Праздновать ли Новый год православному христианину?! Праздник Нового года – камень преткновения для православных верующих




31.12.2013 Светский праздник Новый год в Рождественский пост - совсем не новая тема для православных христиан, но волнует она людей, пришедших к вере, каждый год ничуть не меньше, чем в предыдущие годы. Вопросы верующие задают примерно одни и те же: Согрешает ли верующий, отмечая праздник Новый год? Как не нарушить Рождественский пост? Как встретить Новый год «по-христиански»? Отпускать ли детей на новогодние утренники? Почему у католиков Рождество раньше Нового года? Можно ли смотреть праздничные передачи? Ответить на них и рассказать о своем видении праздника мы попросили клирика московского храма иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке священника Димитрия Агеева.

Отец Димитрий, из года в год православные верующие задаются одним и тем же вопросом – как отметить Новый год, не нарушая Рождественский пост?

– Мне кажется, что праздник и пост – вещи не совсем взаимосвязанные. Ведь никому не приходит в голову, как отметить праздник Благовещения или Вход Господний в Иерусалим, если эти праздники выпадают на Великий пост. Или праздник Сретения Господня, если он выпадает на Первую Седмицу Великого поста. Если постная трапеза – единственный вопрос, который волнует верующих перед Новым годом, то здесь все просто – можно сделать вкусный стол, который будет абсолютно постным. Соблюсти все нормы постной трапезы мы можем и в Новый год, и в любой другой праздник. Если человек постится не впервые, то он уже знает, где можно купить постные продукты, где найти рецепт постного «Оливье», как приготовить постный торт – на разных православных сайтах есть множество статей на эту тему.

Многие верующие ограничивают себя в пост не только в пище, но и в развлечениях. В новогодние праздники наше телевидение выпускает множество развлекательных шоу и передач, которые, как мне кажется, совсем не постное зрелище…

– Большинство передач нашего телевидения – это зрелище не только не постное, но и не христианское, на мой взгляд. Поэтому я не думаю, что в новогодние праздники в программах идут какие-то особенно аморальные шоу, разгул, не совместимый с нормами христианской нравственности, а в остальные дни – высокоинтеллектуальные, высоконравственные передачи. В этом смысле «Голубой огонек» не хуже и не лучше передач «Пусть говорят» – «Пусть не говорят», «Пусть придут» – «Пусть не придут» – «Пусть уйдут», «Давай поженимся» – «Давай разведемся» и так далее. Уровень этих передач чрезвычайно низок, но ведь все их смотрят в любые дни. Если есть потребность, то можно посмотреть прекрасные новогодние передачи по телеканалу «Культура» с классической музыкой и непошлым контентом, ведь по этому каналу тоже идет новогодняя ночь non stop. Каждый, думаю, сможет найти себе программу по вкусу, к счастью, у нас сейчас не один телеканал – выбор есть.

Что касается самого праздника Нового года – мое твердое убеждение – кто хочет праздновать, пускай празднует. В принципе, есть две категории людей: которые отмечают праздники, и которые их не отмечают. Любые. Новый год, дни рождения… А среди тех, которые не отмечают, есть те, кто радуется тому, как это делают другие. А есть те, кто и сам не отмечает и осуждает других. Я думаю, основной поток вопросов идет от этой категории ревнителей.

Если вопрос стоит более широко – можно ли христианину праздновать Новый год как таковой, опять же, мое мнение – можно. Потому что вопрос времени в христианстве если не главный, то очень важный, а Новый год – это праздник времени. Церковь Христова существует на земле, обращена к небу, а живет в вечности. И Новый год – это некий рубеж, некая очередная ступень, через которую человек перешагивает в вечность. Очень важно делать этот шаг осознанно, отдавать себе отчет за все прошлые ступени, ставить какие-то цели для будущих шагов.

Жизнь – это не колесо сансары, которое возвращается на круги своя, жизнь – она очень короткая, и каждый новый год должен показывать, что нельзя жить так, будто сегодня пишешь черновик, а завтра перепишешь его набело. Новый год показывает, что многие вещи в жизни изменить уже нельзя. Можно похудеть, если ты не сделал этого в прошлом году, но нельзя вернуть тех людей, которых ты потерял, не всегда можно исправить те обиды, которые ты нанес. Вообще, я считаю, что Новый год – это очень христианский праздник. Мы говорим друг другу: «С Новым годом! С новым счастьем!». И это новое счастье, новая радость, само понятие «новое» – очень христианское пожелание, потому любой христианин ожидает, когда будет «новое небо и новая земля».

Если вернуться к вопросу о времени – православный календарь, как известно, не совпадает с григорианским. Мы отмечаем Рождество Христово уже после Нового года, который исчисляется от Рождества. На Ваш взгляд, стоило бы Православной Церкви перейти на новый стиль, чтобы Рождество отмечать 25 декабря?

– Подобные вопросы находятся не в моей компетенции и адресовать их нужно не мне, а священноначалию Русской Православной Церкви. Насколько мне известно, этот вопрос не рассматривается. На мой взгляд, это абсолютно надуманная проблема. Вопрос церковного календаря – не догматический, это просто сложившаяся традиция. Да, есть светский календарь, а есть церковный, который отстает, который несовершенен в силу разных причин и обстоятельств, но он остается таким, каков он есть, и нет никакой необходимости его менять. На данный момент в Церкви нет единодушия по этому вопросу, нет подготовленной почвы, а любые изменения в Церкви не могут и не должны вести к какому-то расколу, Церковь наоборот должна объединять людей.

Честно говоря, я не вижу никакой проблемы в том, что Рождество Христово мы встречаем после Нового года. Новый год для меня в этом смысле – выход на некую прямую, которая ведет к Рождеству, это ожидание Рождества.

Человеку проще всего, конечно, соблюдать пост именно в еде. Другие аспекты поста либо далеки, либо непонятны, либо трудны, а едим мы каждый день, нам легко определить, какие продукты постные, что можно есть сегодня, что нельзя. Собор 1917 года ставил вопрос о сокращении некоторых постов. Что думаете по поводу этого предложения?

– Я не большой специалист в решениях Собора 1917-1918 года. Насколько я знаю, там ставился вопрос об упорядочении постов. Многие предложения Собора не нашли поддержки среди соборян, поэтому были сняты с повестки дня. Мое убеждение – да, у нас действительно некий перебор с постами для мирян, потому что сегодня количество постов в жизни православного христианина, мирянина, зашкаливает. Как священник, который часто исповедует, я считаю, что понести все посты обычному человеку, в общем-то, невозможно. Это традиции, которые вошли в жизнь мирянина из монашеского устава, и, конечно, должна быть дифференциация. Иначе мы изначально толкаем человека на грех. Исполнить все невозможно, и человек постоянно живет с мыслью, что он совершает грех. В итоге, либо человек впадает в отчаяние из-за кажущейся невозможности спасения, либо он начинает воспринимать грех, как некую норму, которая является обычным жизненным поведением.

Ведь если рассматривать пост не только с точки зрения трапезы, но и, например, с точки зрения семейных отношений, то что тогда получается?.. Что мы скажем молодому человеку, которому двадцать пять лет? Что нужно соблюдать все посты в плане воздержания не только от еды, но и от семейной жизни? Пятьдесят дней – Великий пост, Светлая седмица, сорок дней – Рождественский пост, Успенский пост, Петропавловский пост, среда и пятница – на неделе, двунадесятые праздники, храмовые праздники, добавьте сюда те дни, когда женщина в силу физиологических причин не может общаться с мужчиной, и получится, что мы предлагаем молодым людям довольствоваться семейным общением тридцать дней в году. Это даже не смешно. Получается, что Церковь изначально ставит такие рамки, которые невозможно исполнить. Люди неизбежно будут преступать эти рамки и жить с ощущением вины.

Есть такая тенденция, она давняя, постная трапеза – как некий атрибут гламурной жизни. Очень много ресторанов, в том числе очень дорогих, предлагают своим посетителям обширное постное меню, и их посетители с удовольствием постятся постом приятным. При этом другой человек, который не может позволить себе зайти в ресторан, корит себя за съеденный кусок колбасы. Правильно ли это?

– Каждый решает для себя сам. Я не берусь судить людей, которые заказывают себе пищу в очень дорогих ресторанах. В нашей жизни существует огромная пропасть между людьми богатыми и людьми бедными. Это было всегда, это будет всегда, это нормально. Есть постное меню в дешевой столовой возле метро, и есть постное меню в ресторане «Пушкинъ». Разница в стоимости блюд, я думаю, составляет несколько десятков раз. Посетители есть и там и здесь. Просто их выбор зависит от уровня жизни, и я не считаю, что человек, заказывающий постные блюда в дорогом ресторане, поступает плохо.

Ведь не богатство само по себе осуждается, и не бедность возвеличивается, ни то ни другое не осуждает и не спасает человека. Главное – это отношение человека к человеку, и как ты распоряжаешься тем, что в жизни имеешь. Ведь человек может быть очень бедным и при этом злым и жестоким, а может быть очень богатым, состоятельным, и при этом добрым, отзывчивым, сердечным.

Смысл любого поста – это, прежде всего, внутреннее изменение человека. И когда ко мне люди приходят с вопросом, как поститься, я отвечаю, что надо начать с простого – отказаться от того, что ты больше всего любишь. Я, например, абсолютно равнодушен к мясу, поэтому для меня воздержание от скоромной пищи не является подвигом. Но я очень люблю кофе и сладкое, поэтому стараюсь воздерживаться во время поста от кофе и сладостей. Хотя формально это постные продукты. Откажи себе в том, к чему тяготеешь – не ешь сладкого, не пей кофе, откажись от просмотра телевизора, не сиди в социальных сетях, ограничь курение. На мой взгляд, это первый шаг, который поможет человеку внутренне собраться и понять смысл поста.

Как поститься детям? Многие православные родители не разрешают детям не только вкушать скоромное, но и посещать детские утренники и праздники в садах и школах.

– Боюсь, что мое мнение для родителей, не пускающих своих детей на елки, не будет авторитетно. Я вообще считаю, что многие православные родители калечат своих детей. Да и не православные тоже. Ведь это не вопрос поста, а вопрос воспитания своих детей, и он зависит от того, какие в семье установки и традиции. Если такие правила в семье, то естественно, что родители передают данную модель поведения своим детям. Я как отец никогда не стал бы ограничивать ребенка в праздновании Нового года. Повторюсь, я считаю Новый год совершенно христианским праздником.

Пожалуй, Новый год – единственный из всех светских праздников, который не создан искусственно, который органично входит в нашу жизнь. Он не навязан, не притянут за уши, как большинство наших праздников, призывающих, как правило, либо заменить что-то, либо оправдать что-то, либо поддержать что-то. Многие праздники остаются протокольными и официальными, не находя отклика в сердцах людей. А Новый год – это праздник, в который не вкладываются понятия, способные разделить людей – это новый год, новая жизнь, новое счастье.

Что с алкоголем? Встречать ли Новый год с шампанским или без него?

– Конечно, с шампанским!

Последний вопрос – что у Вас будет на Новогоднем столе? Какие блюда?

– Очень трудный вопрос. Наверное, его нужно адресовать моей жене, поскольку у нас дома именно она занимается приготовлением пищи. Я с того момента, когда женился, больше ничего не готовил. Я женился достаточно поздно – в тридцать лет, до этого лет пятнадцать жил один и готовил себе сам. Но после женитьбы больше не приготовил ни одного блюда. Моя жена прекрасно готовит, любит готовить, украшает праздничный стол.

Отмечаем ли мы Новый год? Да, мы отмечаем его в кругу семьи – с женой, с нашим сыном, с родителями жены, с моими родителями. Это наш семейный праздник. Обязательно наряжаем елку, поздравляем друзей, принимаем поздравления от них. Этот праздник тем и замечателен, что можно поздравить всех.

Я считаю, что вообще нужно использовать любую возможность, чтобы сказать человеку приятное, поздравить его, пожелать добра. Мы стали такими черствыми, нам всегда нужен повод, чтобы сказать что-то хорошее человеку, что-то подарить, похвалить. У нас не принято показывать чувства, хвалить ближнего, делать комплименты. Новый год – это прекрасная возможность сказать человеку все то доброе, что, может быть, неловко было высказать без повода. Это еще одна возможность растопить лед, простить обиды, попросить прощения, сделать подарок, обнять, поцеловать – ведь это так замечательно, это так уместно сделать именно в этот праздник! Я искренне поздравляю всех читателей портала «Приходы», всех православных христиан с Новым годом и Рождеством Христовым! Храни вас всех Господь!

При-бли-зи-лось празд-но-ва-ние граж-дан-ско-го Но-во-го го-да, и в Церк-ви вновь ожи-ва-ют спо-ры: сто-ит ли от-ме-чать этот празд-ник и ес-ли от-ме-чать, то как это сле-ду-ет де-лать?

Ко-неч-но, пра-во-слав-но-му хри-сти-а-ни-ну чуж-до пья-ное ве-се-лье под теле-ви-зи-он-ные за-вы-ва-ния и про-слав-ле-ния но-во-го «га-да»: мы-ши, кры-сы, сви-ньи и пр. скот-ских кра-сот буд-дист-ско-го ка-лен-да-ря.

С дру-гой сто-ро-ны в на-ших се-мьях мно-го нево-цер-ко-в-лен-ных да и про-сто неве-ру-ю-щих лю-дей. Для них всё это буй-ство - празд-ник. При-чем, по-жа-луй, един-ствен-ный дей-стви-тель-но об-ще-на-род-ный празд-ник, ко-гда все рос-си-яне чув-ству-ют еди-не-ние по ней-траль-но-му по-во-ду.

Для боль-шин-ства неве-ру-ю-щих рос-си-ян все ка-лен-дар-ные во-сточ-ные «га-ды» - лишь ми-лая эк-зо-ти-ка, а празд-ник - по-вод к ве-се-ло-му об-ще-нию. При-чем да-ле-ко не все-гда ал-ко-голь-но-му: лю-ди вы-ез-жа-ют на при-ро-ду, устра-и-ва-ют экс-кур-сии, на-ве-ща-ют род-ствен-ни-ков и т. п. Да-же сло-жи-лась тра-ди-ция, иду-щая еще от до-ре-во-лю-ци-он-но-го празд-но-ва-ния Рож-де-ства Хри-сто-ва, от-ме-чать этот празд-ник в се-мей-ном кру-гу.

Пло-хо ли это? Нет. Греш-но ли нам так празд-но-вать Но-вый год: се-мей-ным за-сто-льем, лыж-ны-ми про-гул-ка-ми в зим-нем ле-су и пр.? Ду-маю, то-же нет.

Но ведь пост идёт?

Во-пер-вых, стро-гий пост, ис-клю-ча-ю-щий по мо-на-стыр-ско-му уста-ву ры-бу, елей и ви-но (от-ме-тим, что для ми-рян ду-хов-ни-ки все-гда де-ла-ли по-слаб-ле-ние пи-ще-вой стро-го-сти Уста-ва, на-пи-сан-но-го для па-ле-стин-ских ино-ков) на-чи-на-ет-ся со 2-го ян-ва-ря.

Во-вто-рых, здесь сра-зу на-до от-ме-тить, что для хри-сти-а-ни-на в дан-ном слу-чае важ-но да-же не то, что мы празд-ну-ем (по-вод ведь ней-траль-ный - ка-лен-дар-ное на-ча-ло го-да), а как мы это де-ла-ем. И не так важ-но, есть пост или нет. Мож-но ведь и на Пас-ху на-пить-ся по «со-вер-шен-но цер-ков-но-му» по-во-ду, на «за-кон-ных ос-но-ва-ни-ях» уни-что-жая ки-ло-грам-мы кол-ба-сы и са-ла-тов и всю неде-лю вме-сто ли-ко-ва-ния в хра-ме му-чить-ся от по-хме-лья и пе-ре-еда-ния. Сле-до-ва-тель-но, празд-но-ва-ние пра-во-слав-но-го хри-сти-а-ни-на все-гда бу-дет со-про-вож-дать-ся неким воз-дер-жа-ни-ем, неза-ви-си-мо от ме-ню и ка-че-ства пи-щи.

По-это-му для хри-сти-а-ни-на не во-прос, что есть и пить в Но-вый Год. Мо-ре-про-дук-ты, фрук-ты и ово-щи най-ти не труд-но. Да-же не про-бле-ма, смот-реть теле-ви-зор или нет - во мно-гих се-мьях смот-рят толь-ко об-ра-ще-ние Пре-зи-ден-та, и пер-вые несколь-ко ми-нут раз-вле-ка-тель-ных про-грамм. За-тем про-дол-жа-ет-ся жи-вое об-ще-ние, а «ящик» лишь жуж-жит фо-ном для бе-се-ды или вы-клю-ча-ет-ся во-все.

Ины-ми сло-ва-ми - мож-но от-празд-но-вать вме-сте с нево-цер-ко-в-лен-ны-ми род-ствен-ни-ка-ми Но-вый Год и не на-ру-шить Уста-ва Церк-ви.

Толь-ко на-до до-ба-вить очень важ-ную часть празд-но-ва-ния - мо-лит-ву . Ведь для хри-сти-а-ни-на празд-ник это по-вод для су-гу-бой мо-лит-вы. Освя-тить мо-лит-вой на-сту-па-ю-щий год, к ко-то-ро-му все мы, как граж-дане стра-ны, жи-ву-щей по но-во-му сти-лю, име-ем от-но-ше-ние, наш хри-сти-ан-ский долг и пе-ред со-бой, и пе-ред сво-и-ми неве-ру-ю-щи-ми со-оте-че-ствен-ни-ка-ми. По-это-му есте-ствен-но сло-жи-лась тра-ди-ция со-вер-шать Но-во-год-ний мо-ле-бен ли-бо по-сле ве-чер-ней служ-бы 31 де-каб-ря, ли-бо по-сле ли-тур-гии 1 ян-ва-ря.

Есть да-же хра-мы, где за по-след-ние го-ды сло-жи-лась тра-ди-ция слу-жить ли-тур-гию пря-мо в ночь с 31 на 1-е ян-ва-ря, за ко-то-рой же-ла-ю-щие мо-гут на-чать Но-вый Год при-ча-ще-ни-ем Свя-тых Хри-сто-вых Та-ин. По мо-им на-блю-де-ни-ям, в эту ночь бы-ва-ет до 20 при-част-ни-ков. Мно-гие при-хо-дят це-лы-ми се-мья-ми, с детьми раз-но-го воз-рас-та, а за-тем в тра-пез-ной хра-ма вку-ша-ют пост-ную тра-пе-зу с шам-пан-ским и доб-рой бе-се-дой на-чи-на-ют но-во-год-ние тор-же-ства, ко-то-рые по-том пе-ре-хо-дят из хра-ма в до-ма при-хо-жан.

Пре-об-ра-жа-ю-щая си-ла Церк-ви

Итак, для нас важ-но как мы встре-тим празд-ник: и пра-во-слав-ный, и 1-е ян-ва-ря, и дру-гие, сло-жив-ши-е-ся в нехри-сти-ан-ском об-ще-стве па-мят-ные да-ты. Не сто-ит бо-ять-ся де-лать их мис-си-о-нер-ским ору-жи-ем Хри-сто-вой Церк-ви, ина-че они ста-нут ору-ди-ем нехри-сти-ан-ских сил.

Вспом-ним, как Цер-ковь по-сте-пен-но вы-тес-ня-ла язы-че-ские обы-чаи и празд-но-ва-ния хри-сти-ан-ски-ми и так во-цер-ков-ля-ла нео-фи-тов, во мно-же-стве при-шед-ших по-сле Ми-лан-ско-го Эдик-та (IV в.). Ведь и сам празд-ник Рож-де-ства Хри-сто-ва за-ме-нил со-бой язы-че-ский день «непо-бе-ди-мо-го солн-ца», и мас-ле-ни-ца со свят-ка-ми, вой-дя в цер-ков-ный ка-лен-дарь, пе-ре-ста-ла быть про-слав-ле-ни-ем язы-че-ских бо-жеств. Для Церк-ви каж-дый день - это пол-но-цен-ный празд-ник при-шед-ше-го в мир Хри-ста Спа-си-те-ля, по-это-му лю-бой день на-пол-ня-ет-ся при необ-хо-ди-мо-сти тем или иным мис-си-о-нер-ским со-дер-жа-ни-ем для удоб-ства обу-че-ния чле-нов Церк-ви ос-но-вам ве-ры и бла-го-че-стия.

По-это-му сто-ит не раз-ра-жать-ся гнев-ны-ми об-ли-че-ни-я-ми в адрес но-во-мод-ных празд-ни-ков, от-да-ля-ясь от на-ших со-оте-че-ствен-ни-ков и за-кры-вая от них бо-гат-ство и кра-со-ту Пра-во-сла-вия, а мо-лить-ся в эти дни, пом-ня, что мы са-ми неда-ле-ко от них ушли и в во-про-сах нрав-ствен-но-сти, и в люб-ви к Бо-гу.

На-ше сви-де-тель-ство о Пра-во-сла-вии долж-но вы-ра-жать-ся в стрем-ле-нии к осмыс-лен-ной мо-лит-ве в хра-ме, хо-ро-шем зна-ком-стве со свя-то-оте-че-ским на-сле-ди-ем, зна-нии цер-ков-ных ка-но-нов и уста-нов-ле-ний и при-ме-не-нии их в по-слу-ша-нии свя-щен-но-на-ча-лию.

По мо-е-му мне-нию, на-до Ев-ха-ри-сти-че-ски пре-об-ра-жать суть но-вых празд-ни-ков, ра-зум-но празд-нуя «Но-вые Го-да», «Вось-мые Мар-та» и «Дни Свя-то-го Ва-лен-ти-на». И то-гда да-же не при-дет-ся ис-кус-ствен-но пе-ре-но-сить суть этих празд-ни-ков (на-ча-ло го-да, ува-же-ние к жен-щи-нам, ра-дость влюб-лен-ных и пр.) на дру-гие дни. Нуж-но дать воз-мож-ность ма-ло-во-цер-ко-в-лен-ным лю-дям прид-ти в эти дни в храм, услы-шать доб-ро-же-ла-тель-ную про-по-ведь, по-чув-ство-вать дух Люб-ви Хри-сто-вой и ра-до-сти. И ес-ли лю-ди по-чув-ству-ют на-шу лю-бовь, про-ник-нут-ся до-ве-ри-ем к сво-им пас-ты-рям, то и празд-ни-ки бу-дут ими празд-но-вать-ся по-дру-го-му.

Язы-че-ская и нехри-сти-ан-ская ше-лу-ха с этих празд-ни-ков спа-дет, и мы бу-дет по-здрав-лять друг дру-га не с но-вым «га-дом», а все мы встре-тим но-вый граж-дан-ский год в еди-не-нии ве-ры и мо-лит-вы.

игу-мен Си-лу-ан (Ту-ма-нов)

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России...

ПРИЧИНА 1: НЕЦЕРКОВНЫЙ, НЕПРАВОСЛАВНЫЙ ХАРАКТЕР САМОЙ ДАТЫ

Святой Церкви есть определенная дата Новолетия (начала индикта) – 1-е сентября (14 сентября по новому стилю). Именно к этой дате приурочено соответствующее богослужебное последование. Гражданский же Новый год, празднуемый зимой, никак не связан с церковным календарем, но был введен в России Петром I c 1700 года (хотя он и праздновался по юлианскому календарю, а не по католическому григорианскому т.н. новому стилю, как в Европе).

Но Новолетие, празднуемое 1-го января, изъятое из богослужебного круга, и характер приобрело нехристианский, о чем свидетельствовали многие русские святые, например, святитель Феофан Затворник и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Они обличали русский народ в том, что, подражая богоотступническому западу, он стал по-язычески встречать Новый год: «Вертеться с бокалами – тут какой смысл? <…> Вы скажете: обычай зашел. – И я подтвержу: обычай зашел, – и прибавлю: обычай, совсем нe христианский, а языческий, нечестивый, богопротивный» (Свт. Феофан Затворник. Слово на Богоявление, 6 января 1865 г.).

С введением же большевиками после революции нового стиля, нынешнего гражданского календаря, празднование Нового года 1-го января по нему стало приходиться на последние дни Рождественского поста – дни, в которые Типикон заповедует православным христианам строгое воздержание.

ПРИЧИНА 2: АНТИХРИСТИАНСКИЙ ХАРАКТЕР НОВОГО ГОДА

Современный, сохранившийся с советских времен Новый год и торжества, с ним связанные, изначально вводились в противовес, взамен церковного праздника Рождества Христова, и большевики расценивали принятие православными их Нового года как успех антирелигиозной пропаганды.

Получается, что православные, отмечающие этот день, становятся друзьями безбожному миру в его служении идолам. И употребление «из любви к ближнему» скоромного в кругу нецерковных людей, и устроение «постного стола» (попытка формально соблюсти предписания Устава) – все это разные проявления той дружбы с миром, которая, по слову Писания, есть вражда против Бога (Иак. 4, 4).

Церковь Христова – не от мира сего. Древние христиане не боялись не вписаться в современное им общество, напротив, даже противопоставляли себя ему, безбоязненно шли на мучения, привлекая своей чистой жизнью и исповедническими подвигами новых христиан в церковную ограду. Теперь же не Церковь христианизирует (осоляет) мир, а мир активно пытается «расцерковить» христианство. И такое сближение с миром делает верующего «солью обуявшею» (см.: Мф. 5, 13).

Празднование гражданского Нового года 1-го января по новому стилю должно быть неприемлемо для православных.

В этот день, когда безбожный и богоотступнический мир празднует свой Новый год, Православная Церковь совершает память святого мученика Вонифатия, который является для всякого теплохладного христианина примером совершенного исповедничества и отложения сластолюбия.

КАМЕНЬ ПРЕТКНОВЕНИЯ ДЛЯ ПРАВОСЛАВНЫХ ВЕРУЮЩИХ. КАК ВСТРЕТИТЬ НОВЫЙ ГОД?

Близится празднование Нового года, и для многих православных встаёт вопрос - как провести этот светский праздник?

Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это - показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь - это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки - дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года - это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой - обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном - это тоже допустимо).

Новый год - это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом . Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год — это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола — постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост — это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго — пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится - по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год - праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник - Рождество Господа нашего, Иисуса Христа . Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас - величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя - не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января - за пять дней до праздника) , но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут "встречать" новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

Православный семейный журнал «Лучик света»

Вы задаётесь вопросом, как отметить Новый год по-православному? В этой статье протоиерей Александр Авдюгин постарается ответить на него!

Отметить Новый год по-православному можно!

Слава Богу, что приближение Нового года среди тех, кто исповедует себя православным верующим, хоть всегда и вызывает массу вопросов, но обходится без вопрошения: «Во что одеваться в год рыжей мыши?» или «С кем знакомиться в ближайший год петуха?» Тут позиция у православных ясная и четкая: нельзя унижать образ Божий, то есть человека, до уровня несознательной твари, пусть красивой, нужной и любимой, но все же созданной в услужение человеку.

Вопрос, который начнут (вернее, уже начали) задавать священникам на приходах, которым запестрят интернет-форумы, газетные статьи, радио и телебеседы, будет иного плана: «Как встречать в ?» Причем в разрешении этого камня преткновения зимнего периода очень часто требуют чуть ли ни соборного решения Церкви, дабы не разрушить мир в семье и не слышать претензии, что «неверный в малом и в великом неверен будет ».

Возможно ли сочетание того и другого?

Ведь, с одной стороны, в «Правилах» Православной Церкви: «Аще кто приидет на праздник языческий или еретический, и будет вкушать лишь разрешенное, и тем лишь спразднует, отлучен да будет…», а с другой, апостольское: «Всякий поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога » (Рим.14:5-7).

Так как же соединить, например, обязательное, годами установленное посещение и поздравление неверующих родственников с отнюдь не скоромной трапезой и необходимость выполнения постовых предписаний? Как ответить ребенку на просьбу позвать деда Мороза, так как он и к Тане, и к Оксане, и Пете, на этой лестничной площадке живущих, обязательно с подарками придет?

Позволю себе не согласиться с весьма уважаемым пастырем и прекрасным проповедником отцом Дмитрием Смирновым, который предлагает следующий выход: «Если не хотите обижать неверующих домашних – начните пост на неделю раньше. Нужно сохранять трезвый взгляд. Самое существенное – любовь». Любовь действительно – «самое существенное», но ведь пост – тоже выражение любви, причем любви к Богу. Менять веками установленные «рамки» поста, значит идти на поводу протестантов, где благочестивые традиции не в чести.

Новый год и Рождество Христово

Говорить же сегодня о переносе даты начала или, сколь бы ни были аргументированы эти предложения, изначально нет смысла. 7 января, то есть 25 декабря по старому стилю, было и останется православным Рождеством . В то же время игнорировать государственный праздник, да еще и повсеместно любимый, – значит поставить себя в маргинальную позицию и, что еще хуже, впасть в грех осуждения и превосходства. За негативными последствиями подобного отношения далеко ходить не надо. Вот одно из мнений, которое было высказано в моем интернет-блоге, когда обсуждалась эта тема:

« Новый Год – это пародия на . Известно, что греческое слово “антихрист” означает не только “противо-Христос”, но и “прежде-Христа”. Значит, неправославный светский праздник, пародирующий Рождество Христово и предшествующий ему, заставляющий простых людей нарушать как постный режим, так и покаянное настроение поста – хлопушками, огоньками, салатами оливье и пенистым шампанским – является “антихристовым” в чистом виде»

Ни много ни мало – все те, для кого праздник, отправлены в воинство врага рода человеческого. Последователи столь одиозной позиции отнюдь не маргинальны и не редки. Некоторые православные издания осуждают новогодне-рождественские поздравления, направляемые священноначалием государственным структурам и руководителям, негативно воспринимаются благотворительные мероприятия Церкви, если они приурочиваются к новогодним дням. Приводится масса доводов о «неправославном» происхождении Нового года, о «языческом культе» Деда Мороза и Снегурочки и пр.

Неудивительно, что некоторые не в меру ретивые хранители «преданий старины глубокой» вносят в перечень несомненных грехов новогодний фейерверк, елочные украшения и маскарадные костюмы, причем страдают от этого прежде всего дети.

Скажите, как отнесется в будущем к Православию и Церкви ребенок или подросток, который, видя счастливые глаза и радостные лица своих сверстников, будет слышать от «воцерковленных» родителей лишь запреты, упреки и осуждение?

Несомненно, каждый праздник должен быть благочестив и не нести собой греховное начало. Необходим принцип: «что чрез меру – то от лукавого». Ведь не секрет, что нынче любое торжество обязательно сопровождается усиленным потреблением напитков отнюдь не способствующих нравственному началу.

«Ты что, уже с утра празднуешь?» – стало повсеместной фразой, как, впрочем, и сверхбойкая торговля спиртным в преддверии любых общих торжеств. Сочетание понятия «праздник» с неудержимым разгулом – беда давняя, но бороться с ним лишь запретными мерами – себе же во вред. Принцип «запретный плод сладок» срабатывает всегда.

Искать же где-то на стороне, в иных конфессиях или религиозных верованиях принцип симфонии народного или государственного праздника с православной традицией не надо. Он у нас у самих присутствует.

Все мы прекрасно знаем, что, например, праздник установлен церковью в день древнего торжества . Установлен промыслительно и с совершенно четкой целью: лишить этот день языческого содержания. И ведь это удалось. Несмотря на прыжки президентов некоторых постсоветских стран через костер, Иван Купала стал лишь этнографическим событием, да костюмированным маскарадом.

Шествуя путем фарисейского буквоедства, мы отбиваем у близких и неблизких всякую охоту и стремление перешагнуть церковный порог. Более того, совершенно не берется в учет и отбрасывается указание апостола Павла, что «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем » (1Кор. 8:8).

Смысл поста не в том заключается, чтобы не съесть чего-то скоромненького. В ином он, смысл этот – в памяти, что пред Богом ходим. Боюсь, что не радуем мы Божью любовь своей насупленностью, запретными мерами и стремлением создать из себя праведников-наблюдателей, которые свысока и с осуждением наблюдают за праздником большинства наших близких. «Любовь выше поста», – говорил святитель Тихон Задонский. Не понимать этого – значит шествовать по пути тех, кто сегодня закопал себя в Пензенской области в яму и с гордостью кричит чрез земляную дыру о своей праведности и «истинноправославности».

Надобно служить другим, а не заниматься самим собой. Если из-за твоего поста плачет ребенок, то в будущем, как бы ты не старался, он не будет прихожанином Православной Церкви, а твои родные между собой, что бы ты ни слышал (они ведь тебя любят), обязательно сделают вывод: «Вот до чего попы довели».

Рождественский пост – установление святоотеческое и он, безусловно, нужен и необходим в деле нашего личного спасения, но не будет «толку» в деле собственного духовного совершенствования, когда пост наш принесет горе и озлобленность.

Можно и нужно сочетать новогодние торжества и наше скромное ожидание Рождества Христова .

Да очень просто.

Помните: «Вот и дедушка Мороз, он подарки нам принес»? А разве подарки нужные не дарил? Загнали мы нынешнего Деда Мороза в Лапландию, а он-то с списан. Или елочные новогодние гирлянды: они нынче в конце декабря замигают разноцветьем, именно тогда, когда звездочка Вифлеемская в преддверии Рождества зажглась. Детские хороводы (да и взрослые тоже) пред елкой – чем же они хуже ангельского пения «Слава в вышних Богу»? Или в словах руководства государственного в предновогодних обращениях не слышится просьбы: «И на земле мир, и в человецех благоволение»?

Разумное празднество допустимо, если оно несет радость людям. Главное, чтобы в меру все, по тому определению, которое преподобный Амвросий Оптинский предложил: «Смотри, Мелитона, – держись среднего тона; возьмешь высоко, будет нелегко, возьмешь низко, будет склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона».

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, а в нашем граде молебные пения в храмах и этой ночью совершаются, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

перед нами снова стелется как еще ничем не тронутая возможность. Внесем в этот год вдохновение, войдем в этот год с тем, чтобы творчески пройти прямым путем весь год. Будем идти вместе, будем идти дружно, будем идти смело и твердо. Встретится трудное, встретится и радостное: то и другое нам дает Господь. Трудное – потому что именно темное, горькое, мучительное нам посылает Господь, чтобы принести в это свет, радость, тишину; и светлое – чтобы и нам приобщиться свету, быть детьми света.

Будем идти вместе, заботливо, не забывая друг друга, и тогда к концу года, когда мы оглянемся, окажется, что проложена одна прямая стезя, что никто не упал на краю дороги, никто не забыт, никто не обойден, и что у многих в нашей малой общине и через нас – во всем мире – любовь, свет, радость».

И это будет по-православному!

Вы прочитали статью Новый год по-православному . Читайте также.