Действует ли конвенция о правах инвалидов. Разговор о возможностях Изложение Конвенции о правах инвалидов (версия для учащихся). Отношения Комитета с другими органами




Конвенция о правах инвалидов и Факультативный протокол вступили в силу 3 мая 2008 года. Подписала Конвенцию и Россия. Однако многие люди с ограниченными возможностями плохо представляют себе ее предназначение. Попробуем хотя бы в канун Дня инвалидов вкратце рассмотреть основные положения Конвенции о правах инвалидов.

Руководящие принципы Конвенции

Есть восемь руководящих принципов, которые лежат в основе Конвенции и каждого из ее конкретных статей:

a. Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости лиц

b. Недопущение дискриминации

c. Полная и эффективная интеграция в общество

d. Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

e. Равенство возможностей

f. Доступность

g. Равенство между мужчинами и женщинами

h. Уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность

«В чем предназначение конвенции?» Дон Маккей, председатель комитета, который занимался переговорами по ее принятию, говорил, что ее главная задача заключается в том, чтобы детально разработать права инвалидов и выработать пути их реализации.

Страны, которые присоединились к Конвенции, должны сами заниматься разработкой и осуществлением политики, законов и административных мер для обеспечения прав, закрепленных в Конвенции и отмены законов, постановлений, обычаев, являющихся дискриминационными (статья 4).

Изменение восприятия самого понятия инвалидности имеет важное значение для улучшения положения инвалидов, ратификации Конвенции странами в целях борьбы со стереотипами и предрассудками, а также повышения осведомленности о возможностях людей с инвалидностью (статья 8).

Страны должны гарантировать, что инвалиды пользуются их неотъемлемым правом на жизнь наравне с другими (статья 10), а также обеспечение равных прав и улучшение положения женщин и девочек-инвалидов (статья 6) и защитой детей-инвалидов (статья 7) .

Дети-инвалиды должны иметь равные права, не должны быть разлучены со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда органы социальной защиты установят, что это отвечает наилучшим интересам ребенка, и ни в коем случае не должны быть отделены от своих родителей, на основании инвалидности ребенка или родителей (статья 23).

Страны должны признать, что все люди равны перед законом, в целях запрещения дискриминации по признаку инвалидности и гарантируют равную правовую защиту (статья 5).

Страны должны обеспечить равные права на владение и наследование имущества, контролировать финансовые дела и иметь равный доступ к банковским ссудам, ипотечным кредитам (Статья 12). Равноправие заключаются в обеспечении доступа к правосудию на равной основе с другими лицами (статья 13), инвалиды имеют право на свободу и безопасность, и не лишаться свободы незаконно или произвольно (статья 14).

Страны должны защищать физическую и психическую неприкосновенность лиц с инвалидностью, как и для всех остальных (статья 17), гарантировать свободу от пыток и от жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, а также запретить медицинские или научные эксперименты без согласия самих инвалидов или их опекунов (статья 15).

Законы и административные меры должны гарантировать свободу от эксплуатации, насилия и надругательства. В случае злоупотреблений, государства должны содействовать восстановлению, реабилитации и реинтеграции жертв и расследованию злоупотреблений (ст. 16).

Лица с ограниченными возможностями, не могут быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в их личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, переписки или общения. Конфиденциальность их личной, медицинской и реабилитационной информации должна быть защищена так же как и других членов общества (статья 22).

Отвечая на фундаментальный вопрос о доступности физической среды (статья 9), Конвенция требует от стран мероприятий по выявлению и устранению препятствий и барьеров, а также обеспечить, чтобы лица с ограниченными возможностями могли получить доступ к транспорту, общественным помещениям и услуга м, а также информационным и коммуникационным технологиям.

Инвалиды должны иметь возможность жить самостоятельно, должны быть включены в общественную жизнь, выбирать, где и с кем жить и иметь доступ к жилью и сфере услуг (статья 19). Персональная мобильность и независимость должны быть обеспечено путем содействия личной мобильности, обучение навыкам мобильности и доступа к свободе передвижения, вспомогательным технологиям и помощи в бытовых вопросах (статья 20).

Страны признают право на достаточный жизненный уровень и социальную защиту. Это включает в себя государственное жилье, услуги и помощь по инвалидности, связанной с потребностями, а также с помощью связанных с инвалидностью расходов, в случае бедности (статья 28).

Страны должны содействовать доступу к информации путем предоставления информации, предназначенной для широкой общественности, в доступных форматах и с использованием технологий, путем содействия использованию азбуки Брайля, языка жестов и других форм коммуникации и поощрения средств массовой информации и Интернет-провайдеров сделать он-лайн информацию в доступных форматах (статья 21).

Дискриминация, касающаяся брака, семьи и личных отношений должны быть ликвидированы. Инвалиды должны иметь равные возможности для отцовства и материнства, вступления в брак и право основывать семью, принимать решение о количестве детей, иметь доступ к услугам в области репродуктивного здоровья и планирования семьи, образования, а также пользоваться равными правами и обязанностями в отношении опекунства, попечительства, опеки и усыновления детей (статья 23).

Государства должны способствовать обеспечению равного доступа к начальному и среднему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни. Образование должно осуществляться с применением соответствующих материалов, методов и форм общения. Учащиеся, нуждающиеся в мерах поддержки и ученики со слепотой, глухотой и глухонемотой должны получать образование в наиболее подходящих формах общения с учителями, которые свободно владеют сурдопереводом и шрифтом Брайля. Образование инвалидов должно способствовать их участию в жизни общества, сохранению их чувства достоинства и самоуважения и развитие их личности, способностей и творчества (статья 24).

Инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Они должны получать тот же спектр, качество и уровень бесплатных или недорогих медицинских услуг, предусмотренных другим лицам, получать услуги в сфере здравоохранения необходимо по причине их инвалидности, а не подвергаться дискриминации при предоставлении медицинского страхования (статья 25).

Для того чтобы инвалиды могли достичь максимальной независимости страны должны обеспечить всестороннюю медицинскую помощь и реабилитационные услуги в области здравоохранения, занятости и образования (статья 26).

Инвалиды имеют равные права на работу и могут зарабатывать себе на жизнь. Страны должны запрещать дискриминацию в рабочих вопросах, связанных с содействием самозанятости, предпринимательству и организации собственного бизнеса, найме инвалидов в государственном секторе, содействовать их трудоустройству в частном секторе, а также обеспечить, чтобы они предоставлялись с разумным удалением места проживание от места работы (статья 27).

Страны должны обеспечить равное участие в политической и общественной жизни, в том числе право голоса, право баллотироваться на выборах и занимать определенные должности (статья 29).

Страны должны способствовать участию в культурной жизни, организации досуга, отдыха и спорта, обеспечивая предоставление телевизионных программ, фильмов, театральных и культурных материал в доступной форме, сделав театры, музеи, кинотеатры и библиотеки доступными, и гарантировать, что инвалиды имеют возможность развивать и использовать свой творческий потенциал не только для своего блага, но и для обогащения общества (ст. 30).

Страны должны предоставлять помощь развивающимся странам в целях практической реализации Конвенции (статья 32).

Для обеспечения реализации и мониторинга Конвенции, страны должны назначить координатора в правительство и создать национальный механизм для содействия и контроля за осуществлением контроля (статья 33).

Комитет по правам инвалидов, в состав которой входят независимые эксперты, будет получать периодические доклады государств-участников о прогрессе, достигнутом в осуществлении Конвенции (статья 34 до 39).

18-статья Факультативного протокола по сообщениям, позволяет отдельным лицам и группам лиц обращаться с жалобами непосредственно в Комитет, как только все национальные процедуры обжалования были исчерпаны.

Текст Конвенции о правах инвалидов довольно громоздкий и иногда перегружен юридическими подробностями. Чтобы легче было разобраться с основными положениями этого документа, попробуем рассмотреть наиболее часто задаваемые вопросы о Конвенции.

Какие права инвалидов?

Все члены общества имеют те же права человека - они включают гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Примерами таких прав являются следующие:

Равность перед законом и в правовых возможностях

Свобода от пыток

Свобода передвижения и гражданства

Право на жизнь в обществе

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Все инвалиды имеют право на свободу от дискриминации в осуществлении их прав. Это включает в себя право на свободу от дискриминации по признаку инвалидности, а также по любым другим признакам, таким, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное, сословное или иное положение.

Что такое Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция о правах инвалидов является международным договором, в котором определяются права лиц с инвалидностью, а также обязательства государств-участников Конвенции в целях содействия, защиты и обеспечения этих прав. Конвенция также устанавливает два механизма реализации: Комитет по правам инвалидов, созданный для контроля за осуществлением, а также Конференция государств-участников, созданная для рассмотрения вопросов, касающихся осуществления положений конвенции.

Государствами проводятся переговоры с участием организаций гражданского общества, национальных правозащитных учреждений и межправительственных организаций. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Конвенцию 13 декабря 2006 года и она была открыта для подписания 30 марта 2007 года. Государств, которые ратифицировали Конвенцию, юридически обязаны соблюдать стандарты Конвенции. Конвенция представляет собой международный стандарт, который они должны стремиться соблюдать.

Что такое Факультативный протокол к Конвенции?

Факультативный протокол также является международным договором. Факультативный протокол предусматривает две процедуры, направленные на укрепление осуществления и мониторинга Конвенции. Во-первых, это индивидуальные сообщения - процедура позволяет людям заявить в Комитет о нарушении их прав, а вторая является процедурой расследования с предоставлением комитету полномочий для проведения расследования грубых или систематических нарушений Конвенции.

Какие другие международные документы признают права инвалидов?

Государства приняли специальные документы по защите и поощрению прав людей с инвалидностью в течение последних десятилетий. Важные вехи включают в себя:

Декларация о правах инвалидов (1995 год)

Всемирная программа действий в отношении инвалидов (1981)

Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991)

Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)

Несмотря на то, руководящие принципы, декларации, принципы, резолюции и другие документы не являются юридически обязательными, они выражают моральные и политические обязательства государств, и могут быть использованы в качестве руководства к принятию законов или разработать политику в отношении инвалидов. Важно отметить, что некоторые положения Принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи подверглись критике в Конвенции о правах инвалидов, в настоящее время заменяют те нормы, в которых существует какой-либо конфликт между этими двумя документами.

Имеют ли отношение к Конвенции о правах инвалидов другие конвенции в области прав человека?

Все конвенции по правам человека касаются каждого, в том числе лиц с ограниченными возможностями. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах защищает против дискриминации по какому-либо признаку. Существуют также конвенции о правах человека, касающиеся дискриминации в отношении женщин и конкретных вопросов или групп людей, таких как дети и трудящиеся-мигранты

Основными договорами по правам человека являются следующие:

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах

Международный пакт о гражданских и политических правах

Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации

Конвенция против пыток

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин

Конвенция о правах ребенка

Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей

Международная конвенция для защиты всех лиц от насильственных исчезновений

Конвенция о правах инвалидов.

Все конвенций по правам человека включают положение о защите от дискриминации. Однако, только одна из этих Конвенций, Конвенция о правах ребенка, конкретно признает необходимость защиты от дискриминации по признаку инвалидности.

Тем не менее, все конвенции рассматриваю понятие "инвалидность" косвенно в качестве основания для дискриминации. Естественно, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации, когда эти конвенции применяются. Таким образом, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, например, распространяется на всех женщин, в том числе женщин-инвалидов.

Зачем нужна Конвенция о правах инвалидов?

Конвенция необходима для того, чтобы иметь четкое подтверждение того, что защищаются права инвалидов в области прав человека и укрепления уважения к этим правам. Хотя существующие конвенции в области прав человека предлагают значительные возможности для поощрения и защиты прав лиц с инвалидностью, становится ясно, что этот потенциал не используется. Действительно, инвалиды продолжают быть лишенными своих прав человека и содержатся на задворках общества во всех частях земного шара. Эта продолжающаяся дискриминация в отношении инвалидов подчеркнула необходимость принятия юридически обязательных документ, в котором изложены правовые обязательства государства по поощрению и защите прав лиц с инвалидностью.

Почему Конвенция уникальна?

Конвенция является первой конвенцией по правам человека в 21 веке и первым юридически обязательным документом для всесторонней защиты прав лиц с инвалидностью. Несмотря на то, что Конвенция не устанавливает новые права человека, в ней изложены с гораздо большей ясностью обязательства Государств поощрять, защищать и гарантировать права лиц с ограниченными возможностями. Таким образом, Конвенция не только уточняет, что государства не должны использовать дискриминацию в отношении людей с инвалидностью, в ней также излагается ряд мер, которые государства должны принять для создания благоприятных условий с тем, чтобы лица, с ограниченными возможностями могли пользоваться реальным равенством в обществе. Например, Конвенция требует от государств принимать меры для обеспечения доступа к физической среде и информационно-коммуникационным технологиям. Кроме того, государства имеют обязательства в отношении повышения информированности, содействия доступу к правосудию, обеспечение личной мобильности, а также сбор данных, имеющих отношение к Конвенции. Таким образом, Конвенция является гораздо более глубоким документом, чем другие договоры по правам человека, в которых излагаются меры, которые государства должны принять для запрещения дискриминации и обеспечения равенства для всех.

Конвенция включает в себя развитие социальной точки зрения. Конвенция признает важность международного сотрудничества и его поощрения в поддержку национальных усилий по осуществлению основных положений Конвенции. Одно из нововведений в этой связи касается конкретных ссылок на действия международного сообщества могло бы быть предпринятым для поощрения международного сотрудничества, таких как:

Обеспечение международных программ развития, включая и доступные для инвалидов;

Содействие и оказание поддержки созданию потенциала;

Содействие сотрудничеству в области исследований и доступа к научным и техническим знаниям;

Оказание технической и экономической помощи в случае необходимости.

Конвенция определяет права людей с инвалидностью, и обязательства государства по поощрению, защите и обеспечению этих прав, а также механизмы для поддержки осуществления и мониторинга. Содержание можно разбить следующим образом:

Преамбула - дает в общем контексте Конвенции определение наиболее важных вопросов.

Цель - определяет цели Конвенции, которые заключаются в том, чтобы поощрять, защищать и обеспечивать полное и равное осуществление всех прав человека и основных свобод всех людей с инвалидностью, а также на поощрение уважения и присущего им достоинства

Определения - определение основных терминов в Конвенции, а именно: связь, язык, дискриминация по признаку инвалидности, разумное размещение и универсальный дизайн.

Общие принципы - определить стандарты и требования, которые применяются для осуществления всех прав, закрепленных в Конвенции, таких, как принцип недискриминации и принцип равенства

Обязанности - разъяснить меры, которые государства должны принять для поощрения, защиты и обеспечения прав, закрепленных в Конвенции

Конкретные права - выявление существующих гражданских, культурных, экономических, политических и социальных прав человека, подтверждая, что лица с инвалидностью также провести эти права

Определение мер - определить конкретные шаги, которые государства должны предпринять для обеспечения благоприятных условий для осуществления прав человека, а именно: повышение осведомленности общественности, обеспечение доступности, защиты и безопасности в чрезвычайных гуманитарных ситуациях, содействие доступу к правосудию, обеспечение индивидуальной мобильности, что способствует абилитации и реабилитации, а также сбор статистических данных и информации.

Международное сотрудничество - признает важность поддержки международным сообществом совместной работы по обеспечению наиболее полного осуществления прав людей с инвалидностью

Осуществление и контроль - обязывает государства создавать национальные рамки для мониторинга и реализации Конвенции, и устанавливает конференции государств-участников для рассмотрения любого вопроса в связи с осуществлением положений Конвенции и Комитет по правам инвалидов для мониторинга Конвенции

Заключительные положения - изложены процедуры для подписания, ратификации, вступления в силу, и другие процедурные требования, имеющие отношение к Конвенции.

Какие принципы Конвенции?

Статья 3 определяет общие принципы, которые применяются для осуществления прав инвалидов. Ими являются:

Уважение достоинства, присущего человеческой личности, личная самостоятельность, включая свободу делать свой собственный выбор и независимость лиц с инвалидностью

Недопущение дискриминации

Полную и эффективную интеграцию в общество

Уважение различий и принятие инвалидов как части человеческого многообразия и гуманности

Равенство возможностей

Доступность

Равенство между мужчинами и женщинами

Уважение эволюционирующих способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Являются ли термины "инвалидность" и "инвалиды", определенных в Конвенции?

Конвенция не содержит определения понятия "инвалидность" или "инвалиды", как такового. Тем не менее, элементы преамбулы и статьи 1 служить ориентиром для уточнения применения Конвенции.

. "инвалидность" - В преамбуле признается, что "инвалидность развивается как концепция и что инвалидность является результатом взаимодействия между людьми с нарушениями и поведенческими и экологическими барьерами, которые препятствуют их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими".

. "инвалиды" - Статья 1 гласит, что "К лицам с ограниченными возможностями относятся те, которые имеют длительные физические, психические, интеллектуальные или сенсорные нарушения, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими ".

Некоторые элементы этих положений, выделяются особо. Во-первых, это признание того, что "инвалидность" является развивающейся концепцией в результате поведенческих и экологических барьеров, препятствующих участию инвалидов в жизни общества. Таким образом, понятие "инвалидность" не является фиксированным и может изменяться, в зависимости от сложившейся обстановки со стороны общества и по отношению к обществу.

Во-вторых, инвалидность не считается заболеванием, но рассматривается, скорее всего, как результат взаимодействия между негативным отношением или отторжением из окружающей среды состояния конкретных лиц. Отношение к демонтажу экологических барьеров - в отличие от лечения лиц с ограниченными возможностями, эти лица могут участвовать в качестве активных членов общества и использовать весь спектр своих прав.

Третье, Конвенция не ограничивается освещением проблемы конкретных лиц, а, скорее, Конвенция определяет лиц, имеющих долгосрочные физические, психические, интеллектуальные и сенсорные недостатки в качестве бенефициаров, в соответствии с Конвенцией. Ссылкой на "инвалидность" заверяется, что не нужно ограничивать применение Конвенции и государства-участники могут также обеспечивать защиту для других, например, людей с краткосрочной инвалидностью.

Какие конкретные права инвалидов оговорены в Конвенции?

Конвенция подтверждает, что инвалиды пользуются такими же правами человека, как все члены общества. Конкретными правами, признанными в Конвенции, являются:

Равенство перед законом без дискриминации

Право на жизнь, свободу и безопасность личности

Равноправие перед законом и правовых возможностей

Свобода от пыток

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

Право соблюдать физическую и психическую неприкосновенность

Свободу передвижения и гражданство

Право на жизнь в общине

Свобода выражения мнений и убеждений

Уважение к частной жизни

Уважение дома и семьи

Право на образование

Право на охрану здоровья

Право на труд

Право на достаточный жизненный уровень

Право на участие в политической и общественной жизни

Право на участие в культурной жизни

Каковы обязательства государств-участников Конвенции?

Конвенция определяет общие и конкретные обязательства государств-участников в отношении прав инвалидов. С точки зрения общих обязательств, государства должны:

Принять законодательные и административные меры, направленные на поощрение прав инвалидов;

Принимать законодательные и иные меры для ликвидации дискриминации;

Защиту и поощрение прав инвалидов в рамках всех стратегий и программ;

Остановить любую практику в отношении нарушения прав людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы государственный сектор уважал права людей с инвалидностью;

Обеспечить, чтобы частный сектор и отдельных лица уважали права инвалидов;

Проведение исследований и разработку доступных товаров, услуг и технологий для инвалидов и поощрять других к проведению таких исследований;

Обеспечить доступ к информации о вспомогательных технологиях для инвалидов;

Содействие профессиональной подготовке по вопросам прав по Конвенции для специалистов и сотрудников, которые работают с инвалидами;

Консультации и участие инвалидов в разработке и осуществлении законодательства и политики, а также в процессах принятия решений, затрагивающих их интересы.

Как контролируется выполнение положений Конвенции?

Конвенция требует контроля как на национальном, так и на международном уровне. Конвенция требует от государств, в соответствии с их правовой и административной системой, поддержки, укрепления, защиты и контроля выполнения конвенции.

На международном уровне Конвенцией учреждается Комитет по правам инвалидов, который выполняет функции рассмотрения периодических докладов государств о мерах, принятых ими для осуществления Конвенции. Кроме того, Комитет имеет полномочия для рассмотрения индивидуальных сообщений и проведения расследования в отношении тех государств, которые ратифицировали Факультативный протокол.

Что такое национальные механизмы для поощрения, защиты и наблюдения за осуществлением Конвенции?

Понятие национальной основы для поощрения, защиты и мониторинга Конвенции является относительно открытым. Конвенция признает, что такие структуры могут отличаться от страны к стране, позволяя гибко устанавливать рамки, в соответствии с каждой государственно-правовой и административной системой. Однако Конвенция также предусматривает, что любой орган должны быть независимыми. Как правило, национальные рамки будут включать, по крайней мере, некоторые формы создания независимого национального института по правам человека, таких, как комиссии по правам человека или омбудсмена. Тем не менее, база может содержать другие элементы, например, суды.

Что такое Комитет по правам инвалидов?

Комитет по правам инвалидов является органом, где независимым экспертам поручен обзор выполнения государствами положений Конвенции. Эти эксперты будут выступать в личном качестве. Вначале Комитет включает двенадцать независимых экспертов, их количество будет расти до 18 членов после еще 60 ратификаций или присоединений к Конвенции,. Государства-участники будут выбирать экспертов на основе их компетентности и опыта в области прав человека и инвалидности, а также принимая во внимание справедливое географическое представительство, представительство различных форм цивилизации и правовых систем, гендерного баланса и участия экспертов-инвалидов.

Комитет рассматривает периодические доклады, подготовленные государствами, о шагах, предпринятых ими для осуществления Конвенции. Для государств, являющихся участниками Факультативного протокола, Комитет также имеет полномочия принимать жалобы от отдельных лиц о предполагаемых нарушениях их прав и проведения расследований в случае грубых или систематических нарушений Конвенции.

Что такое Конференции государств-участников?

Конвенция также устанавливает конференции государств-участников, которые регулярно проводит заседания с целью рассмотрения вопросов, связанных с осуществлением Конвенции. Конвенция оставляет открытой точный характер роли Конференции государств-участников, хотя в их обязанности входит избрание членов Комитета по правам инвалидов и обсуждение и принятие предложенных поправок к Конвенции.

Что такое периодическая отчетность?

Каждое государство-участник Конвенции, должно представить в Комитет по правам инвалидов первоначальный всеобъемлющий доклад о мерах, принимаемых для осуществления Конвенции. Каждое государство должно представить свой первоначальный доклад в течение двух лет после вступления Конвенции в силу для этого государства. Первоначальный доклад должен:

Установить конституционные, правовые и административные рамки для осуществления Конвенции;

Объяснить политику и программы, принятые в целях осуществления каждого из положений Конвенции;

Выявлять прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в результате ратификации и реализации Конвенции.

Каждое государство должно представлять последующие доклады не реже одного раза в четыре года или в тех случаях, когда Комитет просит, один раз в год. Последующие доклады должны:

Ответить на вопросы и другие вопросы, освещенные в Комитете в своих заключительных замечаниях к предыдущим докладам;

Указывают на прогресс, достигнутый в реализации прав людей с инвалидностью в течение отчетного периода;

Выделить какие-либо препятствия, с которыми правительство и другие субъекты власти, возможно, сталкивались в ходе осуществления Конвенции за отчетный период.

Есть ли возможность подать жалобу в Комитет, если права были нарушены?

Да. Факультативный протокол к Конвенции устанавливает процедуры индивидуальных сообщений, что позволяет отдельным лицам и группам лиц государств-участников Протокола обратиться с жалобой в Комитет по правам инвалидов, если государство нарушило одно из своих обязательств по Конвенции. Жалоба определяется как "сообщение". Комитет рассматривает жалобы и замечания государства и на этой основе формулирует свои соображения и рекомендации, если таковые имеются, направляет их к государству, и делает их достоянием общественности.

Может ли комитет проводить расследования?

Да. Факультативный протокол устанавливает процедуру расследования. Если Комитет получает достоверную информацию, свидетельствующую о серьезных или систематических нарушениях государством-участником Факультативного протокола какого-либо из положений Конвенции, Комитет может предложить государству рекомендации в вопросах реагирования на такую информацию. После рассмотрения замечаний государства-участника и любой другой достоверной информации, Комитет может назначить одного или нескольких своих членов для проведения расследования и создать доклад в срочном порядке. Если государство согласится, то Комитет, возможно, посетит страны. После проведения расследования Комитет препровождает свои выводы государству, которое должно через шесть месяцев представить дополнительные замечания. Комитет кратко излагает свои выводы, которые он предоставляет общественности. Государство, ратифицировавшее Факультативный протокол, может "отказаться" от процедуры расследования.

Какова роль гражданского общества в процессе мониторинга?

Гражданское общество играет важную роль в процессе мониторинга как на национальном, так и на международном уровне. Что касается национального мониторинга, в Конвенции прямо говорится о том, что гражданское общество, в частности инвалиды и представляющие их организации, должны быть вовлечены и в полной мере участвовать в мониторинге процесса (см. статью Конвенции 33,3). В отношении международного контроля, государствам-участникам предлагается должным образом учитывать консалтинг и активное участие инвалидов и представляющих их организаций, при назначении экспертов для договорных органов (см. статью Конвенции 34,3). Кроме того, опыт других международных договорных органов по правам человека подчеркивает важную роль, которую гражданское общество может сыграть в периодических докладах и отдельных сообщениях, а также в предоставлении достоверной информации для Комитета о грубых или систематических нарушениях прав человека в качестве основы для запроса.

Что такое подписание Конвенции?

Первым шагом к тому, чтобы стать участником Конвенции, является подписание договора. Государства и региональные интеграционные организаций (РИО), могут подписать Конвенцию или Факультативный протокол. Государство или РИО могут подписать Конвенцию в любое время. Подписав Конвенцию и Факультативный протокол Государства или РИО могут сообщить о своем намерении предпринять шаги по обязательствам по договору на более поздний срок. Подписание также создает обязательство, в период между подписанием и ратификацией, воздерживаться от действий, которые лишили бы объект возможности соблюдать положения договора.

Что такое ратификация?

Следующий шаг к тому, чтобы стать участником Конвенции и Факультативного протокола является ратификация. Ратификация имеет конкретные меры, принимаемые государствами, которая свидетельствует о намерении осуществлять юридические права и обязательства, содержащиеся в Конвенции и Факультативного протокола. Региональные интеграционные организации выражают свое согласие быть связанными положениями Конвенции или факультативного протокола через "официальное подтверждение" - акт, который имеет тот же эффект, что и ратификация.

Что такое присоединение?

Государства или организации региональной интеграции могут выразить свое согласие быть связанными положениями Конвенции и Факультативного протокола на основе акта о присоединении. Присоединение имеет такую же юридическую силу, как ратификация, однако, в отличие от ратификации, которой должно предшествовать подписание создание обязательных юридических обязательств согласно международного права, присоединение требует только одного шага - сдаче на хранение документа о присоединении.

Когда Конвенция вступит в силу?

Конвенция вступает в силу на 30-й день после сдачи на хранение 20-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Факультативный протокол вступит в силу на 30-й день после сдачи на хранение 10-й ратификационной грамоты или документа о присоединении. Вполне вероятно, что оба документа вступят в силу двумя разными датами. На данный момент присоединение к Конвенции и Факультативному протоколу становятся юридически обязательными для государств-участников.

Какова будет роль Секретариата Организации Объединенных Наций в связи с Конвенцией?

Организация Объединенных Наций создала совместный секретариат Конвенции, состоящий из сотрудников Организации Объединенных Наций, Департамента по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ), базирующийся в Нью-Йорке, а также Управления Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) в Женеве. Департамент по экономическим и социальным вопросам (ДЭСВ) поддерживает конференции государств-участников и Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ), поддерживает Комитет по правам инвалидов. ДЭСВ и УВКПЧ работают вместе, чтобы поддержать государства, гражданские общества и национальные правозащитные учреждения в целях осуществления и мониторинга Конвенции.

Какова будет роль Специального докладчика по проблемам инвалидов?

На специального докладчика по проблемам инвалидов возложена задача контроля за осуществлением Стандартных правил обеспечения равных возможностей для инвалидов и докладов Комиссии Организации Объединенных Наций по вопросам социального развития, которая является одной из функциональных комиссий Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) Организации Объединенных Наций. Несмотря на то, что мандат Специального докладчика предоставляется по конкретным стандартным правилам, а не Конвенции, работа Специального докладчика будут иметь непосредственное значение для осуществления Конвенции, в результате степени совпадения между содержанием Стандартных правил и Конвенции. Стандартные правила, однако, не являются юридически обязательным документом.

Какие переговоры проводятся в рамках Конвенции?

Конвенция была разработана в Специальном комитете по всеобъемлющей и единой международной конвенции о защите и поощрении прав и достоинства инвалидов (Специальный комитет), который создан Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Его состав был открыт для всех членов Организации Объединенных Наций и наблюдателей. В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете, могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций.

Специальный комитет провел восемь сессий. На своих первых двух сессиях в 2002 и 2003 годах Комитет рассмотрел вопрос о возможности разработки международного документа, касающегося прав инвалидов, а также обсудили типа документа и возможные элементы, которые должны быть включены. На своей второй сессии Специальной Комитет создал рабочую группу для подготовки проекта текста конвенции. Рабочая группа, состоящая из представителей правительств и НПО, встретились в январе 2004 года и подготовили текст для переговоров. На своей третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой и восьмой сессиях Специального комитета продолжали свои переговоры. Текст Конвенции был доработан Специальным комитетом от 26 августа 2006 года.

Редакционной группе поручено обеспечить единообразие терминологии по всему тексту проекта конвенции и согласования версий на официальных языках Организации Объединенных Наций, рассматривался текст с сентября по ноябрь 2006 года.

Генеральная Ассамблея ООН приняла текст Конвенции о правах инвалидов и Факультативного протокола к ней 13 декабря 2006 года.

Участвуют ли представители гражданского общества в переговорах по Конвенции?

В ходе своей первой сессии Специальный комитет постановил, что представители неправительственных организаций (НПО), аккредитованных при Специальном комитете могли бы также участвовать в заседаниях и выступать с заявлениями в соответствии с практикой Организации Объединенных Наций. Затем Генеральная Ассамблея неоднократно призывала предпринять усилия, направленные на активное участие организаций инвалидов в работе Специального комитета.

На протяжении всего процесса организации инвалидов и других неправительственных организаций играли весьма активную роль в предоставлении комментариев и информации с точки зрения проблем инвалидности.

Имели ли возможность национальные институты по правам человека участвовать в переговорах?

Национальные правозащитные учреждения (НПУ), также принимали активное участие в переговорах. Отчасти, в результате усилий представителей различных учреждений, государства согласились на специально статью о национальных мерах по осуществлению и контролю, которая требует, чтобы государства имели определенную форму национального института по правам человека в том, что защищает, способствует и контролирует выполнение положений Конвенции.

Были ли проведены консультации на региональном уровне в ходе переговоров по конвенции?

Региональные консультативные совещания были проведены во многих регионах с 2003 по 2006 год. Консультативные встречи при подготовке Конвенции проводились в форме диалога по региональным приоритетам. Заседания, итоговые документы, представленные предложения и рекомендации, отражающие национальные, субрегиональные и региональные приоритеты, внесли свой вклад в работу Специального комитета.

Принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. и вступила в силу 3 мая 2008 г.

Конвенция дает определение правам людей с ограниченными возможностями здоровья в социальной, экономической, политической и культурных сферах жизни общества.


[…]

Статья 1

Цель

Цель настоящей Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

К инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

[…]

Статья 4

Общие обязательства

1. Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности.

[…]

2. Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости, прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в настоящей Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

[…]

Статья 5

Равенство и недискриминация

1. Государства-участники признают, что все лица равны перед законом и по нему и имеют право на равную защиту закона и равное пользование им без всякой дискриминации.

2. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве.

[…]

Статья 7

Дети-инвалиды

1. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми.

2. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права.

Статья 8

Просветительно-воспитательная работа

1. Государства-участники обязуются принимать безотлагательные, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы:

a) повышать просвещенность всего общества, в том числе на уровне семьи, в вопросах инвалидности и укреплять уважение прав и достоинства инвалидов;

b) вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни;

c) пропагандировать потенциал и вклад инвалидов.

2. Принимаемые с этой целью меры включают:

a) развертывание и ведение эффективных общественно-просветительных кампаний.

[…]

b) воспитание на всех уровнях системы образования, в том числе у всех детей, начиная с раннего возраста, уважительного отношения к правам инвалидов;

c) побуждение всех органов массовой информации к такому изображению инвалидов, которое согласуется с целью настоящей Конвенции;

d) продвижение воспитательно-ознакомительных программ, посвященных инвалидам и их правам.

Статья 9

Доступность

1. Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

[…]

Статья 12

Равенство перед законом

1. Государства-участники подтверждают, что каждый инвалид, где бы он ни находился, имеет право на равную правовую защиту.

2. Государства-участники признают, что инвалиды обладают правоспособностью наравне с другими во всех аспектах жизни.

3. Государства-участники принимают надлежащие меры для предоставления инвалидам доступа к поддержке, которая им может потребоваться при реализации своей правоспособности.

[…]

Статья 14

Свобода и личная неприкосновенность

1. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды наравне с другими:

a) пользовались правом на свободу и личную неприкосновенность;

b) не лишались свободы незаконно или произвольно и чтобы любое лишение свободы соответствовало закону, а наличие инвалидности ни в коем случае не становилось основанием для лишения свободы.

2. Государства-участники обеспечивают, чтобы в том случае, если на основании какой-либо процедуры инвалиды лишаются свободы, им наравне с другими полагались гарантии, согласующиеся с международным правом прав человека, и чтобы обращение с ними соответствовало целям и принципам настоящей Конвенции, включая обеспечение разумного приспособления.

[…]

Статья 16

Свобода от эксплуатации, насилия и надругательства

1. Государства-участники принимают все надлежащие законодательные, административные, социальные, просветительные и иные меры для защиты инвалидов как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку.

[…]

Статья 17

Защита личной целостности

Каждый инвалид имеет право на уважение его физической и психической целостности наравне с другими.

Статья 18

Свобода передвижения и гражданство

1. Государства-участники признают права инвалидов на свободу передвижения, на свободу выбора местожительства и на гражданство наравне с другими.

[…]

2. Дети-инвалиды регистрируются сразу же после рождения и с момента рождения имеют право на имя и на приобретение гражданства, а также, в наиболее возможной степени, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 19

Самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество

Государства-участники настоящей Конвенции признают равное право всех инвалидов жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и принимают эффективные и надлежащие меры для того, чтобы содействовать полной реализации инвалидами этого права и их полному включению и вовлечению в местное сообщество […].

Статья 20

Индивидуальная мобильность

Государства-участники принимают эффективные меры для обеспечения индивидуальной мобильности инвалидов с максимально возможной степенью их самостоятельности […].

Статья 21

Свобода выражения мнения и убеждений и доступ к информации

Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения того, чтобы инвалиды могли пользоваться правом на свободу выражения мнения и убеждений, включая свободу искать, получать и распространять информацию и идеи наравне с другими, пользуясь по своему выбору всеми формами общения, определяемыми в статье 2 настоящей Конвенции […].

Статья 22

Неприкосновенность частной жизни

1. Независимо от места жительства или жилищных условий ни один инвалид не должен подвергаться произвольному или незаконному посягательству на неприкосновенность его частной жизни, семьи, жилища или переписки и иных видов общения либо незаконным нападкам на его честь и репутацию. Инвалиды имеют право на защиту закона от таких посягательств или нападок.

2. Государства-участники охраняют конфиденциальность сведений о личности, состоянии здоровья и реабилитации инвалидов наравне с другими.

Статья 23

Уважение дома и семьи

1. Государства-участники принимают эффективные и надлежащие меры для устранения дискриминации в отношении инвалидов во всех вопросах, касающихся брака, семьи, отцовства, материнства и личных отношений, наравне с другими […].

2. Государства-участники обеспечивают права и обязанности инвалидов в отношении опекунства, попечительства, опеки, усыновления детей или аналогичных институтов, когда данные понятия присутствуют в национальном законодательстве; во всех случаях первостепенное значение имеют высшие интересы ребенка. Государства-участники оказывают инвалидам надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели равные права в отношении семейной жизни. Для реализации этих прав и недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации государства-участники обязуются с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой.

4. Государства-участники обеспечивают, чтобы ребенок не разлучался со своими родителями против их воли, за исключением случаев, когда поднадзорные суду компетентные органы в соответствии с применимыми законами и процедурами определяют, что такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка. Ни при каких обстоятельствах ребенок не может быть разлучен с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей.

5. Государства-участники обязуются в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, прилагать все усилия к тому, чтобы организовать альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности — за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе.

Статья 24

Образование

1. Государства-участники признают право инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни […].

3. Государства-участники наделяют инвалидов возможностью осваивать жизненные и социализационные навыки, чтобы облегчить их полное и равное участие в процессе образования и в качестве членов местного сообщества […].

4. Чтобы содействовать обеспечению реализации этого права, государства-участники принимают надлежащие меры для привлечения на работу учителей, в том числе учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования. Такое обучение охватывает просвещение в вопросах инвалидности и использование подходящих усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

5. Государства-участники обеспечивают, чтобы инвалиды могли иметь доступ к общему высшему образованию, профессиональному обучению, образованию для взрослых и обучению в течение всей жизни без дискриминации и наравне с другими. С этой целью государства-участники обеспечивают, чтобы для инвалидов обеспечивалось разумное приспособление.

Статья 25

Здоровье

Государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. […]

Статья 26

Абилитация и реабилитация

1. Государства-участники принимают, в том числе при поддержке со стороны других инвалидов, эффективные и надлежащие меры к тому, чтобы наделить инвалидов возможностью для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного включения и вовлечения во все аспекты жизни. С этой целью государства-участники организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания […].

Статья 27

Труд и занятость

1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер […].

Статья 28

Достаточный жизненный уровень и социальная защита

1. Государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

2. Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права […].

КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ ИНВАЛИДОВ - международный документ, принятый Генеральной Ассамблеей ООН

13 декабря 2006 г. и вступивший в силу 3 мая 2008 г. Одновременно с Конвенцией принят и вступил в силу Факультативный протокол к ней. По состоянию на апрель 2015 г. в Конвенции участвовали 154 государства и Евросоюз, 86 государств участвуют в Факультативном протоколе.

Со вступлением в силу Конвенции был учрежден Комитет по правам инвалидов (изначально в составе 12 экспертов, а в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) - орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами- участниками Протокола.

Цель Конвенции заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Согласно Конвенции, к инвалидам относятся лица с устойчивыми физическими, психическими, интеллектуальными или сенсорными нарушениями, которые при взаимодействии с различными барьерами могут мешать их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими.

Определения для целей Конвенции:

  • - “общение” включает использование языков, текстов, азбуки Брайля, тактильного общения, крупного шрифта, доступных мультимедийных средств, равно как печатных материалов, аудиосредств, обычного языка, чтецов, а также усиливающих и альтернативных методов, способов и форматов общения, включая доступную информационно-коммуникационную технологию;
  • - “язык” включает речевые и жестовые языки и другие формы неречевых языков;
  • - “дискриминация по признаку инвалидности” означает любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области. Она включает все формы дискриминации, в том числе отказ в разумном приспособлении;
  • - “разумное приспособление” означает внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод;
  • - “универсальный дизайн” означает дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. “Универсальный дизайн” не исключает ассистивные устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

Общие принципы Конвенции:

  • - уважение присущего человеку достоинства, его личной самостоятельности, включая свободу делать свой собственный выбор, и независимости;
  • - недискриминация;
  • - полное и эффективное вовлечение и включение в общество;
  • - уважение особенностей инвалидов и их принятие в качестве компонента людского многообразия и части человечества;
  • - равенство возможностей;
  • - доступность;
  • - равенство мужчин и женщин;
  • - уважение развивающихся способностей детей-инвалидов и уважение права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность.

Общие обязательства участников Конвенции:

Государства-участники обязуются обеспечивать и поощрять полную реализацию всех прав человека и основных свобод всеми инвалидами без какой бы то ни было дискриминации по признаку инвалидности. С этой целью государства-участники обязуются:

  • - принимать все надлежащие законодательные, административные и иные меры для осуществления прав, признаваемых в Конвенции;
  • - принимать все надлежащие меры, в том числе законодательные, для изменения или отмены существующих законов, постановлений, обычаев и устоев, которые являются по отношению к инвалидам дискриминационными;
  • - учитывать во всех стратегиях и программах необходимость защиты и поощрения прав человека всех инвалидов;
  • - воздерживаться от любых действий или методов, которые не согласуются с Конвенцией, и обеспечивать, чтобы государственные органы и учреждения действовали в соответствии с Конвенцией;
  • - принимать все надлежащие меры для устранения дискриминации по признаку инвалидности со стороны любого лица, организации или частного предприятия;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку товаров, услуг, оборудования и объектов универсального дизайна, чья подгонка под конкретные нужды инвалида требовала бы как можно меньшей адаптации и минимальных затрат, способствовать их наличию и использованию, а также продвигать идею универсального дизайна при выработке стандартов и руководящих ориентиров;
  • - проводить или поощрять исследовательскую и конструкторскую разработку, а также способствовать наличию и использованию новых технологий, включая информационно-коммуникационные технологии, средств, облегчающих мобильность, устройств и асси- стивных технологий, подходящих для инвалидов, с уделением первоочередного внимания недорогим технологиям;
  • - предоставлять инвалидам доступную информацию о средствах, облегчающих мобильность, устройствах и ассистивных технологиях, в том числе новых технологиях, а также других формах помощи, вспомогательных услугах и объектах;
  • - поощрять преподавание специалистам и персоналу, работающим с инвалидами, признаваемых в Конвенции прав, чтобы совершенствовать предоставление гарантированных этими правами помощи и услуг.

Что касается экономических, социальных и культурных прав, то каждое государство-участник обязуется принимать, максимально задействуя имеющиеся у него ресурсы, а в случае необходимости - прибегая к международному сотрудничеству, меры к постепенному достижению полной реализации этих прав без ущерба для тех сформулированных в Конвенции обязательств, которые являются непосредственно применимыми в соответствии с международным правом.

При разработке и применении законодательства и стратегий, направленных на осуществление Конвенции, и в рамках других процессов принятия решений по вопросам, касающимся инвалидов, государства-участники тесно консультируются с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекают их через представляющие их организации.

Положения Конвенции распространяются на все части федеративных государств без каких бы то ни было ограничений или изъятий.

И.Д. Шелковин

Лит.: Конвенция ООН о правах инвалидов (принята резолюцией Генераль- ной Ассамблеи ООН от 13.12.2006 № 61/106); Ларикова И.В., Дименштейп Р.П., Волкова О.О. Взрослые с ментальными нарушениями в России. По следам Конвенции о правах инвалидов. М.: Теревинф, 2015.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.

Данная Конвенция после ратификации ее Российской Федерацией 25 сентября 2012 г. в соответствии со статьей 15 Конституции РФ стала частью российского законодательства. Ее применение на территории нашей страны осуществляется путем принятия государственными органами нормативно-правовых актов, конкретизирующих способы реализации конкретных положений Конвенции.

В статье 1 Конвенции установлено, что ее цель заключается в поощрении, защите и обеспечении полного и равного осуществления всеми инвалидами всех прав человека и основных свобод, а также в поощрении уважения присущего им достоинства.

Для достижения этой цели в статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся:

Полное и эффективное вовлечение и включение в общество;

Равенство возможностей;

Недискриминация;

Доступность.

Указанные принципы логически вытекают один из другого. Для того, чтобы обеспечить полное вовлечение и включение инвалида в общество, необходимо предоставить ему равные с другими людьми возможности. Для этого инвалид не должен подвергаться дискриминации. Основным способом устранения дискриминации инвалидов является обеспечение доступности.

Согласно статье 9 Конвенции чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, должны приниматься надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

На здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

На информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В тех случаях, когда инвалидам не обеспечивается доступность услуг и архитектурных объектов, происходит их дискриминация.

В статье 2 Конвенции дискриминация по признаку инвалидности определяется как любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью или результатом которого является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.

Согласно статье 5 Конвенции государства запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве. Это, в частности, означает, что государство устанавливает обязательные для исполнения требования, направленные на обеспечение доступности для инвалидов деятельности организаций, предоставляющих услуги населению.

Доступность для инвалидов достигается с помощью разумного приспособления. В статье 2 Конвенции разумное приспособление определяется как внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.

Разумное приспособление заключается в том, что деятельность организации приспосабливается для инвалидов двумя способами. Во-первых, обеспечивается доступность зданий и сооружений данной организации путем оборудования их пандусами, широкими дверными проемами, надписями шрифтом Брайля, и т.п. Во-вторых, обеспечивается доступность для инвалидов услуг этих организаций путем изменения порядка их предоставления, оказания инвалидам дополнительной помощи при их получении, и т.п.

Указанные меры по приспособлению не могут быть беспредельными. Во-первых, они должны соответствовать потребностям инвалидов, вызванным ограничениями их жизнедеятельности. Например, инвалид вследствие заболевания сердечно-сосудистой системы при пользовании речным портом должен иметь возможность для отдыха в сидячем положении. Однако это не порождает право инвалида пользоваться залом повышенной комфортности для официальных делегаций, если есть сидячие места в общем зале. Во-вторых, меры по приспособлению должны соответствовать возможностям организаций. Например, не обосновано требование полностью реконструировать здание XVI в., которое является памятником архитектуры.

С помощью разумного приспособления формируется доступная среда для инвалидов. Важной составляющей доступной среды является универсальный дизайн. Статья 2 Конвенции определяет универсальный дизайн как дизайн предметов, обстановок, программ и услуг, призванный сделать их в максимально возможной степени пригодными к пользованию для всех людей без необходимости адаптации или специального дизайна. Универсальный дизайн не исключает ассистивные (т.е. вспомогательные) устройства для конкретных групп инвалидов, где это необходимо.

В целом, универсальный дизайн направлен на то, чтобы сделать обстановку, предметы максимально пригодными для использования всеми категориями граждан. Например, низко расположенным таксофоном могут пользоваться лица на инвалидных колясках, дети, люди низкого роста.

Российское законодательство конкретизирует реализацию положений Конвенции о правах инвалидов. Создание доступной среды для инвалидов регулируют Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст. 15), Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 79), Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (п. 4 ст. 19), Федеральный закон от 10 января 2003 года N 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ст. 60.1), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ст. 21.1), Воздушный кодекс РФ (ст. 106.1), Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ «О связи» (п. 2 ст. 46), и другие нормативные правовые акты.