В чем заключается внутренняя свобода человека. Какие ограничители действуют на внутреннюю свободу человека и как её обрести




тБЪЗПЧПТ У УПВПК

юФПВЩ ПУЧПВПДЙФШУС ПФ ОЕЗП Й УФБФШ УЧПВПДОЩН, ОБДП ОБХЮЙФШУС ТБЪЗПЧБТЙЧБФШ У УПВПК. й ЗМБЧОЩН ЪДЕУШ, ЛПОЕЮОП ЦЕ, СЧМСЕФУС ЦЕМБОЙЕ. иПФЙН МЙ НЩ УФБФШ УЧПВПДОЩНЙ? еУМЙ - «ДБ», ФП ТБЪЗПЧПТ РПМХЮЙФУС. чЩ НПЦЕФЕ ПВЯСУОЙФШ УЕВЕ, ЮФП УЧПВПДБ - ЬФП ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ, Б ЪОБЮЙФ, ЧОЕЫОЕЕ ЧПЪДЕКУФЧЙЕ ОЕ НПЦЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧОХФТЕООЕЕ УРПЛПКУФЧЙЕ.

ьФП ЛБУБЕФУС Й ПФТЙГБФЕМШОЩИ Й РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЖБЛФПТПЧ. чОЕЫОСС УТЕДБ ДП ФЕИ РПТ ВХДЕФ ЧМЙСФШ ОБ ЧБУ, РПЛБ ЧЩ ОБ ЬФП ВХДЕФЕ ТБЪДТБЦБФШУС. еУМЙ ЧЩ РПРБМЙ Ч УЙФХБГЙА, ЛПФПТБС НПЦЕФ УРТПЧПГЙТПЧБФШ Ч ЧБУ ЗОЕЧ ЙМЙ ТБЪДТБЦЕОЙЕ, РПРТПВХКФЕ Ч ЬФПФ НПНЕОФ ОЕНОПЗП ПФУФТБОЙФШУС, УФБФШ ЮХФПЮЛХ ЧЩЫЕ ДБООПК УЙФХБГЙЙ. фБЛБС РПЪЙГЙС Й ВХДЕФ ОБЮБМПН ЧБЫЕЗП ХУРЕИБ. еУФШ ПЮЕОШ ИПТПЫЕЕ УТЕДУФЧП ВПТШВЩ УП УЧПЙНЙ ЧТБЗБНЙ: ОХЦОП ОБЮБФШ ЪБЭЙЭБФШ ЙИ. пВЙДЕМ ЧБУ ЮЕМПЧЕЛ, Б ЧЩ ОБЮОЙФЕ ЙУЛБФШ Ч ОЕН РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЮЕТФЩ, ОБЮОЙФЕ ЪБДХНЩЧБФШУС: Б РПЮЕНХ ПО ЧБУ ПВЙДЕМ? дМС ЮЕЗП ЧБН ОЕПВИПДЙН ЬФПФ ХТПЛ? юФП ЧЩ ДПМЦОЩ РПОСФШ Ч ЬФПК УЙФХБГЙЙ? ъБДБЧБКФЕ УЕВЕ ЧПРТПУЩ ДП ФЕИ РПТ, РПЛБ ЧЩ ОЕ РПКНЕФЕ, ЮФП ЬФП ЮЕМПЧЕЛ ВЩМ ОБРТБЧМЕО Л ЧБН ДМС ЧБЫЕЗП ЦЕ ВМБЗБ, ЮФП ВЩ ЧЩ ЮЕТЕЪ ПВЙДХ, ЮЕТЕЪ ВПМШ РПОСМЙ ФП, ЮФП ПВЩЮОЩН РХФЕН ОЕ РПОЙНБМЙ. й ЛПЗДБ ЧЩ ХЧЙДЙФЕ «УФБТБОЙС» ЧБЫЕЗП ЧТБЗБ, ЧЩ РТПУФЙФЕ ЕНХ ПВЙДХ Й ДБЦЕ РПМАВЙФЕ ЕЗП. фЕРЕТШ ОБ ПДОПЗП ЧТБЗБ Х ЧБУ УФБМП НЕОШЫЕ.

сТЛЙЕ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЬНПГЙЙ ФПЦЕ НПЗХФ ДЕТЦБФШ ЮЕМПЧЕЛБ Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ. лФП-ФП РПУФПСООП УФБЧЙФ ГЕМЙ, ЮФП ВЩ РТЙ ДПУФЙЦЕОЙЙ ЙИ ЙУРЩФЩЧБФШ ТБДПУФШ. б ПФ ТБДПУФЙ ДП ТБДПУФЙ ПО ВХДЕФ РТЕВЩЧБФШ Ч ДЕРТЕУУЙЙ. оБИПЦДЕОЙЕ ЮЕМПЧЕЛБ Ч УПУФПСОЙЙ РПМПЦЙФЕМШОЩИ ЬНПГЙК - ЬФП ЕУФЕУФЧЕООПЕ УПУФПСОЙЕ ПТЗБОЙЪНБ. й НЩ ЧУЕ ВЕЪПЗПЧПТПЮОП ХУФТЕНМЕОЩ Л ПЭХЭЕОЙА УЮБУФШС. оП НОПЗЙЕ ДПВЙЧБАФУС ЬФПЗП РХФЕН ХРПФТЕВМЕОЙС УРЙТФОПЗП Й ОБТЛПФЙЛПЧ, ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ЮФП ЕУФШ ЙОЩЕ РХФЙ. фБЛ МАДЙ РТЙПВТЕФБАФ ЧОХФТЕООАА ЪБЧЙУЙНПУФШ - ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТЙЧЩЮЕЛ. й ЕУМЙ ЧЩ УЕКЮБУ ХУФТЕНЙМЙУШ Л РПЙУЛХ ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ, ФП РТПЧЕДЙФЕ УЕТШЕЪОХА ЮЙУФЛХ УЧПЕЗП ПТЗБОЙЪНБ ПФ РТЙПВТЕФЕООЩИ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. нЙТуПЧЕФПЧ РТЕДМБЗБЕФ ЧБН ПЮЕОШ РТПУФПК НЕФПД: РТЙХЮЙФШ ПТЗБОЙЪН Л РПМЕЪОПК РТЙЧЩЮЛЕ - ЕЦЕДОЕЧОП ЙЪВБЧМСФШ УЕВС ПФ ЧТЕДОЩИ РТЙЧЩЮЕЛ. ьФП Й УМПЦОП Й РТПУФП ПДОПЧТЕНЕООП. еУМЙ ЧЩ ЙУРХЗБЕФЕУШ ЬФПЗП РХФЙ, ОЕ РТПКДЕФЕ ЕЗП, ФП ЧЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ХЪОБЕФЕ УЕВС ОБ НОПЗП УФХРЕОЕК ЧЩЫЕ ФПЗП, ЛБЛПК ЧЩ УЕКЮБУ. б НЩ ХЧЕТСЕН ЧБУ - ФПФ ДТХЗПК ЮЕМПЧЕЛ - РТЕЛТБУЕО!

фПЮОП ФБЛ ЦЕ ЙЪВБЧМСКФЕУШ ПФ ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ЦЕМБОЙК. уВЩЧЫБСУС НЕЮФБ ДЕМБЕФ ОБУ УЮБУФМЙЧЕЕ, ОП ОЕ ОБ ДПМЗП.

рПФПН ЧПЪОЙЛБЕФ ОПЧПЕ ЦЕМБОЙЕ, Й ФБЛ ЗПОЛБ ЪБ ОЙНЙ РТПДПМЦЙФУС. рПРТПВХКФЕ ВЕЪ ДПУФЙЦЕОЙС ГЕМЙ РТЙМПЦЙФШ Л УЕВЕ ПЭХЭЕОЙЕ УЮБУФШС, ЛБЛ ЬФП УДЕМБМЙ ЗЕТПЙ ЙЪЧЕУФОПК ОБ ЧЕУШ НЙТ УЛБЪЛЙ нПТЙУБ нЕФЕТМЙОЛ «уЙОСС РФЙГБ». нБМШЮЙЛ Й ДЕЧПЮЛБ РПОСМЙ, ЛБЛ НПЦОП ПВНБОХФШ ЪБЧЙУЙНПУФШ, Й ПОЙ ПВТЕМЙ ОБЗТБДПК УЙОАА РФЙГХ УЮБУФШС. уЧПВПДОЩН ЮЕМПЧЕЛ УФБОПЧЙФУС ФПЗДБ, ЛПЗДБ ОЕЪБЧЙУЙНПУФШ УПЗТЕЧБЕФ ЕНХ УЕТДГЕ.

рТБЛФЙЮЕУЛЙЕ ДЕКУФЧЙС.

фЕПТЙА НЩ ПУЧПЙМЙ, ФЕРЕТШ РТПЧЕДЕН РТБЛФЙЮЕУЛПЕ ДЕКУФЧЙЕ. мСЗФЕ ОБ ТПЧОХА РПЧЕТИОПУФШ. тБУУМБВШФЕУШ. оПЗЙ, ТХЛЙ, ФХМПЧЙЭЕ, ЗПМПЧБ - ЧУЕ ТБУУМБВМЕОП. рТПЮХЧУФЧХКФЕ ЬФП. ъБЖЙЛУЙТХКФЕ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ ОБ ФПН, ЛБЛ ТБУУМБВМСАФУС ЧБЫЙ НЩЫГЩ. б ФЕМП ЛБЛ ВЩ ПВНСЛБЕФ. чБЦОП РТПЛПОФТПМЙТПЧБФШ, ЮФПВЩ ТБУУМБВЙМЙУШ ФЕ НЩЫГЩ, ЛПФПТЩЕ Х ОБУ ОЕ ТБУУМБВМСАФУС ДБЦЕ ОПЮША. ьФП НЕМЛЙЕ НЩЫГЩ МЙГБ Й НЩЫГЩ РМЕЮЕЧПЗП РПСУБ. фЕРЕТШ РТЙУФХРЙН Л УБНПНХ ЧБЦОПНХ НПНЕОФХ: ПУЧПВПДЙН ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК. оБН ОХЦОП УФБФШ ЮЙУФЩН Й ВЕМЩН МЙУФПН ВХНБЗЙ, ОБ ЛПФПТЩК НПЦОП ВХДЕФ ЧРЙУБФШ «ОПЧХА ЙУФПТЙА». пУЧПВПДЙФШ ЗПМПЧХ ПФ НЩУМЕК ДБЦЕ ОБ ОЕУЛПМШЛП УЕЛХОД - ЬФП ВПМШЫПК ФТХД. нЩ РТЙЧЩЛМЙ Л ЙИ РПУФПСООПНХ РТЙУХФУФЧЙА. оП ЙНЕООП Ч ЬФПК УМПЦОПУФЙ ИТБОЙФУС ФБКОБ ХУРЕИБ. йФБЛ, ХЧЙДЙН, ЛБЛ НЩУМЙ ЪБИПДСФ Ч ЗПМПЧХ. пФУМЕДЙН ЙИ ИПД, ПЮЕТЕДОПУФШ. ъБФЕН ОЕ РПЪЧПМЙН ЬФПНХ ЛБТБЧБОХ ЧПКФЙ Ч ОБЫЕ РПМЕ Й ОЕ ДБДЙН ЙН ДБМШЫЕ ТБЪЧЙФШУС. юФПВЩ ЛБЛ-ФП ХЧМЕЮШ УЧПЕ ЧОЙНБОЙЕ, РЕТЕНЕУФЙН ЕЗП ОБ ДЩИБОЙЕ. рПОБВМАДБЕН ЪБ ВЙЕОЙЕН УЧПЕЗП УЕТДГБ, ОЕ ДБЧБС РТЙ ЬФПН НЩУМСН РТПЧПДЙФШ ЛПОФТПМШ Й ПГЕОЛХ ОБЫЙН ДЕКУФЧЙСН. мАВБС БФБЛБ НЩУМЕК ДПМЦОБ ВЩФШ ПФВЙФБ. фЙЫЙОБ. й Ч ЬФПК ГЕООПК ФЙЫЙОЕ РТПЮХЧУФЧХКФЕ УЕВС УЧПВПДОЩН. оЙЮФП ЧБУ ОЕ УЛПЧЩЧБЕФ, ОЙ РТЙОХЦДБЕФ Й ОЕ ПВСЪЩЧБЕФ. чУЕ ЬФП ВХДЕФ РПФПН. б ЧПФ УЕКЮБУ - ФПМШЛП ЗБТНПОЙС Й УЧПВПДБ. чЩ НПЦЕФЕ ЧУРПНОЙФШ дЦПЛПОДХ мЕПОБТДП ДБ чЙОЮЙ, РТПЮХЧУФЧХКФЕ ЛБЮЕУФЧП ЕЕ ЧЪЗМСДБ Й ХМЩВЛЙ - ЧЕДШ ПОБ ЙЪМХЮБЕФ ФП ЦЕ УБНПЕ. еЕ ЧОХФТЕООСС ЗБТНПОЙС УПЕДЙОЙМБУШ У ЗБТНПОЙЕК ПЛТХЦБАЭЕЗП НЙТБ. й ЧЩ ФБЛ ЦЕ: УФБОПЧЙФЕУШ ОЕ ФПМШЛП ЗБТНПОЙЮОЩ ЧОХФТЙ, ОП Й ЕДЙОЩ У ЧОЕЫОЙН НЙТПН. чЩ УФБОПЧЙФЕУШ ЮБУФША ЬФПЗП НЙТБ, Б ПО ЮБУФША ОБИПДЙФУС Ч ЧБУ. фБЛ РТПЙУИПДЙФ РТПОЙЛОПЧЕОЙЕ.

чПЪНПЦОП, ЧЩ ОЕ УТБЪХ ДПУФЙЗОЙФЕ ЬФПЗП ЮХЧУФЧБ. оП ДБЦЕ ЧП ЧТЕНС РЕТЧПЗП ЪБОСФЙС ЧЩ НПЦЕФЕ РПУФЙЮШ ЕЭЕ ЧПФ ЮФП: РПМОПЕ ТБУУМБВМЕОЙЕ Й ПУЧПВПЦДЕОЙЕ ПФ НЩУМЕК ДБЕФ ЮЕМПЧЕЛХ ЙЪМЕЮЕОЙЕ. ьФП УПУФПСОЙЕ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ВПЦЕУФЧЕООП, Й РПЬФПНХ ПОП МЕЮЙФ ВПМСЭЕЗП. пЮЕОШ ЬЖЖЕЛФЙЧОП ФБЛЙН НЕФПДПН ПУЧПВПДЙФШУС ПФ РТПУФХДОЩИ ЪБВПМЕЧБОЙК. пДОБЦДЩ С РПЕИБМБ ОБ ТБВПФХ Ч ПЮЕОШ РМПИПН УПУФПСОЙЙ. с РПОЙНБМБ, ЮФП Х НЕОС ОБЮЙОБМУС ЗТЙРР. рП ДПТПЗЕ С ЪБЕИБМБ Ч ДПН Л УЧПЙН ТПДЙФЕМСН, ХЧЙДЕЧ НЕОС Ч ТБУЛЙУЫЕН УПУФПСОЙЙ, ПОЙ РТЕДМПЦЙМЙ НОЕ РПМЕЦБФШ Ч ХДБМЕООПК ЛПНОБФЕ ИПФС ВЩ РСФШ НЙОХФ. с ХЫМБ Ч ЛПНОБФХ, Й ТЕЫЙМБ ЧПУРПМШЪПЧБФШУС ФПМШЛП ЮФП РТПЮЙФБООПК НОПА НЕФПДЙЛПК. с МЕЗМБ Й ТБУУМБВЙМБУШ, ХВТБМБ НЩУМЙ ЙЪ ЗПМПЧЩ. нОЕ РПЛБЪБМПУШ, ЮФП С ЛБЛ ВЩ РПМХПФЛМАЮЙМБУШ ОБ НЗОПЧЕОЙЕ. юЕТЕЪ РСФШ НЙОХФ С ЧЩЫМБ Ч ЪБМ БВУПМАФОП ЪДПТПЧПК, ЮЕН ПЮЕОШ ХДЙЧЙМБ УЧПЙИ ТПДЙФЕМЕК. пОЙ ОЕ НПЗМЙ РПЧЕТЙФШ УЧПЙН ЗМБЪБН - ОБ УФПМШЛП ЧЕМЙЛБ ВЩМБ ТБЪОЙГБ.

дПТПЗБ Ч ТБК.

чЩ ЪБЛПОЮЙМЙ ФТЕОЙОЗ, ПФЛТЩМЙ ЗМБЪБ, ЧУФБМЙ Й ОБЮБМЙ ЪБОЙНБФШУС ПВЩЮОЩНЙ ДЕМБНЙ. нЩУМЙ РПФЕЛМЙ Ч ЗПМПЧХ УЧПЕК ЮЕТЕДПК. оП ФЕРЕТШ ЧЩ НПЦЕФЕ ЪОБФШ, ЮФП ЧЩ ОЕ ТБВ НЩУМЕК, ЧЩ УРПЛПКОП НПЦЕФЕ РТЕУЕЮШ ЙИ ЧОЕДТЕОЙЕ. фЕРЕТШ ЧЩ ЛПОФТПМЙТХЕФЕ УЙФХБГЙА. чЩ НПЦЕФЕ РПЪЧПМЙФШ ЙН ВЩФШ Ч ЧБЫЕК ЗПМПЧЕ ДМС ТЕЫЕОЙС ЛБЛЙИ-ФП ЪБДБЮ, ОП ЧЩ ФБЛ ЦЕ НПЦЕФЕ РТЙЛБЪБФШ УЧПЕНХ ХНХ ВЩФШ ЮЙУФЩН. фЕРЕТШ ЧЩ ИПЪСЙО УЧПЕЗП ФЕМБ. чЪСФШ ФЕМП РПД ЛПОФТПМШ - ЬФП ЪОБЮЙФ ЧЩКФЙ ОБ ДХИПЧОЩК ХТПЧЕОШ. б ЬФП Й ЕУФШ ДПТПЗБ, ЧЕДХЭБС Ч ТБК. фЕРЕТШ ЮЕМПЧЕЛ УРПУПВЕО ПУПЪОБООП ВЩФШ УЧПВПДОЩН. й ЛПЗДБ РТПЙЪПЫМП ЧОХФТЕООЕЕ ПУЧПВПЦДЕОЙЕ, ЧОЕЫОЙЕ ПВУФПСФЕМШУФЧБ ФПЦЕ ОБЮБМЙ НЕОСФШУС. чБУ РЕТЕУФБМЙ ПЛТХЦБФШ ОЕУЮБУФШС Й ТБЪТХЫЕОЙС. чОЕЫОЙК НЙТ ПФЛМЙЛОХМУС ОБ ЧБЫХ ЧОХФТЕООАА ЗБТНПОЙА Й РПЧЕТОХМУС Л ЧБН ФЕН ЦЕ, ЮЕН Й ЧЩ Л ОЕНХ. й Ч ЬФПН МЙГЕ НЩ ОБЮЙОБЕН ХМБЧМЙЧБФШ ЪОБЛПНЩЕ ЮЕТФЩ. пФ ОПЧПЗП ЮХЧУФЧБ ЧПЪОЙЛБЕФ ПЭХЭЕОЙЕ, ЮФП ЛПЗДБ-ФП ДБЧОП-ДБЧОП ЬФП УПУФПСОЙЕ ХЦЕ ВЩМП У ОБНЙ. нЩ ВЩМЙ Ч ОЕН, Б ПОП РПНОЙФ ОБУ. фБЛ РТПЙЪПЫМП ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ ОБ ТПДЙОХ. оП НЩ УФБМЙ ПУПЪОБООЩНЙ.

рТПГЕУУ ПВТЕФЕОЙС ЧОХФТЕООЕК УЧПВПДЩ ДПМПЗ, ОП ПО ДЕМБЕФ ОБУ ЧЩЫЕ, НХДТЕЕ Й ЮЙЭЕ. оЙ ПДОБ УЙУФЕНБ Ч НЙТЕ ОЕ ЪБУФБЧЙФ ЧБУ ВЩФШ ФБЛЙН. оБПВПТПФ, МАВПК УЙУФЕНЕ ОХЦОЩ ТБВЩ. й ФПМШЛП ЧЩ УБНЙ, ПФВТПУЙЧ ЧУЕ ХУМПЧОПУФЙ НПЦЕФЕ УРБУФЙ УЕВС, ХЧЕТЕООПК РПУФХРША ЧЩИПДС ЙЪ ТБВУФЧБ.

лПННЕОФБТЙЕЧ ОЕФ.

Несмотря на то, что тема свободы кажется такой привлекательной, большинство людей предпочитают бежать от неё как черт от ладана (это известный феномен, описанный Эрихом Фроммом в его книге "Бегство от свободы"). При этом некоторые искренне врут себе, что на самом деле свободны, что могут делать всё, что хотят, не замечая или не желая замечать, что рамки их свободы надёжно и жёстко ограничены нормами воспитания, мещанской или интеллигентской морали, родительских установок, стереотипов поведения.

Как говорил по этому поводу Гёте, " самое большое рабство — не обладая свободой, считать себя свободным" ("Избирательное сродство"). В этом они напоминают алкоголиков, которые, выпивая каждый вечер по "чекушке", искренне считают, что они не рабы алкоголя, а всего лишь "культурно выпивают".

Первый шаг к свободе

Как и в случае любой болезни, где путь к выздоровлению начинается с признания самого факта, что ты, друг, болен, путь к обретению внутренней свободы начинается с осознания того, что ты на самом деле — раб. В первую очередь, раб "инсталлированных" в твоё бессознательное в ходе воспитания и социализации способов мышления, неадекватных реальности мировоззренческих установок, правил поведения, критериев принятия решений и т.д., и т.п.

Вследствие этого многие вещи, которые бы человек хотел или мог бы сделать и которые принесли бы ему новые возможности, новые ресурсы, удовольствие от жизни, счастье, комфорт и душевное благополучие, он не делает, потому что "это неприлично", "позорно", "так нормальные люди не делают" и прочие "стопперы". В результате он проживает относительную сытую и безопасную жизнь, каждый божий день обманывая себя, что всё у него, в целом, неплохо, что живёт он, в принципе, не хуже других.

"Несчастная судьба многих людей — следствие не сделанного ими выбора. Они ни живые, ни мёртвые. Жизнь оказывается бременем, бесцельным занятием, а дела — лишь средством защиты от мук бытия в царстве теней".

Эрих Фромм.

Признать себя рабом неприятно, дискомфортно, болезненно для гордыни, но без этого не обрести внутреннюю свободу. Можно постелить на дырявый гнилой пол чистый свежий паркет, и какое-то время всё будет хорошо, какое-то время иллюзия "ремонта" будет работать. Но однажды пол провалится вместе с паркетом и незадачливым бедолагой, его постелившим.

Методично выдавливать раба по капле

Антон Павлович Чехов в письме к своему коллеге Алексею Суворину советовал:

"Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям, благодаривший за каждый кусок хлеба, много раз сечённый, ходивший по урокам без калош, дравшийся, мучивший животных, любивший обедать у богатых родственников, лицемеривший и богу и людям без всякой надобности, только из сознания своего ничтожества, — напишите, как этот молодой человек выдавливает из себя по каплям раба, и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…".

Суворин рассказ не написал, но фраза сделалась крылатой.

Именно выдавливать из себя по каплям рабам и является единственно возможной, надёжной и эффективной стратегией обретения внутренней свободы. Процесс этот не очень приятный, болезненный, поскольку приходится выдирать из плоти своего сознания прочно проросшие там рабские установки и представления о жизни. Комфортной прогулкой по морскому берегу (как многие представляют себе процесс личностного роста) это точно не является.

Хорошо, что именно делать в целом понятно. А теперь, пожалуйста, как именно "выдавливать из себя раба", как повышать в себе уровень внутренней свободы? Пожалуй, именно этот вопрос интересует читателя больше всего. И, возможно, я его разочарую, сказав, что как — это, собственно, и есть весь процесс методичного и последовательного (но непохожего на технические инструкции) личностного роста, регулярной работы по выдавливанию из своей психики разного рода блокировок. Да, для этого есть специальные техники, но дело не в техниках, а в намерении и самодисциплине. Что толку от пистолета, если в нужный момент нет внутренней готовности нажать на курок, чтобы выстрелить?

На пути к свободе

Главное препятствие на пути к свободе находится не снаружи, а внутри. Это концентрированное выражение всех наложенных обществом на индивида ограничений можно назвать внутренним контролёром или надсмотрщиком. Можно считать его "программой", аспектом, субличностью, внутренним голосом, фрейдовским Сверх-Я — название не важно. Важно понимать его функцию. А она очень проста — не выпускать вас за рамки дозволенного господствующей в обществе системы представлений о жизни (морали, культуры, историко-идеологических мифологем и etc.).

Надсмотрщик указывает на то, о чём думать и что делать нельзя, потому что это "неприлично", "постыдно", "позорно", "неудобно", "нехорошо", "неправильно", "плохо" и так далее, и тому подобное. Поскольку вы не осознаёте факт того, что вашим поведением управляет надсмотрщик, то кажется, что это всё думаете и делаете вы, что это ваш выбор. Но это не так.

Путь к свободе — это путь ослабления надсмотрщика. Победить его невозможно, да и не нужно, поскольку такая победа означает окончательный разрыв с обществом, а значит, и отказ от самореализации, ведь самореализация предполагает активную деятельность в социуме, содействие его изменению и развитию. Стремление к абсолютной свободе, по сути, есть фикция, недостижимая в рамках отдельной человеческой жизни.

А для того, чтобы ослабить надсмотрщика, нужно быть сильным. Сильным своим духом. Осознавать и контролировать свои стремления, желания и прочие мотивации. Это опять же путь работы над собой, путь серьёзного, взрослого личностного роста.

В окружении рабов

Многие исследователи замечали, что, несмотря на весь прогресс общественных отношений, человек от этого свободнее не становился. Причина здесь в том, что у свободы есть и оборотная сторона — за неё надо отвечать. Перед самим собой. Поскольку все твои решения имеют последствия, а последствия имеют свойство затрагивать тебя самым непосредственным образом, то прежде чем сделать какой-либо серьёзный шаг, надо хорошенько подумать, взвесить риски. Человеку несвободному проще — решения за него принимают другие. И пусть последствия он всё равно чувствует на своей шкуре, но зато ответственность за это всегда можно спихнуть на других — мол, "это они виноваты". От этого и на душе комфортнее становится.

Поэтому большинство людей — внутренне являются рабами. Так им легче и проще. Эти рабы, как и приручённые человеком собаки, могут быть разными. Рабы сытые, рабы голодные и недовольные, рабы холёные, откормленные, бездельничающие, рабы цепные, рабы жалкие в своей ничтожности, рабы на "хлебном месте", рабы на пенсии и прочая. Но презирать их за это нельзя, только слабые и подлые люди издеваются над несчастными.

Поэтому нам понимание, что все вокруг рабы, нужно в первую очередь для осознания одной простой, но выглядящей (с точки зрения внутреннего "надсмотрщика") ужасающей мысли. Мысль эта состоит в следующем: мнение других — это всегда мнение рабов, а ценность мнения рабов равносильная ценности собачьему лаю на проходящий караван. Другими словами, качество внутренне свободного человека — это полное игнорирование чужого мнения. Согласитесь, мысль крамольная. Но по-другому никак.

Внутренняя свобода — основа успешной самореализации

Очевидно, что чем меньше рамок внутри человека, тем более он успешен в своих действиях, поскольку способен делать такие вещи и такими способами решать поставленные задачи, о которых обычный человек даже помыслить не в состоянии, так как они находятся за пределами его рабского мировоззрения.

Например, людям с рабским мировоззрением не приходило в голову, что из плесени можно добыть лекарство (изобретение пенициллина Флемингом), ведь плесень — это "кака", копаться в ней "неприлично", как-то неудобно на вопрос окружающих — "чем ты занимаешься?" — отвечать "в плесени копаюсь". Не солидно как-то.

Если представить это в виде метафоры, то свободный человек забирается на дерево (то есть занимается личностным ростом) и обозревает оттуда жизнь во всей её широте и великолепии, понимает что к чему, куда, откуда и зачем. В то время как внутренне несвободный человек с рабской моралью топчется вокруг, поскольку залезать наверх страшно, да усилий требует, вот если бы безо всякого труда раз! И сразу на вершине. И видит несвободный только кусты, стволы, буреломы да темень леса. И так и проживает жизнь в неведении и по чужим правилам, не реализовав свой потенциал. Жалко его.

Поэтому для тех, кто хочет построить свою жизнь сам, по своим канонам, согласно своему, выработанному, выстраданному, основанному на реальных фактах мировоззрению. Кто хочет прожить свою жизнь счастливо, полноценно, занимаясь тем, чем он хочет, реализовать своё жизненное предназначение , выстроив свои отношения с миром так, как ему удобно. Для таких людей вопрос обретения внутренней свободы — это вопрос глотка кислорода. Без всяких "или-или".

Вы когда-нибудь задумывались о том, от кого на самом деле зависит ваше состояние внутренней свободы?

О! Я уже слышу ваш мгновенный ответ: "Конечно, от меня, от кого же ещё?"

Но погодите, давайте не будем торопиться и спокойно во всём разберёмся…

Если задать человеку вопрос в лоб: "Чувствуешь ли ты внутреннюю свободу?" , как правило, в воздухе повисает пауза, а затем мозг начинает поиск ответа, и человек пытается объяснить самому себе, что, конечно же, он свободен. И далее выстраивается некая логическая цепочка: я свободен, потому что я могу сделать это, могу сделать то и так далее.

Как, например, вы отреагировали на этот вопрос? Успели отследить?

А что же это такое — внутренняя свобода?

Внутренняя свобода — это такое состояние, пребывая в котором мы при любых обстоятельствах свободны выбирать то, от чего нам хорошо.

Правда, здо рово?

Живя в состоянии внутренней свободы, мы всегда, при любых обстоятельствах можем выбирать то, что нам нравится, что нам подходит!

Но ловушка-то и заключается в том, что зеркалом нашей внутренней свободы являются отношения с другими людьми.

Например, если ваше настроение портится от того, что на вас как-то не так, по вашему мнению, посмотрели муж (жена), начальник, подруга, продавщица ближайшего супермаркета или сосед из второго подъезда, то можете быть уверены — внутренней свободы вам точно не хватает.

Потому что, если вы зависите от настроения и действий других людей, то, что тогда зависит от вас?

Что тогда вы можете свободно выбирать, и вам будет от этого хорошо?

Вы сможете выбрать настроение другого человека?

Абсурдный вопрос, не правда ли?

Конечно, вы можете выбирать только собственное настроение!

Но что же делать , если всё-таки эмоции других людей вас сильно цепляют, и вы злитесь и обижаетесь на них или вините себя за нерешительность, агрессию, неспособность отказать или достойно ответить?

Ответ один : сначала необходимо освободить свою душу из плена негативных переживаний, ограничивающих внутреннюю свободу и способность к открытому и искреннему общению с другими людьми.

В первом блоке нового тренинга вы освоите систему упражнений, которая поможет вам освободиться уже в процессе тренинга от самых цепляющих переживаний, имеющих корни в глубоком детстве. И сразу же начать генерировать в себе ресурсное состояние внутренней свободы и жизненной энергии, необходимой для реализации ваших целей. Чем мы и займёмся во 2-ом и 3-ем блоках нового тренинга. Готовьтесь! Да-да, вы активно будете реализовывать свои цели уже в процессе тренинга!

Итак, состояние внутренней свободы является фундаментом всех остальных позитивных переживаний: любви, счастья, гармонии, уверенности, активности, жизненной энергии.

Важно ответить себе на вопрос: Зачем вам внутренняя свобода?

Представьте, что вы внутренне свободны, что тогда вы сделаете, что изменится в первую очередь в вашей жизни?

Если вы не можете ответить себе на этот вопрос, то тогда теряется смысл работать над обретением внутренней свободы. И ваши желания быть свободными так и останутся очередной абстракцией вашей жизни, о которой вы будете лишь мечтать, а на самом деле просто искать подтверждения, что для вас это невозможно…

Ответьте на вопрос прямо сейчас: "Зачем вам состояние внутренней свободы?"

Ответ начинайте со слов: "Для того чтобы…" И постарайтесь ответить как можно конкретнее.

Ответ: "Для того чтобы радоваться жизни" хорош, но что именно вы реализуете, что изменится, когда вы станете радоваться жизни? Помните! Больше конкретики!

Сначала ответьте сами, а потом уже прочитайте предложенные варианты, которыми вы сможете дополнить свои ответы… Это важно!

Итак, предлагаю мои ответы:

  • Для того чтобы видеть больше возможностей для реализации способностей, талантов, потенциала.
  • Для того чтобы адекватно воспринимать реальность, а не через призму привычных реакций, стереотипов и убеждений, внушённых в детстве родителями и социумом.
  • Для того чтобы осознать жизненное предназначение и смело двигаться по жизненному пути.
  • Для того чтобы заниматься своим делом, ставя цели и достигая их без разрушающего стресса, с удовольствием и энтузиазмом.
  • Для того чтобы не зависеть от мнения других людей, а самостоятельно принимать свои собственные важные решения.
  • Для того чтобы создать гармоничные отношения с близкими людьми на основе уважения, любви и взаимопонимания.
  • Для того чтобы собственным примером помочь своим детям адаптироваться во взрослой жизни, даже если вы неосознанно причинили им боль своим воспитанием… Ошибки исправлять никогда не поздно!
  • Для того чтобы отказаться от разрушающих отношений… Да-да, и это тоже важно!
  • Для того чтобы общаться с людьми открыто и искренне и выбирать окружение единомышленников, взаимоотношения с которыми вдохновляют и обогащают душевно и духовно.
  • Для того чтобы жить по собственному сценарию, который мы можем написать заново, так как именно мы хотим, чтобы было в нашей жизни.
  • Для того чтобы чувствовать в себе силы жить, творить, любить, дарить радость и вдохновение окружающим людям и миру.

Я писал об основных источниках несвободы. Таких источников сыскалось немало и, что характерно, один из них — это наше стремление сделать жизнь лучше, гармоничнее, свободнее. В этой статье я постараюсь нащупать дорожку к обретению внутренней свободы, насколько она вообще доступна человеку.

Первым делом дадим все же более-менее рабочее определение внутренней свободы.

Внутренняя свобода – это состояние человека, в котором его мысли, желания и действия зависят прежде всего от него самого, а внешнее давление вроде общественного мнения сначала как следует осознается и анализируется с позиций самого человека.

Проще говоря, внутренняя свобода – это когда человек думает и делает то, что он хочет на самом деле (в крайнем случае – то, к чему подталкивают реальные обстоятельства, но не чужие мнения и идеи). И — немаловажное дополнение! — при этом человек должен чувствовать себя комфортно. «Поступать по-своему» умеют и дети — с криком и плачем. Нет, внутренне свободный человек, поступая по своему не терзается и не испытывает сомнений.

Ну а теперь к главному. Как же все-таки обрести внутреннюю свободу?

Так и подмывает написать что-то вроде:

«Дык, все просто! Нужно для начала разобраться со своими истинными целями и , как следует подумать и заставить себя поменять отношение к миру: так, чтобы рассматривать все с позиций разума, делать только то, что тебе на самом деле нужно, отметать к чертовой бабушке общественные стереотипы, ко всему подходить с циничной ухмылочкой и арифмометром».

И это был бы действительно правильный совет. Более того, совет универсальный, вышеприведенный абзац — это краткая, но содержащая все необходимое инструкция по саморазвитию НА ГОДЫ.

Но мы сегодня говорим исключительно о внутренней свободе, пытаемся взглянуть на саморазвитие с этой точки зрения, забыв о других (в этом, собственно и есть польза многочисленных психологических понятий, которые часто пересекаются друг с другом, таких как: , самооценка и т.д.)

Поэтому я предложу специальный вариант обретения внутренней свободы (можно сказать, программа освобождения). Выдавливать из себя раба будем вот так:

1. Определяем, что именно делает вас зависимым и несвободным в наибольшей степени. Небольшой перечень возможных источников есть в . Но вы — поразмыслив пять минут — легко найдете главного врага своей свободы и самостоятельно. Это может быть ваша компания или коллеги на работе, член семьи, регулярно читающий вам мораль (самые распространенные случаи). Это может быть и нечто более экзотическое — кумир-авторитет в любой сфере, стереотипы, прививаемые «гуру» , даже любимая книга, фильм (ау, поклонники «Секрета»!) или афоризм.

2. Теперь искореняем влияние этого фактора. Как искореняем? Просто вдумываемся во все, что слышим (или воспринимаем по-другому) от этого источника. Вдумываемся, анализируем, находим противоречия и (особенно важно) несоответствия вашему внутреннему миру. Этот шаг не так уж сложен. Главное здесь — научиться воспринимать не в фоновом режиме, а активно, обдумывая. На развитие этого умения может уйти некоторое время.

В итоге вы получите небольшой глоточек свободы — свободы именно от выбранного источника несвободы (корявенько сказано, но что поделать). Свобода не значит полное отрицание. Свобода — подчеркиваю — означает разумный выбор. То есть вы будете продолжать слушать коллегу, который учит вас жизни, но его речи будут иметь только то значение, которое вы выбираете САМИ, в соответствии со своими целями и желаниями. Вас не будет это раздражать. Вы вообще сможете не допустить это в свою жизнь. Или — допустить, обогатить и использовать себе на пользу.

(Кстати. Когда вы добиваетесь этой цели, то чувствуете мощный подъем и воодушевление, захватывающее ощущение свободы и власти над собой. Хотя бы ради него стоит попробовать)

3. (можно делать одновременно с шагом 2) Вы ведь ведете дневник? Нет? Жаль, это неплохой . Тогда заведите хотя бы на недельку. Пишите туда мысли и дела безо всякого стеснения, чем подробнее, тем лучше. Пишите для себя, наплевав на правильное оформление, красивый почерк и орфографию. Не стесняйтесь записывать самые бредовые и малозначительные мысли.

Под конец недельки берем красный карандаш (или инструмент «маркер» в ворде) и перечитываем свою писанину. Ищем мысли, поступки и слова, которые свидетельствуют о нашей несвободе. Разбираем каждый случай, спрашивая себя «а как правильно»?
Относитесь к этому легко, как к игре. Хорошо делать подобные упражнения вдвоем с человеком, которому доверяете, помогая друг другу.

4. На следующей неделе вылавливаем помеченные несвободой мысли и дела уже в процессе — и стараемся исправиться. Это не так уж сложно. — потому что главные «тараканы» повторяются изо дня в день. Если все же сталкиваетесь с трудностями — повторите предыдущий шаг.

Благодаря 4 шагам по прошествии некоторого времени вы должны:
а) избавиться от одного из самых зловредных источников внутренней несвободы
б) научиться анализировать себя и свое поведение, бороться с проявлениями несвободы
в) решить часть своих проблем и выработать некоторые полезные качества

Теперь для закрепления эффекта можно сделать еще две вещи:

5. Проделайте с днем то же самое, что и с неделей (можно даже расчертить табличку по часам: что делал-думал-говорил, что было неправильно, как надо. Смысл тут — в концентрации на мелочах. Это позволяет не только усилить эффект, но и открыть для себя новые горизонты: мелочи помогают выявить или предвидеть более важные вещи.

6. И наконец рекомендую на время сменить обстановку и круг общения. Уехать в отпуск, например. Это позволяет «оттенить» свои достижения (издалека вещи зачастую понятнее и четче). А еще новая обстановка поможет вам потренироваться в противодействии новым источникам несвободы, бороться с которыми проще, чем с застарелыми. Ну и просто отдохнуть от трудов праведных на ниве саморазвития))))

Понятие свободы включает в себя много аспектов: свобода воли, социальная свобода, философские вопросы. В этой статье я коснусь только психологического понятия свободы.

Что такое внутренняя свобода? Что мешает поступать в соответствии со своими желаниями и потребностями, и что с этим делать?

Внутренняя свобода - это способность человека делать в различных ситуациях осознанный выбор, который определяется его потребностями, его пониманием того, что необходимо. Этот выбор должен опираться на осознанность и быть только своим. Мне кажется, что лучшие фильмы или книги (есть рейтинг) объединяет стремление к внутренней свободе. Когда герой, несмотря на препятствия, делает важный шаг в согласии с собой.

Иногда внутреннюю свободу ассоциируют с отрешенностью , безразличием к тому, что происходит вокруг. Это скорее психологическая защита, игнорирование, уход от проблем, неприятие того, что окружает, неумение адаптироваться и взаимодействовать. Человеку необходим для счастья эмоциональный контакт - это его базовая потребность. Значит, уход от такого контакта не может быть благом, каким бы изощренным индивидуализмом это не оправдывалось.

Не существует независимых людей. У каждого есть обязательства. Быть внутренне свободным - это не значит игнорировать свои обязательства по отношению к другим. Осознанная необходимость вынуждает им следовать. Желание отдать деньги, которые взял в долг, совпадает с внутренним убеждением и никак не ограничивает внутренней свободы.

Но есть вещи, не принятые внутренне, интроекты, полученные разными способами от других людей, не ставшие собственными убеждениями. Чаще всего они из детства от родителей или других значимых людей. Они диктуют, как поступать или реагировать в разных ситуациях. И тогда человек, как робот, запрограммирован на реакции и поступки. Он и хочет сделать по-другому, но что-то (чаще неосознаваемое) мешает этому. Как будто кто-то другой делает это за него. Он не выбирает и не обладает внутренней свободой.

Мама говорит дочери - сиди дома, на улице много опасностей и плохих людей. Так она спасается от своих страхов за дочь. Школа, институт, только самое необходимое общение. Дочь успешно выполняет эту установку, и к двадцати годам совсем не умеет общаться, испытывает страх нахождения среди людей. Она зависима от этого жизненного сценария, он не оставляет ей выбора, ограничивает ее внутреннюю свободу.

Такие ограничители есть в жизни каждого человека:

  • рамки морали, навязанной извне и не принятой внутренне,
  • родительские "нельзя" как красные флажки, через которые не прыгнуть,
  • зависимости, с помощью которых отыгрываются психологические травмы,
  • традиции,
  • ложные убеждения,
  • страхи...

Так нельзя. А почему, собственно? Может быть это чужое «нельзя»?
Чем больше ограничителей - тем меньше внутренней свободы.

Часто таким ограничителем выступает сравнение:
У соседа больше денег, он круче.
У подруги фигура лучше.
Я меньше знаю, меня не примут в этой компании.
Сравнение отнимает много энергии. Человек скован, застенчив, если считает себя хуже - или заносчив, агрессивен, если другой кажется слабее. Впрочем, бывает и наоборот. Главное, что мотивами поведения управляют собственные комплексы. Не так важно, что скажут или подумают другие. Они озабочены в основном тем же самым. Главное - внутреннее согласие.

Порой интересы пересекаются, и нужно находить компромисс. Моя свобода кончается там, где начинается свобода другого. Приходится как-то уживаться. Свободный человек уважает чужое личное пространство, потому что для него это ценность.

Взрослому легче отстоять свои права. А вот родителей не выбирают. За их ошибки в воспитании приходится расплачиваться детям. Мать решает полностью посвятить себя воспитанию сына, жертвуя своей личной жизнью - а сыну для правильной адаптации в мире необходим рядом гармонично развитый взрослый, а не жертва. Отец-тиран подавляет волю ребенка, лишает его самостоятельности - в результате не развивается способность слышать себя, принимать решения. Да, стартовые условия разные, но все преодолимо, было бы желание.

Важность, которая иногда придается поступкам в жизни, может мешать решению . Молодая женщина понимает, что не хочет жить со своим партнером, они просто совсем разные. К тому же она терпит физическое и психологическое насилие, и ситуация не меняется долгое время. Единственным разумным шагом является развод. Но развод для нее - слишком серьезный шаг. За этим стоит ложное убеждение, что замуж обязательно нужно выходить один раз и на всю жизнь. Об этом ей говорила еще бабушка, поднимая вверх палец и очень значительно. Не делая этот шаг много лет, она мучается, лишая себя возможного счастья, теряя драгоценное время своей жизни, которое нельзя вернуть. Каждый день неповторим.

Зависимость лежит на другом полюсе свободы. Зависимость от чужого мнения сковывает, снижает количество вариантов поведения. "Так поступают все, так принято, и ты должен". Это навязанное извне очень трудно преодолеть. Реклама вбивает в голову выбор товаров, услуг, даже людей.
Одеваться нужно так - это модно.
Машина должна быть дорогая - это имидж.
Отдыхать нужно на Мальдивах - это престижно.
А нужно ли это конкретному индивидууму? Поток информации захлестывает. Стоит прислушаться к себе, понять свои истинные потребности, сделать свой собственный выбор. Это и есть внутренняя свобода.

Курящий зависим от сигареты, и пока он курит, у него нет выбора: курить или нет. Но есть выбор бросить курить. Чем меньше зависимостей, тем больше вариантов выбора. Курящий в перерыве пойдет курить, а у некурящего есть разные варианты. Первым шагом к преодолению любой зависимости является ее признание. Избавляясь от зависимостей, вы расширяете свое пространство внутренней свободы.

Иногда кажется, что нет разумного решения. Это результат работы внутренних "табу" . Здесь очень помогает поисковая активность - активное поведение по поиску решения в условиях неопределенности результата. Всегда есть выбор: смириться с отсутствием решения или продолжить его поиск. Внутренняя свобода предполагает наличие выбора, значит, если смириться, то и свободы уже нет.

"Успех это движение от неуспеха к неуспеху
без потери энтузиазма".
У. Черчилль (Нобелевский лауреат по литературе, между прочим).

Любые великие свершения включают в себя фазу неудачи. Но поисковая активность рано или поздно приводит к достижению результата. Без нее внутренняя свобода ограничена.

Внутренняя свобода, как и свобода вообще, требует мужества, так как она предполагает ответственность за свою жизнь. Для многих людей это невыносимый груз. Э. Фромм пишет об этом в своей книге с говорящим названием "Бегство от свободы".

Свобода предполагает ответственность. Эти понятия неразрывны. Безответственным быть легко. Не надо принимать решения, если доверится богу, правителю, жене или соседу. Тогда можно просто плыть по течению, от себя ничего не зависит, за себя не надо отвечать, и ни о какой свободе говорить не приходится. Да и не нужна она мне - скажет кто-то - и так нормально. И это тоже выбор. Каждому свое.

Одним решения даются легко, другие не могут шагу ступить без оценки этого шага со всех сторон. Им кажется, что нужно непременно сделать этот шаг правильно. Однако не бывает объективно правильного или неправильного для человека , если речь не идет о движении в сторону зависимостей. Он сам и объект, и субъект одновременно. Любой внешний взгляд является поверхностным.

Со стороны кажется, что успешный врач, которая вдруг уволилась из престижной клиники и стала делать и продавать куклы, совершила нелепый поступок. Но если учесть, что она мечтала об этом всю жизнь, а в медицинский институт поступила по настоянию родителей, то картина меняется. Теперь она занимается, наконец, любимым делом и получает от этого удовольствие каждый день.

Это сложно - находить и осмысливать свои ограничители, но процесс значительно облегчается и ускоряется, если удается успешно справиться хотя бы с одним. Появляется опыт успеха, который рождает уверенность. Чтобы обойти земной шар, надо сделать первый шаг, говорит китайская мудрость. Так, "выдавливая из себя раба по капле", рождается пространство внутренней свободы.

Не потому ли мы испытываем радость, когда кто-нибудь преодолевает на наших глазах свой ограничитель и делает свободный выбор? Классический пример: фильм "Полет над гнездом кукушки" где финальный эпизод - символ прорыва к внутренней свободе. Такие моменты рождают переживания, которые помогают переосмысливать эпизоды собственной жизни, даря особое, ни с чем не сравнимое чувство полета, инсайд, чувство своего успеха.

Для человека, который обладает внутренней свободой, характерно легкое, может быть, чуть ироничное отношение к жизни, а еще чувство юмора. Помните фразу внутренне свободного Мюнхгаузена:

Я понял, в чем ваша беда. Вы слишком серьезны.
Умное лицо - это еще не признак ума, господа.
Все глупости на Земле делаются именно с этим выражением лица.
Улыбайтесь, господа! Улыбайтесь…

Свободный человек живет в гармонии с собой. Он делает любимую работу, он идет домой с удовольствием, потому что там его ждет близкий ему человек, он может изменить свою жизнь, если что-то пошло не так. Он имеет пространство выбора - внутреннюю свободу. Есть такие? Конечно, есть, и всегда есть к чему стремится.

В мире не все в руках человека, жизнь конечна, бывают трагические случайности. Нельзя избежать печали и потерь, и счастливые тоже плачут. Это экзистенциальная данность, ее нельзя изменить. Но в рамках своей жизни всегда есть выбор. Внутренняя свобода приближает к пониманию своего предназначения, позволяет чувствовать мир во всей его полноте, это обретение себя настоящего.