Депривация в психологии - это что такое? Понятие, виды. Виды психологической депривации человека




При обсуждении проблемы психической депривации в детском возрасте речь идет о неудовлетворении потребностей ребенка в материнской любви, двигательной активности, во впечатлениях и культуре в широком смысле слова. Психологи считают, что реализация потребностей маленького ребенка во впечатлениях важнее, чем утоление голода или жажды. Психическое развитие детей неизбежно страдает, если ребенок не выходит за пределы комнаты или палаты (в случае болезни), если его движения ограничены или малыш не имеет достаточного количества игрушек и контактов со сверстниками.

Известно, что дети, которые вследствие заболевания в течение длительного времени не могут двигаться, часто страдают депрессией, повышенной возбудимостью и агрессивностью. Младенцы проявляют беспокойство, когда их туго пеленают. Вынужденное ограничение движений всегда отрицательно сказывается на здоровье ребенка. Это происходит из-за дефицита очень важных для состояния нервной системы ощущений от мышц, суставов, сухожилий. Ограниченную подвижность, состояние двигательного ограничения организм ребенка подсознательно пытается преодолеть патологическими привычными действиями – сосанием пальцев, обкусыванием ногтей, накручиванием волос и т.п.

Маленького ребенка для его полноценного развития совершенно необходимо укачивать, прижимать к себе, гладить и т.п. При этом он чувствует себя защищенным, спокойным и уверенным. Полноценное развитие ребенка возможно только в контакте с матерью, иначе малыш при всяком новом раздражителе испытывает страхи и тревогу. Активность ребенка в познании окружающего базируется на чувстве любви к матери. Доверие к миру, открытость к восприятию нового возможны при ощущении постоянной материнской заботы. Дефицит эмоционального тепла, который испытывает ребенок в младенчестве, в дальнейшем с трудом компенсируется.

Любой возраст важен в накоплении знаний о мире, становлении личности ребенка. Но особенно значим период с 2 до 6 лет. Однако в жизни следует стремиться к тому, чтобы в любом возрасте ребенок находился в разнообразной, насыщенной, сенсорно богатой среде. Унылая, однообразная обстановка не способствует формированию яркой человеческой индивидуальности.

Не менее опасен дефицит внимания и ласки со стороны родителей – так называемая материнская депривация . Для полноценного развития ребенка важно, чтобы забота и тепло о нем были сосредоточены в одном человеке. Чаще всего они концентрируются в биологической матери, но ее может заменить и другой взрослый, если он относится к ребенку с любовью. Множественные и постоянно меняющиеся контакты со взрослыми не способствуют эффективному развитию эмоциональности малыша. Именно такая ситуация складывается в детских учреждениях для сирот. Дело в том, что маленький ребенок не в состоянии длительно восстанавливать прерванный эмоциональный контакт с разными людьми, он становится к ним равнодушным.

Изучение психиатрами состояния детей, находившихся в экстремальных условиях (при бомбежках, землетрясении, в зоне военных действий), показывает, что их психическая травма не носит катастрофического характера, если рядом присутствовали родители. Близость с ними позволяет ребенку чувствовать себя в безопасности. Напротив, разлука с близкими быстро приводит к глубоким изменениям психики детей. У малышей при этом нарастает задержка умственного развития, а у детей постарше – грубые нарушения поведения. Ребята становятся подозрительными, недоверчивыми, драчливыми, мстительными.

Дети, которые растут, «как трава», без должного внимания и заботы со стороны родителей, – явление достаточно заурядное. Если ребенку, особенно в раннем возрасте, не рассказывают сказки, не читают книги, не учат рисованию, лепке, не сообщают элементарных сведений о счете, пространстве, временах года и т.п., то серьезные последствия такого отношения не замедлят сказаться. Безразличие к психическому развитию ребенка, даже если он родился с неплохими задатками, с годами приводит к состоянию, не отличимому от истинной умственной отсталости.

В одном из классических опытов американского ученого Х. Харлоу новорожденную обезьянку отделяли от матери и помещали в клетку, где находились два чучела обезьяны-матери. Причем одна суррогатная мама была сделана из проволоки и могла через соску кормить детеныша, а вторая не имела возможности кормить, но зато ее тело было приятно мягким и теплым. Длительные наблюдения за маленькой обезьянкой показали, что она по 16–18 часов проводила с «мягкой мамой», а к проволочной подходила лишь для утоления голода. Харлоу объясняет, что эмоциональный комфорт, который испытывала обезьяна вблизи «мягкой мамы», имеет ведущее значение в формировании любви и привязанности к матери. Причем глубокая любовь возможна лишь при тесном телесном контакте, и, как показывают опыты, чувство привязанности сохраняется у обезьяны всю жизнь. Ученый рассказывает, как спустя много лет в клетку к взрослому животному подсаживали «мягкую маму» и какое сильное впечатление это производило на обезьяну, казалось бы, уже давно забывшую события раннего детства.

Данный феномен был описан еще Я.А. Коменским, позднее – Ж. Итаром (воспитателем «дикого мальчика из Авейрона»), в ХХ веке – А. Гезеллом, анализировавшим современные попытки воспитания детей, в силу экстремальных обстоятельств долгое время оторванных от социума. Всемирную известность приобрели проведенные в 40-х годах
ХХ века исследования детей в неблагоприятных условиях интернатных учреждений (Дж. Боулби, Р. Спиц); эффект замедления и искажения их развития получил название госпитализма.

Частым обстоятельством, вызывающим депривацию, является отсутствие отца (так называемая «патернальная депривация »). Она может касаться многих детей, живущих со своими незамужними или по иным причинам одинокими матерями. Ребенок, растущий без отца, лишен важного мужского примера, который особенно значителен для мальчиков старшего возраста в регуляции их поведения, но важен также и для девочек в качестве модели их будущего партнера. Ребенок без отца страдает также от недостатка авторитета, дисциплины и порядка, которые в нормальных условиях олицетворяются отцом. В то время как мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, отец проторяет ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Наконец, отец представляет для детей и наиболее естественный источник познаний о мире, труде, технике, способствуя как их ориентировке на будущую профессию, так и созданию социально полезных целей и идеалов. Если отца нет, то это имеет еще другое косвенное депривационное влияние . Дело в том, что если матери одной приходится нести все экономические и воспитательные заботы о семье, то она, как правило, бывает настолько занятой, что у нее не остается для ребенка много времени и у нее ослабевает даже интерес к нему. Ребенок в таких случаях предоставлен большую часть дня самому себе; если же о нем не позаботятся иначе, то легко может случиться, что он начинает бродяжничать, у него больше возможностей для правонарушений, и он может легче сбиться с пути. Если место отца занимает в семье отчим, а иногда дедушка, то депривационные влияния подавляются, зато здесь более благоприятная почва для развития различных конфликтов, причем невротические расстройства, возникающие на данной основе, являются весьма частыми.

Согласно Лангмейеру и Матейчеку, для полноценного развития ребенка необходимы: 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и пр., их недостаток вызывает сенсорную депривацию ; 2) удовлетворительные условия для учения и приобретения различных навыков; хаотичная структура внешней среды, которая не дает возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную депривацию ; 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведет к эмоциональной депривации ; 4) возможность осуществления общественной самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к общественным целям и ценностям; ограничение этой возможности вызывает социальную депривацию .

Клиническая картина любой из форм психической депривации проявляется бедностью словарного запаса, ограниченного рамками обиходно-бытовой лексики, использованием в речи преимущественно простых, неразвернутых фраз. Наблюдаются фрагментарность, разорванность семантической структуры и линейной последовательности высказываний, потеря нити изложения. Нередко имеют место нарушения звукопроизношения и аграмматизмы в речи. Эти нарушения речи, как правило, сочетаются с недостаточной сформированностью высших психических функций. Интеллектуальный потенциал детей не соответствует возрасту. Степень снижения может быть от легкой до значительной.

Профилактика депривации.

Комплексные психолого-медико-педагогические мероприятия с депривированными детьми проводятся в детских специализированных учреждениях. Предполагается совместная работа специалистов разного профиля: логопеда, психолога, психотерапевта, психиатра. Решающее значение в развитии и формировании речевой и других высших психических функций у данного контингента детей имеет создание благоприятного социально-психологического климата в окружении ребенка. Не менее важное значение имеют организация общеоздоровительных мероприятий и проведение коррекционного обучения на фоне активизации интеллектуальной и творческой деятельности.

Комплексные психолого-педагогические мероприятия, помимо выбора профиля учебного учреждения, включают:

1. Проведение курса логопедических занятий (преимущественно в групповой форме). Занятия должны быть направлены на развитие речи ребенка (в т.ч. коррекцию произношения, грамматическое оформление речевых конструкций и обучение связному высказыванию), расширение словарного запаса, формирование представлений и образно-логического мышления. Детям с задержками развития речи, обусловленными социальной депривацией и педагогической запущенностью, рекомендовано от 45 до 180 занятий.

2. Логоритмика и психогимнастика – 20–45 занятий на курс.

3. Занятие с психологом – 20–45 занятий на курс.

4. Психотерапевтическое воздействие в форме индивидуальной и групповой психотерапии.

Продолжительность курса коррекционных мероприятий зависит от уровня обучаемости ребенка, возможности активизации речевой деятельности, от степени улучшения общего соматического статуса и изменения социально-бытовых условий и определяется максимальным достижением результатов.

Ожидаемые результаты коррекции: развитие речевой, других высших психических функций и интеллектуальных возможностей до возрастного уровня, расширение словарного запаса и способностей к связному и последовательному высказыванию, укрепление соматического и психологического статуса.

Заключение.

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

1. Ландгмейер Й., Матейчик З. Психологическая депривация в детском возрасте., 1984

2. Пашина «Психологический журнал» № 2 1995

3. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М., 1994

4. Выготский Л. С. Основы дефектологии. Спб., 2003

5. Ковалев В. В. Психиатрия детского возраста: Руководство для врачей. М., 1995

В 1951 г. увидела свет наиболее известная книга Боулби — “Материнская забота и психическое здоровье”, в которой собраны результаты проведенных исследований. Опираясь на данные своих наблюдений, а также на исследования Шпица, (сформулировавшего концепцию госпитализма, описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Шпиц отмечает, что дети постоянно лежали в стеклянных боксах до тех пор, пока им не исполнялось 15-18 месяцев, они не видели ничего, кроме потолка, так как боксы были задрапированы занавесками. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Они были лишены контакта со взрослыми, это приводило к тому, что они отставали в физическом и психическом развитии, некоторые без видимой причины начинали угасать и вылечить их можно было только нося на руках), Боулби сделал заключение: ребенок в раннем возрасте должен воспитываться в атмосфере эмоциональной теплоты и должен быть привязан к матери на основании интимных и стойких эмоциональных связей, которые для обоих представляют источник удовлетворения и радости.

Ситуация, при которой ребенок страдает от нарушения такой эмоциональной связи, серьезно подрывает его психическое здоровье. В зависимости от степени и стойкости депривации, искажения психического развития могут быть в разной степени тяжелыми, а порой и непоправимыми.

Социальная, интеллектуальная депривация – лишения опыта необходимого для развития эмоций.

Интеллектуальная депривация – если у ребенка недостаточно игрушек, познавательного опыта.

Социально-эмоциональная депривация – лишен ласки, контакта, поглаживания — нарушения в эмоциональном ключе. У девочек, которые потеряли контакт с матерью в возрасте 9 месяцев, в последствии в эмоциональном плане развивается склонность к депрессии

Депривация тактильного контакта — когда не берут на руки, говорят мальчику, что настоящие мужчины – сильные они не плачут, их не берут на руки. Вырастает эмоционально холодным, но интеллектуально развит.

В Чехословакии 2 близнеца в 1,5 года лишились матери. Мачеха заперла их в ванной комнате. В 6 лет их обнаружили – интеллект был ниже нормы IQ менее 70%, умственно отсталые, меньше ростом, физически недоразвиты. Психологи компенсировали эмоциональную депривацию за 1,5 г, а к 14 годам их довели до интеллектуальной нормы.

Поиск тактильного контакта с психологом – результат недоданной теплоты и ласки.

Психическое нездоровье родителей – фактор депривации для детей.

Социально – экономический статус – родители целый день на работе – депривация.

Большое количество детей в семье (5-6 детей) снижение внимания к каждому ребенку – депривация. (Лекции)

Ученые, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружили, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо.

Стратегия преодоления депривации – компенсация.

Для каждого возраста ребенка следует специально создавать разнообразную, насыщенную и развивающую среду.

Мать нельзя разлучать с ребенком на первом году жизни!

Виды депривации

В зависимости от того, чего именно лишен человек, выделяют разные виды депривации. Для психологии наибольший интерес представляют такие виды депривации, как двигательная, сенсорная, информационная, социальная, сексуальная, эмоциональная и материнская.

Рассмотрим те виды депривации, которые в наибольшей степени важны для изучения развития детей, лишенных нормальной родительской заботы.

Сенсорная депривация. Сенсорная депривация может возникать и в жизни, когда по тем или иным причинам человек испытывает так называемый сенсорный голод, не получает достаточного количества стимулов - зрительных, слуховых, осязательных и прочих. Для описания подобных жизненных условий психологи также пользуются понятием обедненная среда, а в последнее время - обедненная информационная среда.

В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлений, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Установлено, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться.

Выдающийся детский психолог Л. И. Божович (1968) выдвинула гипотезу о том, что ведущей в психическом развитии младенца является потребность в новых впечатлениях. Согласно этой гипотезе, потребность во впечатлениях возникает примерно на 3-5 неделе жизни ребенка и является базой для формирования других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Это положение противостоит представлениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

В каком возрасте влияние сенсорной депривации на психическое развитие ребенка максимально?

Некоторые авторы считают, что критическими являются самые первые месяцы жизни. Так, И. Лангмейер и 3. Матейчек отмечают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда (1984).

Наиболее сензитивным, критическим для сенсорного развития ребенка является период от двух с половиной до шести лет.

Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований. Однако для практики следует признать справедливым, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом - по-своему. Поэтому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды.

(Книга «Психология сиротства» 2-е издание)
Психической депривацией является такой вид сенсорной депривации, когда на раннем этапе онтогенеза организм изолируется от социума или получает неполную или искаженную информацию о внешнем, т.е. от его социального окружения.

Возможные виды и формы психической депривации чрезвычайно разнообразны. Наиболее острые формы психической депривации происходят тогда, когда, скажем, ребенок человека попадает в малолетнем возрасте в звериную стаю. Там происходит его воспитание, которое выливается в то, что такой ребенок никогда не может впоследствии стать человеком. Душа его развивалась по законам звериной стаи и уже не может стать человеческой.

Депривация – это психо-эмоциональное состояние, которое описывается в психологии, как возникающее из-за ограничения или продолжительного лишения возможности удовлетворения базовых потребностей личности.

Есть много видов депривации в психологии, но все они имеют схожие проявления. Личность, которая не имеет возможности в полной мере удовлетворить свои потребности, становится тревожной, ее начинают беспокоить страхи. Она становится пассивной, теряет интерес к жизни. Это состояние может сопровождаться неожиданными всплесками агрессии.

Уровень депривации у каждой личности может быть разными. «Степень поражения» зависит от нескольких факторов:

  1. Вариант воздействия депривационного раздражителя, степень его «жесткости».
  2. Устойчивость конкретного индивида, опыт преодоления схожих состояний.

Частичное ограничение базовой потребности оказывает на личность не такое отрицательное влияние, как ее полное отсутствие. То, как быстро человек справиться с этим состоянием также зависит от того, в какой степени удовлетворены его остальные потребности.

Депривация и фрустрация – это 2 родственных понятия. Их главное отличие – уровень воздействия на личность. Депривация наносит ей больший вред, нередко приводит к полному разрушению.

При депривации человек лишается того, с чем он еще не был знаком: материальные ценности, опыт общения и т.д. А вот при фрустрации личность лишается того, что у нее было, с чем она хорошо знакома и в чем остро нуждается: еда, социальные блага, физического здоровья и т.д.

Причины депривации

Депривация не возникает просто так. Более того, она может появиться только у людей, которые внутренне к ней предрасположены. В первую очередь, она проявляется у людей с внутренним «вакуумом» ценностей. В психологии это описывается следующим образом. Если человек длительное время лишался чего-то, то со временем он теряет способность следовать правилам, нормам и ценностям, которые имеют место быть в обществе. Чтобы нормально существовать, индивид должен уметь подстраиваться под те условия окружающей среды, в которую он попадает. Если он этого не умеет делать, он чувствует внутренний дискомфорт. Выход из ситуации – формирование новых идеалов и ценностей.

Виды депривации

Есть несколько критериев классификации понятия «депривация». По степени поражения различают 2 вида депривации:

  1. Абсолютная депривация . Это полное отсутствие доступа к различным благам и возможности удовлетворения базовых потребностей.
  2. Относительная депривация . По этим понятием подразумевается субъективное переживание несовпадения ценностных возможностей и личных ожиданий.

По характеру неудовлетворенной потребности различают такие виды депривации:

  1. Сенсорная депривация . При этом виде депривации человек лишается возможности удовлетворять свои потребности, связанные с органами чувств. Сенсорная депривация делится также на зрительную, слуховую, тактильную, осязательную. Ученые также выделяют сексуальную депривацию, когда у человека долго отсутствуют отношения интимного характера.
  2. Патернальная . Депривация характерна для детей, которые растут в неполноценной семье.
  3. Социальная . Этот вид депривации характерен для людей, которые находятся в местах лишения свободы, длительный период находятся на лечении, воспитанников интернатов и т.п.
  4. Двигательная . Депривация развивается в результате ограничения движений. Это может быть связано с инвалидностью, болезнью, специфическими жизненными условиями. Двигательная депривация приводит не только к психическим, но и физическим нарушениям.

Отдельного рассмотрения требует сенсорная и социальная депривация.

Сенсорная депривация

Под этим понятием подразумевается полное или частичное лишение органов чувств возможности реагировать на внешние воздействия. Самый простой вариант — это использования повязки на глаза или затычек для ушей, которые ограничивают возможности зрительного и слухового анализатора. В сложных случаях этой депривации «отключается» сразу несколько анализаторов. Например, вкусовой, обонятельный, зрительный и осязательный.

Сенсорная депривация приносит организму не только вред, но и пользу. Она часто используется в нетрадиционной медицине, психологических экспериментах, в психологии. Короткие периоды депривационного состояния улучшают работу подсознания, стабилизируют работу психики.

Длительное ограничение работы сенсорных анализаторов часто провоцирует тревожность, беспокойство, галлюцинации, асоциальное поведение, депрессии — такие последствия депривации.

Эксперимент с сенсорной камерой

В прошлом столетии ученые решили провести интересный эксперимент по исследованию сенсорной депривации. Они изобрели специальную камеру, которая ограждала испытуемых от воздействий внешней среды. Участники эксперимента располагались в камере горизонтально. После помещения им перекрывали доступ ко всем звукам. Это делалось с помощью своеобразного однотипного шума. Глаза закрывались темной повязкой, а руки — помещались в картонные муфты. Длительность эксперимента не была заранее определена, но проведя ряд исследований ученые выяснили, что больше трех дней человек не может находиться в таких условиях. Подобные ограничения провоцируют галлюцинации, снижают умственные способности.

Пищевая депривация

Особый вид сенсорной депривации — пищевая депривация. В отличие от других нарушений этого рода, она не всегда вызывает отрицательные эмоции и переживания. Неприятные ощущения появляются только у тех, кто лишается пищи не по своей воли. Люди, которые практикуют лечебное голодание, с каждым днем чувствуют себя лучше, у них появляется легкость в организме, повышается жизненная активность.

Сенсорная депривация у детей

В детском возрасте сенсорная депривация проявляется в виде ограничения или лишения возможности эмоционального контактирования с близкими людьми. Если малыш оказывается в больнице или интернате, он нередко испытывает сенсорный голод. Подобные изменения отрицательно сказываются на любом ребенке, но особенно чувствительны к ним дети раннего возраста. Малыши должна получать достаточно ярких и положительных впечатлений. Это способствует формированию способности анализировать информацию, поступающую извне, тренировке соответствующих структур головного мозга, развитие в психологии.

Социальная депривация

Если личность лишается возможности полноценно контактировать с социумом, это провоцирует определенное состояние психики, которое в последствии может стать причиной развития патогенных симптомов и синдромов. Социальная депривация может быть вызвана различными факторами. В психологии выделяют несколько форм этого состояния:

  • добровольная депривация;
  • принудительная депривация;
  • вынужденная депривация;
  • добровольно-вынужденная депривация.

Вынужденная депривация наступает в случае, если человек или группа людей оказывается в условиях, оторванных от социума. Эти обстоятельства не зависят от воли или желания личности. Примером такой депривации может стать трагедия на море, после которой команда корабля оказывается на необитаемом острове.

Принудительная депривация возникает в случае изоляции человека, вопреки его желаниям. Пример такой ситуации — люди, которые находятся в местах лишения свободы, воспитанники интернатов, солдаты срочной службы. Добровольная депривация происходит в тех случаях, когда личность ограничивает удовлетворение потребности в общении по собственному желанию. К таким людям относятся сектанты, монахи. Пример добровольно-вынужденной депривации — воспитанники спортивной школы.

Для взрослого человека последствия социальной депривации не такие катастрофические, как для детей. Ограничение в общении отрицательно сказывается на эффективности жизнедеятельности ребенка и его психическом развитии.

В отдельную группу ученые выделяют эмоциональную, материнскую, отцовскую депривиацию и депривацию сна. Рассмотрим их подробнее.

Эмоциональная депривация

Эмоции и чувства играют в жизни человека немаловажную роль. Под их влиянием происходит формирование личности. Эмоциональная сфера помогает человеку приспосабливаться к различным жизненным изменениям. Благодаря эмоциям человек осознает свое место в жизни. Они оказывают влияние на познавательную сферу, формируют восприятие, мышление, память, развивают сознательность.

Если личность лишена возможности удовлетворять эмоциональную сферу, то ее познавательная область становится бедной и ограниченной в следствии депривации. Это отрицательно сказывается на нормальном психическом развитии. Благодаря психологическим исследованиям было выявлено, что существенное влияние на отношение ребенка к жизни оказывает желание родителей иметь в семье малыша.

Следующий важный этап в развитии личностной сферы — ранний детский возраст. Если в это время малыш окружен вниманием, получает достаточное количество положительных эмоций, то эмоциональная депривация у него вряд ли возникнет, в психологии не произойдет изменений. А вот если все наоборот — то ребенок склонен к депривационным нарушениями. Есть риск возникновения подобных отклонений и в том случае, если малыш постоянно находится в эмоционально изменчивой среде.

Личность, которая в детстве была обделена позитивными эмоциями, во взрослом возрасте часто переживает чувство одиночества, тоски, у нее развивается комплекс неполноценности в психологии.

Недостаток эмоций сказывается и на физическом развитии — малыш развивается с опозданием, его медицинские показатели не дотягивают до нормы. Но если ребенок попадает в нормальную среду, показатели резко меняются в положительную сторону. Яркий пример такого «исцеления» — дети из детских домов, которые попадают на воспитание в полноценные семьи.

Нормальный, полноценный сон — это залог хорошего самочувствия и здоровья. Если по каким-то причинам человек лишен возможности высыпаться, это сказывается на его физическом и психическом состоянии. Когда речь идет о единичном случае, то отрицательного воздействия на здоровье он не окажет. А вот когда человек лишается полноценного сна регулярно, то у него развиваются депривационные нарушения.

Во время ночного отдыха вырабатывается гормон радости. Если человек не высыпается, нарушается работа его эндокринной системы, замедляются обменные процессы. Такой вид депривации приводит к набору массы, депрессии, головным болям.

Что еще происходит с человеком, который лишается полноценного сна?

  • 1 день без сна — ухудшение реакции, упадок сил;
  • 2 дня без сна — нарушение двигательной активности, снижение умственных реакций;
  • 3 дня без сна — появление невыносимых головных болей;
  • 4 дня без сна — подавление воли, возникновение галлюцинаций. Это самая опасная форма депривации, после которой в организме происходят серьезные и необратимые процессы. Возникает угроза человеческой жизни.

Интересный факт. Ученые доказали, что лишения человека сна может приносить ему не только вред, но и пользу. В результате многочисленных исследований было выяснено, что лишение человека определенной фазы сна помогает ему избавиться от затяжного депрессивного состояния. Несмотря на парадоксальность, это явление имеет простое объяснение.

Лишение сна — это стресс для организма. В этот состоянии начинается выработка катехоламинов — специальных гормонов, отвечающих за эмоциональный тонус. Благодаря шоковой психотерапии появляется интерес к жизни, человек начинает проявлять активность. Прибегать к таким методам лечения самостоятельно врачи не рекомендуют. Оно должно проходить под контролем врача.

Материнская депривация

Потеря матери или длительное лишение общения с ней приводит к возникновению материнской депривации, которая негативно сказывается на личностном развитии малыша. Отрицательно сказываются на психическом развитии ребенка и такие ситуации:

  1. Женщина слишком рано выходит на работу
  2. Мать уезжает в длительную командировку, сессию
  3. Разлука с матерью после тяжелых родов
  4. Ребенка очень рано отдают в детский сад
  5. Маму и ребенка разлучают вследствие заболевания

Перечисленные ситуации относятся к открытой депривации. Есть еще и скрытая форма, при которой фактически мама находится со своим ребенком, но между ними есть психологическое напряжение. По каким причинам появляется такая депривация? В психологии выделяют такие причины:

  1. Чрезмерное увлечение матерью научной литературой и «правильными» методами воспитания. Женщина абсолютно не обращает внимание на индивидуальные особенности малыша, не слушает свою интуицию.
  2. Враждебные или напряженные отношения между отцом и матерью.
  3. Наличие у матери проблем со здоровьем, в следствие чего она не может выделить достаточное время и полноценно ухаживать за малышом.
  4. Рождение в семье детей-погодок. Мать находится в постоянном напряжении, поэтому не может обеспечить полноценный уход за малышом.

В группу риска входят дети, рожденные в результате нежелательной беременности. Это отрицательно влияет на отношении матери к ребенку, который всегда подсознательно это чувствует. Важным периодом в развитии малыша является ранний возраст — от 0 до 3-х лет. В это время для полноценного развития детской психики важен контакт с матерью. В противном случае возникает внутренняя агрессия, депрессивное состояние. Во взрослом возрасте такой ребенок не сможет строить нормальные отношения с окружающими людьми. Есть теория, что материнская психическая депривация является причиной аутизма.

Отцовская депривация

Отец должен заниматься воспитанием ребенка не меньше, чем мать. Лишения малыша эмоционального контакте с папой приводит к возникновению отцовской депривации. Какие ситуации могут привести к ее появлению?

  • отсутствие положительных эмоциональных отношений отца и ребенка, несмотря на физическое присутствие мужчины в доме;
  • уход отца из семьи;
  • реализация амбиций отцом ребенка;
  • нарушение ролевых позиций в семье. В этом случае отец перенимает на себя материнские функции и наоборот.

Как сказывается отцовская депривация на детском развитии? Ребенок неправильно идентифицирует свою половую принадлежность, становится несостоятельным и эмоционально уязвимым. Это сказывается и на способности правильно выстраивать отношения с людьми, невозможности правильно и грамотно выстроить отношения с собственными детьми.

Лишение ребенка возможности удовлетворять базовые потребности отрицательно сказывается на развитии головного мозга, формировании когнитивных функций. Малыш растет несобранным, неуверенным в себе. Он редко улыбается, выражает свои эмоции. Его физическое и психическое развитие замедляется, формируется неудовлетворенность собой и собственной жизнью.

В результате психологических исследований было выявлено, что для нормального, полноценного развития малыша нужно обнимать и целовать как минимум 8 раз в день.

У взрослых депривация возникает на фоне пережитого депривационного состояния в детстве, это оставляет отпечаток в психологии. Он чувствует себя ненужным, не может найти свое место в жизни, переживает депрессию, постоянное чувство тревоги. Выйти из подобного состояния можно, но необходима длительная психотерапевтическая работа со специалистов.

Помощь людям, которые перенесли депривацию

Коррекционная и психотерапевтическая работа имеет несколько этапов и направлений. Только тщательная и последовательная проработка каждого этапа поможет справиться с негативными последствиями, которые возникают вследствие депривации.

Направления работы:

  1. Работа с самооценкой, оздоровление отношений с людьми. Человек учится видеть положительные стороны жизненных ситуации, тщательно анализировать их и адекватно оценивать.
  2. Работа с личной уязвимостью. Человек учится воспринимать ситуацию без лишних эмоций, обучается рассудительности, видеть причинно-следственные связи.
  3. Работа с идентификацией чувств. Личность учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, разбираться в чувствах других людей.

Работа с человеком, который столкнулся с депривацией, может проходить индивидуально либо в группе. Психотерапевт подбирает техники и методики работы, ориентируясь на то, какая депривация имела место быть в жизни человека, ее длительность и степень влияния на психику. Корректировать последствия самостоятельно нежелательно, чтобы ситуация еще больше не усугубилась.

Когда человек лишен самых необходимых жизненных потребностей, то он впадает в состояние депривации. Попробуем разобраться, как реагирует на такие лишения организм человека.

Депривация - это негативное психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей. Кто-то вкладывает в это понятие и обычные жизненные потребности, однако, пожалуй, это является не совсем корректным. Если человек проводил много времени перед компьютером в интернете и был лишен этого на несколько дней, его состояние не только не ухудшится, а еще и улучшится. Так как это приобретенная потребность, она не является глубинной и не может считаться жизненно необходимой.

Существует много видов депривации, рассмотрим наиболее распространенные.

Виды депривации

  • Сенсорная депривация . Это полное или частичное лишение одного (или более) органов чувств внешней стимуляции. Это может быть, например, послеоперационная повязка на глаза или затычки для ушей. Короткая сенсорная депривация используется в нетрадиционной медицине, и , тогда как длительная приводит к катастрофическим последствиям.
  • Социальная депривация . Отсутствие возможности или желания индивида общаться с другими людьми. Такая депривация может быть добровольной (уход в горы или пещеру, помещение себя в бочку) и вынужденной (например, помещение человека в одиночную тюремную камеру). У человека развиваются многие болезни и психотические расстройства.
  • Депривация сна . Полное или частичное удовлетворение потребности во - как результат его расстройства, осознанного выбора или принудительно (при допросах и пытках). Первый признак депривации сна - галлюцинации. И если на первых порах человек понимает, что галлюционирует, то через какое-то время верит происходящему. Пожалуй, это самый страшный вид депривации, его проявления касаются всего организма: ослабление иммунной системы, психоз, тремор конечностей, провалы в памяти и еще десятки других.
  • Эмоциональная депривация . Возникает, когда человек лишается эмоциональных реакций, исходящих от других людей. Вследствие этого он лишается и своих собственных, сосредотачиваясь только на ограниченном количестве, что приводит к депрессии.
  • Материнская депривация . Полное или частичное и при этом прохладное отношение матери к собственному ребенку. Если мать оставляет ребенка на короткое время, тот может находить причины этому, но когда мать исчезает из жизни ребенка на долгие периоды, ситуация становится хуже. Ребенок может начать отставать в развитии, потерять аппетит, стать склонным к апатии, а потом и к .
  • Двигательная депривация . Такой вид депривации также связан с ребенком. Ограничение пространства для движения приводит к тому, что ребенок проявляет сильное беспокойство и с трудом засыпает.

Также следует сказать, что депривация может быть как явной, так и скрытой. Явная очевидна сразу и диагноз могут поставить даже родственники, тогда как скрытая является крайне опасной. Внешне человек выглядит и ведет себя нормально, однако внутри него происходят процессы, которые и ему самому не очень понятны. Такой человек очень опасен, он может причинить фатальный вред себе или окружающим.

Последствия долгой депривации

Позитивные последствия найдены только в нетрадиционных методах лечения, поэтому сосредоточимся на негативных. Первым явным признаком депривации является агрессия. Она может быть внешней, что выражается в проявлении агрессии к внешнему миру - окружающих людях, животных, объектах. Внутренняя же агрессия выражается в суицидальных мыслях, самоповреждении (без мыслей о суициде), соматических болезнях. Пытаясь заглушить боль, человек склонен принимать наркотики и алкоголь, курить сигареты. Наиболее худшим результатом долгой депривации являются соматические болезни и в начальном виде это выражается в виде раздражительности, повышенной конфликтности, субдепрессии, бессоннице, а после чего все это выливается в опасные для жизни болезни - инсульте, астме, гипертонии, инфарктах.

В какой-то степени человеку и правда помогают наркотики и алкоголь, что позволяет заглушить эмоциональную боль. Агрессия направляется внутрь, когда человек лишен этих сомнительных «лекарств».

Что интересно, депривация может временно исчезать, когда подключается серьезная внешняя угроза, например, угроза жизни, война, тяжелые болезни. Эти внешние угрозы запускают механизмы выживания, переводят мысли в другую плоскость и позволяют вытеснить депривацию из организма.

Методы борьбы

Конечно, лучше всего предоставить человеку те блага, которых он был лишен, однако не все так просто. Во многих случаях требуется помощь психотерапевта, потому что длительная депривация могла нанести огранизму невероятный психический вред. В крайних случаях понадобится медикаментозное лечение. Также требуется высокая , потому что она запускает внутренние механизмы выживания. Подойдет и творческая деятельность, которая сама по себе обладает терапевтическим эффектом.

Крайне эффективны стимулы разной модальности (если это сенсорная депривация). Упражнения, игры, чтение, разнообразие в пище, . Для лечения социальной депривации подойдут социальные контакты с родственниками, друзьями, знакомыми. Сильнее всего от такого вида депривации страдают дети, которые еще неподготовлены проводить время без отца и матери. Ребенок должен понять и принять свою социальную роль, осознать свои цели и ценности (или хотя бы приобщиться к ним).

Посильную роль в развитии разных видов деприваций выполняют компьютерные игры. Безвредные и даже полезные в разумном количестве, при неограниченном объеме времени, проведенным за ними, с человеком могут происходить самые страшные вещи. Известен случай, когда подросток умер от голода, потому что провел около пяти суток за компьютером, при этом даже не осознавая, что нужно есть и что он этого хочет.

Помните, что в разумных дозах можно позволить себе практически все, даже депривацию любого вида.

А какие виды деприваций знаете вы? Оставляйте свои комментарии.

Психическая депривация - это психическое состояние, возникшее в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возможности для удовлетворения некоторых его основных психических потребностей в достаточной мере в течение длительного времени.

Психические потребности ребенка наилучшим образом удовлетворяются, несомненно, его ежедневным общением с окружающей средой. Если по какой -либо причине ребенку препятствуют в подобном контакте, если он изолирован от стимулирующей среды, то он неизбежно страдает от недостатка стимулов. Эта изоляция может носить разную степень При полной изоляции от человеческой среды в течение длительного периода можно предполагать, что основные психические потребности, которые с самого начала не удовлетворялись, развиваться не будут.

Одним фактором при возникновении психической депривации является недостаточное поступление стимулов - социальных, чувствительных, сенсорных. Предполагается, что другим фактором при возникновении психической депривации является прекращение связи уже создавшейся между ребенком и его социальной средой.

Выделяют три основных варианта психической депривации: эмоциональная (аффективная), сенсорная (стимульная), социальная (идентичности). По степени выраженности депривация может быть полной и частичной.

Й. Лангмейер и З. Матейчек подчеркивают некоторую условность и относительность понятия психической депривации – ведь существуют культуры, в которых считается нормой то, что будет аномалией в другой культурной среде. Помимо этого, конечно, встречаются случаи депривации, имеющие абсолютный характер (например, дети, воспитывающиеся в ситуации Маугли).

Эмоциональная и сенсорная депривация.

Проявляется в недостаточной возможности для установления интимного эмоционального отношения к какому либо лицу или разрыве подобной связи, когда такая уже была создана. В обедненную среду часто попадает ребенок, оказавшись в детском доме, больнице, интернате или другом

учреждении закрытого типа. Такая среда, вызывая сенсорный голод, вредна для человека в любом возрасте. Однако для ребенка она особенно губительна.

Как показывают многочисленные психологические исследования, необходимым условием для нормального созревания мозга в младенческом и раннем возрасте является достаточное количество внешних впечатлении, так как именно в процессе поступления в мозг и переработки разнообразной информации из внешнего мира происходит упражнение органов чувств и соответствующих структур мозга.

Большой вклад в разработку этой проблемы внесла группа советских ученых, объединившихся под руководством Н. М. Щелованова. Они установили, что те участки мозга ребенка, которые не упражняются, перестают нормально развиваться и начинают атрофироваться. Н. М. Щелованов писал, что если ребенок находится в условиях сенсорной изоляции, которую неоднократно наблюдал в яслях и домах ребенка, то происходит резкое отставание и замедление всех сторон развития, своевременно не развиваются движения, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития.

Данные, полученные Н. Н. Щеловановым и его сотрудниками, были настолько яркими и убедительными, что послужили основанием для разработки некоторых фрагментарных положений психологии развития ребенка. Известный советский психолог Л. И. Божович выдвинула гипотезу о том, что именно потребность во впечатлениях играет роль ведущей в психическом раз­витии ребенка, возникая примерно на третьей-пятой неделе жизни ребенка и являясь базой для формиро­вания других социальных потребностей, в том числе и социальной по своей природе потребности в общении ребенка с матерью. Эта гипотеза противостоит представ­лениям большинства психологов о том, что исходными выступают либо органические потребности (в пище, тепле и т. п.), либо потребность в общении.

Одним из подтверждений своей гипотезы Л. И. Бо­жович считает факты, полученные при изучении эмоцио­нальной жизни младенца. Так, советский психолог М. Ю. Кистяковская, анализируя стимулы, вызывающие положительные эмоции у ребенка первых месяцев жизни, обнаружила, что они возникают и развиваются лишь под влиянием внешних воздействий на его органы чувств, в особенности на глаз и ухо. М. Ю. Кистяковская пишет, что полученные данные показывают «неправиль­ность той точки зрения, согласно которой положитель­ные эмоции появляются у ребенка при удовлетворении его органических потребностей. Все полученные нами материалы говорят о том, что удовлетворение органи­ческих потребностей лишь снимает эмоционально-от­рицательные реакции, создавая этим благоприятные предпосылки для возникновения эмоционально-положи­тельных реакций, но само по себе их не порождает... Установленный нами факт - появление у ребенка пер­вой улыбки и других положительных эмоций при фик­сация предмета - противоречит точке зрения, согласно которой улыбка представляет собой прирожденную социальную реакцию. Вместе с тем, поскольку возник­новение положительных эмоций связано с удовлетво­рением какой-то потребности организма... этот факт дает основание считать, что у младенца наряду с орга­ническими потребностями имеется также потребность в деятельности зрительного анализатора. Эта потреб­ность проявляется в положительных, непрерывно со­вершенствующихся под влиянием внешних воздействий реакций, направленных на получение, сохранение и усиление внешних раздражении. И именно на их основе, а не на основе безусловных пищевых рефлексов возни­кают и закрепляются положительно-эмоциональные ре­акции ребенка и происходит его нервно-психическое раз­витие». Еще великий русский ученый В. М. Бехтерев отмечал, что к концу второго месяца ребенок как бы ищет новых впечатлений.

Безучастность, отсутствие улыбки у детей из приютов, домов ребенка замечались многими уже с самого начала действий таких учреждений, первые из которых датируются IV веком нашей эры (335 г., Цареград), а их бурное развитие в Европе датируется примерно XVII веком. Известно изречение испанского епископа, относящееся к 1760 году: «В приюте ребенок становится грустным и многие от грусти умирают». Однако как научный факт отрицательные последствия пребывания в закрытом детском учреждении стали рассматриваться лишь в начале XX века. Эти феномены, впервые систе­матически описанные и проанализированные американским исследователем Р. Спитцем, были им названы фено­менами госпитализма. Суть сделанного Р. Спитцем открытия состояла в том, что в закрытом детском учреж­дении ребенок страдает не только и не столько от плохого питания или плохого медицинского обслуживания, сколько от специфических условий таких учреждений, один из существенных моментов которых - бедная стимульная среда. Описывая условия содержания детей в одном из приютов, Р. Спитц отмечает, что дети посто­янно лежали в стеклянных боксах до 15-18 месяцев, причем до того времени, пока сами не вставали на ноги, они не видели ничего, кроме потолка, так как по сторо­нам висели занавески. Движения детей были ограничены не только постелькой, но и вдавленным углублением в матрасе. Игрушек было крайне мало.

Последствия такого сенсорного голода, если их оценивать по уровню и характеру психического развития, сравнимы с последствиями глубоких сенсорных дефектов. Например, Б. Лофенфельд установил, что по результатам развития дети с врожденной или рано приобретенной слепотой сходны с депривированными зрячими детьми (детьми из закрытых учреждений). Эти результаты проявляются в виде общего или частичного запаздывания развития, возникновения некоторых двигательных особенностей и особенностей личности и поведения.

Другая исследовательница, Т. Левин, изучавшая личность глухих детей с применением теста Роршаха (известной психологической методики, основанной на интерпретации испытуемым серии картинок с изобра­жениями цветных и черно-белых клякс), обнаружила, что характеристики эмоциональных реакций, фантазии, контроля у таких детей также сходны с аналогичными особенностями детей-сирот из учреждений.

Таким образом, обедненная среда отрицательно влияет на развитие не только сенсорных способностей ребенка, но и всей его личности, всех сторон психики. Конечно, госпитализм - явление очень сложное, где сенсорный голод выступает лишь одним из моментов, который в реальной практике невозможно даже вычленить и проследить его влияние как таковое. Однако депривирующее воздействие сенсорного голода сегодня можно считать общепризнанным.

И. Лангмейер и 3. Матейчек полагают, что младенцы, воспитывающиеся без матери, начинают страдать от отсутствия материнской заботы, эмоционального контакта с матерью лишь с седьмого месяца жизни, а до этого времени наиболее патогенным фактором является именно обедненная внешняя среда.

По мнению М. Монтессори, имя которой занимает особое место в детской психологии и педагогике, автора знаменитой системы сенсорного воспитания, так и во­шедшей в историю как система Монтессори, участвовавшей в организации первых домов ребенка, яслей для детей беднейших слоев населения, наиболее сензитивным, наиболее чувствительным для сенсорного разви­тия ребенка, а следовательно, и подверженным наибольшей опасности от отсутствия разнообразных внешних впечатлении является период от двух с половиной до шести лет. Существуют и другие точки зрения, и, по-видимому, окончательное научное решение вопроса требует дополнительных исследований.

Однако для практики можно признать справедливым тезис, что сенсорная депривация может иметь отрицательное воздействие на психическое развитие ребенка в любом возрасте, в каждом возрасте по-своему. По­этому для каждого возраста следует специально ставить и особым образом решать вопрос о создании разнообразной, насыщенной и развивающей среды обитания ребенка.

Необходимость создавать в детских учреждениях сенсорно насыщенную внешнюю среду, признаваемая в настоящее время всеми, на деле реализуется примитивно, однобоко и неполно. Так, часто из самых лучших побуждений, борясь с унылостью и однообразием обстановки в детских домах и школах-интернатах, стараются максимально насытить интерьер разными красочными панно, лозунгами, выкрасить стены в яркие цвета и т. п. Но это способно устранить сенсорный голод лишь на самое короткое время. Оставаясь неизменной, подобная обстановка в дальнейшем все равно к нему приведет. Только в данном случае это произойдет на фоне значительной сенсорной перегрузки, когда соответствующая зрительная стимуляция буквально будет бить по голове. В свое время еще Н. М. Щелованов предупреждал о том, что созревающий мозг ребенка особенно чувствителен к перегрузкам, создающимся при длительном, однообразном влиянии интенсивных стимулов.

Социальная депривация.

Наряду с эмоциональной и сенсорной выделяют также социальную депривацию.

Развитие ребенка во многом зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка. Общение можно рассматривать с точки зрения разных гуманитарных наук. С точки зрения психологии общение понимается как процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного теми или иными средствами контакта между людьми, так или иначе связанными между собою в психологическом отношении. Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступает во взаимодействие, которое можно считать общением: он начинает развивать особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активность проявляется в форме внимания и интереса ребенка ко взрослому, эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому, инициативных действий, чувствительности ребенка к отношению взрослого. Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители.

Среди примеров социальной депривации известны такие хрестоматийные случаи как А. Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их посдедующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое-например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства «МЫ», завистливость и чрезмерная критичность.

Учитывая важность уровня личностной зрелости как фактора толерантности к социальной изоляции, можно с самого начала предположить, что чем младше ребенок, тем тяжелее для него будет социальная изоляция. В кни­ге чехословацких исследователей И. Лангмейера и 3. Матейчека «Психическая депривация в детском воз­расте» приводится множество выразительных примеров того, к чему может привести социальная изоляция ре­бенка. Это и так называемые «волчьи дети», и знамени­тый Каспар Хаузер из Нюрнберга, и по существу трагические случаи из жизни современных детей, кото­рые с раннего детства никого не видели и ни с кем не общались. Все эти дети не умели говорить, плохо или совершенно не ходили, непрестанно плакали, всею боялись. Caмoe страшное то, что, за единичными исклю­чениями, даже при самом самоотверженном, терпеливом и умелом уходе и воспитании такие дети на всю жизнь оставались ущербными. Даже в тех случаях, когда благодаря подвижниче­ской работе педагогов происходило развитие интел­лекта, сохранялись серьезные нарушения личности и общения с другими людьми. На первых этапах «пере­воспитания» дети испытывали очевидный страх перед людьми, впоследствии боязнь людей сменялась непо­стоянными и слабодифференцированными отношениями с ними. В общении таких детей с окружающими бросается в глаза назойливость и неутолимая потребность любви и внимания. Проявления чувств характеризуются, с одной стороны, бедностью, а с другой стороны, острой, аффективной окрашенностью. Этим детям свойственны взрывы эмоций - бурной радости, гнева и отсутствие глубоких, устойчивых чувств. У них практически от­сутствуют высшие чувства, связанные с глубоким пе­реживанием искусства, нравственных коллизий. Сле­дует отметить также, что они в эмоциональном отно­шении очень ранимы, даже мелкое замечание может вызвать острую эмоциональную реакцию, не говоря уже о ситуациях, действительно требующих эмоцио­нального напряжения, внутренней стойкости. Психо­логи в таких случаях говорят о низкой фрустрационной толерантности.

Массу жестоких жизненных экспериментов на социаль­ную депривацию поставила с детьми вторая мировая война. Тщательное психологическое описание одного из случаев социальной депривации и ее последующего преодоления дали в своей знаменитой работе А. Фрейд, дочь 3. Фрейда, и С. Дан. Эти исследователи наблюдали за процессом реабилитации шести 3-летних детей, быв­ших узников концлагеря в Терезине, куда они попали в грудном возрасте. Судьба их матерей, время разлуки с матерью были неизвестны. После освобождения дети были помещены в один из детских домов семейного типа в Англии. А. Фрейд и С. Дан отмечают, что с самого начала бросалось в глаза то, что дети являли собой замкнутую монолитную группу, что не позволяло от­носиться к ним как к отдельным индивидам. Между этими детьми не было зависти, ревности, они постоянно помогали и подражали друг другу. Интересно, что, когда появился еще один ребенок - приехавшая позже девочка, ее мгновенно включили в эту группу. И это при том, что ко всему, что выходило за пределы их группы,- заботящимся о них взрослым, животным, игрушкам - дети проявляли явное недоверие и боязнь. Таким образом, отношения внутри маленькой детской группы заменили ее членам нарушенные в концентра­ционном лагере отношения с окружающим миром людей. Тонкие и наблюдательные исследователи показали, что восстановить отношения удалось только через по­средство этих внутригрупповых связей.

Похожую историю наблюдали И. Лангмейер и 3. Матейчек «у 25 детей, которых насильно отобрали у матерей в рабочих лагерях и воспитывали в одном тайном месте в Австрии, где они жили в тесном старом доме среди лесов, без возможности выходить на двор, играть с иг­рушками или увидеть кого-либо иного, чем своих трех невнимательных воспитательниц. Дети после своего освобождения также сначала кричали целыми днями и ночами, они не умели играть, не улыбались и лишь с трудом учились соблюдать чистоту тела, к которой их ранее принуждали только грубой силой. По истечении 2-3 месяцев они обрели более или менее нормальный вид, причем и им при реадаптации сильно помогало «групповое чувство».

Авторы приводят еще один интересный, с моей точки зрения, пример, иллюстрирующий силу чувства МЫ у детей из учреждений: «Стоит упомянуть об опыте тех времен, когда детей из учреждений обследовали в клинике, а не непосредственно в учрежденческой среде. Когда дети находились в приемной в крупной группе, то в их поведении не было каких-либо особенностей по сравнению с другими детьми дошкольного возраста, находившимися в той же приемной со своими матерями. Однако когда ребенка из учреждения выключали из коллектива и он оставался в кабинете один с психоло­гом, то после первой радости от неожиданной встречи с новыми игрушками его интерес быстро падал, ребенок становился беспокойным и плакал, «что дети у него убегут». В то время как дети из семей довольствовались в большинстве случаев присутствием матери в приемной и сотрудничали с психологом с соответствующей мерой уверенности, большинство детей дошкольного возраста из учреждений индивидуально исследовать не удава­лось из-за их неприспособленности к новым условиям. Это удавалось, однако, когда в кабинет входило сразу несколько детей вместе и обследуемый ребенок чувст­вовал поддержку в остальных детях, которые играли в помещении. Дело здесь касается, по-видимому, того же проявления «групповой зависимости», которое - как мы уже упоминали - характеризовало а особо вы­раженной форме некоторые группы детей, воспитыва­емых в концентрационных лагерях, и превратилось также в основу их будущей реэдукации» (переучива­ния.- Авт.). Чехословацкие исследователи считают данное проявление одним из наиболее важных диагно­стических показателей «депривации учрежденческого типа».

Анализ показывает: чем старше дети, тем в более мяг­ких формах проявляется социальная депривация и тем быстрее и успешнее происходит компенсация в случае специальной педагогической или психологической ра­боты. Однако практически никогда не удается устранить последствия социальной депривации на уровне некото­рых глубинных личностных структур. Люди, перенес­шие в детстве социальную изоляцию, продолжают испы­тывать недоверие ко всем людям, за исключением членов своей микрогруппы, перенесших то же самое. Они бы­вают завистливыми, чрезмерно критичными к другим, неблагодарными, все время как бы ждут подвоха со стороны других людей.

Многие похожие черты можно заметить у воспитанни­ков школы-интерната. Но пожалуй, более показателен характер их социальных контактов после окончания учебы в интернате, когда они вошли в нормальную взрослую жизнь. Бывшие воспитанники испытывают явные трудности при установлении раз­личных социальных контактов. Например, несмотря на очень сильное желание создать нормальную семью, войти в родительскую семью своего избранника или из­бранницы, они часто терпят неудачи на этом пути. В результате все приходит к тому, что создаются семей­ные или сексуальные связи с бывшими однокашниками, с членами той самой группы, с которой они терпели социальную изоляцию. Ко всем другим они испытывают недоверие, чувство незащищенности.

Забор детского дома или интерната стал для этих людей забором, отгородившим их от социума. Он не ис­чезал, даже если ребенок убегал, и он остался, когда за него вышли, вступив во взрослую жизнь. Потому что этот забор создавал чувство изгоя, делил мир на «Мы» и «Они».

Депривационные ситуации.

Помимо самой депривации, выделяется еще ряд терминов, связанных с этим явлением. Депривационной ситуацией именуются такие обстоятельства жизни ребенка, когда отсутствует возможность удовлетворения важных психических потребностей. Различные дети, подвергаемые одной и той же депривационной ситуации, будут вести себя различно и вынесут из этого разные последствия, ибо у них разная конституция и различное предшествующее развитие.

Например, изоляция – один из вариантов депривационной ситуации. Й. Лангмейер и З. Матейчек выделяют так же термин последствия депривации («депривационное поражение»), которым они называют внешние проявления результатов депривации, т. е. поведение ребенка, находившегося в депривационной ситуации. Если ребенок уже однажды побывал в депривационной ситуации, но это, к счастью, было недолго и не привело к грубым психическим отклонениям, то говорят о депривационном опыте ребенка, после которого он будет более закаленным или, к сожалению, более чувствительным.

Фрустрация, т. е. переживание досады и т. п. из-за блокады потребности,- это не депривация, а более частное понятие, могущее войти в общее понятие депривации. Если у ребенка отнимают, например, игрушку, ребенок может находится в состоянии фрустрации (к тому же обычно временной). Если ребенку вообще не дают играть длительное время, то это будет депривацией, хотя фрустрации уже нет. Если ребенок в двухлетнем возрасте был разлучен с родителями и помещен в больницу, то на это он может дать реакцию фрустрации. Если же он остался в больнице год, да еще в одном и том же помещении, без посещения его родителями, без прогулок, без получения нужной сенсорной, эмоциональной и социальной информации, то у него могут появиться состояния, относимые к кругу депривационных.

Случаи краиней социальной изоляции могут привести к искажению и задержке психического развития лишь детей более или менее старшего возраста, способных уже обеспечить себе какое-то существование и выжить в тяжелых условиях. Другое дело, когда речь идет о маленьких детях или о грудных,- они обычно не выживают, лишившись человеческого общества, его заботы.

От социальной изоляции отграничивают сепарацию. Под последней чехословацкие исследователи понимают не только болезненное отделение ребенка от матери, но и всякое прекращение специфической связи между ребенком и его социальной средой. Сепарация может быть внезапной и постепенной, полной или частичной, короткой и длительной. Сепарация – результат нарушения взаимного контакта, она отражается не только на ребенке, но и на родителях. У последних возникает тревожность и т. п. Если сепарация длится долго, то она переходит в социальную изоляцию, о которой говорилось ранее. Сепарация имеет большое значение для развития в ребенке определенных социальных установок. Еще в 1946 году английский ученый Боулби опубликовал сравнительные данные о развитии 44 несовершеннолетних воров и такой же группы несовершеннолетних, но без антисоциальных тенденций. Оказалось, что у правонарушителей сепарация в детстве встречалась во много раз чаще, чем у сверстников без правонарушений. Боулби считает, что сепарация затрагивает прежде всего эстетическое развитие личности и формирование у ребенка нормального чувства тревоги.

Одинаковые депривационные условия различно действуют на детей различного возраста. С возрастом меняются потребности ребенка, а также восприимчивость к их недостаточному удовлетворению.

Заключение

В своей работе я попытался рассказать о разных видах психической депривации. Конечно, в чистом виде каж­дый из этих видов депривации можно выделить только в специальных экспериментах. В жизни они сущест­вуют в достаточно сложном переплетении. Особенно трудно понять, как действуют отдельные депривационные факторы в детском возрасте, когда они наклады­ваются на процесс развития, включающий в себя и физи­ческий рост, и созревание нервной системы, формиро­вание психики. Тем более трудно это в условиях воспитания в детском учреждении, когда различные виды депривации сопряжены или даже являются следствием материнской депривации, возни­кающей вследствие лишения ребенка с раннего воз­раста заботы матери, ее тепла.

О такой депривации можно говорить не только в отношении брошенных детей, детей-сирот, на длитель­ный срок помещаемых в клиники больных детей, но и тогда, когда мать эмоционально холодна или слишком занята на работе. Материнская депривация является сегодня важной социальной проблемой во всем мире, и наша страна не исключение.

Сейчас у нас много делается для детей, которые испытывают материнскую депривацию в ее крайних формах,- для детей, находящихся в домах ребенка, детских домах, интернатах. Но проблема начинает осо­знаваться и шире. Многие призывают сегодня дать матери максимальную возможность быть дома с ребен­ком за счет увеличения послеродового отпуска, пере­хода на пятидневку в школе, на сокращенный рабочий день для матери, доплату отцу, чтобы мать имела воз­можность не работать.