Предмет и функции социальной философии. Социальная философия




Социа́льная филосо́фия - раздел философии, призванный ответить на вопрос о том, что есть общество и какое место занимает в нём человек.
Объект социальной философии социальная жизнь и социальные процессы. Однако сам термин «социальный» употребляется в литературе в разных смыслах. Поэтому следует определить, что имеется в виду под этим термином, когда мы говорим о социальной философии. Прежде всего отметим, что из понятия социального исключаются, с одной стороны, природные, а с другой стороны, - индивидуальные, личностные явления. То есть социальные явления - это всегда общественные явления. Однако под понятие «общественные явления» подходят и экономические, и политические, и национальные, и множество других явлений.
Известный русскоамериканский социолог П. Сорокин дает следующее, характерное для его общей философской концепции определение социального явления:
Социальное явление есть мир понятий, мир логического (научного - в строгом смысле этого слова) бытия, получающийся в процессе взаимодействия (коллективный опыт) человеческих индивидов.
Неправомерность этого определения, на наш взгляд, состоит в том, что из сферы социального выпадает вся объективная, материальная реальность общества, лежащая за пределами «мира понятий». В действительности же общественная жизнь, социальное бытие включает в себя не только духовные явления и «мир логического», но и объективные, материальные явления и «мир чувственного».
Нам представляется правильной точка зрения, согласно которой социальная реальность включает в себя различные стороны общественной жизни. Говоря кратко, социальная жизнь общества - это совместное бытие людей, это их событие . Оно включает материальные и духовные явления и процессы, различные стороны общественной жизни: экономическую, политическую, духовную и т.д. в их многостороннем взаимодействии. А социальное действие - это всегда результат взаимодействия целого ряда общественных факторов.
Поэтому основным субъектом социального действия и социальных отношений являетсяобщественная группа (социальная общность) или общество в целом. Характерный момент социальной жизни - ее организованность и структурированность в рамках определенной социальной системы. Различного рода взаимодействия между элементами социальной системы образуют ее структуру . Сами же элементы этой системы носят разнообразный характер. Она включает в себя различные способы ее функционирования, многообразные социальные институты, обеспечивающие реализацию общественных отношений. И, конечно, такими элементами выступают основные субъекты социальной жизни - социальные общности и индивиды, организованные в социальные группы.
На основе изложенного можно дать следующее определение:
социальная философия - это система теоретического знания о наиболее общих закономерностях и тенденциях взаимодействия социальных явлений, функционирования и развития общества, целостного процесса социальной жизни.
Социальная философия изучает общество и социальную жизнь не только в структурно-функциональном плане, но и в ее историческом развитии. Безусловно, что предметом ее рассмотрения является и сам человек, взятый, однако, не «сам по себе», не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т. е. в системе его социальных связей.
«Социальная философия изучает законы, согласно которым в обществе складываются устойчивые, большие группы людей, отношения между этими группами, их связи и роль в обществе». Здесь верно названы те законы, которые призвана изучать социальная философия. Исходя из нашего понимания ее предмета следовало бы более широко показать круг проблем, которые составляют ее содержание. В частности, нельзя забывать, что социальная философия исследует всю систему общественных отношений, взаимодействие всех сторон общественной жизни, закономерности и тенденции развития общества. Кроме того, она изучает особенности познания общественных явлений на социально-философском уровне обобщений. Другими словами, социальная философия анализирует целостный процесс изменения социальной жизни и развития социальных систем. Функции социальной философии.
Предмет и специфику социальной философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопрос о ее функциях.
Функции социальной философии в основном те же, что и философии вообще, однако они имеют свои особенности. Назовем основные из них.
1. Мировоззренческая функция социальной философии заключается в том, что она формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и их сознания, о месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни и т.д.
2. Теоретическая функция социальной философии состоит в том, что она позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить о них на уровне теории, то есть системы взглядов о их сущности, содержании и направлении развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенден-циях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом.
С указанными выше функциями связана методологическая функция социальной философии, заключающаяся в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни, изучаемых теми или иными общественными науками. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук.
Наконец, прогностическая функция социальной философии состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.
Указанные функции социальной философии проявляются в мышлении человека, если он овладевает философским мировоззрением, теорией и методологией философии. В этом случае он приобретает способность мыслить системно, диалектически, рассматривать общественные явления в их взаимодействии, изменении и развитии. В результате формируется определенная методологическая дисциплина мышления, делающая его строго логическим и четким, что является показателем культуры мышления.
В заключение отметим, что все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны

38. Общество как саморазвивающаяся система. Человеческое общество - это самая сложная по своей сущности и структуре живая система. Понятие общества охватывает не только ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. всё человечество в его истории и перспективе. Жизнь общества во всей его полноте есть не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованна система, подчиняющаяся законам функционирования и развития. Каждое новое поколение, вступая в жизнь, не начинает историю заново, а продолжает то, что сделано их предшественниками. Их деятельность в определённой мере задана объективными условиями, не зависящими от их сознания и воли (объективный фактор). Однако новое поколение не просто повторяет то, что делалось их предками, а реализует свои собственные потребности и интересы. Разнообразная деятельность людей, их живой труд неизменно и непрерывно вносят новые черты в характер общества (субъективный фактор). Развитие общества представляетс как результат сложного взаимодействия этих двух факторов. Процесс их взаимодействи характеризуется тенденцией и направленностью. В целом человеческое общество прошло несколько стадий развития, от первобытного, каменного, до современного, информационного постиндустриального. Исторически общество никогда не бывает одинаковым. Движущей силой общества в широком смысле является интерес, стремление людей находить лучшие формы жизни. В узком смысле пружиной развития общества является противоречия, борьба противоборствующих сил в обществе. На современном этапе люди осознают глобальные проблемы, стоящие перед обществом.

39. Материализм и идеализм об историческом процессе. Формационный и цивилизационный подходы к познанию общественной жизни. Материализм и его исторически формы . (от лат. – вещественный) – направление в фил-ии, сведение сущего к материи. Все существующее – материально, хотя и не обязательно вещественно. Материализм – одна из форм натуралистического мировоззрения и отрицает существование каких-либо внеприродных начал (Бога, абсолютного духа).
Позиция материализма – первичность материи – объективной реальности, существующей вне и независимо от сознания, духа, развивающейся по своим законам. В материализме нет учения о бытие.
В истории материализма были попытки создания глобальных умозрительных конструкций, так атомисты Левкипи и Демокрит считали, что в основе мира лежат невидимые частицы – атомы, отличающиеся др. от др. формами, положением, порядком. Демокрит утверждал, что душа состоит тоже из атомов.
Логически доказать сущест-ие объективного источника наших восприятий невозможно, но без этого утверждения о материи теряют смысл, поэтому материализм берет на вооружение опыт и здравый смысл («наивный реализм»). Философ-е учения Беркли, Канта показывают, что опыт не доказывает того, что мир существует независимо от нашего сознания. Поэтому в поисках предельных оснований бытия материализм был вынужден смыкаться с науками. Возникают механистический материализм - абсолютизирует з-ны механики, экономический мат-м – з-ны экономики, вульгарный мат-м – сводит мышление к нейромозговым процессам. Материализм не мог ответить на многие вопросы и единственным выходом было отказаться от теории бытия и сосредоточить рефлексивные усилия на процессе познания, устраняя абсолютную идею, Бога, такой материализм назывался диалектическим – его суть – вне человеческого сознания и независимо от него существует объективная реальность – материя.
Современный этап материалистической философии связан с именем К.Маркса

Философский идеализм . Идеализм – развитие мира определяется духовным началом.
Гераклий (в 6 в. до н.э.) считал, что космос разумен и чел-к в процессе дыхания становиться причастным к нему. Мысль о причастности разумного начала к тайнам мироздания – развернутое выражение впервые получило у Платона. Его учение основывалось на противопоставлении двух миров6 мира «видимого» и мира умопостигаемого (мира идей).

Объективный идеализм – фил-ия Платона, в кот. идея выступает как основа мироздания и объекта познания. Ее достижения были закреплены в неоплатонизме, сделавшем основной категорией Единое (Одно). Родоначальник неоплатонизма Плотин рассматривает Единое как неизъяснимую и неизменную, невыразимую с помощью обычного языка первосущность. Оно совершенно и вечно, присутствует во всем и вместе с тем отлично от каждой отдельно входящей в какое-либо множество вещи. "Всякое множество вторично в сравнении с единым", - говорит в своем трактате "Первоосновы теологии" другой классик неоплатонизма - Прокл. Доказательства его просты и убедительны: если множество не содержит единства (не причастно ему), то оно не является и множеством, так как распадается на отдельные части, и каждая часть, не причастная какому-либо единству, повторяет судьбу "несостоявшегося" множества. Через промежуточные образования множества вещей, причастные единому, восходят к высшему единству - Абсолюту. Это единое, именуемое у Плотина и его последова­ли Божеством, будучи переполненным собственным совершенством, порождает все многообразие мира в результате эманации (от лат. - истечение), осуществляющейся в три этапа. Каждая последующая ступень эманации в творческом отношении слабее предыдущей. Эманация завершается переходом в материю, которая по отношению к Божеству (Единому, Благу) есть абсолютная лишенность, абсолютная бедность. Лишенная добра, материя выступает как «первичное здо» Поэтому высшая цель души - возвращение к Единому. Философские учения, развивающиеся в русле платонизма, представляют, как правило, сложные и всеохватывающие теоретические построения, которые по внешнему виду могут заметно отличаться друг от друга. Так, в Новое время Лейбниц создал монадологию - учение о первичных простейших духовных образованиях, или монадах, заключающих в себе всю полноту бытия и наделенных внутренней энергией. Монады представляют собой автономные "одушевленные атомы". Они образуют мир как согласованное целое на основании гармонии, предустановленной центральной монадой - Богом, из которого эманируют все остальные монады. Аристотель выдвигает аргумент: если идеи как сущности вещей отделены от самих вещей, то они не могут быть причиной их бытия, возникновения и измнения. Нельзя сказать, что критика Аристотеля является исчерпывающей: в платонизме, как и во всякой идеалистической системе, многие суждения «не поддаются» ни на достаточную аргументацию, ни на опровержение. Поэтому для философствования открываются самые широкие возможности, даже если оно становится на путь фантазий и домыслов. Несмотря на очевидные узкие места, платонизм оказал огромное воз действие на христианство, а через него - на многие философские концепции, особенно в Европе. Это исторически наиболее ранняя форма идеализ­ма, выросшая из попыток понять природу мыслительной деятельности, духовной жизни. Но уже античная мысль доросла до понимания того, что отношение человеческих представлений к окружающему миру - в значительной степени проблема самостоятельная, не укладывающаяся в платоновскую связку "вещь - идея вещи". Факт несовпадения наших представлений о вещах с самими вещами был впоследствии использован идеализмом для усиления своей позиции и стал той почвой, на которой выросла другая его разновидность - субъективный идеализм. Крупнейшим представителем его является английский философ Д.Беркли, выдвинувший в начале 18 в. знаменитый тезис «существовать – значит быть воспринимаемым». Субъективный идеализм – с его точки зрения объективный мир, независимый от человека, не существует, он есть не что иное, как порождение субъективных познавательных способностей человека, его ощущений (Беркли). Субъективные идеалисты считают, что выйти за пределы сознания невозможно. Беркли считал, что окружающий человека мир представлен ему в качестве содержания психических форм, за пределы кот-х он выйти не может (в последствии эту мысль развил И.Кант). Однако он впадает в крайности, снимая по сути дела вопрос об источнике наших ощущений и восприятий, а в более широком контексте – об источнике знаний вообще. Очевидно, что отрицание объективного мира, лежащего за пределами форм созерцания, ведет к игнорированию его законов, абсолютизации мира субъективного со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому система философии Беркли имеет не столь много сторонников, как объективный идеализм.

39. Материализм и идеализм об историческом процессе. Формационный и цивилизационный подходы к познанию общественной жизни. Человеческое общество представляет собой наиболее сложный объект для философского анализа. Это обусловлено огромным многообразием форм общественной жизни. Только в 18 веке появились мыслители, которые пытались выяснить единые начала объединяющие мировую историю. Так итальянский философ Дж. Вико выдвинул теорию исторического круговорота, в которой рассматривал циклы, через которые проходят, по его мнению, все народы. В то же время появилось позднее немало теорий, где утверждалось, что единой истории, единой общечеловеческой культуры быть не может, как считал, в частности О.Шпенглер. Проблема единства и многообразия мировой истории на долгие годы стала тем важным вопросом, от решения которого зависел выбор пути общественного развития многих народов и стран. Его разрешение нашло своё отражение в формационной и цивилизационной теориях, где с разных подходов рассматривались факторы, обуславливающие единство и многообразие общественного развития.
Формационный подход к истории ориентирован на познание и раскрытие объективных основ общественной жизни посредством категорий «способ производства», «базис», «надстройка», т.е. с позиций естественно-исторического развития. Это позволяет решить целый ряд проблем, что и сделал в своей социологической теории К.Маркс и что стало достоянием учебников по историческому материализму, и, безусловно, обогатило представления человечества о материалистических основаниях исторического процесса. Из формационной теории достаточно определённо вытекала идея прогресса истории на основании прогресса материального производства. Но формационный подход, выделяя общее в истории, отвлекается от особенного в ней, от многообразия в жизни различных обществ, народов. Учение о формациях, разработанное Марксом акцентировало внимание на социально-экономической стороне общественной жизни. Уже сам Маркс, при этом столкнулся с тем фактом, что существуют такие общества, которые не вписываются в учение о формациях. В его работах мы обнаруживаем такие понятия как «античный способ производства», «азиатский способ производства», которые фиксировали наличие многообразия в истории не вписывающегося в классическую пятичленку.
Переосмысление формационной теории с учётом реалий послужило основанием для выработки цивилизационного подхода к познанию истории. Суть данного подхода состоит в том, что любая исторически развивающаяся система состоит из специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуры, сущность которой заключена в творческой деятельности людей и её результатах - как духовных, так и материальных. Поэтому правильнее будет говорить не о формации, а о цивилизации, характеризующейся всем тем, что составляет менталитет данного народа.Цивилизационный подход ориентирует на познание истории во всех формах жизнедеятельности людей -социальной, духовной, политической. Другими словами, если с точки зрения формационного подхода история познаётся с позиций проявления объективных закономерностей, то цивилизационный подход изучает те специфические условия, в которых человек предстаёт субъектом истории, где мировоззренческие представления и духовные факторы играют не меньшую роль в развитии общества, чем материальные. Примером раскрытия роли духовных факторов в истории является исследование Максом Вебером роли протестантизма в становлении и развитии капитализма в Европе.
Оба подхода играют, т.о. важную роль в познании истории. Абсолютизация одного из них неизбежно приведёт к потере ориентиров в истории, так как только единство и многообразие истории даёт исчерпывающую картину мира и позволяет осуществить народам и политикам правильный выбор пути общественного развития.

40. Проблема прогресса и его критериев в социально-философской мысли прошлого и настоящего. Теория прогресса появляется в эпоху нового времени и характерна для теорий единого человечества. Предпосылки теории прогресса (по С. Булгакову)

1. Человечество движется в некоторых заданных координатах к конечной цели

2. Наличие разумного плана истории, одновременно внур. для человечества и внешн. над человеческого

3. Предсказуемость истории (знание законов, объяснение програссивн развития человечества) 4. Проблема отдельного человека (его участие в прогрессе человечества) Критерии прогресса: -моральное развитие – история человечества это становление морально развитого, совершенствующегося человека -права и свободы человека (Т. Гоббс) -просвещение и образование (XVIII в Вольтер, Дидро) -развитие свободы (Гегель, Маркс) -Научно – техническое развитие (Тоффлер, Белл) Глобальные – это те проблемы, которые затрагивают все человечество и должны быть решены всем человечеством Проблемы: экология, терроризм, ядерная угроза, здоровье и генофонд человека, культура Пути решения: -наличие единой политической воли -финансово – налоговая политика -новые формы экономического хозяйства -новая идеологи -отказ от антропоцентризма -отказ от технократического подхода в природе как к источнику ресурсов -отказ от экономики с искусственным культивированием потребностей

41. Материальное производство - основа общественного развития. Диалектика производительных сил и производственных отношений. В сфере реального отношения людей к миру - к природе, к об-ву, к другим людям - формируются исходные стимулы развития всех форм челов. культуры. Создаваемые в культуре - и в материальном пр-ве, и в регуляции отношений между людьми в об-ве, и, наконец, в сфере науки, иск-ва, философии -способы деятельности возникают по сути своей как ответ на определ. проблемы и задачи, связанные с воспроизводством челов. существования в окр. человека реальном мире. Ограничная связь видов человеч. Социально -культур. деят-ти с практикой в системе культуры заключается в том, что все эти виды деят-ти имеют выход на практику, обогащают ее возможности. Важнейшим каналом воздействия на практику косвенно связанных с ней видов обществ. деят-ти является развитие их с пом-ю самого человека, его способностей, направляемых им в ходе практически-преобразовательного действия во внешний мир. Структура. Эл-ты процесса труда по К.Марксу: человек с его целями, знаниями и навыками, осуществляемые человеком операции целесообр. деят-ти; объекты, включенные в ходе этих операций в определенные взаимодействия. Объекты расчленяются по своим ф-ям на предмет труда, средства труда и продукты труда. Труд как преобр. человеком в-ва природы предполагает предполагает взаимодействие всех этих эл-тов. Формы: материальная производственная деятельность, практически-преобразовательная деятельность, социальная практич. Деятельность (социальная, классовая борьба, революции и т.п.), техническая деятельность (наука, НТР, прогресс и т.п.).

42. Философия техники. Техника (от греч. - "мастерство") - это совокупность средств, создаваемых для осуществления производства и обслуживания непроизводственных потребностей общест­ва. Она появляется путём опредмечивания в природном ма­териале трудовых функций, опыта и знаний людей. Основное назначение тех­ники - частичная или полная замена производственных функций человека с целью облегчения труда и повышения его производительности. Техника явля­ется составной частью производительных сил общества, и в определённом смысле служит показателем уровня его развития. Принято разделять технику на пассивную и активную. Пассивная тех­ника включает в себя производственные сооружения и здания, технические средства коммуникации (железные дороги, мосты, каналы, трубопроводы и т.п.), технические средства связи (радио, телефон, телевидение), подземные коммуникации, одним словом то, что принято сейчас называть инфраструк­турой производства. Активная техника - это орудия труда (физического и умственного), инструменты, механизмы, машины, автоматические линии, средства программного управления, компьютеры и т.д. В историческом плане создание активной техники предшествует появ­лению пассивной техники. Историю техники можно делить на этапы по раз­ным критериям: по использованию разных природных материалов (каменный век, бронзовый, железный и т.д.); по применению различных видов энергии (век пара, век электричества и т.п.); по качественно отличающимся техноло­гиям. Если взять за основу развитие активной техники, то выделяются три ключевых этапа: орудия и механизмы ручного труда - машины - автоматы и автоматические линии. На первом этапе человек является материальной основой технологиче­ского процесса; на втором этой основой становится машина, а человек лишь дополняет её как технологический элемент; на третьем происходит высвобо­ждение человека из технологической цепи. Рядом с гордостью за технический прогресс возникает и всё больше беспокоит тревога, вызванная психологическим и физическим дискомфортом. Человеку уже не приходит в голову проводить аналогии между техническим монстром и храмом; техника, уже оказывается не в одном ряду с последним, а в полярно противоположной позиции. Расхождение, которое прежде едва на­мечалось, приближается к своему апогею. Электростанция гармонирует с за­водом, телевизионной вышкой, стартовой площадкой для запуска ракет; при­рода же и храмы оказываются в положений ещё сохранившихся островков былой гармонии, рождающих ностальгическое чувство. Возникают противоестественные по своей сути словосочетания: "инду­стриальный пейзаж", "промышленный ландшафт", "вторая природа". Человек всё более начинает ощущать себя подавленным и уязвимым в этой "природе" и на фоне этого "пейзажа". То, что люди создавали, чтобы защитить и обезо­пасить себя, сделать свою жизнь более комфортной, обернулось угрозой и опасностью для самого их бытия. Осознание этих и подобных им проблем привело к возникновению в философии нового направления, получившего название "философия техни­ки". Само это понятие было введено в научный оборот в конце XIX в. в Гер­мании. Философы, работающие в рамках этого направления, ставили своей задачей изучение закономерностей, методологии и перспектив развития тех­ники, его социально-нравственных, экологических, политических и психоло­гических аспектов. В наше время проблемы в системе "общество - техника - природа" очевидно обострились, стали буквально кричащими. Попытки решить их исторически развивались в русле определённого противостояния двух основных концепций - "инженерной" и "гуманитарной". Инженерная философия техники Система взглядов, получившая это название, исторически возникла первой. Некоторые её элементы можно заметить уже в трудах И. Ньютона. Прежде чем показать основные идей инженерной философии техники, заметим, что слово "инженерная" не означает, что так думают только инже­неры или все инженеры. Этот эпитет следует воспринимать лишь в том смыс­ле, что если инженер отвлечётся на время от своего технического творчества и начнёт размышлять более масштабно о смысле своей деятельности и о связи между артефактами и человеком, то он раньше или позже придет к следую­щим мыслям. Техника есть средство высвобождения человека из непосредственной тру­довой деятельности через проекцию его органов на эту деятельность, через воспроизведение самого себя в качественно ином виде, через усиление в ар­тефактах своих органов с одновременным их функциональным обеднением. Другим направлением в развитии этой идеи является создание искусственных органов в медицинских целях (искусственное сердце, лёгкие, почки и т.д.), а также успехов области робототехники. Гуманитарная философия техники возникла позже ин­женерной. Это направление философско-методологических и мировоззренческих исследований феномена техники оформилось, начиная с 60-70-х гг. нашего века, прежде всего в странах Западной Европы, Северной Америки, а также в Японии. Была сформирована программа этого направления, суть которой в пе­реходе от чисто прагматического, функционального подхода к техническим устройствам - к комплексно-системному, междисциплинарному анализу техники как сложного, противоречивого фактора современной цивилизации, который вполне можно определить как фактор риска. Проблема отчуждения Понятие "отчуждение" имеет следующее содержание. Всякий продукт человеческой деятельности, будь он материальным предметом или идеей, грозит обернуться опасностью для самого человека. Неся ему определённое благо, правда, ино­гда кажущееся, этот продукт как бы обретает самостоятельную силу и норо­вит выйти из-под контроля своих создателей, которые попадают в зависи­мость от него. Глубинный источник этого отчуждения находится не в самих артефактах или теориях, которые чаще всего нейтральны, а в противоречивой природе самого человека

43. Философия политики. - наука о наиболее общих основаниях, границах и возможностях политики, о соотношении в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального. Две с половиной тысячи лет насчитывает философия политики, однако до начала ХХ века её статус не был определен. аппаратный маникюр самара Роль философии политики играли философия государства, философия права, моральная философия. В политической философии сложилось две традиции. Одна ведет свою историю от Аристотеля, другая - от Н.Макиавелли. Первая задается вопросом, какой политический режим является аутентичным - соответствующим природе человека, служит его благу. Другая делает акцент на проблемах эффективности политических систем и режимов. В отечественной литературе имеется несколько определений сущности философии политики. самара антицеллюлитное бельеСошлемся на определение А.С.Панарина, автора первого в отечественной философии специального исследования по философии политики: "Философию политики можно определить как науку о наиболее общих основаниях и возможностях политики, о соотношениях в ней объективного и субъективного, закономерного и случайного, сущего и должного, рационального и внерационального" (Панарин А.С. Философия политики. М.,1994. С.5.). Философ и политолог В.Д. Фен шуй амулеты подарят вам спокойствие и процветание. Узнай больше на нашем сайте! Зотов образно заметил, что проблематика политической философии вращается как бы между двумя полюсами. Один полюс составляет объективная реальность государства и власти, которая не может быть отменена по людскому желанию. На другом полюсе находится "политический человек" с его свободой воли, моральными принципами, идеалами, всей системой ценностей, безразличие к которым грозит обществу распадом (Очерки социальной философии. М.,1994. С.83.). Таким образом, философию политики интересуют причинно-следственные отношения политики и власти, их социальный смысл, воплощение политики в материальных и идеальных формах, проблема государства и гражданского общества, политического сознания, его соотношения с моралью, религией, искусством и т.д. Можно отметить, что сейчас проблема самоопределения является для философии политики очень важной. Связано это как с тем, что она призвана решать весьма серьезные проблемы развития общества, так и с тем, что эти проблемы ныне чрезвычайно сложны. В нашем мире рациональности, где, с одной стороны, проходят объективные процессы дифференциации наук (разделения одной науки на несколько новых), а с другой - не менее объективно происходит образование интегральных наук, действительно, очень трудно выделить предмет политической философии и, несомненно, эта проблема - самоопределение политической философии - еще долго будет актуальной. неттопы

Очевидно, что философия политики изучает прежде всего такие категории, как политика, государство, власть, свобода, справедливость, равенство. А.С.Панарин предложил выделять в философии политики четыре части: 1) политическая онтология, 2) политическая антропология, 3) политическая праксеология, 4) политическая эпистемология (Панарин А.С. Указ. соч. С.5.). Вспомнив значение терминов онтология (учение о бытии), антропология (учение о человеке), праксеология (учение о практике, действии), эпистемология (в широком смысле - учение о познании), можно представить, что изучает каждая из этих частей философии политики. Политическая онтология изучает бытие власти, политическое время, политическое прост- ранство; политическая антропология - место человека в политике, политическое самоопределение человека; политическая праксеология - политическое действие; политическая эпистемология - объяснение и понимание в политике и т.д. Философия политики интересна еще и тем, что до настоящего времени она продолжает опираться на великие достижения философов античности, одновременно развивая их. Назовем некоторые из этих немеркнущих положений: политика - это общественное явление, составляющее сущность, ведущее начало совместной жизни людей, организованной государством (Аристотель); человек - это политическое животное, его общественная и политическая природа нераздельны (Аристотель); полноправным участником политической жизни может быть только человек, который свободен от запретов, предрассудков, зависимостей (Платон); политика - это специфическая деятельность, искусство, творчество, зрелище (Платон). Античные философы и политические деятели начали изучать специфику политического языка и политической речи, этические категории свободы, справедливости, всеобщего блага, типы правителей и особенности различных политических строев, политические конфликты. Философия политики в средние века характеризовалась теоцентризмом, а социальная жизнь - формированием абсолютных монархий, противопоставлением светской и церковной властей, отсюда - появление новых идей и новых оппозиций: властелин - народ, Власть - подчиненные, город - мир, свобода - долг и право и т. д. Новое время - период формирования ндустриальной цивилизации, усложнения политических процессов, роста классового самосознания буржуазии - способствовало появлению открытий, определяющих политическую жизнь цивилизованного общества и сегодня. Главными среди них былигражданское общество и правовое государство . В Новое время были сформированы концептуальные основы крупнейших политических идеологий: либерализм, индивидуализм, консерватизм, утопический и научный социализм, анархизм и т. д. Новейшая история принесла человечеству невиданные образцы тоталитаризма, как нового типа политической системы, дегуманизацию и политизацию сознания, массовые политические неврозы и психозы. Все это и составило предмет изучения политической философии в ХХ веке. Охарактеризуем наиболее значительные идеи философии в области политики - идею гражданского общества и идею правового государства.

44. Философские проблемы социальной сферы общества . Социальная сфера жизни общества представляет собой совокупность индивидов, их общностей и взаимоотношений между ними, социальную структуру. Антропосоциогенез (греч. Человек+общество+происхождение) – процесс происхождения человека и общества, который включает в себя и физиологическое формирование человека и развития общества.
Концепция творения человека богом (человек сотворим богом по своему подобию). Поэтому существенной особенностью является его духовное начало, которое призвано преобразовать начало животное (телесное). 2. Эволюционная теория Дарвина - механизмы эволюционной теории – изменчивость, наследственность и естественный отбор. 3. Трудовая теория Энгельса о происхождении человека. Критическое отношение к эволюционной и трудовой теории привело к возникновению других концепций, объясняющих происхождение человека. Одна из этих концепций - концепция космического происхождения человека, согласно которой человек предстает как творение некоего разумного начала. Космический разум- аналогия бога. В этом контексте возможно соединение двух концепций. Гипотеза теплового стресса: возникновение человека связывают не только с изменениями в его биологической природе, но прежде всего с формированием его социальной сущности. С позиции марксизма биологическое человеческое начало трансформировалось под влиянием социальных факторов, поэтому человек действует по преобразованным под влиянием общества инстинктам.
По мнению Фрейда, человек имеет биологическую сущность, но под влиянием событий, которые Фрейд характеризует как катастрофические, животное стадо превращается в человеческое сообщество, и биологические инстинкты подавляются зародившимися нормами морали. Инстинкты не исчезают, трансформируются (сублимируются) в социально приемлемые формы. В связи с этим не труд как материально-производственная деятельность, а культура начинает рассматриваться в качестве человекообразующего фактора.
По мнению немецкого философа-культуролога Эрнста Кассиера, человек-это символическое животное; существо, создающее символ. Символы - это функциональные формы, которые позволяют различать действительность (реальность) и возможность. Символы – это продукты духовной деятельности человека, предстающие в разнообразных формах. С этой точки зрения в рамках современных исследований человека выдвигаются иные трактовки человека-человек смеющийся.
Концепция Йохана Хейзинга – концепция человека играющего. Все формы культурной деятельности человека вырастают из игровой деятельности.
В 20 веке сформировалась синтетическая теория эволюции. Она утверждает, что эволюция природы – это непрерывный процесс накопления случайных признаков, которые приводят к появлению нового вида.
Человек может рассматриваться с множества сторон. Человек – это биосоциальное существо, представляет собой высший тип из всех живых существ на земле, субъект исторической и культурной деятельности. Биологическое в человеке – анатомофизиологические и генетические особенности (организм). Психическое в человеке – внутренний духовный мир (сознательное и бессознательное, характер, темперамент и др.). Социальное в человеке – связи и отношения с другими людьми, формы деятельности людей (личность). Т.о., человек – это часть вселенной, духовно-материальное существо, обладающее разумом, субъект деятельности социальных отношений и общения с помощью членораздельной речи.
Биологизаторский подход – пытаются доказать, что взаимоотношения людей построены на биологических отношениях. Социологизаторский подход – пытаются доказать, что главное в человеке социальные качества.

45. Духовная жизнь как предмет философского исследования Духовная жизнь общества – это та сфера бытия, в которой объективная, надиндивидуальная реальность трансформировалась в реальность индивидуальную, субъективную, присущую каждому человеку. Традиция изучения «духа» была заложена еще Платоном, который и самою философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы: какова структура духовной жизни общества, каковы основные аспекты духовности, что такое духовное производство. Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д. Основные аспекты духовности: 1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека. 2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира интериоризуется (присваивается) человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами. 3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное «Я» человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность – субъективно-индивидуальна. Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

46. Личность как субъект и объект общественной жизни Понятие личности. Личность - одно из центральных понятий в социологии. На изучение личности в социологии заметно влияют философские концепции и психологические теории. Философия больше оперирует ёмким понятием "чело-век", которое включает и биологическую, и разумную, и культурную природу. Философы говорят о человеке "вообще", о его смысле жизни, о роли во Вселенной и пр. Когда философы говорят "личность", то чаще всего имеют в виду "человек". Личность – общие качества человека; индивид, обладающий исторически определёнными социальными качествами и реализующий их в своём поведении и деятельности. Личность всегда активный субъект социальной, материальной и духовной деятельности.
Личность во многом определяет характер общественной жизни, судьбу общества. Она не только старается органически влиться в него, выполнять все возложенные на неё соц.функции, но и намечает пути прогресса человечества, материального и духовного, своим примером показывая их другим людям.
Личность есть человек, он существует вне общества. Само общество во многом определяет судьбу личности. Оно относится к личности, как ко всем остальным людям, не акцентируя на этом внимания. Другое дело, что личности, имеющие большие обязанности (в основном нравственные), труднее их выполнять, но их осуществление подтверждает человека как личность, способствует его многостороннему развитию.
Как объект общественной жизни, личность должна существовать и как неличность. Но примирение с твоим существованием попытки своего нравственного, духовного (и в меньшей степени физического) совершенствования могут позволить личности стать субъектом общества. Это становление уже позволяет говорить о том, что данный человек стал личностью. Личность – индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм.
Личность есть обладающий самосознанием и мировоззрением человек, достигший понимания своих соц. функций, своего места в мире, осмысливающий себя как субъекта исторического творчества, как звено цепи поколений, в том числе родственных. Личность есть индивидуальное средоточие и выражение общественных отношений и функций людей, субъект познания и преобразования мира, прав и обязанностей, этических, эстетических и всех иных соц. норм, в том числе и юридических. Личностные качества чела есть производные от двух моментов: от его самосознающего разума и от его социального образа жизни.

47. Человеческие потребности, интересы, ценности и оценки Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.
Она всегда связана с чувством неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого существа. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека. Виды потребностей. По своему происхождению их делят на естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на а) физические б) органические в) материальные г) духовные д) социальные.
Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребность обладает способностью воспроизводиться.
Целью называют тот непосредственно-осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания, которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности. На процесс формирования ценностей и ценностное восприятие оказывают влияние все значимые факторы человеческого бытия - биологические, социальные, психические и т.д. Сочетание индивидуальных ценностей определяет личностный характер ценностей человека, Однако он не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности - это в то же время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает. На основе человеческих потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. В известном смысле можно сказать, что ценность выражает способ существования личности, причем разные ценности имеют для нее различное значение, и с этим связана иерархия ценностей. Ценности личности скапливаются в систему ценностных ориентации. Под ценностными ориентациями понимается совокупность важных качеств структуры личности, которые являются для нее особо значимыми. Эти ценностные ориентации и образуют некую основу сознания и поведения личности и непосредственно влияют на ее развитие. Социализация личности - это усвоение социального опыта благодаря социальной активности личности. В этом смысле она совпадает с развитием личности. Идеалы, нормы, средства и цели, выступающие как ценности личности, образуют систему ее ценностных ориентации, стержень ее сознания и становятся источником, побуждающим к действию и поступкам. В литературе существуют разные способы и принципы классификации и иерархии ценностей. Так, выделяют ценности-цели, или высшие (абсолютные) ценности, и ценности-средства (инструментальные ценности). Говорят о ценностях положительных и отрицательных, имея в виду их социальное значение и последствия их реализации. Можно выделять материальные и духовные ценности и т.д. Важно подчеркнуть, что все они находятся между собой в тесной взаимосвязи и единстве и образуют целостность мира каждого человека.

Однако, несмотря на различные формы дифференциации ценностей и их относительный характер, имеется самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Эта ценность должна рассматриваться только как ценность-цель, и никогда к ней не должно быть отношения как к ценности-средству, о чем так убежденно писал И. Кант. Человек - это самоценность, абсолютная ценность. Такую же ценность составляют и социальные общности, и общество в целом, которые также являются субъектами ценностей. Основа этого заключена в социальной сущности человека и вытекающей отсюда диалектике общества и личности. Помимо этого, к высшим ценностям следует отнести такие «предельные» и наиболее общие для людей ценности, как смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода и т.д.

48. Свобода как проблема философии. Проблема свободы в философии осмысляется, как правило, по отношению к человеку и его поведению (свобода в природе осмыслялась как случайность, как "непознанная необходимость"). Она получила развитие в таких философских проблемах, как свобода воли и ответственности человека, возможностей быть свободным, осмыслением свободы как силы, регулирующей общественные отношения. Ни одна философская проблема, наверное, не обладала столь большим социальным и политическим звучанием в истории общества, как проблема свободы. Для личности обладание свободой - это исторический, социальный и нравственный императив (повеление), критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведение человека до роди простого "инструмента" в социальных и технологических системах наносит ущерб как личности, так и обществу. В конечном счете именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена - нации, социальные группы, классы.В истории философии свобода традиционно рассматривалась в ее соотношении с необходимостью. Сама же необходимость воспринималась, как правило, в виде судьбы, рока, предопределения, повелевающих поступками человека и отрицающих свободу его воли. Пожалуй, наиболее выразительное воплощение подобное понимание необходимости нашло в латинской поговорке - "судьба направляет того, кто ее принимает, и тащит того, кто ей сопротивляется". Противопоставление понятий "свобода" и "необходимости" как философских антиномий, отрицание или подмена одного из них другим свыше двух тысячелетий были камнем преткновения для мыслителей, так и не находивших удовлетворительного решения проблемы. "Старый, но вечно новый вопрос о свободе и необходимости возникал перед идеалистами XIX века, как возникал, он перед метафизиками предшествовавшего столетия, как возникал он решительно перед всеми философами, задававшимися вопросами об отношении бытия к мышлению" (Плеханов).Философское решение проблемы свободы и необходимости, их соотношения в деятельности и поведении личности имеет огромное практическое значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, ибо без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если люди не обладают свободой, а действуют только по необходимости, то вопрос об их ответственности за свое поведение теряет смысл, а "воздаяние по заслугам" превращается либо в произвол, либо в лотерею.Решение антиномии "свобода иди необходимость" в истории философии зависело от того, к какому из направлений тяготели те или иные философы - к эссенциализму (от лат. essentia - сущность) или экзистенциализму (от лат. existentia - существование), то есть от того, что для них было первичным, исходным - сущность или существование. Для тех, кто придерживался первого направления, свобода была всего лишь проявлением, конкретным воплощением необходимости со случайными отклонениями от нее; придерживавшиеся же второго направления рассматривали свободу как первичную реальность человеческой жизни, тогда как необходимость третировали как абстрактное понятие. В существовании человек обретает сущность, до существования нет никакой высшей природы (человек - возможность) и предназначения (предопределения) человека. Свобода выбора занимает такое же центральное место в общественном прогрессе, какое занимает естественный отбор в биологической эволюции, а именно: оба они выполняют роль основного движущего фактора в поступательном развитии, только в первом случае - общества, во втором - живой природы. Вместе с тем в механизме их действия имеется важное, принципиальное различие: в процессе естественного отбора биологический индивид является объектом действия законов эволюции, выживания наиболее приспособленных к окружающей среде организмов, тогда как свобода выбора предполагает, что социальный индивид, личность выступает субъектом общественного процесса, воспринимающим достижения материальной и духовной культуры человечества. В ходе естественного отбора биологические преимущества индивидов передаются лишь их непосредственным потомкам. Благодаря же свободе выбора достижения отдельных индивидов в самых различных сферах деятельности - накопление знаний, изобретение, практический опыт, нравственные и духовные ценности - потенциально могут восприниматься всеми людьми, имеющими к ним доступ.

49. Глобальные проблемы: сущность, классификация, пути решения . Глобальные проблемы - наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом. Это совокупность таких острейших жизненных проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс человечества и которые сами, в свою очередь, могут быть разрешены лишь благодаря этому прогрессу. Признаки глобальных проблем: глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства; острота проявления; комплексный характер; общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов; особенность предопределять в тех или иных аспектах ход дальнейшей истории человечества; возможность их предотвращения, устранения и ликвидации последствий усилиями всего мирового сообщества; вызваны преимущественно антропогенными причинами; угроза направлена против человека как биологического существа. Классификация глобальных проблем: экологические, экономические, социальные, политические, духовные. Глобальные проблемы: предотвращение термоядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, обеспечивающего мирные условия для социального прогресса всех народов на основе консенсуса их жизненных интересов, взаимного доверия и общечеловеческой солидарности; преодоление возрастающего разрыва в уровне экономического и культурного развития между развитыми индустриальными странами Запада и развивающимися странами Азии, Африки и Латинской Америки, устранение во всем мире экономической отсталости, ликвидация голода, нищеты и неграмотности, в которые ввергнуты сейчас многие сотни миллионов людей; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми для этого природными ресурсами, как возобновимыми, так и невозобновимыми, включая продовольствие, сырье и источники энергии; преодоление экологического кризиса, порождаемого катастрофическим вторжением человека в биосферу, сопровождающимся загрязнением окружающей природной среды отходами промышленного и сельскохозяйственного производства; прекращение стремительного роста населения ("демографического взрыва") в развивающихся странах, а также преодоление демографического кризиса в экономически развитых странах, своевременное предвидение и предотвращение различных отрицательных последствий научно-технической революции и рациональное, эффективное использование ее достижений на благо общества и личности.

50. Будущее человечества: перспективы, прогнозы. Методы прогнозирования и критерии их достоверности. Методы прогнозирования В исследовании будущего применяется обширный и многообразный арсенал научных методов, специальных методик, логических технических средств познания. Австрийский футуролог Эрих Янч насчитывает их около 200, и его перечень не является исчерпывающим. Однако основные методы социального прогнозирования сводятся к следующим пяти (остальные же являются их различными сочетаниями и вариациями): 1) экстраполяция; 2) историческая аналогия; 3)компьютерное моделирование; 4) сценарии будущего; 5) экспертные оценки. Каждый из этих методов предвосхищения будущего имеет свои достоинства и недостатки. Точность экстраполяции, например, резко убывает по мере продвижения в будущее, которое никак не может быть простым количественным продолжением настоящего. Весьма ограничена применимость к предвидению будущего исторической аналогии, ибо будущее человечества никак не может в своих основных чертах свестись к повторению прошлого.Наиболее надежным методом социального прогнозирования остается экспертная оценка перспектив реального исторического процесса при условии, что она опирается на верные теоретические представления о нем, использует результаты, полученные с помощью других методов, и дает этим результатам правильную интерпретацию.Предвосхищение будущего неизбежно так или иначе влияет на сознание и поведение людей в настоящем. В зависимости от содержащихся в социальных прогнозах описания будущего они побуждают человека либо активно стремиться к нему,либо противодействовать его наступлению, либо пассивно ожидать его. Поэтому любой социальный прогноз сочетает в себе как научно-познавательное содержание, так и определенное идеологическое назначение. И в этом сплаве двух функций - познавательной и идеологической - может преобладать как первая, так и вторая. Исходя из содержания и назначения различных прогнозов, можно выделить четыре их основных типа (вида): 1) поисковые; 2) нормативные; 3)аналитические; 4) прогнозы-предостережения.Поисковые прогнозы (иногда их называют «изыскательными» или «реалистическими») составляются непосредственно для того, чтобы выявить, каким может быть будущее, отправляясь от реалистических оценок существующих в данное время тенденций развития в различных сферах общественной деятельности. Нормативные прогнозы, ориентированы на достижение в будущем определенных целей, содержат различные практические рекомендации для осуществления соответствующих планов и программ развития. Аналитические прогнозы, как правило, делаются для того, чтобы в научных целях определить познавательную ценность различных методов и средств исследования будущего. Прогнозы-предостережения составляются для непосредственного воздействия на сознание и поведение людей с целью заставить их предотвратить предполагаемое будущее. Конечно, различия между этими основными типами прогнозов условны; в одном и том же социальном прогнозе могут сочетаться признаки нескольких видов.

Функции социальной философии нужно рассматривать по отношению к обществу, в котором она существует, и студенту, который ее изучает: эти функции близки, но не тождественны.

Основные функции социальной философии:

  • Познавательная
  • Диагностическая
  • Прогностическая
  • Образовательная
  • Проективная

Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов.

В странах Восточной Европы и России происходит переход от развитого (советского) социализма к демократическому капитализму. Этот переход противоречит марксизму-ленинизму и его социально-философской составляющей - историческому материализму. Перед российскими и зарубежными философами встает задача - заполнить социально-философский вакуум, возникший после краха исторического материализма. Петер Козловски предлагает заполнить его персонализмом. Мы пытаемся разработать социальную философию исторического реализма.

Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Россия представляет собой переходное общество, в такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой - сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении социальными конфликтами.

Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.

Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества.

Эти сценарии включают в себя обоснованные цели общественного развития и реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социально-философских принципов. Социально-философский подход к разработке сценариев развития общества отличается от господствующего сейчас в нашей стране прагматического подхода, который представляет реакцию на исторические вызовы с точки зрения сиюминутных интересов, приводит к тому, что мы плывем по течению событий, вместо того чтобы плыть к какой-то морально обоснованной цели. События берут верх над нами и нашими принципами, если мы не пользуемся ими.

Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Необразованность многих людей в сфере социальной философии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов, типа коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям и поступкам.

Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.

Мы считаем, - правильно утверждает В.А. Тишков, - что XX век во многом создавался интеллектуалами, причем не только в форме объяснений происходящего, но и в форме предписаний, что и как надо делать. И в этом смысле мы говорим не просто об ответственности историка, но и об авторитете историка в истории, а значит, и о пользе или вреде его действий. Прожитый век, особенно отечественная история, дают более чем достаточно оснований для такого взгляда.

Общество в лице его правящей элиты и интеллигенции обращается к социальной философии всегда, когда оно находится в кризисе, когда ему неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи и средства их реализации. В таком положении сейчас оказался и мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, и Россия - в условиях отказа от изжившего себя пролетарско-социалистического строя.

Проблема выбора российского пути - сложнейшая проблема: она обусловлена кризисом советской формации индустриализма.

Неудача неолиберальных реформ в постсоветской России - это неудача прежде всего социально-философского выбора. Преодоление этой ограниченности на путях социальной философии реализма - важнейшее условие выхода России из кризиса.

2. Предмет, функции и роль социальной философии

в познании общественных явлений

Социальная философия – одна из социальных наук, изучающих проблемы общества, а также одна из философских дисциплин.

У нее свой особый объект и предмет познания.

Объект познания

социальной философии : человеческое общество.

Общество – есть особая форма бытия, отличная от природы, социальная

реальность , основанная на сознательном взаимодействии людей.

Понятие «социальное » - есть сфера общественной жизни, а также коллективное взаимодействие людей,

Предмет

социальной философии - изучение наиболее общих проблем возникновения,

существования и развития общества и человека как

члена общества.

Как существует и изменяется человеческое общество? По каким законам? И по законам ли? Происходит ли качественное развитие общества или только вечноеповторение пройденного ?

Этот и другие вопросы существования общества волновали мыслителей-философов ее с древнейших времен.

Основные направления исследований социальной философии:

    1. Закономерности существования и развития человеческого общества;

    2. Структура общества, его модели и способы функционирования;

3. Человек как субъект и объект исторического процесса.

Функции социальной философии

    Мировоззренческая – формирует у человека общие представления об обществе и его особенностях, преодолевает при этом односторонность конкретно-научных подходов, связанных с изучением отдельных фрагментов социальной жизни.

    Методологическая – выводы (положения) социальной философии могут служить основой для исследования конкретных социальных явлений и процессов, изучаемых частными общественными науками (развитие, революция, эволюция и др).

    Теоретико-познавательная – дает системные знания о социальной реальности, выявление закономерностей, тенденций и механизмов развития общества.

    Прогностическая – позволяет судить о перспективах и тенденциях развития того или иного социального явления в будущем (о возможных состояниях).

Социальная философия в системе социальных наук

(социология, экономика, политология, история, правоведение и др.)

Находится в тесном взаимодействии с ними, но в то же время имеет свои особенности.

Социальная философия рассматривает общество на более высоком уровне обобщения, чем другие социальные науки.

Социальная философия в отличие от других частных наук рассматривает общество как сложноорганизованный системный объект, являющийся подсистемой целостного мира . (В то время как, например, даже социология изучает исторически конкретные типы социальной организации на уровне изучения отдельных обществ).

В свою очередь, социальная философия использует конкретные научные достижения и знания об обществе других общественных наук для своих философских обобщений.

Методологическая роль социальной философии

для других социальных наук – она дает целостные знания об обществе и универсальные методы его познания, она показывает место общества в мире в целом и человека в нем.

(Правильное понимание частного требует знания общего , проявлением которого это частное является).

В свою очередь, общая философия выполняет методологическую функцию по отношению к социальной философии.

Философия Социальная философия Частные социальные науки

Итак, история философии показывает, что тема общества неизменно присутствует в ней. Раздел философии, в котором рассматривается общество как специфическое явление, называется социальной философией или же философией общественной жизни. Предметом познания для нее являются общество как целостная и динамичная система, а также источники и движущие силы, механизмы функционирования и развития общества. Социальная философия есть общая теория общественной жизни, важнейших форм ее проявления. Она имеет следующие функции:

1) мировоззренческая заключается в том, что формирует у человека общий взгляд на социальный мир, то есть на существование и развитие общества, определенным образом решает вопросы о соотношении бытия людей, материальных условий их жизни и сознания, месте и назначении человека в обществе, цели и смысле его жизни т. д.;

2) теоретическая состоит в том, что позволяет проникнуть в глубь социальных процессов и судить на уровне теории об их сущности, содержании и направления их развития. На теоретическом уровне может идти речь о тенденциях, закономерностях развития общественных явлений и общества в целом;

3) методологическая заключается в применении ее положений при исследовании отдельных явлений и процессов общественной жизни и общества в целом. В этом случае положения социальной философии играют роль методологии в исследованиях, осуществляемых в области исторических, юридических, экономических, психологических и других наук;

4) прогностическая состоит в том, что ее положения способствуют предвидению тенденций развития общества, его отдельных сторон, возможных ближайших и отдаленных последствий деятельности людей. На основе такого предвидения становится возможным строить прогнозы развития тех или иных социальных явлений и всего общества.

Все функции социальной философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их в свое содержание. Их нельзя разорвать потому, что через их целостное единство проявляется специфика и сущность социально-философского знания.

Социальная философия очень тесно связана с такой наукой, как социология. Если социальная философия есть теория высшей степени обобщения знаний об обществе, то социология – это теория среднего уровня обобщения этих знаний. Социология изучает функционирование и развитие отдельных социальных систем (например социология семьи, социология науки, культуры и т. д.). Названные науки органически взаимосвязаны и дополняют друг друга. Вместе с иными отраслями научных знаний (история, археология, этнография, политология и др.) они создают в итоге целостный портрет общества.



3. Понятие общества: его признаки, особенности.

Общество – это высшая ступень в эволюции материи, относительно независимое от природы духовно-материальное образование, существование которого связано с разнообразными формами деятельности человека. Оно является продуктом деятельности и взаимодействия людей. К. Маркс подчеркивал, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу».

Что же характерно для общества как специфического явления? В социальной философии общество характеризуется как высшая форма движения материи из всех известных до сих пор науке. Решающим фактором его становления явился труд, представляющий собой предметную деятельность людей. Благодаря труду человек постепенно создал совершенно иную, нежели природа, реальность. Этот новый мир, созданный трудом человека, и есть общество.

Общество представляет собой сверхсложный механизм. Носителем всех форм и проявлений общественной жизни является человек. Он творец общества и его истории, центральная точка в пространстве общественной жизни. Человек в социальном мире есть автор, режиссер и актер своей собственной драмы. Несмотря на кажущуюся хаотичность, общество все же является системой с упорядоченными связями и отношениями, собственной структурой и логикой развития. Характеризуя общество, социальная философия выделяет в нем ряд сфер:

1) экономическая, или мир материального производства, – место создания человеком совокупности необходимых ему материальных благ (вещи, одежда, жилье и др.) с помощью знаний, специальных орудий труда и техники. Экономика является двигателем прогресса общества, условием его существования;

2) социальная, или мир социальных групп, возникла и существует всегда на конкретно-историческом экономическом основании. Данная сфера представляет собой совокупность социальных групп (общностей) людей с их интересами и взаимоотношениями;

3) политическая, или мир управления, – жизнедеятельность людей, которая связана с их участием в управлении государством и другими социальными институтами. Политика есть борьба за власть, за обладание государством как центром власти в обществе;

4) духовная, или мир чувств и идей, играет весьма важную роль, обеспечивая сознательность исторического процесса. Данная сфера включает в себя прежде всего формы общественного сознания – науку, религию, искусство и другие. Сюда входят процессы воспитания и образования человека, информационные процессы. Духовное буквально пронизывает все клеточки общественного организма.

Непременным условием существования общества как организма является природа. С возникновением общества природа как бы раздвоилась. Наряду с ней возникла новая реальность – Дух, Разум, Идеальное, которая стала мощным источником развития социального мира. Отныне эволюция Космоса в пределах нашей планеты стала происходить в значительной степени с участием знания и под его контролем.

В отличие от животных люди активно преобразуют природу, а не просто ею пользуются.

Для общества характерно многообразие источников и движущих сил развития. К их числу принято относить народные массы, классы и слои. На исторический процесс большое влияние оказывают политические партии и движения, общественные организации и коллективы людей. Все они создают материальную и духовную культуру, решают назревшие проблемы. Следует упомянуть и о значительной роли так называемых выдающихся (исторических) личностей в истории. Их деятельность характеризуется большими масштабами и кипучей энергией, способностью видеть дальше других и хотеть больше других, решать узловые вопросы общезначимого характера.

Очевидно, что появление жизни и человека означало крупнейшие повороты, революции в истории нашей планеты. Однако история человечества не только триумфальна (например, достижения науки и техники), но и глубоко трагична одновременно. Человеческий разум стал источником великого созидания, но он оказался причастным, увы, и к различным проявлениям зла (многочисленные войны). Об этом не должно забывать человечество, вступая в новое тысячелетие своей истории.

Особенность общественной жизни состоит также и в том, что человек своими действиями создает мир культуры («вторая природа») как особый механизм хранения и передачи социального опыта. Сюда относятся, прежде всего, знания, язык, способы и орудия деятельности. С помощью культуры происходит сохранение общества как организма, а значит, и бессмертие человеческого рода. В этом смысле у человечества в принципе существуют все возможности для самопроизводства и дальнейшей жизни. Разрушить культуру означает подорвать сами основы существования человеческого общества.

ВВЕДЕНИЕ

Цель контрольной работы - изучение социальных функций философии.

Итак, философия -- во - первых - это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение., во - вторых, она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего - это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения.

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ

Функции социальной философии нужно рассматривать по отношению к обществу, в котором она существует, и студенту, который ее изучает: эти функции близки, но не тождественны.

Рисунок 1. - Основные функции социальной философии

Важнейшей функцией социальной философии является, прежде всего, познавательная. Она состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается общество. Эту работу ведут социальные философы. Разработка теории включает в себя определение основных категорий и понятий социальной философии, таких, как общество, формация общества, экономика, цивилизация и др., а также приведение их в определенную систему, построенную на основе каких-то принципов.

В странах Восточной Европы и России происходит переход от развитого (советского) социализма к демократическому капитализму. Этот переход противоречит марксизму-ленинизму и его социально-философской составляющей - историческому материализму. Перед российскими и зарубежными философами встает задача - заполнить социально-философский вакуум, возникший после краха исторического материализма. Петер Козловски предлагает заполнить его персонализмом. Мы пытаемся разработать социальную философию исторического реализма.

Диагностическая функция социальной философии состоит в анализе общества с точки зрения его нынешнего (кризисного) состояния, оценки вариантов развития, их причин, способов и планов. Россия представляет собой переходное общество, в такие периоды велика роль политики (и политиков), которая представляет сферу провоцирования и разрешения конфликтов. Такие конфликты, с одной стороны, выступают источником развития России, а с другой - сопровождаются материальными, психологическими и человеческими жертвами, многих из которых можно избежать при умелом управлении социальными конфликтами.

Диагностическая функция социальной философии позволяет проанализировать причины возникновения конфликтов в различных сферах общества, понять их причины и наметить социально-философский путь их разрешения.

Прогностическая функция социальной философии выражается в выработке обоснованных прогнозов о тенденциях развития обществ и человечества, социальных противоречий и конфликтных процессов в будущем. Это предполагает анализ тенденций развития основных социальных субъектов (формаций общества, социальных общностей, институтов, организаций), динамики интересов и т.п. Такая возможность дается реализацией познавательной и диагностической функций социальной философии. Результатом прогностической функции является прогноз, в котором излагаются возможные (реальные и формальные) сценарии развития данного общества и человечества.

Эти сценарии включают в себя обоснованные цели общественного развития и реальные способы их реализации. Возможные сценарии развития общества и человечества можно разработать только на основе имеющихся социально-философских принципов. Социально-философский подход к разработке сценариев развития общества отличается от господствующего сейчас в нашей стране прагматического подхода, который представляет реакцию на исторические вызовы с точки зрения сиюминутных интересов, приводит к тому, что мы плывем по течению событий, вместо того чтобы плыть к какой-то морально обоснованной цели. События берут верх над нами и нашими принципами, если мы не пользуемся ими.

Образовательная функция социальной философии выражается в изучении ее студентами, руководителями, политиками. Знание основ социальной философии позволяет использовать ее для предупреждения и разрешения конфликтов, понимания основных тенденций развития общества и человечества. Необразованность многих людей в сфере социальной философии является одной из причин непродуманных и скороспелых решений, утопических прожектов, типа коммунистического, разрушительных и многообразных конфликтов, сотрясающих нашу страну. Долгое время в сознание советских людей внедрялась установка на конфликтность с предполагаемыми врагами: капиталистами, буржуями, бизнесменами, спекулянтами и т.п. Теперь приходится учиться толерантности (терпимости) к противоположным мнениям и поступкам.

Проективная функция социальной философии заключается в разработке проекта преобразования действительности в интересах какой-нибудь социальной общности (группы, класса, страта, нации). Это преобразование может касаться изменения социального института, государства, формации, цивилизации и включать в себя цель, субъекты, средства, сроки, темпы преобразований (например, марксистско-ленинский проект социалистического переустройства России). В этом случае социальная философия приобретает идеологический характер, играет роль оправдательной инстанции для каких-то политических решений.

И как правильно утверждает В.А. Тишков, - что XX век во многом создавался интеллектуалами, причем не только в форме объяснений происходящего, но и в форме предписаний, что и как надо делать. И в этом смысле мы говорим не просто об ответственности историка, но и об авторитете историка в истории, а значит, и о пользе или вреде его действий. Прожитый век, особенно отечественная история, дают более чем достаточно оснований для такого взгляда.

Общество в лице его правящей элиты и интеллигенции обращается к социальной философии всегда, когда оно находится в кризисе, когда ему неясны пути выхода из него, когда требуются новые идеи и средства их реализации. В таком положении сейчас оказался и мир на пороге постиндустриальной цивилизации в условиях экологического кризиса, и Россия - в условиях отказа от изжившего себя пролетарско-социалистического строя.

Предмет и специфику философии нельзя раскрыть в достаточной степени полно, не затрагивая вопроса о ее функциях. Прежде всего -- это мировоззренческая функция, которая связана с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира, в отличие от всех других видов и уровней мировоззрения. Единственное, что хотелось бы здесь добавить, -- это указать на двойственный характер самих философских концепций, который выражается в их тяготении или к научному знанию, объективной истине, или к псевдонауке.

Методологическая функция, о которой также уже шла речь, заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком.

Следует выделить и прогностическую функцию философии, формулировку в ее рамках гипотез об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира. При этом степень вероятности прогноза, естественно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку. Наконец, нельзя не упомянуть функцию философии как школы теоретического мышления и мудрости. Особенно это касается изучения истории философии.

Критическая функция философии. Она распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию. Принцип "подвергай все сомнению", со времен античности проповедуемый многими философами, как раз и свидетельствует о важности критического подхода и наличия определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социокультурным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. При этом необходимо подчеркнуть, что положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм.

С критической функцией философии тесно связана и ее аксиологическая функция (от греч. axios -- ценный). Любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды общественного развития, когда возникает проблема выбора пути движения и встает вопрос, что следует отбросить, а что сохранить из старых ценностей.

Социальная функция философии является довольно многоплановой. Она подробнее будет рассмотрена в данном реферате.

С социальной функцией тесно связана функция философии, которую мы назвали бы гуманитарной. Речь идет о том, что философия должна играть адаптационную и жизнеутверждающую роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла и цели жизни. Она, таким образом, призвана осуществлять функцию интеллектуальной терапии, которая особенно важна в периоды нестабильного состояния общества, когда прежние кумиры и идеалы исчезают, а новые не успевают сформироваться или завоевать авторитет; когда человеческое существование находится в "пограничной ситуации", на грани бытия и небытия, и каждый должен делать свой нелегкий выбор.

Думается, что именно сегодня эта функция особенно актуальна, и мы должны быть признательны В.Франклу, создавшему логотерапию (от греч. logos -- смысл, и therapeia -- лечение) -- теорию, которая смогла помочь миллионам людей. Ее задача состоит в том, чтобы "справляться с теми страданиями, которые вызваны философскими проблемами, поставленными перед человеком жизнью" . Название теории образовано по аналогии с психотерапией. Однако ученый ставит логотерапию гораздо выше по своему значению, ибо человек, по его мнению, -- это больше чем психика, это дух, который и призвана лечить философия .

Следует подчеркнуть, что все функции философии диалектически взаимосвязаны. Каждая из них предполагает остальные и так или иначе включает их. Нельзя разорвать, например, мировоззренческую и методологическую, методологическую и гносеологическую, социальную и гуманитарную и т.д. функции. И вместе с тем только через их целостное единство проявляется специфика и сущность философского знания.