Буры в Трансваале. Буры против Британцев. (40 фото)




Как трудовая миграция привела к потере независимости

Первая в мире война за демократию, в которой в качестве предлога для оккупации независимого государства и овладения его природными ресурсами использовалось «нарушение прав человека» и «ущемление демократических свобод» - это не война в Ираке 2003 года, как многие наверно подумали. Нет, это совсем другая война, произошедшая столетием раньше - Англо-бурская война 1899-1902 годов.

Более того, в качестве предлога к этой войне было использовано ущемление прав даже не граждан, а иностранцев, приехавших на заработки, и поселившихся в стране. То есть, нарушение прав трудовых мигрантов.

В конце статьи содержится список очень хороших книг об Англо-бурской войне, а пока напомним историю вопроса. Кто такие англичане, объяснять наверно не нужно, а вот о бурах следует немного рассказать.

Буры (африканеры) - это народ, образовавшийся при смешении эмигрировавших в Южную Африку в 17-м веке голландских крестьян («бур» в переводе со староголландского и есть «крестьянин»), и французских гугенотов (протестантов-кальвинистов), среди которых было много дворян и горожан. И хотя голландцев приехало в Южную Африку значительно больше, чем французов, но французский элемент был очень силён, и поэтому не удивляйтесь обилию французских фамилий среди прославленных бурских генералов, противостоявших англичанам - Жубер , Кронье , Деларей , Девет .

И голландцы, и гугеноты исповедовали одну и ту же религию (кальвинистское направление протестантизма), и это настолько сблизило два народа, что они даже создали свой собственный язык - «африкаанс», основанный на голландской грамматике, но с большим количеством французских слов. Общность языка, религии и территории, общий тип мышления и одинаковое самосознание - всё это и привело к созданию нового народа, то есть буров (после Англо-бурской войны этот народ в целях необъяснимой для нормального человека политкорректности стали называть африканерами, то есть «африканцами» на языке африкаанс, однако сами они предпочитают называть себя бурами).

Главной отличительной чертой буров был религиозный фанатизм, готовность не только пострадать за веру, но и бороться за неё с оружием в руках.

Вспомните, как их предки, голландские партизаны («гёзы») 13 лет (1566-1579 гг.) воевали с гигантской Испанской империей, «над которой никогда не заходило Солнце», и победили!

Вспомните и продолжавшиеся более 100 лет французские религиозные войны между католиками и гугенотами (1562-1685), в ходе которых предкам буров, гугенотам, пришлось вытерпеть и геноцид («Варфоломеевская ночь»), и голодомор (так весело описанная Александром Дюма осада Ла-Рошели с участием д"Артаньяна, когда половина горожан просто вымерла от голода), и «драгонады» (массовые убийства и изнасилования гугенотских женщин и детей королевскими драгунами - если любите художественную литературу, почитайте роман Анн и Сержа Голон «Анжелика в мятеже» на эту тему, нравы карателей там описаны исторически достоверно), и хотя гугеноты религиозную войну проиграли, но всё равно не покорились, и предпочли эмигрировать, но сохранить свою веру.

Как писал о бурах их противник Артур Конан Дойл (да-да, тот самый, придумавший Шерлока Холмса), это был «один из самых стойких, отважных и неукротимых народов, когда-либо обитавших на земле» .

Однако и на новой африканской Родине буров постигло несчастье. Если бы они эмигрировали в бедную страну, в которой нет ничего, многих проблем удалось бы избежать. Однако буры, сами того не зная, поселились на одной из богатейших территорий нашей планеты. Позднее в Южной Африке были открыты месторождения очень ценных полезных ископаемых. Южноафриканские недра наполняли золото и алмазы, а также 75 % мировых запасов платины, и множество других цветных и драгоценных металлов. Две самых больших природных кладовых в мире - это Сибирь и Южная Африка.

Если есть богатство, найдётся и тот, кто захочет его отобрать. Англичане занялись этим вопросом с чисто английской методичностью и упорством.

Захватив прибрежную часть Южной Африки (Капскую колонию) в 1806 году, англичане сразу же начали вытеснять оттуда буров, создавая им невыносимые условия для привычного образа жизни, а буры некоторое время были вынуждены терпеть притеснения, но затем терпение их лопнуло, и в 1835-1843 годах значительная часть буров откочевала во внутренние районы Южной Африки. Переселение буров, когда целый народ на лошадях и запряжённых быками повозках покидал землю, где люди жили в течение многих поколений, получило название «Великий Трек».

Позднее буры основали на новом месте две своих республики - Трансвааль (Южно-Африканская Республика) и Оранжевое Свободное Государство (Оранжевая республика). В 1877-1881 гг. англичане несколько раз пытались эти республики завоевать (Первая Англо-бурская война), но ничего у них не вышло - британская захватническая армия была разгромлена бурами.

Тогда гордые бритты пошли другим путём - они первыми в мире придумали, что можно воевать за демократию, а для этого нужно было создать соответствующий повод, чем они и занялись.

Британское правительство стало массово направлять англичан-переселенцев в бурские республики, где этих «трудовых мигрантов», после приезда работавших на шахтах и золотых приисках, стали называть «уитлендерами» (на языке африкаанс - «чужеземцы»).

Как только британские подданные появились на территории бурских республик, появился очень хороший повод бороться за их права. «Наших бьют!». Помогать надо, не так ли?

Кто-то может не понять, почему англичане бросали всё на Родине, и ехали на заработки в Южную Африку, причём не «белыми господами», командовавшими неграми на плантациях, а самыми обыкновенными шахтёрами, жившими в бараках. Вроде бы Великобритания – это цивилизованная, богатая страна. Действительно, страна была богатая, только население было нищее. Внимательно почитайте книгу Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии». Там рассказывается, как жили британские рабочие в XIX веке, во всех жутких подробностях. Книга, сразу предупреждаю, не для слабонервных. От такой жизни не то что в Африку поедешь, а революцию устроишь (а Маркс и Энгельс, кстати, были уверены, что Мировая революция начнётся на Западе, а не в Российской Империи).

Рынок труда подчиняется общим закономерностям рыночной экономики, в которой стоимость товара определяется соотношением спроса и предложения. Чем больше предложение товара, тем ниже его стоимость. Чем меньше предложение товара - тем выше его стоимость. Рабочая сила - точно такой же товар, и чем меньше на рынке труда рабочих - тем выше их зарплата, а чем больше рабочих - тем ниже их зарплата. Если рабочий не захочет «впахивать» за гроши, на его место можно отыскать целую толпу желающих. А сам строптивый рабочий, которому, видите ли, нормальную зарплату захотелось, может остаться вообще без всего, и умереть от голода.

Английским рабочим в XIX веке приходилось выбирать между жизнью в аду и голодной смертью. Фридрих Энгельс приводит пример, когда английский фабрикант заявил рабочим, не согласным с вычетами из зарплаты: «Не хотите жариться на моей сковородке, можете отправляться прямо в огонь» .

А для того, чтобы рабочие были сговорчивее, и не бунтовали против рабских условий труда, английская буржуазия нашла очень хороший инструмент воздействия под названием «Ирландская иммиграция» - в Англию стали завозить трудовых мигрантов из Ирландии, которые были готовы работать на таких условиях, на каких ни один англичанин просто не согласился бы.

Вот несколько цитат из произведения Фридриха Энгельса «Положение рабочего класса в Англии»:

«Ирландцу на родине нечего было терять, в Англии же он мог приобрести много, и с тех пор как в Ирландии стало известно, что по ту сторону пролива св. Георга сильные руки наверняка могут найти работу за хорошую плату, каждый год толпы ирландцев отправляются в Англию».

«Эти люди, выросшие почти вне всякой цивилизации, привыкшие с детства ко всевозможным лишениям, неотёсанные, склонные к пьянству, живущие сегодняшним днём, переселяются в Англию и вносят все свои грубые привычки в тот слой английского населения, у которого и без того мало склонности к образованию и к строгости нравов».

«В своих отрепьях, жизнерадостный дикарь всегда готов на любую работу, требующую только сильных рук и крепкой спины, за плату, которая обеспечит его картофелем. В качестве приправы ему нужна только соль; в качестве ночлега он довольствуется первым попавшимся хлевом или конурой, располагается в сарае и носит наряд из лохмотьев, снять и надеть который является труднейшей операцией, предпринимаемой только по праздникам или в особо торжественных случаях. Англичанин, который не может работать на таких условиях, не находит работы. Малокультурный ирландец не своими сильными сторонами, а их противоположностью, вытесняет местного уроженца, англичанина, завладевает его местом. Он живёт в грязи и беспечности, со своими хитростями и пьяным бесчинством, являясь очагом деморализации и беспорядка. Человек, который ещё старается плыть, кое-как удерживаясь на поверхности, находит здесь пример того, как можно существовать, не держась на поверхности, а опускаясь на дно... Всем известно, что уровень жизни низших слоёв английских рабочих всё более и более приближается к уровню жизни ирландских рабочих, конкурирующих с ними на всех рынках; что всякая работа, для которой достаточно только физической силы, для которой особой сноровки не требуется, выполняется не за английскую заработную плату, а за плату, приближающуюся к ирландской, т. е. за плату, несколько большую, чем требуется для того, чтобы «наполовину утолять свой голод картофелем худшего сорта лишь в течение тридцати недель в году», - несколько большую, но с прибытием каждого нового парохода из Ирландии приближающуюся к этому уровню».

«Эти ирландские рабочие, которые переправляются в Англию за 4 пенса (3⅓ зильбергроша), скученные как скот на палубе корабля, ютятся где угодно. Самые плохие жилища кажутся им достаточно хорошими; об одежде они мало заботятся, пока она хоть кое-как держится на теле; обуви они не знают; пищу их составляет картофель и только картофель; всё, что они зарабатывают сверх того, они тотчас же пропивают. Нужна ли таким людям высокая заработная плата? Худшие кварталы во всех больших городах населены ирландцами; везде, где только какой-нибудь район особенно выделяется своей грязью и разрушением, там можно заранее быть уверенным, что встретишь преимущественно кельтские лица, которые с первого взгляда можно отличить от англо-саксонских физиономий местных уроженцев, услышишь певучий, с придыханием ирландский говор, которого настоящий ирландец никогда не утрачивает. Мне случалось слышать ирландскую речь даже в самых густо населённых районах Манчестера. Большинство тех семейств, которые живут в подвалах, почти всюду оказываются ирландского происхождения. Одним словом, ирландцы открыли, как говорит д-р Кей, к чему сводится минимум жизненных потребностей, и теперь обучают этому английских рабочих. Грязь и пьянство они также привезли с собой. Эта неопрятность, ставшая у ирландцев второй натурой, в деревне, где население менее скученно, не приносит такого вреда; но здесь, в больших городах, при столь большой скученности населения, она внушает ужас и чревата многими опасностями».

«Вот с каким конкурентом приходится бороться английскому рабочему, - с конкурентом, стоящим на самой низкой ступени развития, какая только возможна в цивилизованной стране, и готовым поэтому работать за более низкую заработную плату, чем кто-либо другой. Поэтому, как и утверждает Карлейль, во всех отраслях труда, в которых английскому рабочему приходится выдерживать конкуренцию с ирландским, заработная плата совершенно неизбежно падает всё ниже и ниже».

«…проникновение ирландцев значительно способствовало здесь снижению заработной платы и ухудшению положения рабочего класса. И если даже те ирландцы, которые проникли в другие отрасли труда, были вынуждены воспринять известную степень культуры, они всё же достаточно сохраняют от своих старых привычек, чтобы и здесь оказывать деградирующее действие на своих английских товарищей, которые вообще находятся под влиянием окружающей их ирландской среды. В самом деле, если принять во внимание, что почти в каждом большом городе одна пятая или одна четвёртая всех рабочих состоит из ирландцев или из выросших в ирландской грязи детей ирландцев, то становится понятным, почему жизнь всего рабочего класса, его нравы, интеллектуальное и моральное развитие, весь его характер восприняли значительную часть этих ирландских черт, становится понятным, почему вызванное современной промышленностью и её ближайшими последствиями возмутительное положение английских рабочих могло ещё более ухудшиться».

Благодаря наплыву ирландских трудовых мигрантов, готовых работать за еду (причём за очень скудную и очень плохую еду), зарплата английских рабочих снизилась до такой степени, а безработных-англичан стало настолько много, что это стало угрожать социальным взрывом. Как писал Фридрих Энгельс в «Положении рабочего класса в Англии», «Классы обособляются всё резче, дух сопротивления охватывает рабочих всё больше, ожесточение крепнет, отдельные партизанские стычки разрастаются в более крупные сражения и демонстрации, и скоро достаточно будет небольшого толчка, для того чтобы привести лавину в движение. Тогда действительно раздастся по всей стране боевой призыв: «Война дворцам, мир хижинам!», но тогда для богатых будет уже слишком поздно принимать меры предосторожности» .

Однако Энгельс не учёл всей хитрости, изворотливости и степени цинизма английской буржуазии: она не стала дожидаться революции в собственной стране, однако и не стала при этом избавляться от мигрантов-ирландцев. Английская буржуазия решила избавиться от лишних англичан. Иными словами, избавиться от излишнего коренного населения.

В середине и во второй половине XIX века была организована массовая иммиграция англичан в Северную Америку, Австралию и Новую Зеландию, а в конце XIX века – в Южную Африку. Кроме того, из-за увеличения ирландской эмиграции в США миграция ирландцев в Великобританию несколько уменьшилась, хотя полностью это проблему не решило. Англичане по-прежнему не выдерживали конкуренции с иностранной мигрантской рабсилой (а ни один цивилизованный человек никогда и ни при каких обстоятельствах не выдержит конкуренции с людьми примитивной культуры, привыкшими к ужасающей нищете и к дикости), и готовы были поехать куда угодно, даже в Африку с её климатом «не для белого человека».

Только после того, как Великобритания отправила излишнюю рабочую силу в Южную Африку, в США, Канаду, Австралию, Новую Зеландию, а иммиграция из Ирландии сократилась (все, кто хотел уехать, оттуда уехали), благодаря чему конкуренция на рынке труда уменьшилась, и только после того, как Великобритания захватила богатейшие африканские колонии, благодаря ограблению которых спрос на товары отечественного производства со стороны богатых слоёв британского населения увеличился, что повысило и спрос на рабочую силу – только после этого за работу стали платить значительно больше, и британские рабочие стали жить более-менее нормально.

И то, надо сказать, социальная обстановка в Великобритании стабилизировалась ненадолго, и британские трудящиеся даже сейчас живут не слишком хорошо по сравнению с другими западными странами – до сих пор англичане массово мигрируют в США, Канаду, Австралию и Новую Зеландию, а на их место приезжают теперь уже не ирландцы, а жители «небелых» стран. Около 40% современных англичан готовы эмигрировать из своей страны из-за тяжёлого материального положения. Зимой 2002/2003 годов 22 тысячи английских пенсионеров умерли от холода - не хватило денег на оплату отопления. Но это уже другая, современная история.

Столь подробный рассказ о причинах британской эмиграции в бурские республики необходим потому, что без этого невозможно понять степень цинизма англосаксонской элиты, готовой на любое преступление ради получения дополнительной прибыли - как против собственного народа, так и против народов других государств, имеющих несчастье обладать богатыми природными ресурсами.

Как писал английский профсоюзный деятель Томас Даунинг, которого процитировал Карл Маркс в своём «Капитале», «Обеспечьте 10 %, и капитал согласен на всякое применение, при 20 % он становится оживлённым, при 50 % положительно готов сломать себе голову, при 100 % он попирает все человеческие законы, при 300 % нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому. Доказательство: контрабанда и торговля рабами» . А завоз нищих мигрантов – это всего лишь разновидность работорговли.

Английские рабочие-«уитлендеры», ради соблюдения прав которых правительство Великобритании формально устроило вторую Англо-бурскую войну, сами пострадали от безудержной алчности английской буржуазии, как и жители бурских республик.

Итак, британская элита, отправляя мигрантов-«уитлендеров» в Южную Африку, одновременно создавала «пятую колонну» в бурских республиках, и, «сбрасывая» лишнее коренное население, снижала социальную напряжённость у себя в стране.

А что же буры? Почему не устроили «границу на замке», почему впускали британских «засланцев» в свои республики? Потому что хотели получить как можно больше денег (чем дешевле рабсила - тем больше прибыль у бизнеса). «Трудовым мигрантам» из Великобритании буры не то что не мешали и приезжать не запрещали, а фактически сами их к себе завозили.

Процесс трудовой миграции всегда носит взаимный, двусторонний характер: люди не едут из своей страны «в никуда», с риском помереть от голода на чужбине (у себя в стране плохо, а за границей может быть намного хуже - тут голодаешь, а там вообще «копыта отбросишь»; чужая страна - она и есть чужая). Они едут исключительно потому, что достоверно знают: после приезда их трудоустроят.

То есть должны быть взаимные договорённости между крупными работодателями в стране прибытия, и теми деятелями, которые в странах происхождения мигрантов могут организованно собрать всех желающих, и отправить их к месту назначения. В данном случае – договорённости между владельцами шахт и золотых приисков в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве, и британскими деятелями, которые могли собрать соотечественников-гастарбайтеров, и организованно отправить их на заработки в Южную Африку.

Кроме того, в сделке должны участвовать и власти тех стран, куда мигранты прибывают – чтобы границу не закрывали, и прибывших не выселяли (в данном случае – власти бурских республик). И законодательная, и исполнительная власть в бурских республиках никаких препятствий мигрантам не чинила, и обеспечила их легальный въезд и пребывание в своих странах.

Интересно, что английский писатель Артур Конан Дойл в своей документальной книге об Англо-бурской войне неоднократно упоминает о коррупции в бурских республиках - он прямо пишет про бурских «чиновников, самых коррумпированных в современном мире» .

Не исключено, что именно это свойство бурских чиновников тоже способствовало облегчению завоза британских мигрантов и созданию «пятой колонны» в Трансваале и Оранжевом Свободном Государстве. Причём вовсе не обязательно, чтобы «брали» первые лица – какой-нибудь помощник вполне может подсунуть своему не слишком дальновидному шефу проект решения «с подвохом», получив за это «бакшиш» со стороны заинтересованных бизнесменов. А шеф, привыкший не глядя подписывать всё, что ему подсовывают, так и не поймёт, в чём был подвох и к каким последствиям для страны это может привести.

В южные регионы нашей страны зачастили делегации из ЮАР. То в Ставропольский край нагрянут, то на Кубань,то в Крым. Казалось бы, африканцы,но негров среди них нет, одни белые. Это южноафриканские буры,потомки голландских переселенцев, подыскивают, куда бы им перебраться на постоянное место жительства после принятого Кейптауном закона об изъятии земель у белых фермеров. На родине владельцев 70% сельскохозяйственных угодий страны ждёт верная гибель от чёрной руки земляков, вот и ищут, куда бежать.

Три тысячи белых фермеров уже погибли, пытаясь отстоять свои наделы, после того как этой весной парламент ЮАР принял поправки к конституции, одобряющие безвозмездное изъятие земельных участков у африканеров. Три тысячи из 3 млн белых африканцев. Если бы во времена апартеида белые за короткий промежуток времени истребили столько же чернокожих людей, международные организации взвыли бы на весь мир от негодования. А сегодня они помалкивают – белых потомков колонизаторов, стало быть, убивать не запрещено. И плевать, что принятый закон противоречит международному праву, в частности конвенции 1947 года о неприкосновенности частной собственности. Впрочем, в своё время белые колонизаторы эту конвенцию не подписали – и теперь, стало быть, им остаётся пенять на себя. Или – бежать. Чем дальше, тем лучше, вот хоть в Россию.

Крымские татары испугались «белого бвану»

В Крыму делегацию буров, гостившую месяц назад, кто-то в шутку назвал «белоэмигрантами» – название тут же прилипло. Прочие шутки про гостей из Южной Африки, как правило, неполиткорректны и связаны с местными коренными народностями, кавказцами Ставрополья и крымскими татарами. Понятно, в каком контексте: шутят в основном про «белого бвану» и его «чёрного мгангу». «В Крыму началось замещение коренного населения! – бьёт в набат один из лидеров запрещённого в России меджлиса крымско-татарского народа* Эскендер Бариев. – Стоит вопрос, чтобы расселить на полуострове буров!» Расселить-то их, наверное, можно, вот только буры нипочём не желают расселяться частями, а хотят выбрать для дальнейшего проживания одну страну. Провозгласив этой весной лозунг «Время уезжать!», первоначально они обсуждали два варианта своего массового исхода – в США и Австралию. Но американцы нынче принялись отгораживаться от Мексики стеной с колючей проволокой и портить отношения с Канадой, так что принять 3 млн буров – для Вашингтона манёвр категорически несвоевременный. В свою очередь, австралийские власти готовы встретить буров с распростёртыми объятиями, но предлагают им осваивать северные территории – земли аборигенов. А климат там, признаться, суровый. И бурам к тому же нисколько не улыбается повторение их же африканской одиссеи.

Так что 3 млн голландских колонистов вскоре могут появиться в России – в Крыму, а также в Ставропольском и Краснодарском краях. Возможно, понравится им и в Ростовской области. Республики Северного Кавказа их, откровенно говоря, не привлекли – переселенцы опасаются, что не найдут общего языка с местным населением. Идеально было бы не разбредаться, а всем перебраться в Крым, считает лидер переселенцев, профессор Ян Адриан Шлебуш. Но полуостров, население которого за четыре года и так увеличилось с 2 млн человек чуть ли не вдвое (за счёт «понаехавших» украинцев и молдаван), может тогда пойти на дно. Впрочем, профессор Шлебуш полагает, что проблема перенаселения южных российских земель во многом надуманна, и напоминает, что в XIX веке государь император всероссийский уже привлекал колонистов из Германии и с Балкан осваивать южные земли. Буры же издавна известны как умелые фермеры, напомнил профессор Шлебуш, а климат Южной Африки во многом похож на крымский.

У кого деньги, у того и земля

Переезжать с места на место бурам не впервой – изначально они перебирались в Африку из Голландии, а затем, когда в XIX веке Кейптаун у них «отжали» англичане, продолжили свой путь на восток континента. Исторически так сложилось, что у местного чернокожего населения к труду на земле не лежала душа. Зато белые африканеры вкалывали на ней как проклятые. Эту особенность знал и понимал Нельсон Мандела – но не его последователи, обуреваемые жадностью. Чтобы вы понимали: по соседству, в Зимбабве, что-то похожее совсем недавно уже происходило. Белых фермеров – их было порядка 5 тыс. – изгнали с наделов в начале нулевых при Роберте Мугабе. Однако новые чернокожие хозяева за короткий промежуток времени довели эти угодья до полнейшего упадка. И сменщик Мугабе, президент Эммерсон Мнангагва, решил, пока не поздно, ситуацию переиграть. Своим указом он вернул угодья белым африканерам. И вот уже агентство Рейтер подписывает фоторепортаж, повествующий о восстановлении статус-кво: «Слёзы радости, когда белый фермер возвращается на захваченную у него землю». Рыдают от счастья, разумеется, оголодавшие чернокожие люди. Скорее всего в ЮАР эта трогательная история со временем повторится. Но пока там действует новый закон об изъятии у белых фермеров их земельных угодий (а это, по данным агентства Блумберг, порядка 73% всей пахотной земли в стране), и буры не успевают хоронить своих близких, убитых чернокожими земляками. Самое время всерьёз задуматься о смене местожительства.

Если верить данным Блумберга, остаться в ЮАР намерены лишь несколько тысяч африканеров. Таким образом, на ПМЖ за границу со дня на день готовы рвануть без малого 3 млн человек. Судя по тому, что других вариантов, кроме российского, у переселенцев не остаётся, поедут они в итоге именно к нам – не только со своим сельскохозяйственным опытом, но и с немалыми денежными накоплениями. Хорошо это или плохо? Не спешите с ответом. Сегодня в Крыму приватизировано не более 5% земельных угодий, и это в основном золотоносные пляжные зоны. Остальная земля находится в государственной собственности – формально, а на самом деле все жирные угодья с виноградниками, табачными плантациями и полями с лавандой и прочими эфиромасличными культурами уже поделены. Но у их фактических хозяев не хватает средств, чтобы де-юре закрепить статус-кво. Зато у переселенцев денег невпроворот. И они запросто могут подвинуть в сторону этих самых фактических хозяев – приближённых местных чиновников и силовиков не самого высокого уровня. Не у дел окажутся и крымские татары, мечтающие заполучить в собственность сельскохозяйственные наделы на южном берегу и в районах, не испытывающих недостатка в воде. С зажиточными бурами они просто не смогут тягаться мошной. Не послужит ли всё это эскалации напряжения на полуострове?

Из африканской житницы – в российскую

Этой осенью в Госсовете Крыма вопрос о переселении буров рассмотрят уже на законодательном уровне. Больше всего депутатов волнует вопрос, а хватит ли у приезжих денег, чтобы осесть на полуострове, не требуя от государства компенсаций и прочих мелких подачек? Разъясняют эту тревогу так: мол, нам известно, что «белые» наделы в ЮАР выставлены на торги, причём дело приняло массовый оборот, и земли продаётся много. А вот покупателей нет. Те же Шлебуши безуспешно продают свои 22 гектара земли примерно за 25 млн российских руб­лей и уже готовы сбросить цену чуть ли не вдвое, ведь в Крыму гектар сейчас идёт примерно по полмиллиона. Другой насущный вопрос: как буры отнесутся к тому, что им в первую очередь предложат обезвоженные северные земли? Но в Крыму, похоже, настроены на порядок гостеприимнее, чем на Кубани, – тамошние законодатели пока и слышать не хотят об африканских переселенцах. Что же касается Ставрополья, то там рассудили практически, мол, соседи-адыгейцы у нас и так хозяйничают, не уплачивая в бюджет ни копейки, так уж пускай приезжие африканцы оформляют на себя те же пастбища и прочие наделы на 99 лет (это их основное условие) и пополняют краевой бюджет. Край многонациональный, «переварит» и трудолюбивых буров. В общем, вопрос о сельскохозяйственной колонии африканцев практически решён – непонятно пока только, сколько людей в этом году переедет на новое место из провинции Фрайстаат, главной житницы ЮАР.

Васви Абдураимов, крымско-татарский общественный деятель:

– Если вопрос с переездом буров в Крым всё-таки решится, неизбежно возникнет земельный вопрос. Одно дело, если они будут претендовать на земли севера полуострова, помогут в мелиорации, вложат свои накопления в развитие этих территорий, и другое, если они положат глаз на хорошо освоенные, но пока не приватизированные угодья в центральном Крыму и на юге. Тут может произойти столкновение интересов. Буры – народ воинственный, так что ничем хорошим это, подозреваю, не закончится.

* Общественное объединение «Меджлис крымскотатарского народа» (решение Верховного Суда Республики Крым от 26.04.2016 и апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2016) признано экстремистской организацией Тогда на торговых кораблях приплыли португальцы из экспедиции Бартоломеу Диаша и высадились на здешний не слишком гостеприимный берег. Земля была малонаселенной, но местные воинственные дикари не показались дружелюбными. Места эти не заинтересовали торговцев и они отправились дальше на поиски Индии.
Спустя почти 200 лет голландская экспедиция Яна ван Рибека основала первую колонию на мысе Доброй Надежды 6 апреля 1652 года под названием Cape Town. Голландцы, подобно португальцам, очень быстро удостоверились, что местные племена напрочь лишены коммерческой жилки и торгово-обменным операциям предпочитают более прагматичные отношения - содрать с неосторожного белого кожу или на худой конец - расчленить как-нибудь поэкзотичнее. Но благо дикарей было немного, что позволило со временем наладить кое - какие отношения с двумя местными племенами по принципу кнута и пряника.

На протяжении двух веков 17и 18-го сюда сплошным потоком хлынули переселенцы из Голландии- земли в отличие от своей родины здесь было много и хорошего качества. Сюда же в Южную Африку прибывало множество гугенотов из Франции, там как раз начались гонения и убийства еретиков.
А дикари земледелием рук не пачкали, кочевые скотоводы превращали в пустыню территории, где проходили. (Кстати пустыня Сахара человеческих рук дело, подобных скотоводов.) Мало того они сами были колонистами, прибыли сюда уничтожая и ассимилируя коренные народы...
В итоге идущие с севера негры столкнулись с идущими с юга европейцами. После ряда столкновений установилась граница.

Поскольку кафры были воинственными племенами, то на роль рабов не годились, а недостаток рабочий рук восполнялся завозом пленников из Индонезии, Мадагаскара, Азии. Со временем они частично смешались с европейцами и появились два новых народа: южноафриканская раса цветных Cape Malays или Cape Coloured, а наиболее консервативные колонисты - фермеры составили костяк - народа буров, куда кроме голландцев и французов, влились потомки немецких переселенцев.
Буры в государстве - колонии Голландии спокойно осваивали просторы Южной Африки почти полтора века, пока на горизонте не появились конкуренты в виде британской Ост-Индской компании. В 1795 году под предлогом противостояния угрозе Наполеона Бонапарта, английские регулярные войска высадились на южноафриканском побережье и захватили слабо защищенные поселения буров. В марте 1802 года после подписания Амьенского соглашения, когда Нидерланды после поражения Бонапарта стали свободными, Британия на короткое время вернула захваченное. Но через три года передумала и отобрала эти земли вновь под предлогом возврата долгов британской короне обанкротившейся голландской компании, что основала эту колонию...
В 1815 году Венский конгресс юридически закрепил эти земли за Британией. Кто - то хочет поспорить с Владычицей морей? Нет желающих?
Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки. Однако это дало право, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: «В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях — по праву завоевания и по праву покупки».
Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство. Правда, «добрые» англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.

К этому времени на территории Южной Африки сложилась любопытная смесь национально-рассовых отношений.

Негритянское население люто ненавидело всех белых без разбора и пребывало с ними в состоянии вялотекущих военных действий. Англичане, гордые своей страной и своей нацией, обладали непомерными имперскими амбициями и чувством превосходства над всеми не англичанами, плюс не забывали и о коммерческих интересах Ост-индской компании. Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: «Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир»...

Буры фанатично отстаивали морально-религиозные принципы кальвинизма, а именно глубокий индивидуализм, пасторальные образ жизни, аскетизм, самодостаточность, замкнутость.

А на первом и главном месте было представление о своей новой родине как о божьем заповеднике, в котором им, бурам, Господь доверил заботу о братьях младших по вере и разуму...
Первая половина XIX века была отмечена в истории Южной Африки двумя грандиозными потрясениями.

Первое связано с появлением в зулусской нации имперских амбиций. Так как король Шака Зулу объединил разрозненные племена под своим началом, а затем приступил к методичному вырезанию неродственных соседей и захвату их территорий.

Второе: это Великий Исход - отказ буров от городской жизни в прибрежных поселениях, общественно-экономическая жизнь которых всецело подчинялась коммерческим интересам британской Империи, и поход вглубь страны в поисках свободы и независимости.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший юг Африки: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам… им совершенно всё равно, что творится в мире».
Краеугольным камнем для понимания всей дальнейшей истории Южной Африки стала трагедия Пита Ретифа, одного из предводителей буров-первопроходцев, чей отряд столкнулся на бескрайних равнинах Наталя с зулуссами и их вождем Дингане. Он пригласил Ретифа с товарищами в свою резиденцию в Мгунгундлову, якобы для подписания мирного договора, а затем отдал своим воинам команду:«Убейте этих колдунов!».
Сначала были убиты Ретиф и 70 - его соратников. А затем зулуссы внезапно напали на остальных буров бывших в лагере. Пит Ретиф, его сын, переселенцы и их слуги, общим числом 530 человек, были растерзаны, а останки Ретифа-старшего брошены на холме на съедение диким зверям.
Буры долго готовили возмездие, почти полгода, зато каким сокрушительным оно было! 16 декабря 1838 года на берегу реки Нкоме 470 буров-первопроходцев под предводительством Андриэса Преториуса сокрушили армию зулусов в которой было по разным оценкам от 10 до 20 тысяч воинов. Результат сражения не имеет аналогов в мировой истории: трое раненых буров и три тысячи убитых зулусов! Вы спросите, а что тут такого? Толпа дикарей против обученных стрелков? А я вам отвечу, что бывало и наоборот. К примеру в сражении
у холма Излдвана 1397 английских солдат были уничтожены зулусами потерявшими чуть больше 3000 убитыми, выжили лишь немногие англичане попавшие в плен, даже пушки им не помогли...

Четырьмя днями позже кости Пита Ретифа были собраны и захоронены по христианскому обычаю. Любопытно, что 16 декабря, свято поминаемое в годы апартеида как День Завета, празднуется и после 1994 года - правда, под другим названием: как День Примирения. Только странно кого с кем?
Как бы там ни было после битвы на Кровавой Реке буры окончательно и бесповоротно избавились от последних иллюзий по поводу возможности мирного сосуществования с племенами, населяющими Южную Африку, и обособились в двух уникальных государственных образованиях в глубине страны - Южно-Африканской Республике и Свободной Оранжевой Республике.
Кто знает как сложилась бы история, но в 1870 году в Кимберли обнаружилось громадное месторождение алмазов, мимо которых британцы не могли пройти мимо ни при каких обстоятельствах.

Этот булыжничек 222 грамма весом и в 1111 карат, он в три раза меньше, чем найденный тут же Кулинан 3106 карат или Серхио 3167 карат

Причем обратите внимание. Бурам было не интересно это месторождение, они были земледельцами и ими оставались, но огромные потоки проходимцев, бандитов, авантюристов со всего света, а в первую очередь из Англии хлынули сюда. Одним из новоприбывших был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании «Де Бирс», а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией. В итоге количество копателей, стало равным коренным жителям - бурам... И разумеется под покровительством Британии эти головорезы и искатели сокровищ захотели иметь гражданство и все права какие имелись у буров, а больше всего их бесило обложение налогами... Иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданские права. С этой целью даже была создана правозащитная НПО «Комитет Реформ», финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Забавное дополнение - требуя для себя гражданство в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.
Компания «Де Бирс» смогла стать лидером и монополистом на рынке торговли алмазами лишь после того, как получила поддержку торгового дома Ротшильдов.
А новый губернатор Капской колонии Альфред шлёт в метрополию доклады, сильно преувеличивающие бедственное положение ойтландеров в Трансваале и посылает секретный доклад разведки, в котором буры выставляются в дурном свете. А тут еще обнаружили золото.

Проклятое золото! В феврале 1886 года австралиец Джон Харрисон, добывавший камень для строительства здания на «Ферме Ланглахте» в южноафриканских горах Витватерсранд, случайно обнаружил породу, которую он опознал как золотоносную...

Золото, добываемое в Трансваале, шло прямиком в лондонские банки, среди владельцев которых традиционно было много евреев.
Кстати, английские политики совершенно справедливо замечали, что «казначейство не получает ни единого фартинга с трансваальских или каких-нибудь иных золотых приисков». Эти доходы получали частные владельцы банков. Здесь вскоре будет добыто 40% всего мирового запаса золота!
Закономерный итог: две англо-бурских войны 1880-1881 и 1899 - 1902 годов

Да, буры нанесли англичанам ряд незабываемых поражений, даже фактически выиграли первую войну, но в итоге проиграли... Да и как могли тягаться самоотверженные фермеры против обрушившейся на них всей своей мощью Британской Империи? Удивительно, что они смогли продержаться так долго...


Редьярд Киплинг (в первом ряду справа) среди военных корреспондентов в Южной Африке...

А Британии чтобы победить пришлось напрячься, и даже перестроить свою военную машину...


Today you are in flame!
A Boer is sitting by the tree
He"s sad, he"s old and lame.

What"s wrong with you, my good old man?
And why are you so sad?
I"m sorry for my people slain
And for my fathers land.

I had ten sons before this strife
And three of them have died,
But seven others still alive
Continue bitter fight.

My oldest son - grey-haired old man
In action was he killed,
With no cross and no pray
They buried him in the field.

My youngest boy - thirteen years old
He said: “I’ll join you! Please!”
But I was firm: “I know you’re bold
But war is not for kids!”

He frowned and said:”I’ll go with you
Or else I’ll go alone!
I’m young and small, and that is true
But still my hand is strong!

Please, dad! You’ll never be ashamed
Of me - your “little boy”!
For our freedom and our land
I’ll fight and die with joy!”

I heard his word, I kissed his head
And took my boy with me,
And for the battlefield we left
For our right to be.

Through powder smoke he went ahead
He bravely fought and died
Black traitor shot him in the head
Like coward from behind.

Transvaal, Transvaal, my dear land!
Old Boer said once again
May us protect our God’s strong hand,
And other honest men . 

Здесь появились впервые отряды снайперов и диверсионные группы, отрабатывалась тактика партизанской войны. И это далеко не все достижения буров. Кроме того возмущенные кровожадной политикой Британиии прибывали военные добровольцы со всего мира сражаться на стороне буров. Иностранцы создали 13 своих отрядов. Разумеется тут отличились голландцы, французы, русские и представители других народов. Ф ранцузский полковник Вильбоа-Морель, получивший звание бригадного генерала, возглавил «европейский легион», состоявший из тринадцати иностранных добровольческих отрядов. В этих отрядах воевало 650 голландцев, около 400 французов, 550 немцев, 300 американцев, 200 итальянцев, 200 ирландцев и 200 русских.

Здесь впервые показали свое влияние на боевые действия скорострельные пушки и магазинные винтовки, бездымных порох и использование траншей, пулеметы максим и других систем, произошла полная смена боевого построения и исчезновение ярких мундиров.

Здесь в этих войнах родились новые способы ведения войны. К примеру англичане могут похвастаться бронепоездами, новой формой цвета хаки, а также концентрационными лагерями и тактикой выжженной земли...

Особенно последние пара великих достижений. Первое состояло в выжигании урожаев и фермерских домов, поголовном забое скота, отравлении рек и колодцев и первых пока еще робких экспериментов в сфере применения биологического оружия.

Пленный...

Почетная пальма первенства в создании первых в истории человечества концентрационных лагерей также принадлежит Британии... За три года второй англо-бурской войны в лагерях смерти уничтожили, благодаря голоду и болезням 26 тысяч 370 человек, из которых 24 тысячи составляли дети. А всего до 200 тысяч женщин и детей оказалось в этих лагерях. Им давали отравленную муку, сыпали в пищу толченое стекло...

Кроме того была опробована новинка! Формирование общественного мнения при помощи СМИ.
Это была не только первая «попытка принести Свободу и Демократию» в страны, богатые полезными ископаемыми. К началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома в цивилизованных странах...
Благодаря всему вышеперечисленному, обыватель по всему миру мог узнавать об изменениях военной обстановки буквально в течение нескольких часов. И не просто читать о событиях, но и видеть их на фотографиях и экранах синематографов.


Уинстон Черчилль в плену у буров (крайний справа).

Английские газеты, причём принадлежащие разным партиям и направлениям, писали примерно одинаковые статьи, рисующие буров дикарями, злодеями, жестокими рабовладельцами и религиозными фанатиками и для большей наглядности, иллюстрировались красиво нарисованными картинками.
Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, «джингоизм», означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.

БУРЫ (АФРИКАНЕРЫ)

Слово «бур» происходит от голландского «кре­стьянин». Так называли себя первые пересе­ленцы из Голландии в Южную Африку. В первой четверти XX в. распространяется другое, ставшее официальным, название буров - африка­неры.

В 80-х - начале 90-х гг. нашего века африка­неры составляли большую часть белого населения

Южно-Африканской Республики (60%) и Намибии (70%). Их поселения существуют также в Зимбаб­ве, Малави, Кении, Танзании, Заире, Бурунди и за пределами Африки - в Аргентине и некоторых других странах. Согласно оценке, общая числен­ность африканеров - около 3 млн. человек, из них свыше 2,8 млн. проживают в ЮАР и около 50 тыс. - в Намибии.

Колонизация бурами Южной Афри­ки началась с создания в 1652 г. Ни­дерландской Ост-Индской компанией укреплённого поселения близ мыса Доброй Надеж­ды. Поселение положило начало Капской колонии и выросло впоследствии в город Капстад - совре­менный Кейптаун. После отмены в 1685 г. Нантского эдикта 1598 г. о веротерпимости в Капской колонии появились гугеноты-французы, опасавши­еся новых религиозных преследований, за ними по­следовали протестанты из Германии и других стран. К концу XVII в. число переселенцев превы­сило 15 тыс. человек.

Новая колония быстро расширялась и крепла за счёт захвата земель у коренного населения - пле­мён готтентотов и бушменов, а также заключения с ними «обменных» договоров, когда металличес­кая утварь, алкогольные напитки, табак менялись на живой скот. На захваченных землях буры созда­вали обширные земледельческие и скотоводческие хозяйства, основанные на рабском труде. Рабы вво­зились из Анголы, Западной Африки, Индии, с Ма­дагаскара, Цейлона. По мере расширения своих владений и роста нехватки рабочей силы буры ста­ли захватывать в рабство и местных жителей.

В течение жизни одного поколения «старожи­лы» - голландцы - слились с новыми поселенца­ми - французами, немцами и др. Их сплочению способствовала общность религии. Буры принадле­жали к голландской Реформаторской церкви, кото­рая возникла как одно из направлений реформации в Швейцарии и стала господствующей в Голландии в XVII в. Основываясь на учении Кальвина о пре­допределении, буры считали себя избранным наро­дом, призванным управлять и властвовать. Мест­ные жители-нехристиане в их представлении по­просту не были людьми.

Общим у буров стал и язык - африкаанс, воз­никший в результате смешивания разных диалек­тов голландского языка с немецким, английским и французским. Африкаанс испытал на себе и влия­ние местных африканских языков, португальского, малайского, а также наречий, на которых говорили посещавшие Южную Африку моряки, торговцы и ввозимые рабы. Первоначально африкаанс был только разговорным языком и функционировал од­новременно с голландским, который оставался письменным языком буров. В конце XIX в. появ­ляются литературные произведения на африкаанс, а с 1925 г. он наряду с английским становится офи­циальным языком страны. В середине 80-х гг. на­шего века на африкаанс говорили свыше 5 млн. че­ловек.

Продвигаясь на восток, буры в 70-е гг. XVIII в. вторглись на земли племён коса, которых они назы­вали кафрами (от арабского «кафир» - неверный, неверующий). Начались затянувшиеся на целое столетие так называемые кафрские войны, которые вели против коса сначала только буры, а затем и англичане, захватившие в начале XIX в. Капскую колонию. В результате границы последней заметно расширились.

С переходом Капской колонии в руки Англии связано такое овеянное романтикой событие бур­ской истории, как «Великий трек». Слово «трек» происходит от голландского «переселение». Так на­зывали начавшееся в 30-40-е гг. XIX в. переме­щение больших групп буров из Капской колонии на север и восток страны, за реки Оранжевая и Вааль, а также в Натал. Буры, как они сами говорили, уходили в поисках новых земель, где «...им не до­кучали бы ни английские миссионеры, ни англи­зированные готтентоты, где кафры ручные, где можно найти хорошие пастбища... охотиться на слонов, буйволов и жираф и где человек может жить свободно». Одной из непосредственных при­чин трека стала отмена англичанами рабства в Кап­ской колонии, что создало угрозу подрыва экономи­ческой основы бурских хозяйств.

«Великий трек» напоминал освоение белыми пе­реселенцами американского «дикого Запада». Треккеры передвигались группами, без карт, по солнцу и другим приметам. Запряжённые волами большие крытые повозки, в которых находились старшие члены семей, женщины, дети и нехитрый скарб, сопровождали вооружённые всадники.

На новых землях буры столкнулись с упорным сопротивлением коренного населения - зулу, ндебеле, суто и других племён. Одно из решающих сра­жений между бурами и зулусами произошло у реки Инкоме, которая вошла в историю Южной Африки под названием Кровавой.

Для утверждения буров на завоёванных терри­ториях потребовались десятилетия. Их противни­ками были не только африканцы, отстаивавшие свою независимость, но и англичане - главные ко­лониальные соперники буров в Южной Африке. Созданная в 1839 г. бурская республика Натал была в 1843 г. захвачена Англией. Более долгой была жизнь двух других бурских республик, возникших в середине XIX в., - Оранжевой, созданной в 1854 г. под официальным названием «Оранжевое свободное государство», и Трансвааля, основанного в 1856 г. под именем Южно-Африканской Респуб­лики. По отношению к местному населению в этих бурских республиках практиковались полурабские методы эксплуатации.

В то же время повседневный жизненный уклад большинства буров оставался вплоть до конца XIX в. глубоко патриархальным. Интересна иро­ничная характеристика, данная бурам Марком Тве­ном после его поездки в Южную Африку в 1896 г.: «Буры очень набожны, глубоко невежественны, ту­пы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостепри­имны, честны во взаимоотношениях с белыми, жес­токи по отношению к своим чернокожим слугам, искусны в стрельбе и верховой езде, увлекаются охотой, не терпят политической зависимости, хо­рошие отцы и мужья... ещё до недавнего времени здесь не было школ, детей не учили; слово «но­вости» оставляет буров равнодушными - им со­вершенно всё равно, что творится в мире...». Афри­канцы и колонисты-англичане, сталкиваясь с ними на поле битвы, были не столь ироничны...

Из среды буров вышли многие выдающиеся по­литические и государственные деятели, учёные, пи­сатели. Имена некоторых из них можно найти на современной географической карте Южной Афри­ки: например, столица ЮАР Претория названа в честь её основателя, первого президента Трансвааля Мартинуса Преториуса; город Крюгерсдорп и на­циональный парк Крюгер - в честь другого пре­зидента Трансвааля, Стефануса Крюгера.

В середине 80-х гг. XIX в. в Трансваале, в районе Витватерсранд, было открыто крупнейшее в мире месторождение золота. Впоследствии здесь были об­наружены и урановые руды. Это фактически ре­шило судьбу республики. В Трансвааль устреми­лись могущественные британские монополии и ста­ратели-иммигранты из Европы. Начался торгово-промышленный бум. Англия и её Капская колония начали экономическую блокаду Трансвааля, стре­мясь не дать ему выход к морю, помешать его тер­риториальному расширению.

С середины 90-х гг. Англия берёт курс на под­готовку прямой агрессии против бурских респуб­лик. Срывается попытка организации переворота в Трансваале и устранения президента Крюгера. Один за другим следуют британские ультиматумы и угрозы Трансваалю и Оранжевой. Наконец в 1899 г. разразилась Англо-бурская война.

Буры предвидели войну и готовились к ней. У немцев, соперников англичан в Африке, были за­куплены новейшие магазинные винтовки «Мау­зер», пулемёты и орудия. Под ружьё были постав­лены все мужчины в возрасте от 16 до 60 лет. Из числа наиболее искусных, опытных и храбрых бой­цов выбраны командиры.

Первое время благодаря более совершенной так­тике, лучшему оружию и отличному знанию мест­ности буры имели военное преимущество. Однако постепенно из Англии в Южную Африку были пере­брошены значительные силы - до 250 тыс. человек против 45-60 тыс. солдат-буров. Англичане пере­шли в наступление, заняли столицы Оранжевой и Трансвааля - города Блумфонтейн и Претория. Бу­ры продолжали упорную партизанскую борьбу, од­нако в конечном счёте Англия в 1902 г. победила и захватила бурские республики.

Англо-бурская война 1899-1902 гг. была пер­вой жестокой репетицией Первой мировой войны. В Южной Африке впервые в широких масштабах были применены новое автоматическое оружие, ко­лючая проволока, созданы концентрационные ла­геря, в которых англичане содержали пленных бу­ров, включая женщин и детей.

Англо-бурская война была несправедливой с обе­их сторон: и Англия, и буры стремились утвердить­ся в качестве господствующей колониальной силы в южноафриканском регионе. Но симпатии мил­лионов людей во многих странах мира были на сто­роне маленького бесстрашного народа, бросившего вызов одной из самых могущественных держав того времени. Вместе с бурами сражались сотни добро­вольцев из Германии, Голландии, Франции, Амери­ки, России. О бурах складывали песни. В одной из

них, ставшей известной и в нашей стра­не, были такие слова: «Трансвааль, Трансвааль, страна моя, ты вся горишь в огне...»

В 1910 г. возник новый британский доминион - Южно-Африканский Союз (ЮАС), в состав которо­го вошли английские самоуправляющиеся колонии Капская и Натал и захваченные Англией бурские республики. Создание ЮАС было своего рода комп­ромиссом между местными английскими финан­систами и промышленниками, с одной стороны, и богатыми фермерами-бурами - с другой. В его ос­нове лежало стремление урегулировать англо-бур­ские противоречия путём усиления эксплуатации африканского и цветного населения, составляюще­го большинство в стране. Первым премьер-минист­ром ЮАС стал бывший главнокомандующий бур­скими войсками во время войны 1899-1902 гг. Лу­ис Бота.

После образования ЮАС усилилось расслоение в бурском обществе, начавшееся ещё в годы эко­номического подъёма в Трансваале и Оранжевой. Значительно возросло число бедных и разоривших­ся фермеров, которые уходили на шахты и в города в поисках работы. Определились и политические расхождения среди буров. Часть из них, возглавля­емая Ботой, выступала за тесный союз между «верхними» слоями бурского и английского насе­ления страны. Им противостояли сторонники вос­становления власти буров в Южной Африке, вос­создания независимых бурских республик. Они ор­ганизовывали антибританские заговоры, создавали политические и военизированные организации. В 1914 г. возникла Националистическая партия, опи­равшаяся на буров - «белых бедняков» и мелких предпринимателей, а в 1918 г. - общество «Афри­канер Брудербонд» («Союз братьев-африканеров»), ставшее в 1921 г. тайным. В 1922 г. правительство ЮАС потопило в крови восстание белых горняков, в основном буров, в Витватерсранде, выдвинувших требования введения «цветного барьера» на шахтах - дискриминационной системы найма и оплаты труда африканцев.

В 1924 г. на выборах в ЮАС победила Национа­листическая партия, поддерживаемая Брудербондом. Пришедшее к власти правительство Джеймса Герцога, одного из создателей Националистической партии, бывшего бурского генерала, осуществляло неприкрытую расистскую политику. После слия­ния Националистической партии и Южноафрикан­ской партии, лидером которой был Ян Смэтс (также бывший бурский генерал и премьер-министр ЮАС в 1919-1924 гг., сторонник «диалога» с Англией), крайне реакционная африканерская группа во гла­ве с известным политическим деятелем Маланом воссоздаёт в 1934 г. «очищенную» Националисти­ческую партию. С середины 30-х гг. в ЮАС рас­пространяется фашистское движение. В Юго-За­падной Африке появляются военно-фашистские ор­ганизации, такие, как «Серые рубашки» и др. В 1939 г. Герцог заявил, что «взгляды южноафрикан­ских буров на расовый вопрос совпадают со взглядами национал-социалистической Гер­мании». В том же году его, решитель­ного противника войны с Гитлером, сменил на посту премьер-министра Смэтс, и ЮАС вступил во Вторую мировую войну на стороне ан­тигитлеровской коалиции. Однако и в военные годы многие африканеры не скрывали своих прогерман­ских симпатий.

После Второй мировой войны Националистиче­ская партия выдвинула идею апартхейда. В стране развернулось национально-освободительное движе­ние, против расистской политики Националистиче­ской партии выступали не только чёрные и цветные южноафриканцы, но и часть белого населения, включая большие группы африканеров. После про­возглашения в 1961 г. Южно-Африканской Респуб­лики внешняя и внутренняя оппозиция апартхейду усилилась, углубилось размежевание в африканерской общине. В 1988 г. произошёл раскол Националистической партии. Питер Бота был смещён с поста её лидера. В 1989 г. он ушёл в отставку с поста президента страны, его преемником стал по­литический лидер африканеров Трансвааля Фреде­рик де Клерк, провозгласивший курс на полную ликвидацию системы апартхейда.

Официальная отмена в ЮАР большинства ра­систских законов в начале 90-х гг. была поддержа­на значительной частью белых южноафриканцев, включая многих африканеров. Настоящее и буду­щее африканеров определяется прежде всего их за­метной ролью в экономической и общественно-по­литической жизни страны. В среде африканеров, несмотря на сохраняющиеся политические разно­гласия, крепнет понимание того, что расовая обо­собленность является тормозом на пути экономи­ческого и общественно-политического прогресса всего населения Южной Африки.

Оригинал взят у oper_1974 в Буры против Британцев. (40 фото)

Эта война была первой войной 20 века и интересна с самых разных точек зрения. Например, на ней обеими конфликтующими сторонами были массово использованы бездымный порох, скорострельные пушки, шрапнель, пулемёты и магазинные винтовки, что навсегда изменило тактику пехоты, заставив её спрятаться в траншеи и окопы, атаковать в разреженных цепях вместо привычного строя и, сняв яркие мундиры, обрядиться в хаки...
Эта война также "обогатила" человечество такими понятиями, как снайпер, коммандос, диверсионная война, тактика выжженной земли и концлагерь.


Это была не только первая "попытка принести Свободу и Демократию" в страны, богатые полезными ископаемыми. Но также, наверное, и первой войной, где боевые действия, помимо поля боя, были перенесены и в информационное пространство. Ведь к началу 20 века человечество уже вовсю пользовалось телеграфом, фотографией и кинематографом, а газета стала привычным атрибутом каждого дома.
Противостояние англичан и буров началось ещё почти за сто лет до описываемых событий, когда Великобритания положила глаз на принадлежащую Голландии Капскую колонию. Сначала аннексировав эти земли, они потом ещё их же и купили, правда, так хитро, что в реальности не уплатили ни копейки.
Однако это дало право одному из тяжеловесов информационной войны, Артуру Конан Дойлу, написать следующие строки в своей книге об англо-бурской войне: "В нашем обширном собрании стран, пожалуй, нет другой страны, права Британии на которую были бы так же неоспоримы, как на эту. Мы владеем ею на двух основаниях - по праву завоевания и по праву покупки".



Вскоре англичане создали бурам невыносимые условия существования, запретив обучение и делопроизводство на голландском языке и объявив английский язык государственным. Плюс к этому Англия в 1833 году официально запретила рабство, которое составляло основу экономики буров.
Правда, "добрые" англичане назначили выкуп за каждого невольника. Но, во-первых, сам выкуп был вдвое меньше принятой цены, а во-вторых, получить его можно было только в Лондоне, и то не деньгами, а государственными облигациями, в которых слабо образованные буры просто не разбирались.
В общем, буры поняли, что жизни им тут не будет, собрали вещички и рванули на север, основав там две новые колонии: Трансвааль и Оранжевую республику.



Тут стоит сказать пару слов о самих бурах. Англо-бурская война сделала их в глазах всего мира героями и жертвами. Но буры жили за счёт труда рабов на своих фермах. А землю под эти фермы они добывали, очищая её от местного чернокожего населения с помощью винтовок.
Вот как описывает буров Марк Твен, посетивший примерно в это время юг Африки: "Буры очень набожны, глубоко невежественны, тупы, упрямы, нетерпимы, нечистоплотны, гостеприимны, честны во взаимоотношениях с белыми, жестоки по отношению к своим чёрным слугам... им совершенно всё равно, что творится в мире".
Такая патриархальная жизнь могла бы продолжаться ещё очень долго, но тут в 1867 году на границе Оранжевой республики и Капской колонии нашли крупнейшее в мире месторождение алмазов.
В страну хлынул поток проходимцев и авантюристов, одним из которых был Сесил Джон Родс, будущий основатель компании "Де Бирс", а также двух новых английских колоний, скромно названных в честь него Южной и Северной Родезией.


Англия вновь попыталась аннексировать бурские территории, что привело к 1 англо-бурской войне, которую англичане, по сути, проиграли. Но беды буров на этом не закончились, в 1886 году в Трансваале нашли золото.
В страну опять хлынул поток проходимцев, преимущественно англичан, мечтавших мгновенно обогатиться. Буры, по-прежнему продолжавшие сидеть на своих фермах, в принципе, не возражали, однако обложили приезжих ойтландеров (иностранцев) высоким налогом.
Вскоре количество "понаехавших" почти сравнялось с количество местных. Причём иностранцы всё громче стали требовать для себя гражданских прав. С этой целью даже была создана правозащитная НПО "Комитет Реформ", финансируемая Сесилом Родсом и другими горнорудными королями. Требуя для себя гражданских прав в Трансваале, ойтландеры, однако, не желали отказываться и от британского подданства.



Однако вряд ли стоит обвинять в развязывании войны одних только евреев-банкиров. Истерия вокруг буров легла на благодатную почву. Англичане искренне верили, что они рождены править миром и любое препятствие в реализации этого плана воспринимали как оскорбление. Существовал даже специальный термин, "джингоизм", означающий крайнюю стадию имперского шовинизма британцев.
Вот что говорил небезызвестный нам Чемберлен: "Во-первых, я верую в Британскую Империю, во-вторых, я верю в британскую расу. Я верю, что британцы - величайшая из имперских рас, какие когда-нибудь знавал мир".



Когда в Стратфорде-на-Эйвоне, родном городе Шекспира, пьяная толпа патриотов перебила стёкла в домах квакеров, выступавших против войны, писательница христианских романов и пояснений к Священному Писанию Мария Коррели обратилась к погромщикам с речью, в которой поздравила их с тем, как хорошо они отстояли честь Родины, и сказала: "Если бы Шекспир восстал из гроба, он бы присоединился к вам".
Противостояние между бурами и англичанами в британских газетах было представлено как противостояние между англо-саксонской и голландской расами и замешивалось вокруг чести и достоинства нации.
Объявлялось, что если Англия ещё раз уступит бурам, это приведёт к развалу всей Британской империи, ибо люди в Австралии и Канаде перестанут её уважать. Была вытащена старая байка про претензии России на Индию и "найдены" следы русского влияния на буров.



Особый интерес вызывает информационная война. Хотя сами буры в ней особо не отличились, но к тому времени Британия сумела обзавестись немалым количеством недоброжелателей по всему миру. В первую очередь это были Россия, Франция, Германия и, конечно, Голландия.
Их совместной заслугой было то, что будущую войну объявили "войной между белыми", что, по сути, было не так уж мало, ибо на войну против "дикарей" не распространялись правила, принятые на прошедшей за полгода до этих событий Гаагской конференции, созванной, кстати, по инициативе России.

В российской прессе, на протяжении всей войны о бурах писали с неизменным восторгом и даже старательно подчёркивали их сходство с русскими, примером чему служила высокая религиозность буров, их склонность к сельскому хозяйству, а также привычка носить окладистые бороды. Умение ездить верхом и метко стрелять позволяло сравнивать буров с казаками.
Поручик Едрихин, откомандированный на время войны в Южную Африку в качестве корреспондента газеты «Новое Время» (и, видимо, бывший сотрудником российской разведки), писавший под псевдонимом Вандам, уже во время англо-бурской войны предостерегал соотечественников: "Плохо иметь англосакса врагом, но не дай Бог иметь его другом... Главным противником англосаксов на пути к мировому господству является русский народ".
Такая мощная информационная поддержка привела к тому, что в армию буров хлынул поток добровольцев со всего света. Большинство составляли голландцы (около 650 человек), французы (400), немцы (550), американцы (300), итальянцы (200), шведы (150), ирландцы (200) и русские (около 225).



После применения "тактики выжженной земли" и концлагерей моральный авторитет Британии упал ниже плинтуса. Говорят, что англо-бурская война покончила с чопорной викторианской эпохой.
Наконец, 31 мая 1902 года буры, опасаясь за жизни своих жён и детей, были вынуждены капитулировать. Республика Трансвааль и Оранжевая республика были аннексированы Британией.
Однако благодаря своему мужеству, упорному сопротивлению и симпатиям мировой общественности буры смогли выторговать амнистию всем участникам войны, получить право на самоуправление и использование голландского языка в школах и судах. Англичанам даже пришлось выплатить компенсации за разрушенные фермы и дома.
Также буры получили право и впредь эксплуатировать и уничтожать чернокожее население Африки, что стало фундаментом будущей политики апартеида.