Святая елена равноапостольная в чем помогает. Святая равноапостольная царица Елена. Начало исполнения великой миссии




19 марта и 3 июня отмечается память святой равноапостольной царицы Елены (около 250-330), матери римского императора Константина Великого . Елена воспитала сына в христианстве и много способствовала тому, чтобы впоследствии Константин сделал христианство государственной религией Римской империи. Царица Елена многое сделала и для распространения христианства в других странах. В возрасте около 80 лет она совершила паломничество в Иерусалим, где провела раскопки в местах казни и погребения Иисуса Христа. Среди найденных святынь были четыре гвоздя и Животворящий Крест, на котором был распят Господь. В память о событиях земной жизни Христа Елена основала на Святой земле несколько храмов, из которых наиболее известен во всем мире храм Гроба Господня. На обратном пути на родину она основала еще ряд монастырей, например, монастырь Ставровуни на Кипре. За великие заслуги перед церковью Елена канонизирована в лике равноапостольной (кроме нее такой чести удостоились еще только пять женщин – Мария Магдалина, первомученица Фёкла, мученица Апфия, княгиня Ольга и просветительница Грузии Нина).

Интересная история связана с перемещением мощей святой царицы Елены из Рима во Францию. Как рассказывает Николай Никишин, клирик Трехсвятительского подворья Московского Патриархата в Париже, сегодня мощи находятся в одном из католических храмов на центральной улице Парижа, усеянной увеселительными заведениями низкого сорта. Изначально мощи хранились в храме священномучеников Маркеллина и Петра в Риме. Но в IX веке один французский монах, получивший исцеление от мощей, тайно увез их в свое аббатство.

Когда Папа Римский узнал о судьбе похищенных мощей, он не стал требовать их возвращения, и они осталась во Франции. Во время революции на Церковь начались гонения, и незадолго до разрушения монастыря мощи были перенесены в церковь, находившуюся в соседней деревне. А в 1820 году мощи оказались у рыцарей Королевского Братства Святого Гроба Господня, которое считало царицу Елену своей основательницей (поскольку она заложила храм Гроба Господня в Иерусалиме). Так мощи оказались в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль в Париже, где хранятся до сих пор в саркофаге, подвешенном высоко под сводами. В истории осталось множество свидетельств о чудесных исцелениях людей, обращавших свои молитвы к равноапостольной царице Елене. Однако сегодня к мощам приходит немного паломников – для многих православных христиан местонахождение мощей остается тайной.

Княгиня Ольга (884-969) – первая русская святая – в крещении получила имя Елена (в честь царицы Елены). Ольга так же, как царица Елена, много способствовала тому, чтобы на ее землю пришло христианство. После гибели мужа, князя Игоря, Ольга сама правила Киевской Русью, отклоняя предложения о повторном замужестве. Бремя государственного управления и благоустройства она взяла на себя до поры, когда подрастет наследник престола – князь Святослав. Однако и после того, как официально стал княжить Святослав, Ольга управляла всеми делами, потому что сын много времени проводил в военных походах. Княгиня Ольга оказалась сильным и мудрым правителем, смогла усилить оборонную мощь страны, ввела единую систему налогов. Крещение Ольги в Константинополе предопределило принятие христианства всем древнерусским народом (Крещение Руси произошло уже при ее внуке Владимире, которого Ольга воспитала в христианской вере). День памяти княгини Ольги (святой Елены) – 24 июля.

Еще одна святая Елена – блаженная Елена Сербская (дата смерти – 8 февраля 1314 года), супруга короля Стефана Уроша I Неманича. Она воспитала двух сыновей, будущих королей Сербии – святых благоверных Милутина и Драгутина. Елена прославилась своим покровительством над бедными и сиротами. В своем дворе в Брняцах основала школу для девочек-сирот, где учила их вере, грамоте и рукоделию. Когда они вырастали, снабжала богатым приданым и выдавала замуж. Елена строила дома для обнищавших поселян, устраивала обители для желавших жить в чистоте и девстве, делала щедрые пожертвования на храмы и монастыри. Перед кончиной приняла иночество с именем Елисавета. Похоронена в своей обители – монастыре Градац в Сербии. Спустя три года после погребения, когда было обнаружено, что тело королевы осталось нетленным, Сербская Православная Церковь причислила Елену к лику святых. До начала XVII века мощи святой Елены Сербской хранились в градацкой церкви, а сегодня они находятся в Черногории, недалеко от города Герцег-Нови, в монастыре, основанном святым Саввой Сербским. Память Елены Сербской отмечается 12 ноября – в день, когда ее святые мощи были обретены нетленными.

Мало кого может оставить равнодушным история Преподобной Елены Дивеевской . Елена Васильевна Мантурова (1805-1832) родилась в дворянской семье. В 17 лет она дала обет уйти в монастырь, а спустя три года испытаний и подготовки к монашеству батюшка Серафим Саровский благословил ее поступить в Дивеевскую Казанскую общину. Кроме общих послушаний, Елена всегда выполняла наиболее трудные поручения батюшки – не только потому, что получила хорошее образование и в отличие от многих сестер знала грамоту.

Она также умела «рассуждать сердцем», отличать доброе от недоброго и делать то, что угодно Богу. Когда в монастыре была основана Мельничная обитель, батюшка назначил Елену Васильевну начальницей в ней. Последнее, самое трудное послушание Елена получила, когда тяжело заболел ее брат – Михаил Васильевич Мантуров, благодетель Дивеевской общины и любимый ученик Преподобного Серафима. «Умереть надо ему, матушка, – сказал отец Серафим. – А он мне еще нужен для обители-то нашей, для сирот-то. Так вот и послушание тебе: умри ты за Михаила-то Васильевича!». «Благословите, Батюшка», – смиренно ответила Елена Васильевна.

Вернувшись домой, она слегла в постель и через несколько дней скончалась. День памяти преподобной монахини Елены отмечается 10 июня.

Христианская история помнит еще одну Елену – но уже не как подвижницу, умеющую зажечь духовный огонь в сердцах, а, наоборот, как нарушительницу одной тысячелетней традиции. Как известно, на землю Афона никогда не ступает нога женщины. Однако история знает одно исключение, и имя ей – Елена. В 1347 году царь Сербии Стефан Урош IV Душан с царицей Еленой провели несколько месяцев на Афоне, спасаясь от чумы.

В России родители нередко называют своих дочерей Еленами. В первой трети XX века это имя держалось в десятке самых распространенных в Москве. В 50-80-х годах оно прочно удерживало первое место по популярности. Сегодня имя Елена потеряло прежние позиции – в 2000-х годах оно не попадает даже в десятку наиболее распространенных женских имен.

Церковная история знает всего нескольких женщин, которые смогли удостоиться звания «равноапостольная» - это св. Нина, св. Мария Магдалина, мученицы Апфия и Фекла, русская княгиня Ольга, а также Елена, которой удалось много сделать во славу Божию. На иконе святая Елена часто изображается возле Креста Господня, рядом со своим сыном - императором Константином.

Жизнь этой женщины полна непростых решений, сведения о Елене сохранились благодаря многочисленным историкам. Дошли до нашего времени и святыни того времени, связанные с ее именем.


История святой Елены

Скромная Елена была трудолюбива, хотя выросла не в бедности. Ее родной город Дрепан ныне является частью Турции. Она прислуживала путникам. Девушка вышла замуж за Флавия Констанция - будущего императора Рима. Но в то время вряд ли кто-то мог это предположить. Сын Константин у пары родился в 272 г.

В результате политических интриг Елене пришлось оставить своего любимого супруга. Благодаря этому поступку, он вступил в выгодный брак, который позволил ему начать серьезную политическую карьеру. Будучи еще достаточно молодой, Елена перебралась в Германию, где была резиденция ее сына.

Взойдя на престол, сын сделал мать августой - по сути, равной себе императрицей, которая даже выпускала свою монету. Историки подтверждают, что Константин очень уважал Елену и доверял ей. Сделалась христианской она уже в пожилом возрасте (женщине было 60). Несмотря на это, на иконах святая царица Елена часто изображается цветущей молодой женщиной. Сделано это, чтобы символически передать мощь преображения человеческой души, которая не знает возраста.


Значение святого образа

Благодаря царскому положению, сохранились прижизненные портреты святой, которые делались на монетах. В музее хранится статуя, изображающая Елену в несколько идеализированном виде. Но так было принято, поскольку императоры считались потомками богов, и люди должны были их почитать - кто же захочет обожествлять некрасивую немолодую царицу? Скоро, однако, положение изменилось - сам император стал христианином и сделал свою религию официальной.

Иконы святой равноапостольной Елены появились уже спустя несколько столетий после ее кончины. Византийские мастера довольно точно передавали царские одеяния: широкий расшитый ворот, подол, украшенный камнями, поручи, корона. Все это указывает не только на царское положение при жизни, но и высокую честь, которой Господь удостаивает праведников в Царстве вечном.

Редко древними мастерами царица изображалась одна - рядом с ней обычно находится сын - опора, помощник, соратник во всех благих делах. Без единодушия в семье ни одно святое дело невозможно - не в этом ли значение подобной композиции? А дело было сделано великое - Елена нашла Честной Животворящий крест, не имея представления о том, где и как будет искать. Но Господь устраивает все, если у человека есть решимость. Об этом тоже должна напоминать икона святой Елены.

Традиционная композиция иконы:

  • св. Константин стоит слева, св. Елена справа;
  • между ними высокий крест 5 или 8-конечный;
  • на головах у обоих короны;
  • жесты могут быть разными - иногда царица держит в руках гвозди.

Современная иконография отличается большим разнообразием, чаще всего святая изображается одна, в правой руке держит крест - символ страданий, также он напоминает о подвиге царицы. Левая рука может быть открыта, либо направлена ко кресту, напоминая, что каждый в своей жизни должен выполнить определенное дело для Господа - таково богословское значение иконы св. Елены. В 10 в. изображение царственных святых становилось сюжетом для росписей храмов, триптихов, иконостасов.

В России почитание святой началось сразу после принятия христианства. Княгиня Ольга приняла в крещении ее имя. Соборы в Новгороде и Киеве хранят изображения в византийской традиции (святая с сыном у креста). Большое почитание икона св. Елены имела у русских царей - это подчеркивало преемственность власти христианских самодержцев. Особых почестей святые удостоились при царе Алексее Михайловиче.

Редко, но встречались и житийные иконы, включающие клейма:

  • сон императора Константина (видение креста);
  • победа в сражении;
  • крещение св. Константина;
  • поездка св. Елены в Иерусалим;
  • обретение Креста и воскрешение умершего;
  • нахождение гвоздей Христа.

В чем помогает икона св. Елены

Будучи уже старой (даже по современным меркам) царица увидела необычный сон. В нем ей было дано поручение очистить Святую Землю от языческих капищ.

Получив поддержку от императора, женщина тронулась в путь. Результатом грандиозного путешествия стало обретение Креста Господня, также гвоздей, которыми были пробиты Его руки. Храм Гроба Господня основала именно св. Елена. Что мешало ей наслаждаться покойной жизнью в роскоши и почитании? Зачем придавать значение какому-то сну? Царица поступила так по велению совести, голос которой заглушен у многих современных людей.

Значение иконы Святой Елены - напоминать о том, что вера важней преходящей славы, комфорта, иногда даже здравого смысла. Расстояние от Рима до Вечного города - более 2 тыс. км. Легко ли было пожилой женщине преодолеть его, даже с помощью слуг? Как она рассчитывала найти святые места, связанные со Страстями Господа, если с того времени прошло уже 3 столетия? Только молитва и вера могли поддержать в таком сложнейшем деле.

Все возможно с Богом - святая основала множество храмов по всей Святой Земле, раздавала милостыню, кормила голодных, одаривала бедняков. На обратном пути на Кипре ей были основаны монастыри, действующие по сей день. Скончалась св. Елена в преклонном возрасте около 328 г. Интересно, что мощи святой были украдены из Рима и сегодня покоятся во Франции (парижская церковь Сен-Ле-Сен-Жиль). Там можно получить исцеление от телесных недугов.

Сегодняшние христиане верят, что икона святой Елены помогает:

  • в любом трудном начинании;
  • обретении крепкой веры;
  • получении выздоровления от болезней;
  • помощи в политической компании;
  • тем, кто находится на высокой должности.

Поможет молитвами равноапостольная Елена тем, кто возводит новые храмы или борется с ересями. Православная молитва содержит обращение и к царице, и к ее сыну, который тоже был прославлен как святой.

Молитвы святым равноапостольным Константину и Елене

Молитва первая

О святии равноапостольнии Константине и Елено! Избавите приход сей и храм наш от всякаго навета вражия и не оставите заступлением вашим нас, немощных (имена), умолите благость Христа Бога нашего даровати нам помыслов мир, от пагубных страстей и всякий скверны воздержание, благочестие же нелицемерное. Испросите нам, угодницы Божии, свыше дух кротости и смиренномудрия, дух терпения и покаяния, да прочее время жития нашего в вере и сокрушении сердечнем поживем, и тако в час скончания нашего благодарно восхвалим прославльшаго вас Господа, Безначальнаго Отца, Единороднаго Его Сына и Единосущнаго Всеблагаго Духа, Троицу Нераздельную, во веки веков.

Молитва вторая

О предивнии и всехвальнии царие, святии равноапостольнии Константине и Елено! К вам, теплым заступником, возносим наши недостойныя молитвы, яко велие имате дерзновение ко Господу. Испросите у Него мир Церкви и всему миру благоденствие, начальником мудрость, пастырем попечение о пастве, пасомым смирение, старцем желанное упокоение, мужем крепость, женам благолепие, девственником чистоту, детям послушание, младенцем христианское воспитание, больным исцеление, враждующим примирение, обидимым терпение, обидящим страх Божий. Приходящим в храм сей и молящимся в нем святое благословение и всем вся по коегождо прошению полезная, да хвалим и поем Благодетеля всех Бога в Троице славимаго Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 8

Креста Твоего образ на небеси видев, и якоже Павел звание не от человек прием, во царех Апостол Твой, Господи, царствующий град в руце Твоей положи: егоже спасай всегда в мире молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 3

Константин днесь, с материю Еленою, крест являют всечестное древо, всех убо Иудеов посрамление суще, оружие же на противныя верных царей: нас бо ради явися знамение велие и во бранех грозное.

Величание

Величаем вас, святии благовернии и равноапостольнии царие Константине и Елено, и чтим святую память вашу, вы бо святым Крестом всю вселенную просветили есте.

Икона святой Елены - что нужно знать

ЕЛЕНА СВЯТАЯ - византийская императрица, святая неразделённой Церкви, равноапостольная.

Про-ис-хо-ж-де-ние Елены Святой не-из-вест-но, как и то, бы-ла ли она за-кон-ной же-ной императора Кон-стан-ция I Хло-ра , от ко-то-ро-го ро-ди-ла сы-на (около 274 года), бу-ду-ще-го императора Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го. По не-ко-то-рым дан-ным, Кон-стан-ций Хлор зна-чи-тель-но поз-же ро-ж-де-ния Кон-стан-ти-на всё же уза-ко-нил брак с Еленой Святой, од-на-ко по при-ка-зу императора Ди-ок-ле-тиа-на ро-ди-те-ли Кон-стан-ти-на бы-ли раз-ве-де-ны. Став им-пе-ра-то-ром, Кон-стан-тин воз-вёл Елену Святую в сан ав-гу-сты. Из-вест-но, что Елена Святая, бу-ду-чи хри-сти-ан-кой, спо-соб-ст-во-ва-ла рас-про-стра-не-нию хри-сти-ан-ст-ва, по край-ней ме-ре, в восточной час-ти Римской им-пе-рии. Около 326 года Елена Святая об-ре-ла в Ие-ру-са-ли-ме на Гол-го-фе Крест Гос-по-день и ос-но-ва-ла на этом мес-те храм Гро-ба Гос-под-ня. По окон-ча-нии его строи-тель-ст-ва Жи-во-тво-ря-щий Крест Гос-по-день был тор-же-ст-вен-но вне-сён в этот храм и во-дру-жён на Гол-го-фе. В честь это-го со-бы-тия пра-во-слав-ная цер-ковь ус-та-но-ви-ла празд-ник Воз-дви-же-ния Жи-во-тво-ря-ще-го Кре-ста Гос-под-ня, ко-то-рый от-но-сит-ся к чис-лу ве-ли-ких и празд-ну-ет-ся 14(27) сентября. Кро-ме упо-мя-ну-то-го хра-ма, Елена Святая по-строи-ла на Свя-той зем-ле ещё несколько хра-мов, в том числе на Еле-он-ской го-ре, в Виф-лее-ме и в Хев-ро-не у Мам-врий-ско-го ду-ба. По-ки-нув Па-ле-сти-ну в 327 году, по до-ро-ге в Кон-стан-ти-но-поль Елена Святая спо-соб-ст-во-ва-ла строи-тель-ст-ву пер-во-го хри-сти-ан-ско-го монастыря Святого Кре-ста в Айия-сма-ти (остров Кипр). Пе-ред смер-тью при-ня-ла мо-на-ше-ский по-стриг. Вме-сте с сы-ном Кон-стан-ти-ном при-чис-ле-на Цер-ко-вью к ли-ку свя-тых в чи-не рав-но-апо-столь-ных, па-мять со-вер-ша-ет-ся 21 мая (3 ию-ня).

Из-вест-но, что ны-не од-на часть мо-щей Елены Святой на-хо-дит-ся в церкви «Жерт-вен-ник Не-бес-ный» (Рим), дру-гая - в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль (Па-риж).

Ико-но-гра-фия

Елену Святую пред-став-ля-ют в одея-нии ви-зантийских им-пе-рат-риц, с дра-го-цен-ным пла-том-ло-ром, в вен-це, ино-гда её гла-ву под вен-цом по-кры-ва-ет плат. Наи-бо-лее ран-ние ви-зантийские изо-бра-же-ния Елены Святой пред-став-ля-ли со-бой круг-лую скульп-ту-ру (не-со-хра-нив-шие-ся ста-туя Елены Святой на фо-ру-ме Кон-стан-ти-на в Кон-стан-ти-но-по-ле, пред-по-ло-жи-тель-но конец IV века, и пар-ные ста-туи святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, VIII век). В ран-них мо-заи-ках эти свя-тые воз-де-ты-ми ру-ка-ми под-дер-жи-ва-ли ме-даль-он с Кре-стом (в хра-мах Святой Со-фии в Кон-стан-ти-но-по-ле, 870-е годы, и Ай-ва-ли-Ки-лис-се в Кап-па-до-кии, X век). В даль-ней-шем пре-об-ла-да-ние по-лу-чи-ла ком-по-зи-ция с мо-ну-мен-таль-ным кре-стом, флан-ки-ро-ван-ным фрон-таль-но рас-по-ло-жен-ны-ми фи-гу-ра-ми свя-тых Кон-стан-ти-на и Еле-ны (фре-ска нар-тек-са церк-ви монастыря Со-ро-ка му-че-ни-ков в Ве-ли-ко-Тыр-но-во, Бол-га-рия, около 1230 года; фре-ски Мар-тирь-ев-ской па-пер-ти в Со-фий-ском со-бо-ре в Нов-го-ро-де, 2-я половина XI века). Изо-бра-же-ния свя-той встре-ча-ют-ся в сю-же-те «Об-ре-те-ние Кре-ста Гос-под-ня» (ми-ниа-тю-ра «Сло-ва Гри-го-рия На-зи-ан-зи-на», 879-882, Национальная библиотека, Па-риж), по-лу-чив-шем рас-про-стра-не-ние в сирийском, западно-ев-ропейском и по-стви-зан-тий-ском искусстве (фре-ски церк-вей - Святого Кон-стан-ти-на в Кри-ца-Ме-ра-бе-лу на острове Крит, 1354-1355; Святого Кре-ста в Айия-с-ма-ти на острове Кипр, 1494, мас-тер Фи-липп Гуль). В русской ико-но-пи-си фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой ста-ли обя-зательной при-над-леж-но-стью ико-но-гра-фии Воз-дви-же-ния Кре-ста Гос-под-ня. По-сле при-не-се-ния в Рос-сию из Па-ле-сти-ны кре-ста, за-ка-зан-но-го в 1656 году пат-ри-ар-хом Ни-ко-ном для Кре-ст-но-го монастыря на Кий-ост-ро-ве Бе-ло-го моря, воз-ник сю-жет «Кий-ский крест с пред-стоя-щи-ми», где по сто-ро-нам кре-ста бы-ли на-пи-са-ны свя-тые Кон-стан-тин и Еле-на, царь Алек-сей Ми-хай-ло-вич и ца-ри-ца Ма-рия Иль-и-нич-на, а так-же ко-ле-но-пре-кло-нён-ный пат-ри-арх Ни-кон.

Тип «ре-ли-к-ва-ри-ев Ис-тин-но-го Кре-ста», на ко-то-рых при-сут-ст-во-ва-ли рель-еф-ные фи-гу-ры святого Кон-стан-ти-на и Елены Святой, был рас-про-стра-нён в ви-зантийском искусстве, а за-тем про-ник в Западную Ев-ро-пу: 2 ма-лень-ких ре-ли-к-ва-рия-трип-ти-ха с час-ти-ца-ми Ис-тин-но-го Кре-ста, при-ве-зён-ные в 1154 году из Кон-стан-ти-но-по-ля аб-ба-том Ви-баль-дом, со-ста-ви-ли центральную часть бо-лее круп-но-го трип-ти-ха, бо-ко-вые створ-ки ко-то-ро-го ук-ра-ше-ны сце-на-ми из ис-то-рии об-ре-те-ния Кре-ста Е. (XI-XII века, Библиотека и му-зей П. Мор-га-на, Нью-Йорк). С кон-ца Сред-не-ве-ко-вь​я в Ев-ро-пе Елена Святая изо-бра-жа-ет-ся как од-но из дей-ст-вую-щих лиц сю-же-та «Ис-то-рия Ис-тин-но-го Кре-ста», литературной ос-но-вой ко-то-ро-го по-слу-жи-ла «Зо-ло-тая ле-ген-да» Яко-ва Во-ра-гин-ско-го. По-чи-та-ние Кре-ста, про-по-ве-дуе-мое ни-щен-ст-вую-щи-ми ор-де-на-ми, спо-соб-ст-во-ва-ло ут-вер-жде-нию в изо-бра-зительном искусстве жи-во-пис-ных цик-лов на эту те-му (фре-ски А. Гад-ди в церкви Сан-та-Кро-че во Фло-рен-ции, 1380-1390-е годы, и Пье-ро дел-ла Фран-че-ски в церкви Сан-Фран-че-ско в Арец-цо, 1452-1464; пре-дел-ла по-лип-ти-ха Ми-ке-ле ди Мат-тео Лам-бер-ти-ни, около 1427 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция). В искусстве Воз-ро-ж-де-ния и ба-рок-ко встре-ча-ют-ся изо-бра-же-ния Елены Святой в императорской ман-тии и ко-ро-не с кре-стом, ми-ниа-тюр-ным зда-ни-ем церк-ви или гвоз-дя-ми (Дж.Б. Чи-ма да Ко-нель-я-но, 1495, Национальная га-ле-рея ис-кус-ст-ва, Ва-шинг-тон; Л. Кра-нах Стар-ший, 1525, Ху-дожественный му-зей, Цин-цин-на-ти; ста-туя А. Баль-джи, 1639, со-бор Святого Пет-ра, Рим). В ка-че-ст-ве са-мо-сто-ятельных сю-же-тов изо-бра-жа-ют-ся «Ви-де-ние святой Еле-ны» (П. Ве-ро-не-зе, 1570, Национальная га-ле-рея, Лон-дон) и «Об-ре-те-ние Ис-тин-но-го Кре-ста» (П.П. Ру-бенс, 1602, со-бор в Гра-се; Дж.Б. Тье-по-ло, около 1745 года, Га-ле-рея Ака-де-мии, Ве-не-ция).

Иллюстрации:

Житие святой царицы Елены

В Малой Азии в городе Дрепан, который находился недалеко от Константинополя, родилась девочка. Точная дата ее рождения неизвестна, но это мог быть 250 год. Несмотря на простое происхождение, она получила хорошее образование. Девушка, которой в будущем предстояло стать царицей, работала на Постоялом дворе. Там часто останавливались всадники, держащие путь в столицу. Один из них, скромный молодой человек по имени Констанций Хлор, обратил внимание на молодую хозяйку. У нее были большие выразительные глаза, в которых отражалась какая-то непостижимая мудрость, не свойственная такому юному возрасту. Так святая Елена стала женой правителя.

Мать и сын

В 272 году у Констанция Хлора и Елены родился сын, которого назвали Константином . Именно он, повзрослевший, заняв место своего отца, сделает христианство основной религией, за что получит второе имя – Великий.

Через 21 год после рождения сына Констанций, руководствуясь политическими мотивами, был вынужден разойтись с женой, чтобы породниться с императором Максимианом. Святая Елена осталась с сыном и по-прежнему пользовалась уважением во дворце. Вскоре Константин получил от отца в правление Западную часть империи. Вместе c матерью он уехал в город Тревир.

Нужно отметить, что к этому времени оба оставались язычниками, но Константин всегда доброжелательно относился к христианам. Веру он обрел только к 312 году, когда его армия подошла к Риму, чтобы свергнуть правителя Максенция. Во сне он увидел огромный крест и услышал ангелов, возвещающих ему о победе. Константин действительно победил. С тех пор он всячески поддерживал христианскую церковь. Под его влиянием веру приняла и его мать.

Святая Елена, провозглашенная своим сыном августой (императрицей), распоряжалась царской казной, с ее изображением печатались монеты. В своих сочинениях римский историк Евсевий пишет, что она была великодушна, помогала каждому, кто к ней обращался, помогала бедным. Нуждающиеся получали от нее деньги и одежду. Она всячески поддерживала церкви, была основательницей Кафедрального собора в Тревире и Еленинской базилики в Риме.

Обретение Животворящего Креста

Святая Елена изучала Евангелие. Читая о событиях в жизни Христа, она захотела найти доказательства пребывания Бога на земле. В 324 году она направилась в Иерусалим. От событий на Голгофе ее отделяло более трех столетий, за это время город неоднократно разрушался и снова восстанавливался. Это значило, что нужно вести раскопки, чтобы найти крест и другие предметы, связанные со Страстями Христовыми.

Святая Елена была решительна. Располагая достаточными средствами и заручившись поддержкой сына, она приступила к главному в своей жизни делу. Удивительно, женщина, которой уже шел восьмой десяток лет, как будто обрела вторую жизнь. В Иерусалиме она лично присутствовала на раскопках, наблюдала за ходом работ, поощряла особо старательных людей. К поиску места нахождения креста были привлечены местные жители. Еврей Иуда, который впоследствии принял крещение с именем Кириак, указал, где оставляли кресты после распятия. В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня и несколько крестов. Оставалось лишь узнать, на котором из них был распят Иисус. Помогло чудо. Мимо шла похоронная процессия. Каждый из найденных крестов приложили к телу покойного. От настоящего Креста Христова умерший воскрес.

Сомнений не оставалось. Святая Елена нашла то, что искала. Епископ Макарий поднял крест и повернул его к четырем сторонам света, чтобы все верующие могли увидеть его. Это событие отмечается в христианстве как праздник Воздвижения Креста Господня. Царица Елена разделила реликвию на две части, одну она оставила в Иерусалиме, а вторую увезла в Константинополь.

Позже император Константин приказал построить на месте, где были найдены бесценные для каждого христианина предметы, а также над Голгофой и пещерой, где был похоронен Иисус, храм Гроба Господня. Но святая Елена не дожила до окончания строительства. Она умерла на руках своего сына в возрасте 80 лет. Древние историки указывают на то, что ее тело было перенесено в царственный город, предположительно сначала в Рим, потом в Константинополь.

В настоящее время мощи святой Елены находятся в Италии на Капитолийском холме в храме «Жертвенник Небесный», во Франции в католическом храме Сен-Лё-Сен-Жиль. В Трирском соборе можно увидеть реликварий с главой святой Елены. Всюду многочисленные паломники получают от них исцеление.

Какое чудо произошло

Поначалу святые мощи равноапостольной царицы Елены были перенесены из Трира (Северный Рим, один из старейших городов Германии, где находился Константин Великий в пору преставления своей матери), в Рим, в храм священномучеников Маркеллина и Петра. В IX веке французский монах секретно вывез их из Рима во Францию, поскольку получил от святых исцеление от долгой болезни, и сохранил в своем аббатстве.

После долгих перемещений мощи оказались в Париже, в церкви Сен-Лё-Сен-Жиль. Они и сейчас обладают чудотворными свойствами, и те, кто знают их местонахождение, приходят к ним с просьбой об исцелениях, о которых сохранились исторические свидетельства. Прискорбно одно – церковь Сен-Лё-Сен-Жиль находится в квартале, отданном многим увеселительным заведениям, и мало кто из современных христиан знает, где покоятся останки великой святой равноапостольной царицы Елены, которой по воле Божией история церкви обязана весьма многим.

Значение иконы

Образ равноапостольной царицы Елены напоминает нам о тех временах, когда христианство наконец почти избавилось от тотального и повсеместного гонения, огромная заслуга в том принадлежит сыну царицы Елены, равноапостольному царю Константину Великому. После того как он объединил земли Рима и Византии и христиане получили возможность без страха следовать свой вере на всей огромной территории, появилась возможность найти в Иерусалиме святые места земной жизни Спасителя, его крестного пути, распятия и всех последних дней Его жизни среди нас. Ей принадлежит эта величайшая заслуга. Но, конечно же, этого бы не случилось, и поиски августейшей Елены не увенчались бы успехом, если бы ее цели не совпадали бы с Божьей волей. Благодаря ее трудам найдены и Животворящий Крест Господень, и четыре священных гвоздя, коими на Голгофе, на месте Его распятия, была воздвигнута небольшая часовня, на месте которой теперь выстроен Храм Гроба Господня. Ею же основан ряд монастырей, в частности, на Кипре существует основанный царицей Еленой монастырь Ставровуни.

Ещё один важный факт – только православной церковью святые женщины канонизируются в лике равноапостольных: так велико почитание лика самой Богоматери и самого женского существа. В православии, да и во всем христианстве, их всего пятеро – равноапостольная царица Елена,


В греческом тексте Евангелия апостолы называются "со-учениками". 12 июля Церковь чтит память двух из них: Петра, самого стойкого из учеников Христа, на краеугольном камне его веры Спаситель метафорически обещал построить Церковь, и Павла, бывшего гонителя палестинских христиан, уверовавшего в Сына Божьего и обратившего в христианство греческий мир.


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Несмотря на то что праздник Воздвижения Креста Господня относится к числу древнейших праздников христианской церкви, достоверно не известны ни точное время, ни обстоятельства его возникновения. В искусстве Древней Руси были широко распространены образы Воздвижения Креста, зачастую входившие в праздничный ряд иконостасов, в то время как в Византии отдельные иконы с подобным сюжетом не встречаются


Иконография самого чтимого после Девы Марии святого -- Иоанна Предтечи -- обширна и сложна. Наиболее распространенные иконы -- усекновение и обретение его честной главы


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА


Псково-Печерский монастырь - единственный на территории России, который никогда не закрывался. Мало кто знает, что во время последней угрозы его закрытия в хрущевские времена монахи-фронтовики были готовы отстаивать монастырь от безбожников, как Сталинград от фашистов. Их решимость не была посрамлена. Случилось чудо.


Преображение Господне - один из центральных летних праздников православного календаря. В это день мы вспоминаем евангельский сюжет: Христос на горе Фавор явил трем ученикам достоинство собственного Богосыновства. Церковь верит, что свет увиденный учениками в тот день был светом не физическим, а духовным, к концу византийской эпохи учение о фаворском свете заняло ключевое место в церковной мистике, а Преображение стало не только эпизодом евангельской истории, но и символом нашего обожения.


28 августа -- последний летний праздник: Успение Пресвятой Богородицы. Священное Писание молчит об обстоятельствах Ее смерти и погребения. Зато красочные предания, зафиксированные в памятниках церковной живописи, сохранили для нас память об этом событии. На облаках апостолы чудесно переносятся в Иерусалим, чтобы лицезреть успение Божией Матери.


Самые интересные примеры сложной композиции, в которой присутствуют как символы, так и исторические детали. Иконы, росписи, книжные миниатюры, лицевое шитье