III. Крушение колониального режима в Индии (1945—1947). Завоевание Индией независимости. Развитие Индии. После окон­чания Второй мировой войны Индия переживала подъем нацио­нально-освободительного движения




В Индии — самой богатой коло-нии Великобритании начался подъём антиколониального движе-ния. Для его ослабления в 1946 г. было принято решение о выбо-рах в Центральное законодательное собрание. Победа светского, не выражавшего интересов определённых религиозных групп Ин-дийского национального конгресса (ИНК) вызвала неудоволь-ствие мусульман, отказывавших в доверии индусам и требовавших своего представительства во власти. ИНК, не желавший идти на-встречу требованиям мусульман, подчёркивал своё стремление стать единственной общенациональной партией, представляющей интересы как индусов, так и мусульман.

Именно это побудило Му-сульманскую лигу под руководством Мухаммеда Али Джинны по-рвать с ИНК и вступить на путь сепаратизма, что и привело к воз-никновению государства Пакистан. В августе 1947 г. был принят закон о независимости, предусматривавший создание двух госу-дарств. Бывшая колония расчленялась по религиозному признаку на Индию, в которой большинство населения исповедовало ин-дуизм, и Пакистан, в котором преобладало мусульманское населе-ние. 14 августа в Индии и 15 августа 1947 г. в Пакистане впервые отмечали День независимости.

Резня в Индии (1947 год)

Но не успели закончиться праздни-ки, как началась трагедия. В течение августа и сентября 1947 г. бы-ли убиты до 500 тыс. мусульман, покидавших индийскую половину восточного Панджаба (Пятиречья). Воинственные сикхи (предста-вители религиозного учения, отличающегося от ислама и индуиз-ма) не щадили даже женщин и детей, останавливали поезда, пере-полненные беженцами, и хладнокровно убивали всех. Убийства индусов проходили и в Пакистане, но гораздо в меньших масшта-бах. Мусульманская лига пыталась выжить сикхов и индусов, ока-завшихся на территории Пакистана. В поисках спасения миллио-ны беженцев пересекали границу в обоих направлениях, обезумев от ужаса межобщинной войны. Из Индии бежали 9-10 млн мусуль-ман; в Западном Пакистане осталось совсем немного индусов, но в Восточном Пакистане их было около 30 млн. Межобщинные столкновения и убийства происходили и позднее, но никогда не достигали ужасающих размеров 1947 г.

Убийство М. Ганди

Передача власти в Индии от англичан национальному прави-тельству превратилась в катастрофическую бойню. Среди жертв ока-зался и основатель Индийского национального конгресса М. Ганди, убитый в январе 1948 г. индусским экстремистом. Определённую долю вины в этом кровопролитии несут прежнее колониальное управление, не имевшее чёткой концепции много-национального государства, и новые власти, кото-рые безответственными заявлениями или бездейст-вием способствовали возникновению напряжения.

Индия справляется с продовольственными трудностями, она вошла в первую десятку стран мира по объёму промышленного про-изводства.

В отличие от Индии, в Пакистане была провозглашена ислам-ская республика с сильной президентской властью. Несогласие Пакистана с условиями территориального разграничения, считавшего, что ряд мусульманских регионов ошибочно вошёл в состав Индии, стало причиной неоднократных вооружённых конфликтов между странами.

Окончание второй мировой войны и первые послевоенные годы составили для Азии целую историческую эпоху. Победила Августовская революция во Вьетнаме, началось освобождение Индонезии, стали независимыми Бирма, Лаос, Камбоджа. Революционный Китай торжествовал успех многолетней борьбы.
На этот же период приходится национально-освободительная революция в Индии. Не полагаясь более на лицемерные обещания Англии, индийский рабочий класс, индийское крестьянство требовали независимости и добивались ее революционным путем. В феврале 1946 года началось восстание индийских военных моряков (почти 20 кораблей подняли красные флаги).
Английское лейбористское правительство должно было сделать заявление о предоставлении Индии политической независимости в рамках Британского содружества наций.
Специальная миссия, посланная в Индию из Лондона, предложила следующий план: Индия преобразуется в союз автономных провинций и княжеств, а после того получает право считаться доминионом; провинции, в свою очередь, подразделяются на индуистские и мусульманские - по религиозному признаку.
План этот имел цепью расчленение страны: предполагалось, что таким образом легче держать ее в прежней зависимости.
После разного рода маневров, имевших целью развести на разные концы и рассорить между собой две главные политические партии национального освобождения - Индийский национальный конгресс и Мусульманскую лигу, - Англии удалось провести план расчленения Индии. Законом от 15 августа 1947 года были созданы два доминиона: Индия и Пакистан.
Пакистан (111 млн. человек) был составлен из двух частей, отстоящих на 1,5 тысячи километров друг от друга. На княжество Кашмир заявляли требования как Индия, так и Пакистан. Уже в октябре 1947 г. пакистанские вооруженные отряды заняли часть Кашмира. По просьбе махараджи Кашмира княжество было включено в состав Индии (1947 г.).
Расчленение страны повлекло за собой неисчислимые бедствия. Сотни тысяч людей насильственно переселялись из одного доминиона в другой. Экономические связи, установившиеся веками, были искусственно разорваны. Религиозная рознь стала еще ожесточенней.
Когда началось расчленение на две части провинции Пенджаб, борьба между индусами (и сикхами), с одной стороны, и мусульманами - с другой, вылилась в резню. Погибло около 500 тыс. человек и не менее 12 млн. осталось без крова. Погромы и резня прокатились по всей огромной стране и, что касается Пенджаба, не прекратились до сих пор.
За расчленением последовало создание правительств Индии и Пакистана. Правительство Индии было сформировано Индийским национальным конгрессом - партией национальной буржуазии, землевладения, интеллигенции. Главой правительства стал Д. Неру.
Государственная независимость Индии получает свое окончательное подтверждение в акте 26 января 1950 года, которым Индия объявляется "суверенной и демократической республикой". В тот же день была введена в действие конституция Индийской республики.
Конституция провозгласила федеративное устройство нового государства: в начале штаты различались по форме правления, но в 1956 году была проведена реформа, введшая новое административное деление. В настоящее время штаты имеют единообразную систему управления.
Княжества Индии (Хайдерабад, Майсор и др.) должны были войти в состав республики: попытки их феодальных властителей остаться в стороне были сорваны народными массами.
Равенство граждан признается независимо от касты и религии, к которым они принадлежат.
Касты, о которых мы говорили, характеризуя древнюю Индию, не исчезли и по сей день. Это деление особенно заметно в деревне, где обычай держится крепче и дольше.
Преобладание браминов (брахманов) несомненно в политической жизни: из них состоят основные кадры государственных чиновников высшего ранга, лидеры политических партий и организаций.
Не менее 70 млн. человек индийского населения составляют "неприкасаемые": рикши, метельщики, посыльные, ассенизаторы и т.п. И хотя законы на их стороне, старые обычаи еще не исчезли.
Конституция содержит особое упоминание об обеспечении народа средствами к существованию как задаче управления, об охране труда рабочих и малолетних.
В этой связи заслуживают упоминания аграрная реформа (задачей которой должно быть уничтожение феодального землевладения и феодальных пережитков вообще), а также политика индустриализации страны.
Первая аграрная реформа стала осуществляться в 1948 году, но она имела ограниченный характер, проводилась правительствами штатов, сводилась к некоторому отчуждению (за плату) излишних земель помещиков. Выкупные платежи были очень высокими (10-15-летняя годовая рента), и поэтому воспользовались плодами реформы одни кулаки.
В последующие годы были предприняты новые меры для перераспределения земли. Однако и после того положение мало в чем изменилось: 80Уо крестьян владели тем же количеством земли (27%), что и 2% крупных землевладельцев.
Индустриализация страны осуществляется на основе государственных планов. Особое внимание уделено созданию государственного сектора народного хозяйства. Индия создала некоторые важнейшие индустриальные комплексы.
В ноябре 1949 года вступила в силу конституция Индии. Главой Индийской республики является президент, избираемый на 5 лет. Он назначает премьер-министра правительства (Совета министров). Последнее несет ответственность перед парламентом. Парламент двухпалатный. Одна его палата избирается выборщиками от штатов, другая - всеобщим голосованием. Избирательное право является всеобщим и предоставляется гражданам начиная с 21 года.
Имея в виду сепаратистские стремления некоторых штатов, а еще больше неизбежность острых социальных столкновений, конституция Индии предусматривает право президента вводить чрезвычайное положение и принимать чрезвычайные меры для пресечения противоправительственных действий.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945-1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947-1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения - политической независимости - привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК - Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ-ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Коммунисты сохранили свое влияние в «Кисан сабха», который руководил мощными крестьянскими выступлениями в 40-х - начале 50-х годов в Бенгалии, Бихаре, Соединенных провинциях и Пенджабе. Крестьяне требовали отмены системы заминдари, снижения арендной платы и налогов, наделения арендаторов владельческими правами. В 1948 г. ИНК объявил о намерении провести аграрную реформу. В самой партии развернулась острая борьба по вопросу о стратегии и тактике экономического и социально-политического развития страны. В 1951 г. левоцентристское крыло во главе с Дж. Неру одержало победу, в результате которой стал проводиться курс на буржуазно


В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация. В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно- полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.


Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели. Образовались два государства: Индия и Пакистан. Образовались два государства: Индия и Пакистан.


Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК. Дж. Неру удалось заложить основы стабильного развития страны. За все время независимого развития Индии там не было ни государственных переворотов, ни военных режимов. В течение длительного времени у власти находился «клан Неру» - сам Дж. Неру (до 1964 г.) и члены его семьи: дочь Индира Ганди (,) и его внук Раджив Ганди (). Все они возглавляли ИНК, который был правящей партией. В 90-е годы ХХ века в Индии начала складываться реальная многопартийная система. Период доминирования ИНК в политической жизни страны завершился. Окрепшие оппозиционные партии успешно выдержали конкуренцию с ним на парламентских выборах. В 90-е годы, впервые в истории страны, начали формироваться коалиционные правительства без участия ИНК.


За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%. За годы независимости Индия добилась значительных успехов. Она создала большой промышленный потенциал. Преобразования в аграрном секторе позволили в 70-е годы отказаться от импорта продовольственного зерна. Но к концу 80-х годов стало ясно, что сложившаяся рыночно- командная система исчерпала свои возможности. Индия отставала от остального мира. Ее экономическое развитие происходило в основном за счет современного сектора. За 40 лет независимости, к началу 90-х годов, реальный доход на душу населения вырос всего на 91%.


Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%. Поэтому с 1991 г. правительство перешло к осуществлению экономической реформы. Был ослаблен государственный контроль над частным бизнесом, снижены налоги, либерализована торговля, осуществлена приватизация некоторых государственных предприятий. Это привлекло иностранные капиталовложения и способствовало оздоровлению финансовой ситуации в стране. Заметно возросли темпы развития индийской экономики. Однако в настоящее время Индия остается страной контрастов, где новейшие достижения науки и техники (в том числе атомная и космическая промышленность) существуют параллельно с экономической отсталостью. По количеству специалистов с высшим образованием она занимает одно из ведущих мест в мире, но грамотность в стране едва превышает 50%.


Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов. Основными социально-экономическими проблемами современной Индии является перенаселенность (в 2000 г. численность населения достигла 1 млрд. человек) и низкий жизненный уровень индейцев. Большая часть населения страны не участвует в современном производстве, а следовательно - не пользуется его преимуществами. Лишь 20% индийцев относится к «среднего класса», около 1% составляют состоятельные, другую же часть - беднота. Относительная социальная стабильность сохраняется благодаря кастовой системе, традиции которой чрезвычайно живучи. Большинство населения страны принадлежит к низшим кастам, поэтому воспринимает существующее неравенство как социальную норму и не претендует на перераспределение доходов.


Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны. Внутриполитическая обстановка осложнялась обострением межобщинных отношений, в первую очередь, между индусами и мусульманами, а также между сикхами и индусами. В е годы наблюдался рост индусского национализма, объективно направленного на ограничение прав других религиозных конфессий, существующих в стране. Межобщинные столкновения приводили к колоссальным человеческим жертвам и создавали вполне реальную угрозу территориальной целостности страны.



ИНДИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Объявление Индии воюющей стороной

3 сентября 1939 г. Индия без согласия ее политических партий, представленных в Центральном законодательном собрании, была объявлена британским правительством воюющей стороной. Сразу же после этого в стране был введен закон «Об обороне Индии», которым предусматривалось создание специальных трибуналов по рассмотрению дел, связанных с «преступлениями против обороны страны». Закон давал право властям запрещать митинги, распускать любые организации и арестовывать людей, если их деятельность признавалась опасной для обороны Индии.

Вовлечение Индии в мировую войну вызвало протест индийской общественности в форме антивоенных, антиимпериалистических демонстраций и забастовок. 14 сентября руководство Конгресса выступило с заявлением, в котором подчеркивалась принципиальная позиция партии по вопросам войны и мира. Если война ведется во имя защиты статус-кво, империалистических владений, колоний, интересов отдельных групп и привилегий, говорилось в заявлении, индийский народ не может позволить, чтобы ресурсы страны использовались для таких целей. Если же в ней решается судьба демократии и мирового порядка, основанного на демократии, то Индия глубоко заинтересована в этом. Если Великобритания борется за сохранение и расширение демократии, она должна непременно покончить с империализмом в ее собственных владениях, установить полную демократию в Индии. Ее народ должен иметь право на самоопределение. Свободная демократическая Индия готова объединиться с другими свободными странами ради совместной обороны от агрессии и в целях экономического сотрудничества.

Руководство Конгресса также заявило, что начавшаяся война – это кризис всего человечества, который изменит облик мира в политическом, социальном и экономическом отношении. Индия с ее огромными ресурсами может сыграть важную роль в реорганизации мира, но лишь в качестве свободной нации. Конгресс призвал британское правительство заявить о его целях в войне в отношении демократии, империализма и предполагаемого нового порядка, о том, как эти цели будут осуществлены в Индии. «Случится величайшая трагедия, если даже эта ужасная война будет вестись в духе империализма и в целях сохранения нынешнего строя, который сам по себе стал причиной войны и человеческого вырождения».

По мнению Неру, метрополии было бы несложно опубликовать декларацию о свободе Индии и увязать ее с нуждами войны. Если бы у Великобритании было желание и воля признать свободу Индии, то все противоречия можно было бы примирить с общего согласия заинтересованных сторон. Поскольку в провинциях уже действовали местные правительства, сформированные после выборов 1935 г., в центре на период войны можно было бы создать национальный аппарат власти. Он организовал бы военные усилия на национальной основе, обеспечил сотрудничество с армией и стал бы связующим звеном между народом и правительствами провинций, с одной стороны, и британским правительством с другой. И далее: все прочие конституционные проблемы можно было бы отложить до окончания войны, после чего выборные индийские представители разработали бы постоянную конституцию и заключили с Великобританией договор, обеспечивающий взаимные интересы.

17 октября 1939 г. колониальная администрация опубликовала «Белую книгу», в которой подтвердила данные ранее обещания: по окончании войны разработать новую конституцию при участии представителей разных общин, политических партий Индии, а также индийских князей. Конгресс же настаивал на том, чтобы конституция Индии вырабатывалась не путем совещаний с лидерами партий и общин, а Учредительным собранием, которое будет избрано индийским народом на основе всеобщего избирательного права. Как писал Неру, колониальные власти «ответили отказом на все наши просьбы. Нам стало ясно, что они желают видеть в нас не своих друзей и коллег, а только рабов, которые исполняли бы их приказания». Конгресс заявил, что отказ Великобритании удовлетворить его требования свидетельствовал об империалистическом характере войны. Поэтому он предложил своим министрам в восьми провинциях в знак протеста подать в отставку, что и было сделано. В ответ на это колониальная администрация ввела в этих провинциях губернаторское правление и создало правительства из назначенных ею чиновников.

Мусульманская лига также отказалась поддержать Великобританию в войне. В то же время по случаю прекращения деятельности конгрессистских правительств Джинна объявил 22 декабря 1939 г. «днем избавления и благодарения». Он подчеркнул, что именно «высшее командование Конгресса несет главную ответственность за то зло, которое было причинено мусульманам и другим меньшинствам». Хотя было очевидно, что конгрессистские правительства в провинциях не обладали всей полнотой власти, а, наоборот, были серьезно ограничены всей системой колониального управления, частью которого был закон 1935 г.

Против участия Индии в войне выступала и Коммунистическая партия Индии, которая находилась на нелегальном положении. В принятой руководством партии в ноябре 1939 г. резолюции о войне германский фашизм был назван главным поджигателем войны, а британский империализм рассматривался как сила, поощряющая фашистскую агрессию с целью направить ее против СССР. КПИ считала необходимым использовать военный кризис для достижения независимости Индии. По этому вопросу коммунисты сотрудничали с Конгресс-социалистической партией и массовыми организациями Конгресса – профсоюзами и крестьянскими союзами.

Нарастание антивоенных настроений в стране вынудило британские власти выступить 10 января 1940 г. с новым заявлением о политике Великобритании в Индии. В нем указывалось, что метрополия готова предоставить Индии права доминиона после войны в «возможно короткий срок». При этом Великобритания будет отвечать за оборону Индии в течение 30 лет после того, как Индия станет доминионом. Руководство Конгресса отклонило это предложение. 26 января 1940 г., когда был проведен «День независимости», Конгресс призвал народ к борьбе за свободу страны.

Заметную, хотя и неоднозначную, роль в формировании общественного мнения Индии в отношении Великобритании и других участников Второй мировой войны сыграл Субхас Чандра Бос. Еще до начала войны он уделял большое внимание анализу ситуации в Европе и Азии. На сессии Конгресса в Трипури в марте 1939 г. он заявил, что важнейшим событием минувшего года был Мюнхенский договор, который стал «прямой сдачей» Великобританией и Францией своих позиций нацистской Германии. В результате Франция перестала быть доминирующей державой в Европе. Гегемония перешла к Германии без единого выстрела. Несколько раньше поражение республиканского правительства в Испании усилило позиции фашистской Италии и нацистской Германии. «Так называемые демократические державы – Франция и Великобритания – присоединились к Италии и Германии в сговоре с целью устранить Советскую Россию из европейской политики, по крайней мере, на время, – писал Бос. – Но как долго это окажется возможным? Нет сомнения, что в результате последних международных событий в Европе, а также в Азии, британский и французский империализм понесут значительный урон».

По мнению Боса, который неоднократно посещал Европу в 1930-е годы, нацистская Германия никогда не посмела бы аннексировать Австрию и захватить Чехословакию, если бы Великобритания и Франция выступили против этого. Он считал, что британские политики были либо обмануты Гитлером, либо «намеренно помогли» Германии установить гегемонию на европейском континенте. «Британия сдалась Гитлеру, и это означало фактическое создание англо-германского альянса вместо англо-французского союза». Бос также считал, что Франция могла спасти Чехословакию и предотвратить последующую войну. «…Если бы французы решительно сказали Британии и Германии, что они поддерживают Чехословакию, тогда свою роль сыграла бы и Россия».

Бос исходил из того, что Россия упорно и настойчиво стремилась заключить соглашение с Великобританией и Францией. «И только после того как она убедилась в полной безнадежности добиться этого, она решила подписать с Германией Пакт о ненападении». Бос откликнулся на это событие статьей в своей газете «Forward Bloc» 26 августа 1939 г.: «…если разразится война между Германией и Польшей, симпатии индийского народа будут на стороне поляков». А применительно к Индии он писал: «Если русские и немцы, которые еще вчера были заклятыми врагами, смогут закопать топор войны в случае всемирного кризиса, то не следует ли Конгрессу покончить с внутренними разногласиями и объединить усилия, чтобы повести страну к достижению полной независимости?» И далее: «Настало время сказать Британии в самой понятной форме, что Индия не позволит использовать ее людские, финансовые и материальные ресурсы для империалистической войны …Если война не начнется в течение нескольких дней и если нынешняя буря рассеется, мы не должны быть настолько глупыми, чтобы считать, что кризис окончательно разрешен… Если господин Гитлер хочет войны, он никогда не будет испытывать проблем в поисках удобного предлога. Поэтому мы в Индии должны осознавать, что нынешняя международная напряженность будет иметь продолжение, и мы должны соответствующим образом подготовиться».

Дальнейший ход событий заставил индийцев переосмыслить ситуацию с учетом изменившейся обстановки. «Когда немецкие орды захватили Париж (14 июня 1940 г.), – писал Бос на следующий день после этого в своей газете, – кто бы мог подумать, что они сумеют достичь своих целей так быстро?» Трудно предсказать, как начнут развиваться события, «если будет захвачена и Великобритания. Соединенные Штаты Америки не могут пойти дальше определенных пределов в своей помощи союзникам, если только Япония не создаст каких-либо проблем на Дальнем Востоке...». В чем же должна состоять позиция Индии при таком политическом раскладе? – задавался вопросом Бос.

Такой ход мыслей Боса был связан прежде всего с событиями в Европе, где для Англии складывалась крайне неблагоприятная ситуация. Вполне возможно, что именно тогда у него созрел план собственных действий по освобождению Индии. 17 января 1941 г. Бос бежал из-под домашнего ареста в Калькутте сначала в Пешавар, затем в Кабул. Там он через посольства Германии и Италии получил транзитную визу для поездки через Москву в Берлин. 31 марта Бос встретился в Москве с послом Германии в СССР Шуленбургом и поездом выехал в Берлин. По имеющимся данным, у него не было встреч в Москве с советскими политическими руководителями.

Реакция индийских политических партий на события в мире

В начале войны для индийцев особое значение имели заявления и действия английских руководителей и военные планы Гитлера. Оккупация Германией Бельгии и капитуляция Франции в июне 1940 г. вызвали в Индии огромную озабоченность. В те дни Гитлер заявил (в присутствии начальника генерального штаба германской армии Гальдера): «Мы ищем точки соприкосновения с Англией на основе раздела мира». А вскоре после этого в узком кругу близких сотрудников он сказал: «Армия – становой хребет Англии и ее империи. Если мы разобьем ее экспедиционный корпус (в Европе), империя погибнет. Поскольку мы не хотим и не можем стать ее наследниками, мы должны оставить ей шанс».

Позже Гитлер подтвердил эту мысль в беседе с заместителем государственного секретаря США С. Уэллесом, который в качестве личного представителя Рузвельта посетил в феврале – марте 1940 г. Рим, Берлин, Париж и Лондон. В беседе с ним Гитлер говорил о желании жить в мире с Англией. Он подчеркнул, что немцы не хотят уничтожения Британской империи. Эту же идею высказал Уэллесу и Г. Геринг, заявив о готовности гарантировать целостность Британской империи. Попытки примирения Германии и Англии продолжались и позже. Одним из главных условий было сохранение целостности Британской империи.

Дальнейшие события в Европе – оккупация Германией Бельгии, Франции, Норвегии, Дании, Нидерландов, воздушные налеты германской авиации на Англию – привели к укреплению позиций тех индийцев, которые выступали в поддержку военных усилий Великобритании.

В этих условиях Мусульманская лига на своей сессии в Лахоре 24 марта 1940 г. приняла резолюцию, в которой содержалось требование к английским властям создать на Северо-Западе и Востоке страны, где мусульмане составляли большинство населения, независимые государства, в которых образующие их конституционные единицы должны быть автономными и суверенными. В резолюции указывалось, что это следовало предусмотреть при разработке будущей конституции Индии. Резолюцию внес на рассмотрение Лиги главный министр Бенгалии А.К. Фазлул Хак. Не исключено, отмечает В.Я. Белокреницкий, что именно по этой причине она предусматривала создание не одного, а двух мусульманских государств. Джинна поддержал резолюцию, но высказался за одно государство мусульман.

В своем выступлении на сессии Джинна подчеркнул: «Мы знаем, что история последних 1200 лет… показала, что Индия всегда была разделена на индусскую Индию и мусульманскую Индию… Нынешнее искусственное единство Индии восходит только к британскому завоеванию и поддерживается британскими штыками. Но и прекращение британского режима… провозгласит полный развал с худшими бедствиями, которые когда-либо имели место в течение последней тысячи лет при господстве мусульман.

Джинна особо отметил, что «мусульмане являются нацией… и они должны иметь свое отечество, свою территорию и свое государство». По мнению О.В. Плешова, теория двух наций нужна была Джинне не столько как идеология государственного строительства, а как средство достижения политических целей. Важнейшей из них был раздел Индии и создание на ее территории отдельных, независимых друг от друга государств индусов и мусульман.

Конгресс на своей ежегодной сессии в апреле 1940 г. в Рамгархе принял решение начать подготовку к кампании гражданского неповиновения в знак протеста против участия Индии в войне. Однако конкретных шагов в этом направлении не было сделано. Затем в июле 1940 г. руководство Конгресса предприняло новую попытку достичь соглашения с британским правительством. Оно заявило, что готово принять участие в военных действиях Великобритании, если в Индии будет создано временное ответственное национальное правительство и британские власти заявят о предоставлении Индии независимости после войны. Конгресс предлагал, чтобы национальное правительство было сформировано вице-королем в рамках действующей конституции.

В этот критический для Великобритании период войны премьер-министр Черчилль откровенно заговорил о важности колониальных владений для сохранения его собственной страны. Внимание индийцев особенно привлекло выступление Черчилля в палате общин 13 мая 1940 г., в котором он сказал: «Необходимо понять: не сможет выжить Британская империя – погибнет все то, ради чего она существовала, погибнет то, что веками отстаивало человечество, к чему веками стремилось оно и к чему будет стремиться». В другой своей речи в парламенте 4 июня 1940 г. Черчилль заявил: «… мы никогда не сдадимся; но даже если, чего я ни на миг не допускаю, этот остров или б?льшая его часть будет захвачена … тогда наша Империя за океанами, вооруженная и охраняемая британским флотом, продолжит борьбу до тех пор, пока в благословенный Богом час Новый мир не выдвинется вперед всей своей силой и мощью, чтобы спасти и освободить Старый мир». Когда Черчилль говорил о «нашей Империи», он прежде всего имел в виду, конечно, Индию.

В это время в мире широко обсуждался вопрос о вторжении гитлеровской армии на Британские острова. Об этом свидетельствует и то, что за месяц до падения Парижа Черчилль вынужден был пойти на крайний и даже унизительный шаг – обратиться к Муссолини с посланием с целью удержать Италию в стороне от конфликта. Ответ Муссолини, по словам Черчилля, «был холодным». А 10 июня 1940 г. Италия объявила войну Франции и Англии. В те дни 1940 г. Черчилль писал: «…мы были в полном одиночестве. Ни один английский доминион, ни Индия, ни колонии не могли оказать нам решающей помощи или вовремя прислать то, что сами имели».

16 июня 1940 г. Черчилль направил послание премьер-министрам британских доминионов (Канады, Австралии, Новой Зеландии и Южной Африки) с целью показать им свою решимость продолжать борьбу. Посылать что-либо подобное в Индию он не считал нужным, так как она находилась под непосредственным управлением Великобритании. Он писал: «Я лично верю, что …если мы даже будем разбиты вследствие превосходящей численности неприятельской авиации, всегда останется возможным… послать наши флоты за океан, где они будут защищать империю и дадут ей возможность продолжать войну и блокаду, надеюсь, совместно с Соединенными Штатами, пока гитлеровский режим не рухнет от напряжения».

То есть в самый критический час Черчилль видел спасение Великобритании именно в империи, главной частью которой была Индия. Англия использовала Индию не только как источник огромных ресурсов, но и для обучения и подготовки там войск, перебазировавшихся из ее доминионов и колоний (Сингапура, Австралии, Новой Зеландии и т.д.) для военных действий на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В июне 1940 г. он писал послу Великобритании в США Лотиану: «Вы должны рассеять… беззаботное предположение США, что они сумеют в результате проводимой ими политики подобрать обломки Британской империи. Наоборот, они подвергаются страшному риску, что их могущество на море будет полностью сломлено».

Правительство Великобритании было серьезно озабочено развитием событий в Европе и в этих условиях отказывалось пересмотреть свою прежнюю позицию в отношении Индии. Его ответ на требования индийцев о предоставлении независимости, получивший название «августовского предложения», проигнорировал мнение большинства индийских политических партий и их лидеров. Неру отмечал, что этот отказ был сформулирован в самых надменных выражениях и сопровождался прославлением английского господства и английской политики. За всем этим скрывалось «твердое намерение до последней возможности цепляться за Индию как за владение и собственность империи; империализм не желал разжимать своих когтей, которые он глубоко запустил в живое тело Индии».

29 августа 1940 г. близкая к Конгрессу газета «The National Herald» опубликовала статью, в которой подчеркивалось, что освобождение Индии оказало бы сильное воздействие на мировое общественное мнение, включая англичан. Там же прямо указывалось: «Мы уверены, что если война будет долгой, Англия не сможет победить без сотрудничества с Америкой, Индией и Россией». «Индия предложила Великобритании сотрудничество на условиях, почетных для обеих сторон. Целый год переговоров, консультаций, речей и дебатов закончился полным отказом Британии предоставить свободу Индии».

Ганди, Неру и другие лидеры Конгресса считали, что освобождение Индии было не только ее делом. Индия, по их мнению, была символом всех колониальных и эксплуатируемых народов, пробным камнем, на котором проверялась мировая политика. Если бы сотни миллионов людей в колониях знали и верили, что война ведется за их освобождение, это стало бы моральным фактором огромного значения даже с военной точки зрения. Но политика колониального правительства препятствовала этому. Во время войны все попытки Конгресса хотя бы временно разрешить «индийскую проблему» терпели неудачу, и его требования отвергались.

Третья кампания гражданского неповиновения 1940 г.

В сентябре 1940 г. Конгресс принял резолюцию о проведении кампании гражданского неповиновения британским властям. Чтобы не допустить широких народных волнений, под руководством Ганди была избрана форма индивидуального гражданского неповиновения, которое носило характер нравственного протеста. Назначенные для этой цели члены Конгресса, в основном из числа руководителей партии в центре, провинциях и на местах, выступали с антивоенными призывами и тем самым нарушали введенные колониальной администрацией законы и порядки.

В соответствии с разработанным Конгрессом планом, участники этой кампании должны были формально заявить властям о своем намерении нарушить закон, указать дату, время и место своего действия. Их задачей было объяснять собравшимся суть следующих призывов: «Не вносить деньги в военный фонд; не посылать индийцев на войну; не давать материалов на военные цели». В случае ареста и последующего освобождения из тюрьмы участники кампании должны были снова и снова продолжать свои выступления.

К кампании гражданского неповиновения присоединились видные деятели Конгресса, в том числе Неру. 31 октября 1940 г. он был арестован и приговорен судом к четырем годам тюремного заключения. Изложение его речи на суде было дано в ряде газет, несмотря на преследования со стороны властей и цензуру. Газете «The National Herald» в Лакхнау удалось опубликовать 5 ноября даже ее полный текст под заголовком «Британская империя перед всемирным судом… Свобода в опасности. Защитим ее всеми нашими силами». Власти тут же вынесли предупреждение газете и запретили публиковать речь Неру в других печатных изданиях.

На суде Неру заявил, что он не был врагом народа Великобритании, а выступал против ее империализма, против отказа колониального правительства предоставить свободу индийскому народу. В войне Британии против нацизма и фашизма Конгресс предложил британскому правительству сотрудничество на почетных условиях. Это сотрудничество было отвергнуто. Поэтому Конгресс был вынужден прибегнуть к гражданскому неповиновению, чтобы дать индийскому народу возможность выразить свое мнение и решить, что он должен и не должен делать в этой британской войне».

К этому же времени можно отнести последнее выступление Рабиндраната Тагора 14 апреля 1941 г. «Настанет день, когда по воле судьбы англичанам придется покинуть Индию, – сказал Тагор. – Но какую ужасающую бедность оставят они после себя, какое опустошение! Когда, наконец, поток их двухвекового правления иссохнет, сколько грязи и мерзости останется на дне!.. Когда я оглядываюсь вокруг себя, я вижу разрушающиеся руины гордой цивилизации, разбросанные как большая куча мусора. И тем не менее я не совершу страшного греха – утраты веры в Человека. Я верю, что после бури в небе, очистившемся от туч, засияет новый свет: свет самоотверженного служения Человеку».

Но тогда события развивались в другом русле. К февралю 1941 г. было арестовано около 25 тыс. лидеров и активистов Конгресса – участников кампании гражданского неповиновения, и сама она не вызвала широкого отклика в обществе. С точки зрения колониальных властей кампания гражданского неповиновения не представляла угрозы для Британской империи. Вербовка в армию продолжалась прежними темпами, военная промышленность наращивала производство, выросло число рабочих мест. Колониальные власти обвиняли лично Ганди и Конгресс в том, что они препятствуют победе союзных войск над Германией. При этом полная информация о деятельности Конгресса, его позиции по вопросу о войне и независимости Индии тщательно цензурировались.

Только к концу 1941 г. большинство участников кампании гражданского неповиновения было освобождено из тюрем. А это означало, что в течение целого года руководство Конгресса было выключено из борьбы за отстаивание своих позиций. Этим воспользовалась Мусульманская лига, которая развернула движение за образование независимого Пакистана, привлекла на свою сторону большие массы мусульман. В противовес этому Хинду махасабха стала пропагандировать лозунг единой неделимой Индии (Акханд Хиндустан), но ее влияние в массах не было столь заметным.

После нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 г. в определенной части индийского общества произошел поворот в отношении к войне. В то время авторитет СССР в Индии был весьма значительным. Руководство КПИ объявило, что характер мировой войны изменился, и она стала «народной войной». Компартия призвала к поддержке военных усилий Англии и сотрудничеству в борьбе против Германии и Японии.

24 декабря 1941 г. Ганди написал открытое письмо Гитлеру, в котором выразил протест против вторжения фашистской Германии в страны Европы Он обвинял фюрера в развязывании войны: «…ваши публикации и заявления ваших друзей и почитателей не оставляют никаких сомнений, что многие из ваших действий чудовищны и противоречат человеческому достоинству…» Об Индии Ганди писал: «Мы находимся в уникальном положении. Мы выступаем как против британского империализма, так и против нацизма. Если и есть какое-то различие между ними, то оно только в степени. Одна пятая человечества оказалась под британской пятой, и это было достигнуто средствами, не выдерживающими серьезной критики... Мы знаем, что означает британская власть для нас и неевропейских рас во всем мире. Но мы никогда не хотели бы покончить с британским правлением с помощью Германии». И далее Ганди прямо осуждал Гитлера: «Вы не оставите своему народу наследие, которым он мог бы гордиться. Он не сможет испытывать гордость перечнем жестоких деяний, как бы искусно они не планировались. Поэтому я обращаюсь к Вам – во имя человечества остановите войну». Однако цензор не позволил опубликовать письмо Ганди.

В январе 1942 г. Конгресс принял резолюцию, в которой выразил сочувствие советскому народу в его борьбе против фашизма. Советский Союз, говорилось в ней, защищает определенные человеческие, социальные и культурные ценности, которые имеют огромное значение для прогресса человечества, и было бы трагедией, если бы катаклизмы войны привели к разрушению этих устремлений и достижений. Конгресс высказал восхищение поразительным самопожертвованием и героической борьбой советского народа за свободу своей страны.

Вклад Индии в борьбу против держав оси

Стратегическое значение Индии для Британской империи сыграло важную роль в войне. В определенном смысле подтвердились слова бывшего министра иностранных дел Англии Джорджа Керзона, который говорил о центральном положении Индии, ее огромных ресурсах, растущем населении, ее армии, которая может быть переброшена в любой пункт Азии или Африки. Керзон считал, что «Индия – это центр защиты Британской империи».

События в Европе (Мюнхен, аншлюс Германией Австрии, захват ею Чехословакии, оккупация Польши, Франции и т.д.) сопровождались подготовкой Великобритании к войне. В Индии проводились организационно-мобилизационные мероприятия в промышленности, транспорте, производстве материалов военного назначения. В 1939– 1940 гг. было расширено производство на металлургических заводах. Было открыто восемь заводов по производству вооружений и боеприпасов, в том числе полевых орудий, танков, броневиков, пулеметов, автоматов, авиабомб, снарядов, начато строительство патрульных катеров и минных тральщиков, первого авиационного завода на оборудовании, закупленном из США. Велись работы по созданию предприятий химической промышленности, продукция которых могла быть использована для военных целей.

В первые же дни войны промышленность Индии получила значительные военные заказы на поставку для Англии, других стран Британской империи боеприпасов, стали и угля, железной руды, марганца, слюды, изделий из джута, хлопчатобумажных тканей «хаки», шерстяных изделий (одеяла, шинели и пр.). За девять месяцев с начала войны производство военных предприятий в Индии выросло в шесть-семь раз по сравнению с предыдущим годом. В связи с войной британская администрация ввела льготы для торговли Индии с США.

В целом за годы войны наибольший рост наблюдался в отраслях промышленности военного назначения и обслуживающих нужды армии (хлопчатобумажной и пищевой). Во время войны Индия снабжала продовольствием англо-индийскую армию, находившуюся в самой стране, а также размещенные в Индии и Бирме южноафриканские, американские и китайские войска. Кроме того, Индия обеспечивала продовольствием индийские и английские войска, действовавшие в Северной Африке, а также на Ближнем и Среднем Востоке. И это притом, что до войны она импортировала зерновые (1,5–2 млн. тонн в год) из Бирмы, Таиланда, стран Индокитая.

В ноябре 1939 г. правительство Великобритании заключило с колониальной администрацией Индии (то есть со своим же агентом) соглашение о распределении между метрополией и колонией расходов по содержанию англо-индийской армии и проведению ряда военных акций. Метрополия брала на себя обязательство содержать англо-индийские войска, дислоцированные вне Индии, и собственно индийские войска, размещенные в Индии. Однако на деле б?льшая часть этих расходов была переложена на Индию. По официальным данным, военные расходы в бюджете Индии за годы войны составили 1275 млн. фунтов стерлингов. А в целом стоимость материальных ресурсов, изъятых Великобританией из Индии за этот же период, обошлась Индии не менее чем в 2800 млн. фунтов стерлингов.

В 1940 г. Франк Нойс, советник английского правительства по торговле с Индией, следующим образом охарактеризовал значение Индии во время войны: «Ее важнейшей экономической функцией является выполнение роли центра снабжения стран, начиная от Египта, где уже находится часть ее войск, до Малайи. Она будет… делать все, чтобы снабдить сырьем и готовыми товарами все побережье Индийского океана и Красного моря, освобождая, таким образом, ресурсы и, главное, флот Англии для использования в более важных целях». Именно это и произошло во время войны. Через Индию также была реализована часть американских поставок по ленд-лизу, которая составила с марта 1941 г. по сентябрь 1945 г. более 2,1 млрд. долларов.

Предельное напряжение во время войны ресурсов Индии, особенно продовольствия, при обычном его дефиците и отсутствии государственных запасов зерна привело к голоду. В 1943 г. голодало около трети населения страны. Больше всего людей погибло в Бенгалии и ее крупнейшем городе Калькутте: по официальным данным – от 1,5 до 2 млн. человек, по другим подсчетам – от 3,5 до 4,5 млн. человек. При этом, как пишет В.Л. Пандит, находившаяся в то время в Калькутте, «голод сосуществовал рядом с изобилием. В Калькутте богатые – иностранцы и индийцы – продолжали жить в условиях изобилия, окруженные всевозможной роскошью, в то время как люди за их воротами умирали от голода и отчаяния. Коррупция была такой огромной, что в этот период наживались целые состояния, и каждая смерть означала огромные прибыли для спекулянтов продовольствием и подобным им».

Голод в Бенгалии в 1943 г. продемонстрировал неспособность и нежелание метрополии решать проблемы, возникавшие в Индии, в том числе по вине Великобритании. В течение Второй мировой войны Англия вывозила зерно из Индии, усугубляя ее и без того трудное продовольственное положение. Осенью 1942 г. циклон и последовавшие за ним приливные волны затопили огромные посевные площади в Бенгалии. Как отмечалось в отчете Комиссии по расследованию голода в Бенгалии (1944 г.), значительная часть урожая погибла. В 1943 г. около 6 млн. человек были охвачены голодом.

Вице-король Уэйвелл направил премьер-министру Уинстону Черчиллю целый ряд телеграмм, в которых сообщал, что несколько миллионов человек умирают от голода и нужна продовольственная помощь. В ответ Черчилль прислал вице-королю телеграмму, в которой ехидно спрашивал: «Почему до сих пор не умер Ганди?».

Министр по делам Индии Леопольд Эмери писал Черчиллю в связи с голодом в Бенгалии: «Как только станет известно, что поставки продовольствия из внешних источников не поступают в Индию, правительство Индии не сможет помешать повсеместному сокрытию продовольствия, и голод с разрушительной скоростью распространится по всей Индии… Результат может быть абсолютно фатальным для нашего участия во Второй мировой войне, и не только с точки зрения Индии как базы для наших дальнейших операций. Я не думаю, что у Вас есть достаточное представление о том, насколько глубоко общественное мнение уже настроено против правительства по вопросу о голоде в Бенгалии, и какой ущерб это причинило нам в глазах американцев. Это является самым тяжким ударом, который уже нанесен по нашему имени как Империи за всю нашу жизнь. Мы просто не можем позволить, чтобы это повторилось, и к тому же в еще больших масштабах… После этого ничто не сможет удержать Индию в составе Империи».

Несмотря на огромное давление со стороны вице-короля и министра по делам Индии, пишет английский историк Алекс фон Тунзелманн, Черчилль и бенгальское правительство настаивали на проведении политики, результатом которой стал «некий геноцид, проводимый капитализмом». Правительство Индии в панике лгало и обманывало, говоря, что продовольствие уже находится в пути. Позже в официальном докладе правительства утверждалось, что голода можно было избежать и что все действия в этой связи были катастрофическими.

Англо-индийские вооруженные силы в годы войны

Англо-индийская армия по составу делилась на две части. Первая – расположенные в Индии регулярные части британской армии, комплектуемые в метрополии. Вторая – так называемая индийская армия, комплектуемая в Индии. К началу войны англо-индийская армия по численности занимала второе место в империи после собственно английской армии, а в конце войны даже превосходила ее. Индийская армия комплектовалась как наемная. Никакого закона о воинской повинности в Индии не было. Большинство солдат вербовалось из мусульман, сикхов, индусских «воинских» и земледельческих каст. В годы войны стали вербовать представителей и других каст, включая неприкасаемых.

Конгресс выступал против направления индийских войск за пределы страны. Так было в июле 1939 г., когда британское правительство послало часть этих войск в Малайю, Ирак и Египет. Усмотрев в этом подготовку к началу военных действий, Конгресс призвал своих членов – депутатов Центрального законодательного собрания, составлявших в нем большинство, бойкотировать его заседания. Партии, поддерживавшие колониальное правительство в этом вопросе – Мусульманская лига, Хинду махасабха и либералы, наоборот, продолжили участие в работе собрания.

В англо-индийской армии строго соблюдался принцип – англичанин не может подчиняться индийцу. Существовала огромная дискриминация в зарплате: английский офицер получал в 4–5 раз больше, чем индийский. Индийские солдаты и офицеры присягали королю-императору Англии, воспитывались в духе защиты безопасности и целостности Британской империи.

Накануне войны в англо-индийских вооруженных силах насчитывалось около 350 тыс. человек. Основная группа вооруженных формирований (206 тыс.) – регулярная армия – состояла из наемных индийских войск, комплектуемых в Индии и Непале (159 тыс.), и английских частей (47 тыс.), присылаемых на определенный срок из Великобритании. В составе индийских дивизий на каждые три индийских полка полагался один английский.

Исключительно английскими были все авиационные и бронетанковые части, а также почти вся артиллерия. Кроме того, все ответственные командные должности в индийских частях занимали английские офицеры. К началу войны в армии было всего лишь около 500 индийцев в чине младших офицеров. К 1944 г. численность англо-индийских войск составила более двух миллионов человек. Индийская армия по-прежнему оставалась наемной. За годы войны заметно выросло число офицеров-индийцев, которых в 1945 г. насчитывалось 8 тыс. человек (примерно 20% к общему числу офицеров всех вооруженных сил). Среди них было два бригадных генерала, но в основном индийцы были лишь младшими офицерами, многие из которых состояли в нестроевых частях, административной, санитарной, транспортной службах.

За время войны в армию было набрано около 2,5 млн. индийцев, которые принимали участие в боевых действиях в Северной Африке, на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии и Европе, в обеспечении охраны транспортировки грузов из Индии и других частей империи через Индийский океан, Красное и Средиземное моря. Во Второй мировой войне участвовало вдвое больше индийских солдат, чем в Первой мировой войне. Таким образом, вклад Индии в военные усилия союзников был весьма значительным.

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Глава 12 От Второй мировой войны к холодной войне, 1941–1961 годы На самом деле Соединенные Штаты никогда не придерживались всецело «изоляционистской» позиции в международных делах. Нация последовательно и активно проводила собственную международную политику, бдительно

Из книги История самолётов, 1919–1945 автора Соболев Дмитрий Алексеевич

ГЛАВА 4. САМОЛЕТЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Развитие авиации в мирное время продолжалось только два десятилетия. В сентябре 1939 г. правительство Германии вновь развязало мировую воину, самую кровопролитную и страшную в истории человечества. И вновь, как и четверть века

Из книги Крым под пятой Гитлера. Немецкая оккупационная политика в Крыму 1941-1944 гг. автора Романько Олег Валентинович

ГЛАВА 2 проблема военно-политического коллаборационизма советских граждан в годы Второй мировой войны Важной составляющей немецкой оккупационной и национальной политики являлось привлечение населения оккупированных советских территорий к сотрудничеству. Поэтому

Из книги Польша – «цепной пес» Запада автора Жуков Дмитрий Александрович

Глава одиннадцатая Поляки в годы Второй мировой войны 27 сентября 1939 года маршал Эдвард Рыдз-Смиглы, находящийся в тот момент в Бухаресте, создал военную конспиративную организацию «Служба победе Польши», которую возглавил бригадный генерал Михал Карашевич-Токажевский

Из книги История Германии. Том 2. От создания Германской империи до начала XXI века автора Бонвеч Бернд

ГЛАВА V ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕРМАНСКОГО ВОПРОСА В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И РАСКОЛ ГЕРМАНИИ (1939-1949 гг.) Десятилетие 1939-1949 гг. - одно из самых драматических десятилетий XX в. - для Германии имело особое значение. После начала Второй мировой войны нацистский режим и его политика

Из книги Легион «Идель-Урал» автора Гилязов Искандер Аязович

Глава 1 КОЛЛАБОРАЦИОНИЗМ И ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Вопрос об оценках явления советского военного и политического коллаборационизма в годы Второй мировой войны, несмотря на его остроту, в отечественной историографии по-настоящему только начинает

Из книги История Кореи: с древности до начала XXI в. автора Курбанов Сергей Олегович

Глава 12. КОРЕЯ В ГОДЫ ЯПОНО-КИТАЙСКОЙ И ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Используя марионеточное маньчжурское государство в качестве военного плацдарма, 7 июля 1937 г. Япония начала войну против Китая. С этого времени у Японии стали ухудшаться экономические отношения со странами

Из книги География, История и Культура Англии автора Кертман Лев Ефимович

Из книги История Индии. XX век. автора Юрлов Феликс Николаевич

Глава 6 ИНДИЯ В ГОДЫ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕ НЕЕ Объявление Англией войны с Германией в августе 1914 г. оказало большое воздействие на развитие событий в Индии. Она автоматически была вовлечена в войну на стороне метрополии и ее союзников. Вместе с тем руководство

Из книги Русский Белград автора Танин Сергей Юрьевич

Глава седьмая Русская эмиграция в годы Второй мировой войны Отношение русских эмигрантов к признанию Югославией СССР Обычно, когда пишут об участии русских эмигрантов во Второй мировой войне, говорят в основном либо о русских, участвовавших в движении Сопротивления во

Из книги Антисемитизм в Советском Союзе (1918–1952) автора Шварц Соломон Меерович

ГЛАВА ПЯТАЯ АНТИСЕМИТИЗМ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Влияние советско-германского пакта К началу 2-й мировой войны почва для широкого распространения антисемитизма в Советском Союзе была подготовлена. Заключенное в это время советско-германское соглашение чрезвычайно

Из книги Стоунхендж Третьего рейха автора Васильченко Андрей Вячеславович

Глава 5. Экстернштайн в годы Второй мировой войны Начало Второй мировой войны отнюдь не положило конец многочисленным противоречиям, которые касались не только Экстернштайна. Напротив, оккупация Германией части европейских территорий привела к тому, что между

Из книги История Филиппин [Краткий очерк] автора Левтонова Юлия Олеговна

Глава XI ФИЛИППИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ Захват Филиппин был одним из звеньев военно-стратегических планов японских милитаристов в Юго-Восточной Азии. С оккупацией Филиппин Япония приобретала плацдарм для овладения Индонезией и Малайей, привлекавших особое

Из книги Катынский синдром в советско-польских и российско-польских отношениях автора Яжборовская Инесса Сергеевна

Глава 2. Сталинская политика и судьбы Польши и поляков в годы Второй мировой

Из книги Курс отечественной истории автора Девлетов Олег Усманович

Глава 7 СССР в годы Второй мировой войны. 1939–1945 гг. При рассмотрении данного раздела в исторической литературе и публицистике существует немало различных точек зрения. Они касаются прежде всего следующих проблем: причины возникновенияВторой мировой войны и главные ее

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 16. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО УКРАИНЫ В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ (1939-1945