Социальное партнерство: субъекты, структура, механизмы. Объекты и субъекты социального партнерства




Согласно положениям ст. 25 ТК РФ, субъекты социального партнерства – это работники, компании-наниматели, органы разных уровней власти. Они вступают в мирный диалог, цель которого – найти компромиссное решение, устраивающее каждую из сторон и соответствующее законодательным нормам. Такой путь урегулирования вопросов спасает от напряженности в отношениях, забастовок, увольнений и прочих радикальных мер.

Как взаимодействуют сотрудники и работодатели

Основными субъектами социального партнерства выступают работники и фирмы-наниматели. Они имеют противоположные цели. Первые хотят добиться достойных условий труда, вторые стремятся снизить издержки бизнеса, в том числе и на заработную плату и обеспечение гарантий для персонала.

Стремясь прийти к компромиссу, работники и фирмы не могут действовать иначе, чем через своих представителей. Последние не признаются самостоятельным субъектом правоотношений, потому что транслируют интересы третьих лиц.

Представители компаний – это руководство и иные должностные лица, действующие на основании устава, приказа и других уполномочивающих документов. По закону фирмы вправе также создавать объединения работодателей – некоммерческие структуры, основанные на принципе членства, цель которых – отстаивание интересов определенного круга нанимателей в коллективных переговорах.

Некоммерческие структуры работодателей могут формироваться по следующим принципам:

  • региональному;
  • отраслевому;
  • смешанному.

Закон дает им полномочия формулировать единую позицию по трудовым вопросам и защищать ее общими усилиями при взаимодействии с противоположной стороной – профессиональными союзами. Они могут лоббировать свои интересы в органах муниципальной и федеральной власти, выступать инициаторами принятия новых законов и подзаконных актов или внесения изменений в существующие.

Другие субъекты системы социального партнерства – наемные специалисты. Они выражают и защищают свои интересы через законных представителей двух типов:

  • профсоюзы и их объединения;
  • иные коллегиальные органы, формируемые путем голосования.

В законе прописано, что иные организации, действующие в рамках одной компании, не должны противоречить политике, проводимой профсоюзом, созданной в этой же коммерческой структуре.

Профсоюзы обладают следующими правомочиями по (ст. 370):

  • контролировать соблюдение работодателями положений законодательства, локальных актов, коллективных соглашений;
  • участвовать в урегулировании трудовых споров, возникающих на предприятии;
  • выступать с законодательной инициативой: принимать участие в разработке нормативно-правовых актов;
  • требовать наказания виновных фирм-нанимателей;
  • следить за обеспечением должного уровня безопасности на производстве.

Увидев нарушение со стороны работодателя, профсоюз направляет ему письменное требование о его устранении. Согласно ст. 370 ТК РФ, администрации фирмы имеется недельный срок на рассмотрение обращения и принятие необходимых мер.

Органы государственной власти в системе социального партнерства

Органы муниципальной и государственной власти рассматриваются как субъекты партнерства в случае, когда они сами выступают в роли нанимателей рабочей силы. В остальных ситуациях они являются третьей независимой стороной, которая призвана:

  • помочь сторонам диалога прийти к компромиссному решению;
  • обеспечить защиту интересов общества в целом;
  • координировать ход коллективных переговоров и споров;
  • учесть интересы сторон при создании нормативно-правовой базы.

К субъектам социального партнерства не относятся органы местной и государственной власти, выступающие в роли третьей стороны, потому что они принимают участие далеко не всех его формах. В ст. 45 ТК РФ прописывается, что сотрудники и фирмы-наниматели вправе прийти к консенсусу и закрепить его документально самостоятельно, если не нуждаются в помощи независимого координатора.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Идеология социального партнерства формировалась в годы Первой мировой войны и должна была стать противовесом учения о классовой борьбе, возникшего в середине XIX века и притязавшего на интенсификацию социальных конфликтов. Основатели идеологии социального партнерства, опираясь на этику Л. Фейербаха, на идеи Л. Блана, П. Прудона, Ф. Лассаля и Э. Бернштейна, на концепции либерального реформизма (М. Вирт, О. Михаэлис и др.), усматривали в солидарности классов решающую форму социального взаимодействия и реформирования индустриального общества .

Что же такое «социальное партнерство»? Социальное партнерство - это путь конструктивного сотрудничества на основе достигнутых договоров и соглашений между работодателями и профсоюзами. Этот принцип положен в основу деятельности МОТ, которая на равноправной основе объединяет представителей государства, работодателей и профсоюзы большинства стран мира. Повышение эффективности системы социального партнерства в защите социально - экономических и трудовых прав и интересов работников во многом зависит от консолидации усилий, солидарности и единства действий всех профсоюзов, профсоюзных органов, членов профсоюзов, расширения поля действия коллективных договоров и соглашений различных форм и уровней, повышения ответственности всех участников соглашения за выполнение принятых обязательств, совершенствование законодательной базы социального партнерства .

Данное определение социального партнерства предполагает наличие профсоюзов как одной из сторон достижения соглашений в сфере труда. Статья 31 ТК РФ предусматривает избирание работниками иного (непрофсоюзного) представителя (представительного органа) в следующих случаях:

  • § когда работники не объединены в какие-либо первичные профсоюзные организации;
  • § когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников данного работодателя;
  • § когда ни одна из имеющихся первичных профсоюзных организаций не уполномочена представлять интересы всех работников в социальном партнерстве на локальном уровне .

Из вышесказанного следует, что определение социального партнерства, представленное нами выше, не является полным и однозначным. Таким образом, наиболее полные и точные понятия социального партнерства, представлены авторами М.Б. Смоленским, Н.Г. Мажинской: социальное партнерство - это цивилизованная форма общественных отношений в социально-трудовой сфере, обеспечивающая согласование и защиту интересов работников, работодателей (предпринимателей), органов государственной власти, местного самоуправления путем заключения договоров, соглашений и стремления к достижению консенсуса, компромисса по важнейшим направлениям социально-экономического и политического развития.

Социальное партнерство появилось благодаря развитию трудовых отношений и регулирует социально-трудовую сферу жизни работников и работодателей. В этой сфере всегда будут возникать и развиваться конфликты и конфликтные ситуации, которые по мере их неразрешения, будут приносить лишь дополнительные неудобства в развитии трудовых отношений между работником и работодателем. Для преодоления этой проблемы государство должно регулировать отношения между ними путем принятия различных законов и соглашений для гармоничного социально-экономического и политического развития трудовых отношений в стране.

В социальном партнерстве немаловажную роль играют субъекты трудовых отношений.

К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:

  • 1. Со стороны работников:
    • § профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
    • § общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
    • § полугосударственные образования, фактически выполняющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
    • § многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно - демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
  • 2. Со стороны работодателей:
    • § директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерционализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
    • § собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
    • § общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
  • 3. Со стороны государства:
    • § общесоциальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за ход производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
    • § государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне .

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры и особыми методами решения спорных вопросов.

Государство же в социальном партнерстве через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Субъектами социального партнерства, как свидетельствует мировой опыт, являются наемные работники, работодатели и государство. Холостова Е.И. Социальная политика//Москва 2008 стр. 136 Соответственно институтами (организациями), представляющими их интересы, выступают профсоюзы, объединения работодателей, правительство, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Холостова Е.И. Социальная политика// Москва 2008 стр. 137

К числу субъектов трудовых отношений могут быть отнесены:

  • 1. Со стороны работников:
    • · профсоюзы, постепенно теряющие свое влияние и не обретшие нового места в системе трудовых отношений;
    • · общественные организации, возникающие из независимого рабочего движения и не связанные с прежними профсоюзными структурами происхождением и традициями;
    • · полугосударственные образования, фактически играющие роль социальных отделов администрации различных уровней;
    • · многофункциональные общественные движения наемных работников рыночно-демократической ориентации (СТК, рабочие советы и т.п.), появившиеся в результате применения СКТ.
  • 2. Со стороны работодателей:
    • · директора и руководители государственных предприятий, обретающие в процессе коммерциализации, приватизации, акционирования все большую самостоятельность и независимость;
    • · собственники и управляющие частных предприятий, изначально действовавшие независимо от государственных структур;
    • · общественно-политические организации хозяйственных руководителей, промышленников и предпринимателей.
  • 3. Со стороны государства:
    • · обще социальные и общеполитические органы государственного управления, не вовлеченные непосредственно в производство и прямо не связанные ни с работниками, ни с работодателями, и малоспособные воздействовать на трудовые отношения; хозяйственные министерства и ведомства, уже не несущие непосредственную ответственность за производства, но, тем не менее, располагающие данными о реальном положении дел на предприятиях;
    • · государственные органы, регулирующие рынок труда на макроуровне.

Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это как бы основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это по существу единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами трудящихся и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения ретируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, "психологией социального партнерства".

Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят "послушные" профсоюзы, но решительно выступают против "независимых". Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно. В настоящее время зарегистрировано более 200 профсоюзных объединений, которые претендуют на защиту прав и интересов работников. Среди них можно выделить две основные группы профсоюзов с условными названиями:

традиционные профсоюзы;

новые (альтернативные, параллельные) профсоюзы.

Традиционные профсоюзы - это профсоюзы, в своей основе сформировавшиеся в условиях командно-административной системы. Они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР) и объединяют 122 членских организации с общей численностью около 50 млн. человек и охватывают 88,5% от общего числа работающих на предприятиях и учреждениях всех форм собственности.

По своему численному и социальному составу, формам организации и методам деятельности они далеко неравнозначны. Один из главных, хотя и не единственный, критерий влиятельности того или иного профсоюза - это численность его рядов. Необходимо отметить, что в альтернативных профсоюзах состоит меньшинство занятых в общественном производстве. Беляев А.Н. Социальное партнерство// Человек и труд 2009. №8 Стр57.

В настоящее время существуют следующие профсоюзы и их объединения:

общероссийское объединение (ассоциации) профсоюзов (ФНПР);

межрегиональный профсоюз (объединение новых профсоюзов);

межрегиональное объединение (ассоциация) организаций (в Сибири, на Урале, в Северо-западном и др. регионах);

территориальные организации (добровольные объединения членов первичных профсоюзных организаций одного профсоюза, действующего на территории одного субъекта);

территориальные объединения (ассоциации) - добровольные объединения организаций профсоюзов.

Каждый из названных профсоюзов, их объединений (ассоциаций) на своем уровне принимает участие в коллективных переговорах, заключении, изменении и дополнения к коллективным договорам, соглашениям, в контроле за их выполнение.

Предприниматели (работодатели). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли. Окунев Д.И. Российская модель социального партнерства// Трудовое право 2006 №9 стр. 28-29

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами, у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель - получить максимальную прибыль, у работника - добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача - добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства - найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство. В мире сформировалось в основном две модели государства.

Первая - это либеральная модель. Она основана на минимизации государственной собственности и абсолютизации частной. Этой модели более всего соответствует государственное устройство США.

Вторая - это социально-ориентированная. Она основывается на свободном сосуществовании различных форм собственности, сильной социальной функции государства (в области здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения и т.д.). Эта модель в большей степени характерна для европейских стран.

Социальное государство имеет прямое отношение к социальному партнерству, так как именно социальное партнерство и предусматривает социально-ориентированную политику, проводимую государством.

Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

создаст минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех ипостасях:

собственника,

законодателя,

арбитра (посредника).

Оно продолжает оставаться крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Структура

С исторической точки зрения, первая структура субъектов партнерства была представлена двумя сторонами: работник (и) - работодатель (собственник средств производства). Такое двустороннее партнерство впоследствии получило название "бипартизм". Затем структура субъектов-партнеров претерпевает существенные изменения, так как в переговорном процессе начинает участвовать и государство. Возникшее трехстороннее партнерство стали называть "трипартизмом" Социальное партнерство. - М.: Издательство «Экономика», Колов В. И 2010 - 236 стр. .

Модель трехстороннего соглашения была закреплена в Конвенции Международной организации труда (МОТ) под номером 144. По этой Конвенции государство также становится социальным партнером и подписывает общенациональное партнерское соглашение-договор наряду с союзами работников и работодателей.

Наконец, субъектная структура социального партнерства усложнилась еще больше - было введено многоуровневое сотрудничество. Оно означало, что принцип трипартизма должен соблюдаться не только на общенациональном уровне, но и на отраслевом, а также на уровне предприятия. Это ведет к тому, что, скажем, при заключении договора на предприятии партнеры должны учитывать содержание отраслевого договора, а при принятии отраслевого договора следует учитывать позиции, закрепленные в общенациональном договоре о социальном партнерстве.

Вторая структурная часть партнерства - объекты партнерских отношений. Кроме субъектной структуры социальное партнерство в целом, т.е. как особая система, включает в себя и определенную структуру объектов, по поводу которых достигается социальное партнерство. Выше отмечалось, что поначалу объектом были только тарифы заработной платы. Затем объектами становились условия труда, занятость, безработица, социальная защита и т.д.

Еще одним, третьим элементом системы социального партнерства на современном этапе следует считать стратегию и тактику его достижения. Это означает необходимость выработки основной долговременной его направленности, т.е. стратегии, соответствующей общей социально-экономической цели, а также тактики ее достижения.

Четвертый структурный элемент системных партнерских отношений представляет их механизм. Эта составляющая настолько важна и специфична, что требует особого рассмотрения.

Наконец, пятым элементом современной системы социального партнерства следует признать культуру и этичность поведения партнеров. Под этим понимается взаимная уважительность партнеров, их честность, доверие, высокая ответственность, без чего невозможна реализация истинно партнерских отношений в обществе. А без них в сложном современном мире, где достаточно много не только внутренних, но и внешних проблем и угроз, стране трудно обеспечить свою устойчивость и независимость.

Все названные элементы социального партнерства в отдельности не могут обеспечить выполнение его задач. Только все вместе, в системном единстве они способны достичь главной цели социального партнерства - социального согласия и мира в обществе.

Механизмы

Под механизмом социального партнерства как элемента его системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

Как всякий механизм, он имеет ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой функции.

Важнейшими элементами механизма социального партнерства являются:

постоянно действующий переговорный процесс между представителями институтов социального партнерства, т.е. профсоюзов, объединений работодателей, предпринимателей и властных структур;

постоянно работающие органы (трехсторонние комиссии) по регулированию социально-трудовых отношений;

установление и соблюдение процедур согласования интересов и позиций сторон;

кодификация отношений партнерства в законах РФ, субъектов Федерации, в нормативных документах органов государственного управления;

системы контроля за выполнением принятых договоров и соглашений;

работа экспертов партнерских отношений, анализирующих состояние и перспективы развития системы социального партнерства;

доведение идей социального партнерства до широких слоев трудящихся.

Механизм социального партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны и являются дополнением к составным частям друг друга.

Ответственность за избегание участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление контроля за соблюдением договоров и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Беззубцев А.Ю. Социальная политика//Москва стр. 101

Для того чтобы наиболее полно представить картину социального партнерства в сфере социально-трудовых отношений, необходимо рассмотреть каждый метод взаимодействия социальных партнеров отдельно.

Проведение консультаций

Социальный диалог - это процесс определения и сближения позиций, достижения общих договоренностей и принятие согласованных решений сторонами социального диалога, которые представляют интересы работников, работодателей и органов исполнительной власти и местного самоуправления, по вопросам формирования и реализации государственной социально-экономической политики и регулирования социально-трудовых отношений.

Социальный диалог осуществляется на принципах:

законности;

репрезентативности и полномочности сторон и их представителей;

независимости и равноправия сторон;

конструктивности и взаимодействия;

добровольности и принятия реальных обязательств;

взаимного уважения и поиска компромиссных решений;

обязательности рассмотрения предложений сторон;

приоритету согласительных процедур;

открытости и гласности;

обязательности соблюдения достигнутых договоренностей;

ответственности за выполнение принятых обязательств.

Консультации проводятся по предложению стороны социального диалога с целью определения и сближения позиций сторон при принятии ними решений, которые належат к их компетенции.

Инициатор направляет другим сторонам письменное предложение с указанием предмета консультации и термина его проведения.

Стороны, которые получили такое предложение, обязанные принять участие в консультации, совместно согласовать порядок и сроки ее проведения и определить состав участников.

Например, если профсоюз не согласен с локальным нормативным актом или предлагает его изменить, то работодатель, в случае несогласия с предложениями профсоюза, обязан в течение 3 дней осуществить дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом.

В случае не достижения согласия в ходе консультаций, разногласия оформляются протоколом.

Участие в коллективных переговорах

Важной частью социального диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.

В нормах МОТ коллективные переговоры рассматриваются в качестве действия или процесса, ведущего к заключению коллективного соглашения. В Рекомендации № 91 коллективные соглашения определены как "всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между работодателем, группой работодателей или одной или несколькими организациями работодателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями работников или - при отсутствии таких организаций - представителями самих работников, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны" (Рекомендация № 91, Параграф 2) при том понимании, что "коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен", и что "положения трудовых договоров, противоречащие коллективному договору, должны считаться недействительными и автоматически заменяться соответствующими положениями коллективного договора". Однако "положения трудовых договоров, которые более благоприятны для работников, чем положения коллективного договора, не должны считаться противоречащими коллективному договору" (Рекомендация № 91, Параграф 3 (1), (2) и (3)). [Жернигон Б., Одеро А., Гуидо Г. Коллективные переговоры. Нормы МОТ и принципы деятельности контрольных органов. Отдел по свободе объединения и опубликована совместно с Целевой программой продвижения Декларации. Международное бюро труда, Женева]

Коллективные переговоры проводятся с целью составления коллективных договоров и соглашений.

По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном уровне - федеральные соглашения; на региональном уровне - региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договора.

Коллективные договоры и соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства.

Таким образом, предлагаемый механизм взаимодействия органов власти, бизнес-структур и общества позволяет более комплексно и результативно переориентировать субъекты взаимодействия с решения текущих задач на реализацию стратегии социального партнерства.

Субъектами социального партнерства как определенного типа социально-трудовых отношений являются собственники, предприниматели и наемные работники, вступающие на рынке труда в определенные отношения по вопросу купли-продажи рабочей силы. Субъектами социального партнерства в практической деятельности выступают:

● профсоюзы;

● предприниматели (работодатели);

● государство.

Профсоюзы представляют и защищают интересы работников в области занятости, условий и оплаты труда, в решении разнообразных социальных проблем, способствуя этим воспроизводству рабочей силы. Это основная функция деятельности профсоюза, степень ее реализации и является оценкой эффективности его деятельности. Профсоюзы - это единственная массовая организация, представляющая и закрепляющая социально-экономические, социально-трудовые отношения наемных работников на рынке труда, защищающая интересы человека как носителя определенной рабочей силы.

На рынке труда первостепенное значение имеют отношения между профсоюзами наемных работников и объединениями предпринимателей (работодателями). Эти отношения регулируются не только законами, но и неписаными правилами игры, особыми методами решения спорных вопросов, наконец, «психологией социального партнерства».

Партнерские отношения между профсоюзами и предпринимателями (собственниками) складываются не просто. В лучшем случае предприниматели терпят «послушные» профсоюзы но решительно выступают против «независимых». Необходимо отметить, что полностью независимые профсоюзы отыскать довольно сложно.

Предприниматели (работодатели ). Становление социального партнерства неразрывно связано со становлением предпринимательского движения. Главный интерес предпринимателя заключается, прежде всего, в том, чтобы вложенный им капитал как можно быстрее принес прибыль. А это возможно только при стабильном и устойчивом состоянии коллектива. Поэтому предприниматель заинтересован
в социальном партнерстве как инструменте социального мира, ему не нужны конфликты, которые могут свести на нет все его усилия по получению прибыли.

Однако, несмотря на общую позицию предпринимательских структур с профсоюзами у них есть различия в целях и позициях по решению стоящих перед ними проблем. У предпринимателя основная цель - получить максимальную прибыль, у работника - добиться высокой оплаты труда. У предпринимателя (работодателя) при любой форме собственности присутствует стремление присвоить неоплаченный труд работника, у профсоюза основная задача добиться, чтобы уровень оплаты труда обеспечивал бы воспроизводство рабочей силы. Основная задача социального партнерства - найти и развить общие интересы (точки соприкосновения) в совместной трудовой деятельности, договориться, учитывая, что друг без друга они обойтись не могут.

Государство . Социальная ответственность государства проявляется в том, что оно выполняет ряд важнейших социальных функций:

● корректирует стихийные процессы поляризации богатства, не допускает того, чтобы социальная дифференциация в обществе перешла допустимые пределы. В социальной политике это означает перераспределение (на основе закона) части богатств для поддержания малоимущих слоев;

● определяет прожиточный минимум, который реализуется через установленные законы о минимальных размерах заработной платы, пенсий, пособий по безработице;

● обеспечивает гражданам определенный комплект бесплатных услуг в области образования, здравоохранения, экологической безопасности, доступности к культурным благам;

● создает минимальные необходимые условия для социального страхования.

Выступая как субъект социального партнерства, государство выполняет в необходимых случаях также свои административные и информационные функции: развивает предпринимательскую деятельность, удовлетворяет общие интересы и потребности граждан и т.д.

Место государства в социальном партнерстве определяется не только его общеэкономическими функциями и регулирующей ролью. Оно выступает в трех качествах: собственника; законодателя; арбитра (посредника).

Оно является крупным собственником и работодателем. В этом качестве государство через органы исполнительной власти выступает как равноправная сторона переговоров, заключения соглашений с другими субъектами социального партнерства, регулирования социально-трудовых отношений, а точнее управления ими.

Немаловажный вопрос в становлении системы социального партнерства является распределение обязанностей между партнерами. В Трудовом законодательстве нет такого понятия, как субъекты социального партнерства, но в статье 25 ТК РФ говорится о сторонах, участвующих в системе, коими выступают работодатели и трудящиеся. Но кроме двух участников, регулирование вопросов трудовой справедливости может быть возложено на третью сторону – это государственные структуры.

Системный механизм партнерства представляет собой взаимосвязь субъектов, в качестве которых выступают наниматели рабочей силы с одной стороны и трудящиеся с другой, либо их уполномоченные представители. Их взаимосвязь заключается в урегулировании спорных моментов на производстве, или иных, тесно сопряженных с ними, путем ведения мирных переговоров.

В соответствии со статьей 25 ТК РФ субъектами социального партнерства выступают:

  • сообщества трудящихся или их уполномоченные представители в лице профсоюзных комитетов;
  • работодатели или их уполномоченные представители в лице сообщества предпринимателей;
  • государственные органы.

Каждый уполномоченный представитель, представляющий интересы сторон, обязан иметь документы, подтверждающие его полномочия. Из представителей образуется трехсторонняя комиссия, выполняющая свои обязательства в зависимости от уровня партнерства (федерального, регионального, территориального). По итогам переговоров составляется документ с текстом принятого решения. Если субъект или субъекты системы социального партнерства не согласны с текстом документа, составляется протокол заседания комиссии, после чего урегулирование социальной справедливости ведется посредством особых процедур, оговоренных в статье 61 ТК РФ. Это:

  • примирительные переговоры;
  • привлечение в спор посредника;
  • обращение с иском в арбитражный суд.

В состав комиссии по ведению коллективных переговоров включается равное число представителей всех субъектов. Состав комиссии может быть утвержден на постоянной основе.

Субъекты, представляющие интересы трудящихся

Интересы трудящихся в социальном урегулировании конфликтных моментов на производстве представляют профсоюзные комитеты. Профсоюз – это массовая организация коллектива трудящихся, действующая от имени работников и регулирующая социально-производственные, а также социально-экономические конфликты в сфере труда. Профсоюзные сообщества обеспечивают защиту прав физического лица, как единицу рабочей силы.

Взаимоотношения нанимателей и профсоюзов далеко не простые, особенно, если споры решаются с «независимыми» комитетами. На данном этапе развития системы сформировано более 200 организаций, защищающих права и полномочия рабочей силы, среди них можно выделить:

  • традиционные профсоюзные комитеты;
  • новые (альтернативные) профессиональные сообщества.

Традиционные профсоюзные комитеты – это организации, сформировавшиеся под административным командованием предпринимателей.

Новые (альтернативные) профсоюзы – это комитеты, образовавшиеся под воздействием многочисленных забастовок работников. Они постоянно находятся в конкуренции с традиционными проф. комитетами и выступают за общественно-политические отношения в стране. Их численный, социальный состав, а также методы воздействия и формы работы далеко не однозначны. Основным критерием влиятельности комитетов является численность его состава.

Субъекты, представляющие интересы работодателей

Главная задача предпринимателей состоит в том, чтобы инвестированный ими капитал, как можно скорее начал приносить доходы. Но эта задача достижима только в условиях стабильной социальной обстановки в коллективе. Поэтому у стороны предпринимателя больше всего должен быть стимул урегулирования социально-трудовых взаимоотношений с работниками. Все всплывающие конфликты тормозят рост экономики, усугубляет производительность труда и, как следствие, ведет к уменьшению получаемой прибыли.

На локальном уровне партнерства интересы работодателя представляет руководитель организации или его уполномоченный представитель. Действует субъект в рамках нормативных внутренних документов и коллдоговора. На этом уровне государственные органы к субъектам социального партнерства не относятся, так как мирные переговоры ведутся только с привлечением двух сторон – работодателя и работника.

На других уровнях интересы нанимателей рабочей силы представляют сообщества предпринимателей, организованные с целью урегулирования вопросов в рамках действия трехсторонней комиссии. ТК РФ дает определение сообществу предпринимателей, как некоммерческой организации, соединяющихся в единое целое на добровольной основе. Действие таких сообществ основано на нормативных положениях ТК РФ и ФЗ «Об объединениях работодателей», этими документами определен порядок, условия и принципы ведения переговоров в системе социального партнерства.