Кем был вещий князь олег годы жизни и история правления. Каким был Вещий Олег




ТЕРМИНЫ

Антинорманнская теория (М.Ломоносов,Б.А.Рыбаков), согласно которой государство образовалось в 882 году.

Бортничество - сбор дикого мёда.

Великий князь – глава великого княжества на Руси в 10-15 веке, Русского государства в 15- середине 16 в.

Вече – народное собрание на Руси в 10-14 вв. Решало вопросы войны и мира, призывало и изгоняло князей, принимало законы, заключало договоры с другими государствами.

Византия – государство, возникшее в 4 веке в восточной части Восточной империи в результате её распада. Существовало до 15 в.Столица- Константинополь, на Руси именовался Царьградом. В 1453 захвачена Византия Османской империей, столица переименована в Стамбул.

Военная демократия – общественное устройство, при котором выделяется военная знать, (князь и дружина), сосредотачивающая в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть.

Древняя Русь - первое название государства в 11-13 вв.

Дружина –вооружённые отряды при князе, участвовавшие в войнах, управлении княжеством и личным хозяйством князя.

Дым - единица налогообложения с двора.

Закупы - крестьяне, бравшие у землевладельцев ссуду («купу»), скотом, зерном, орудиями труда и вынужденные отрабатывать долг.

Князь – сначала это был вождь племени, глава дружины. С развитием феодального общества - глава княжества. Старший назывался великим, остальные - удельными.

Летописи - исторические хроники в 11-18 вв. Запись событий по годам.

Оброк - ежегодный сбор дани – денег, продуктов, ремесленных изделий - с крестьян.

Вервь- мир - община.

Переложное земледелие - способ обработки земли, при котором вырубались и сжигались кустарники, удобрение использовалось в течение 5-7 лет.

Подсечно- огневое земледелие - выкорчёвывались леса, сжигались. Такого удобрения хватало до 15-3-20 лет.

Полюдье – объезд князем с дружиной всех своих земель для сбора дани.

Путь «из варяг в греки» - водный путь, связывающий Северную Русь с Югом. Шёл от Варяжского(Балтийского) моря по Неве, Ладожскому озеру, реке Волхов, Ильменскому озеру, реке Ловать, далее волоком к реке Днепр, по ней до Чёрного моря, затем вдоль морского побережья до Византии.

Раннефеодальная монархия – государство переходного периода от первобытно- общинного строя к феодальному. В 8-11 вв. происходил на Руси процесс формирования феодальных отношений при сохранении элементов первобытно-общинного строя (вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи).

Рядовичи - смерды(крестьяне), заключавшие с землевладельцами договор(ряд) об условиях работы на него или пользования его землёй или орудиями труда.

Смерды - свободные крестьяне- общинники, имевшие своё хозяйство и пашню.

Удел - доля члена княжеского рода в родовом владении.

Феодализм - ступень развития человечества, пришедшая на смену первобытно- общинному строю. При феодализме земля принадлежит феодалам- крупным землевладельцам («феод»- земля), передававшим права по наследству.Крестьяне имели своё хозяйство, семью, сами себя кормили, несли повинности. Феодал присваивал труд крестьян в виде феодальной ренты.

Феодальная рента – плата за пользование землёй феодалов в виде отработки(барщина), натурального продуктового оброка или денежного оброка.

Хазары - кочевники, тюрко-язычный народ. Государство- Хазарский каганат, столица- Итиль. Победил их окончательно Святослав в 965 г.

Холопы - феодально-зависимое население, по правовому положению близкое к рабам. Источники формирования этого сословия: пленение, продажа за долги, брак с холопом или холопкой и др.

Центристская теория - государство Русь было образовано в результате внутреннего общеславянского развития, но при участии варягов(А.Л.Юрганов, Л.А.Ковца и большинство современных историков).

Челядь – в 9-12 вв.- рабы, позже - широкий круг феодально-зависимых людей.

Мало кто из русских князей удостоился чести быть воспетым в стихах. Время было жестокое, бушевали кровавые усобицы, о политической стабильности и уверенности в завтрашнем дне можно было только мечтать. Потомкам Рюрика досталась целая держава. Предстояла её сохранить и по возможности приумножить. Можно сказать, что с этой задачей они справились. И в этом славном ряду одно из первых мест принадлежит Олегу.

Биография князя Олега

Олег, скорей всего, не был родственником Рюрика, хотя в «Повести временных лет» и утверждается обратное. Видимо, Рюрик назначил его опекуном над своим малолетним сыном Игорем. Опекун оказался человеком смышленым и расторопным, искушенным в государственных делах. Вот почему после смерти Рюрика Олег стал княжить в Новгороде. Ему удалось собрать под своим началом представителей многих народов, населявших тогда Русь и о которых сегодня сохранились только названия: меря, чудь, кривичи, словены и др. Центром его внимания оказались два русских города – Смоленск и Киев. Надлежало ликвидировать там власть местных князей, дабы укреплять собственное единоначалие. Киевом правили два легендарных брата – Аскольд и Дир. Была ли необходимость убивать их – летопись умалчивает, только констатирует сам факт умерщвления. Став княжить в Киеве, Олег провозгласил его новой столицей Руси и образно назвал «матерью городов русских». Туда он перебрался и сам, вместе со всей дружиной. За Новгородом он оставил выплату дани. Следующим деянием князя стало усмирение и покорение тех племен, представители которых не желали входить в состав Руси. К таковым относились древляне, северяне и радимичи. Они были покорены хазарами – степным народом, который промышлял разбоями и набегами. Олег велел платить дань ему, а не хазарам, обещав за это защиту и покровительство. Стал легендой поход Олега на столицу Византийской империи – Царьград (позднее – Константинополь, ныне – Стамбул). Византийский император ожидал традиционного штурма и долгой осады, однако князь поступил необычным образом. Согласно летописям, корабли русичей были поставлены на колеса, отчего стали выглядеть еще более устрашающим образом. Греки сдались без боя, откупились от Олега данью. В знак покорения Царьграда, князь прибил свой щит к его центральным воротам. Главной цели князь добился – торговля с Византией отныне не облагалась пошлинами. После триумфального возвращения в родные пенаты Олег был наречен «Вещим», т.е. умеющим предвидеть будущее. Однако в предсказание собственного будущего новгородскими волхвами он не поверил, за что и поплатился впоследствии. В голове князя не укладывалась мысль, как можно принять смерть от своего коня. На всякий случай он удалил коня подальше и навестил его четыре года спустя. Оказалось, что конь давно умер. Не успев посмеяться лишний раз над предсказанием волхвов, Олег был ужален в ногу змеей, которая пряталась в черепе коня. Общий срок его правления насчитывает 33 года.

  • Легенда о смерти князя послужила источником вдохновения сразу для двух русских поэтов – , написавшего «Песнь о вещем Олеге», и поэта-декабриста К.Ф.Рылеева, автора думы «Олег Вещий».
  • Рылеев, впрочем, пошел на сознательное искажение исторического факта, написав о том, что Олег «прибил свой щит с гербом России к Царьградским воротам». Во времена язычника Олега не могло быть герба России, потому что её еще и не было как таковой – только-только возникла Киевская Русь. Впрочем, Рылеева можно понять – он преследовал ту цель, чтобы на подвигах великих предков воспитывалось и вдохновлялось молодое поколение. Интерпретация событий Пушкиным ближе к летописной.
  • Любопытно, что пушкинский текст в усеченном виде пригодился спустя век белогвардейцам: на период гражданской войны они приспособили его в качестве маршевой песни.

Озвучте свое мнение!

Вещий Олег – легендарный воевода, сумевший объединить славянские племена в Киевскую Русь

Легендарный князь Олег по праву может считаться основателем древнерусского государства – огромной средневековой державы с центром в Киеве , исторической колыбели современного украинского народа. Его заслуги перед потомками неоспоримы, так как князь Олег стал первым вседержателем приднепровских земель, чье существование документально подтверждено. В отличие от полумифических Кыя, Щека, Хорыва и сестры их Лыбеди, а также загадочных Аскольда и Дира про князя (конунга) Олега (Хельга) известно очень многое: от датировки его правления до сущности проводимых им реформ и результатов военных кампаний. За что же стоит помнить и чтить князя Олега?

1. Он создал могучее древнерусское государство, раскинувшееся от берегов Балтики до днепровских порогов.

2. Он сумел покорить жившие на территории современной Украины племенные союзы полян, древлян и северян, давшие ему мощнейший ресурс для дальнейших завоеваний.

3. Он смог победить могучий Хозарский каганат, вырвав восточнославянские земли из его зависимости, что очень серьезно подорвало силы степной сверхдержавы. Киев же после Олега превратился из окраинного городишки, расположенного на самой западной окраине Хозарского каганата, в столицу новой славянской державы.

4. Он сумел навести определенный порядок на всех подконтрольных ему землях. Конечно, он основывался исключительно на системе сбора дани, однако с этого начинались абсолютно все государственные образования времен средневековья.

5. Он победил в войне с самым могущественным противником того времени – Византийской империей. Олег сумел совершить успешный поход в ее владения, подошел к воротам Константинополя, вынудил императора ромеев подписать с ним выгодный для Киева торговый договор и после этого вернуться невредимым вместе с войском.

Основные заслуги князя Олега.

Приход в Киев. Норманнский воевода Олег (Хельг), как и многие его земляки, прибыл в славянские земли из далекой Скандинавии в поисках славы и богатств. Он присоединился к дружине могучего конунга Рюрика (Рорха), который правил в обширных владениях на севере Руси. После смерти Рюрика в 879 году, Олег, как воспитатель его трехлетнего сына Игоря (Ингвара), стал князем Новгородским. Однако ему вскоре стало тесно в этих пределах, и, собрав большое войско из норманнов, славян и финнов, Олег отправился на юг. К 882 году ему покорились Смоленск и Любеч, а вслед за ними и Киев. Местных правителей Аскольда и Дира пришелец с севера вероломно убил, притворившись торговцем. Жители же Киева, «…устрашенные его злодеянием и сильным войском, признали в нем своего законного государя». Так Олег подчинил себе весь торговый путь «из варяг в греки», и теперь ни один корабль не мог проплыть по Днепру не заплатив дань могучему норманну.

Учреждение системы взимания дани и победа над хазарами. Олег пожелал остаться на юге, провозгласив: «Да будет Киев материю городов Русских!». Именно оттуда он совершал теперь свои походы, и туда стекалась дань от покоренных народов. Новгород платил Киеву серебром (300 гривен ежегодно), древляне – шкурками черной куницы, северяне и радимичи давали по одной мелкой монетке с каждой сохи. Кроме них, Олег подчинил своей власти еще и многолюдные славянские племена дулебов, белых хорватов и тиверцев, живущих на западнорусских землях. В своей кипучей деятельности новый киевский правитель затронул интересы грозного повелителя восточных степей – кагана Великой Хазарии. Между ними неоднократно вспыхивали войны за право собирать дань с северян и радимичей. Олег сказал последним: «Я неприятель им, а с вами у меня никакой вражды. Не давайте хазарам, но платите мне» и назначил им совершенно символическую сумму подати. После нескольких боевых столкновениях с хазарами Олег отвадил непрошеных гостей появляться на Поднепровьи. Теперь большинство восточных славян платили дань ему и его викингам. Вряд ли для местного населения это стало большим облегчением.

Походы на Византию. В 907 году огромная армия князя Олега отправилась походом на столицу Византийской империи город Константинополь. 2000 ладей, в каждой из которых было по 40 хорошо вооруженных воинов, вскоре приблизились к бухте Золотой Рог. Греческий император Лев Философ не смог организовать никакой обороны, лишь приказал перегородить цепью гавань, предоставив русичам разорять городские предместья. Киевский же князь нашел необычный способ подойти вплотную к Константинополю: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу». Перепуганные византийцы готовы были любой ценой откупиться от Олега, который в знак презрения к ним прибил свой щит на воротах Константинополя. Князь требовал от императора выдать ему по 12 гривен серебром на каждого воина, а также установил еще отдельную плату, которая должна была идти во все крупные города древней Руси. Кроме того, Олег заключил с византийским правителем очень выгодный торговый договор, открывающий купцам-русичам широкие коммерческие возможности на многочисленных рынках Царьграда.

Возвращение князя в Киев стало поистине триумфальным, подданные были поражены величиной привезенной добычи и в восхищении прозвали Олега Вещим, то есть ясновидящим или волхвом.

Умер великий князь в 912 году, как и надлежит герою, при загадочных обстоятельствах. Сохранилась легенда, что Олег якобы принял смерть от коня своего, как напророчили ему волхвы. Попытка обмануть судьбу закончилась полным провалом: князь избавился от любимого коня и когда, дождавшись его смерти, пришел взглянуть на кости, то был укушен ядовитой змеей, укрывшейся в конском черепе. Кстати данный сюжет встречается и в более позднем скандинавском эпосе, например в «Саге об Одде Стреле».

Краткая биография князя Олега.

879 год – после смерти князя Рюрика становится регентом при еще маленьком княжиче Игоре.

882 год – приплывает из Новгорода в Киев и захватывает его.

883 год – покорил древлян.

884 год – подчинил своей власти северян.

885 год – сумел взять под свою руку радимичей.

885 год – обложил данью полян, северян, древлян и радимичей.

907 год – совершает первый свой поход на Византию.

911 год – второй поход князя Олега на Византию.

912 год – князь Олег умирает.

  • Дань, учрежденная князем Олегом, называлась полюдье, ее размер был нефиксированным, а собиралась она с каждого человека один раз в год. Именно из-за того, что дань касалась всех без исключения жителей подвластных Олегу территорий, ее называли «полюдье» (т. е. по людям). Только при княгине Ольге стала вводиться подымная подать (т. е. с дыма или дома), что было намного более гуманно. По сути дань времен Олега и его преемника Игоря была ничем иным, как узаконенным грабежом, когда часто на месте решалось сколько и чего именно возьмет себе киевский князь. Кстати, Олег всегда ездил за данью лично. И делал он это совсем не потому, что не доверял собственным дружинникам (и по этому тоже), а для того, чтобы продемонстрировать подданным, что он все еще жив и находится в силе. В противном случае славянские племена могли и взбунтоваться.
  • Существует версия, что языческая знать Киева была очень недовольна принявшим христианство князем Аскольдом, а потому и пригласила с далеких северных краев Олега, который был убежденным идолопоклонником.
  • После успешного похода 907 года на Константинополь, закончившегося прибиванием щита над городскими воротами, византийский император был обязан выдать победившим его русичам 150 тонн серебра в виде контрибуции.
  • В 911 году русское посольство вновь прибыло в Константинополь для подтверждения от имени своего князя действующего межгосударственного договора. Новый документ начинался такими словами: «Мы от роду Русского, Карл, Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар, Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом, Великим Князем Русским». Как видим, вся делегация состояла из скандинавов, которые, однако, называли себя исключительно «русскими». Земляки князя Олега во время его правления составляли полноценную элиту могучего славянского государства Киевская Русь.
  • Отрывок из древнеисландской саги «Об Одде Стреле» очень близко напоминает легендарный эпизод с описанием смерти вещего Олега от укуса змеи, укрывшейся в черепе его коня.
  • «Сказав так, Хейд запела какую-то таинственную песню».

    – Вот, что это значит, Одд, – объяснила она. – Ты проживешь дольше других – целых триста лет, и объездишь много земель и морей, и всюду, куда ни приедешь, слава твоя будет расти. Путь твой лежит далеко отсюда, но умрешь ты в Берурьёде. Стоит здесь в конюшне конь серой масти с длинной гривой по имени Факси, и этот конь причинит тебе смерть.

    – Рассказывай сказки свои старым бабам! – крикнул Одд и, вскочив с места, подбежал и ударил колдунью прямо в лицо, так, что кровь полилась на пол...

    Спустя какое-то время Одд позвал с собой Асмунда, и пошли они туда, где стоял конь. Накинули они на него узду и повели коня к берегу моря, в холмы. Там вырыли они яму почти в два человеческих роста и, убив коня, бросили его туда. Потом завалили молочные братья эту яму такими большими камнями, какие только было им под силу поднять, и насыпали еще сверху много мелких камней и песку, так что над могилой коня встал высокий курган. И сказал тогда Одд:

    – Не сможет исполниться теперь предсказание колдуньи о том, что конь этот причинит мне смерть.

    Совершив все это, вернулись они домой.

    … стали они поспешно спускаться вниз по камням, и в то время как шли они по узкой тропинке, Одд ушиб обо что-то ногу и остановился.

    – Обо что это ушиб я ногу? – сказал он.

    Стал он раскапывать землю копьем, и все увидели в земле череп коня. Выползла оттуда змея, подползла к Одду и ужалила его в ногу пониже щиколотки. И от яда ее распухла у Одда вся нога и бедро.

    Увидел Одд, что случилось, и велел он своим людям нести себя вниз, на берег моря, а когда они пришли туда, Одд сказал:

    – Ну, теперь пойдите и вырубите мне каменную гробницу, а другие пусть посидят здесь со мной и вырезают руны, записывая песнь, что сложу я на память своему потомству».

    Историческая память о князе Олеге.

    Образ вещего Олега неоднократно привлекал художников и поэтов. Среди посвященных этому историческому персонажу произведений искусства можно выделить следующие:

  • драма А. Д. Львова в 5 действиях «Князь Олег Вещий»;
  • стихотворение А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»;
  • поэма К. Ф. Рылеева «Думы»;
  • роман Б. Л. Васильева «Вещий Олег».
  • Вещий Олег в социальных сетях.

    Как часто пользователи Яндекса из Украины ищут информацию о Вещем Олеге?

    Для анализа популярности запроса "Вещий Олег" используется сервис поисковой системы Яндекс wordstat.yandex, исходя из которого можно сделать вывод: по состоянию на 4 июля 2016 г., количество запросов за месяц составило 5, что видно на скрине:

    За период с конца 2014 г. наибольшее количество запросов "Вещий Олег" зарегистрировано в ноябре 2015 г. – 198 524 запросов за месяц.

    Годы правления 879-912

    Первым русским князем, о котором пойдет речь, будет Олег. Конечно, нужно было бы начать с Рюрика. Первого князя - варяга, призванного на Русь, чтобы править ею, помочь построить государственность. Но об этом человеке очень мало известно, ведь даже до древних летописцев дошло мало материалов о нем.

    О том, кем был Олег для Рюрика неизвестно, то ли он был его родственником то ли просто близким доверенным лицом (воеводой). Но Рюрик оставил Олега регентом при своем малолетнем сыне Игоре. Но как бы то ни было, последний как старший в роде, а не как опекун малолетнего князя, получил всю власть Рюрика и удерживал ее до конца жизни своей. «Рюрик, по словам летописи, вручил Олегу правление за малолетством сына. Сей опекун Игорев скоро прославился великою своею отважностию, победами, благоразумием, любовию подданных».

    После смерти Рюрика начал править в Новгороде. Ему подчинялись окрестные племена: чудь, меря, ильменские славяне, весь, кривичи. Из них и еще из варягов собрал он большое войско и двинулся на юг. Занял Смоленск, посадил там править своего человека.

    Пошел в землю северян и вскоре посадил своего ставленника в Любече. В 882 году войско Олега подоило к Киеву, где в то время правили Аскольд и Дир, люди из дружины Рюрика. Олег хитростью выманил их из города и убил. Затем он занял Киев и провозгласил его столицей, сказав: «се буди мати городам русским». С этого, собственно, и начинается история Киевской Руси.

    Олег активно строит города, чтобы удержать завоеванные земли и защитить их от набегов кочевников. Первым признаком государства стал также регулярный сбор дани с подвластных племен.

    Главным занятием Олега было расширение пределов государства на восток и запад от Днепра. В 883 году ему покорилось племя древлян. Но самое знаменитое его деяние - это установление тесных контактов с Византией.

    В 902 году, оставив в Киеве править сына Рюрика Игоря, Олег совершил свой знаменитый византийский поход. Его войско было многочисленным и разноплеменным: варяги, ильменские славяне, чудь, кривичи, меря, поляне, северяне, древляне, радимичи, хорваты, дулебы, тиверцы. Летописец говорит, что поплыли по Днепру две тысячи кораблей по сорок человек в каждом. Да еще по берегу скакало верховое войско. Скорее всего, это поэтическое преувеличение. Достоверным является то, что Олег с войском переплыл Черное море и добрался-таки до Босфора, на котором стояла столица Византии Константинополь (Царьград в летописи). Сейчас этот город находится в Турции и называется Стамбул.

    Греки, чтобы не допустить северных варваров к городу, перекрыли цепями вход в бухту «Золотой Рог». Олег, высадившись на берег, начал опустошать окрестности города. Но все-таки очень хотелось попасть в сказочный город, и тогда, говорит летопись, Олег придумал невиданную хитрость. Вытащив на берег ладьи, он велел поставить их на колеса. Распустили паруса, и, поймав ветер, ладьи двинулись по суше, как по морю. Греки смертельно перепугались и выслали послов с просьбой не разрушать города, а лучше взять дань. При этом и греки были не без хитрости: они попытались отравить Олега, прислав отравленное угощение. Но их хитрость не удалась. Пришлось по всем правилам вести переговоры. Сохранился договор с Византией - первый международный документ молодого государства.

    Наряду с выплатой дани греки вступали в торговые отношения с Киевом. Любопытно, что в договоре оговаривается следующее положение: в Константинополе русские могут жить только у Св. Мамы, чиновники переписывают их имена; входить в город они могут только без оружия и не более чем пятьдесят человек одновременно в сопровождении императорского чиновника. Торговать могут беспошлинно. Отправляясь восвояси, Олег и его воины повесили свои щиты на воротах знаменитого города в знак победы: помните в пушкинской балладе: «Твой щит на вратах Цареграда!»

    В 911 году в Константинополе был заключен договор, содержащий юридические нормы взаимоотношений русских с греками. Летописец добросовестно перечисляет все пункты этого договора. Удивительно, как быстро сумели славяне принять основные законы христианского государства: по ним карались убийство, членовредительство, воровство, лжесвидетельство. Истинность свидетельских показаний устанавливалась с помощью клятвы по обрядам своей религии. За самые тяжкие преступления наказанием была смерть, за воровство или членовредительство - денежные штрафы в пользу потерпевшего. И может быть, самое удивительное, что стороны договаривались о взаимопомощи в чужом краю, например, выкупить из неволи русского или грека, проводить его домой, где родственники вернут деньги. По заключении договора послы с богатыми подарками возвратились в Киев.

    Это было последнее славное дело при княжении Олега. Он правил 33 года с 879 по 912 год. Место его захоронения точно не известно. В историю Олег вошел под именем вещий, то есть ясновидящий, знающий будущее.

    Было любопытное предание, которое легло в основу «Песни о Вещем Олеге» А.С. Пушкина. Спрашивал он волхвов кудесников, от чего ему умереть? И сказал ему один кудесник: «Умереть тебе, князь, от любимого коня, на котором ты всегда ездишь». Олег подумал: «Так никогда же не сяду на этого коня и не увижу его», - и велел кормить его, но не подводить к себе и так не трогал его несколько лет, до самого греческого похода. Возвратившись в Киев, жил Олег четыре года, на пятый вспомнил о коне, оказалось, что конь уже умер. Тогда Олег, посмеявшись над кудесником, поехал посмотреть кости коня. Когда князь приехал на место, где лежали голые кости конские и череп голый, то сошел с лошади и наступил ногой на череп, говоря со смехом: «Так от этого-то черепа мне придется умереть!» Но тут выползла из черепа змея и ужалила Олега в ногу: князь разболелся и умер.

    При разборе преданий об Олеге мы видим, что в народной памяти он представлялся не столько храбрым воителем, сколько вещим князем, мудрым или хитрым, что, по тогдашним понятиям, значило одно и то же: хитростью Олег овладевает Киевом, ловкими переговорами подчиняет себе без насилий племена, жившие на восточной стороне Днепра; под Царьградом хитростью пугает греков, не дается в обман самому хитрому народу и прозывается от своего народа вещим. В предании он является также и князем-нарядником земли: он располагает дани, строит города; при нем впервые почти все племена, жившие по восточному водному пути, собираются под одно знамя, получают понятие о своем единстве, впервые соединенными силами совершают дальний поход.

    По словам С.М. Соловьева, в истории он остался собирателем племен, строителем городов и начинателем порядка.

    Князь Олег – биография

    Откуда мы знаем о князе Олеге, прозванном Вещим?

    Из двух летописей:

    • Повесть временных лет,
    • Новгородская Первая летопись.

    Получив власть над новгородскими землями после смерти Рюрика , как регент его малолетнего сына Игоря , Олег захватил Киев и перенёс туда столицу, объединив, тем самым, два главных центра восточных славян. Умер в 912 году.

    Точное происхождение Олега в «Повести временных лет» не указывается. Говорится только, что он был родичем (соплеменником) Рюрика.

    А что говорит об Олеге Новгородская Первая летопись?

    В Новгородской Первой летописи Олег изображается не князем, а воеводой при Игоре. Это Игорь убивает Аскольда, захватывает Киев и идёт войной на Византию. А Олег вернулся обратно на север, в Ладогу , где умер не в 912, а в 922 году. Новгородская летопись сообщает ещё одну версию гибели Олега: некоторые говорят, что Олег ушел «за море» и там умер.

    Две летописи изображают события совершенно по-разному.

    Какой летописи верить?

    Начнем с того, что Повесть временных лет признается всеми главным историческим источником для реконструкции прошлого Древнерусского государства. Но этот не значит, что все сведения, которые она излагает, считаются абсолютно достоверными. За доверие к информации об Олеге из этой летописи говорит русско-византийский договор 911 года, где Олег назван великим князем русским, который заключает договор от своего имени.

    А что же Новгородская летопись? Новгородская летопись сохранила фрагменты более раннего летописного свода, на котором базируется и «Повесть временных лет», поэтому тоже заслуживает определенного доверия. По мнению ряда исследователей, эта летопись даже старше ПВЛ. Её сведения лучше согласуются с восточными известиями о Руси этого периода.

    И что же делать историкам? Пока что историки обычно в научных, научно-популярных и учебных текстах используют сведения, взятые из Повести временных лет.

    Правление князя Олега

    Князь Олег представляется по версии Повести временных лет умелым полководцем и предусмотрительным политиком. Впервые в этой хронике сообщается о нём в 879 году в связи со смертью Рюрика. Княжение перешло к нему как к «родичу» Рюрика и опекуну над Игорем – его малолетним сыном. Таким образом, Олег правил в 879-882 гг. на восточнославянском Севере у ильменских словен, кривичей и окрестных финно-угров (племена веси, мери, чуди).

    В 882 году, собрав воинов от многих проживавших на севере Руси народов, Олег выступил в поход на юг. Он захватил Смоленск , Любеч, далее путь лежал на Киев. В Киеве правили бывшие дружинники Рюрика Аскольд и Дир. В 866 году они были отпущены Рюриком в поход на Византию. После возвращения из похода Аскольд и Дир осели в Киеве.

    Добравшись до Киева, Олег отправил к ним посла со словами: «Купцы мы, едем в греки от Олега и от Игоря княжича, да приходите к роду своему и к нам». Аскольд и Дир пришли… Олег, спрятал одних воинов в ладьях, а других за собой оставил, а сам пошёл вперёд, и нёс на руках юного княжича Игоря, и объявил им: «Вы не князья и не княжего роду, а я - княжего роду».

    Предъявив им наследника Рюрика, малолетнего Игоря, Олег сказал: «А он - сын Рюрика». И убили Аскольда и Дира.

    Расположение Киева показалось князю Олегу весьма удобным. Город находился примерно на середине важнейшего торгового пути «из варяг в греки». Он обосновался там с дружиной, объявив: «Да будет это мать городов русских».

    Таким образом, в 882 году киевский князь Олег объединил под своей властью два главных центра складывания государственности у восточнославянских племен: Киевщину («Куябу» – в зарубежных источниках) и «Новгород» («Славию»). Земли Северной и Южной Руси стали единым государством – Киевская Русь. Дату 882 год многие современные историки принимают за условную дату рождения Древнерусского государства, а князя Олега считают его основателем и первым правителем.

    Годы правления князя Олега в Киеве – 882-912. Согласно Повести временных лет, после смерти Олега от укуса змеи князем Киевским становится сын Рюрика Игорь (912-945).

    Вокняжившись в Киеве, Олег установил для Новгорода дань варягам в 300 гривен.

    Последующие годы князь Олег посвятил завоеванию соседних с Киевом славянских народов на левом и правом берегах Днепра – древлян, северян, полян, радимичей, многие народы до этого находились в зависимости от хазар и платили им дань.

    Поход князя Олега на Византию

    Об этом походе мы узнаем из Повести временных лет, которая сообщает, что в 907 году князь Олег, собрав огромное войско, на кораблях, число которых достигало 2000, двинулся на Царьград. По подсчетам, количество воинов достигало 80 тысяч, и состояла рать из варягов и воинов подвластных Руси славянских и неславянских народов.

    Доступ вражеским кораблям в гавань Константинополя греки перекрыли цепью. Однако князь Олег придумал, как обойти это препятствие. Он приказал поставить корабли на колеса. Неисчислимую армаду попутный ветер погнал по суше к стенам византийской столицы. Испугались греки и запросили мира. Князь Олег потребовал большую дань – по 12 гривен на каждого воина. Свой щит в знак победы он повесил на вратах Царьграда. Князя Олега после этого похода прозвали Вещим.

    Однако, не все исследователи уверены, что такой поход вообще был.

    Сторонники идеи о том, что поход имел место, в качестве доказательства ссылаются на достоверность заключенного после него русско-византийского договора 911 года. А договор был исключительно удачным. Русские купцы получили право беспошлинной торговли в Константинополе, полгода могли жить в столичном предместье в монастыре Св. Мамонта, за счет византийской стороны получать продовольствие и производить ремонт своих ладей. Такому договору вполне могла предшествовать блестящая победа князя Олега.

    Но есть серьезные аргументы в пользу мнения о легендарности похода, поскольку о таком значительном событии говорят только русские источники, но молчат греческие. А ведь многочисленные вражеские осады и нападения, которым подвергался Константинополь на протяжении веков, византийские авторы описывали часто и красочно. Так были описаны и нападения Руси в 860 и 941 гг. А про этот поход и взятие Царьграда – ни слова.

    Смерть князя Олега

    Погиб князь в 912 году. Легенда рассказывает, что волхвы предсказали князю Олегу смерть от собственного любимого коня. Князь приказал увести его и о зловещем пророчестве вспомнил лишь через несколько лет, когда конь давно умер. Смеясь над волхвами, он захотел посмотреть на кости коня, и произнес, встав одной ногой на череп: «Его ли мне бояться?». Из черепа в тот же миг выползла змея, и нанесла смертельный укус князю.

    Разумеется, это всего лишь легенда, записанная несколько веков спустя после смерти Олега. Легендарному князю – легендарная смерть.

    Итоги правления князя Олега

    Подведем итоги правления первого руководителя Древнерусского государства.

    Внутренняя политика князя Олега

    Ученые связывают с княжением Олега в Киеве значительные события древнерусской истории. Прежде всего, было заложено территориальное ядро Древнерусского государства. При нем Киев стал новой резиденцией Древнерусской державы. Верховным правителем Олега признали племена ильменских словен, кривичей, полян, северян, древлян, вятичей, радимичей, уличей и тиверцев. Через своих наместников и местных князей ему удалось заложить основы государственного управления молодой страной. Ежегодные объезды населения (Полюдье) заложили основу судебной и налоговой систем.

    Внешняя политика князя Олега

    Вел князь Олег и активную внешнюю политику. До него в течение двух веков Хазарский каганат собирал дань с ряда восточнославянских земель. Олег воевал с хазарами, и освободил славян от дани каганату. У границ державы Олега в 898 году появились венгры, переселяющиеся в Европу из Азии. Князь сумел наладить мирные отношения с этим воинственным народом. Поход Олега в 907 году на столицу Византийской империи Царьград (Константинополь) увенчался блестящей победой. В 909 году Русь и Византийская империя заключили военный договор о союзе. Но особенно удачным был торговый договор 911 года, по которому русские купцы получили уникальное для того времени право беспошлинной торговли с Византией, а в случае нужды, полное обеспечение продовольствием и мастерами корабельного дела для ремонта своих ладей.