Заикание. Можно ли вылечиться от заикания? Новые причины заикания




), среднюю (заикание происходит в привычной обстановке) и тяжелую (сопровождает всю речь). При этом разделяют три типа течения нарушения: постоянное, волнообразное и рецидивное.

Чтобы преодолеть заикание, не говорите слишком громко или же, наоборот, сильно тихо. Лучше заранее продумать, что хотите сказать, а затем спокойно и медленно все изложить, выговаривая слог за слогом, слово за словцом и предложение за предложением.

Вдох направляйте на гласные звуки, а не на согласные. Если слово начинается с гласного звука, говорите его пониженным тоном. Да и старайтесь растягивать все гласные звуки: то есть все слова предложения должны образовывать многосложное слово.

Преодолеть заикание можно с помощью дыхательной гимнастики. Наиболее действенное упражнение – «Насос». Встаньте ровно и опустите руки – это исходное положение.

Затем наклонитесь вперед, опустите голову и руки. Сделайте быстрый и шумный вдох (как будто вы хотите понюхать пол). Потом приподнимитесь (но не полностью разгибайтесь), делая при этом пассивный вдох и выдох.

Следом за этим наклонитесь и снова сделайте шумный вдох. Нужно сделать поочередно восемь раз, после чего отдохните и опять подход по восемь вдохов. Максимальная нагрузка – двенадцать подходов, но для первого раза хватит нескольких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку.

Обратите внимание

Если с первого раза ничего не получается, не сдавайтесь: упорный труд принесет свои плоды.

Полезный совет

К лечебно-педагогическому воздействию на заикающегося человека относятся логопедические занятия, физиотерапия, психотерапия, а также медикаментозное лечение.

Источники:

  • За советом к логопеду

Избавиться от заикания за короткое время невозможно. Научиться не заикаться можно лишь упорным трудом, обратившись к логопеду или занимаясь самостоятельно. Если вы всерьез решили избавиться от этого недуга, необходимо строго следовать некоторым приемам.

Инструкция

Прежде чем начать говорить, снимите напряжение со всего тела. Следите за тем, чтобы ваши руки, шея и спина были расслаблены. Опустите плечи до естественного уровня, если у вас есть привычка приподнимать их. Не заостряйте свое внимание на , не себе, что это очень большая проблема. Ваше заикание на самом деле не является большой проблемой для окружающих вас людей.

Чтобы уверенность в своем голосе, разговаривайте с самим собой, стоя перед зеркалом. Уделяйте минимум 30 минут каждый день на это занятие. Говорить можно о чем угодно, важно привыкнуть к картине, когда вы одновременно говорите и видите свое отражение в зеркале, так вы постепенно будете снижать заикание в своей речи. В последующем, когда вам предстоит провести какой-либо важный разговор, вспомните это упражнение, свой голос и свое отражение. Это поможет вам расслабиться и обрести уверенность в себе.

Довольно часто причиной заикания является неумение правильно дышать во время разговора. Чтобы решить эту проблему, как можно чаще читайте книги вслух. Поначалу чтение может доставлять дискомфорт, но это очень действенный способ решения проблемы дыхания. Для исправления дыхания также можно выполнять специальные упражнения. Например, перед началом разговора делайте пару глубоких вдохов, если вы чувствуете себя не уютно, делайте вдохи через нос. Учитесь говорить в умеренном темпе, быстрая речь сбивает дыхание, что приводит к заиканию.

Если вы заикаетесь на произношении конкретных слов, попробуйте написать их бумаги и медленно произносите их вслух, читайте при этом по слогам. Труднопроизносимые слова можно заменить синонимами, которые даются вам легко и не портят вашу речь. Если вы чувствуете, что теряете контроль над речью и можете начать заикаться, не бойтесь сделать паузу в разговоре, расслабьтесь и продолжайте говорить.

Еще одной распространенной причиной заикания является страх. Старайтесь сохранять оптимистичный настрой перед разговором, это поможет избавиться от нервозности и разговаривать уверенно. Не думайте о том, что ваша речь может перебиваться заиканиями, пессимистичные ожидания лишь усугубят проблему.

Разговаривая с человеком лицом к лицу, старайтесь не смотреть ему в глаза все время. Постоянный зрительный контакт может заставить вас нервничать, что приведет к заиканию. Отводите свой взгляд в сторону или просто смотрите вдаль, это поможет вам чувствовать себя комфортно во время разговора.

Заикание является одной из форм дефекта речи, которая характеризуется нарушением ритма и частыми повторениями звуков. Быстрое избавление от него невозможно. Для этого требуется длительная самостоятельная работа и помощь специалистов.

Инструкция

Попробуйте поговорить с самим собой, стоя у зеркала. Говорите в форме монолога, например, представьте, что рассказываете собеседнику о своих делах, планах, о прошедшем дне и т.д. Во многих случаях такая практика позволяет справиться с заиканием. Заниматься этим необходимо ежедневно. Ваша задача – привыкнуть к собственному голосу и обрести уверенность в себе.

Если вы читаете книги, газеты или журналы, делайте это только вслух. Чтение в отличие от беседы с кем-либо не подразумевает обдумывание слов перед тем, как их произнести. Это в свою очередь избавляет . Кроме того, практикуя чтение вслух, вы будете совершенствовать свою речь, постепенно избавляясь от имеющихся в ней дефектов.

Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Заикание происходит вследствие неправильного строения органов периферического речевого аппарата или от недостаточной их деятельности (слабость мышц языка, его неспособность делать некоторые движения, изменения в деятельности дыхательных органов и пр.). Начало заикания относится к периоду формирования у детей речи и потому его можно назвать эволюционным.

Причины

Речь в процессе эволюционного развития является поздним (а следовательно, и более молодым) приобретением человека и поэтому наиболее ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте. Поэтому заикание возникает впервые обычно в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей, в этом возрасте речь находится в стадии формирования и становления, образующиеся речевые, нервные связи у них еще слабы, неустойчивы, хрупки и легко поэтому могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3-летнем возрасте, и

чаще всего оно возникает в 4-5-летнем возрасте, когда у ребенка образуются условные речевые связи более сложного, чем в предшествовавшем периоде, порядка.

Ребенок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, в его фразах появляются придаточные предложения, развивается и формируется логическое мышление. В этом возрасте у детей появляется много вопросов; к их речи предъявляются более высокие требования.

Рассматривая причины, вызывающие заикание, и наблюдая его развитие, можно выделись здесь первичные и вторичные явления.

К первичным относятся явления, возникающие под воздействием болезнетворного фактора. Они выражаются главным образом в судорожных нарушениях речи и в вегетативной реакции заболевшего.

К вторичным явлениям относятся последующие наслоения вокруг первичного ядра речедвигательных и вегетативных нарушений. Эти явления выражаются в прибавочных судорогах (сопутствующих движениях) и главным образом в тягостных переживаниях, вызываемое расстройством речи и обусловливающих некоторые особенности поведения больного.

Первичные явления заикания могут возникнуть у ребенка внезапно при эмоциональном потрясении, обычно под влиянием испуга, что стоит в связи с известными фактами внешнего выражения эмоций - мимикой, жестикуляцией и прочими выразительными движениями, а также с нарушениями в деятельности речевых мышц, органов дыхания, кровообращения. Так, ребенок, переживая огорчения, плачет, для внешнего выражения этого состояния характерны не только мимические движения (сокращение круговой мышцы глаз, опускание углов рта, приподнимание внутреннего конца бровей и пр.), но и изменения деятельности органов дыхания - всхлипывания, т. е. судорожные вдыхания, прерывистая «всхлипывающая» речь и т. д.

У ребенка страх, вызванный испугом может проявиться особенно тяжело. Состояние страха у испуганного ребенка наиболее резко сказывается на нервно-мышечной деятельности его речевого аппарата; одновременно возникает сильная вегетативная реакция. Испуганный ребенок говорит со спазматическими остановками и перерывами в речи, с судорожными повторениями звуков и слов. Он бледен, судорожно дышит, то задерживая дыхание на вдохе, то производя спазматические вдыхания и выдыхания; речь теряет свою плавность и ритмичность, она разорвана на отдельные звуки и слова. Таким образом, у испуганного ребенка сразу возникают первые явления заикания. Эти явления в дальнейшем могут зафиксироваться. Случается, что испуг вызывает длительное - на несколько часов, на сутки и более - молчание ребенка. Родители в таких случаях сообщают, что ребенок после перенесенного испуга не говорил несколько часов или дней, а потом начал говорить, но уже с заиканием.

Дети обычно переживают (случается - и не однажды) тот или другой испуг, однако заболевают заиканием далеко не все. Для того чтобы появилось заикание, должны существовать еще предрасполагающие причины. Этими причинами являются состояния какого-либо неблагополучия в отношении здоровья ребенка - соматического, нервно-психического. Такие состояния способствуют возникновению заикания.

О таком предрасположении к заиканию свидетельствуют иногда отмечаемые у ребенка остаточные явления перенесенного им заболевания - внутриутробного, в первые месяцы и годы жизни, родовой травмы (органические микросимптомы со стороны центральной нервной системы). Дети, страдающие так называемой «нервностью» - возбудимые, раздражительные, эмоционально неустойчивые, робкие, боязливые, с нарушениями сна, ночным энурезом , ночными страхами и т. д., чаще страдают заиканием. Все то, что ослабляет ребенка, предрасполагает к заиканию.

Заикание, остро возникшее, может вызвать и ночной испуг. Ребенок, говоривший накануне правильно, утром просыпается с плачем и совершенно неожиданно для тревожно взволнованных и изумленных родителей - с судорожной речью. Заикание может возникнуть после того, как ребенок упал и причинил себе ушиб .

В происхождении заикания также имеют значение всякие другие травмирующие влияния, которые хотя и менее выражены, но продолжительны и длительно вызывают у него эмоционально тягостные переживания боязни, огорчений и пр. Такими травмирующими влияниями могут быть «строгое» обращение с ребенком, угрозы наказанием, запугивание, постоянные замечания и выражения недовольства по поводу его шалостей, горе или конфликтные отношения в семье, ссоры с товарищами и т. д. Заикание в этих случаях развивается постепенно. В противоположность остро возникшему заиканию, когда судорожные нарушения речи бывают резко выражены, при постепенном развитии заикания они остаются вначале обычно незамеченными для окружающих, а если они их и замечают, то затруднения в речи ребенка объясняют тем, что он еще не научился подбирать в речи нужные слова.

Заикание в этих случаях может возникнуть и сразу, с острых явлений, так как длительные травмирующие переживания, накапливаясь, могут сразу, в случае так называемой «последней капли» обрушиться на ребенка со всей своей болезнетворной силой.

Заикание иногда появляется после коклюша, кори, скарлатины, дифтерии и пр. Особенно важное значение в происхождении заикания, как предрасполагающий фактор, имеет коклюш, протекающий с приступами судорожного кашля. В случаях, когда заикание, по словам родственников, возникло у ребенка после перенесенной им какой-либо инфекционной болезни, нередко выясняется, что заикание было и до заболевания, но ему не придавали значения и даже не считали заиканием, но после инфекционной болезни оно резко усилилось, его уже теперь заметили, с этого времени начали счет.

Заикание имеет психогенное происхождение, оно возникает под действием психотравмы - резкой, острой или менее резкой, но длительной. В тех случаях, когда даже и при раннем обращении за помощью не удается выяснить обстоятельств, с которыми может быть связано возникновение заикания, можно, полагать, что имевшая место психотравма была так слаба, что для родственников осталась незамеченной, но была достаточной для того, чтобы вызвать заикание у ребенка, предрасположенного к тому.

Симптомы

Заикание всегда начинается с прерывания течения речи. Но не всякое прерывание плавности речи является патологическим. У большинства людей в состоянии сильного возбуждения могут возникнуть запинки в речи. Когда же побуждение проходит, как правило, обычное течение речи самостоятельно восстанавливается.

Заикание чаще всего проявляет продолжительным повторением некоторых звуков или слогов (клонические судороги) или продолжительной задержкой на произношение отдельных звуков (тонические судороги).

Затруднения в области речевой моторики иногда сопровождаются первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так, например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различие некоординированные движения туловища и конечностей, провождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п. Речь заикающегося в ситуации волнения или в период ожидания предстоящего разговора протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица и то подобных вегетативных реакций. Иногда из-за страха перед речевой неудачей он старается построить свою речь преимущественно из «легких» для произношения слов и во время речи вдруг меняет строй предложения. Это приводит нередко не только к нарушениям в построении фразы, но и к изменению смысла.

В дальнейшем у заикающегося могут появиться такие психические особенности, как страх речи, социальная изоляция и др.

Шкала этих взаимозависимостей очень разнообразна: насмешки, непонимание, несправедливость оказывают отрицательное действие на характер заикающегося, способствуя углублению невроза.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм и даже предшествующее ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых нарушений, так и общих невротических расстройств.

У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности. К ним относятся трудность засыпания, поверхностный, неглубокий сон, пугливость, склонность к появлению слез, снижение аппетита , встречающееся даже в грудном возрасте. У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, повышенная впечатлительности, трудности привыкания к новой обстановке.

В других случаях невротические проявления могут выражаться повышенной раздражительностью, капризностью, упрямством, демонстративным поведением, легкой возбудимостью, чрезмерной подвижностью. В отдельных наблюдениях встречается невротический энурез. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями: возбудимостью, раздражительностью, демонстративностью поведения.

Диагностика

Лечение заикания осуществляется комплексно, проводимое совместно врачом и логопедом. Поэтому и обследование заикающихся проводится врачом и логопедом. Обследование должно быть всесторонним, так как заикание – это невроз, захватывающий не только функцию речи, но и весь организм особенно вегетативную нервную систему, и личность больного.

Исследование организма, больного и состояния его нервно-психической сферы проводится врачом, который и устанавливает диагноз. Логопед исследует состояние речи и особенности имеющегося ее нарушения, причем имеется в виду, что это нарушение не является изолированным, а представляет внешне первенствующий симптомом в общей картине невроза. Врачом изучаются жалобы больного заиканием. Жалобы различны, как различны личности больных и окружение, в условиях которого возник и развивается невроз. Изучение жалоб вместе с другими данными обследования позволяет по возможности указать в диагнозе имеющиеся особенности невроза обследуемого.


При обследовании важно установить, не было ли в наследственности обследуемого каких-либо нарушений речи, нервно-психических и других заболеваний, алкоголизма родителей и т. д., которые могли быть причиной наследственной слабости нервной системы, предрасполагающей к заиканию. У матери заикающегося ребенка выясняется, какое состояние здоровья было у нее во время беременности, не перенесла ли она в этот период инфекционных и других болезней, не было ли травм - физических и психических, как протекали роды, как шло физическое и психическое развитие ребенка, какие и когда он перенес болезни, не наблюдались ли частые и повторные заболевания (грипп, ангины, катары верхних дыхательных путей и пр.), ослабляющие нервную систему ребенка и способствующие тем самым возникновению заикания, нет ли каких-либо хронических заболеваний и недостатков в соматическом состоянии, также ослабляющих защитные и компенсаторные свойства организма.

При исследовании отмечается состояние общей моторики: моторное беспокойство, суетливость, угловатость, напряженность и заторможенность общих движений и т.д., у детей - хватание предметов со стола, разбрасывание игрушек и картинок, бегание по кабинету, открывание и закрывание с хлопанием дверей и т. д. или наоборот, общая вялость и малоподвижность.

Речь, больного исследуется примерно по следующей схеме:

  • спонтанная речь - беседа с обследуемым. Предлагается рассказать что-нибудь самостоятельно. Ребенку показывают картинки, лото с названиями, включающими разные звуки, игрушки, предлагают назвать их, рассказать содержание картинки и т.д. Школьника расспрашивают о преподавателях, о товарищах, предлагают рассказать содержание последнего урока по литературе или географий, рассказать, как привел каникулы и т. д. Взрослого спрашивают о последних газетных новостях, предлагают рассказать содержание последней кинокартины, которую, он видел, какой-либо эпизод из своих воспоминаний и т. д.;
  • отраженная речь. Врач или логопед произносит несложную фразу, которую обследуемый должен повторить. Фраза произносится сначала в обычном, потом в замедленном темпе;
  • шепотная речь (спонтанная и отраженная). Врач или логопед говорит шепотом, больной тоже шепотом говорит от себя и повторяет сказанное врачом или логопедом;
  • ритмическая речь. Чтение стихотворения наизусть (самостоятельное и содружественное, вместе с логопедом);
  • чтение (несложный текст, самостоятельное и содружественное);
  • пение;
  • темп речи (нормальный, торопливый, быстрый, замедленный, неровный и др.);
  • артикуляция (четкая, ясная, поверхностная, нечеткая, вялая, сжатая, «сквозь зубы», дефекты звукопроизношения и др.);
  • голос (тихий, громкий, фальцетный, «ломающийся», хриплый/слабый, с носовым оттенком и др.);
  • дыхание во время речи (плавное, прерывистое, толчкообразное, речевой выдох - нормальный, укороченный, наблюдается ли" произнесение слов и судорожность при инспирации, утечка воздуха через нос и др.);
  • сопутствующие движения: судорожные (раздувание крыльев носа, судороги лицевых мышц, шеи, рук и др.), вспомогательные, произвольно выполняемые и как бы облегчающие речь (движения головой, конечностями, туловищем и др.).

Профилактика

Целью лечения больных заиканием является:

  • устранение неправильного - судорожного произношения слов и выработка навыков правильной речи;
  • устранение вторичных тягостных психогенных наслоений и выработка уверенного речевого поведения.

Лечение заикания должно предусматривать воздействие не только на функции речи, но и на личность и общее состояние здоровья больного, главным образом на его нервно-психическое состояние.

Основными средствами патогенетически обоснованной терапии заикания о неврозах служат: а) речевой отдых; б) мероприятия по восстановлению нарушенного ритма деятельности корковых речевых механизмов; в)мероприятия по устранению накопившихся патологических условных связей и воспитанию новых условных рефлексов, нормализующих речь; г) регулирующее влияние окружающей среды; д) лекарственное и другие виды лечения для укрепления общесоматического и нервно-психического состояния больного заиканием.

Как дети, так и взрослые при лечении объединяются в группы проходят курсовое лечение.

Лечение заикания проводится врачом (психиатром, психоневрологом) совместно с логопедом. Врач и логопед взаимно помогают друг другу. Заикание является прежде всего функциональным нервным заболеванием. Условнорефлекторная деятельность коры/ мозга, посредством, которой осуществляется оздоровление личности и речи больного заиканием, зависит не только от раздражителей, но и от состояния коры, т. е. в конечном счете от состояния здоровья, человека.

Врач применяет нужное лечение (психотерапия, медикаментозное, физиотерапия и пр.), указывает логопеду имеющиеся с eгo точки зрения особенности нервной системы и речевых нарушении у больного и рекомендуемые приемы психотерапевтического подхода к нему,

получая в свою очередь наблюдения логопеда, помогающие ему, врачу, в деле лучшего изучения больного и, следовательно, его лечения.

Для устранения психогенных наслоений у заикающегося требуется оздоровление его личности, которое изменяет целью выработать y него способность говорить без

страха речи и неуверенности за свою речь (возникающих при преопределенных ситуациях).

Задача сложная, но осуществимая (представляющая по существу перевоспитание личности). С этой целью для необходимого оздоровления личности больного применяют психотерапию.

Работа по оздоровлению личности заикающегося проводится в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие невроз. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью. В остром периоде возникшего у ребенка заикания преимущественное значение имеет речевой отдых вместе с установлением соответственно нужного режима, обеспечивающего эмоциональный и общий покой заболевшего ребенка. Для подростков, юношей и взрослых назначают с целью речевого отдыха период возможного молчания.

Путем лечебного воздействия словом (убеждения, внушения), путем paботы над речью (приобретение способности, говорить без заикания), путем упражнений в речевом общении, в группе лечащихся и в окружающей социальной среде (воспитание уверенного речевого поведения) лечащегося постепенна устраняется страх речи и вместе с этим ее судорожность. У лечащихся вырабатываются новые, нормализующие речь нервные связи между словом без заикания и теми раздражителями, к которым это слово относится, с угасанием ранее образовавшихся патологических; условных рефлексов. В общении с окружающей средой у лечащихся, активно пользующихся приобретенными в группе опытом и приемами, возникают и укрепляются также положительные условные рефлексы на всесторонние - раздражители среды, включая и речь окружающих.

Из лекарственных веществ, применяемых при лечении заикания, особенно важное значение имеют бромиды и кальций. При назначении бромидов надо иметь в виду, что бром усиливает корковые процессы торможения, не снижая процессов возбуждения. Под влиянием бромидов могут быть восстановлены патологически ослабленные при неврозах процессы торможения и тем самым восстановлено нарушенное равновесие между корковыми процессами торможения и возбуждения.

Игорь: 23.12.2014
Добрый день! Мне 50 лет.Болит нога в колене в бедре и в паховой зоне.Тянет ногу выкручивает.Сделал МРТ заключение-задняя парасагиттальная грыжа до 4 мм. L5-S1 м\п диска.Вертебральный остеохондроз L5-S1. С 12 ноября 2014г. прохожу лечение в неврологическом стационаре.Лечение/-л-лизин эсцинат новокаин анальгин витамины В6 В12 папаверин платифилин сибазон прозерин цитофлавин плазмол трентал толперил нейробион Caглюконат ксефокам нуклео ЦМФацеллизин мильгамма нейромидин ревмоксикам. На сегодня улудшений практически нет.Боль в ноге присутствует динамика ноги снижена.Боли и выкручивание в ноге ночью.Пожалуста посоветуйте что делать дальше.Многие советуют лечение или операция в Ровно. Посоветуйте мне. Заранее спасибо.Игорь.Краматорск Донецкой обл.

Заикание – это расстройство речи с преимущественно нарушением ее коммуникативной деятельности.
Внешне заикание проявляется непроизвольными остановками в момент высказывания, а также в вынужденных повторениях звуков и слогов.

Что же такое заикание по нашим современным научным понятиям?

1. Заикание – это нарушение темпа ритмической организации речи, обусловленная судорожным сокращением мышц речевого аппарата.

2. Заикание заключается в неправильном, временном, более или менее трудно преодолеваемом запинании или приостановке в речи и сопровождается следующими явлениями:

— заики чувствуют при каждой попытке говорить сильное стеснение в груди;

— гортань как бы затянута, дыхание приостанавливается, так что они с трудом могут произнести то, что желают. В таких случаях заикающийся употребляет все силы для устранения этого препятствия. Чтобы воспроизвести слова, которые желает говорящий, органы речи приходят в сильное судорожное состояние, язык прижимается к твердому небу, губы крепко сжимаются, слова выталкиваются с большим трудом и резким ударением.

Причины заикания

1. Предрасполагающие (дают почву для возникновения заикания)

  • Невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные заболевания родителей).
  • Невропатические особенности самого заикающегося (повышенная раздражительность, страхи).
  • Конституциальная предрасположенность (состояние в.н.д., подверженность вегетативной функции).
  • Наследственная отягощенность (ослабленность речевого аппарата может передаваться по наследству).
  • Возраст (заикание – детская болезнь, половина заикающихся приобретают свою болезнь между двух и пяти годами жизни, около 9/10 заболевает раньше десятилетнего возраста).
  • Пол (у женщин почти в три раза слабее выражена наклонность к заболеванию, чем у мужчин).
  • Поражение головного мозга в разные периоды жизни (постинфекционные, черепно-мозговые травмы).
  • Неблагоприятные условия (физическая ослабленность детей, скрытая психическая ущемленность ребенка; недостаточность положительных эмоциональных контактов между близким человеком и ребенком; недостаточность развития артикуляционной моторики, чувство ритма и мимико-артикуляторных движений).
  • Географические и этнографические причины (наименьшую наклонность к заболеванию имеют племена, язык которых сохранил наиболее первобытных элементов).
  • 2. Производящие причины (случайные, являются толчком)

  • Заболевания, оказывающие с последствием на нервную систему, травмы, истощение или переутомление нервной системы.
  • звукопроизносительного аппарата (дислалия, дизартрия).
  • Б) социальные или психические

    • Кратковременная травма в виде испуга. Именно испуг занимает первое место в ряду случайных причин, служит толчком к развитию заикания (67,5%).
    • Длительная психическая травма (неблагоприятные отношения в семье).
    • Острая психическая травма (ребенок получил стресс от увиденного).
    • Неправильное формирование речи (быстрая, нервная речь родителей, скороговорение, речь на вдохе).
    • Раннее развитие речи (перегрузка речевого материала, несоответствующая возрасту).
    • Подражание речи заикающих.
    • Одновременное освоение двух языков в раннем возрасте.
    • ПРИЧИНЫ ЗАИКАНИЯ

      Еще Хр. Лагузен (1838) к причинам заикания относил аффекты, стыд, испуг, гнев, страх, сильные ушибы головы, тяжелые болезни, подражание неправильной речи отца и матери. И. А. Сикорский (1889) первым подчеркнул, что заикание свойственно детскому возрасту, когда развитие речи еще не окончено. Решающую роль он отводил наследственности, считая иные психологические и биологические причины (испуг, ушиб, инфекционные болезни, подражание) лишь толчками, нарушающими равновесие неустойчивых у детей речевых механизмов. Г. Д. Неткачев (1909) причину заикания искал в неправильных методах воспитания ребенка в семье и считал вредным как суровое, так и заласканное воспитание.

      Зарубежные исследователи в числе причин возникновения заикания выделяли неправильное воспитание детей (А. Шервен, 1908); астенизацию организма вследствие инфекционных заболеваний (А. Гутцман, 1910); косноязычие, подражание, инфекции, падения, испуг, леворукость при переучивании (Т. Гепфнер, 1912; Э. Фрешельс, 1931).

      Таким образом в этиологии заикания отмечается совокупность экзогенных и эндогенных факторов (В. А. Гиляровский, М. Е. Хватцев, Н. А. Власова, Н. И. Красногорский, Н. П. Тяпугин, М. Зееман и др.).

      В настоящее время можно выделить две группы причин: предрасполагающие («почву») и производящие («толчки»). При этом некоторые этиологические факторы могут как способствовать развитию заикания, так и непосредственно вызывать его.

      К предрасполагающим причинам относятся следующие:

      невропатическая отягощенность родителей (нервные, инфекционные и соматические заболевания, ослабляющие или дезорганизующие функции центральной нервной системы); невропатические особенности самого заикающегося (ночные страхи, энурез, повышенная раздражительность, эмоциональная напряженность); конституциональная предрасположенность (заболевание вегетативной нервной системы и повышенная ранимость высшей нервной деятельности, ее особая подверженность психическим травмам); наследственная отягощенность (заикание развивается на почве врожденной слабости речевого аппарата, которая может передаваться по наследству в качестве рецессивного признака). При этом необходимо обязательно учитывать роль экзогенных факторов, когда предрасположенность к заиканию сочетается с неблагоприятными воздействиями окружающей среды; поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов: внутриутробные и родовые травмы, асфиксия; постнатальные - инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях.

      Указанные причины вызывают различные патологические сдвиги в соматической и психической сферах, приводят к задержке речевого развития, к речевым расстройствам и способствуют развитию заикания.

      К неблагоприятным условиям относятся:

      физическая ослабленность детей; возрастные особенности деятельности мозга; большие полушария головного мозга в основном формируются к 5-му году жизни, к этому же возрасту оформляется: функциональная асимметрия в деятельности головного мозга. Речевая функция, онтогенетически наиболее дифференцированная и поздносозревающая, особенно хрупка и ранима. Причем более медленное ее созревание у мальчиков по сравнению с девочками обусловливает более выраженную неустойчивость их нервной системы; ускоренное развитие речи (3-4 года), когда ее коммуникативная, познавательная и регулирующая функции быстро развиваются под влиянием общения со взрослыми. У многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов (итерации), имеющее физиологический характер; скрытая психическая ущемленность ребенка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованием среды и степенью его осознания; недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребенком. Возникает эмоциональная напряженность, которая нередко внешне разрешается заиканием; недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.

      При наличии тех или иных из перечисленных неблагоприятных условий достаточно какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя, чтобы вызвать нервный срыв и заикание.

      В группе производящих причин выделяются анатомо-физиологические, психические и социальные.

      Анатомо-физиологические причины: физические заболевания с энцефалитическими последствиями; травмы - внутриутробные, природовые, нередко с асфиксией, сотрясение мозга; органические нарушения мозга, при которых могут повреждаться подкорковые механизмы, регулирующие движения; истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и других заболеваний, ослабляющих центральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, в особенности коклюш, болезни внутренней секреции, обмена; болезни носа, глотки и гортани; совершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии и задержанного развития речи.

      Психические и социальные причины: кратковременная - одномоментная - психическая травма (испуг, страх); длительно действующая психическая травма, под которой понимается неправильное воспитание в семье: избалованность, императивное воспитание, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребенка; хронические конфликтные переживания, длительные отрицательные эмоции в виде стойких психических напряжений или неразрешенных, постоянно закрепляемых конфликтных ситуаций; острая тяжелая психическая травма, сильные, неожиданно возникающие потрясения, вызывающие острую аффективную реакцию: состояние ужаса, чрезмерной радости; неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, быстрая нервная речь родителей; перегрузка детей младшего возраста речевым материалом; несоответствующее возрасту усложнение речевого материала и мышления (абстрактные понятия, сложная конструкция фразы); полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке; подражание заикающимся. Различаются две формы такой психической индукции: пассивная - ребенок непроизвольно начинает заикаться, слыша речь заикающегося; активная - он копирует речь заикающегося; переучивание леворукости. Постоянные напоминания, требования могут дезорганизовать высшую нервную деятельность ребенка и довести до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания; неправильное отношение к ребенку учителя: излишняя строгость, суровость, неумение расположить ученика - может служить толчком для появления заикания.

      Физиология заикания и речевые центры головного мозга

    1. Заикание
    2. Физиология заикания

    Речь человека является сложным процессом, в котором помимо непосредственно речевого аппарата задействована дыхательная и нервная система. Вы должны понимать, что спазмы речевых мышц являются только следствием нарушения всей системы речевого аппарата, причина которого кроется в отделах головного мозга, отвечающих за формирование речи. Прежде чем мы подробно рассмотрим механизм формирования нарушения речи в соответствующих отделах головного мозга, необходимо обратить внимание, что эти процессы очень сложно взаимосвязаны, причем к общей системе формирования речи имеет прямое отношение и слух, который является каналом восприятия и анализа собственной речи.

    Речевые центры головного мозга

    Речь объединяет в себе два протекающих синхронно процесса — воспроизведение синтаксических и интонационных структур, то есть процесс синтеза речи и ее одновременное восприятие. Здесь имеется в виду, что в каждый момент времени, когда человек говорит, он одновременно воспринимает свою речь, причем происходит как синтаксическое восприятие (смысл и порядок слов и звуков), так и интонационное восприятие, опирающееся на анализ множества характеристик собственной речи, в числе которых интонации, качество голоса, скорость, темп, равномерность. Спектр всех процессов, влияющих на синтез и восприятие собственной речи, очень широк, однако современная нейрофизиология выделяет два основных речевых центра — центр Брока и область Вернике .

    Известно, что центр Брока отвечает за формирование и синтез речи — он же посылает основную часть сигналов речевым, мимическим и дыхательным мышцам. А за обратное восприятие и анализ собственной речи отвечает область Вернике. Здесь следует отметить, что современные исследования, в том числе методом нейровизуализации, позволяют сделать вывод, что два этих центра не имеют строго определенной специализации, частично выполняют одни и те же функции в разной мере. Особенно смешение специализации этих центров заметно на примере левшей или правшей (с этим и связано имеющее основание предположение о том, что заикание может быть инициировано при переучивании левшей на правую руку, и наоборот).

    Синхронность работы речевых центров

    Для более ясного понимания физиологии речи и заикания необходимо учитывать, что в речевом процессе участвуют и многие другие центры головного мозга, например, лимбическая система, отвечающая за эмоции, что очень явно наблюдается у самих заикающихся: когда человек слышит свое заикание, тем более публично, это вызывает резко негативные эмоции. Что в свою очередь по специфическим путям передачи влияет на речевые центры, и человек начинает заикаться еще больше. Функционирует и обратная связь — когда человек спокоен, в хорошем настроении, либо испытывает эйфорию, заикание всегда снижается. Здесь же следует вспомнить и экстрапирамидную систему, которая обеспечивает непроизвольную регуляцию и координацию движений и мышечного тонуса, в том числе двигательные проявления речи и эмоций, влияет на проявления мимики.

    В норме эти центры должны работать синхронно, по довольно простому принципу — центр Брока посылает иннервацию речевому аппарату — человек говорит — область Вернике воспринимает качественные характеристики произносимой речи и передает информацию центру Брока, что все в порядке — человек продолжает говорить — и так далее. Экстрапирамидная система обеспечивает регуляцию движений, а лимбическая система сигнализирует о том, что все в порядке.

    Примечание: данная схема формирования, воспроизведения и анализа собственной речи не включает другие базисные структуры центральной и периферической нервной системы и связи между ними, но наиболее подробно отражает совокупность этих процессов. Более подробно механизм заикания рассмотрен в статье о нейрофизиологии заикания.

    Любое нарушение в этой цепи приведет к нарушению речи. Например, при значительных поражениях центра Брока возникает так называемый анартрический синдром , когда человек не может объединить отдельные речевые движения в единый речевой акт, то есть употребляет осмысленные слова, но не может их объединить в предложения и фразы. А, например, при обширных органических поражениях области Вернике головного мозга человек запросто объединяет слова друг с другом, однако его предложения будут напрочь лишены смысла.

    Механизм заикания

    В широком смысле, этиология заикания заключается в асинхронной работе речевых центров.

    Это значит, что нарушение синхронной работы любого из центров головного мозга, вовлеченных в синтез, воспроизведение и анализ собственной речи неизбежно приведет к нарушению речи. Здесь идет речь об асинхронной работе центра Брока и области Вернике, что формирует замкнутый круг: сбой в работе центра Брока, который формируется как слишком сильный импульс, направленный к речевому аппарату, приводит к спазму речевых и дыхательных мышц. В свою очередь область Вернике в режиме реального времени воспринимает, что речь нарушена, и посылает еще больший сигнал возбуждения центру Брока, чтобы исправить ситуацию. Это приводит к еще большему спазму речевых мышц и что самое плохое — это приводит к закреплению патологической ассоциативно-эфферентной связи (то есть связи между интегральными мозговыми центрами, которыми являются речевые центры, и путями от этих центров к рабочим органам). Дополнительно включается лимбическая система, которая вызывает уже осознаваемый стресс, а осознание заикания вызывает логофобию.

    Очень важно учитывать явление двойной системы связи между речевыми центрами – латеральный и медиальный пути. Двойная ассоциативная связь между центрами Брока и Вернике является исчерпывающим объяснением природы заикания. Подробно об этом читайте в разделе «нейрофизиология заикания».

    Последнее время появляются предположения, что ведущую роль в процессе заикания играет выпадение отдельных функций области Вернике, когда человек не всегда способен целостно анализировать произносимую речь, а непосредственно в моменты запинок синхронизация синтеза и восприятия своей речи практически не осуществляется.

    К тому же некоторые исследования свидетельствуют о том, что у людей с заиканием снижен церебральный кровоток в центре Брока, что говорит об ишемии отдельных участков речевых центров мозга как об одной из причин формирования заикания.

    Следует обратить отдельное внимание на осознание заикания и формирующуюся при этом логофобию (страх речи, ожидание заикания): даже если и были предпосылки для самостоятельной нормализации и синхронизации ассоциативно-эфферентной связи между речевыми центрами, то страх, ожидание и моделирование заикания окончательно закрепляет этот замкнутый круг. По этой причине с возрастом растет сложность лечения заикания, поскольку постоянно подкрепляемые психологические комплексы становятся прочнее.

    Все это еще раз подчеркивает важность логофобии в механизме заикания, следовательно важность любой психотерапии логофобии для избавления от страха речи, который закрепляет нарушенный речедвигательный стереотип. В подобном психосоматическом подкреплении заикания заключается сложность лечения и необходимость комплексного выбора методов.

    При составлении статьи использована информация:

    Причины и способы лечения заикания у детей

    Заикание у детей проявляется все чаще. И если прежде появление заикания объясняли стрессовой ситуацией, в которой оказался ребенок, испугом, который он испытал, то сейчас многие специалисты называют совсем другие причины.

    Например, родовая травма, из-за которой происходит задержка развития речевых центров. Дети долго не разговаривают, а потом у них происходит так называемый «лексический взрыв». В лексиконе ребенка уже накопилось много слов, он стремится к общению, но его речевой аппарат не успевает приспособиться к новой ситуации, ведь теперь ребенок говорит быстро и много.

    Иногда заикание проявляется как ответная реакция на поведение близких и родных людей. Не только семейные скандалы или ссоры, но даже просто повышение мамой голоса может вызвать сбой в речи. Конечно, этому больше подвержены впечатлительные и эмоциональные дети. Считается, что такое ситуативное заикание проходит, и только 5% случаев становится уже паталогией. Но внимательные и любящие родители должны сделать все, чтобы избежать негативных последствий. В любом случае при первых тревожных симптомах нужно показать ребенка логопеду, чтобы он определил тип заикания и назначил соответствующую коррекцию.

    Каким бывает заикание?

    Специалисты различают спастическое заикание и клонические запинки. Более серьезным является первый тип.

    Спастическое заикание

    В этом случае ребенок подолгу произносит первые слоги, словно застревая на них. Иногда вообще так и не может начать говорить. В этом случае нужны не только специальные занятия, но и медикаментозное лечение препаратами, которые успокаивают нервную систему, чтобы снять спазм мышц речевого аппарата.

    Клонические запинки

    Во втором случае речь действительно идет о запинках. Ребенок повторяет первые слоги в слове или первые слова в предложении. Такие запинки могут длиться некоторое время, могут исчезать на время, а потом возвращаться. Подобные перепады продолжаются, как правило, до 4-5 лет и редко доходят до школьного возраста. Так как заикание в любой форме свидетельствует о перегрузке нервной системы, нужно обязательно снизить эмоциональную нагрузку ребенка.

    Причины заикания могут быть разнообразными, но чаще всего выделяют три типа: физиологические, психологические и социальные.

    Физиологические причины

    Физиологическими причинами заикания можно считать заболевания нервной системы, связанные с родовой травмой или наследственной предрасположенностью. Причиной может быть также нарушение подкорковых отделов мозга. Болезни речевых органов (глотки, гортани, носа) тоже могут спровоцировать проблемы с речью.

    Психологические причины

    Психологические причины заикания могут скрываться в эмоциональном состоянии. Внезапное сильное психоэмоциональное потрясение может вызвать логоневроз – невротическое заикание. Часто такая реакция вызвана детскими страхами: боязнью темноты, наказания, потерей родителей, одиночеством.

    Социальные причины

    Социальные причины связаны, в первую очередь, с отношением к ребенку в семье. Чрезмерно строгие родители могут пугать ребенка, либо те родители, кто чересчур озабочен развитием своего ребенка. В частности, изучение с раннего возраста нескольких языков из-за перегрузки речевым материалом тоже может привести к заиканию.

    Как лечить заикание?

    Возможно, родителям, которые озабочены проблемой заикания у своего ребенка, нужно пересмотреть свое отношение к малышу и отношения в семье. Порой скандалы, бесконечные выяснения отношений, крики и оскорбления негативно влияют на всех членов семьи, особенно на ребенка.

    Нужно тщательно проанализировать все причины внутрисемейных конфликтов и изменить атмосферу в семье. Потребуется 2-3 месяца, чтобы ребенок успокоился и понял, что теперь нет поводов для волнения. Ваши любовь и поддержка помогут ему. А дальше можно использоать разные методы, проверенные временем или открытые недавно. Конечно, традиционным методом является дыхательная гимнастика. Есть разные методики, авторские программы, но в основе – базовое упражнение: правильный выдох.

    Нужно научиться вдыхать воздух носом, а выдыхать через диафрагму ртом. Ребенку нужно дать четкую установку: сначала вдохни, а потом говори. Нужно научить его контролировать дыхание. Также важно объяснить своему малышу, что говорить нужно медленно и негромко, так как быстрая и громкая речь вызывает напряжение голосового аппарата и спазмы. Пусть лучше говорит шепотом. Это может быть игра, в которой вы, как заговорщики, будете говорить шепотом, чтобы никто не слышал.

    Нужно научиться не спешить, потому что именно спешка вызывает нервное напряжение, а значит, и задержку речи. Ни в коем слуае не нужно кричать на ребенка или его физически наказывать. Важно, чтобы так же себя вели все другие родственники и воспитатели в детском саду. Ребенок уже и так наказан, а за шалости можно спросить другими способами: беседой, внушением, в крайнем случае, есть «тихий» способ наказания – угол.

    Нетрадиционные методы лечения

    К нетрадициооным методам лечения относят точечный массаж, иглорефлексотерапию, гипноз. Однако все эти методы могут быть использованы только в тоим случае, если родители знают специалистов, доверяют им, в ином случае можно только усугубить ситуацию.

    От медикаментозных средств сейчас уже пракиически отказались. Можно использовать только успокоительные средства на натуральной основе, успокаивающие чаи и настои. Так как на дворе XXI век, то и ученые занялись проблемой дефекта речи. Уже сейчас широко доступны специальные компьютерные программы, способные помочь человеку избавиться от заикания. Например, «Speech corrector».

    Суть программы заключается в синхронизации речевого и слухового центров человека. Заика говорит в микрофон, а программа «Speech corrector» автоматически задерживает речь на долю секунды. Таким образом, человек слышит свой голос с некоторой задержкой и пытается подстроиться под него. Его речь становится плавной и непрерывной.

    Подведем итоги

    Заикание представляет собой нарушение речи, характеризующееся частыми остановками, повторениями слогов, звуков или слов, нерешительностью речи, в связи с чем изменяется ее плавное течение.

    Заикание занимает особое место среди всего объема речевых расстройств. Чаще всего наблюдается заикание у детей, а, если встречается заикание у взрослых, то этим недостатком, они, как правило, страдают еще с детского возраста.

    Заикание у детей чаще всего появляется в возрасте 2-4 лет, когда происходит активное развитие речи. У мальчиков заикание встречается чаще в 3-4 раза, что объясняется более низкой их эмоциональной устойчивостью.

    Причины заикания

    На данный момент выделяется две групп факторов, обусловливающих развитие заикания у взрослых и детей:

    предрасполагающие:

    • поражение головного мозга под воздействием различных вредных факторов: асфиксия, внутриутробная и родовая травмы, травматические, инфекционные, обменно-трофические нарушения в результате детских заболеваний;
    • невропатическая отягощенность родителей: инфекционные, нервные, соматические заболевания, которые ослабляют или дезорганизуют работу центральной нервной системы;
    • невропатические особенности ребенка: энурез, ночные страхи, эмоциональная напряженность, повышенная раздражительность;
    • наследственная отягощенность;

    неблагоприятные условия:

    • возрастные особенности функционирования головного мозга;
    • физическая ослабленность ребенка;
    • ускоренное развитие речи, когда ее познавательная, регулирующая и коммуникативная функции быстро развиваются под действием общения со взрослыми;
    • недостаточное развитие моторики, мимико-артикуляторных движений, чувства ритма;
    • скрытая психическая ущемленность, высокая реактивность по причине нарушения отношения с окружающими;
    • недостаточный объем эмоционально-положительных контактов взрослых и ребенка.

    К группе неблагоприятных причин относят:

    • анатомо-физиологические: травмы головного мозга, органические нарушения мозга, истощение нервной системы;
    • социальные и психические: кратковременная психическая травма (испуг, страх), длящаяся психическая травма (неправильное семейное воспитание), неправильное формирование речи в детском возрасте, перегрузка маленьких детей сложным речевым материалом, подражание заикающемуся человеку, переучивание леворукости.

    Симптомы и типы заикания

    При заикании большая часть запинок – это продления или повторы начальных слогов или звуков, остановки в начале слова или слога.

    Довольно часто у заикающихся вместе с запинками возникают непроизвольные сокращения мышц шеи, лица, ног, рук. Подобные рефлекторные движения возникают как помощь в процессе выговаривания, но в результате они лишь умножают впечатление о затрудненности и неуверенности речи человека с заиканием.

    Помимо этого, заикающиеся люди испытывают страх перед некоторыми словами и звуками и стремятся заменить их на синонимы или описательные обороты или совсем уходят от ситуаций, в которых требуется что-то говорить.

    Еще одним симптомом заикания является чувство неполноценности заикающегося человека, его фиксированность на своем дефекте. Чем больше внимания уделяется данному дефекту, тем он становит более упорным.

    Выделяют три степени заикания у взрослых и детей:

    • легкая – человек заикается только в состоянии возбуждения и при желании побыстрее высказаться. Задержки звуков, слогов и слов с легкостью преодолеваются и человек разговаривает не испытывая чувства стеснения за свой дефект;
    • средняя – в состоянии эмоционального возбуждения человек сильно заикается, но в спокойной и привычной обстановке говорит нормально и заикается мало;
    • тяжелая – человек заикается на протяжении всей речи.

    Встречаются следующие типы течения заикания у детей и взрослых:

    • постоянное заикание(возникнув однажды, заикание возникает с относительным постоянством в различных ситуациях и формах речи);
    • волнообразное заиканиедефект то ослабевает, то усиливается, но не проходит полностью;
    • рецидивирующее заикание (заикание появляется снова после довольно длительных периодов ремиссии, в период которых наблюдается свободная речь, без запинок).

    Как избавиться от заикания

    Решение проблемы, как избавиться от заикания, зависит от того, какая именно причина вызвала появление данного дефекта речи.

    Если заикание не обусловлено какой-либо психотравмирующей ситуацией, то пациенту могут быть назначены ноотропные средства, а также препараты, которые способствуют расслаблению мускулатуры. Применение названных средств улучшает работу мозга и уменьшают повышенный мышечный тонус.

    При коррекции заикания, обусловленного определенной стрессовой ситуацией, существенное значение имеет психотерапия с применением релаксирующих методик (гипноза, «режима молчания», отвлечения внимания, различных методов расслабления), аутотренинга, групповой и семейной психотерапии.

    В психотерапии заикание рассматривают не как симптом определенного заболевания, а как поведение, поддающееся коррекции. Поэтому усилия психотерапевта направляются на убеждение заикающегося человека говорить уверенно и свободно, без «торможения» и страха. Заикающихся людей учат говорить нараспев, медленно, сочетая речь с ритмическими движениями пальцев или рук. Данный подход в лечении заикания помогает достичь заметных результатов.

    В коррекции заикания важное значение также имеет помощь специалиста-логопеда, который использует для лечения такие методы, как ритмика, дыхательная гимнастика, медленное говорение. В работе над речевым дыханием при заикании у взрослых и детей логопеды часто используют парадоксальную дыхательную гимнастику А.Н. Стрельниковой, в которой главное внимание уделено вдоху. Вдох должен выполняться мгновенно, активно и эмоционально. Главное - научиться «прятать» дыхание, задерживать его.

    Также используют в лечении заикания и физиотерапевтические процедуры: лечебную физкультуру, электрофорез с различными лекарственными средствами, электросон, рефлексотерапию.

    При коррекции заикания очень важны семейная поддержка, участливое отношение членов коллектива. Нельзя фиксировать внимание заикающегося, особенно ребенка, на его недостатке.

    В период лечения заикания следует строго придерживаться назначений врача. Родители детей, которые страдают заиканием, должны стараться создать в семье благоприятную психологическую атмосферу.

    Ребенок должен хорошо высыпаться, не проводить много времени за компьютером или телевизором. Следует ненавязчиво и мягко стимулировать его к общению с ровесниками, посещению различных учреждений дополнительного образования, чтобы предупредить развитие социофобии.

    После того, как заикание отступит, нужно продолжать поддерживать связь с лечащим врачом и проходить профилактические осмотры. Нелишним после выздоровления будет продолжение посещений сеансов семейной психотерапии, которые способствуют нормализации отношений между родственниками, являющихся профилактикой рецидивов психогенного заикания.

    Разумеется, талант и известность, но их объединяет не только это. Все они заикались.

    Заикание - сложное нарушение речи, проявляющееся расстройством её нормального ритма, непроизвольными остановками в момент высказывания или вынужденными повторениями отдельных звуков и слогов, что происходит вследствие судорог органов артикуляции . Иными словами, заикание - это нарушение ритма и плавности речи, порождающее затруднения в устном общении.

    Здоровый человек 7-10 процентов речи произносит с прерыванием - повторяет отдельные слова или фразы (звуки: э–э, м-м, или междометия). Однако, когда перерывы в речи составляют более 10 процентов - это уже заикание. В то время, как для большинства людей речь считается чем-то самим собой разумеющимся, заикающиеся испытывают неимоверные трудности при использовании устной речи в повседневной жизни.

    В разных странах мира процент заикающихся неодинаков и зависит от некоторых национальных черт, например, от особенностей темперамента, определяющих в известной мере такие характеристики языка как темп, ритм, расстановка пауз, интонация. В Европе число заикающихся уменьшается с запада на восток: у французов - 5,7 %, у немцев - 2%, у русских - 1,2%. Чаще всего заикание возникает у детей в возрасте от двух до пяти лет, причем мальчики страдают этим дефектом речи в 4 раза чаще девочек. Очень важно не пропустить первые признаки заикания: речь ребенка неуверенная, неплавная, с частыми повторами слов, сопряжена с видимым напряжением и часто расстраивает его. Иногда малыш внезапно замолкает и вовсе отказывается говорить. В таком случае необходимо срочно обратиться к логопеду. Наивысшего развития заикание достигает обычно в юношеском возрасте, а после 30 лет начинает ослабевать.

    Любые нарушения речи , в том числе заикание, лучше всего удается скорректировать при максимально раннем начале лечения. В настоящее время разработано множество методик лечения заикания – от лекарственных препаратов и иглоукалывания до специальных антизаикательных устройств и компьютерных программ.

    Причины

    На сегодняшний день ученые выделяют два основных типа заикания . Первый возникает у детей с дефектом нервной системы . Причины такого заикания: наследственная предрасположенность, травма при родах, тяжело протекающая беременность матери, частые болезни в первые годы жизни. Внешне ребенок кажется вполне здоровым и умным, вот только заикается. А при неврологическом обследовании у таких детей находят, как правило, признаки повышенного внутричерепного давления, изменение рефлексов и повышенную судорожную готовность.

    Второй тип заикания возникает у детей с изначально здоровой нервной системой . Заиками они становятся в результате неврозов, вызванных сильным переутомлением и стрессами. Причины невротичного заикания могут быть самыми разнообразными: испугала неожиданно упавшая со шкафа кошка, перетрудился, заучивая по просьбе родителей непомерно большое количество стихов, расстроился из-за болезни дедушки. Разумеется, не каждый ребенок после просмотра фильма о Фредди Крюгере станет заикаться, но впечатлительный и нервный - вполне. При таком типе заикания дефект речи может усиливаться при эмоциональном возбуждении и нервно-психическом напряжении.

    Существуют и экзотические причины заикания. Бывает, что ребенок начинает заикаться, чтобы стать похожим на заикающегося родственника или знакомого. А некоторые дети навсегда становятся заиками, после того, как их в принудительном порядке переучат из левшей в правшей.

    На заикание может быть похоже такое нарушение речи как скандированная речь , при которой больной говорит то быстро, то медленно, то громко, то тихо - такой выговор характерен для заболевания мозжечка и иначе называется речевой атаксией. Истинное заикание усиливается при волнении, ослабевает в спокойной обстановке, заикающиеся люди хорошо поют.

    Что происходит?

    Заикание это результат периодически возникающих судорог мышц речевого аппарата - языка, губ, мягкого неба или нижней челюсти. Несколько кратковременных сокращений мышц приводят к непроизвольному повторению отдельных звуков и слогов (клоническое заикание ), сильное длительное сокращение мышц вызывает задержку речи (тоническое заикание ); часто имеет место смешанная форма заикания , когда сочетаются оба вида нарушений. Иногда к судорогам мышц речевого аппарата присоединяются судороги мышц лица и конечностей - возникают непроизвольные, насильственные движения.

    Почему же появляются эти странные судороги? Почему одни люди заикаются, а другие нет? Причины заикания лежит очень глубоко, в головном мозге человека. Именно там расположены особые нервные центры, отвечающие за речь. Чтобы мы могли общаться не только с помощью гримас и жестов, еще в раннем детстве нервные клетки нашего мозга формируют три важные структуры, контролирующие речь. Центр Брока - голосовой центр, отвечает за работу мышц и связок, участвующих в речи. Центр Вернике - слуховой центр, распознает собственную речь и речь окружающих. Ассоциативный центр - анализирует, что было сказано и принимает решение, о чем говорить дальше. Слаженная работа этих центров формирует так называемый речевой круг: Голосовой центр позволяет нам сказать фразу и одновременно активизирует центр слуха. Слуховой центр воспринимает речь и дает команду ассоциативному центру: «Думай!». А тот, подумав, активизирует голосовой центр. И так далее.

    Периодические разрывы речевого круга вследствие неодинаковой скорости работы речевых центров и лежат в основе заикания. Как совершенно верно отмечал еще Сикорский, заикание чаще всего возникает у детей. Именно в возрасте 2-5 лет, когда речевые центры и синхронная связь между ними только формируется, спровоцировать заикание легче всего.

    Механизм заикания современная медицина представляет примерно так. Вышеперечисленные изменения нервной системы могут привести к перевозбуждению центра Брока (самого мощного из речевых центров). Скорость его работы увеличивается, и речевой круг временно размыкается. Перевозбуждение переносится на расположенные рядом участки коры головного мозга, отвечающие за двигательную активность. В результате возникают мышечные судороги, человек заикается, а центр Брока расслабляется до нормы и снова замыкает речевой круг. Интересно, что нервные импульсы при перевозбуждении нервной системы и согласные звуки (особенно глухие) близки по своей частотной характеристике. Поэтому заикание практически всегда возникает на согласных и очень редко на гласных.

    Как проявляется?

    Прерывание речи при заикании бывает разным. Возможны повторения звуков или слогов, блоки молчания, неестественное растягивание звуков. Заикание часто сопровождаются напряжением и тревогой, гримасами лица или тиком.

    Если ваш ребенок колеблется перед началом речи, повторяет слова, запинается перед произношением слова или фразы, присмотритесь к нему повнимательнее. Многие дети торопятся сказать что-либо, и не успевают выразить свою мысль в правильной словесной форме. Неуверенная, неплавная речь и повторения в возрасте от двух до семи лет является вариантом нормы. Но если они встречаются слишком часто и связаны с напряжением или избегающим поведением, это может указывать на начинающееся заикание.

    Следующие признаки указывают на начальную стадию заикания:

    • Часто встречающиеся повторы слов.
    • Пролонгированные звуки.
    • Избегание ситуации общения, фразы: «Я не могу этого сказать».
    • Расстроенный вид.
    • Напряженный вид мышц лица и шеи.
    • Речь с неожиданными подъемами громкости голоса.