Способности человека развиваются на основе определенных. Какие способности бывают. Пути и средства для формирования способностей




Министерство образования и науки РФ

Амурский гуманитарный педагогический университет

Кафедра психологии и образования

«АмГПГУ»

«Развитие способностей у человека »

Выполнила:

Студентка ЮР-16а

Зимина Екатерина

Проверила:

Селезнева О.В.

Кандидат ПСХ наук

Доцент кафедры психологии и образования

Комсомольск-на-Амуре

Введение

1) Понятие личности в психологии

2) Способности

3) Темперамент

4) Характер

7) Мотивация

Список литературы.

Введение.

Что можно для того, чтобы улучшить качество своей жизни? И какое отношение к этому имеет развитие способностей человека?

Качество жизни определяется тем, что человек считает своими жизненными приоритетами. Тем, какую позицию он занимает: "пассажир" (большинство), "сам-себе-лодочник" (меньшинство) или "рулевой" (еще меньше). На самом деле, все эти роли для жизни общества необходимы. Так же, как и их соотношение.

Представьте, например, что будет, если "лодочники" станут большинством. Классическая ситуация, описанная Крыловым в басне про рака, лебедя и щуку. Реальным результатом была бы анархия или беспорядочная многопартийность вроде той, которую мы знаем по истории России периода 1916-1918 гг.

С другой стороны, "рулевой" - вовсе не сам-себе-лодочник. Первый, как правило, все-таки представляет интересы большинства (редкие исключения из этого правила зовутся пассионариями. Они-то и устраивают революции - не обязательно в реальной жизни, но хотя бы в умах). А сам-себе-лодочник - это человек, движущийся туда, куда надо именно ему. И не важно, по течению это или нет. Просто у него своя лодка.

Соответственно, чтобы улучшить качество своей жизни, "пассажиру" надо взять процесс в свои руки. Стать лодочником.

Должен ли "лодочник" становиться рулевым? А вот это как раз и необязательно. Можно просто обзавестись для своей лодки мотором.

Рулевого это тоже касается. Ему также нужен мотор: нечто, позволяющее двигаться быстро и качественно. Двигаться вместе со своими пассажирами в выбранном направлении.

Таким мотором является развитие способностей человека.

1. Понятие личности в психологии

Определение личности В широком плане личность человека является

интегральной целостью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

Биологическая основа личности охватывает нервную систему, систему желез,

процессы обмена веществ (голод, жажда, половой импульс) половые различия, анатомические особенности, процессы созревания и развития организма.

Социальное «измерение» личности обусловливается влиянии культуры и

структуры общностей, в которых человек был воспитан и в которых он

участвует. Важнейшими социогенными слагаемыми личности являются социальные роли, выполняемые ею в различных общностях (семье, школе, группе ровесников).

В современной психологии нет единого понимания личности. Однако большинство исследователей считает, что личность есть прижизненно формирующаяся и индивидуально своеобразная совокупности черт, определяющих образ (стиль) мышления данного человека, строй ее чувств и поведения.

Способности человека определяют его успехи в различных видах деятельности.

Волевые качества характеризуют стремление человека к достижении поставленных целей. Эмоции и мотивация - это, соответственно, переживания людей и побуждения к деятельности и общению.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты

структуры личности (например, на нежелательные черты темперамента), и на

психические состояния (например, пре отрицательных психических

состояний с помощью поло доминирующей мотивации) и познавательные

эмоции, волевые психические процессы (в частности, высокая мотивации

в развитии процессов мышления имеет не меньше значение, чем способности).

Направленность наряду с доминирующими мотивами имеет и иные формы протекания: ценностные ориентации, привязанности, симпатии (антипатии), вкусы, склонности и др. Она проявляется не только в различных формах, но и в различных сферах жизнедеятельности человека. Например, можно говорить о направленности морально-политической (либеральной или консервативной), профессионально («гуманитарной» или «технической») и бытовой (что для дома, для семьи или «для друзей и подруг»).

Направленность личности характеризуется уровнем зрелости, широтой,

интенсивностью, устойчивостью и действенностью.

Большинство психологов полагает, что человек личностью не рождается, а

становится. Однако в современной психологии нет единой теории формирования и развития личности.

Личность представляет собой во многом жизненно устойчивое образование.

Устойчивость личности заключается в последовательности и предсказуемости ее поведения, в закономерности ее поступления. В тех свойствах, которые были приобретены, а не заложены с рождения

(темперамент, задатки), личность менее устойчива, что позволяет ей

адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам, к изменяющимся

социальным условиям.

2. Способности

Понятие о способностях Перейдем к рассмотрению других сторон личности. В самом общем виде способности - это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладениями.

Существует целый ряд классификаций способностей:

1) природные (или естественные) способности в основе своей биологически

обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их

базе, при наличии элементарного жизненно опыта через механизмы научного типа условно-рефлекторных связей);

2) специфические человеческие способности, имеющие историческое происхождение и обеспечивающие жизнь и развитие в

социальной среде. Специфические человеческие способности в свою очередь

подразделяется на:

а) общие, которыми определяются успехи человека в самых различных видах

деятельности и общения (умственные способности, развитые память и речь,

точность и тонкость движений рук и т. д.), и специальные, определяющие

успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их развитие (способности математические, технические, литературно-лингвистические, художественно-творческие, спортивные и т. д.). Эти способности, как правило, могут дополнять и обогащать друг друга, но каждая из них имеет собственную структуру;

б) теоретические, определяющие склонность человека к

логическому мышлению, и практические, лежащие в основе

склонности к конкретно-практическим действиям. Сочетание этих способностей свойственно лишь разносторонне одаренным людям;

в) учебные, которые влияют на успешность педагогического воздействия,

усвоение человеком знаний, умений, навыков, форм и качеств личности, и

творческие, связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры, но идей, открытий, изобретений. Высшая степень творческих про личности называется гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности (общении) - талантом;

г) способности к общению, взаимодействию с людьми, а имен-1

но, речь человека как средство общения, способности восприятия и Оценки людей, социально-психологической приспособляемости к различной обстановке, вхождения в контакт с различными людьми, расположения их к себе и т. д.

Человек, способный ко многим и различным видам деятельно и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством об способностей, обусловливающим диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и

своеобразие деятельности и общения.

Способности, задатки и индивидуальные различия Подавляющее большинство психологов считает, что задатки - это некоторые генетически

детерминированные (врожденные) анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу (предпосылку)

формирования и развития способностей. Однако некоторые из ученых (например, Р. С. Немов) полагают, что у человека есть два вида задатков: врож­денны (природные) и приобретенные (социальные).

Природа человеческих способностей

Здесь прежде всего речь должна идти о природе так называемых со­циальны

способностей, биологическая основа которых до сих пор точно не установлена. Это - высшие, культурно-обусловленные способности. Условиями и предпосылками развития их являются в пер очередь обстоятельства жизни человека: жизнь в обществе, на социально-культурной среды, созданной искусственно тру многих поколений людей; обучение в детстве пользованию соответствующими предметами, например, музыкальными инструментам; участие в целом ряде сложных, высокоорганизованных видах деятельности и общения; наличие круга людей, которые в состоянии передать необходимые знания, умения и навыки с помощью эффективных средств и методов обучения и воспитания; отсутствие у человека с рождения жесткой запрограммированности поведения, наличие незрелости мозговых структур с их способностью к после формированию путем обучения и воспитания.

Анатомо-физиологической основой социальных способностей, когда они становятся развитыми, выступают так называемые функционированные органы – прижизненно складывающиеся нервной системы, обеспечивающие функционирование и усовершенствование соответствующих способностей.

Выделяют следующие уровни способностей: репродуктивная, которая

обеспечивает высокое умение усваивать готовое знание, овладевать сложившимися образцами деятельности и общения, и творческий, обеспечивающий создание нового, оригинального. Но следует учитывать, что репродуктивный уровень включает элемент творческого, и наоборот.

Это результат эволюции природных задатков человека. Многим способностям приходится для своего развития пройти долгий путь, в конце которого оказывается довольно сложно правильно оценить значение и характер задатков, которые приобретаются нами в самом начале нашей жизни.

Развитие способностей у человека

У любого человека, как известно, имеются свои индивидуальные способности. При этом интересным является факт, что одинаковые задатки, оставленные нам природой, могут явиться результатом развития различных способностей. У большей части людей с момента их рождения. И если человек не перестает заниматься любимыми видами деятельности, то способности у него будут подвергаться развитию на протяжении всей жизни.

Периоды формирования и совершенствования способностей

Рассматривая процесс изменения способностей человека, можно выделить некоторые характерные периоды.

  1. Созревание органических структур. Этот период наблюдается у человека на протяжении 6-7 лет от рождения. Он характеризуется совершенствованием работы имеющихся в организме анализаторов и функциональной дифференциацией определенных участков коры головного мозга. Тем самым создаются условия, благоприятно сказывающиеся на развитии способностей у ребенка.
  2. Сенситивный период. На протяжении этого периода проявляется повышенная чувствительность к воздействию окружающей среды и освоению какой-либо деятельности. Именно в этот период у ребенка начинает интенсивно развиваться устная речь, он начинает овладевать чтением, а также увлеченно играть в различные ролевые игры. Так же активно начинают развиваться и другие способности.
  3. Становление и развитие . В данный период человек начинает осваивать рисование, обучаться иностранным языкам, заниматься ручным трудом. Чаще всего, для активного развития у детей специальных способностей требуются различные игры. Взрослые при этом руководствуются, в основном, своими волевыми решениями.

Учитывая все вышеперечисленное, не следует забывать, что каждый период оказывает свое индивидуальное, не похожее на другие периоды, влияние на развитие способностей у человека.

Важно отметить, что если какой-либо период будет исключен из налаженной последовательности, то впоследствии развитие какой-либо функции оказывается слишком сложным, а иногда и вовсе невозможным. Поэтому внимательно следите за развитием способностей своего ребенка и всячески содействуйте его скорейшему обучению.

В жизни, когда оценивают деятельность человека, говорят о его способностях и неспособностях. Иногда люди, живущие практически в одних и тех же условиях, но не все достигают успехов в жизни. То же самое можно сказать о ситуации, когда для одних постижение знаний и навыков не составляет большого труда, другим же это даётся очень нелегко. Психология объясняет это наличием способностей у человека.

Что мы называем способностями?

Это понятие не столь однозначно, как кажется, и поэтому объясняется учёными по–разному.

Наиболее точно, это понятие сформулировано Б. М. Тепловым, который исходит из трёх идей:

Способности — это индивидуальные свойства человека и с точки зрения психологии присущи каждому человеку

Но это не все свойства, а лишь те, с помощью которых достигаются успехи в жизни

— к способностям не относятся знания и умения, которыми уже накоплены человеком.

Способности проявляются и сохраняются только в постоянном развитии, ибо, скажем, музыкант перестаёт практически поддерживать свою форму, его способности по истечении времени теряются. Человек развивает и совершенствует свои способности, когда применяет их на практике. Замечено, что для успешного выполнения задания недостаточно обладать какой-то одной способностью, необходимо их сочетание, но может случиться так, что менее развитая способность компенсируется другой, более развитой.

Какие способности бывают

Принято рассматривать способности, полученные от природы, основанные на биологических данных и специфические, возникшие под влиянием общественно — исторических условий. К природным относят память, восприятие, мышление – присущие всем людям и некоторым животным. Эти способности закладываются с рождения и биологически обусловлены. Они основаны на врождённых задатках и формируются с приобретением жизненного опыта. Но человек существо общественное и поэтому он обладает специфическими способностями. Ими обладают люди, ибо никто, кроме них, не обладает речью и логическим мышлением. Часть способностей относят к общим, а другую — к специальным. Обладание речью, точностью движений рук и ног, например, является общим для всех людей. Специфическими способностями являются те, которые проявляются в определённых видах деятельности: в математике, музыке, живописи, спорте и др.

Если у человека развито абстрактное мышление, то мы вправе говорить о его способностях к теоретической деятельности. Тот, кто любит совершать конкретные действия, что – то делать своими руками, обладает практическими способностями. Человеку легко даются знания, он быстро усваивает новый материал, в этом случае мы говорим о его способностях к учёбе, а тот, кому нравится создавать предметы духовной культуры, стремится что-то открыть или изобрести – тому свойственны творческие способности. Есть категория людей, которые способны быстро налаживать отношения с людьми, даже оказывать на них влияние. Такие способности проявляются благодаря обладанию речью, и это во многом помогло человеку стать существом социальным. Практически с самого рождения у человека вырабатывается потребность к эмоциональному общению. Это даёт возможность строить поведение в зависимости от ситуации, угадывать намерения других людей. Усвоение социальных норм помогает быстрее налаживать отношения с другими людьми. Есть люди, которые умеют убеждать других. Но часто бывает так, что в человеке заложено несколько способностей и такое сочетание называют одарённостью. Обладание какой – то одной способностью, ещё не гарантирует полный успех в жизни. Взаимодействие способностей, их взаимное дополнение друг друга, дают высокий результат.

Что такое задатки у человека?

Для человека характерно обладание определёнными задатками: различают врождённые и приобретённые. Развитие способностей у человека проходит в несколько этапов, но только отдельные способности достигают высокого уровня. Чтобы достичь его, необходимо иметь определённый начальный уровень. Задаток становится основой, с которой следуют дальнейшие шаги. Он же обуславливает индивидуальные особенности при формировании, специальных способностей. Индивидуальные способности складываются при взаимодействии наследственных признаков и окружающей среды, и это проявляется уже при рождении. В человеке с детства закладываются такие свойства, которые с возрастом могут помогать или затруднять формирование конкретных способностей. Вместе с тем, на основании проведённых исследований доказано, что нервной системой человека не предопределяются формы поведения, и в ней не формируются задатки. Нервной системой человека определяется его темперамент, именно от него зависит выбор деятельности каждым человеком.

Проведённые исследования позволяют утверждать, что задатки обусловлены социальной средой. Обучение и воспитание коренным образом влияют на поведение и психологическое состояние. Были проведены исследования по выявлению различий в способностях между мужчинами и женщинами. В детском возрасте большой разницы в обладании способностями не отмечено. А вот, с возрастом, когда накапливается жизненный опыт, когда накладывает отпечаток профессиональная деятельность, различия проявляются больше. Мужчины, которые занимаются физическим трудом, имеют более развитую координацию движений, они не испытывают затруднений при ориентации в пространстве и др. У женщин лучше развита речь, быстрее скорость восприятия информации, счёт и др. Таким образом, социальная среда оказывает непосредственное влияние на формирование способностей, дополняя и развивая биологические.

Рождение способностей

Заложенные с рождения биологические способности, дополняются социальными, свойственными только человеку, а именно: писать картины, сочинять стихи, разговаривать на нескольких языках и т. д. Утверждают, что эти способности не имеют биологического происхождения и зависят от:

Социально – культурного окружения, в котором человек существует;

Того, чем человек занимается и действий, где человек принимает участие;

Наличия вокруг человека людей, обладающих знаниями способных передать их;

Наличия ограничений, в которых может или вынужден находиться человек.

Перечисленные условия способствуют превращению человека в социальное существо. Именно социально – культурное окружение способствует становлению способностей. Родители включают детей в процесс становления, проявившихся у них способностей, но уже, будучи взрослыми, они самостоятельно приобретают и развивают другие способности, испытывая потребность в них. Родители или другие взрослые люди обеспечивают целенаправленное приобретение способностей с помощью средств обучения, оказывают воспитательное воздействие. Имеющиеся задатки, социальное окружение, обеспечивают ему достижение успехов в жизни.

Можно ли развить способности?

Как сказано выше, задатки, прежде чем стать основой способностей, тоже должны пройти определённый путь развития. Вначале это физическое формирование организма, когда в младшем возрасте происходит совершенствование координационных связей, расположенных в коре головного мозга, с органами движения, что становится основой для формирования способностей. По — настоящему, специфические способности начинают развиваться в период усвоения знаний, особенно в младшем и среднем возрасте. На формирование оказывают получаемые знания и трудовая практика, игры, которые подталкивают становление творческих, конструкторских, изобразительных и организаторских способностей. В школе имеет значение комплексность подхода к одновременному постижению нескольких способностей. Дети получают знания на уроках, совершенствуют речь, складываются межличностные отношения. Комплексность – одно из важнейших условий того, что происходит не только зарождение способностей, но также их становление и развитие. Но при этом необходимо соблюсти некоторые условия: деятельность должна строиться на познании нового, уровень трудности не превышать возможности, должно присутствовать стремление что – то совершить, которое должен сопровождаться положительным настроем в процессе деятельности и после её завершения.

Когда в деятельности присутствуют элементы творчества, она становится привлекательной. Если при этом происходит создание чего – нового, а ребёнок открывает в себе новые возможности, то эти стимулирует его к дальнейшим действиям, учит преодолевать трудности. Конечно, это порождает уверенность в собственных силах и чувство удовлетворения. При выполнении слишком простых действий происходит реализация уже приобретённых способностей, при выполнении сложных, когда не достигается результата, исчезает мотивация, а новые умения и навыки не формируются. Немаловажно, в период деятельности поддерживать интерес и стимулировать прогресс. Становление способностей – это научение чему – то. Большую пользу приносит эмоциональный настрой. В процессе деятельности возможны неудачи, но за ними должны следовать успехи и чем и больше, тем лучше.

Was last modified: Декабрь 25th, 2015 by Елена Погодаева

Министерство образования РФ

Пензенский государственный технологический университет

Кафедра 230100.62

По дисциплине «Психология»

На тему:«Развитие способностей у человека»

Студента группы 12ИВ1бзи

Князькова Александра Владимировича

Индекс 440000 Проверил преподаватель

Адрес: г. Пенза, Шилина А.В.

пр. Победы 130-68

Тел.: 95-04-26

1. Способности: определение, виды, развитие способностей

1.1. Определение способностей 3

1.2. Виды способностей 3

1.3. Развитие способностей 5

3. Список литературы 9

      Определение способностей

Термин "способности", несмотря на его давнее и широко применение в психологии, наличие в литературе многих его определений, неоднозначен. Суммировав его значения, Немов Р.С. представил их в классификации: 1. Способности - свойства души человека, понимаемые как совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое из имеющихся определений способностей. В настоящее время им практически уже не пользуются в психологии. 2. Способности представляют собой высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии XVIII-XIX вв., отчасти является употребимым и в настоящее время. 3. Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. Это деление принято сейчас и наиболее распространено.

      Виды способностей

В первую очередь необходимо различать природные, или естественные, способности и специфические человеческие способности, имеющие общественно-историческое происхождение. Многие из природных способностей являются общими у человека и у животных, особенно высших, например - у обезьян. Такими элементарными способностями являются восприятие, память, мышление, способность к элементарным коммуникациям на уровне экспрессии. Эти способности непосредственно связаны с врожденными задатками, но не тождественны им, а формируются на их основе при наличии элементарного жизненного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей.

У человека, кроме биологически обусловленных, есть способности, обеспечивающие его жизнь и развитие в социальной среде. Это общие и специальные высшие интеллектуальные способности, основанные на пользовании речью и логикой, теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других. Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие. К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот. Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Теоретические и практические способности отличаются тем, что первые предопределяют склонность человека к абстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые - к конкретным, практическим действиям. Такие способности, в отличие от общих и специальных, напротив, чаще не сочетаются друг с другом, вместе встречаясь только у одаренных, разносторонне талантливых людей.

Учебные и творческие способности отличаются друг от друга тем, что первые определяют успешность обучения и воспитания, усвоения человеком знаний, умений, навыков, формирования качеств личности, в то время как вторые - создание предметов материальной и духовной культуры, производство новых идей, открытий и изобретений, словом - индивидуальное творчество в различных областях человеческой деятельности.

Способности к общению, взаимодействию с людьми, а также предметно-деятельностные, или предметно-познавательные, способности - в наибольшей степени социально обусловлены. В качестве примеров способностей первого вида можно привести речь человека как средство общения (речь в ее коммуникативной функции), способности межличностного восприятия и оценивания людей, способности социально-психологической адаптации к различным ситуациям, способности входить в контакт с различными людьми, располагать их к себе, оказывать на них влияние и т.п.

До сих пор в психологии преимущественное внимание обращалось именно на предметно-деятельностные способности, хотя способности межличностного характера имеют не меньшее значение для психологического развития человека, его социализации и приобретения им необходимых форм общественного поведения. Без владения речью как средством общения, например без умения адаптироваться к людям, правильно воспринимать и оценивать их самих и их поступки, взаимодействовать с ними и налаживать хорошие взаимоотношения в различных социальных ситуациях, нормальная жизнь и психическое развитие человека были бы просто невозможными. Отсутствие у человека такого рода способностей явилось бы непреодолимой преградой как раз на пути превращения его из биологического существа в социальное. И межличностные, и предметные способности взаимно дополняют друг друга. Благодаря их сочетанию человек получает возможность развиваться полноценно и гармонично.

      Развитие способностей

Любые задатки, прежде чем превратиться в способности, должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей это развитие начинается с рождения человека и, если он продолжает заниматься теми видами деятельности, в которых соответствующие способности развиваются, не прекращается до конца жизни. В развитии способностей условно можно выделить несколько этапов. Каждый человек в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Например, у ребенка в возрасте двух-трех лет интенсивно развивается устная речь, в пять-семь лет он наиболее готов к овладению чтением. В среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. Важно отметить то, что эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности рано или поздно кончаются, и если какая-либо функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено, а то и вовсе невозможно. Поэтому для развития способностей ребенка важны все этапы его становления как личности. Нельзя думать, что в более старшем возрасте ребенок сможет наверстать упущенное.

Первичный этап в развитии любой способности связан с созреванием необходимых для нее органических структур или с формированием на их основе нужных функциональных органов. Обычно это происходит в период от рождения до шести-семи лет. На данном этапе происходит совершенствование работы всех анализаторов, развитие и функциональная дифференциация отдельных участков коры головного мозга. Это создает благоприятные условия для начала формирования и развития у ребенка общих способностей, определенный уровень которых выступает в качестве предпосылки для последующего развития специальных способностей.

В это же время начинается становление и развитие специальных способностей. Затем развитие специальных способностей продолжается в школе, особенно в младших и средних классах. Поначалу развитию специальных способностей помогают различного рода детские игры, затем существенное влияние на них начинает оказывать учебная и трудовая деятельность.

Как вы уже знаете, игры детей выполняют особую функцию. Именно игры дают первоначальный толчок к развитию способностей. В процессе игр происходит развитие многих двигательных, конструкторских, организаторских, художественно-изобразительных и других творческих способностей. Причем важной особенностью игр является то, что в них, как правило, развивается не одна, а сразу целый комплекс способностей.

Следует отметить, что не все виды деятельности, которой занимается ребенок, будь то игра, лепка или рисование, имеют одинаковое значение для развития способностей. Наиболее способствует развитию способностей творческая деятельность, которая заставляет ребенка думать. Такая деятельность всегда связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в самом себе новых возможностей. Это становится сильным и действенным стимулом к занятиям ею, к приложению необходимых усилий, направленных па преодоление возникающих трудностей. Более того, творческая деятельность укрепляет положительную самооценку, повышает уровень притязаний, порождает уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

Если выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, т. е. на пределе возможностей ребенка, то она ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Л. С. Выготский называл зоной ближайшего развития. Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, в гораздо метшей степени способствует развитию способностей. Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и, следовательно, также не приводит к формированию новых умений и навыков.

Развитие способностей в значительной мере зависит от условий, позволяющих реализоваться задаткам. Одним из таких условий являются особенности семейного воспитания. Если родители проявляют заботу о развитии способностей своих детей, то вероятность обнаружения у детей каких-либо способностей более высока, чем когда дети предоставлены сами себе.

Другую группу условий развития способностей определяют особенности макросреды. Макросредой принято считать особенности общества, в котором родился и растет человек. Наиболее позитивным фактором макросреды является та ситуация, когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов. Эта забота общества может выражаться в постоянном совершенствовании системы образования, а также в развитии системы профессиональнойориентации подрастающего поколения.

3. Список литературы:

    Маклаков А. Общая психология - СПб: Питер, 2001г. - 592с.

    Епифанцева Т. Б., Киселенко Т. Е., Могилева И. А. Настольная книга педагога-дефектолога - 3 издание - М.: изд-во «Феникс» 2007г. - 576 с.

    Назаров Н.М. Специальная педагогика - М: изд-во «АСАDEMА» 2007г. - 352 с.

    Психологическая наука «Практика образования: современные тенденции» Материалы I Всероссийской научно-практической конференции; КГУ им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2007г. - 582с.

Люди различаются не только по направленности, темпераменту, характеру, но и по возможностям достижения успехов в труде, т.е. по способностям.

Способности – это совокупность таких индивидуально-психологических особенностей человека, которые позволяют ему успешно овладевать и заниматься одним или несколькими видами деятельности. По своей внутренней структуре способности включают внимательность, наблюдательность, свойства памяти, воображения, мышления и т.д. Чем лучше развиты эти особенности, тем выше способности.

Природную основу способностей составляют задатки. Задатками являются благоприятные, биологически обусловленные, врожденные анатомо-физиологические особенности строения нервной системы и организма в целом. Например, свойство слухового анализатора к различению звуков (музыкальный слух); зрительного аппарата к цветоразличению; особенности строения голосовых связок (голос певца); хорошее кровоснабжение мозга, возбудимость и подвижность нервных процессов, телосложение и т.д.

Задатки могут передаваться по наследству. Они облегчают развитие тех или иных способностей в процессе обучения, воспитания и практической деятельности. Так, например, для развития интеллектуальных способностей большое значение имеют возбудимость и подвижность нервных процессов, быстрота образования и прочность временных связей, скорость образования и переделки динамических стереотипов и др.

Подвижность нервных процессов в умственной деятельности может проявиться в остроумии, оригинальности, умении схватить явления в многообразных связях, в активности ума при встрече с разнообразными затруднениями. Лучшее кровоснабжение мозга способствует хорошей и длительной работоспособности, уменьшению утомляемости, восстановлению нервной энергии и готовности мозга работать. Быстрота и прочность образования временных связей (условных рефлексов) обусловливает быстроту и прочность усвоения новых знаний и навыков.

Быстрота переделки динамических стереотипов обеспечивает возможность быстро изменять привычные формы деятельности и поведения в соответствии с новыми условиями.

На базе задатков формируются способности. Они не являются врожденными, по наследству не передаются, а развиваются в процессе жизни и деятельности человека. Однако сами задатки не однозначны, т.е. из них могут получиться различные способности. Все зависит от тех условий, в которые попадает человек с полученными задатками, от той деятельности, в которую он включается на различных этапах своей жизни.

Развитие способностей неразрывно связано не только с врожденными особенностями высшей нервной системы людей, но и с особенностями первой и второй сигнальных систем. Известно, что человек отражает действительность в тесном взаимодействии первой сигнальной системы (ощущения, восприятия и представления) и второй сигнальной системы (мышление, воображение и т.д.) В зависимости от преобладания в работе коры головного мозга первой или второй сигнальных систем И.П.Павлов выделил три "чисто человеческих" типа нервной системы: художественный, мыслительный, средний.



Художественный тип нервной системы характеризуется преобладанием у данного человека первой сигнальной системы и отличается яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, живостью и богатством воображения. Мыслительный тип, наоборот, отличается относительным преобладанием второй сигнальной системы и характеризуется преимущественным значением в деятельности человека процессов мышления, – 30 – т.е. он склонен к анализу и систематизации, более абстрактному и обобщенному восприятию действительности, при недостаточной яркости и живости восприятий отдельных фактов, явлений и событий. Средний тип нервной системы характеризуется уравновешенностью первой и второй сигнальных систем. К нему относится большинство людей.

Следует учитывать, что относительное преобладание той или другой сигнальной системы не предопределяет развитие способностей и не ограничивает возможностей человека в выборе профессии. Нельзя сказать, что представители "художественного типа" обязательно станут деятелями искусства, а представители "мыслительного типа" – учеными, теоретиками. При любом типе нервной деятельности возможно всестороннее развитие способностей, ибо в ходе жизни и деятельности психологические особенности непрерывно развиваются и изменяются.

Это говорит лишь о том, что способности не могут быть одинаковы у людей, они так же неповторимы, своеобразны, как и условия их деятельности, что природные задатки многозначны, что на их основе могут развиваться различные способности.

Таким образом, в способностях неразрывно переплетаются природное (задатки) и приобретенное человеком в процессе деятельности (социальное). Ведущую роль играет социальный фактор. Поэтому есть все основания утверждать, что способности по своей природе социальны, т.е. зависят от общественных условий.

Способности, являясь индивидуально-психологическим свойством человека, неразрывно связаны, находятся в диалектическом единстве с другими свойствами и качествами личности – направленностью, характером, темпераментом, чувствами, волей, мастерством и др. Решающее влияние на развитие способностей оказывают направленность личности и характера, выражающие общее отношение человека к жизни и труду. Положительное отношение к деятельности порождает необходимую активность в ней, что является важнейшим условием не только выявления, но и развития способностей. Человек, лишенный высоких целей в жизни, живущий мелочными заботами и пустыми развлечениями, не может найти в себе призвания и сил, проявить активность и энергию, необходимые для развития его способностей.

Положительное влияние на развитие способностей оказывают склонность человека, т.е. постоянное стремление заниматься определенной деятельностью. Обладая большой побудительной силой, склонность вызывает активность человека в деятельности, в ходе которой только и происходит развитие способностей. Одаренные люди всегда были страстно увлечены своим делом.

В такой же взаимной зависимости находятся интересы и способности. Человек, имеющий интерес к определенной деятельности, чаще всего проявляет и соответствующие способности, точно так же, как интерес возникает у людей обычно к тому, что легче дается в силу имеющихся способностей. Интерес поэтому можно считать индикатором наличия или отсутствия у человека способности к данному делу. Интерес способствует проявлению и развитию способностей человека потому, что он стимулирует напряженную учебу, тренировки, повторение, т.е. обеспечивает глубокое овладение делом.

Способности зависят также от воли. Воля – предпосылка того, что человек будет настойчиво трудиться, совершенствоваться и таким образом проявлять и развивать способности. В неразрывном единстве, взаимозависимости находятся способности и мастерство человека как совокупность его профессиональных знаний, навыков и умений. Однако, способности не сводятся к мастерству. Они – не просто высокий уровень знаний, навыков и умений. Сам факт успешного овладения ими ещё не говорит о степени развития способностей. Один человек может быстрее, с меньшей затратой сил, прочнее овладевать знаниями, навыками и умениями, чем другой, хотя показатели в учебе выше у второго. У первого человека более развиты способности, чем у второго, но он не проявляет должной настойчивости в учебе. Иначе говоря, способности – это возможность, а уровень мастерства – действительность. Способности обнаруживаются не в знаниях, навыках и умениях, как таковых, а в том, насколько быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения ими. В свою очередь, совершенствование мастерства плодотворно влияет на развитие на развитие способностей.

Таким образом, способности – не обособленное психологическое свойство человека. Они теснейшим образом связаны со всем психическим складом личности. И чем богаче психологический мир человека, тем выше могут развиты его способности.

В общей психологии различают общие и специальные способности. Общие способности – это благоприятные возможности развития особенностей психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности: развитый ум и память, работоспособность и наблюдательность, находчивость и сообразительность и др.

Специальные (профессиональные) способности – это возможности к развитию отдельных психических процессов или узких свойств личности для какого-то конкретного рода деятельности: острота зрения, быстрота реакции, тонкий слух, высокая цветочувствительность, обоняние и др.

По уровню развития различают способности репродуктивные и творческие. Репродуктивные способности характеризуются высоким умением человека усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по определенному образцу. Творческие способности обеспечивают возможность открыть новое, оригинальное.

В уровне развития творческих способностей выделяют одаренность, талант и гениальность. Одаренность – наличие выдающихся способностей к какому-либо одному или нескольким видам деятельности, развившихся на основе задатков. Это благоприятное сочетание общих и специальных способностей. В воинской деятельности могут быть одаренные летчики, танкисты, ракетчики и другие.

Талант – высокая одаренность, сочетающаяся с большим трудолюбием. Талантливость проявляется в открытии нового, достижении больших результатов в какой-то деятельности, получившей общественное признание. Так, например, можно говорить о полководческом таланте А. Суворова, М. Кутузова, Г. Жукова, А. Василевского, К. Рокоссовского и др.

Гениальность – исключительно высокий уровень одаренности человека, выражающийся в оригинальных, новых научных открытиях, имеющих большое общественное значение. Гений создает новую эпоху в своей области. Так, например, в естественных науках гениальными были И. Ньютон, Ч. Дарвин, И.П. Павлов, А. Энштейн; в истории языка и литературы – В. Шекспир, В. Гете, А.С. Пушкин, Л.Н. Толстой; в развитии музыки – В. Моцарт, Л. Бетховен, П.И. Чайковский.

В своей совокупности общие и специальные способности представляют собой профессиональную пригодность человека, от которой зависит не только его успешная учеба, но и показатели профессиональной деятельности. Очень низкий уровень способностей может послужить основанием заключения о непригодности человека к данной профессии. Поэтому определение способностей призывников (абитуриентов) – одна из важных задач профессионального отбора молодежи в учебные подразделения (заведения). Как показывают исследования, проведенный отбор повышает успеваемость в среднем на 0,5 балла. При этом резко сокращается отсев обучаемых и снижаются общие затраты на их подготовку (примерно на 20-30%).

Важно не только определять способности, но и постоянно их развивать у обучаемых. Прежде всего следует уделить внимание совершенствованию тех психических познавательных процессов (память, воображение, внимание и т.д.), которые необходимы для данной специальности и которые составляют внутреннюю структуру способностей.

Немаловажное значение имеет воспитание трудолюбие и настойчивости в достижении цели, чувства высокой ответственности за учебу, устойчивой профессиональной направленности личности. Даже талантливые люди, чтобы развить свои природные задатки и дарования, должны много и настойчиво трудиться. Опыт показывает, что активное, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, ответственное отношение к делу, стремление преодолеть трудности, успешно овладеть своей профессией стимулируют умственные, физические, технические и другие способности обучаемых.

Большую роль в развитии способностей у обучаемых играет учебный процесс, методика обучения. Задача офицеров не просто вооружить воинов определенной суммой знаний, навыков и умений, но и научить их учиться, самостоятельно добывать знания, развивать у них соответствующие способности. Это достигается тогда, когда на занятиях учебный материал излагается не повествовательно, не в информационно-сообщающем стиле, а проблемно, с использованием исследовательских приемов, с побуждением обучаемых четко и ясно мыслить, сознательно овладевать знаниями, глубоко осмысливать их. Следует учить обучаемых искусству слушания лекций. Чрезвычайно важное значение имеет также формирование у них навыков самостоятельной работы над литературой.

Творческая обстановка на занятиях, проблемное изложение учебного материала – необходимое условие развития и упрочнения у обучаемых интереса к учебному предмету, а через него – к избранной специальности. Устойчивый интерес, в свою очередь, перерастает в склонность к профессиональной деятельности, в ходе которой развиваются и соответствующие способности. Опыт и специальные исследования показывают, что невозможно развить способности к конкретному виду деятельности, если у человека нет к нему интереса.

Положительное влияние на развитие способностей у обучаемых оказывает состоятельность, борьба за овладение знаниями. В процессе такой учебной деятельности у обучаемых формируются трудолюбие, настойчивость, совершенствуются интеллектуальные качества, расширяются творческие возможности. Развитию способностей помогает правильная оценка своих положительных качеств и недостатков. Как переоценка, так и недооценка своих сил и возможностей подрывает способности. Офицеры должны тактично показать каждому обучаемому перспективы их дальнейшего совершенствования, их положительные качества и недостатки. При этом не следует преувеличивать недостатки и промахи. Этим можно подорвать уверенность в своих силах, приглушить развитие способностей.

Таким образом, способности раскрывают возможности человека по овладению одной или несколькими видами деятельности, являются важной психологической предпосылкой достижения высоких результатов.