика Мордовия.
Сегодня мордва - крупнейший финноязычный этнос Российской Федерации, даже несмотря на то, что за последние десятилетия его численность сократилась с 1.100.000 до 840.000 человек.
В связи с этим венгерские учёные пришли к выводу, что в течение следующего тысячелетия мордва, как, впрочем, и другие угро-финские этносы, исчезнут вообще. Будем надеяться, однако, что это страшилка не сбудется.

2. Религия, культура, обычаи

Среди мордвы распространено двойственное этническое самосознание. Мордвин считает себя, с одной стороны, принадлежащим к «мордовскому народу», а с другой — к одному из двух крупнейших субэтносов - мокше или эрзе.

Мокша

Они различаются даже внешне: если эрзя выглядят как европеоиды, то у мокшан ярко выражены монголоидные черты.
Русские этнографы конца 19 века отмечали, что по характеру эрзя и мокша резко различаются между собой. Эрзя на землю и хозяйство смотрит как на святыню, дорожит ими. Они очень чистоплотны и опрятны. Стол, скамьи, лавки в эрзянском доме всегда тщательно вымыты, пол старательно выметен, каравай хлеба и солонка покрыты чистою скатертью.

Мокшане же в то время слыли чуть не за диких людей - неряшливых и мало способных к прогрессивным формам земледелия и ремесел.
Традиционная мордовская пища состояла в основном из продуктов земледелия: кислый хлеб, выпеченный в горячей печи на капустных листьях, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, пшенные блины, которые выпекаются очень толстыми, пироги с различной начинкой.
На крестины варили молочную пшённую кашу, считавшуюся, подобно яйцам, символом плодородия. Каждый участник крестин, отведав её, поздравлял родителей с прибавлением в семье и выражал пожелание новорождённому прожить столько лет, сколько крупинок каши в горшке. К свадьбе пекли главный пирог — лукш из кислого ржаного теста с начинкой из 10—12 слоев, а также пироги «груди молодушки» с начинкой из творога.
В дохристианских религиозных верованиях мордвы обращает на себя внимание большое количество женских божеств. Божества в мужском образе считались их мужьями.
Ничего доброго от своих идолов мордва не ждала. Считалось, что боги могут наделать много бед и неприятностей, если вовремя не задобрить их молениями и жертвоприношениями.

Хотя мордва считается наиболее христианизированным народом Поволжья, она до сих пор сохранила в своих верованиях остатки язычества, вплоть до того, что имя верховного божества языческого пантеона - Шкай, или Нишке - перенесено на христианского бога.

География расселения во многом определяет важные факторы его истории. Природа формирует хозяйственный уклад жизни, а он оказывает влияние на формирование антропологического типа народа. Мордовский народ исторически сложился на территории Окско-Волжского междуречья, в лесостепной зоне, богатой лесами и реками, с умеренно-континентальным климатом. Основной средой обитания для мордовского народа был лес, он поставлял и строительный материал и пищу и одежду, служил надежным убежищем от врагов. Здоровый климат и образ жизни, плодородная земля и блага леса способствовали формированию здорового, физически крепкого населения. Лес не только формировал антропологический тип, но и уклад жизни мордвы, занимавшихся не только земледелием, но и охотой, бортничеством, заготовкой пушнины, скотоводством. Важным фактором формирования антропологического типа являлись и структура питания и тип жилища. Растительная пища мордвы не отличалась от пищи русских, но животную пищу они употребляли чаще, традиционно потребляли мед. Мордовские жилища отличались от русских - раздельным помещением домов и дворов, и наличие бани (древнего изобре­тения финнов).

Мордва принадлежит к финно-угорской группе уральской расы, их предки подвергались европеизации под воздействием контактов с литовскими, германскими, славянскими и др. племенами. История мордовских племен прослеживается начиная с 1 тыс. до н.э. А в 1 тыс. н.э. из финно-угорской общности выделились мордовские племена. Мокшанская группа селилась на юго-восточных землях Сурско-Окско-Мокшанского междуречья, эрзянская на северо-западе. Мордовская земля во все времена была относительно густо населена. Кроме мордвы здесь жили и другие народы, оказывающие влияние на формирование ее культуры и хозяйства. Это были татары, чуваши, русские, вторгались на землю мордвы и гунны, и болгары, хазары, печенеги, по­ловцы, монголы. Самое крупное нашествие началось в 1237 г. - нашествие Батыевых орд, вслед за которым установилось золотоордынское иго, прервав­шее естественноисторическое развитие.

В 1, начале 2 тыс. н.э. оформился хозяйственно-культурный комплекс и религиозное мировоззрение мордвы. Об этом свидетельствуют раскопки в Дубенском р-не (железные наконечники стрел, сохи, серпы, зерна культурных растений, кости домашних лошадей, коров, свиней, овец, изде­лия из дерева, глины, кожи и тканей, ювелирные украшения). С появлением в 1 тыс. железных орудий труда, появлением излишков продуктов происходит расслоение общества и распад родового общества. На смену родовой общине пришла соседская, зарождаются раннефеодальные отношения. В условиях даль­нейшего развития производительных сил и феодальных отношений, а также под влиянием внешний угрозы в начале 2 тыс. н.э. происходит процесс складывания единой мордовской народности. Мордовский эпос пронизан мотивами общности судеб эрзи и мокши, неразрывности их хозяйственной и духовной жизни, прославляется Тюштя - вождь и правитель мордовского народа.

В начале 2 тыс. н.э. у мордвы стали оформляться государственные образования: у мокши - в бассейне реки мокши и в Верхнем Присурье во главе с князем Пурешом, у эрзи - в Окско-Сурском междуречье во главе с князем Пургасом (это было еще до вторжения орд Батыя). После на­шествия южно-мордовские земли практически обезлюдели, заниматься землепашеством там было опасно. Наиболее плотно были заселены мордвой земли по рекам Мокша, Алатырь и в районе Мурома.

В 14 в. лесостепная полоса, куда входили и мордовские земли, была житницей ордынского государства. Являясь носителями высокой земледельческой культуры, мордва связывала с земледелием многие религиозные языческие обряды. Перед началом всех сельхозработ проводились моления, мордва верили в добрые и злые духи. Поклонялись богам плодородия. Кроме земледелия занимались скотоводством, охотой, рыболовством, бортничеством.

В конце 14 в. начался процесс вхождения мордовских земель в состав московского княжества. После вхождения мордовских земель в Российское государство русские князья уже оговаривали условия владения и наследования (в документах времен Ивана3 от 1505 г. и Ивана4 от 1572 г.). Москов­ское княжество включало в 15 в. и мордовские земли. Становление статуса мордовских князей произошло в период разложения первобытного общества. У мордовских князей были свои владения, и они были относительно самостоятельными еще в 15-16 вв. Экспансия русских и татарских кня­зей вынуждала их формировать военные дружины. В 1392 г. Нижегородское княжество, включавшее земли мордвы-эрзи вошло в состав Московского. В 1393 г. Мещера насе­ленная мордвой - мокшей и эрзей добровольно признали власть Москвы. В договора от 1396 г. между русскими князьями мордва уже не фигурирует как политический противник, потому что мордовские князья несли службу у них, обороняя русскую территорию. К 15 в. право верховного распорядителя мордовскими землями присвоил себе московский великий князь, который вершил судьбами не только населения, но местных князей. Так в 15 в. мордовские и татарские князья стали вассалами московских великих князей. В конце 15 в. сложилось Российское государство, Иван3 с 1485 г. стал носить титул великого князя, а Иван4 с 1547 г. - титул царя. В 16 в. сложились централизованные органы власти - приказы. Мордовским краем управляло несколько приказов. Постепенно владения мордовских князей преобразовывались в уезды. В 16 в. мордва проживала в Муромском, Нижегородском, Арзамасском, Шацком, Темниковском, Алатырском уездах. В 16 в. Российское государство предпринимало решительные меры против Казанского ханства, активную роль в этом играла и мордва. Во взятии Казани отличились многие представители мордвы, а позднее уча­ствовали в охране границ Русского государства. Мордва расселялась и уходила все дальше от своих исконных территорий: в симбирский, саратов­ский, башкирский и другие края.

В 16-17 вв. в Мордовии оформилось четыре категории крестьян: дворцовые, государственные, монастырские и помещичьи. В это время происходит изменение в развитии крестьянских хозяйств всех категорий. Была проведена перепись и за деревнями закреплялись определенные земли. Мордовские крестьяне прикреплялись к записанным за ними землям. Ясак взимался в продуктово-денежной форме, объектом обложения являлась земля. Кроме земледелия и животноводства крестьяне занимались добычей пушнины, пчеловодством, шла торговля продуктами деятельности. Центрами городской торговли и ремесел были Саранск, Темников, Алатырь, Арзамас, Краснослободск, Инсар, Троицк и др. В 17 в. уже крепли торговые связи с Москвой.

Крестьянские войны начала 17 в. были вызваны обострением противоречий крестьянства и помещиком, усилением крепостного права в конце 16 в. Восстание Болотникова в 1606-07 гг. охватили многие регионы России, в том числе и Мордовию. Повстанцы заняли Алатырь, расправились с представите­лями власти, громили дворянские усадьбы. Борьба в мордовских уездах приняла острый характер, активно участвовали и русские и мордва. Со стороны власти последовали карательные меры, которые не сломили восставших. Примерно через год в 1609 г. они опять объединились в отряды и сражались с правительственными отрядами. Крестьянская война была подавлена, но показала силу народных масс.

Причиной крестьянской войны Разина 1670-71 гг. послужили дальнейшее закрепощение, все возраставшие налоги. Мордовские земли в ко­роткий срок перестали быть вольным краем, как и все Поволжье они превращались в территорию, откуда крестьяне бежали от феодального гнета. Еще до восста­ния Поволжье стало местом крестьянских волнений. В 1670 г. войско Разина двинулось вверх по Волге, к ним присоединились многие крестьяне Мордовии, много мордвы сложило голову в боях. Крестьянская война под предводительством Разина потерпела поражение. Карательные меры привели к сокращению мужского населения и запустению многих кресть­янских дворов. Совместная борьба русских, мордвы и татар сыграла роль в укреплении дружественных отношений.

Таким образом, за время пребывания в составе России экономическое и правовое положение мордовских крестьян и русских во многом сблизи­лось. В мордовских землях многие дворяне получили земли, появились все категории крестьян. Несмотря на прогрессивное и благотворное влияние рус­ских на все стороны жизни мордвы и социально-экономическое развитие, политика власти была направлена на ассимиляцию. С укреплением феодальных отношений и усиления гнета возникали крестьянские восстания, где активно участвовала мордва.

Мордва в отличие от других народов Поволжья не образует значительных этнических массивов, а расселяется вперемешку с русскими и татарами. Хотя на территории Мордовии большинство было одно-национальных селений. При создании уездов этническая принадлежность не учитывалась. Были образованы Самарский, Алатырский, Саранский, Темниковский уезды, на территории которых жила мордва и русские и татары. В 18 в. растет численность населения, что способствовало переходу на подушный сбор налогов. Новые поселения в 18 в. появлялись редко, т.к. территория в основном уже была освоена. Одной из причин появления новых сел была христианизация иноверцев, т.к. крещеные и некрещеные жили отдельно.

В 18 в. в мордовском крае были широко представлены такие отрасли промышленности, как винокурение, поташное производство, металлургия и легкая промышленность. В 17-18 вв., несмотря на тяжесть феодально-крепостнических порядков и усиление национально-колониального гнета, в мордовском крае ускоренно растет товарное производство, определилось лицо края в системе всероссийского рынка. Одновременно росла имущественная дифференциация. Росло социальное напряжение. Мордва имела богатый опыт ведения многоотраслевого хозяйства, они отличались трудолюбием и упорством. Мордва при вхождении в Россию получили возможность приобщиться к культуре в духовной и материальной сфере. Этому способствовала массовая христианизация мордвы. Но были и утрачены многие религиозные мировоззрения мордвы и многие культурные ценности, хотя язык и культуру удалось сохранить.