Глухой голос причины. Органические нарушения голоса. Коррекция нарушения голоса




Для начала немного статистики: нарушения голоса различного генеза, по данным разных авторов, имеют распространенность от 1 до 49% у детей, от 2 до 45% у взрослых в зависимости от социальной принадлежности . Так, например, у лиц голосо-речевых профессий: певцов, актеров, педагогов, адвокатов и т.д., они составляют 40-55 %. Исследование нарушений голоса находятся на стыке таких дисциплин, как фониатрия, физиология, психиатрия, психология, логопедия, а также эндокринология, неврология, пульмонология.

Нарушения голоса у детей и подростков оказывают существенное влияние на их общее и речевое развитие. Степень отрицательного влияния нарушений голоса на формирование личности, на возможности социальной адаптации зависит от характера и глубины расстройства голосовой функции. В настоящее время нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, весьма распространены как у детей, так и взрослых. Причины расстройства голоса могут быть многообразны. К ним относятся – заболевания гортани, носоглотки, лёгких; перенапряжения голоса; снижение слуха; заболевания нервной системы; несоблюдение гигиены разговорного и певческого голоса.

В механизме голосообразования принимают активное участие диафрагма, лёгкие, бронхи, трахея, гортань, глотка, носоглотка, полость носа. Органом голосообразования является гортань. Когда мы говорим, голосовые складки смыкаются. Выдыхаемый воздух давит на них, заставляя колебаться. Мышцы гортани, сокращаясь, обеспечивают движение голосовых складок. В результате чего возникает колебание частиц воздуха, эти колебания, передаваясь в окружающую среду, воспринимаются как звуки голоса. Когда мы молчим, голосовые складки расходятся, образуя голосовую щель. При шепоте голосовые складки сомкнуты не полностью и меньше трутся друг о друга. Поэтому при необходимости щадить голосообразующий аппарат рекомендуется говорить шепотом. Индивидуальную окраску и характерное звучание придают голосу верхние резонаторы: глотка, носоглотка, полость рта, полости носа и его придаточных пазух.

Итак , голос – это совокупность разнообразных по своим характеристикам звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок. Звук голоса – колебания частиц воздуха, распространяющихся в виде волн сгущения и разряжения. Источником звука человеческого голоса является гортань с её голосовыми складками.

Высотой, которая зависит от частоты колебаний голосовых складок и служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительностью речи;

Громкостью или силой, которая зависит от степени смыкания и амплитуды колебания голосовых складок;

Тембром, который определяется формой колебания голосовых складок и наличием обертонов, присоединяемых к основному тону. Определённое сочетание обертонов создаёт индивидуальную окраску голоса. Тембр голоса изменяется в зависимости от возраста человека;

Диапазоном, т.е. количеством тонов. Диапазон голоса взрослого человека может изменяться в пределах 4-5 тонов, у детей в пределах 2-3 тонов.

Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония – полное отсутствие голоса; дисфония – частичные нарушения высоты, силы и тембра голоса. Помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: это помехи, комок в горле, налипание пелёнок, постоянное «першение» с потребностью откашляться, давление и боли.

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучавший голос. При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удаётся восстановить коммуникативную функцию голоса, но качество голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы. Остановимся подробнее на основных нарушениях голоса.

Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. Наиболее распространенным нарушением голоса у детей является спастическая дисфония, которая возникает из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в пятилетнем возрасте, наибольшая частота отмечается у детей в возрасте 8-10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у таких детей утром голос ясный и чистый, а к вечеру появляется осиплость. Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдается хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может появиться у детей на фоне аллергического заболевания. Также могут способствовать возникновению дисфонии негигиенические условия фонации – пыль, дым, шум в помещении. У детей могут появляться органические изменения в гортани – узелки голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще всего они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5-10 лет. Основной причиной их появления является – перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерными особенностями детей и неправильным отношением родителей и педагогов к развитию голоса. Наряду с этим нарушается и фонационное дыхание, которое становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос становится хриплым.

Помимо спастической дисфонии у детей может наблюдаться - функциональная афония, то есть отсутствие голоса. Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появление звучного голоса при кашле. В таких случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. Также к функциональным нарушениям относится патологическая мутация голоса – физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, которое сопровождается рядом изменений в голосе и голосообразующем аппарате.

Далее рассмотрим органические нарушения голоса, которые возникают вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, и в свою очередь подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относят афонию и дисфонию. Чаще всего они наблюдаются у детей с дизартрией.

К периферическим нарушениям относятся расстройства голоса из-за патологических изменений в гортани. Причиной служат ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы мягкого нёба, расщелины нёба, рубцовый стеноз гортани после заболевания или микрохирургической операции.

В связи с анатомическими изменениями в гортани и голосовых складках возникает афония и дисфония органического происхождения. При афонии ребенок говорит только шепотом, голос не появляется даже при кашле. При дисфонии голос монотонный, хриплый, глухой, часто с назальным оттенком, быстро иссякающий.

Страдает, конечно, и речевое развитие. Задерживается накопление словаря, развитие грамматического строя речи, звукопроизношение. Характерны также - соматическая и психическая ослабленность, эмоциональные расстройства.

К периферическим нарушениям иногда относят и расстройства голоса у слабослышащих и глухих детей. В этих случаях изменяется высота, сила и тембр голоса из-за отсутствия или снижения акустического контроля за речью. У детей с нарушенным слухом чаще всего тихий, с назальным оттенком, фальцет. Из всего вышесказанного следует, что органические и функциональные афонии и дисфонии различаются по причинам, их вызвавшим, по ларингоскопической картине гортани и степени восстановления голоса.

Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии – фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Вся коррекционно-логопедическая работа строится дифференцированно в зависимости от патологических проявлений каждого типа голосового расстройства. Однако, начальным этапом всегда является психотерапевтическая беседа, основная цель которой – убедить ребенка в возможности восстановления голоса, установить с ним контакт, включить его в активную работу, объяснив цели и задачи коррекции. Далее проводится артикуляционная и дыхательная гимнастика, лечебная физкультура. В начальном цикле занятий используют несложные артикуляционные упражнения, такие как гимнастика языка, губ, нижней челюсти, мягкого неба, кашлевые движения, мычание. Одновременно тренируют длительное произнесение гласных звуков А-О-У, фрикативных согласных Ф, З, С, Ш, Х, В, Ж, затем глухих и звонких взрывных П, Т, К, Б, Д, Г. Собственно голосовые упражнения состоят из вызывания голоса, закрепления голоса и автоматизации процесса «голосоведения». Голос рекомендуется вызывать путем произнесения звука М и слога МУ, затем МУМ.

Основное содержание следующего цикла занятий – автоматизация полученного голоса путем произнесения слогов, слов, фраз и отработка высоты, силы, модуляции голоса.

Заключительный этап – введение вызванного голоса в повседневное речевое общение. Процесс восстановления голоса длится около 3-4 месяцев и более эффективен в возрасте 3-4 лет.

При функциональных нарушениях голоса основной задачей логопедической работы является преодоление стойкого фиксированного патологического рефлекса голосообразования. Поэтому проведение психотерапевтических бесед является необходимым условием. Вслед за беседой назначают режим молчания на 10-14 дней, после чего начинаются коррекционно-логопедические занятия, которые включают в себя артикуляционную и дыхательную гимнастики и голосовые упражнения. Артикуляционная гимнастика снимает напряжение с артикуляционного аппарата ребенка и способствует более активному участию органов артикуляции в процессе голосообразования. Дыхательная гимнастика развивает фонационное дыхание, особенно удлиненный сильный выдох.

У детей с функциональной афонией при попытках фонации появляется звучный кашель, что значительно облегчает и ускоряет этап вызывания звука голоса. На имитации «мычания», гласном звуке У голос обычно быстро вызывается. Далее он автоматизируется в слогах, словах, фразах со всеми гласными и согласными звуками.

Патологическая мутация также требует вмешательства логопеда. Наиболее часто встречается затянувшаяся мутация, когда голос приобретает высокое фальцетное звучание. Это физиологическое явление встречается у подростков в возрасте 13-15 лет. В своей работе логопед также использует артикуляционную гимнастику, дыхательные упражнения. Низкое положение гортани фиксируется при позевывании с открытым ртом, покашливании и т.д. В дальнейшем полученный голос закрепляется в слогах, словах, фразах, самостоятельной речи, пении песен.

При восстановлении функциональных расстройств особую роль приобретают профилактика и гигиена голоса. Личная профилактика нарушений голоса складывается из создания определенных условий быта, семьи, отдыха, режима жизни ребенка. К числу профилактических мер при дисфонии относится запрет на пение, нельзя громко декламировать и всячески перенапрягать голос. При остром начале заболевания рекомендуется режим молчания на 5-10 дней.

Особые условия необходимо соблюдать и во время мутации. Период мутации обычно длится 1,5 – 2 года, при разговоре голос мальчиков неожиданно срывается то на фальцет, то начинает басить, в этот период нужно щадить голос: не кричать, не петь громко, особенно в сырых, непроветренных помещениях. Если наблюдаются частые срывы голоса, обратиться к врачу фониатру. После периода мутации голос обретает свою индивидуальную окраску и 25-30 лет остается неизменным. Для детей дошкольного, младшего школьного возраста очень важны профилактические мероприятия, занятия дыхательной гимнастикой для того, чтобы предупредить нарушения голоса.

Родителям, педагогам при возникновении нарушения голоса, особенно если он принимает хронический характер, необходимо направить ребенка на консультацию к специалисту. Если раньше голосовые нарушения лечили, как правило, врачи-отоларингологи и фониатры, то в настоящее время, достигнуть положительных результатов можно только совместно с другими специалистами.

Функциональные расстройства связаны с временными изменениями в гортани, поэтому в процессе занятий восстанавливается нормально звучащий голос.

При органических нарушениях наблюдаются стойкие изменения в строении гортани, голосовых складок и надставной трубы. В процессе занятий логопеду удается восстановить коммуникативную функцию голоса, но качества голоса (сила, высота, тембр) существенно отличаются от нормы.

Функциональные нарушения

У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за перенапряжения голоса. Начало развития дисфонии наблюдается приблизительно в 5-летнем возрасте, а наибольшая частота отмечается у детей в возрасте от 8 до 10 лет. Дисфония чаще возникает у детей с повышенной активностью, любящих громко говорить, кричать. Обычно у ребенка с дисфонией утром голос бывает ясным и чистым, но к вечеру постепенно нарастает осиплость.

Как правило, наряду с перенапряжением голоса при крике у детей наблюдаются хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит. Внезапное нарушение голоса может проявиться у ребенка на фоне аллергического заболевания. Возникновению дисфонии могут также способствовать негигиенические условия фонации - пыль, дым, шум в помещении и т. п.

У детей появляются органические изменения в гортани - узелки посредине голосовой складки (так называемые «узелки крикунов»). Чаще они наблюдаются у мальчиков в возрасте от 5 до 10 лет.

Основная причина их появления - перегрузка неокрепшего голосового аппарата в сочетании с характерологическими особенностями детей и неправильным отношением родителей и воспитателей к развитию голоса. Наряду с этим нарушается фонационное дыхание - оно становится поверхностным, напряженным и слабым. Голос характеризуется стойкой хрипотой.

У детей может наблюдаться также и функциональная афония (отсутствие голоса). Характерной ее чертой является нестойкость патологических изменений в гортани и возможность появления звучного голоса при кашле. В этих случаях голос восстанавливается под воздействием лечения и специальных упражнений. К функциональным нарушениям относится также патологическая мутация голоса - физиологическое изменение голоса в переходном возрасте, сопровождающееся рядом патологических изменений в голосе и в голосообразующем аппарате.

Содержание 1. Нарушение голоса................................................................................................3 2. Органические нарушения голоса........................................................................4-7 3. Влияние нарушений голоса на эмоционально-волевую сферу........................7-8 4. Профилактика нарушений голоса.......................................................................8-9 Список литературы................................................................................................10 Приложение..............................................................................................................11

Скачать:


Предварительный просмотр:

Список литературы ................................................................................................ 10

Приложение .............................................................................................................. 11

Нарушения голоса - это отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Существует два основных термина для обозначения патологии голоса: афония (лат. а - отрицательная частица и греч. phone - звук, голос) - полное отсутствие голоса и дисфония (дис. и греч. phone) - частичные нарушения высоты, силы и тембра. Однако эти термины свидетельствуют только о степени проявления дефекта. За ними стоят определенные и весьма разнообразные изменения голосообразующих органов - гортани, надставной трубки, бронхов, легких и систем, влияющих на их функцию (эндокринной, нервной и др.). Помимо основных дефектов голоса - утраты силы, звучности, искажений тембра, отмечаются голосовое утомление и целый ряд субъективных ощущений, связанных с сенсорными расстройствами: помехи, комок в горле, налипание пленок, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли. Как правило, перечисленные симптомы присущи каждому голосовому нарушению и поэтому не являются дифференциальными.
Нарушения голоса, связанные с различными заболеваниями голосового аппарата, распространены как у взрослых, так и у детей.
Нарушения голоса разделяются на центральные и периферические, каждое из них может быть органическим и функциональным. Большинство нарушений проявляется как самостоятельные, причинами их возникновения являются заболевания и различные изменения только голосового аппарата. Но они могут сопутствовать и другим более тяжелым нарушениям речи, входя в структуру дефекта при афазии, дизартрии, ринолалии, заикании.

Патология голоса, возникающая вследствие анатомических изменений или хронических воспалительных процессов голосового аппарата, считается органической.
Среди органических нарушений речи выделяют центральные и периферические.
К центральным органическим расстройствам относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой, псевдобульбарной) - то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза. Центральные парезы и параличи гортани зависят от поражения коры головного мозга, моста, продолговатого мозга, проводящих путей. У детей они встречаются при детском церебральном параличе.
К
периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических
изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо – физиологическими дефектами речевого аппарата. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (при расщелине нёба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и «полетность» голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими
нарушениями в строении и функции гортани : ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.
Папилломатоз гортани.
В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани –
папилломы , представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных голосовых связках. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцов, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности голосовых связок, их неполному смыканию, гиперфункции ложных голосовых связок. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Острый и хронический ларингит.
Ларингит – воспаление гортани. Хронические ларингиты весьма разнообразны. Это проявляется в характерных изменениях слизистой оболочки гортани, а в дальнейшем и в поражении её нервно – мышечного аппарата. В большинстве случаев голосовые связки способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Односторонний и краевой хордит.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной голосовой связки. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края голосовой связки. Как правило, голосовые связки не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.

Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляются и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине голосовых связок (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Колебания при фонации чаще сохраняются и являются равномерными. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. При полипах голосовых связок картина более тяжелая. Либо голосовые связки не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.

Парезы и параличи гортани возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий голосовые связки. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания голосовых связок с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Специфичным нарушением голоса является голос после
удаления гортани (ларингоэктомии) – физиологический голос становится полностью невозможным, с помощью логопеда вызывается пищеводный голос.

3. ВЛИЯНИЕ НАРУШЕНИЙ ГОЛОСА
НА ЭМОЦИОНАЛЬНО – ВОЛЕВУЮ СФЕРУ.
Нарушения голоса, как правило, не влияют на формирование речевой системы. Только особо тяжелая патология раннего возраста отрицательно сказывается на развитии речи. Это иногда наблюдается у детей с множественными папилломами и Рубцовыми стенозами гортани , если заболевание началось до формирования речи.
Многократные операции, нарушение дыхания через естественные пути при отсутствии голоса вызывают соматическую ослабленность ребенка и могут явиться причиной задержки психического развития и речи, отклонений в эмоционально-волевой сфере. Дети чувствуют свою неполноценность, становятся замкнутыми, неуравновешенными, капризными, с трудом вступают в контакт. Они с затруднениями овладевают правильным звукопроизношением, словарь их беден, что влияет на успешность обучения в школе. Такие осложненные случаи чаще встречаются в неблагополучных семьях, где детям не уделяют должного внимания. В более легких случаях нарушения голоса дети к своему состоянию относятся спокойно. Некоторые из них критически осознают дефект, стремятся к его устранению. Другие себя не слышат, остаются равнодушны к искаженному голосу. Взрослые независимо от степени дефекта тяжело переживают нарушения голоса. Можно выделить несколько причин, определяющих остроту этих переживаний. Одна из них - особенности личности. У лиц с лабильной нервной системой более подавленное настроение, неверие в возможность преодоления дефекта. Второй причиной является неправильная оценка, своего состояния. Многие считают, что паралич и последствия удаления опухоли необратимы. Третьей психотравмирующей причиной бывает длительность расстройства голоса и многократность недостаточно эффективного лечения. Наконец, одна из главных причин - это роль голоса в трудовой деятельности. Длительное нарушение голоса создает угрозу профессиональной непригодности, которая при некоторой предрасположенности и астенизирующих факторах приводит к развитию невротического состояния. Появляется страх перед публичными выступлениями, общая утомляемость, неуверенность в себе, тревога, бессонница, пониженное настроение.

Различные заболевания и травматические повреждения гортани и голосовых связок, нарушение резонаторной системы, болезни органов дыхания, заболевания сердечно-сосудистой системы, эндокринные расстройства, нарушение слуха, вредные факторы могут привести к расстройствам голоса.
Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии - фонопедии. Артикуляционные, дыхательные и голосовые упражнения сочетают с психотерапией, лечебной физкультурой и медикаментозным лечением. Дети получают специализированную помощь в лоротделениях и логопедических кабинетах поликлиник. Поэтому очень важно своевременно выявлять и устранять нарушения речи. Обязательно нужно с самого начала приводить речь ребенка к норме, чтобы ничто не мешало ему полноценно учиться, работать и жить.
С целью предупреждения расстройств голоса следует охранять голос ребенка в дошкольном возрасте, не разрешать детям говорить слишком громко, крикливо, громко петь, кричать на морозе. Своевременно обращаться к врачу с какими-либо видимыми нарушениями. Ведь, здоровый голос ребенка - это залог его благополучного развития, воспитания и обучения.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М., 1973
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М., 2002.
  3. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов – на – Дону, 2002
  4. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова. – М., 1997
  5. Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л.С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М., 1997. – Ч I.

Приложение

Центральные:

Афонии и Дисфонии при Анартрии и Дизартрии (экстрапирамидной, мозжечковой и псевдобульбарной)

Периферические:

1.При нарушениях слуха.

2. При измениении в надставной трубе: (Рилолалия и Ринофония)

3. При изменении в гортани:

А) Инородные тела

Б) Аномалии гортани

В) Заболевания гортани:

  • Ларингит
  • Кровоизлияния
  • Хордит
  • Профессиональный трахеит
  • Нарушение подвижности (параличи и парезы)
  • Рубцовый стеноз
  • Образования гортани (доброкачественные и злокачественные)

Доброкачественные образования гортани:

Киста

Фиброма

Папиллома и т.д.


Современный клинико-психолого-педагогический подход к классификации нарушений голоса.

Этиология голосовых нарушений весьма разнообразна: заболевания гортани, носоглотки, дыхательных путей, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса (значительное увеличение голосовой нагрузки, форсирование голоса, значительная голосовая нагрузка во время болезни и др.), неправильная техника голосоподачи (различают три способа атаки голоса), снижение слуха и др. Все это приводит к органическим и функциональным нарушениям голоса, хотя это деление условно, т.к. функциональные нарушения могут переходить в органические и, наоборот.
Функциональные нарушения голоса (ФНГ) связанны с временным, преходящим изменением функции гортани, голосовых складок (г/с), поэтому может быть полностью восстановлен нормальный голос в результате коррекционных занятий.
При органических нарушениях наблюдаются патологические изменения в строении гортани, г/с, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса с сохранением недостаточности по силе, высоте и тембру.
Медицинский аспект расстройств голоса позволяет нам определить: какой из речевых анализаторов нарушен (речедвигательный (например, при дизартрии) или речеслуховой (например, при глухоте), как отдел анализатора нарушен (переферический (непосредственно голосовой отдел (резонаторы, гортань, мышцы и т.д.) или центральный (центральная нервная система); какой характер нарушения (органический или функциональный). Нарушения голоса могут быть врожденными, например, при ринолалии; или приобретенными (например, истерическая афония). Так или иначе, нарушения голоса всегда связаны с нарушением координированной деятельности резонаторной, дыхательной и голосообразующей систем. С другой стороны, изменяются анатомические условия фонации.
Логопедический аспект классификации нарушений голоса вскрывает сущность расстройств голоса; основные нозологические единицы: афония, дисфония, ложносвязочный голос, ринофония. Афония – полное отсутствие голоса, дисфония – расстройства голоса, связанное с наличием добавочных призвуков. Дисфония может характеризоваться наличием одного или нескольких признаков:
различная степень охриплости, обусловленная нарушением дыхания;
гипер- или гипоназальность;
изменение интенсивности звучания (слишком тихий или громкий голос);
расстройство высоты голоса;
изменение просодики, связанное с нарушением ударения, темпа, мелодики.
Характеристики нарушений высоты голоса: монотонный, тремолирующий, немодулированный, низкий, фальцет.
Характеристики нарушений тембра голоса: хриплый, грубый, гортаннорезкий, «квакающий», писклявый, глухой, металлический, назализованный
Характеристики нарушений силы голоса: афония, иссякающий, слабый, слишком громкий.
Психологический аспект фонопедии вскрывает особенности личности субъектов, личностной реакции на нарушение; зачастую рациональная психотерапия позволяет преодолеть некоторые голосовые нарушения.
Функциональные нарушения голоса делятся на центральные и периферические. К центральным относят психогенные (истерические) и гипокинетические (пониженная двигательная активность функция гортани) афонии и дисфонии.
Психогенные афонии. Причинами, как правило, являются стрессовые ситуации – испуг, конфликт с родителями, учителями или сверстниками. У детей встречаются редко, чаще у истеричных девочек в пубертатном периоде. На истерическом невротическом фоне при наличии сильного стресса в нервной системе возникает очаг запредельного торможения, в результате чего прекращается поступление нервных импульсов от головного мозга к голосовым складкам, в результате простоя голосовые складки приобретают дряблость. Ребенок может общаться только шепотом, при этом остаются сохранными безусловные рефлексы: плач, смех, кашель. Голос может появиться неожиданно на фоне положительных эмоций, исчезновения истерических реакций. В других случаях происходит закрепление патологического рефлекса голосообразования и возникает стойкая дисфония или афония.

Гипотонусная дисфония.

Обусловлена снижением тонуса г/с. Причины: постоянное перенапряжение г/а, перенесенные острые заболевания верхних дыхательных путей. Иногда слабость мышц является врожденной. Во время фонации отмечается неполное смыкание г/с. Чаще всего голосовая щель имеет форму овала (в норме – равностороннего треугольника).

Гипертонусная дисфония.

Наиболее часто у детей диагностируется периферическое функциональное нарушение голоса – гиперкинетическая дисфония – расстройство голоса, возникающее вследствие его перенапряжения (громкий крик, пение, подражание различным звукам), неправильной техники голосоподачи (на твердой атаке). М. Зееман однако отмечал, что гиперкинетические дисфонии возникают только если перенапряжению голоса сопутствовали другие внутренние или внешние причины (плохо поставленный голос, неполноценные слизистые оболочки, асимметрия гортани, хронический тонзиллит, аденоиды, ларингит, трахеит (суффикс «ит» в большинстве названий болезней означает «воспаление») и др.). Неумение дышать носом приводит к тому, что в ротоглотку и гортань попадает грязный, неочищенный воздух, приводя к воспалению голосовых складок. Внезапное расстройство голоса и дыхания появляется иногда у детей, склонных к аллергии. Устранение раздражителя нормализует голос и дыхание. Внешними причинами гиперкинетической дисфонии являются негативные условия фонации:
 пыль, дым, сырость;
 излишне громкая речь в детском коллективе, в шумных помещениях;
 воспаление дыхательных путей, общее заболевания организма.
При отсутствии своевременного лечения дисфония принимает хронический характер и переходит в тяжелую хрипоту. При осмотре гортани отмечается гиперфункция гортани во время фонации – вход в гортань суживается, надгортанник оттягивается назад, ложные складки не виды, гортань поднимается вверх. Голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате появляется гиперемия (покраснение) и небольшая отечность их свободного края.
Для обеих описанных форм дисфонии характерна нестойкость патологических изменений в гортани и появление при попытках фонации звучного голоса на кашле (в отличии от органической афонии).
Смешанная гипо-гипертонусная дисфония. Характеризуется пониженным тонусом г/с, повышенным тонусом ложных складок. Чаще всего эта форма отмечается после острого ларингита, трахеита, когда ложные складки включаются в механизм голосообразования компенсаторно. При осмотре - ложные складки увеличены в размере, иногда гиперемированны, смыкаются друг с другом, прикрывая голосовые.
Для предотвращения функциональных нарушений следует соблюдать меры профилактики:
 не кричать (особенно в дыму, на сырости, на ветру, на холоде), громко не разговаривать;
 с периодичностью проходить осмотр у лора, вовремя лечить тонзиллит и аденоиды;
 не злоупотреблять громким хоровым пением.

Патологическая мутация.

К функциональным нарушениям голоса относят патологическую мутацию голоса. Данное голосовое расстройство можно классифицировать как пограничное между органическими и функциональными нарушениями. Мутация – это физиологическое изменение голоса во время перехода к зрелому возрасту, сопровождающееся рядом патологических явлений в голосе и голосовом аппарате. Для большинства молодых людей этот процесс протекает незаметно.
Мутация связана с быстрым ростом гортани. Г/с у мальчиков удлиняются на 6-10 мм, т.е. на 2/3 длины. При ларингоскопии обнаруживается гиперемия слизистой оболочки гортани, отсутствие замыкания голосовой щели. У девочек г/с удлиняются только на 3-5 мм.
Суть мутации заключается в том, что рост отдельных частей голосового аппарата подростка происходит дисгармонично. Например, г/с увеличиваются в длину, а ширина их остается прежней, резонаторные полости отстают от роста гортани, а надгортанник часто у юноши остается детским. Вследствие этого нарушается координация в совместной работе дыхания и гортани. Все это приводит к тому, что голос у мальчиков срывается, становится жестким, низким, грубым, интонация – неуверенная. Наблюдается диплофония (битональность), т.е. быстрое чередование высокого и низкого тонов, отстающих друг от друга иногда на целую октаву, при этом вибрируют и истинные, и ложные г/с. У девочек тембр, сила и характер голоса тоже меняются, но без резких изменений. Перемена выражается в быстрой утомляемости голоса, диапазон больших изменений, становится более сильным.
Нормально протекающая мутация может появляться в нескольких формах. Часто отмечается лишь небольшая хрипота и быстрая утомляемость голоса. В других случаях у мальчиков во время речи или пения голос начинает срываться, появляются низкие ноты басового тембра. Такое «соскакивание» звуков сначала возникает часто, затем все реже, в результате детский тембр заменяется мужским. Иногда тонкий мальчишеский голос внезапно принимает огрубелый характер, появляется хрипота вплоть до афонии, когда она исчезает устанавливается мужской тембр.
Течение мутации могут осложнить:
 недоразвитие половой сферы;
 острый или хронический ларингит;
 различные инфекционные заболевания;
 перенапряжение голосового аппарата при громком пении не в своем диапазоне.
Патологическая мутация проявляется в долго держащемся фальцете или в затянувшейся мутации (голос на протяжении нескольких лет остается детским, или фальцетное звучание прорывается на фоне мужского звучания). У мальчиков иногда встречается преждевременная мутация, когда голос раньше времени становится грубым. Причина – преждевременное наступление половой зрелости и перенапряжение голосового аппарата. У девочек изредка наблюдается извращенная мутации, когда голос значительно понижается, лишается своей мелодичности и музыкальности. Такие мутации часто встречаются при нарушениях функций щитовидной железы, надпочечников. Снижение адреналина в крови вызывает голосовые расстройства: понижается тонус мышц гортани, г/с смыкаются не полностью, в результате голос срывается и быстро утомляется.
Длительное течение функциональных нарушений подчас приводит к стойкому расстройству голосообразования, появлению атрофических изменений в гортани и перерастанию функциональных нарушений в органические.

Среди них выделяют центральные и периферические. К центральным относят: афонии и дисфонии при различных формах анартрии, дизартрии (то есть голосовые складки не иннервируются вследствие различных форм паралича или пареза).
К периферическим органическим расстройствам относят нарушения голоса, связанные с патологоанатомическими изменениями в гортани, надставной трубе и снижением слуха.
При патологоанатомических изменениях в надставной трубе наблюдается ринолалия и ринофония. Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи. Ринофония – изменение оттенка, тембра голоса, обусловленное нарушением взаимосвязи носовой полости с ротоглоточным резонатором в процессе фонации без нарушений артикуляции и произношения. Голос при ринолалии (это когда расщелина неба) глухой, немодулированный, с резким назальным оттенком вследствие утечки воздуха через нос. Тембр голоса при ринофонии изменяется вследствие нарушения функции мягкого неба. В результате, мягкое небо не примыкает к задней стенки глотки и голос становится назализованным. Назализация лишает тембр приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса. Отмечаются слабость голоса, сдавленное звучание, иногда сиплое или охриплое. Приглушенный, тусклый, мертвый звук голоса обедняет естественные интонации, мелодику речи, снижает ее выразительность. Больной затрудняется в передаче основных интонем – вопроса, просьбы, повеления, безразличия и др. Детям, страдающим ринофонией недоступны изменение тона и силы голоса.
К периферическим органическим расстройства голоса относят нарушения, связанные с патологоанатомическими нарушениями в строении и функции гортани: ларингиты, ожоги, травмы, опухоли, парезы и параличи голосовых складок.

Папилломатоз гортани.

В детском возрасте часто встречаются доброкачественные новообразования гортани – папилломы, представляющие собой бородавчатые опухоли неясной этиологии. Располагаются они чаще всего на истинных или ложных г/с. При этом заболевании отмечается прогрессирующая охриплость, доходящая постепенно до афонии, по мере роста и увеличения количества папиллом отмечают нарушения дыхания. Лечение хирургическим методом зачастую приводит к рубцовому стенозу гортани – значительному уменьшению или полному закрытию просвета гортани. Многочисленные операции по удалению постоянно появляющихся папиллом, рубцом, образованием ларинготрахеотомы (дырочка в шее, через которую ребенок может дышать) приводят к изменению строения гортани, ограничению подвижности г/с, их неполному смыканию, гиперфункции ложных г/с. Как следствие, возникает грубая дисфония или афония.
Нарушения голоса при остром и хроническом ларингите.
В большинстве случаев г/с способны смыкаться, лишь иногда они находятся постоянно в сомкнутом состоянии и выглядят неподвижно. При определении характера колебаний они неравномерны по амплитуде (сила голоса – есть амплитуда колебаний, следовательно изменится сила голоса, будет осиплость) и по частоте (высота голоса – есть частота колебаний, следовательно будет то низкий, то высокий голос). Амплитуда чаще бывает сниженной, а сами движения ослабленные.
Нарушения голоса при одностороннем и краевом хордите.
Наряду с диффузными формами ларингита встречаются локальные, к их числу и относят краевой и односторонний хордит – воспаление одной г/с. Краевой хордит клинически проявляется отечностью и покраснением свободного края г/с. Как правило, г/с не колеблются при фонации, находятся в плотно сомкнутом состоянии. Амплитуда колебаний при этом уменьшена.

Узелки и полипы голосовых складок.
При продолжительном функциональном расстройстве появляется и органические изменения в гортани – утолщается и набухает слизистая, образуются узелки на середине г/с (так называемые узелки крикунов). Предрасполагающим фактором к появлению узелков является гипотония мышц голосового аппарата, перенесенные инфекции, операции носа и горла. Только появившиеся узелки при соблюдении режима молчания исчезают, застарелые образования лечат терапевтическим или хирургическим путем в сочетании с фониатрическими упражнениями. При узелках фонационное дыхание становится поверхностным, слабым, напряженным. Узелки чаще наблюдаются у мальчиков. Колебания при фонации чаще сохраняются и равномерные. При полипах г/с картина более тяжелая. Либо г/с не колеблются, либо их колебания асинхронные, ослабленные, колеблются не полностью.

Парезы и параличи гортани.

Возникают, например, после оперативного вмешательства, когда задевается блуждающий нерв, иннервирующий г/с. Отмечается отсутствие при фонации приводящих движений на стороне поражения и отводящих – во время дыхания. При парезах отмечаются ослабленные, вялые колебания г/с с малой амплитудой и смещением слизистой оболочки. При параличах колебания при фонации отсутствуют. При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.


К профессиональным расстройствам голоса относятся функциональные патологии, которые возникают вследствие голосового переутомления, плохой постановки голоса, повышенной речевой нагрузки на фоне инфекционных заболеваний и психотравмирующих ситуаций. Длительно протекающие функциональные расстройства могут вызвать псевдоорганические наслоения: гиперимию слизистой гортани, отечность и утолщение голосовых складок. Одним из видов профессиональных нарушений является фонастения – нарушении координации дыхания и фонации, невозможность владеть голосом – усиливать и ослаблять его. Острые формы могут сопровождаться афонией.
Гипотонусная дисфония – обусловлена двусторонними парезами внутренних мышц гортани. Возникают при сильном перенапряжении голоса особенно на фоне инфекции. Голосовые складки полностью не смыкаются, между ними остается щель. Может быть легкая осиплость, либо афония с явлениями голосового утомления.
Гипертонусная дисфония – повышение тонуса в момент фонации. Возникает у лиц, форсирующих голос. Голос или не появляется, или появляется глухой звук. Иногда наблюдается смыкание вестибулярных складок, получается неприятный звук.
Основными профилактическими мерами предупреждения патологии голоса являются закаливание организма, овладение навыками диафрагмального дыхания и мягкой атакой голоса. Недопустимы курение, алкоголь, сильно горячая и холодная пища, так как все это раздражает слизистую гортани. Нельзя работать, когда болеешь. Необходимо наблюдаться у фониатра и лора, по возможности выполнять голосовые упражнения.

К органическим заболеваниям голосового аппарата относятся:
- дисфонии и афонии при хронических ларингитах
- парезах и параличах
- состояний после ларингоэктомии, резекции, удалении папиллом.
Ларингит приводит к несмыканию, субъективным неприятным ощущениям, появляется сильная утомляемость.
При парезах и параличах голос или отсутствует, или охриплый, сильное утомление при речи, поперхивание, кашель, затруднения дыхания.
Общие задачи для коррекции любого нарушения:
- раннее начало с целью предупреждения закрепления навыков неправильной голосоподачи и предупреждения невротизации личности
- выявление и включение компенсаторных возможностей организма
- ликвидация патологического способа голосоведения.
Для реализации этих задач требуется: активация нервно-мышечного аппарата гортани, предотвращение псевдоорганических проявлений, психотерапия, восстановление утраченных кинестезий или выработка новых, восстановление координации фонации и дыхания, автоматизация восстановленных функций.
Коррекция всех нарушений предполагает дыхательную гимнастику и/или «дутье в губную гармошку», которое используется для массажа. При коррекции нарушений голоса, кроме ларингоэктомированных применяется «мычание».
Специфические:
- при ларенгите – беззвучное произношение ы с сжатыми зубами для предотвращения покашливания.
Наиболее специфичной является методика по образованию пищеводного голоса. Включает 4 этапа. Первый – подготовительный. Второй – формирование псевдоголосовой щели и вызывание пищеводного голоса. Третий – автоматизация пищеводного голоса. Четвертый этап – расширение диапозона, модуляции и тембра нового голоса.

Логопедическая работа по устранению ринофонии

Наиболее целесообразным является комплексный ортофонический метод, который включает: физиотерапевтические воздействия на мышцы глотки и мягкого неба, фониатрия, психотерапия.
Основная цель ортофонического лечения – восстановление функциональной взаимосвязи между дыханием, артикуляцией и голосообразованием, дифференциация носового и ротового дыхания, получение громкого, звонкого звучание голоса и закрепление его в самостоятельной речи ребенка.
Выделяются два этапа:
1. Подготовительный:
- психотерапию
- физиомеханотерапевтическое воздействие на мышцы мягкого неба, задней стенки глотки.
- артикуляционная гимнастика
- дыхательная гимнастика
2. Основной этап:
- развитие высоты голоса
- развитие длительности и силы голоса (игры тихо-громко).
- развитие тембра
- постановка певческого голоса
- развитие ритмико-мелодико-интонационной стороны речи (выразительное чтение сказок, пересказы, выразительное чтение стихов).
Подготовительный этап преследует цель подготовить артикуляционный и дыхательный аппарат ребека к последующим интенсивным голосовым упражнениям, а также активизировать личность ребенка на преодоление дефекта, стимулировать его мотивационную сферу, настроить восприятие речи на правильное звучание голоса.
Артикуляционная гимнастика уменьшает чрезмерное участие спинки и корня языка, гортани в процессе фонации.
На фоне психотерапии начинается логоработа, начинается она с активизации мышц м.н. и з.с. глотки. Методы: позевывание, покашливание, полоскание горла, глотание воды, слюны, имитация «жевания», произнесение а,э на твердой атаке. Полезно использовать механические раздражители для активизации м.н. – металлические шпатели, бумажные трубочки, деревянные палочки, а также массаж м.н.
Общая арт.гимнастика активизирует ротоглотку, что способствует развитию звучания голоса в позиции резонатора. Дыхательная гимнастика способствует дифференциации ротового и носового выдоха. Дыхательные упражнения снимают напряжение с диафрагмы, а следовательно и с мышц гортани, что способствует лучшему звучанию голоса. При этом дуют на вату, спичку, свечу, надувание резиновых игрушек.
При пении поднято мягкое небо, опущена нижняя челюсть, активны, но не напряжены голосовые складки, воздух идет в рот, работают резонаторы, т.е. создаются идеальные условия для голосообразования. Вокальные упражнения проводятся по подражанию с музыкальным сопровождением. Они начинаются с пения без слов, поется один гласный звук в следующей последовательности: а,э,о,у, и. затем проводится пение мелодии песен на гласных звуках, что отрабатывает ровно плавное и медленное пение с повышением и понижением голоса. Когда отработано четкое речевое звуковое согласных и их сочетаний вводятся песни. Песная должна быть эмоционально окрашена. Одновременно с вокальными упражнениями тренируется и речевое произнесение гласных, их сочетаний, слогов.
При выполнении упражнений важно постоянно контролировать звучание голоса «в позиции резонатора», правильное направление воздушной струи. Также важно выработать сознательное отношение к устранению назализации.

Голосовая функция нередко оказывается нарушенной у детей и взрослых. Причины расстройства голоса весьма разнообразны: заболевания гортани, носоглотки, ротоглотки, легких, бронхов и трахеи, сердца и сердечно - сосудистой системы, несоблюдение правил гигиены разговорного и певческого голоса, а также правил общей гигиены, перенапряжение голоса, неправильная техника голосоподачи, снижение слуха.

Указанные этиологические факторы приводят к органическим и функциональным нарушениям голоса, между ними бывает трудно провести четкую границу, поэтому такое деление в некоторой степени условно. Первоначальным симптомом органического нарушения может быть лишь частичное расстройство функции гортани и легкая хрипота; с другой стороны, длительные функциональные нарушения являются причиной стойких органических изменений в гортани, а соответственно и длительного расстройства голоса.

Эта условная дифференциация расстройств голоса на органические и функциональные нарушения имеет значение для выбора методов фониатрического лечения и прогноза логопедических занятий. Так называемые функциональные расстройства связаны с временными, преходящими изменениями в функции гортани, голосовых складок, поэтому в результате логопедических занятий может быть восстановлен нормально звучащий голос. При органических нарушениях имеются стойкие патологоанатомические изменения в строении гортани, голосовых складок, надставной трубы, поэтому возможно восстановление коммуникативной функции голоса, но его качество по силе, высоте и тембру в большей или меньшей степени отличается от нормального звучания голоса.

В настоящее время не существует единой классификации нарушений голоса. Существующие классификации основываются на различных принципах построения:

1.Степень выраженности нарушения. Все нарушения голоса делятся на 2 большие группы: афония и дисфония. Афония – полное отсутствие голоса, дисфония – изменение тембра звучания за счёт добавления добавочных признаков. Союз европейских фониаторов предложил более сложную классификацию нарушений голоса: 0 баллов – норма, 1 балл – лёгкая степень нарушения, 2 балла – умеренная, 3 балла – тяжёлая дисфония, 4 балла – афония, 5 баллов – голос ларингоэктамированных больных.



2.Принцип этиологии : 1). Психические факторы, вызывающие нарушения голоса (# психогенная афония). 2). Перенапряжение или переутомление голоса (# гипотонусная дисфония или узелки голосовых складок). 3). Воспалительные заболевания (# риниты, фарингиты). 4). Выраженная слабость голосового аппарата, конституционные особенности. 5). Травмы (# хирургические, бытовые, парезы и параличи гортани, нарушения челюстно – лицевого скелета); травмы, связанные с нарушениями в коре головного мозга, приводящие к дизартрическим и афоническим явлениям. 6). Фактор социальной среды, когда речь возникает по подражанию.

3.По характеру поражения : 1). Нарушения высоты голоса. 2). Нарушения силы звучания: слабый голос (парезы, параличи), гипотонусная дисфония, нестабильное звучание голоса. 3). Нарушения, связанные с нарушением дизонанса (ринолалия, ринофония). 4). Изменение тембра голоса: степень охриплости, модулированность звучания, мелодичность звучания. 5). Особенности интонирования.

4.В зависимости от характера дефекта : 1). Функциональные изменения (изменения, носящие временный характер). 2). Органические нарушения, связанные с анатомическими нарушениями органов или ткани.

Нарушения голоса. Функциональные: 1. Гипотонусная дисфония (гипофункциональная и гипокинетическая) – нарушения голоса, обусловленные снижением мышечного тонуса голосовых складок. Причины : постоянное перенапряжение голосового аппарата; перенесённые ранее острые заболевания верхних дыхательных путей; слабость гортанных мышц; редко врождённое. Локализация : голосовые складки имеют обычную окраску, но лишены блеска, тонус их снижен, во время фонации отмечается неполное их смыкание, голосовая щель 2-4 мм, преобладают ослабленные колебания малой или средней амплитуды; в большинстве случаев имеет синхронный характер как по частоте и по силе. Акустические признаки : в зависимости от формы и размера голосовой щели меняется тембр голоса (при узкой линейной щели возникает высокий голос, при овальной – фонация с придыханием, при треугольной щели – голос либо грудной, либо низкий, сходный с мутационным).

Гипотонусная дисфония составляет 85% от всех функциональных нарушений, 55% у детей. Объясняется тем, что на ранних стадиях организм отвечает на раздражительные заболевания повышением активности, т.е. гиперфункцией.

2. Гипертонусная дисфония (гиперфункциональная и гиперкинетическая) – нарушения голоса, вызванные повышением мышечного тонуса голосовых складок. Причины : использование твёрдой атаки голосообразования, форсированной силовой речи и пения, использование чрезвычайно громкого голоса. Локализация : во время фонации голосовые складки резко соприкасаются друг с другом, в результате чего появляется небольшая отёчность их свободного края; голосовые складки увеличены, утолщены, гипертрофированны, наряжены, отёчны, выглядят неподвижными, находятся в сомкнутом состоянии; иногда неподвижность сочетается с кратковременными колебаниями малой амплитуды. Акустические признаки : голос грубый, хриплый, надсадный, резкий с пронзительным металлическим оттенком; звучит напряжённо.

Гипертонусная дисфония имеет предорганическое состояние, так как изменениы размеры складок, наблюдается активность ложных голосовых складок, предузелковое состояние, может возникнуть полип.

3. Гипогипертонусная дисфония (смешанная). Причины : наблюдается после острого ларингита, трахеита, папилломатоза, когда в процесс фонации компесаторно включаются вестибулярные складки, а голосовые практически не функционируют. Локализация : характеризуется пониженным тонусом голосовых складок и повышенной активностью вестибулярных складок; вестибулярные складки увеличены в размерах, гиперемированы, во время фонации соприкасаются друг с другом, прикрывая голосовые. Акустические признаки : голос грубый, истощается, низкотональный, неестественный.

4. Психогенная афония . Причины : стрессовое состояние, испуг, конфликт, нервное потрясение, которое выступает как пусковой механизм, приводящий к потере голоса; психогенная афония – крик о помощи. Локализация : голосовые складки при фонации полностью не смыкаются, остаётся щель овальной формы 4-6мм, часто с одновременными изменениями частоты и амплитуды колебаний обеих голосовых складок, отмечается одностороннее неравномерное их движение; голосовая щель имеет непостоянную форму; в результате попеременного одностороннего укорочения амплитуды колебающихся голосовых складок голосовая щель может смещаться из стороны в сторону от средней линии что и объясняет шёпотную фонацию. Акустические признаки : человек может общаться только шёпотом при этом сохраняются безусловные рефлексы (смех, плая, кашель).

Психогенная афония преобладает у лиц женского пола, часто рецидивирует.

5. Фонастения – расстройство голоса, которое характеризуется нарушением координации между дыханием, фонацией, артикуляцией и функцией резонаторных полостей на фоне невротической предрасположенности. Причины : встречается преимущественно у профессионалов голоса; неправильная постановка голоса, форсированное пение, стресс, превышение физиологических возможностей голосового аппарата. Локализация : нарушения голоса могут проявляться как гипотонусный голос, гипертонусный голос, либо как нормальная ларингоскопическая картина. Акустические признаки : потеря или ослабление голосовой функции, при которой у гортани отсутствуют механические повреждения; главным симптомом являются субъективные жалобы больного на повышенную утомляемость голоса, изменение тембра голоса, изменение тембра звучания, сухость и першение в горле, навязчивое откашливание, ощущение «комка» в горле, невозможность длительно общаться в стрессовой ситуации.

Для установки данного диагноза необходимо стропоскопическое исследование.

6. Спастическая дисфония – нарушение, обусловленное дискоординацией дыхания, фонации и артикуляции. Причины : Орлова указывает, что этот вид представляет собой нейродинамическое расстройство функции, выражающееся в чрезмерно интенсивной деятельности и дискоординации наружных мышц гортани, а так же дыхательных мышц; причиной чаще всего является психическая травма или стресс. Локализация : утолщение вестибулярных складок, движеня которых опережают движения голосовых складок, которые судорожно смыкаются на всём протяжении фонации; происходят нарушение динамики и снижение амплитуды колебательных движений голосовых складок. Они отёчны, приобретают розовый оттенок за счёт расширения сосудистой сетки. Акустические признаки : Во время речи голос может меняться от монотонной фонации до звучной; голос прерывается спазменно; чаще всего во время смеха или плача речь нормализуется; облегчение во время речи больные испытывают во время приёма алкоголя; пение не затруднено (напоминает заикание); спастическая дисфония схожа с нарушениями голоса при дизартрии, рассеянном склерозе.

Прогноз неблагоприяный и только в сроки от 6 месяцев от начала заболевания возможно восстановить звучный голос. Спастическая дисфония возникает после 50 лет. Преобладает у женщин в период климакса, что объясняется гормональной перестройкой организма. Похожа на заикание. Это заболевание рассматривается условно как функциональное.

7. Мутационная дисфония – условно функциональное нарушение голоса. Мутация – ломка (смена) голоса, связанная с бурным ростом гортани в пубертатный период. Это физиологический процесс, следовательно заболевание выделяется как условно функциональное. Чтобы правильно оценить нарушения голоса в период мутации, необходимы знания механизма мутации и психологические особенности подростка. При нормальном течении мутации возникают в возрасте 13-15 лет. По сравнению с прошлым столетием происходит процесс акселерации, тогда мутация наступала значительно позже. Во время мутации выделяются 3 периода: 1) предмутационный; 2) мутация; 3) постмутационный. Первй период характеризуется снижением диапазона звучания, повышением утомляемости голоса, небольшой охриплостью. Поющие подростки часто отмечают сложности в пропевании высоких нот. Второй период характеризуется бурным ростом гортани. Голосовые складки удлиняются в среднем на 6-8мм у девочек, на 10-13мм у мальчиков. Увеличиваются хрящи гортани, формируется адамово яблоко. Голосовые складки гипертрофированны, отёчны. При смыкании остаётся щель треугольной формы – мутационный треугольник. Нередко на голосовых складках скапливаются комочки слизи, вызывающие чувство навязчивого откашливания. Голос меняется от высокого до низкого за счёт извлечения звуков (от фальцетного к басовитому), отсутствуют кинестетические ощущения в гортани. Другим фактором, влияющим на тембральную окраску, является положение гортани. Во время мутации она опускается на уровень 6-7 позвонков. Третий период – период оформления голоса. Затягивается на 2-2,5 месяца. Мутация у девочек протекает менее заметно. В результате сдвига в эндокринной системе девочек голос у них может значительно снижаться, а тембр приобрести мужское звучание. В этот период опасно принятие противозачаточных средств.

Неполная (незавершённая) мутация – при замедленном, позднем или продолжительном мутационном процессе. Затянувшаяся мутация (пролонгирующая) – продолжается в течение 3-7 лет. Голос – фальцетное звучание с различной степенью охриплости. Вторичная мутация – мутационные изменения, возникшие после 20 лет, когда смена голоса уже завершилась.

Девочки! Органические нарушения я писала не со своей лекции, поэтому заранее прошу извинить меня за возможные ошибки в терминах и окончаниях.

Нарушения голоса. Органические: I группа – Воспалительные заболевания периферического звена речедвигательного анализатора: 1. Риниты, гаймориты. Причины: носят простудно – аллергический характер. Локализация: воспаление слизистой оболочки. Акустические признаки: изменяются условия резонирования, значит изменяется качество голоса (глухой, назальный оттенок); за счёт нарушения дыхания изменяется выносливость, голос становится иссякаемый.

2. Фарингиты. Причины: простуда; может быть связано со снижением иммунной функции миндалин, неправильной техникой вдоха, в результате чего повышается подверженность организма различным инфекционным заболеваниям; может давать осложнения на сердечную систему, либо переходить на низлежащие отделы. Локализация: воспаление глотки проявляется воспалительными ощущениями в задней стенке (першение, жжение), может быть более выражено (боль при глотании, чувство инородного тела в глотке); задняя стенка глотки – яркая гиперемия; могут наблюдаться рыхлые образования, наполненные гнойным содержанием. Акустические признаки: голос слабый, иссякающий, хриплый; речь вызывает болезненные ощущения.

Фарингиты наблюдаются у 100% лиц, перенесших удаление миндалин и у 95% всего населения.

3. Ларингит (острый и хронический) . Причины: респираторные инфекции дыхательных путей, сопровождающиеся ринитом, синуситом, фарингитом; может быть последствием гриппа или бактериальной инфекции. Локализация: характеризуется резким повышением саливации, отёком голосовых складок; повышение секреторного выделяемого на голосовых складках из за невозможности эвакуации, следовательно образовываются сгустки и корки, мешающие нормальному функционированию голосовых складок, затрудняющие процесс фонации; голосовые складки могут настолько увеличиться в размерах, что человек может задохнуться. Хронический ларингит имеет длительное течение, может проявляться как атрофический ларингит, как гипертрофический ларингит, как специфический ларингит. Акустические признаки: лающий кашель, болезненные проявления в области гортани; голос становится глухим, немелодичным с различным количеством добавочных признаков.