Методика самостоятельного засыпания для ребенка 1 месяца. Как научить ребенка засыпать самостоятельно и что может вам помешать? Ритуалы для засыпания




Итак, существует четыре очень эффективных метода научить ребенка засыпать самостоятельно. Но чтобы правильно выбрать способ, подходящий именно в вашем конкретном случае, вам необходимо .

Метод самоуспокоения

Заключается в мягком воздействии словесных и тактильных «успокоительных» средств, которые помогут малышу научиться засыпать и успокаиваться после пробуждения самостоятельно.

Ваши действия:

Если ваш ребенок плохо засыпает, ритуалы подготовки ко сну начинайте каждый день в одно и тоже время. Не забудьте, что успокоению способствуют: теплая ванна, приглушенный свет, сказка на ночь (мягкие интонации материнского голоса хорошо убаюкивают ребенка), тихая спокойная музыка. Когда придет время сна, кладите малыша в кроватку и оставайтесь рядом. Как только заметите, что его глазки закрылись, аккуратно выходите из комнаты. Если кроха почувствовал это и заплакал, вернитесь, но не берите его на руки, а начинайте тихо говорить. Главная задача – сделать так, чтобы он, услышав ваш голос, успокаивался, а затем засыпал сам. Постепенно малыш привыкает к тому, что, когда он просыпается ночью, его не берут на руки. В свою очередь вы с помощью радионяни можете успокоить младенца своим голосом не вставая. Спустя две-три недели такого режима ребенок уже может спать более-менее длительное время один в своей кровати.

Комментарий психолога:

Это достаточно гуманный и относительно безболезненный способ приучения ребенка к самостоятельному сну. Ключевым моментом является именно последовательность мамы в своих действиях, ее терпение, уверенность и доверие себе («я поступаю верно»). Не зацикливайтесь на сроках достижения результата! Помните, что они очень индивидуальны. У кого-то получится приучить ребенка к самостоятельному сну за несколько недель, родителям другого малыша может понадобиться больше времени. Также важно понимать, что возможны периоды, когда кроха не сможет успокаиваться сам, а будет достаточно плаксивым и тревожным (например, после прививки, полного медицинского осмотра разными специалистами, после посещения гостей или в период прорезывания зубов). Ваша задача – помнить про это и искать пути помощи, как ребенку, так и себе.

Еще одно дополнение: в данном методе рекомендуется не брать ребенка на руки, если тот начал плакать. Призываю родителей не доходить до абсурда и принимать решение в зависимости от ситуации. Во-первых, не допускать у малыша истерики, вплоть до закашливания им собственной слюной (и тем более рвоты). Если плач усиливается, тем самым он сообщает, что просто присутствия мамы рядом, ее голоса и поглаживаний именно сейчас ему недостаточно. Во-вторых, многие родители знают, что дети плачут по-разному. Есть плач от боли, есть «голодный» и т. д.

Метод «Долгое прощание»

Этот вариант идеален для родителей, которые тяжело переносят плач малыша . Как научить ребенка засыпать, если он начинает хныкать, едва вы покидаете детскую? Постепенно удаляйтесь от кроватки: каждый день, укладывая младенца спать, вы должны садиться все дальше и дальше от него, пока не окажетесь за пределами комнаты. Зная, что мама рядом, ребенок без стресса и страха постепенно научится засыпать самостоятельно. В свою очередь вы «отпустите от себя» малыша, и у вас появится больше времени для занятий домашними делами и собой.

ВАШИ ДЕЙСТВИЯ

Кладите кроху в кроватку в тот момент, когда он уже сонный, но еще не уснул окончательно. Сядьте рядом так, чтобы он вас видел. Если малыш начнет хныкать и проситься на руки, нежно гладьте его и шепчите что-нибудь успокаивающее («Мама рядом, все хорошо»). Реагируйте на плач, но берите ребенка на руки, только если он станет слишком уж бурным. После того как кроха успокоится, возвращайтесь обратно на то место, где вы сидели ранее. Покидать комнату следует только после того, как малыш заснет окончательно! Вы должны быть готовы к тому, что, если посреди ночи он снова проснется, вам придется «усыплять» его таким же образом, как и вечером, сидя у кроватки.

В течение первых трех дней постепенно отодвигайте стул от кроватки все дальше и дальше. На четвертый день он должен оказаться примерно посередине между кроваткой и дверью, а на седьмой день вы должны сидеть рядом с дверным проемом. Оставайтесь на этом же месте еще три-четыре дня, сидя при этом спиной к малышу. Через 10–14 дней кроха будет спокойно спать в детской один.

КОММЕНТАРИЙ ПСИХОЛОГА:

Прежде всего, хочется сказать, что сидеть спиной к ребенку не очень правильно. Скорее всего, малышу будет тревожно, ведь он не видит лица мамы, ее ласкового и «поддерживающего» взгляда, не чувствует ее настроения. Фигура сидящей спиной к ребенку родительницы – это образ «холодной отстраненной мамы». Крохе может быть страшно («Мама меня покинула»). Метод заявлен как «долгое прощание», поэтому уже после семи дней находиться «около дверного проема», на мой взгляд, рано. Конечно, здесь все индивидуально: может быть, один ребенок через неделю будет готов отпустить маму, а другой – нет. Родителям необходимо «чувствовать» ситуацию. Что может помешать процессу убаюкивания здесь? Эмоциональное состояние мамы. Например, она чем-то раздражена, или она боится, что у нее не получится научить ребенка спокойно спать в детской, или если мыслями она не рядом с засыпающим крохой, а где-то еще. Ребенок прекрасно чувствует состояние матери и «отражает» его через свое поведение.

Поэтому, если вы решили практиковать данный метод, приведите в порядок собственные чувства, эмоции и мысли.

Метод «Без слез» (по книге Элизабет Пэнтли «Как уложить ребенка спать без слез»

Суть метода в анализе и при необходимости изменении ассоциаций, которые возникают у ребенка в связи с отходом ко сну . Если кроха привык засыпать, когда сосет грудь или когда вы качаете его на руках, естественно, он будет капризничать, когда вы положите его одного в кроватку. Как приучить ребенка засыпать в таком случае?

Прежде всего, автор советует начинать укладывать малыша спать на 1,5–2 часа раньше общепринятого времени в каждой конкретной семье времени. Это позволит ребенку избежать переутомлений, а также освободит немного дополнительного времени для мамы.

Ваши действия:

Если вы заметили, что малыш засыпает только у вас на руках, нужно будет приложить усилия, чтобы изменить его ассоциации, связанные с отходом ко сну. Пусть несколько раз сон смотри его в разных условиях: в машине, в гостях, когда вы качаете его в кресле-качалке. Также постарайтесь найти какую-нибудь вещь, с которой он привык бы отправляться в кровать. Это не обязательно должна быть мягкая игрушка! Возможно, это будет пустышка, или ваш носовой платок, или еще что-то.

Сокращайте время ночных кормлений и не бросайтесь к ребенку по первому его зову. Научитесь распознавать звуки, которые кроха издает ночью, чтобы понимать, проснулся он на самом деле или нет. Притворяйтесь спящей, пока не удостоверитесь, что ребенок именно требует вас, а не кряхтит или ворочается во сне. Если он проснулся ночью и заплакал, дайте ему грудь или бутылочку, но не дожидайтесь при этом момента, пока он заснет. Попробуйте отнять «успокоительное» в момент засыпания. Можно при этом прижать ребенка к себе и слегка покачать, приговаривая «шшш» и «тише-тише». Затем сократите время укачивания: после пробуждения и кормления скорее кладите ребенка в свою кроватку и делайте все то же самое, находясь рядом. Спустя какое-то время, отказавшись от ночных кормлений, старайтесь не брать ребенка на руки после того, как он проснулся (поглаживайте его, шепчите успокаивающие слова, склонившись над кроваткой), затем – останавливайтесь у двери, если малыш проснулся, и повторяйте прежние действия. На финальной стадии применения метода, как говорит автор, вы можете успокоить ребенка, находясь в дверях детской комнаты или даже за дверью.

Комментарий психолога:

Здесь особенно привлекает выбор способов «успокоения»: и грудное вскармливание, и пустышка, и вслушивание в звуки, которые издает ребенок. Я бы добавила еще бутылочку с водичкой в период сокращения ночных кормлений. Главное – не суетиться и доверять своему материнскому инстинкту. Если не все получается, и ребенок плохо засыпает по-прежнему, ни в коем случае не раздражаться, а продолжать пробовать, тем самым расширяя свои возможности. И, конечно, помнить о том, что на эмоциональное состояние малыша сильно влияет психологический микроклимат в семье.

Если между родителями отношения достаточно напряженные, есть затянувшиеся разногласия или другие сложности, скорее всего, ребенок не захочет отделяться от мамы: оставаться один в комнате, спать без груди, лежать в кроватке и самостоятельно «убаюкиваться». Если он чувствует, что «что-то не так», мама будет ему нужна как поддержка: «Она рядом (кормит грудью, из бутылочки, укладывает спать), со мной, я ее вижу и чувствую, она меня любит, мне безопасно».

Метод Фербера

Ричард Фербер – американский профессор, изучающий проблемы детского сна. Его методика, вышедшая в 1985 году и посвященная тому, как научить ребенка засыпать самостоятельно, вызвала бурю критики. Фербер отталкивался от того, что младенец очень быстро привыкает к постоянному присутствию мамы, после чего отказывается засыпать самостоятельно. В результате по мере роста малыша его укладывание в постель отнимает у родителей много времени и сил. Считается, что метод Фербера с самого нежного возраста учит ребенка опираться на собственные силы в достижении необходимого комфорта, а также тренирует его терпение и смирение .

Ваши действия:

Как приучить ребенка засыпать? Фербер советует начинать «обучение» с привычного ритуала отхода ко сну: ванна, кормление, колыбельная. Затем вы укладываете кроху в постель, желаете ему спокойной ночи и выходите из комнаты. Скорее всего, вы тут же услышите требовательное хныканье. Тогда вы можете вернуться в комнату, чтобы успокоить малыша. Приготовьтесь к тому, что делать это нужно будет много раз, возможно более 20 раз за ночь! Временные интервалы, через которые можно заходить в комнату, зависят только от возраста ребенка, его привычек и вашей выдержки. В первое время вы можете возвращаться хоть через минуту. После того как вы вновь зашли в комнату, успокойте кроху – словами или прикосновениями, но ни в коем случае не вынимайте его из кроватки! Если потребуется – оставайтесь рядом сколь угодно долго, пока он снова не уснет. Делайте так все время, когда малыш будет просыпаться. Начиная со второй ночи с каждым разом увеличивайте интервалы своего отсутствия в детской. Облегченный вариант этого метода: практиковать отсутствие рядом с ребенком в течение нескольких часов подряд только в ночные часы.

При попытках успокоить ребенка желательно ничего ему не давать (ни грудь, ни бутылочку). Исключение – пустышка, которую лучше всего положить рядом, чтобы кроха сам ее находил. Заходить в комнату нужно только тогда, когда ребенок действительно плачет, а не хнычет. Профессор Фербер уверен, что рано или поздно метод срабатывает: ребенок привыкает засыпать самостоятельно, даже если проснулся ночью и понял, что он один в комнате. Единственная настоятельная рекомендация: заручиться согласием (или хотя бы невмешательством) ближайших родственников в процесс отселения крохи в отдельную кровать.

Практика показывает, что папам обычно проще следовать данной тактике и выдерживать временные интервалы, чем мамам (особенно кормящим).

Эпопея со сном неспящего полуторагодовалого Миши продолжается! И я хотела написать пост о наших успехах и неудачах в этом вот чудесном возрасте, но потом вспомнила, что в нашем сериале про сон между тем:

Но при этом хочу предупредить, что когда начались зубы в 7 месяцев, все полетело в тартарары. Все перестало работать, об этом я писала в отдельной статье – выше вторая ссылка.

Ниже просто оставлю текст годовой давности, где я по горячим следам описала свой опыт в черновике.
_____

Сегодня, 24 февраля 2016 года, в 5,5 Мишкиных месяцев я могу сказать, что похоже я научила его самостоятельно засыпать! На все сегодняшные его сны, а их было 3 дневных и 1 раз на ночь, мне удалось его усыпить без укачиваний, ручек, груди и прочего. Просто немножко подержала на ручках-покормила, потом с открытыми глазками не спящего совершенно положила на бочок, укрыла одеялком, дала соску и похлопывала по попке 2 минуты. Где-то 5-7, ну 10 минут, и малыш засыпал сам!

Особенно это приятно после моего ужасного опыта с его засыпанием в 4 месяца – неделя-полторы до четырех и недели 2 после. Я

Итак, как мне это удалось

Во-первых, теория вопроса

Тонны изученной информации на сайтах американских и российских консультантов по сну по поводу оптимального времени бодрствования, регресса сна 4-х месяцев, неправильных ассоциаций на сон и разных методов отучения от этих неправильных ассоциаций : от мягкого постепенного (который я выбрала) до проораться (cry-it-out, который иногда я думала таки применить, так как все бесило). Для начала я рекомендую просто разбираться в этих терминах и понимать основные принципы.

Во-вторых, дзен

Все стало получаться только тогда, когда я перестала нервничать и давить на Мишу, в смысле раздражаться, если он хнычет и не засыпает, а мне приходится начинать все сначала. То есть надо запасаться огромным терпением и готовиться методично без раздражения начинать все заново по много раз . У меня получилось не сразу. И вообще я удивлена, что я могу быть такой терпеливой, оказывается.

В-третьих, четкое понимание масштаба проблемы

Нашей ассоциацией на сон было укачивание. Грудь Миша начал выплевывать где-то когда ему было 3,5-около четырех. То есть он перестал засыпать с грудью во рту и вместо этого ныл и ныл и ныл и не засыпал до тех пор, пока не начнешь укачивать. Вертикально! Т.к. ложиться он в позу колыбельки не хотел и начинал очень сильно возмущаться. Иногда в худших случаях его можно было уложить только завязав в слинг и высоко и активно прыгая из стороны в сторону. Громко при этом шипя. Ужас. Не знаю, что это было – несозревшая нервная система или еще что, но вот когда , пару раз с Лешей нам приходилось с коляской идти гулять поздно вечером, чтоб хоть как-то его усыпить.

В-четвертых, процесс

Главные слова здесь постепенно, методично и все сначала. Все вместе заняло у меня недели 3 .
Первым делом я пересадила Мишу с рук в эрго рюкзак – укачивать удобнее, спина не болит, а главное, нервы успокаиваются.
Сначала скакала с рюкзаком в спальне с выключенным светом и прохладой по возможности под засыпательную музыку на яндекс радио. Потом стала уменьшать скакание.

Начинала так: вижу, Миша хочет спать или определяю по времени бодрствования, что спать уже пора. Беру его на руки, сажаю в рюкзак, ухожу в спальню, закрываю дверь и опускаю блекауты, параллельно включаю музыку. Даю соску – придерживаю рукой если плюется. Шикаю. Начинаю перескакивать с ноги на ногу постепенно снижая скачки и переходя на шаг. Потом когда уже чувствую, что голову опустил на грудь – то есть тяжелая головка, останавливаюсь, не шикаю и жду. Если не шебуршится – перекладываю аккуратно на кровать бочком и укрываю одеялком, чуть-чуть похлопывая. Но если при любом каком-то шаге что-то шло не так – то есть он начинал протестовать – шаг назад. Терпение должно быть ангельское, я предупреждала 🙂

А дальше я просто стала отменять постепенно лишние движения. То есть сначала перестала подпрыгивать в принципе – стала активно пружинить. Естественно, если Миша позволял и сидел там спокойно. Если протестовал криком – то, конечно, скакала. Потом в какой-то момент перестала активно пружинить, просто ходила немного пружиня. Потом перестала пружинить вообще, только переступала. Потом просто брала в рюкзак и чуть-чуть двигалась. При этом все остальные ассоциации – темнота, музыка, соска – все присутствовало. А потом несколько дней подряд я стала замечать, что Мишка не засыпает у меня там в рюкзаке, а укладывает головку, но не спит, и вроде как хочет просто лечь. Ну мне так казалось!) Ну и я решила, что буду чуть-чуть его в рюкзаке успокаивать – просто держа рядом с собой, а потом буду класть на кровать ДО момента окончательного засыпания. И сделала так раз, другой, третий. Сначала кстати почти спящего. Потом менее. Потом еще с более открытыми глазами. Понятно, что несколько раз он отказывался лежать в кроватке и спать. Понятно, что приходилось обратно засовывать в рюкзак и начинать ВСЕ СНАЧАЛА. Или на более ранних этапах он тоже требовал иногда большего, чем я пыталась предложить – вот тут то и нужно спокойствие, чтобы начать ВСЕ ПО НОВОЙ 🙂 Но в итоге получилось!

Теперь я не использую рюкзак вообще, сразу перехожу к стадии укладывания на кровать – одеялко – придерживаю ручки и ножки – похлопываю чуть-чуть – жду. Он засыпает!
________________

К сожалению, история без счастливого конца, все нарушилось вместе с первыми зубами, как я уже писала) Но тем не менее опыт был очень интересный.

Знакомые мои американцы разных национальностей, например, в большинстве своем либо вообще не знают такой проблемы – дети засыпают как-то сами, либо без зазрения совести выбирают метод cry-it-out – то есть проораться оставить, по нашему. И статьи пишут аж в самом New York Times, что в этом нет ничего страшного и даже ссылки на научные исследования в подтверждение своих слов дают .
Кстати имхо исследование не совсем корректно было проведено, контрольной группы там как таковой не было, но это мои консультантсткие замашки вылезают) Главное, что люди предпочитают делать вот так.

С рождением малыша у родителей появляется масса приятных хлопот, но вместе с тем возникает и немало вопросов. Особенно актуальной считается проблема сна. Надеясь на длительный и безмятежный отдых, присущий большинству новорожденных, некоторые родители сталкиваются с трудностями засыпания. Одним приходится часами укачивать младенца на руках, другим – лежать рядом, пока он успокоится. По мнению доктора Комаровского, трудности связаны с индивидуальными особенностями нервной системы, а не с капризным характером или избалованностью. Правильные действия родителей и их безмерное терпение помогут справиться с ситуацией и сделать самостоятельное засыпание ребенка нормой жизни.

Стремясь научить своего ребенка заснуть в отдельной постели или комнате, нужно учитывать ряд факторов: возраст, темперамент, наличие сопутствующих заболеваний, индивидуальные особенности. Кроме того, необходимо выработать четкий алгоритм действий, который поможет малышу успокоиться и настроиться на сон.

Преимущества

В последние годы специалисты все чаще высказываются в пользу совместного сна мамы и младенца. Несомненно, имеется много плюсов от такого отдыха. Но вместе с тем, существует и ряд моментов, которые подталкивают родителей приучать ребенка к самостоятельному засыпанию.

  • Отсутствует вероятность травмирования со стороны мамы или отца (если малыш располагается в центре постели).
  • Увеличивается свободное пространство, позволяющее часто изменять позы во время сна как родителям, так и крохе.
  • Возрастает возможность для родителей полноценно выспаться и почувствовать себя бодрым и отдохнувшим.

Помехи для самостоятельного засыпания

Из-за несовершенства нервной системы малыши быстро устают, поэтому полноценный и качественный сон им необходим больше, чем взрослым. Но порой научить их самостоятельно засыпать является довольно сложным процессом. Сталкиваясь с такими трудностями, родители теряются, и не могут обойтись без посторонней помощи. Доктор Комаровский в беседах с молодыми мамами указывает на следующие причины, по которым ребенок старается завладеть вниманием мамы.

В каком возрасте начинать

Наиболее спокойными считаются дети, с раннего возраста привыкшие к режиму дня. По мере взросления распорядок постепенно преобразуется, что связано с увеличением периода бодрствования – малыши могут играть по нескольку часов в день. В первый триместр жизни время отдыха новорожденного постоянно меняется, что обусловлено адаптацией к новым условиям существования. Присутствие мамы на этом этапе считается важным моментом, поэтому она должна находиться всегда рядом. Не доставляют особых хлопот детки, находящиеся на искусственном вскармливании. Они, как правило, засыпают с пустышкой.

Планируя приучать ребенка к самостоятельному сну, врачи советуют проявлять индивидуальный подход с учетом особенностей организма малыша.

Внимание! Начинать процесс можно с месячного возраста. Главное, чтобы младенец чувствовал себя нормально, и не страдал от недомоганий. Оптимальным считается возраст старше трех месяцев.

Хороший вариант, как укладывать ребенка спать без укачивания, предлагает доктор Комаровский. Он советует поставить кроватку в комнате отдыха родителей сначала около их постели, затем на небольшом расстоянии. Это позволит малышу видеть маму, но находиться при этом на собственной территории.

Лучшее время для отхода ко сну

Начиная с четвертого месяца, следует четко определить, во сколько можно укладывать ребенка спать. Многие бабушки до сих пор советуют класть малыша в постель не позднее 21.00., а будить в 6-7 утра. Это вполне разумно и обоснованно. Общая продолжительность ночного отдыха составляет 9-10 часов, что при суточной норме в 12-15 ч. считается оптимальным. Такой график удобен как для ребенка, который в будущем пойдет в детский сад, так и для мамы, особенно, если она работающая.

Важно знать! По версии западных ученых период, в течение которого следует укладывать ребенка, составляет от 18.00 до 20-30, причем утренний подъем все равно намечается на 7 часов. По мнению специалистов, именно в этот период у малышей вырабатывается гормон мелатонин.

Идеальным принято считается следующее время для засыпания:

Возраст ребенка Время укладывания/час.
Грудничок и трехмесячный малыш 19.00-20.00
3-6 мес. 19.00-20.00
6-12 мес. 19.00
1-1,5 года 21.00
1,5-3 года 20.00-21.00
3-4 года 19.30-20.00
Дошкольники Не позднее 20.30

Однако с учетом особенностей организма собственного ребенка родители должны самостоятельно определить время вечернего погружения в сон, и придерживаться его ежедневно.

Важность вечерних ритуалов

Одним из методов организации самостоятельного засыпания считаются вечерние ритуалы. Выполняя ежедневно привычные действия в определенной последовательности, малыш научится быстро успокаиваться и погружаться в сон. Специалисты рекомендуют формировать данную привычку после 6-7 месяцев, и предлагают массу вариантов.

Подобрать наиболее оптимальный для своего ребенка можно экспериментальным путем, главное, проявлять терпение. Как правило, работают такие способы:

  • водные процедуры – купание необходимо проводить ежевечерне;
  • расслабляющий массаж;
  • прощание с солнышком и птичками;
  • рассматривание яркой цветной картинки;
  • пение колыбельной;
  • чтение сказок или иных книг;
  • проговаривание одних и тех же фраз, которые являются сигналом окончания ритуала.

При таком подходе намного легче уложить спать месячного ребенка, нежели годовалого. Положительных результатов можно добиться только при нормальном самочувствии новорожденного. Важно!В случае появления различного рода недомоганий (прорезывание зубов, температура, колики) или более серьезных заболеваний, ритуалы рекомендуется на время исключить из режима дня, и вновь вернуться к ним после выздоровления.

Известные методики обучения самостоятельному засыпанию

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик, каждая из которых знакомит родителей, как уложить двухмесячного ребенка спать, или приучить малыша постарше к самостоятельному засыпанию.

«Самоуспокоение». Состоит в использовании мягкого тактильного воздействия и проговаривания определенных фраз, привыкая к которым малыш научится быстро засыпать. Ускорить процесс можно с помощью формирования вечернего ритуала, создания комфортных условий в спальне или детской комнате. Важно соблюдать последовательность действий и стараться воздержаться от тесного контакта (брать на руки, когда он плачет).

«Долгое прощание». Подходит тем родителям, которые не переносят плач малыша. Уложив его в постель, следует садиться в детской, но с каждым разом увеличивая расстояние между собой и кроваткой. Итогом станет привычка ребенка интуитивно чувствовать присутствие мамы, не подозревая о том, что она находится уже за пределами спальни. Укладывать его следует в состоянии, когда он начинает дремать, сопровождая ласковыми поглаживаниями и теплыми словами.

«Фейдинг». Довольно продолжительный по периодичности метод, предполагающий укладывание ребенка спать с помощью сказки или разговора. По мере привыкания чтение должно отнимать все меньше времени, пока малыш не научится засыпать самостоятельно. В случае необходимости можно погладить его, сделать легкий массаж или дать выпить молока или воды.

«Объяснение». Техника подходит родителям, которые не знают, как уложить вовремя двухлетнего ребенка спать. Метод состоит в том, чтобы отучить младенца от груди, бутылочки со смесью или кормления перед сном, особенно трехлетнего и более старшего малыша. С помощью придуманной истории о том, почему больше не будет молока (еды), которую следует рассказывать несколько раз в течение дня, укладывание станет более легким и безболезненным для малыша.

«Метод Фербера». Данный вариант приучения направлен на то, чтобы ребенок мог не реагировать на отсутствие матери в детской во время сна. Уложив его в постель, следует тут же покинуть комнату. При любом всхлипывании, плаче необходимо возвращаться обратно, но при этом каждый раз увеличивать интервал, при котором мама находится в коридоре. В первые дни такие циклы могут повторяться многократно до 20 раз за ночь, но постепенно они будут урежаться, и со временем у малыша выработается привычка засыпать самостоятельно.

Совет! Чтобы научить ребенка засыпать без слез, следует ознакомиться с одноименной книгой Элизабет Пентли.

Недостатки альтернативных методов укладывания

С первых дней жизни младенца родители стремятся к тому, чтобы он полноценно отдыхал, поэтому применяют довольно распространенные методы, которыми пользовались еще наши бабушки.

Однако современные специалисты утверждают, что это вызывает постепенное привыкание, и ребенок становится зависимым, не стараясь самостоятельно уснуть.

Укачивание

Наиболее распространенным вариантом считается качание в люльке, кроватке или просто на руках. Доводы врачей против такого метода являются вполне разумными и объяснимыми. В силу неразвитости вестибулярного аппарата у младенца при монотонных повторяющихся движениях увеличивается вероятность появления головокружений. Это не только отрицательно сказывается на его самочувствии, но и часто приводит к потере сознания. Качать – это значит вызывать психологическую зависимость, и малыш тяжелее привыкает к самостоятельному засыпанию.

Сон с грудью

Мамина грудь является для младенца не только источником пищи, но и привычным способом самоуспокоения в любой стрессовой ситуации. Он получает удовольствие от сосания, вследствие чего он расслабляется, успокаивается и засыпает. Но привычка укладывать в процессе кормления его грудью со временем создает проблемы как матери, так и самому малышу. По мере взросления, у карапуза уменьшается потребность в молоке, которое постепенно заменяется адекватной взрослой пищей. Однако зависимость мешает ему уснуть самостоятельно, и он начинает раздражаться и плакать. Мама тоже не может нормально отдыхать. С одной стороны из-за отсутствия сна у ребенка, с другой, потому приходится брать его в свою постель.

Совместный сон

Совместный ночной отдых играет огромную роль в психоэмоциональном развитии малыша. Чувствуя близость матери, он, как правило, быстро засыпает и спит спокойно. Тесный контакт необходим младенцу в первые три месяца жизни. Привыкшему к внутриутробному существованию, ему трудно находиться в одиночестве, не чувствуя тепла и запаха родного человека. Поэтому, приучать ребенка к самостоятельному засыпанию необходимо постепенно.

Врачи рекомендуют, начиная с четвертого месяца, приучать грудничка к засыпанию в собственной кроватке в целях гигиены. Здесь учитывается еще и тот факт, что присутствие в одной постели с обоими родителями вредит его здоровью, особенно если папа употребляет спиртное, пары которого могут вызвать удушение.

Выводы

Ребенку проще приучиться к самостоятельному засыпанию, если процедуру обучения начинать с раннего возраста, но не следует применять этот процесс в качестве дисциплинарной меры. Доказано, что каждое изменение и нововведение в жизни малыша сопровождается стрессом. Однако терпение и ласка близких людей помогут ему адаптироваться в собственной спальне и наслаждаться сном в удобной постели.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Как научить ребенка засыпать самостоятельно, да и зачем? Малыш любого возраста и так учится очень многому ежеминутно. Его всегда можно укачать, дать соску, позволить заснуть у груди, полежать с ним пока он не уснет. Так мы проявляем свою любовь и заботу, внимание, тепло и ласку к малышу.

Однако в жизни каждой мамы настает момент, когда прежние уловки перестают работать.

Ребенок не укачивается, просыпается, как только его кладут в кроватку, спит только рядом с мамой, у которой еще столько дел! А тут еще и частые ночные пробуждения не дают выспаться даже ночью. Такие моменты действительно испытываю нас на прочность, причем не только маму, но и папу, который не получает нужного ему внимания и ласки, отдыха переда рабочим днем, старших детей, случайных жертв нашего недосыпа в виде продавщицы в магазине или неосторожного прохожего. Масштабы бедствия невозможно недооценить.

Как же уложить малыша, да еще и чтобы он поспал подольше?

Зачастую, причина сложных и длительных укладываний одна — неумение ребенка заснуть самостоятельно. Он постоянно полагается на помощь мамы (укачивания, кормления) или третьего предмета (соска, качели, машина), и когда этот «помощник» исчезает, ребенок просыпается, требуя продолжения режима усыпления. Так что, да, плохо засыпающий ребенок — это ваша вина, но хорошая новость в том, что это подтверждает и то, что вы хорошие родители! Вам очень долго было не в тягость укачивать, петь, вставать и укладывать вашу малютку. Вы были готовы дарить ей свою любовь и ласку по первому требованию, а иногда и от переизбытка чувств к ней.

Но время идет, и вы скорее всего уже понимаете, что пора поверить в ее (его) способность научиться этому важному делу — засыпать самостоятельно. Малыши растут и к 5-6 месяцам (а некоторые уже и сразу после четырех) неврологически готовы к освоению этого приема. Что уж и говорить о детках постарше — год, полтора, два.

Дело в том, что дети, как и взрослые, проходят несколько циклов сна — быстрый сменяется медленным. Новорожденные проводят большую часть времени в глубоком (медленном) сне, поэтому их так тяжело разбудить даже на кормление. Но когда ребенку исполняется 4 месяца, его организм перестраивается на «взрослый» режим сна. Теперь малыш спит циклами: быстрый сон — медленный (глубокий) сон. Полный цикл у детей младенческого возраста длится около 40-50 минут, и во время перехода к новому циклу они могут просыпаться на несколько секунд (взрослые тоже так спят, но мы сразу засыпаем и поэтому не помним этого) и… не суметь снова себя усыпить. Отсюда и появляются короткие дневные периоды сна в 40-50 минут, либо ночные подъемы каждый час.

Надо отдельно отметить, что самый глубокий сон наступает у малышей в первую половину ночи (некоторые могут счастливо проспать 3-5 часов с момента укладывания), а вот потом начинается бесконечная череда пробуждений — укачиваний — возвращения соски и т.д.

Основным препятствием для усвоения навыка самостоятельного засыпания становится наличие «костыля» или ассоциации, которые «помогают» малышу заснуть. Это может быть что угодно: соска, укачивание, пение, потребность, чтобы мама полежала рядом, бутылка. Я знаю семью, которая усаживала ребенка в машину и катала до тех пор, пока он не засыпал, повторяя этот трюк ежедневно по несколько раз! Другими словами «костыль» — это любой фактор или предмет на который ребенок не может повлиять самостоятельно.

Например, если ваш годовалый малыш отлично засыпает с соской и при этом в состоянии найти ее и вставить себе в рот, если она выпала посреди ночи — это не костыль и с соской бороться в целях сна нет нужды. Мой сын в 5 месяцев тоже отлично засыпал с соской во рту, но как только она выпадала он просыпался и плакал, т.к. не мог сам заставить ее вернуться на место, мне приходилось делать это за него, этот цикл мог повторяться до 18 раз за ночь — для него соска стала «костылем». Таких костылей может быть несколько у одного и того же ребенка: его могут укачивать, кормить до засыпания и давать соску одновременно. Представляете, как сложно такому малышу заснуть самому, когда за него это делали при помощи трех разных инструментов!

Приведу еще один пример: кратковременно просыпаясь между циклами сна, ребенок проверяет все ли вокруг так, как было при засыпании. Инстинкт самосохранения хочет увериться, что ему тепло, мама рядом, лежит он в том же месте, где и заснул, а не в медвежьей берлоге, куда его утащили, чтобы съесть. Если что-то изменилось — срочно нужно звать на помощь!

А теперь вспомните: вы укачиваете свое маленькое чудо, он засыпает у вас на руках, вы кладете его в кроватку и уже через небольшой промежуток времени бежите на зов и повторяете все снова. Знакомо? Но разве вас не встревожил бы тот факт, что, заснув на диване, вы проснулись в постели, или вообще у соседа? Вот, детям это тоже не нравится. С другой стороны, если малыш сам уснул в своей кроватке, он будет точно знать, что там он и должен быть и сможет спокойно продолжать сон даже после краткого пробуждения.

Другим (и едва ли не более сильным) препятствием часто является неверие родителей в то, что малыш уже готов засыпать сам. Мы видим, что наши детки рождаются такими беспомощными, знаем, что их всему нужно учить, и делим эти знания в соответствии с их возрастом и возможностями освоить новое (или нашим осознанием этих возможностей). А еще мамы часто слышат что-то вроде «ну, он же у тебя еще такой маленький!», «а ты как хотела, все дети часто просыпаются», «это нормально, вот мой стал спать всю ночь к 2,5 годам!». И это заставляет нас испытывать вину за то, что мы слишком многого хотим; убеждает нас, что годовалый ребенок ни у кого из существующих людей не спит всю ночь; укрепляет нас в мысли, что доля матери — терпеть и не спать ночами. Это вовсе не так!

Начну из далека. Меня зовут Ансастасия, я мама 4 месячного мальчика Игоря. С самого рождения мы, приверженцы д. Комаровского, спали на 5+! Вечерний ритуал (массаж-ванна, гигиена, кормление, сон) был введён сразу же по возвращению из роддома и работал на УРА! Мелкие неприятности в виде больного животика были "излечены" методом Харви Карпа, который мы с отцом ребёнка освоили в совершенстве. Ребёнок мог "высыпать" ночью по 6-10 часов. Мы спали. Кормления были как по часам, режим быстро выстроился, все радовались. И тут начались неприятности....
Вначале я заметила первую "странность": если раньше задремав с ребёнком во время ночного кормления, я могла проснуться через час и отселить его в свою кроватку, то теперь это удавалось не всегда. Ребёнок стал просыпаться, если взять его на руки и укладываться к себе без боя не желал! Вообразите себе моё удивление! Так мой ребёнок себя не вёл. Укачивать среди ночи? Что за бред.
Второй звоночек прозвонил, когда после еды на ночь, мой ребёнок не сонно захлопал глазами, а нашёл моё лицо, стал мне улыбаться и разговаривать со мной! Что это??? Раньше я укладывала тебя в кроватку и уходила, а ты засыпал! Да мой ли ты ребёнок?
Дальше-больше: количество ночных пробуждений увеличивалось, длительность дневных снов сокращалась. Но, мы всё ещё спали ночью по пять-шесть часов. Я стала задумываться, хватает-ли котёнку молока? Читала про лактационные кризы и повесила ребёнка на грудь - мы стали кушать днём каждые два часа. Вроде, стало по легче. Ну, или мне так казалось.
И вот настал апогей, когда наше семейное счастье под названием "ночной сон" рухнуло окончательно. Началось это внезапно и нарастало лавиной. День за днём количество пробуждений ночью нарастало, но было терпимо. Я всё ещё думала, что это нехватка еды и вешала дитё на грудь, после чего мы засыпали вместе. Пришлось гнездоваться на диване и практиковать СС, чего я совсем не хотела.
Одновременно с нарастающим кризисом я стала интересоваться темой "коротких снов", потому что спящий по20 минут ребёнок - это не нормально. На одном из форумов нашла ссылку на статью по коротким снам на Вашем сайте ( ). Причём нашла с призрительным комментарием "я эту чушь читать не буду, с первых строк видно, что это бред! детям нормально спать по 20 минут в этом возрасте!". Вспоминая своего "выспавшегося" за 20 минут ребёёнка и понимая, что ТАК хаять можно только что-то очень хорошее, полезла на сайт. И УРА! с моей помощью короткие сны мы начали побеждать. Я записалась на вебинар по сну и читала про индивидуальные консультации.
А тем временем у нас случилась самая адовая ночь, которую мы с трудом пережили. Ребёнок спал по 40 минут-часу, а ещё час мы его укачивали. Через 40 минут тишины начинался следующий раунд. Китайская пытка водой - ничто по сравнению с ужасом "только задремал и сразу проснулся". Не помогало успокить ничего - ни грудь, ни качание, ни шипение, НИЧЕГО. МЫ утром были в ужасе и я щёлкнула на кнопку "заказать консультацию".
Уже в процессе заполнения анкеты я поняла основные свои ошибки: нет ритуала на дневные сны, нет адекватного режима бодрствования, ребёнок находится в режиме гиперусталости, я создала негативные ассоциации на засыпания во время той адовой ночи: грудь и качание, мы сильно пристрастились к соске и пелёнке, увлёкшись методом Харви Карпа, не верный световой режим при сне-бодрствовании и т.д.
Чуть попозже я прочитала про кризис 4 месяцев ("регресс сна") и у меня возникло две мысли: почему предыдущие кризисы я не заметила и почему никто мне про это не говорил и эта информация не встретилась мне раньше? Зная о ней я могла бы избежать стольких ошибок! Тогда я совсем отказалась от консультации и стала анализировать ситуацию сама на основе статей и литературы, скуреной за пару недель.
Последним камушком в моей стене, охраняющей сон моего малыша стал вебинар. Из 2 часовой консультации я вынесла вот какие вещи: мой детёныш ОЧЕНЬ возбудим и нам не хватает перед сном мостика успокоения перед ритуалами. И это всё Остальное я уже знала, т.к. пришла ОЧЕНЬ подготовленной на эту встречу. На большинство вопросов, которые были заданы в чате я могла бы ответить сама.
Теперь я ещё раз составлю план действий:
Первая Фаза - наблюдение и подготовка:
1. 3-5 дней, а лучше неделю мы отсыпаемся и я записываю сны своего малыша. Такой дневник яя уже вела для себя и когда заполняла анкету для консультации.
2. Коррекция режима дня, введение мостиков на сон и пересмотр ритуалов.
3. Окончательный перенос купания на второе бодрствование.
4. Больше физической нагрузки и эмоционального контакта с ребёнком за день.
5. Более чёткое отслеживание признаков усталости.
6. выход на режим "7-19"
Цель к концу фазы : выспатый ребёнок, с установившимися ритуалами пробуждения, укладывания на сон дневной и ночной. Дневной сон 3х1,5-2, ночной сон 10-12 часов. Подъем в 7 утра, укладывание в 19:00.
Время фазы: 1-2 недели.
Вторая фаза - становление режима кормлений:
1. Вначале уберём беспорядочные ночные кормления и засыпания ночью исключительно на груди. Я уже заменила укачивание методом Трейси Хогг, он неплохо работает, потерплю немножко. Не дело, что ребёнок обжирается по ночам. Ночью надо спать! Точка!
2. Выйдем наконец-то на интервал между кормлениями в четыре часа. Сейчас получается, но, не всегда.
Цель к концу фазы: кормления не чаще, чем раз в 3,5-4 часа.
Время фазы: от 2-3 дней.
Третья фаза - активного вмешательства и обучения СЗ :
Отучение от вредных ассоциаций засыпания: соска! вначале по методике высиживания с использованием способов успокоения Трейси Хогг. Затем по методу Фербера, если у меня сил на высиживание не хватит. К тому моменту уже, может, будет можно.
Цель к концу фазы: СЗ без соски с минимальным участием меня. А потом можно и пелёнку будет снять.