Поведение животных. Поведение домашних животных Сообщение о поведении домашнего животного




У позвоночных, стоящих на вершине эволюционной лест­ницы, в частности у приматов, возникают новые формы инди­видуально-изменчивого поведения, которые с полным основа­нием могут быть обозначены как «интеллектуальное» поведение.

Образование навыков является результатом более или менее длительного повторения новых движений и действий. Но перед животными могут возникать такие задачи, которые требуют решения не путем упражнения, а посредством правильного отражения возникаемой ситуации не встречающейся в его практике. Предпосылкой для интеллектуальных форм поведения является перцепция, то есть отражение целых комплексных форм сложных ситуаций среды, а также отражение сложных отношений между отдельными предметами. Примером такого поведения является поведение животных в опыте Л.В.Крушинского аппарат, на котором демонстрировался опыт, состоит из двух непрозрачных труб. В одну из них на глазах животного вводится на веревочке приманка – кусок мяса или пачка зерна для птицы, эта приманка движется в закрытой трубе. Животное видит, как приманка входит в трубу, видит, как приманка выходит в свободное отверстие и снова скрывается во второй трубе. Как показали опыты, разные по уровню развития животные реагируют не одинаково. Те животные, которые стоят на более низком этапе развития (например, куры) реагируют так: они бросаются на приманку проходящую сквозь просвет и пытаются ее схватить, несмотря на то, что она прошла мимо, иначе говоря, реагируют лишь на непосредственное впечатление.

В отличии от них, животные, которые стоят на более высоком уровне развития, дают совершенно другую реакцию: они смотрят на приманку, проходящую через просвет, затем бегут к концу трубы и дожидаются когда приманка покажется у этого открытого конца.

Из птиц так делают хищные: так всегда делает кошка или собака.

Значит все эти животные реагируют не на непосредственное впечатление, а производят экстраполяцию, то есть учитывают где появится данный предмет, если он движется. У высших позвоночных наряду с реакцией на непосредственное впечатление существует известный тип предвосхищающего поведения, то есть реакция с учетом отношений между тем, где находится предмет в данный момент и где он будет в последующем.

Это поведение уже является типом разумного поведения, которое резко отличается как от инстинктивного, так и от обычных, более элементарных форм индивидуального изменчивого поведения.

Особое место среди высших животных отводят приматам (человекообразным обезьянам). Приматов, в отличие от большинства других млекопитающих, привлекает манипулирование не только с пищевыми объектами, но и со всевозможными предметами («бескорыстная» любознательность, «исследовательский импульс» по Павлову).

Обратимся к нескольким классическим опытам, в которых изучалось интеллектуальное поведение животных. Эти опыты проведены Кёлером, и получили известность как элементарные опыты с употреблением орудий. Употребление орудий есть всегда типичное интеллектуальное действие.

Опыт был поставлен следующим образом.

Первый простой опыт: обезьяна в клетке, передняя стенка – решетка. Вне клетки расположена приманка, которую обезьянка никак не может достать рукой, сбоку лежит палка, которая расположена ближе, чем приманка. Может ли обезьяна воспользоваться палкой для того, чтобы достать приманку? Опыты показали следующее: сначала обезьяна всячески пыталась изловчиться, чтобы достать приманку рукой – стратегии еще нет, есть прямые попытки достать приманку; затем, когда эти попытки оказываются тщетными, она останавливается и наступает следующий этап: обезьяна оглядывает ситуацию, берет палку, подтягивает ее к себе и палкой достает приманку.

Второй опыт носит более сложный характер. Приманка находится еще дальше. С одной стороны лежит короткая палка, которой приманку ни как не достанешь, а с другой стороны, немного дальше – длинная палка, которая годна для того, чтобы достать приманку. Исследователь ставит перед собой вопрос: может ли обезьяна сначала взять короткую палку, а затем с помощью короткой палки достать длинную и с помощью длинной палки достать приманку? Оказывается, что для обезьяны эта задача гораздо сложнее, но все же доступна. Обезьяна очень длительно делает непосредственные попытки достать приманку, истощается, затем оглядывает поле, и, как описывает Кёлер, берет первую палку, и ее помощью достает вторую, и второй палкой – приманку. Очевидно, в этот момент, говорит Кёлер, у обезьяны возникает схема будущего действия, схема решения и общая стратегия действия. Кёлер говорит даже, что обезьяна испытывает нечто вроде того, что испытываем мы, когда говорим «ага, поняли», и называет этот акта «ага – переживем».

Третий опыт еще более сложный. Он построен так же, как и второй опыт, с той только разницей, что палка находится в разных полях зрения. Когда обезьяна глядит на одну палку, она не видит второй, когда глядит на вторую – не видит первой. В этом случаи задача для обезьяны оказывается почти неразрешимой. Нужно, говорит Кёлер, чтобы обе палки и приманка были в одном поле зрения, чтобы их отношение могло быть наглядно воспринято. Только при этих условиях, если обезьяна наглядно воспринимает отношение всех трех предметов, у нее может появиться наглядная гипотеза решения и возникает соответствующая стратегия.

В опытах И.П.Павлова шимпанзе Рафаэль научился гасить водой огонь, препятствующий к приманке. Когда бак с водой был установлен на другом плоту Рафаэль, чтобы погасить огонь, кинулся по шатким мосткам к соседнему плоту. Животное перенесло усвоенный способ действия (навык) в новую ситуацию. Конечно, такое действие предоставляется нецелесообразным (вокруг плота вода!). Но между тем биологически оно оправдано. Продвижение по шатким мосткам обезьяны не составляет чрезмерных физических усилий, и поэтому заданная в эксперименте ситуация не стала для шимпанзе проблемной ситуацией, которую она была бы вынуждена решать в интеллектуальном плане. Инстинкты и навыки как более стереотипный способ реагирования охраняют животный организм от перенапряжения. Лишь в случае серии неудач животное реагирует наиболее высоким по уровню способом – интеллектуальным решением задач.

Из чего же необходимо исходить при опыте, чтобы научно подойти к интеллектуальному поведению животных? Прежде всего, необходимо исходить из того, что всякая форма приспособления животного к окружающей среде есть известная активная деятельность, протекающая, однако, по рефлекторным законам. Животное не может решать что-то раньше в уме с тем, чтобы потом осуществить это в деятельности, оно попытается решить задачи в процессе активного приспособления к среде.

Второе положение заключается в признании того, что строение этой активной деятельности на разных этапах эволюции неодинаково и что только с точки зрения эволюции можно подойти к формированию у высших животных интеллектуальных форм поведения. Интеллектуальное поведение обезьяны объясняется ориентировочно исследовательской деятельностью, в процессе которой он выделяет, сопоставляет нужные признаки. Если эти признаки соответствуют нужным, действие оказывается успешным и оно кончается, а если они оказываются не соответствующими нужным, действие продолжается.

Очень сложно объяснить, как животное приходит к интеллектуальному решению задачи, и процесс этот трактуется различными исследователями по-разному. Одни считают возможным сблизить эти формы поведения обезьяны с человеческим интеллектом и рассматривают их как проявление творческого озарения. Австрийский психолог К.Бюлер полагает, что использование орудий обезьянами следует рассматривать как результат переноса прежнего опыта (обезьянам, живущим на деревьях, приходилось притягивать к себе плоды за ветви). С точки зрения современных исследователей, основу интеллектуального поведения составляет отражение сложных отношений между отдельными предметами. Животные способны уловить отношения между предметами и предвосхитить результат данной ситуации. И.П.Павлов, проводивший наблюдения над поведением обезьян, называл интеллектуальное поведение обезьян «ручным мышлением».

Итак, интеллектуальное поведение, которое свойственно высшим млекопитающим и достигает особенно высокого развития у человекообразных обезьян, представляет собой ту верхнюю границу развития психики, за которой начинается история развития психики уже совсем другого, нового типа, свойственной только человеку, - история развитиячеловеческого сознания. Предысторию человеческого сознания составляет, как мы видели, длительный и сложный процесс развитияпсихикиживотных. Если окинуть единым взглядом этот путь, то отчетливо выступают его основные стадии и управляющиеим закономерности. Развитие психики животных происходит в процессе их биологической эволюции и подчиненообщим законам этого процесса. Каждая новая ступень психического развития в своей основе вызвана переходом к новым внешним условиям существования животных и новымшагом в усложнении их физической организации.

При встрече с домашними животными могут возникнуть опасные ситуации .

Если встретишь незнакомую собаку, не выказывай своего страха перед ней. Она это почувствует и может броситься на тебя.

Особенно следует опасаться приседающей собаки. Так она готовится к прыжку. На всякий случай сразу же нужно защитить горло: прижать подбородок к груди и выставить вперёд руки.

Если собака напала на тебя, отбивайся от неё тем, что есть под руками: камень, палка, портфель. Старайся ударить её по носу. Нос — самое уязвимое место собаки.

Помни некоторые правила поведения вблизи животных .

  • Не следует пристально смотреть в глаза чужим собакам. Они этого не любят и могут напасть.
  • Не трогай собаку, даже и свою, когда она ест или спит.
  • Не отбирай у собаки предмет, которым она играет. Если чужая собака схватила какую-то твою вещь, чтобы поиграть, за помощью обращайся к её хозяину.
  • Не трогай бездомных собак и кошек. Помни, что некоторые болезни — лишай, чесотка, бешенство — от животных передаются людям.
  • Если ты играл с бездомными животными или держал их на руках, кормил, то обязательно тщательно вымой руки.
  • Если тебя укусила или поцарапала собака, кошка, немедленно скажи об этом родителям. Здоровые животные не будут этого делать. От укуса, царапин бешеных собак, кошек можно умереть. Поэтому обяза-тельно нужно сделать прививку против бешенства.
  • Не следует сразу же останавливать кровь. Пусть вместе с ней выйдет слюна животного. Перед тем как идти к врачу, кожу вокруг ранки нужно смазать йодом (зе-лёнкой, одеколоном, марганцовым раствором) и нало-жить стерильную повязку.

Не менее опасными бывают встречи, общение с другими домашними животными: коровами , лошадьми , козами ... Чтобы не пострадать, соблюдай такие правила .

  • Не приближайся к чужим животным. Помни, что у коров, коз, баранов есть рога, которыми они могут ударить.
  • Если на пути встретишь стадо коров, обойди его или отойди на безопасное расстояние. Материал с сайта
  • Будь осторожным с телятами, козлятами, ягнятами. У них чешутся рожки, и они бодают всё вокруг.
  • Не угощай чужую лошадь сахаром или хлебом, она может укусить тебя.
  • Не подходи к лошади сзади — может лягнуть.
  • Если ухаживал за домашними животными, играл с ними, вымой руки.

На этой странице материал по темам:

  • Болезни животных обж

  • Опасные животные и правила общения с ними доклад

  • Доклад поведение домашних животных

  • Доклад о домашних животных краткое содержание

  • Помни.поведения.в.природной.среде

Вопросы по этому материалу:

Люди уже давно приручили животных. В наши дни кроме собак, кошек, хомячков, морских свинок, крыс, рыбок и попугаев, люди заводят и более необычных домашних животных: хорьков, игуан, пираний, улиток, жаб. За всеми очень интересно наблюдать.
Каждое животное имеет свой характер. Тот у кого есть домашние животные поймут меня. Больше всего меня занимает наблюдение за собаками. В нашем дворе собрались почти все породы собак: охотничьи: яхттерьеры, фокстерьеры, таксы, спаниели. Живет и красавица русская борзая.
Сосед сверху завел бассет хаунда. Этот коротконогий пес с длинными ушами, свисающей шкурой всгда безразличен. Я думаю он флегматик по своему темпераменту. Сколько бы озорных щенков к нему не приставали он не изменяет выражения своих красных и грустных глаз. Я бы дала ему кличку "Философ". Мне кажется, что он очень много чего обдумывает в своей голове.
А сестренки таксы наоборот очень шустрые и хитрые. первое впечатление они производят благоприятное - веселые, игривые, ласковые. Но в моей семье был неприятный случай. Такса укусила моего дедушку. Он ее гладил ласкал, отвернулся а она ему вцепилась в ногу, еле оторвали. Вот такие бывают охотницы.
К сожалению, в нашем дворе живут и бойцовские псы - гроза всех дворняжек. Эти собаки выведены как жестокие убийцы и дрессировка врят-ли поможет изменить их.
Девушки заводят себе декоративных собак: пекинесов, йоркширских терьеров, чихуахуа, пекинских хинов. Я их недолюбливаю. Глупые они (это я о собаках:-)).
А самые любимые собаки - это золотистые ритриверы, лабрадоры и дворняги. Да да дворняжки. Может они не такие симпатичные, как породистые собаки, но они умные, преданные. Настоящие товарищи. Моя собака была просто гением. к каждому члену семьи он находил свой подход. Ко мне он ластился, выполнял все мои команды, зарабатывая угощение; бабушку просто гипнотизировал и она сама отдавала полпорции. Дедушку он просто очень любил и уважал. Он ложился к его ногам и терпеливо ждал, когда его отведут на прогулку. Мой пес был очень умный, он знал где в саду дорожки (ходил только по главной и никогда не подходил к грядкам), знал много команд (не только лежать, сидеть, рядом, апорт, прыг, но и зайчик, машина (он останавливался по этой команде и не шевелился пока не проедет машина), ползи, ждать). Удивительно, но он понимал человеческую речь. Когда дело подходило к вечеру (время когда нужно его выводить на прогулку) дедушка подходил к бабушке, чтобы узнать чем его накормить, какие бы слова он не употреблял "четвероногий друг", "пес", "собака", "хвостатый", "рыжий"... мой друг подбегал, подавал голос, подтверждая, что его нужно кормить. Кстати он знал слова "пить", "есть", "кушать", "кормить", "угощение".
С детства мы научили не ходить его на кухню, чтобы не мешал нам есть и он до самой старости соблюдал это правило и сидел, ждал нас в коридоре. Угадывал настроение. Стоит загрустить он приносил игрушку и совал свой мокрый черный нос в руку, чтобы его погладили. Когда я болела он сидел около кровати и сочувствовал.
Наука считает, что у собак и у животных есть только инстинкты, можно выработать рефлексы, но разве не было у моей собаки разума, интеллекта??? Я думаю, что такое поведение собак, может быть только благодаря их уму.

Памяти моего любимого пса, лучшего на свете.
Он умер несколько дней назад.

В большинстве случаев живущие у людей домашние кошки – беспородные. Статистики показывает, что беспородных домашних кошек в четыре раза больше, чем их породистых собратьев. При этом существует достаточно много пород кошек, каждая из которых имеет свои особенности. Например, самыми верными и преданными считаются следующие породы домашних кошек: курильский и меконгский бобтейл, абиссинские и , Мейн-Кун, невские маскарадные и йоркские шоколадные кошки.

Какие нюансы, касающиеся гигиены, сна и питания кошки, должен знать хозяин?

Итак, самое время разобраться, как ухаживать за кошкой в домашних условиях и почему этот процесс считается простым. Минимальный уход объясняется чистоплотностью животных, кошки тщательно вылизывают языком свою шерсть, а котята уже с тридцатого дня жизни начинают сами умываться. Но все равно нужно следить за состоянием шерстяного покрова и тела питомца, поддерживать гигиену, заботиться о состоянии здоровья. Особое внимание стоит уделять ушам кошки – они всегда должны быть чистыми.

Тяжело озвучить конкретную цифру, сколько часов в сутки спят кошки, так как это зависит от возраста, характера, настроения, размера животного. Однозначно, кошки спят раза в два больше людей. Некоторые кошки могут спать и до 22 часов, и это не должно тревожить хозяина. Средняя продолжительность суточного сна может составлять 13-16 часов, то есть две трети жизни уходит у кошки на сон, и в этом среди других животных им нет равных.

Стоит кошке на день отказаться от пищи, заботливого хозяина сразу же волнует вопрос, сколько кошка может прожить без еды, без вреда для ее организма. Практикой доказано, что недельное голодание не может негативно отразиться на кошачьем организме. Однако если животное в течение двух недель не притрагивается к еде, это будет иметь печальные негативные последствия, так как в организме начинаются необратимые процессы и изменения.

Физиологические особенности кошки

Кошки – гибкие и грациозные существа, их тело может принимать разнообразные положения, они могут быстро бегать, прыгать, извиваться, сворачиваться в клубок. Все это достигается благодаря особому строению тела кошки. Во-первых, у кошек маленькая и подвижная ключица, и, соответственно, узкая грудь, что позволяет им высоко и далеко прыгать, а также быстро бегать. Во-вторых, их позвоночник гибкий и пластичный, что обусловлено и тем, сколько позвонков у кошки, и тем, какие межпозвоночные диски их соединяют. Из тридцати позвонков состоит хребет кошки, между которыми находятся толстые эластичные позвоночные диски, которые являются невероятно гибкими.

Некоторые хозяева домашних животных интересуются, почему у кошек шершавый язык и для чего он им такой нужен. Причиной шероховатости являются ороговевшие наросты, покрывающие всю поверхность языка. Их еще называют капиллярными сосочками.

Язык у кошек очень подвижный и ловкий, благодаря чему эти животные с легкостью лакают жидкость и вылизывают шерсть.

Приспособления в виде сосочков позволяют ощутить вкусовые качества еды, перемещать во рту пищу в сторону гортани, причесывать шерсть как будто щеткой, удаляя из нее посторонние предметы и распутывая комки.

Зрение кошки

Особого внимания заслуживают особенности кошачьего зрения. Специалистами досконально изучено, какое зрение у кошек, и вот что известно на сегодняшний день. Эти хищники имеют широкое поле зрения, их угол обзора составляет 200 градусов, хорошо развито боковое зрение. Кошки практически не видят вблизи (на расстоянии менее 50 см). Например, если предмет будет находиться очень близко, кошка будет его осязать с помощью усов, а не зрения.

На протяжении долгого времени велись споры, какие цвета различают кошки и присуще ли им цветное зрение. Известно, что кошки отчетливо видят серый цвет с множеством его оттенков. Оно и понятно, ведь кошки охотятся на мышей, которые имеют серую окраску. Также они могут, хоть и размыто, отличать зелено-желтые и синие оттенки цветового спектра. Считается, что красный цвет кошкам недоступен и передается как серый. Можно сказать, что окружающий мир кошками воспринимается преимущественно в серых оттенках.

Ошибочным является мнение, что кошка может видеть в сплошной темноте. Способность к ночному виденью возникает при наличии любого слабого проблеска света (луна, фонари, звезды, автомобильные фары). В глубине глаза у кошек находится слой отражающих клеток, которые по принципу зеркала отражают свет назад к сетчатке. То есть, глаз кошки собирает и умножает каждый попадающий в него луч света, отражая при этом лишний. Это объясняет, почему у кошки светятся глаза в темноте, и благодаря чему она прекрасно ориентируется в темном пространстве.

Интересный факт – слепые кошки своим поведением практически не отличаются от кошек с нормальным зрением. В данном случае слепота компенсируется обострением осязания и обоняния.

Однако слепые кошки могут по-другому выглядеть, например, как Матильда кошка с большими глазами, которая страдает генетическим заболеванием глаз (вывих хрусталика). Она прославилась в сети Instagram как Матильда инопланетная кошка с невероятно большими глазами из-за своей необычной формы глаз. Причем раньше кошка Матильда ничем не отличалась от остальных, но болезнь прогрессировала, и глаза приняли необычную форму.

Раннее определение пола котенка, чтобы кот Васька не оказался кошкой Василисой

Когда у кошки появляется котенок, хозяин задается вопросом, как определить кот или кошка этот малыш, чтобы сразу назвать его правильным именем.

Существует несколько способов для самостоятельного определения пола котенка:

Особенности кошачьего поведения: сегодня кошка ласковая, а завтра – агрессивная

Иногда поведение кошки бывает непонятным для хозяина: сегодня она ходит по пятам и требует ласки, а уже завтра – кусает хозяина при попытке погладить ее, а то и вообще уходит из дома. Чтобы разобраться, почему кошка ведет себя так или иначе, нужно знать причины, способные вызывать такое поведение. Например, если кошка в процессе поглаживания лишь слегка прикусывает зубками хозяина, то так она может проявлять к нему свою большую неконтролируемую любовь.

Чтобы понять, почему кошка ходит за мной по пятам, нужно рассмотреть возможные причины такого поведения:


Ответом на вопрос, почему кошка кусается когда ее гладишь, может быть один из приведенных ниже поводов:


Чтобы понять, почему кошки уходят из дома, следует знать, что:


Приобретенные привычки кошек

Не все кошки позволяют хозяину брать себя на руки. Эту привычку им нужно постепенно прививать. Есть простые и эффективные рекомендации, как приучить кошку к рукам, чтобы она была ласковой и дружелюбной:


И еще об одной приобретенной привычке. Владельцев домашних питомцев интересует, почему кошки отзываются на кис кис, даже те, которые живут на улице. Оказывается все очень просто – это дело привычки, такой зов они слышат с самого детства. В других странах кошки на такую форму призыва не реагируют. Например, во Франции кошку привлекают зовом «мину-мину», в Чехии – «чи-чи», в Америке – «кири-кири», в Италии – «мичу-мичу», а в Корее – «набия-набия». Благо, что в ответ кошки всех стран мира отзываются на одном и таком родном кошачьем языке.

Популярность кошек объясняется их красотой, чистоплотностью, грациозностью, ловкостью и игривостью. При этом каждый домашний питомец отличается поведением, привычками и нравом.

Поведение животных

Поведение – это направленные вовне действия организма в ответ на внешние или внутренние стимулы. Эти действия изменяют взаимоотношения организма с окружающей средой и способствуют, в конечном итоге, сохранению вида. Реакции могут быть самыми различными: от простейших движений на свет до брачных игр и защиты территории. Изучают поведение этология , зоопсихология и другие науки. В настоящее время для этого нередко используются современные технические средства: видео- и звукозаписывающие устройства, миниатюрные датчики, имплантированные в тело животного, и т. п.

Поведение можно условно разделить на врождённое и приобретённое. У растений все формы поведения являются врождёнными, в то время как у животных (особенно у высокоорганизованных) просматриваются оба типа поведения.

Врождённое поведение наследуется организмом от предков; простейшими формами врождённого поведения являются ориентация, таксис и кинез. Ориентация – это изменение положения отдельных частей организма по отношению к опоре или друг к другу. Таксис – это направленное движение всего организма в целом, вызванное внешним стимулом. Кинез , в отличие от таксиса, – реакция ненаправленная, зависящая от интенсивности стимула, но не от его направления. В качестве примера можно привести поведение мокриц в камере, разделённой на сухую и влажную половины. Мокрицы скапливаются во влажной половине, проявляя тем самым положительный гидротаксис. С другой стороны, если сравнить скорость беспорядочного движения мокриц в сухой и влажной камере, то выяснится, что на сухой половине, пытаясь найти более подходящие для себя условия, они двигаются быстрее – это пример кинеза.

Более сложной формой поведения является рефлекс . Безусловный рефлекс – это непроизвольная стереотипная реакция организма на внешний стимул, передающаяся по наследству. Это, например, отдергивание конечности от причиняющего боль раздражителя или реакция, направленная на поддержание равновесия. Безусловные рефлексы, как правило, не требуют координации со стороны головного мозга, однако могут видоизменяться под его влиянием; в этом случае рефлекс будет называться условным.

Инстинкт – это стереотипная форма поведения, возникающая в ответ на определённые изменения окружающей среды. Инстинкты специфичны для каждого вида. У животных, которым отпущен короткий срок жизни, они зачастую имеют преобладающее значение, но и у долгоживущих видов они не менее важны. Вот некоторые формы инстинктивного поведения:

    Защита занимаемой территории от других особей вида. Поисками территории обычно занимается самец; нередко он метит границы своей территории, оставляя пахучий след. При движении посторонних вглубь его участка самец использует для отпугивания угрожающие звуки, позы и телодвижения; иногда могут происходить и драки. Наиболее слабые особи часто не получают своей территории, что способствует выживанию сильнейших.

  • Агрессия – комплекс реакций, направленных против другого индивидуума, обычно для защиты территории, партнёра или потомства или установления социальной иерархии. Как правило, агрессивность находит выход в ритуальных поединках и не приводит к настоящим дракам.
  • Смещённая активность. Нередко во время стресса животное начинает осуществлять деятельность, никак не связанную с данной ситуацией. Так, человек может кусать ногти или барабанить пальцами по столу во время нервных стрессов. Сходная форма поведения существует и при переносе активности на другой объект, который не может быть пусковым стимулом (например, раздражение против кого-то, кто не является виновником произошедших событий).

    Социальная иерархия – расположение животных в постоянных или временных сообществах по рангам. Положение в иерархии зависит от размеров, силы, выносливости и агрессивности животного и обычно устанавливается при помощи каких-то агрессивных форм поведения. Социальная иерархия уменьшает агрессивность особей, связанную с питанием и размножением, избавляет животных от лишних драк и повышает жизнеспособность вида в целом. Термин «социальная иерархия» можно применить и к человеческим сообществам.

    Общественная организация – явление, когда животные образуют прочные сообщества (стая, улей, муравейник), внутри которого члены сообщества играют разные роли. Общественная организация может быть необходима для добывания пищи, размножения или, например, защиты от врагов и повышает жизнеспособность сообщества в целом. Подобная форма поведения свойственна некоторым позвоночным (как правило, у них отдельные члены сообщества могут меняться ролями) и общественным насекомым – пчёлам, муравьям и термитам, у которых роль индивидуума определяется строением тела и «закреплена» за ним наследственно (генетически). У этих насекомых имеется плодовитая самка, несколько сот плодовитых самцов и тысячи стерильных самок (рабочих особей).

Реакция животных на стимулы в значительной мере зависит от множества внешних или внутренних факторов. Так, реакция на пищу у животного, испытывающего голод, будет другой, нежели у сытого животного. В свою очередь, внешняя опасность может заставить животное подождать с едой до тех пор, пока опасность не минует. Совокупность подобных факторов называется мотивацией .

У большинства животных (за исключением примитивных форм, у которых отсутствует нервная система) возможно поведение, связанное с научением. Оно не передаётся по наследству. Научение – это адаптивное изменение индивидуального поведения в результате предшествующего опыта. Оно осуществляется у разных видов и в разных обстоятельствах по-разному. Научение может быть как кратковременным, так и постоянным, а его устойчивость зависит от памяти – способности хранить и извлекать информацию из предыдущего опыта. Без памяти научение невозможно.

Природа памяти не раскрыта до сих пор. Возможно, к ней имеет отношение существование замкнутых цепей нейронов, в которых возбуждение может циркулировать по кругу, сохраняя таким образом информацию. Однако большинство исследователей склоняется к тому, что в таких системах информация может храниться только небольшое время. Нарушения кратковременной памяти могут происходить в процессе старения или при сотрясении головного мозга. По другой гипотезе, память, особенно её долговременная составляющая, связаны с устойчивыми биохимическими изменениями в головном мозге, что подтверждается введением нервной ткани обученных животных в мозг необученным (при этом сокращается время научения). По-видимому, память – совокупность как перечисленных механизмов, так и других, о которых мы имеем весьма смутное представление.

Можно выделить следующие формы научения:

Привыкание – угасание реакции на повторяющийся стимул, не подкрепляемый поощрением или наказанием;

- условный рефлекс (классическое обуславливание) – выработка реакции не только на безусловный раздражитель, но и на появляющийся в сочетании с ним условный;

- научение путём проб и ошибок – научение животных, когда после какого-то определённого действия им предлагается награда либо наказание; сочетание такого действия с «оценкой» увеличивает или уменьшает его вероятность в дальнейшем;

Импринтинг (запечатление) – запоминание животным в отдельные периоды своей жизни (как правило, в детстве) поведения других индивидуумов (чаще – родителей) с последующим выполнением этих действий самостоятельно;

- латентное научение – исследование новой обстановки, которое не имеет непосредственной необходимости сейчас, но будет иметь жизненно важное значение в дальнейшем;

Инсайт (постижение) – высшая форма научения, основанная не на методе проб и ошибок, а на информации, полученной ранее. Возможна лишь при высоком уровне развития умственных способностей. Примером среди животных может служить использование обезьянами предметов для доставания еды (обычно этому предшествует некоторый период «размышления»).