Клинические проявления тревоги потери контроля. Как справиться со страхом потерять контроль над жизнью




Эта проблема есть у многих, хотя причины ее возникновения разные. Иногда в основе этого страха лежит недоверие и неосознанное повторение родительского поведения, а чаще - психологические травмы, как у одной из моих клиенток (хотя строго говоря, - в основе любого патологического поведения лежат травмы). Эту историю я и хочу рассказать, она очень поучительна, особенно для тех родителей, кто имеет двоих или более детей. А может быть кто-то вспомнит свою историю. Главное понять - причина есть всегда.

В данной истории моя героиня контролирует практически все, особенно, дочь. Собственно, с этой проблемой она и пришла ко мне: дочь запустила учебу, и она очень боялась, что дочь бросит школу, как она в свое время, пустится во все тяжкие ну и т.п. «Если я не проконтролирую, произойдет что-то ужасное, поэтому я все проверю или сделаю все сама - так надежнее». Конечно, в основе - недоверие к уму, памяти, ответственности, возможностям, способностям других людей. Поэтому для начала я дала ей очень хорошую технику для самостоятельной работы.

На следующем приеме с воодушевлением рассказывает: «Дочери (подростку) задали в школе прочитать книгу, я тут же залезла в интернет, скачала в электронном виде на планшет, чтобы у дочери книга была (ну как обычно). И вы представляете, я ей говорю, что книгу ей скачала, а она показывает книгу, которую взяла в библиотеке…» Моя клиентка была и удивлена, и обрадована одновременно тем фактом, что оказывается, дочь вполне способна сама решить многие вопросы, без ее участия и контроля, что собственно и требовалось в данной ситуации.

Когда стали разбираться, откуда у нее этот страх, вспомнилась следующая история: Когда Ане было 6 лет, у нее появился брат. Брату 3 месяца, мама легла спать с мигренью, брата положила на диван, посадила Аню рядом и строго-настрого велела сидеть рядом и не спускать с него глаз, пока не подойдет время кормления - «Через час разбудишь!» - велела мать. Аня просидела положенное время, мама продолжала спать, а ребенка нужно было кормить. А теперь почти дословно: я решила не будить маму, чтобы она выспалась и на меня не кричала (крик, недовольство и раздражение были нормой поведения для мамы), и пошла на кухню готовить ему еду. Брат еще не переворачивался, лежал спокойно.

Я на кухне, слышу крик ребенка, и пока я суетилась чтобы что-то сделать с едой, на кухню влетает мать и с размаху отвешивает мне пощечину, крича: «Я кому сказала - не отходить!» ну и еще много неприятных слов и нравоучений, суть которых - контролировать.

Ребенок первый раз перевернулся и упал с дивана, заплакал, мама проснулась… Конечно, ничего плохого с братом не произошло, плохое произошло с Аней - она получила травму - появился страх потери контроля. Аня никак не хотела расставаться с чувством вины, она продолжала считать себя виноватой в том, что отошла, ослушалась маму, что надо было сделать так, как она сказала. Вина ушла, когда я попросила произнести ее простые слова: «Я виновата в том, что я ребенок». Она расплакалась, и сказала: Нет, я не виновата в том, что я ребенок.

Здесь в который раз хочу обратить внимание на очевидные, казалось, бы вещи, которые редко учитываются при воспитании детей:
1. Нельзя перекладывать на старшего ребенка ответственность за младших детей. В данной ситуации маленькая девочка не могла предвидеть, что ребенок перевернется и упадет с дивана. Ей и так тяжело было высидеть целый час рядом с малышом. Она сама еще была маленьким ребенком.

2. Быть ребенком - означает в том числе что-то не знать, не уметь, не предусмотреть, баловаться, совершать ошибки, делать глупости, играть и многое другое. Ребенок - не взрослый. А в данной ситуации на девочку переложили обязанность взрослого, а потом еще и ответственность за то, что произошло.

У другой клиентки страх потерять контроль над ситуацией появился в связи с изнасилованием. Девочке было 16 лет, она со своим молодым человеком была на каком-то мероприятии на свежем воздухе, что-то типа демонстрации. Они пришли к ней домой, поели (родители, к слову сказать, были дома), перебрались в ее комнату, и она, уставшая, уснула. Этим и воспользовался молодой человек. Родители были и так очень жесткими, а тут такое… Молодой человек стал ее запугивать, и она долгое время не могла сказать родителям, боялась признаться, ну а когда сказала (пришлось, забеременела), в ответ услышала много гадостей, в том числе: Сама виновата…
Страх расслабиться, потерять контроль, чувство вины, не отпускали ее долгие годы, она перестала доверять людям…

Еще история, с другим контекстом, но по реакции родителей - даже хуже. У одного из моих клиентов кроме всего прочего сложные отношения с отцом. Они ненавидят друг друга, иначе не скажешь. Одна из историй, которая оставила очень тяжелый след в душе Александра: когда ему было 10 лет, они всей семьей поехали в гости к бабушке с дедушкой на Алтай. Вся родня собралась за столом, мальчику поручили следить за младшими детьми (5 и 3 лет), застолье было в самом разгаре, Саша с интересом слушал рассказы взрослых, когда родители спохватились: а где же мелкие? Кто-то вспомнил, что они с местными детьми пошли на водокачку, довольно опасное для маленьких детей место. Мама побежала искать детей, а отец пришел в бешенство и жестоко избил старшего сына, причем бил ногами. Обида осталась на всю жизнь, испорченные отношения, и … - страх потери контроля…

Не хочется комментировать, читайте, думайте, осознавайте, вспоминайте, причина всегда есть…

Попова И.В. Статья охраняется законом об авторском праве.

Просмотров (3309)

Боязнь сойти с ума, и потерять над собой контроль, внушение.

Спрашивает: Юлия

Пол: Женский

Возраст: 18

Хронические заболевания: Заболеваний нету, есть только как симптом ВСД (Панические атаки), сейчас ВСД уже не так часто меня трогает.

Здравствуйте, доктор!
Хотела бы описать Вам мою ситуацию, а так же спросить как мне поступить в дальнейшем.

У меня появилась боязнь сойти с ума, я себе это внушаю, и я это осознаю, так же боюсь потерять контроль над своими действиями.
Ещё бывает такое чувство что я как будто летаю где то, и не понимаю что происходит, существую ли я, и вообще существует ли мир, по настоящему это или нет, но это чувство ненадолго.Но оно меня тревожит очень.
Я не думаю что это связано как то с физическим состоянием, я думаю что это нервы может какие то? Хотя сейчас поводов нервничать нету. Или может это самовнушение всё?
Я не знаю как перестать мне самовнушать всё, я себе всегда и всё внушаю, даже после каждого просмотра фильма (ужасы например, или где девушка сошла с ума), я после фильма начинаю думать что я такая же сумашедшая, и начинаю в это верить, как будто даже действия начинаю совершать подобные, но тоже навязанные мною.
Началось это недавно, наверное неделю уже.
4-3 дня я нахожусь дома, не выхожу на улицу, т. к. Очень холодно там, общаюсь с друзьями через соц. Сети. Общение у меня есть.
Особенно когда на едине дома сижу, все эти фобии обостряются.
Так же, я ипохондрик - вечно забочусь о своём здоровье, и думаю что больна чем то, если что то заболит.
Я могу воспринимать естественные вещи (например, боль в голове), как не просто обычную боль, я начинаю думать что опухоль или ещё что то, и не только с головой.

Если я и внушаю себе всё это состояние, то как я могу себе помочь? Не внушать себе как?! Как жить просто, и не задумываться о таком?
Может мне попить что то надо?

1 ответ

Не забывайте оценивать ответы врачей, помогите нам улучшить их, задавая дополнительные вопросы по теме этого вопроса .
Также не забывайте благодарить врачей.

Здравствуйте, Юлия.
Скорее всего, речь идет о тревожном невротическом расстройстве. Клиника невроза у каждого человека неповторима и может включать самые разнообразные признаки. Несмотря на яркую симптоматику невроза - он не приводит к сумашествию и никак не влияет на работу органов и полностью безвреден, как для психики, так и для тела человека.

Так же большое значение имеет налаживание режима дня, занятия спортом, улучшение условий жизни и внутрисемейных отношений. Более подробно о лечении тревожного расстройства: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-trevojnogo-rasstroystva Скорее всего, речь идет о тревожном невротическом расстройстве. Клиника невроза у каждого человека неповторима и может включать самые разнообразные признаки. Несмотря на яркую симптоматику невроза - он не приводит к сумашествию и никак не влияет на работу органов и полностью безвреден, как для психики, так и для тела человека.
Главное в лечении невротических расстройствах - это психотерапия, где человек, на первых порах, обучается методам релаксации и саморегуляции организма. А затем - нужна более глубокая работа по пониманию механизмов невроза - как психологической защиты и наработка новых навыков, более конструктивных и полезных для жизни.
Для этого необходимо пройти хотя бы 1 очную консультацию врача-психотерапевта, а саму психотерапию можно проходить и онлайн по скайпу. При необходимости могут назначаться лекарства: антидепрессанты, транквилизаторы, нейролептики.
Так же большое значение имеет налаживание режима дня, занятия спортом, улучшение условий жизни и внутрисемейных отношений. Более подробно о лечении тревожного расстройства: http://preobrazhenie.ru/psychiatry/lechenie-trevojnogo-rasstroystva

Поиск по сайту

Если вы не нашли нужной информации среди ответов на этот вопрос , или же ваша проблема немного отличается от представленной, попробуйте задать дополнительный вопрос врачу на этой же странице, если он будет по теме основного вопроса. Вы также можете задать новый вопрос , и через некоторое время наши врачи на него ответят. Это бесплатно. Также можете поискать нужную информацию в похожих вопросах на этой странице или через страницу поиска по сайту . Мы будем очень благодарны, если Вы порекомендуете нас своим друзьям в социальных сетях .

Медпортал сайт осуществляет медконсультации в режиме переписки с врачами на сайте. Здесь вы получаете ответы от реальных практикующих специалистов в своей области. В настоящий момент на сайте можно получить консультацию по 45 направлениям: аллерголога , венеролога , гастроэнтеролога , гематолога , генетика , гинеколога , гомеопата , дерматолога , детского гинеколога , детского невролога , детского хирурга , детского эндокринолога , диетолога , иммунолога , инфекциониста , кардиолога , косметолога , логопеда , лора , маммолога , медицинского юриста , нарколога , невропатолога , нейрохирурга , нефролога , онколога , онкоуролога , ортопеда-травматолога , офтальмолога , педиатра , пластического хирурга , проктолога , психиатра , психолога , пульмонолога , ревматолога , сексолога-андролога , стоматолога , уролога , фармацевта , фитотерапевта , флеболога , хирурга , эндокринолога .

Мы отвечаем на 95.62% вопросов .

Оставайтесь с нами и будьте здоровы!

Детская школа программирования «Алгоритмика» в рекордные сроки превратилась из скромного начинания четырех предпринимателей в международную сеть, раскинувшуюся на 7 стран. Число посетителей ее курсов за два года выросло с нескольких десятков до десятков тысяч, а количество точек присутствия перевалило за полсотни (они действуют более чем в 60 городах). Выручка компании за 2017 год составила 140 млн рублей, операционная прибыль (по расчетам Inc.) - около 35 млн рублей. Основатели «Алгоритмики» Андрей Лобанов, Михаил Лебедев, Ренат Асадов и Андрей Чернышев рассказали Inc., как удерживают клиентов с помощью больших данных, зачем отправляют к франчайзи «тайных посетителей» и благодаря чему перевыполнили план по франшизам в три раза.

Школы программирования «Алгоритмика» захватили российский рынок быстро и практически бесшумно: всего за два года они увеличили штат с 5 до 80 сотрудников, а число учеников увеличилось с 50 при запуске первой «Алгоритмики» в Москве до нескольких десятков тысяч в школах в России и еще 6 странах сегодня. Чтобы справиться с челленджами (они неизбежно возникают при столь быстром росте), основатели стартапа постарались автоматизировать все что только можно - найм преподавателей, поиск партнеров по франчайзингу и контроль качества работы школ.

«Алгоритмику» создал в 2016 году бывший консультант McKinsey

Андрей Лобанов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

Андрей Лобанов. К тому моменту у него уже был успешный собственный бизнес – образовательный проект «Синхронизация», где слушателям предлагают лекции о науке и искусстве (компания прибыльна и работает до сих пор).

Мне всегда хотелось сделать большую историю, а «Синхронизация» с лекциями не могла стать глобальной. Я стал думать о самых востребованных профессиях 21 века, быстро дошел до идеи создать школу программирования и начал всем о ней рассказывать - по реакции понял, что попал в точку, - вспоминает Андрей Лобанов.

На роль руководителя продукта Лобанов позвал своего знакомого Михаила Лебедева, а тот, в свою очередь, привел на должность технического директора своего школьного друга Андрея Чернышева. Позже к партнерам присоединился финансовый директор Ренат Асадов.

В проект Лобанов вложил 3 млн рублей из собственных накоплений. Дальнейшие инвестиции стартап привлекал уже в процессе работы - три бизнес-ангела (по данным Контур.Фокус, ими стали инвестор Михаил Цыферов, консультант McKinsey Семен Яковлев и предприниматель Руст Илгар) вложили в компанию 15 млн рублей. Деньги пошли на разработку образовательного контента, маркетинг и создание IT-системы – привлекали дизайнеров, использовали помощь других разработчиков, покупали сервера. Первые курсы основатели вели сами - все, кроме Чернышева (у технического директора и так было полно забот с разработкой).

Систему разработали всего за полтора месяца - все это время предприниматели буквально жили на работе. Параллельно они арендовали три площадки для проведения курсов в Москве - на Чеховской, Юго-Западной и в ДК «ЗИЛ». Чтобы привлечь учеников, постили объявления на своих страницах в Facebook – так пришло порядка 10 детей знакомых знакомых.

В результате к сентябрю на каждой площадке запустили по две группы (в каждой – по 10 человек). А уже спустя пару месяцев наняли первых двух преподавателей со стороны. По словам Лобанова, группы стали самоокупаемыми с самого начала - «родители платят за занятия, мы из этих денег платим преподавателям и площадке».

«Алгоритмика» появилась в нужное время и попала в тренд: программирование стало пользоваться огромным спросом среди школьников и их родителей, и желающих учиться было хоть отбавляй. Кроме того, школа с самого начала старалась предлагать познавательный контент, который пересекался бы с другими уроками (географией, физикой, биологией), и отслеживать с помощью IT-системы, насколько школьники вовлечены в процесс. Неудивительно, что уже спустя полгода после запуска «Алгоритмики» появились первые желающие купить франшизу – предприниматели из Калуги и Саратова обратились к партнерам еще до того, как они разработали франчайзинговое предложение.

С этого момента начался бурный рост компании - уже за первый учебный год (2016-17) число ее учеников выросло в 30 раз. Перед основателями «Алгоритмики» встала задача реорганизовать бизнес-процессы, а именно – наладить контроль за работой школ в регионах и автоматизировать процесс отбора педагогов и франчайзи. Предстояло также перестроить работу отделов и процесс коммуникации так, чтобы сохранить мотивацию команды и не потерять связь с тем, что происходит на всех уровнях компании.

Автоматизировали отбор преподавателей - увеличили число педагогов до 400 человек

В образовательном процессе минимум 50% зависит от педагога. Поэтому мы уделяем много внимания отбору преподавателей. Сначала интервьюируем кандидатов вживую или по скайпу (в регионах), затем – проводим тестовое занятие с группой детей или смотрим видеозаписи с тестовых уроков. Нам не важно наличие диплома педагога, главное – чтобы человек умел и хотел работать с детьми, был ориентирован на мотивацию ребенка. Сейчас мы принимаем на работу одного из 10 кандидатов, а в регионах и того меньше: проходит в среднем одна из 7,5 заявок.

Первых преподавателей нам советовали друзья и коллеги. Когда компания стала расти, мы стали выстраивать каналы лидогенерации для поиска педагогов. Сейчас размещаем вакансии на HeadHunter и в сообществах студентов и преподавателей. Но по-прежнему привлекаем и знакомых с опытом работы в образовании – пишем им в личку в соцсетях.

Год назад мы поняли: если мы сами будем с каждым кандидатом проводить живое интервью – просто не вырастем. Построили операционный отдел и наняли людей для отбора педагогов. Всех кандидатов на входе проверяют по созданным нами моделям и четким стандартам. Собеседования с педагогами наши сотрудники проводят по инструкциям – они знают, на что обращать внимание и как оценить навыки коммуникации по результатам тестового задания. Все это упростило процесс найма и помогло его автоматизировать - теперь мы можем быть уверены, что свеженанятые преподаватели не снизят планку качества. В


Михаил Лебедев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

результате к маю 2018 года мы увеличили число преподавателей в системе почти до 400 человек.

Когда преподавателей стало много, мы создали для них специальный курс по обучению работе с нашим продуктом . Это позволило тратить меньше усилий на адаптацию каждого конкретного педагога и обрести уверенность, что все они хорошо владеют материалом. Мы также добавили коучинг и стали собирать различные метрики работы преподавателей – чтобы контролировать качество преподавания.

Человеческий фактор мы потихоньку исключаем из процесса отбора преподавателей. Наша задача - автоматизировать процесс настолько, чтобы при необходимости за короткое время нанять тысячи преподавателей.

«Алгоритмика» в цифрах

~35

млн рублей - операционная прибыль за 2017–18 учебный и финансовый год

18

млн рублей - общая сумма начальных инвестиций

140

МЛН рублей - выручка за 2017-18 учебный и финансовый год

60

городов, в которых есть школы «Алгоритмика»

80

сотрудников работает в компании

>400

преподавателей в системе

Выстроили коммуникацию с отделами – сохранили контроль над бизнес-процессами

Когда бизнес растет – велик риск потерять связь с тем, что происходит в компании. Чтобы этого избежать, мы каждую неделю проводим встречи всего коллектива. Руководители направлений рассказывают, что у них произошло и над чем они работают в ближайшее время.

Из рабочих инструментов мы с самого начала используем Excel и Asana. Последнее особенно эффективно для компаний, в которых работают десятки людей. Планирование позволило нам вырасти до 60+ человек, но сохранить хорошую коммуникацию и не потерять контроль над бизнес-процессами.

Когда работаешь напрямую с человеком – знаешь как ему ставить задачу, исходя из его компетенций, сильных и слабых сторон. А когда у тебя есть отделы и руководители направлений - повлиять на конкретный результат гораздо сложнее. Нам пришлось по-другому выстраивать процесс контролирования и фидбека - делегировать максимум задач главам отделов (чтобы они разбирались, кому что поручить, и отвечали за конечный результат).

Когда нас было 10 человек – мы мыслили короткими горизонтами . Когда команда выросла в 4 раза, пришлось расписывать план работы на полгода вперед. Мы выстроили коммуникацию с отделами на уровне среднесрочных целей: руководители ставят сотрудникам целые блоки задач. Планируем в Excel на месяц (иногда – на три месяца), главное – чтобы отдел ориентировался на результат. И в конце месяца «трекаем» – насколько команда приблизилась к цели, что получилось, а что нет. Со временем накапливается статистика: какие направления движутся, а какие нет - это позволяет нам чувствовать пульс компании в каждый момент.

Проработали систему подключения новых партнеров – перевыполнили план по франшизам

Для привлечения партнеров мы запустили отдельную воронку. Мы искали франчайзи на конференциях и онлайн, таргетировали рекламу на бизнесменов из городов, где еще нет «Алгоритмики». Это позволило сократить временные затраты на поиск адекватных и заинтересованных партнеров. Стоимость привлечения одного франчайзи у нас оказалась примерно в 5 раз меньше, чем планировали.

Надо предлагать франчайзи максимально продуманный продукт - от этого зависит, насколько успешный бизнес он выстроит. Поэтому мы полностью проработали систему подключения новых партнеров к «Алгоритмике» - расписали им полный календарь действий (например, на этой неделе нанимает администратора, а на следующей – проводит собеседования с педагогами). Мы ведем бизнесмена за ручку по всем этапам - и с каждым новым партнером оттачивали эту систему. В результате мы перевыполнили собственный план по франшизам на прошлый год - вместо 10 открыли почти 40 (а в этом году планируем довести это число до 100).

Франчайзи обычно задают одни и те же вопросы. Чтобы упростить коммуникацию с ними, мы составили список действий по запуску школы, проводим вебинары по маркетингу, поиску педагогов и т. д. Каждую неделю созваниваемся с партнерами по франшизе и снимаем с них весь фидбек.

В регионах многое работает не так как в Москве. Например, если в столице библиотеки и школы могут пускать к себе наших учеников, то в провинции все запуганы и никогда в жизни не свяжутся с частной компанией.

К своим франчайзи мы направляем


Ренат Асадов. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

«тайных посетителей» - они приходят на занятия и общаются с учениками и преподавателями. Так мы контролируем качество работы людей, которые от нас не зависят. Кроме того, наша IT-система снимает все возможные метрики – так мы можем отслеживать образовательные результаты детей (и в случае чего – быстро вмешаться и скорректировать результат).

В регионах маркетинг делать не умеют от слова «совсем». Поэтому мы взяли эту задачу на себя: помогаем партнерам таргетировать рекламу и распределять бюджет на разные направления. Таким образом франчайзи не тратят время на поиск поставщиков этих услуг (и снижают риски нанять некомпетентных людей), а могут сфокусироваться на качестве образовательного процесса и развитии бизнеса.

Научить партнеров работе с диджитал-рекламой было сложно. Они делали много ошибок или поручали продвижение столь же некомпетентному региональному агентству. Смотришь - а он бомбит рекламой по всему рынку или вообще настроил ее на другой город! Мы сначала пробовали делать коучинг-сессии, но потом решили продавать партнерам собственные услуги по продвижению. Тем самым решили сразу две проблемы - сняли ряд вопросов у франчайзи и нашли себе новый канал заработка.

Рынок школ программирования

Программирование стало популярным предметом обучения для детей: только в Москве за последние несколько лет открылось более 10 специализированных школ.

Самые крупные школы программирования

«Алгоритмика»

60 городов

«КодКласс»

1 город (45 школ)

25 городов

«Кодабра»

5 городов

Помимо отдельных частных организаций, курсы программирования часто запускают крупные IT-компании - например, подобные проекты есть у «1С», «Яндекса» и Мытищинской школы программистов («Московская школа программистов»). Собственную IT-школу развивает и Samsung.

Программированию обучают детей с 5-летнего возраста. Курсы длятся в среднем от 2 месяцев.

Поучаствовали в школьной акции - получили 4 млн заходов на сайт

Первых клиентов мы привлекали в буквальном смысле вручную. Постили объявления на своих страницах в соцсетях, сделали лендинг про курсы обучения программированию, ездили по школам и проводили презентации на выставках. Но самой эффективной оказалась таргетированная реклама в Facebook и «ВКонтакте» – благодаря ей пришло порядка 70-80% клиентов (остальные были детьми знакомых и знакомых знакомых).


Андрей Чернышев. Фото: Александр Карнюхин/Inc.

стали задействовать и другие соцсети, добавили контекстную рекламу и баннеры, партнерские программы, оффлайн-продвижение (присутствуем на ивентах, где появляются родители с детьми). Сейчас активно развиваем контент-маркетинг - работаем с блогерами, ведем тематические e-mail-рассылки. Но лучше всего у нас работают таргетинг и реферальные программы (за рекомендацию нас друзьям клиент получает скидку). На все уходит 3-4 млн рублей в месяц.

Мы удерживаем клиентов с помощью больших данных. Наша IT-система измеряет ряд параметров: например, родителю важно увидеть, сколько задач его ребенок решил, и оценить его успеваемость. Кроме того, измеряем увлеченность ребенка (например, отслеживаем, заходил ли он в систему из дома) и делаем выводы – интересно ли ему учиться, насколько хорошо сработал педагог. На этой основе можем подстраиваться под детей и делать программу все более персонализированной. И тогда они остаются с нами надолго.

Уменьшить отток клиентов нам помогли обычные звонки родителям. Отдел продаж интересуется причинами, по которым дети пропускают занятия – как правило, это уменьшает шансы на то, что ребенок просто забросит учебу.

Заключили контракт с Азербайджаном – увеличили общую выручку до 140 млн рублей

Мы с самого начала искали возможности для внедрения наших уроков в обычных школах. В конце концов весной 2017-го через общих знакомых удалось выйти на министра образования Азербайджана. На переговорах в Баку мы рассказали, что помогаем детям встраиваться в цифровую эпоху. Министру понравилось, и уже зимой 2017 года к нам подключилось 45 школ. По результатам пилота мы подписали трехлетний контракт на разработку и внедрение программы цифровых навыков для детей с 1 по 11 класс.

Убедить власти Азербайджана нам помогли горящие глаза и системный подход. Помимо IT, мы пообещали развивать еще и дополнительные навыки - под зонтиком программирования «пробрасывать мостики» в другие предметы. Например, один из сюжетов наших уроков - программы для робота на Марсе. Заодно мы объясняем, зачем там нужен кислород и как его производить - это пересекается с физикой, биологией и другими предметами.

IT-сфера в Азербайджане только начинала развиваться - а на такие рынки проще заходить. Рынок там большой, спрос есть - тем более, у нас с постсоветскими странам один язык и культура. Благодаря совокупности этих факторов мы получили мощное новое направление для бизнеса - к концу учебного (2018) года, вместе с ростом франшизы, это позволило нам увеличить общую выручку компании до 140 млн рублей.


Страх потерять контроль над собой – на самом деле очень распространенный. Он близок:

К страху сумасшествия (распада личности) – “а не сумасшедший ли я, если делаю (вот это)?”

К страху отвержения (“мир / значимые люди отвергнут меня”, “я останусь один”),

К страху смерти (“…и я умру, один”).

И что, правда, умрете?

Страх потерять контроль над собой – очень невротический. Он выполняет очень важную роль – ограничивает людей, удерживает их от:

Физически опасных действий (напиться – убиться),

Социально опасных деяний (неправомерных, вызывающих отвержение и одиночество),

Действий, которые невозможно будет принять как часть собственного опыта (“это как будто не я делал(а) / говорил(а)”).

Итого: страх потери контроля – про границы, которые мы ставим сами себе.

Про пользу страха потери контроля

С одной стороны, такой страх действительно служит добрую службу 99% людей на Земле:

благодаря страху, они воздерживаются от того, чтобы напиться и пойти работать крановщиками, электриками, водителями. Они удерживаются от того, чтобы сделать больно другому человеку.

Даже ссорясь, злясь, конфликтуя, часть ресурсов каждый вменяемый человек использует для отслеживания: а как я выгляжу со стороны? Не перешел ли я границы дозволенного?

“Мебель в офисе от злости швырять можно – или нельзя?” Вероятно, в каком-то проценте случаев не только можно, но и нужно – в качестве способа отстоять себя и свои интересы. Но в подавляющем большинстве случаев все-таки скорее “нельзя”, или даже так – “крайне нежелательно”.

Про вред страха потери контроля

Пока этот страх выполняет определенные функции – “стопоров”, ограничителей, реально необходимых по ситуации – все в порядке. Но как и со многими страхами, может и не получиться дальше “мавр сделал дело, мавр может уходить”.

Этот “мавр”, страх потерять контроль над собой, довольно часто может действовать вопреки пьесе вашей жизни:

Приходить не вовремя, когда вздумается,

Удерживать от серьезных изменений, новой сферы деятельности – даже если вы “просто пробуете” (“ага, щаз!” – говорит страх и пугает: вот как натворишь сейчас этих ужасных вещей! ),

Не уходить в заданное время: когда ссора уже завершилась, или сложный момент прожит, человек продолжает себя “есть поедом”: а не слишком много ли я сказал, а не вышел ли я из себя – и где гарантии, что позволив себе сегодня рявкнуть на секретаршу, я завтра не убью собаку, допустим, а там и до человека недалеко…

Со стороны последняя цепочка выглядит нелогично и неразумно. Но изнутри пугающийся (пугающий себя) человек склонен “накручивать” многие страхи – и страх потерять над собой контроль – не исключение.

Что делать? Как не дать этому страху волю?

Три правильных вопроса “к себе”, если вас волнует, а не слишком ли вы тревожитесь о потере контроля:

1. Сколько в ситуации моей ответственности?

На самом деле, сядьте и прикиньте: сможет ли вас кто-либо остановить, что-то сказать. Кстати, что именно вам скажут в ответ на ваше “фантомас разбушевался”? Подумайте об этом.

Скорее всего, если вы и вправду потеряете контроль, рядом будут люди. А уж они не преминут вам заметить, что вы уже “слишком”, “переборщили” со своими проявлениями – гневными, любовными или любыми другими.

Поразмышляйте о том, что вокруг вас – люди, и на них тоже есть часть ответственности за то, что происходит.

2. Думает ли сумасшедший, что он сумасшедший?

Это вообще шикарная фраза-коан*.

* фраза, над которой в восточных практиках размышляют и медитируют. Например, “представь хлопок одной ладони”.

Как правило, сумасшедшие как раз не осознают своего безумия (а если начинают осознавать – то это путь к выздоровлению). Они уверены, что на 100% адекватны, а “это в мире что-то не так”.

Если вы боитесь потерять контроль над собой – это значит, что вы уже контролируете себя , более или менее, но во всяком случае – достаточно для того, чтобы справляться с обычной социальной ситуацией.

3. Вот потеряете контроль – и что? Что именно случится? Пофантазируйте, поразмышляйте об этом.

Какие другие мысли вам приходят в голову, если отложить страх потери контроля? Вот все случилось: вы невменяемы, вы себя не контролируете. И что произойдет?

Сценариев “в голове” может крутиться очень много. Предугадать, какой вы сейчас выберете, я не в силах. Могу только предложить рассмотреть этот сценарий с точки зрения “и кем я тогда стану”.

Чаще остальных выглядывают такие роли:

- “и вот все увидят, что на самом деле я неспособный, слабый, маленький, беззащитный, разваливаюсь, исчезаю”,

- “всем станет очевидно, какой я ужасный человек, монструозный, кошмарный, огромный, невероятный, порву всех”.

То есть, на самом деле под страхом потерять контроль над собой вполне могут скрываться:

Страх исчезнуть самому (выяснить вдруг , что “я занимаю незаслуженно много места в жизни других”),

Страх уничтожить весь мир (и тут вдруг я начал(а) понимать, что занимаю незаслуженно мало места – и стал(а) раздуваться до нужного /желаемого размера).

“Сладкий бонус” для самых внимательных:

Получается, человек изначально говорит о контроле над собой, имея в виду сомнение в том, кто он есть как .

Все потому, что очень часто бывает страшно столкнуться с собой реальным. Ни большим, ни маленьким. Которого кто-то может уничтожить (а хотя бы и морально, хоть и на время), и который кого-то может уничтожить (сделать больно). В общем, живым человеком.

Именно так и происходит на группах, во время . Сначала в группе много стесняются, смущаются, зажимаются и выглядят “лапочками и зайчиками”. Потом, через какое-то время, начинают позволять себе больше, отыгрывая вторую половину (начинают позволять себе простые, в общем-то, вещи – проявлять себя “таким, какой я есть” – и у многих это четко связано с собственной “монструозностью, кошмарностью”. Мол, неприемлемо выразить самый первый душевный порыв: “а то вдруг я своими проявлениями всех буду крушить, как слон в посудной лавке).

И только потом приходит ощущение:

а) достаточной безопасности мира для того, чтобы быть в нем – собой, а не маской или ролью,

б) того, что “и я раним, чувствителен, сделан не из камня и не из железа”, и такой же способностью раниться об ваши слова обладает другой человек,

в) истинный, настоящий выбор “из глубины души” быть побережнее – как к другому человеку, так и порой – к себе (даже – о ужас! – невзирая на других, в первую очередь побеспокоиться о себе).

К сожалению, по книжкам этому научиться невозможно. Это такое знание-ощущение, которое можно вырастить в себе, к которому можно прийти – как к личному убеждению. Но невозможно принять снаружи. А значит, если вы хотите перестать контролировать себя слишком сильно, или хотите видеть, насколько влияют на вашу жизнь другие, как они тоже полегоньку помогают вам не потерять человеческий вид – то стоит пойти на . Много (около 5-7) участников, много мнений – а в итоге вы лучше увидите, как вы воздействуете на разных по складу и темпераменту людей.

Юлия

Меня беспокоит моё душевное состояние. Постоянное чувство усталости которое выливается в гнев на супруга, старшего ребёнка десяти лет. Чувства отчаяния, вины, что я успеваю слишком мало дел сделать в течении дня. Когда происходят приступы гнева, мгновенно появляются суицидальные мысли, хочется сейчас же себя убить. Не очень часто, где-то 2-3 раза в месяц возникают слуховые галлюцинации, будто кто-то, вернее не кто-то, а мой муж меня окликает по имени. Я сама пугаюсь этих окликов. Так же постоянно преследует чувство, что меня мой муж не ценит, не хочет общаться, что у него одна цель, использовать меня как домработницу. При всех моих подозрениях и мнительности, я отдаю себе отчёт в том, что это всего лишь мои навязчивые мысли. Но, когда приходит очередной приступ гнева, паники, ощущения безысходности, желания спрятаться и ни с кем не общаться, я не могу себя контролировать. Спасаюсь тем, что сразу же принимаю успокоительное. Без него мне не прийти в себя. Очень боюсь однажды потерять контроль над собой. Пытаюсь поговорить с мужем, но он резко уходит от разговора, говорит, что я психопатка, что меня нужно положить в психбольницу. После этих слов меня охватывает чувство сильного одиночества, я замыкаюсь в себе, мне не хочется ни с кем разговаривать, я плачу и ухожу из дома бродить по улицам. Свежий воздух приводит меня в чувства и я возвращаюсь домой.Посоветуйте, пожалуйста, как мне себе помочь. О себе: 34 года,замужем, высшее образование, 10 месяцев назад родила второго ребёнка. Сижу дома с детьми. До рождения ребёнка была очень активна, много работала. Даже когда ребёнок уже родился, по инерции работала. Сейчас не сил работать, какая-то психологическая зажатость, хотя возможность работать есть на дому. Работа творческая, связана с общением с людьми. Присутствует страх общения с людьми. Собственного голоса пугаюсь. Помогите мне пожалуйста. С уважением, Юлия.

Ну, с таким равнодушным отношением к Вашим проблемам ("я психопатка, меня нужно положить в психбольницу"), Ваши упреки мужу совершенно обоснованы. Как бы, и правда, не оказалось, что он Вам совершенно не сочувствует. А что касается Вашего эмоционального состояния, то оно вполне может быть связано с послеродовым периодом - слышали о "послеродовой "? Обязательно нужно обратиться к грамотному врачу-психотерапевту или психиатру, лучше не полагаться на то, что все само пройдет. Лечатся такие состояния очень хорошо и больше не возобновляются (разве что могут спровоцировать очередные роды). Всего доброго!

Консультация психотерапевта на тему «Потеря контроля над собой» дается исключительно в справочных целях. По итогам полученной консультации, пожалуйста, обратитесь к врачу, в том числе для выявления возможных противопоказаний.

О консультанте

Подробности

Врач-психотерапевт, психиатр, психолог-психоаналитик, кандидат медицинских наук, доцент, член экспертного совета и ведущий постоянных рубрик журнала «Наша Психология», член общественной организации «Российское общество психиатров».