Ученые. Профессия учёный




Ученый

Развитие научно-технического прогресса идет сегодня быстрыми темпами. Открытия следуют одно за другим, новые материалы, технологии, методы появляются чуть ли не ежедневно. И происходит это все благодаря работе ученых, которые делают анализы, проводят опыты в рамках изучения той или иной науки. Результаты их исследований публикуются в научных изданиях, выводы звучат на конгрессах и симпозиумах. Чтобы называться ученым, нужно не только заниматься научными разработками, но и иметь ученое звание, а деятельность должна быть признана научным сообществом.

История появления профессии УченыйКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

В древности, когда люди не имели представления ни о каких научных конференциях, не имели ученых степеней, не сравнивали количество опубликованных работ, первыми учеными можно было назвать жрецов. Наука тогда находилась в неразрывной связи с религией. Позднее, отойдя от религии, она сблизилась с философией, а затем выделилась в отдельную отрасль. Времена Средневековья знаменуются появлением системы ученых званий и степеней, присваиваемых церковным деятелям, врачам, философам, которые занимались научными изысканиями. В 19 веке окончательно сформировалось современное понимание ученого как профессии.

Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

Значение профессии ученого переоценить просто невозможно. Именно благодаря их труду история движется вперед, от прогресса к научно-техническим революциям и обратно. Все, что современные школьники изучают в школе по физике, математике, биологии, химии в свое время было открыто учеными в результате долгой и кропотливой работы.

Особенности профессии УченыйУникальность и перспективность профессии

По специальности ученый может быть инженером или историком, врачом или физиком. Он должен иметь множество публикаций, в том числе и учебников, работать в сфере не только научной, но и педагогической деятельности (читать в вузе лекции, вести практические занятия, иметь своих учеников).

"Подводные камни" профессии УченыйВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

Отрицательной чертой отечественной научной среды является то, что условия для работы и оплата труда наших ученых оставляют желать лучшего. Поэтому лучшие умы переманиваются зарубежными научными центрами, в которых и рабочие условия идеальны, и заработная плата высока, и оборудование самое современное. «Утечка мозгов» за границу - одна из главных проблем нашего государства сегодня.

Где и как получить профессию УченыйГде обучают профессии?

Ученый - это не профессия, которую можно получить в вузе. Для этого необходимо много и упорно трудиться: получить высшее образование, сдать кандидатский минимум, получить степень кандидата наук, защитив кандидатскую диссертацию, публиковать в научной литературе свои работы, читать лекции в вузе. В дальнейшем можно получить звание профессора, академика.

Писал эту заметку как бы про запас. Но учитывая, что пресловутая реформа Российской академии наук выходит в решающую стадию третьего чтения в Госдуме, думаю, что надо бы опубликовать (по противоречивой информации завтра 17 сентября закон либо примут в третьем чтении с самыми неприемлемыми пунктами, либо вернут во второе чтение, где тоже непонятно, что будет происходить ). Данная статья описывает мою личную точку зрения, которая может не совпадать с точкой зрения коллег и руководства. Речь пойдет о том, что из себя представляют ученые, чем они занимаются и какая от этого польза.

В заключение, прошу поддержать инициативу о непринятии законопроекта о реформе РАН (необходима регистрация на сайте Госуслуги).

P.S. Только что пришло вот что.

Профсоюз [РАН] поддерживает предложение о проведении гуляний завтра утром у Думы (и в других регионах), профсоюз поддерживает обращение конференции научных работников РАН, профсоюз призывает к проведению собраний трудовых коллективов, по результатам которых будут направлены обращения к президенту, и будет такие собрания инициировать. Завтра планируется в Думе распространить обращение Рубакова среди депутатов непосредственно в здании Думы. Также уже начата подача заявок на проведение пикетов в Москве и регионах, затем будут подаваться заявки на проведение митингов. Собственно, акции в начале сентября и анонсировались как предупредительные.

Posted on Sep. 16th, 2013 at 02:08 pm | | | |

Образ ученого у нас нередко ассоциируется с улыбчивым бородатым мужчиной в очках. Нам кажется, что у научных работников самая размеренная жизнь и самая безопасная профессия. Увы, это далеко не так. За последние два-три десятилетия по всей планете были убиты, похищены или покончили жизнь самоубийством сотни исследователей. Что же с ними случилось? Почему в современном мире профессия ученого стала такой опасной?

Жертвуя собой ради науки

Во все времена настоящие ученые были готовы пожертвовать многим, даже своей жизнью, ради установления истины. История науки сохранила немало примеров, когда исследователи погибали во время научных экспериментов, заражали себя смертельно опасными болезнями, чтобы найти способ борьбы с ними. Многие были готовы взойти на костер, как Джордано Бруно, лишь бы не отрекаться от своих идей. Давайте вспомним о некоторых ученых, пожертвовавших собой ради науки.

Среди них российский физик, профессор Георг Вильгельм Рихман, соратник и друг М. В. Ломоносова. Он погиб во время проведения опыта с атмосферным электричеством. 6 августа 1753 года, когда во время грозы Рихман занимался очередным экспериментом, из стоявшего рядом с ним прибора внезапно появился огненный шар, который направился прямо к голове исследователя. Послышался звук, напоминающий пушечный выстрел, Рихман упал замертво, а стоявшего рядом гравера Соколова повалило на пол и даже оглушило. Полагают, что Рихман стал жертвой шаровой молнии.

Считают, что самые опасные профессии у пожарных, военных и полицейских, однако вспомним о вулканологах, которые, рискуя жизнью, спускаются прямо в жерло вулкана, задыхаются от ядовитых газов, уворачиваются от падающих на них вулканических пород, берут образцы из потоков огнедышащей лавы. Причем делают они все это не ради любопытства, а ради спасения людей, ведь любое внезапное извержение вулкана может унести тысячи жизней. Случается, вулканологи гибнут. Так, 18 мая 1980 года 30-летний ученый Дэвид Джонстон погиб во время взрывного извержения, исследуя проснувшийся после 123-летней «спячки» вулкан. Вместе с ним погибло еще 56 человек.

А на какие жертвы шли ученые-медики ради науки и спасения жизней людей! Они заражали себя самыми смертельными инфекционными заболеваниями, чтобы иметь возможность их успешно лечить. В конце XIX века студент-медик из Перу Даниель Алсидес Каррион Гарсия изучал перуанскую бородавку, или лихорадку Ороя, которые на тот момент считались одним и тем же заболеванием. Данные заболевания переносились москитами и были распространены только в Перу, Колумбии и Эквадоре. Если заражение перуанской бородавкой вызывало лишь высыпания и поражения кожи, то лихорадка Ороя приводила к высокой температуре и анемии, в большинстве случаев вызывая летальный исход.

Каррион хотел открыть способ диагностировать перуанскую бородавку еще до появления высыпаний на коже. 27 августа 1885 года молодой ученый ввел себе кровь зараженного мальчика и начал вести дневник наблюдений. Через 21 день он почувствовал недомогание и боль в левой лодыжке, а через два дня после этого у него началась лихорадка. Ученого мучили колики в животе, боли в костях, ужасная жажда, он совсем перестал есть. К тому времени Даниель уже понял, что у него развилась лихорадка Ороя. Каррион скончался 5 октября 1885 года, доказав своим смертельным экспериментом, что обе инфекции вызваны одним возбудителем, следовательно это одно и то же заболевание.

А вот норвежский врач Даниель Корнелиус Даниельссен всю свою жизнь посвятил исследованию проказы (лепры). По его инициативе был создан лепрозорий, который он и возглавил. В период 1844-1858 годов этот медик сделал несколько попыток заразить себя проказой. Чего он только не предпринимал! Вводил себе кровь прокаженных, пересаживал фрагменты лепрозных узелков себе под кожу. Из-за крайне медленного развития проказы результаты каждого опыта приходилось ждать несколько лет. Надо отметить, что за своим самоотверженным руководителем последовало и несколько его подчиненных. Все они знали, что в случае заражения будут долго и мучительно умирать, но все же шли на риск, целью которого было выяснить процесс распространения проказы. К счастью, никто из них не заболел этой страшной болезнью, она оказалась не так заразна, как считали ранее. Увы, не все героические поступки ученых-медиков заканчивались столь благополучно, многие из них мучительно умирали от различных ужасных болезней, успевая внести при этом бесценные данные в копилку медицинских знаний. Благодаря таким ученым были побеждены эпидемии, когда-то опустошавшие города и страны.

Тайна списка Шелдона

Довольно необычный случай самоубийства произошел в октябре 1986 года в Бристоле. Одетый в дорогой элегантный костюм мужчина вышел в пустынном месте из машины, подошел к дереву и крепко привязал к нему конец веревки, на другом ее конце он сделал петлю, которую набросил себе на шею. После этого мужчина сел в машину и нажал на педаль газа, рванув ее с места. Результатом стала мгновенная смерть. При обыске тела полицейские, прибывшие на место происшествия, обнаружили документы на имя профессора Аршада Шарифа. Стражи закона назвали причиной гибели самоубийство и на этом успокоились. Никому не показалось странным, что профессор, намереваясь совершить самоубийство, зачем-то покинул Лондон и проехал 100 км до Бристоля.

Возможно, этот случай так и остался бы без должного внимания, но через несколько дней еще один ученый из Лондона профессор Вимал Дазибай также доехал до Бристоля, чтобы броситься с местного моста. Странное совпадение, не так ли? Тем более если учесть, что оба ученых работали над одной темой - разработкой оружия для английской программы, схожей с американскими «Звездными войнами», причем оба проявляли повышенный интерес к НЛО.

Эти странные самоубийства крайне заинтересовали известного американского писателя Сидни Шелдона, который решился на их самостоятельное расследование. Его результат оказался крайне неожиданным, ведь ему удалось выяснить, что после Шарифа и Дазибая при различных обстоятельствах расстались с жизнью еще 23 человека, занимавшихся «Звездными войнами» и проблемой НЛО. Словно на этих ученых внезапно обрушилась своеобразная эпидемия смерти.

Вряд ли подобное можно считать случайностью или совпадением. Что же с ними случилось? Одна часть их обезумела и покончила с собой, а другая в то же время стала жертвой катастроф и несчастных случаев? Среди версий, пытающихся объяснить тайну списка Шелдона, фигурирует деятельность спецслужб других государств, являющихся конкурентами в области новых технологий и вооружений. Еще одна версия возлагает вину за гибель ученых на агентов конкурирующих компаний и ведомств, как британских, так и зарубежных. Пожалуй, самая экзотическая версия связывает смерть ученых с пришельцами из космоса, ведь они разрабатывали оружие, способное сбивать НЛО. До сих пор нет никаких конкретных фактов, позволяющих отдать предпочтение той или иной версии.

Вечный двигатель не изобретать!

Стоит отметить, что настоящую охоту на ученых открыли еще в первой половине XX века. Убийства русского профессора Филиппова, немецкого изобретателя Рудольфа Дизеля, академика Владимира Бехтерева - это наиболее значимые имена ученых, чья жизнь оборвалась по чьей-то злой воле в начале прошлого века. Устранялись и гораздо менее известные в науке личности и даже изобретатели-самоучки.

Например, в 1917 году в США эмигрировал из Португалии некий Андрее, который вскоре заявил о сенсационном открытии. По его словам, он изобрел химическую жидкость, несколько капель которой добавленные в ведро воды превращало последнюю в отличное горючее для двигателей внутреннего сгорания. Специально созданная научная комиссия даже организовала пробег автомобилей на этом чудо-горючем. Комиссия признала топливо Андреса уникальным, - оно не только превосходило бензин, но и являлось экологически чистым. Наверное, весь мир давно бы ездил на таком горючем, но его изобретатель сразу после пробега бесследно исчез. Только представьте, каких доходов лишились бы нефтяные, газовые и угольные магнаты, если бы появились новые источники энергии!

Скорее всего, тому же Николе Тесле в свое время удалось открыть неисчерпаемый источник энергии. Удивительно еще, что этот уникальный ученый сумел дожить до преклонного возраста. Возможно, его заставили продать все права на изобретение и основательно припугнули. Конспирологи говорят, что топливные воротилы, желая прослыть прогрессивными людьми, разрешают и пропагандируют только те альтернативные источники энергии, которые практически не грозят им потерей рынка. Это ветряки, солнечные батареи, приливные электростанции.

Кто охотится на ученых?

За последние два-три десятилетия в мире были убиты или бесследно исчезли сотни ученых, среди которых немало и российских. Трагический отсчет потерь нашей науки начался еще в апреле 1985 года, когда в Мадриде загадочным образом исчез кандидат физико-математических наук Владимир Александров. Он стал всемирно известен благодаря разработанной им математической модели последствий ядерного конфликта для климата Земли. В октябре 1983 года в Вашингтоне на конференции, посвященной оценке последствий возможной ядерной войны, он выступил с изложением полученных им результатов.

Его расчеты показывали, что, если СССР и США используют только 30-40% накопленного ядерного оружия, поднятая в атмосферу сажа на несколько месяцев перекроет доступ солнечного света к поверхности Земли. Из-за этого сначала наступит ядерная ночь, а за ней и ядерная зима, температура на всей поверхности планеты понизится до 30 и более градусов ниже нуля. Только через год температура начнет постепенно повышаться, однако климатический механизм Земли коренным образом перестроится, в результате наступит нечто вроде малого ледникового периода.

Конечно, выводы ученого вызвали большой общественный резонанс. В мировых СМИ только и писали о ядерной зиме и о том, что ядерный конфликт будет самоубийственным для цивилизации. Полтора года Александров не раз выступал на различных научных конференциях по всему миру, побывал даже в Ватикане и в Сенате США. 1 апреля 1985 года ученый выступил на очередной конференции в Испании. Уже накануне вылета на родину Владимир Александров вышел из гостиницы подышать воздухом и обратно не вернулся.

Вещи и деньги ученого остались в гостинице, а через три недели в Москве должна была состояться защита его докторской диссертации. Исчезновение известного советского ученого буквально в центре Мадрида вызвало грандиозный дипломатический скандал, однако все предпринятые расследования так и не дали результата, никаких следов Александрова обнаружить не удалось. Прошло уже много лет, но никаких новых данных по исчезновению ученого так и не поступило.

Однако «бодаться» в то время с СССР и КГБ американцам было сложновато, поэтому особо навредить нашей науке они не могли, а вот с развалом Союза для такой деятельности открылись большие возможности. Научно-исследовательские институты закрывались, штаты сокращались, зарплаты не выплачивались или были такими, что на них было невозможно прокормиться. Многих талантливых ученых в то время переманили за рубеж; впрочем, многих и не надо было переманивать, они сами уехали, устав от безденежья и невозможности нормально работать.

Казалось бы, что может быть более неблагодарным делом, чем заниматься наукой? Постоянное обучение, исследования, бумажная волокита, научные конференции – все это при минимуме дохода и ограниченном свободном времени. Но что же на самом деле привлекает молодых людей становиться учеными? Опросив своих коллег, мне удалось составить список причин, которые подвигли современное поколение .

Причина №1. Я стану великим ученым и совершу революцию в своей области

Действительно, если энтузиазм молодых людей направить в правильное русло, то можно воспитать в них гениальных . Профессия ученого наиболее привлекательна именно своей практической составляющей. Свободный выбор направления исследований принято считать несомненным плюсом научной карьеры. В отличии от любой другой сферы, в науке вектор развития не диктуется высшим . Напротив - в научной среде профессора, деканы и заведующие лабораториями поощряют самостоятельное мышление своих молодых научных работников. Более того, часто область деятельности ученого выходит за пределы чисто научной проблематики - это административная работа, преподавание, работа в промышленности, в комиссиях и т.п. Таким образом, каждый может выбрать множество различных путей развития своей карьеры с учетом того, как меняются с течением времени его интересы, приоритеты и цели.

Что же касается революционных открытий, то по статистике каждая десятая научная идея имеет большое значение для развития человечества. Непосредственное участие в научных открытиях, пусть даже очень скромных, представляет собой колоссальный опыт и дает возможность понять,оценить и насладиться происходящим в науке в целом.

Причина №2. Я буду много путешествовать, продвигая свои идеи по миру

Конференции, повышение квалификации, обучающие программы, гранты – это неотъемлемая часть научной деятельности. В результате можно действительно повидать мир, узнать много нового как для своей тематики, так и для общего развития, завязать полезные и интересные знакомства. При выборе научной карьеры перед вами открывается целая вселенная нового и увлекательного. Трудно переоценить роль профессии ученого в развитии международного сотрудничества. Члены национальных академий наук и международных научных сообществ могут преодолеть политические, религиозные и языковые барьеры, общаясь друг с другом на языке науки. Ученые могут гордиться тем, что результаты их труда объединяют мир и улучшают качество жизни людей. Кроме того, международные проблемы науки и образования привносят много интересного в личную жизнь ученых.

Причина № 3. Я буду работать в дружной команде интеллектуалов

Научная деятельность содержит мощный социальный фактор. Работа хорошей исследовательской команды не только результативна в смысле науки, но дает также ощущение второй семьи. Это совместное времяпровождение, перерывы на кофе, вечеринки, пикники. Именно во время таких неформальных встреч часто рождаются новые интересные идеи. Командные исследования способствуют установлению дружеских отношений, а отсутствие жесткой иерархии, характерное для научного сообщества, лишь стимулирует этот процесс. Общение с профессорами зачастую принимает вид наставничества, когда молодые ученые консультируются у научного руководителя относительно своих исследований и диссертационных наработок.

Причина № 4. Я буду иметь свободный график работы

Ученые в значительной степени освобождены от жесткого рабочего графика. В любое удобное время можно сделать перерыв на обед, а не обедать в строго отведенные для этого часы. Таким образом, свой рабочий день, неделю, месяц можно планировать самостоятельно. Что же касается рабочего места – зачастую кафе или даже пляж являются более благоприятным местом для работы над рукописью, чем офис, где постоянно на что-то нужно отвлекаться.

При этом нельзя недооценивать научную деятельность. Из-за того, что научная работа требует неограниченного времени, ученые чаще всего трудоголики, а не лентяи. Они утром, и вечером, и по выходным. Преимуществом такого графика является то, что можно самим определять удобное время для отдыха или для выполнения необходимых семейных дел. Это ваше время, и вы сами им управляете до тех пор, пока вы заслуживаете этой гибкости, будучи ответственным и продуктивным в своих исследованиях.

Причина №5. Я стану отличным наставником для будущих поколений

Работа ученых, как правило, сосредоточена на проблемах, которые они считают интересными, хотя есть в этом часто и доля лукавства. В отдельных случаях исследования или новые технологии могут быть сразу же внедрены в виде нового лекарственного препарата или устройства. Однако даже если эта цель и не будет достигнута, добросовестно полученные научные знания делают более глубоким понимание мира, в котором мы живем, а это обязательно принесет свои плоды в будущем.

Знания в чистом виде или способ применить их на практике – это то, чем может гордиться ученый. своих знаний и наставничество также является важным вкладом в развитие общества. Каждый ученый может сделать свой собственный вклад – например, давая лекции школьникам и студентам, преподавая в университете, выступая перед широкой общественностью.

Профессия ученого имеет ряд своих особенностей, минусов и плюсов. Наука – увлекательный и всегда новый мир,который позволяет всесторонне себя развивать. Но все-таки решающим фактором при выборе профессии являются личные предпочтения, ведь очень важно любить свою работу по-настоящему.

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Астроном - учёный, изучающий небесные объекты, такие как звёзды, планеты и их спутники, кометы и прочее.

Биоинженер - учёный, специализирующийся на целенаправленном изменении свойств живого организма.

Военный генеалог - эксперт по поиску сведений о фронтовиках, людях, потерявшихся в годы войны.

Генетик - учёный, изучающий законы и механизмы наследственности и изменчивости.

Генный инженер - учёный, специализирующийся на изменении свойств живых организмов с помощью манипуляций с генами.

Гидролог - специалист по изучению водной поверхности Земли, её свойства, распространение и протекающие в ней процессы (круговорот воды в природе и пр.).


Гляциолог - учёный, специалист по льдам.

Искусствовед - учёный, специализирующийся на истории исследования художественных произведений (в первую очередь - изобразительного искусства).


Ихтиолог - учёный, изучающий строение, эволюционное развитие, формы жизнедеятельности и особенности размножения рыб и разрабатывающий на основе этих исследований методы рационального рыболовства, рыбоводства и рыбоохранной деятельности.


Климатолог - исследователь, изучающий вопросы изменения климата, а так же климатические процессы и их причины.

Кристаллограф (от слова кристалл и греч.grapho- пишу, описываю). - специалист в области кристаллографии - науки о кристаллах, их структуре и свойствах.

Лаборант химического анализа — специалист, который проводит химический и физико-химический анализ веществ в лаборатории.


Метеоролог - специалист по погоде, наблюдатель и исследователь атмосферных явлений.

Нанотехнолог — специалист по нанотехнологиям, учёный, который исследует материалы на молекулярном и атомарном уровне и создаёт объекты из компонентов, обладающих наноразмерами. Для него атомы — это кирпичи, из которых он собирает новые материалы.


Океанолог - учёный, специализирующийся на изучении океана.


Палеонтолог - учёный, изучающий ископаемые остатки вымерших организмов: животных, растений, бактерий и т.д..

Реставратор - специалист по сохранению и восстановлению предметов исторического и культурного наследия