Как тренеры животных обучают диких животных сохранять себя. Изучаем животных с ребенком. Советы для обучения




Кто-то считает, что любые «карточки с картинками» - это такой способ заставить ребенка вызубрить десяток слов и тут же их забыть. На самом деле, всё зависит от вашего же подхода. Сегодня расскажем, как правильно учить животных с ребенком и как поддерживать интерес к такой «учебе».

С какого возраста начинать учить животных

Мир животных - это один из столпов познания в принципе. Так что рекомендуемый возраст - от рождения до одного года. Когда именно приступать - решаете сами, поглядывая на своего карапуза. Начнете с пяти месяцев - отлично, ребенок научится ничуть не хуже, чем соседский, которого усиленно тренируют с младенчества.

Почему животный мир - это основа? Дело в том, что он невероятно разнообразен: у льва есть грива, дятел зачем-то стучит клювом о дерево, воробей крохотный, а страус огромный. Всё это, само собой, в будущем будет вызывать сотни вопросов - и чем богаче база, тем более любопытствующим вырастет малыш.

Итак, вот какие правила мы бы выделили.

Сначала реалистичные

Реалистичность - это тот принцип, который используется в развивающих карточках Домана. И неспроста. Человеческий мозг так устроен, что принимает за эталон то, что увидел первым. Поэтому если для ребенка эталоном слова «мышь» станет Микки-Маус, то он подсознательно начнет требовать, чтобы у каждой мыши были огромные круглые уши на макушке и красные штаны с подтяжками. А если их нет - то это, в его понимании, и вовсе не мышь, а неведома зверушка.

Поэтому сначала изучайте реалистичные изображения животных. А потом уже - все остальные. Ребенок сможет выделять схожие черты и узнает в советском Винни-Пухе медведя (хотя это и не очень просто), а Дональде - обычного селезня.

Сначала домашние

Лучшее обучение - это когда для каждой картинки есть живой пример. Поэтому лучше будет начать с изучения домашней живности: от кошек, собак, ворон и хомячков до сельских жителей.

Мы, например, в своем приложении сделали 6 наборов с животными, и они не просто так разделены на домашних, лесных, африканских животных, городских птиц, насекомых и морских обитателей.

Начинаем с тех, которых можно повстречать на улице или дома - а потом делаем с ребенком «закрепляющие» прогулки: заново рассматриваем каждую встречную собачку. Так у ребенка будет складываться правильное представление о мире: сначала он узнал, что есть такой зверь, а потом увидел, что один и тот же зверь может быть очень разным - от маленькой дворняжки до внушительного соседского ротвейлера.

Когда перейдете на экзотических животных или морских жителей - можно будет сходить в зоопарк или океанариум.

Правило времен года

Как мы уже говорили, здорово, если можно не только посмотреть на зверька на картинке, но и понаблюдать за ним вживую. А то и погладить!

Поэтому лучше спланировать нашу занимательную учебу так, чтобы летом учились летние животные (например, жучки и бабочки), а зимой - зимние (снегири и синички).

Не только картинки, но и звуки

Учите звуки. Детям поначалу проще сказать «му-у» вместо «корова», но так вы хотя бы будете понимать, что осознание пришло.

Со звуками есть еще один тонкий момент. Те звуки, которые звери «говорят» в действительности сильно отличаются от тех, которыми их наградили люди. Поэтому здесь, как и с картинками - сначала не помешает показать, какой звук издает каждое животное, а потом назвать звукосочетание, которое ему присвоил человек.

В наших «Умных карточках» каждый зверек имеет собственную озвучку. Собаки лают, пчёлы жужжат, а воробьи чирикают. Всё, как в жизни.

Играйте в угадайки

Когда ребенок узнает достаточно животных, можно закрепить материал в игровой форме. Как именно - не так важно, просто подбирайте игру по возрасту.

Например:

  • Угадай животное по контуру.
  • Угадай зверя по его звуку (кстати, наши карточки отлично подойдут для такой игры).
  • Найди животное среди многих.
  • Угадай животное по описанию.
  • Ответь на вопрос «у кого…» (большие уши, хвост колечком, есть острые коготки и т.д.).

Классифицируйте

Когда всё зверье выучено, можно знакомить ребенка с признаками, по которым животных можно разделить.

По каким:

  • Домашние и дикие.
  • Хищные и травоядные.
  • «Мальчики» и «девочки» (так, например, нужно дать ребенку понять, что кот и кошка - одно и то же животное разного пола).
  • По месту обитания (кто живет в лесу, кто джунглях, кто в пустыне).

Сгодится любая дополнительная информация: что едят, как спят, когда отдыхают, а когда бодрствуют, в каком «домике» живут.


Недавно мы со своей доченькой Машей (которой 1год и 4 месяца) гостили у бабушки. Я перебирала старые добротные издания советской типографии и наткнулась на книгу «Животный мир земли».

На одном из разворотов этой чудесной книги дружной толпой брели куда-то на фоне земного шара слоны, бегемоты, жирафы, львы… Всего около двадцати животных.

«Машуля, а где слоник?» — показываю я картинку дочери, зная, что слоника она наверняка найдет. А вот как с остальными? К нашему удивлению, маленький пальчик безошибочно указал всех животных, которых мы поочередно перечисляли.

Самое любопытное, что эту картинку Маша видела первый раз, а значит животных она не просто узнала, а научилась определять по соответствующим признакам.

Если кроме млекопитающих вспомнить птиц, насекомых и рыб, наберется ещё пара десятков узнаваемых Машей в любом виде (на улице, на картинке, в телевизоре) живых существ.

Откуда взялись эти знания? Может, я задалась целью сделать из годовалой малышки доктора биологических наук и круглыми сутками пичкала её соответствующей информацией?

Нет, всё получилось само собой, без напряжения и особых усилий с моей стороны, с искренним интересом и участием доченьки.

Итак, откуда малыш может получить знания о животном мире? Рассмотрим источники по порядку, в порядке убывания их значимости на субъективный взгляд автора.

Во-первых, из непосредственного общения с окружающим миром.

Этот неиссякаемый источник познания доступен малышу с самого рождения, если, конечно, Вы ему в этом поможете.

Сделайте Ваши прогулки созерцательно-познавательными, а не в-коляске-засыпательными.

Выносите малыша на прогулки на руках и рассказывайте обо всем, что видите вокруг: собачки у подъезда, голуби, которым вы насыпете семечек, синички в лесу «трень-трень»! Чернокрылые вороны каркают, ласковые киски греются на солнышке, над цветами порхают бабочки….

Не зависимо от того, зима сейчас или лето, в мире для малыша найдется столько интересного!

Если есть возможность показать малышу деревенских домашних животных, обязательно сделайте это!

Мы с шестимесячной доченькой ходили подкармливать бабушкину живность — кур, овечек, кроликов. Проезжая на машине мимо стада коров обязательно останавливались посмотреть и послушать. Я отмечала, что любят кушать животные, акцентировала внимание на том, как они «говорят», и Маша здорово копировала лай, мяуканье и мычание.

В большом городе возможностей увидеть корову в живую мало, но есть возможность отвести малыша в зоопарк, террариум, океанариум.

Поход в океанариум поразил нашу годовалую дочу, она до сих пор с удовольствием смотрит видео «про рыбок».

Во-вторых, как можно больше читайте малышу подходящих для него по возрасту книг.

Рассматривайте картинки, показывайте животных.

Раньше я старалась показывать доченьке только самые правдоподобные изображения животных. Меня смущали неузнаваемые компьютерные зайцы, гигантские мыши, синие лисы…

Но оказалось, что деткам легко даются определяющие признаки и даже в мало похожих изображениях они способны узнать кису или собаку.

В первый год жизни на ура пойдут книжки-картонки с русскими народными потешками про животных.

Сделайте чтение ярким. Читая потешку, показывайте каждого называемого героя на картинке, разыгрывайте небольшое представление, например, прячьте ладошкой малыша гусей от серого волка, показывайте жестами слова «ДА», «НЕТ», «БРЫСЬ», хлопайте, отбивайте ритм потешки.

Тень-тень-потетень
Села кошка на плетень
Налетели воробьи,
Хлопни им в ладоши!
Улетайте воробьи,
Берегитесь кошки!

Стишок «Где обедал, воробей?» Самуила Маршака познакомит малыша сразу со львом, лисой, моржом, слоном, носорогом, кенгуру, медведем, крокодилом. Чуть не забыла, и с воробушком, конечно! Особенно нравится малышам слушать этот стишок, когда каждый персонаж изображен отдельно.

Третий способ ненавязчиво познакомить малыша с фауной нашей планеты – развесить картинки с животными на стенах.

Тут уж можно расстараться и подобрать красивые фотографии зверей, птиц, насекомых, купить плакаты «домашние животные», «кто как говорит». Конечно, рассматривать всё это великолепие вы должны вместе.

Можно устроить на несколько недель выставку – «заповедник», прикрепив изображения животных в коридоре или в комнате. Пронося малыша мимо «заповедника», рассказывайте о его обитателях, их окраске, повадках.

Внизу повесьте плакаты и картинки, к которым малыш сможет подползать самостоятельно. Увидев интерес ребенка, подойдите и прочитайте ему забавный стишок про животных или спойте короткую песенку.

Козонька рогатая, козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза – топ-топ,
Глазками коза – хлоп-хлоп.

Подберите качественные и интересные презентации про животных.

Сейчас в Интернете можно выбрать презентации на любой вкус. Список наших любимых презентаций про животных:

  • «Как спят звери»
  • «Как говорят животные»
  • «Птицы»
  • «Животные дома»
  • «На ферме»
  • «Дельфины»

При просмотре презентаций не забывайте рассказывать о животных и птицах, чтобы у малыша возникали чувственные ассоциации.

Например, когда мы смотрим презентацию «птицы», я попутно озвучиваю ворону, воробья. Показываю сложенными ладошками, какая «маленькая-маленькая» колибри. Рассказываю стишок про сову:

Совушка-сова, большая голова
На дереве сидела, во все стороны глядела.
Глазками сова луп-луп, (выразительно лопаем глазками)
Ножками сова туп-туп…

Играйте с малышом в игрушечных животных.

Почему этот пункт оказался на последнем месте? Просто о нем как правило все родители помнят без подсказок в первую очередь.

На игрушечных зверьках хорошо изучать части тела (глазки, ротик, ушки, животик, спинка, хобот, шея). С игрушками хорошо разыгрывать представления, кормить их, мыть, укладывать спать…

К сожалению, сейчас трудно найти хорошие наборы с животными, похожими на настоящих. Обычно из пакета с резиновыми коровами ужасно пахнет краской и химией. Но, возможно вам удастся отыскать что-то стоящее и устроить на столе настоящую ферму, джунгли или саванну!

Веселых вам игр!

Изучение животных и звуков, которые они произносят, это очень увлекательное занятие для вашего ребенка и, конечно же, для вас. Проводить такие занятия можно уже с 6 месяцев, но, конечно, это зависит от самого ребенка. Все мамы знают, что каждый ребенок индивидуален и если один начинает говорить в 10-11 месяцев, то некоторые молчат до 1,5 -2 лет. Но все-таки, чем раньше вы начнете изучать животных, тем лучше.

  1. Живая наглядность.

Конечно же, никакие игрушки и книжки не заменят живого общения с животными.Для этого можно посещать зоопарки, пруды и фермы. Во время прогулки по таким местам, рассказывать ребенку про животных, про их среду обитания и привычки. Главное следить за тем, чтобы животные не напугали вашего малыша.

  1. Игрушки.

Варианты игрушек с животными могут быть разными: мягкие игрушки, пластмассовые и резиновые. Такими игрушками можно играть, строить мини-зоопарки. Моей дочери это очень нравится. Сначала она просто таскала их или складывала в сумочку. Затем начала расставлять их, а я рассказывала ей про каждое животное, изображая его движение и подражая звуку. Также на холодильнике, у нас есть магниты с животными. И когда дочка обедает, мы начинаем их рассматривать, повторять звуки. А перед сном, в ванной, нас ждали резиновые животные. То есть, практически, мы занимались целый день.

  1. Карточки и книги.

Уже в 6 месяцев я приобрела карточки и книги с изображением животных. К каждой карточке я выучила стихотворение с подражанием звуков животных. Например:

Наши уточки с утра

Кря-кря-кря, кря-кря-кря,

Наши гуси у пруда,

Га-га-га, га-га-га.

Наши курочки в окно,

Ко-ко-ко, ко-ко-ко и т.д.

Такие стишки порадуют вашего ребенка, а ближе к 1-1.5 лет он начнет повторять эти звуки.

  1. Логическая цепочка.

Для такой цепочки, я специально заготовила карточки из плотного картона, с изображением разных животных. Выстроив ребенку цепочку, пробуем ее повторить. Необходимо объяснить ребенку, что нужно найти таких же животных и поставить их в таком же порядке.

  1. Развивающие мультфильмы

Многие в этом вопросе меня не поддержат, ведь, большинство считают, что мультфильмы для маленьких детей приносят только вред. Но, лично я с этим не соглашусь.Мой ребенок смотрит развивающие мультфильмы (конечно, не весь день) и я не вижу в этом никакого вреда, а только пользу.

Для изучения животных мы смотрит такиемультфильмы, как Baby Einstein (серии Ной, Соседство), где показывают реальных животных. Некоторые из них мы не сможем выйти даже в зоопарке. Моей доченьке очень нравятся эти мультфильмы. Она уже знает и ждет, что сейчас покажут собаку, а потом медведя и т.д., и ее радости нет предела.

Вот основные занятия по изучению животных, которые мы применяем. Занимаясь с ней каждый день, моя дочь уже в 11 месяцев подражала звукам и движениям большинства животных. Дерзайте!

Что значит «любить животных»

Для начала разберёмся, что же обычно подразумевают под словосочетанием «любовь к животным». Это поможет понять, о воспитании каких качеств нужно думать в первую очередь, так как любовь детей к животным, как и у взрослых, выражается в поступках.

Для каждого животного важно бережное отношение и забота. Именно так проявляется любовь человека к четвероногим, пернатым и пресмыкающимся. Поэтому ребёнку, каким бы маленьким он ни был, нужно объяснять, рассказывать и показывать, как заботиться и ухаживать за животными.

Любовь с пользой

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка, и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям — переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Так что решать, стоит ли учить малыша обращению с животными, не нужно — польза таких знакомств слишком очевидна, чтобы от неё отмахиваться.

Когда дома живут питомцы

Если Ваш малыш родился, когда в дома уже были животные, то объяснять ребёнку, что их нужно любить, не нужно. Ваш пример будет лучшим рассказом о любви.

Конечно, примерно до двух лет придётся очень внимательно контролировать процесс общения ребёнка и питомцев. Ведь малышам так интересно, как ведёт себя щенок или кролик. Но дети не понимают, что перед ними — живое существо, которому может быть больно или неприятно, и с которым нужно правильно обращаться.

Если вдруг Вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в Вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на Ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить Ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать Вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так Вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Когда дома нет животных

Если Ваш малыш с рождения не контактирует с животными, в этом нет ничего страшного. Научиться любви к животным можно в любом возрасте.

Начните показывать ребёнку зверей на прогулках. Наверняка Вы встретите соседскую собаку или кошку, когда выйдете во двор подышать свежим воздухом. Даже если Ваш малыш едва научился сидеть, покажите ему животное и расскажите о нём. Если ежедневно Вам встречается одна и та же собака, не забывайте повторять маленькие уроки, рассказывать и показывать.

Показать животных будет несложно: детские книжки, сказки, игры и раскраски посвящены самым разным животным.

Когда придёт время, покажите малышу мультфильмы, рассказывающие о дружбе животных и человека. Например, мультик про котёнка Гава, который вместе со щенком находит себе хозяйку, очень нравится даже самым маленьким зрителям.

Когда малыш уже может ходить, кормите птиц. Летом — на водоёмах, зимой— в вашем дворе.

Помогите ребёнку сделать простую кормушку. Пусть он обязательно участвует в её создании. Когда довольные птицы будут клевать пшено и семечки, не забудьте похвалить малыша за то, что он помог воробьям и синичкам.

А вот вопрос, стоит ли заводить домашнего питомца, не так прост. Пока малыш ещё не ходит в детский сад или посещает младшую группу, он вряд ли может осознать, насколько хочет завести животное. И даже если сын или дочка просят купить собаку, это не значит, что через пару дней их воображение детей не займёт другая идея.

Кроме того, в раннем возрасте дети просто не могут полноценно ухаживать за животными, так что заботы о них полностью ложатся на плечи родителей.

Но категорически отказываться от домашнего питомца не стоит. Ведь положительные эмоции, которые дарят животные людям, с лихвой компенсируют все неудобства, связанные с прогулками и уборкой. Кот и пёс могут стать настоящими друзьями Вашего малыша, особенно, если они будут вместе расти.

Как быть аллергикам?

Иногда общение с животными ограничено в силу объективных причин — у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе — в буквальном смысле.

В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах и о безопасности.

Зоопарки и природа

Зоопарки остаются отличным способом знакомства детей с животными. Если Вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит. И будет стараться найти подход к каждому животному.

Впрочем, в зоопарках многие взрослые предпочитают смотреть на экзотических животных, забывая о домашних питомцах, которые кажутся нам привычными: козах, курах, коровах. Для современного городского ребёнка все эти животные — такая же диковинка, как лев или бегемот, хотя в народных сказках это главные действующие лица.

Так что, если у Вас есть такая возможность, свозите малыша в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Если в деревню ехать не к кому, зайдите в контактный зоопарк. К счастью, небольшие загоны, в которых дети могут погладить козлёнка и покормить кролика, стали широко распространены. Узнайте, есть ли поблизости контактный зоопарк, и запланируйте посещение на выходной день.

Помните о безопасности

Если Вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет Вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением с уличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

). Может ли это помочь нам понять, как эволюционировали другие животные – например, наши ближайшие родственники приматы – или мы сами? И чему нас могут научить животные?

На фото: человек и шимпанзе. Источник фото: https://blog.cirm.ca.gov

Как собаки помогают нам узнать больше о себе

В науке есть понятие «конвергентная эволюция». Мы уже знаем об эволюционном подходе к рассмотрению вопроса интеллекта людей и животных. А конвергентная эволюция – это процесс, в ходе которого возникает сходство между организмами разных видов, но обитающих в сходных условиях. В результате разные животные развиваются почти одинаково.

Если вы посмотрите на животных, являющихся дальними родственниками, вас может удивить, как много общего вы найдете. Например, взять сумчатых, обитающих лишь в Австралии, и плотоядных из Северной Америки – между ними очень много общего, хотя они сильно отличаются друг от друга.

Или, например, если мы берем Северную Америку, то там живут такие хищники как волки. Но если переместиться в Австралию, вы обнаружите, что там нет волков. Зато там есть сумчатые. И когда-то в Австралии обитало сумчатое, известное как тасманийский волк, или тасманийский тигр, также известный как тилацин, занимавшее ту же экологическую нишу, что и волки в Америке. К сожалению, это вымерший вид – благодаря усилиям человека.

Процесс конвергентной эволюции продолжается до сих пор. И благодаря этому то, что мы знаем о собаках, может помочь нам больше узнать о других видах. Например, это приводит нас к тому, что мы знаем о карликовом шимпанзе, или бонобо, а они, в свою очередь, помогут понять, как же развивался человек.

На фото: человек и бонобо. Источник фото: https://cosmosmagazine.com

Где берет начало гуманизм и чему нас могут научить обезьяны

Бонобо – одни из двух наших ближайших родственников, и их поведение во многом любопытно.

Попробуйте поставить себя на место бонобо. Например, вы выиграли в лотерею крупную сумму денег, и вам нужно решить, что вы с ней сделаете. Выбор: дать деньги другу или совершенно незнакомому человеку? Большинство людей, понятное дело, при таком раскладе выберет друга или члена семьи.

Но бонобо всех удивили.

Как же проходил эксперимент?

В помещение, где находилась обезьянка, клали еду – совсем немного. Важное дополнение – это происходило до того, как бонобо получали завтрак, то есть животные были голодны. А еда была очень вкусной – любимые фруктовые лакомства. В соседней комнате находилась еще одна обезьянка – хороший друг подопытного бонобо или совершенно незнакомое животное. Дверь между помещениями открывалась только со стороны подопытного бонобо, и он умел ее открывать.

То есть обезьянки бонобо вели себя как настоящие добрые самаритяне – так, как не повел бы себя человек.

Как можно это объяснить? Бонобо обладают высочайшим уровнем эмпатии (умения сопереживать), которое недоступно другим видам, в том числе большинству людей?

Чтобы проверить это, провели эксперимент с зеванием. Психологами доказано, что зевание в ответ на зевок другого существа – это признак эмпатии. И если, например, вы зеваете, а человек рядом с вами – нет, это повод задуматься, а обладает ли он эмпатией, способен ли сопереживать кому-то? И стоит ли общаться с ним дальше?

Так вот, исследователи показывали бонобо других зевающих бонобо: их друзей или незнакомцев. И подопытные бонобо тоже начинали зевать – как вслед за друзьями, так и за незнакомыми обезьянками. Так что можно сказать, что бонобо обладают эмпатией, то есть могут сопереживать другим.

А вот когда проводились эксперименты с шимпанзе, еще одним нашими ближайшим родственником, результаты были другими. Шимпанзе присуща эмпатия, если это касается членов их стаи, однако сопереживание отсутствует по отношению к незнакомцам.

У бонобо есть еще одна интересная особенность помимо эмпатии к незнакомцам. Они разбивают стереотип о том, что самое большое животное является доминантным. В отношениях между членами стаи маленькая самка может быть главнее, чем большой самец. К тому же, бонобо менее агрессивны, чем шимпнзе. Например, никто не видел, чтобы один бонобо убил другого – а у шимпанзе такое встречается. И самки бонобо предпочитают не самого брутального, а самого миролюбивого самца в стае.

На фото: карликовые шимпанзе бонобо. Источник фото: https://www.iflscience.com

А теперь мы можем вернуться к вопросу о том, кто из животных умнее и является ли человек венцом мироздания.

Конечно, если мы возьмем космонавта как представителя Homo Sapiens, и поставим его рядом с обезьяной, вопрос может показаться глупейшим. Или если мы вспомним о достижениях человеческого разума, обо всех технических приспособлениях, которыми мы пользуемся, об огромном пласте культуры.

Но помните ли вы о том, что интеллект имеет разные составляющие? И если мы задумаемся о «темной стороне», люди как вид уже не будут выглядеть так впечатляюще.

Мы убиваем друг друга, эксплуатируем других людей, играем в азартные игры, гробим себя наркотиками и совершаем множество других столь же неприглядных поступков. В этом смысле шимпанзе похожи на нас, но вот бонобо кажутся куда более развитыми.

Причем же здесь собаки?

В ходе эксперимента с одомашниванием лис выяснилось, что они меняются – не только с точки зрения психологии, но и с точки зрения физиологии. Вероятно, то же происходило и с собаками по мере одомашнивания. И если мы сравним шимпанзе и бонобо, то увидим похожие изменения.

Череп стал меньше, скелет – более изящным, самцы бонобо не агрессивны, и в целом эти обезьяны более заинтересованы в общении с другими и дружелюбны. Им практически не свойственны проявления «темной стороны натуры», свойственные шимпанзе (и людям). То есть можно сказать, что бонобо пошли по пути «самоодомашнивания». Как и собаки, и многие другие виды.

А что же люди? Удастся ли нам когда-нибудь преодолеть "темные стороны" своей натуры?