Где находится николай чудотворец. Церковь Св. Николая Чудотворца в Демре. Турция




Спецрейс из итальянского города Бари доставил в Москву мощи святителя Николая Чудотворца. В аэропорту Внуково святыню встречали десятки верующих московских приходов. Также на лётном поле находилась рота почетного караула и духовенство. По прибытии митрополит Истринский Арсений отслужил молебен святителю у трапа самолета. Останки святителя Николая находились в итальянском Бари более 900 лет. Договоренность о принесение мощей в нашу страну была достигнута еще год назад. До 12 июля мощи будут находится в храме Христа Спасителя в Москве, а с 13 июля по 28 июля - в Санкт-Петербурге. Подробнее - корреспондент “Вестей FM” Борис Бейлин .

Епископ Николай умер в середине IV века и был похоронен в Мирах - это город в Малой Азии, на побережье Средиземного моря (сейчас там располагается турецкий Демре). Мощи находились в Мирах в местной церкви более 700 лет. В 1087 году они были похищены купцами из итальянского города Бари. К тому времени Малая Азии фактически перешла от Византии к туркам и была реальная опасность захвата останков. Кстати, сам Бари долгое время был под контролем византийских императоров. Среди прочего купцы из Бари надеялись, что их город, став обладателем мощей святителя Николая, сделается центром паломничества, что, в свою очередь, приведет к его процветанию. Но в любом случае это было похищение, отмечает митрополит волоколамский Илларион :

"Вся эта история была не чем иным, как похищением мощей. Тем не менее, в Русской Православной Церкви это событие празднуется как перенесение мощей и великий церковный праздник. Это связано с почитанием святителя Николая, потому что на Руси его почитали с самых древних времен".

В XI веке купцы из Бари торопились. Они разобрали пол в храме в Мирах, вскрыли саркофаг и взяли большую часть останков. Примерно 2/3, включая главу святого. Через несколько лет, во время Первого крестового похода, в Мирах побывали венецианцы, которые забрали мелкие части мощей, оставшиеся от предыдущего похищения. Кстати, костные останки, которые сейчас демонстрируется в музее в турецкой Анталии, Николая Чудотворцу не принадлежат. Скорее всего, не имеет никакого отношения к святому и саркофаг римских времен. Его сейчас в Демре выдают за подлинный гроб Николая Мирликийского.

Таким образом, сейчас мощи святого находятся в двух итальянских городах. Большая часть - в Бари, меньшая - в Венеции, на острове Лидо. Венецианская рака с мощами неоднократно вскрывалась, и мелкие частицы передавались в другие храмы. Сейчас такие частицы есть во многих церквях. В том числе и в Москве. Но проследить их историю и тем самым установить подлинность - затруднительно.

Гробницу в Бари, которая расположена в крипте Никольского собора под престолом, открывали лишь один раз - во время реставрации базилики в 1953 году. Тогда же была проведена экспертиза. Она подтвердила, что останки в Бари и в Венеции принадлежат одному человеку. Крипта находится ниже уровня моря, а сами мощи покоятся под тремя каменными блоками с небольшими отверстиями диаметром в 6 сантиметров. Именно через такие отверстия в блоках и извлекли частицу мощей, которую отправили в Россию. Для операции использовали лапароскопическое оборудование, которое применяется в медицине. Нужно было опуститься почти на метр. Сначала туда поместили микро-видеокамеру для осмотра останков. Затем с помощью специальных инструментов выбрали левое ребро. Оно прошло через отверстие без повреждений. Это была самая большая по размеру реликвия, которую возможно было извлечь, не вскрывая гробницу. Перед отправкой в Россию мощи поместили в ковчег, изготовленный в Софрино.

Сообщается, что во время операции на дне крипты обнаружили золотую пятирублевую монету конца XIX века. Интересно, что в 1953 году ее там не было. То есть она попала туда позже через отверстие. Возможно, ее обронил, случайно или преднамеренно, какой-то русский паломник.

Мощи Николая Чудотворца будут находиться в России более двух месяцев. С 22 мая по 12 июля их выставят для поклонения в храме Христа Спасителя в Москве. Доступ будет открыт ежедневно с 8 утра до 9 вечера. С 13 по 28 июля святыня будет находиться в Санкт-Петербурге. В РПЦ обещают, что никаких VIP-пропусков для прохода в храм вне очереди не будет. Единственное исключение сделают для инвалидов с повреждением опорно-двигательной системы и для родителей с грудными детьми. Всех остальных паломников пускать к мощам планируется в порядке общей очереди.

Чтобы поклонится святыне, рекомендуется приехать не к самому храму Христа Спасителя, а сначала добраться до станции метро “Парк Культуры” и пройти пешком до Пречистенской набережной, где можно будет встать в очередь и уже оттуда пройти к храму. Московские власти готовы организовать для паломников платное питание по доступным ценам, поскольку не исключено, что стоять придется несколько часов. В организации доставки мощей участвуют более 10 000 волонтеров. Сменяя друг друга, они будут помогать в храмах. В конце июля мощи Николая Чудотворца вернутся в Бари.

Популярное

22.02.2019, 10:07

Америка хотела, чтобы с Россией воевала Украина, а Украина – чтобы США

РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: "Климкин буквально вчера сделал заявление о том, что будет денонсирован в ближайшее время договор по Азовскому морю. Если не организовывать провокации в Керченском проливе, то сама по себе денонсация договора вредна для Украины, Если между двумя государствами нет никакого договора о том, как регулируется территориальная проблема, в том числе разграничение моря, то преимущество – у сильного. Не надо объяснять, кто в Азовском море сильнее".

Турецкие археологи выступили с сенсационным заявлением: они полагают, что мощи Николая Чудотворца — самого известного христианского святого — никогда не покидали место его захоронения в городе Мира (ныне — Демре), хотя принято считать, что в 1087 году они были перенесены в итальянский город Бари. Новость прозвучала через несколько месяцев после исторического события — принесения мощей Николая Чудотворца из Италии в Россию, где с 22 мая по 28 июля им поклонились более двух миллионов человек.

Впрочем, заявление археологов было неоднозначно воспринято даже коллегами, не говоря уж о верующих. О том, чем обернется это открытие и в чем ученые могут заблуждаться, разбиралось РИА Новости.

Оплошность тысячелетия

"В рамках реставрационных работ, начатых в церкви Святого Николая, было произведено сканирование при помощи георадара и томографа, которое продолжается до сих пор. В той части, которую мы называем апсидой, в параллельной северной и восточной частям зоне была обнаружено нетронутое помещение, предположительно, относящееся к IV веку. Стены этой конструкции кажутся весьма прочными. Мы продолжаем вести работы. Я полагаю, что, если удастся проникнуть внутрь этого помещения, мы сможем получить больше сведений о святом Николае", — рассказал в интервью Sputnik-Турция глава Департамента охраны памятников администрации провинции Анталья Джемиль Карабайрам.

© Ruptly

Вероятность того, что найденная гробница принадлежит именно святителю Николаю, подчеркивает он, весьма велика. Святой был захоронен в церкви, которую затем заново отстроили в VI веке при императоре Юстиниане.

"Весьма вероятно, что при этом строительстве были сохранены нижние части здания. Если это так, то при землетрясении 529 года нижняя часть могла почти не пострадать. Если бы она пострадала, то на снимках мы не увидели бы настолько целых стен", — допускает археолог.

Но подлинность гробницы, по его словам, может быть установлена "только в том случае, если в найденном помещении окажутся плита с надписями и какие-либо артефакты, относящиеся к тому периоду".

Согласно принятой в христианстве версии, около 85% мощей Николая Чудотворца хранится в Бари и около 10% — в Венеции. В XX веке было проведено два исследования, в ходе которых подтверждено, что мощи в Венеции и Бари принадлежат одному человеку.

В 2017 году перед отправлением части мощей из Бари в Россию ученые провели очередное исследование святыни, подтвердив, что кость принадлежит малоазийскому греку, жившему в IV веке нашей эры.

"Косточка минерализированная. Несмотря на то что она достаточно хрупкая и, в отличие от костей живого человека, не такая эластичная, ее прочность в целом сохранена", — рассказывает профессор Франко Интроне, который руководил исследованием.

Однако турецкие ученые сомневаются в правоте своих коллег. "Они (итальянские ученые. — Прим. ред.) провели ДНК-тест, но не обнародовали его результаты. Здесь требовалось проведение более точного сверления и более точных работ. В данном случае важен тот факт, что было обнаружено помещение, относящееся к IV веку. Если там не было произведено никакого вмешательства, это указывает на то, что принадлежность останков, найденных в XI веке, не доказана", — парирует Джемиль Карабайрам.

Вместе с тем турецкие археологи не сомневаются, что хранящиеся в Италии останки относятся к IV веку. Вот только не принадлежат ли они Николаю Чудотворцу? По словам турецких ученых, барийские купцы в XI веке похитили не те кости — поистине великая оплошность. Возможно, жители Миры просто ввели их в заблуждение.

В пользу этой версии говорит сама история о прибывших за мощами венецианцах. Они, войдя в храм, обыскали гробницу святителя, но ничего там не обнаружили. Тогда они начали пытать стражей храма и выяснили, что в там находятся мощи еще двух человек — дяди Николая Чудотворца и мученика Федора. Именно их останки венецианцы сперва и взяли, но затем, согласно хронике, вернулись и нашли мощи святителя Николая под храмовым алтарем.

"Один из десятка Николаев"

Именно из-за наличия в храме еще двух гробниц доводы турецких ученых сразу подверглись критике: возможно, они обнаружили как раз могилу дяди святителя либо мученика Федора.

А вот историк Александр Бугаевский и вовсе утверждает, что никакого дяди у святителя не было. Дело в том, что у Николая Чудотворца есть тезка, живший в том же регионе примерно в ту же эпоху. Речь идет о святителе Николае Пинарском, которого тоже называли Чудотворцем.

"В описании его жития вообще упоминаются 17 разных Николаев в одном месте, в одно время (при императоре Юстиниане). То есть это было очень распространенное имя — как у нас Иван, например. Конечно, там в разное время были разные святители. Могли среди них быть и Николаи. Это все бесконечная путаница", — отмечает он.

Проблема еще и в том, поясняет историк, что до VIII века житие Николая Чудотворца существовало в небольших отрывках. Лишь около 810 года греческий архимандрит Михаил собрал фрагменты в единый текст. Однако даже представители Церкви обращали внимание на то, что он изобилует несоответствиями, в том числе и хронологическими. Исследователи объясняют это тем, что в жизнеописание Николая Чудотворца добавили куски из жития Николая Пинарского.

"Поэтому и возник такой винегрет", — поясняет Бугаевский.

Вместе с тем историк сомневается в правоте турецких ученых. Во-первых, мощи святителя не были изначально погребены в храме, поскольку его построили на месте захоронения спустя двести лет после смерти святого. Во-вторых, история почитания гробницы Николая Чудотворца, как полагает ученый, не прерывается вплоть до XII века.

"Нахождение мощей именно на том месте в храме (которому сейчас поклоняются верующие. — Прим. ред.) несомненно. В хрониках описывается, какая трагедия была для мирян, когда мощи увезли", — заявляет Бугаевский.

"А может, это один из десятка других Николаев", — добавляет он о найденной теперь под храмом гробнице.

Приманка для паломников

Историк Александр Бугаевский отметил, что после похищения мощей итальянцами Греческая церковь так на них обиделась, что в ней до сих пор нет праздника перенесения мощей святителя, который отмечается 22 мая (Никола Вешний в русской православной традиции. — Прим. ред.). Кроме того, сенсационное заявление властей Антальи может быть просто попыткой привлечь туристов.

Кстати, они уже хлынули в город, что подтвердили в администрации Антальи. А если окажется, что турецкие археологи правы, то он может стать одним из мировых центров паломничества.

"К счастью, мы располагаем всеми необходимыми для этого ресурсами. Ранее число туристов, приезжающих в Демре, доходило до 700 тысяч. Теперь мы вновь можем достичь подобных показателей. Инфраструктура города позволит принять всех туристов", — отмечает мэр города Демре Сулейман Топчу.

Возможно, это станет ощутимым ударом по экономике итальянского Бари: только из России в этот город приезжают более 70 тысяч паломников в год.

Впрочем, в Русской православной церкви уверены, что подлинность мощей в Бари подтверждается многочисленными случаями исцелений.

"Очень часто люди, которые получили помощь от святителя, свидетельствуют об этом. Я регулярно совершаю здесь богослужения в течение шести лет и даже за этот относительно недолгий период ко мне обращалось много людей, которые засвидетельствовали факты исцеления от таких недугов, как, например, онкология на последних стадиях, — заверяет настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в городе Бари протоиерей Андрей Бойцов.

В России зря стояли?

Уже в первый день пребывания в России, 22 мая, к мощам Николая Чудотворца выстроилась очередь на полтора километра. И тут же многие, в том числе и церковные люди, стали задавать вопросы о целесообразности многочасового ожидания в очереди. Казалось бы, зачем это нужно, если только в Москве и Московской области частицы мощей святителя есть в 26 храмах.

А если окажется, что мощи Николая Чудотворца никогда не покидали Турции? Выходит, зря стояли?

В Церкви уверяют, что не зря. Главным является то, подчеркивают представители православного духовенства, что люди совершили полезное для души дело — небольшое паломничество. "Здесь может быть что хорошо: люди, которые никогда бы в храм не пришли или нескоро это сделали бы, в данном случае переступили его порог. Пусть даже мы потом будем обсуждать, сколько там искренней веры было и так далее. Но они пришли, и, я думаю, это важно само по себе. А что касается почитания святых, то им можно помолиться в любом месте, в том числе около мощей", — полагает протоиерей Павел Хондзинский.

Конечно, для христианства, объясняет он, "важно историческое измерение". Но в случае со святынями Церковь опирается не на данные археологии, а "на проявлении благодати Божьей" в виде многочисленных чудес. В православии мощи являются не просто историческим артефактом, а "живым соприкосновением" верующего с таким же живым святым.

"Где находятся его мощи, наверное, не самое главное. Главное, что они есть и мы можем около них помолиться", — заключает богослов.

Поклонение святым и надежда на их помощь в трудных жизненных ситуациях всегда были и остаются незыблемой традицией христианства. У многих верующих есть «свои», любимые защитники и заступники, которым доверяют самые сокровенные мысли и просьбы. В первую очередь, это Пресвятая Богородица, Блаженная Матрона, Ксения Петербургская, Серафим Саровский, Целитель Пантелеймон и другие. Их имена часто звучат в молитвах, к их иконам припадают уста.

Но, пожалуй, самый почитаемый русским народом святой - это Николай Чудотворец. Его также называют Николаем Угодником и Святителем Николаем. После Божьей Матери он занимает второе место по количеству посвященных ему и построенных в честь него православных и католических храмов (Николая Чудотворца почитают и католики). Только в одной России вы найдете тысячи Свято-Никольских храмов, рассеянных, будто драгоценные камни, по городам и селам. А сколько их во всем мире!


Николай Чудотворец: история жизни и где похоронен

Что же особенного совершил этот человек при жизни, и почему он стал близким и понятным сердцам миллионов людей? Об этом можно узнать из его жизнеописания. Будущий великий святой был необычным ребенком с самого рождения. Он рано посвятил себя Богу и всю свою жизнь служил только ему, а еще он любил людей и помогал каждому страждущему, чем только мог.

Он родился в 270 году н. э. в римской провинции Ликии, в городе Патаре, на юге полуострова Малая Азия (тысячам россиян это место известно как Анталия - чудесное место отдыха на морском побережье Турции). Николай был долгожданным, поздним ребенком в благополучной христианской семье. Его мать была болезненной женщиной и долго не могла иметь детей. Вместе с супругом они молили Бога о том, чтобы он дал им ребенка, и когда, наконец, у них родился сын, они сразу же дали обет посвятить его богослужению. После родов мать счастливым образом избавилась от своих болезней, но Николай так и остался единственным ребенком - выстраданным и горячо любимым.

С раннего детства Николай много времени посвящал изучению божественного писания. За успехами мальчика наблюдал его близкий родственник, епископ Патарский. Его радовало стремление ребенка к познанию Бога, он гордился благочестивым поведением племянника и через несколько лет способствовал возведению Николая в сан священника. Паства полюбила своего молодого пресвитера за чистоту, милосердие и готовность любому прийти на помощь. Он часто раздавал нуждающимся вещи из своего личного имущества, делился с ними деньгами и едой. Свои благодеяния он старался скрывать и в большинстве случаев оказывал поддержку людям тайно.

Однако некоторые случаи его милосердия получили огласку. Многим верующим известна история о разорившемся отце семейства, который от отчаяния готов был предложить каждую из трех своих дочерей любому мужчине, готовому заплатить деньги. Узнав об этом, Святитель Николай наполнил золотом три мешочка и ночью подкинул их в окно бедного мужчины, таким образом спасая семью не только от голода, но и от духовной гибели.

А вот как ту же историю рассказал известный актер, священник Иван Охлобыстин:

«Дело было так: сосед Святителя Николая разорился и был готов отдать своих дочерей замуж за нелюбимых, но богатых стариков. Когда Святителю Николаю стало известно об этом несправедливом решении отца, то он собрал все золото церкви, где служил епископом, для того, чтобы отдать его отчаявшемуся отцу. Золото Николай сложил в носок, после чего перекинул его своему соседу через окно.
Счастливый отец рассчитался с долгами, а его дочери не пострадали. Дело было под Рождество. Так родилась традиция прятать в носки рождественские подарки для близких и друзей».

Будучи молодым священником, однажды Николай решил отправиться в Иерусалим, чтобы там поклониться святым местам. В пути корабль, на котором он плыл, чуть не попал в сильную бурю. Но Николай Чудотворец сумел заранее предсказать надвигавшийся шторм и молитвой усмирить разбушевавшееся море. Там же случился трагический случай с одним из матросов: он упал с мачты и разбился, но благодаря горячим молитвам Николая погибшего удалось воскресить. Свидетелями этих чудес были паломники, которые плыли на том же корабле.

Так, при жизни Святитель Николай мог изменять судьбы несчастных людей, а сегодня продолжают творить добро и оказывать милосердие всем, кто в него свято верит.

Посетив Иерусалим и поклонившись святыням, связанным с деяниями на Земле Сына Божия Иисуса Христа, Святитель Николай принял решение удалиться в скит, в пустыню, но голос Господа велел ему вернуться на родину, в Ликию.

До родной Патары Николай не добрался, а поселился в городке Миры Ликийские, где вскоре был избран архиепископом. Для своей паствы этот великий человек всегда оставался образцом милосердия, любви к людям и необыкновенной скромности. В годы правления императора Диоклитиана (с 284 по 305 гг. н. э.) за свои убеждения он вместе с другими христианами был заключен в темницу и провел там тяжелые 8 лет.

После воцарения на престол святого равноапостольного Константина Николай вернулся в свой храм, где народ искренне радовался встрече со своим наставником и заступником. Всю жизнь Николай - человек, угодный Богу, - был угоден и своей пастве, которая разрослась далеко за пределы Мир Ликийских.

В этом же городке 6 декабря 342 года умер и упокоился великий человек - Святитель Николай. Его мощи более 700 лет хранились в городской кафедральной церкви, исцеляя больных и страдающих. В 1087 году основная часть мощей была перевезена в итальянский город Бари, и небольшая их часть - в Венецию. Там они хранятся и в наши дни.

История жизни Святого Николая Чудотворца не исчерпывается нашим коротким рассказом. В течение своей долгой и доброй жизни он исцелял души и раны, всюду проповедовал христианское учение и демонстрировал одновременно силу и решительность, кротость и смирение. Сегодня Святитель Николай считается особым покровителем моряков, путешественников, детей-сирот и невинно осужденных.

Святителя Николая Чудотворца называют чудотворцем. Таких святых особо почитают за чудеса, которые происходят по молитвам к ним. С древности Николай Чудотворец почитался как скорый помощник морякам и другим путешествующим, купцам, несправедливо осужденным и детям. В западном народном христианстве его образ соединился с образом фольклорного персонажа - «рождественского деда» - и трансформировался в Санта-Клауса (Santa Claus в переводе с англ. - святой Николай). Санта-Клаус дарит детям подарки на Рождество Христово.

Житие Николая Чудотворца

Николай Угодник родился в 270 году в городке Патары, который располагался в области Ликии в Малой Азии и был греческой колонией. Родители будущего архиепископа были весьма состоятельными людьми, но при этом верили во Христа и активно помогали бедным.

Как говорит житие, святитель с детства полностью посвятил себя вере, много времени проводил в храме. Повзрослев, стал чтецом, а затем и священником в церкви, где настоятелем служил его дядя, епископ Николай Патарский.

После смерти родителей Николай Чудотворец раздал все свое наследство бедным и продолжил церковное служение. В годы, когда отношение римских императоров к христианам стало более терпимым, но гонения тем не менее продолжались, он взошел на епископский престол в Мире. Сейчас этот городок называется Демре, он расположен в провинции Анталия в Турции.

Нового архиепископа очень полюбили люди: он был добрым, кротким, справедливым, отзывчивым - ни одна просьба к нему не оставалась без ответа. При всем этом Николай запомнился современникам как непримиримый борец с язычеством - разрушал идолов и капища, и защитник христианства - обличал еретиков.

Еще при жизни святитель прославился многими чудесами. Спас город Миры от страшного голода - своей горячей молитвой ко Христу. Молился и тем помогал тонущим морякам на суднах, выводил из заточения в тюрьмах неправедно осужденных.

Николай Угодник дожил до глубокой старости и умер примерно в 345-351 годах - точная дата неизвестна.

Мощи святителя Николая

Мощи Николая Чудотворца хранятся в Венеции на острове Лидо c 1099 года. «Венецианская часть» мощей святителя это та часть, которую не успели в спешке забрать барийцы во время взятия основной части мощей из Мир Ликийских в 1087 году. Совершение православных богослужений на мощах святителя Николая на острове Лидо уже стало доброй традицией для православных верующих. Впрочем, православные верующие Венеции и паломники приходят в базилику святителя Николая в течение всего года для совершения частной молитвы.

Первое время мощи святого покоились в кафедральной церкви города Миры Ликийские, где он служил архиепископом. Они мироточили, и миро исцеляло верующих от разных недугов.

В 1087 году часть мощей святого перенесли в итальянский город Бари, в церковь святого Стефана. Спустя год после спасения мощей там возвели базилику во имя святителя Николая. Сейчас у мощей святого могут помолиться все желающие - ковчег с ними по сей день хранится в этой базилике. Спустя несколько лет оставшаяся часть мощей была перевезена в Венецию.

В честь перенесения мощей Николая Угодника установлен особый праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 22 мая по новому стилю.

История перенесения мощей ликийских святых

В 1095 г. папа Урбан II объявил I Крестовый поход против сарацин, в котором приняли участие западные правители, назвавшие себя крестоносцами. Венеция не осталась в стороне от Крестового похода, однако приняла в нем участие в своем, особенном стиле. Перед отправлением в поход Пьетро Бадоаро, патриарх Градо, и епископ Кастелло Энрико, сын упомянутого дожа Доменико Контарини, напутствовали войска и флот в храме Сан-Николо. При этом патриарх обратился с молитвой к святителю Николаю, чтобы он помог христианскому оружию в битвах против неверных и благоволил привезти в Венецию его мощи.

Под командованием Джованни Микеля, сына дожа Витале, венецианцы направились к Иерусалиму через Далмацию и Родос, где произошла стычка с их врагами, пизанцами, окончившаяся победой островитян. Когда они поравнялись с Ликийскими берегами, епископ Контарини, пожелал взять мощи святителя Николая, чтобы, как говорит хронист, «умножить покровителей своей Родины». Вообще, их главной целью, судя отчасти и по словам патриарха Бадоаро, произнесенным перед отправлением крестоносцев, и было похищение мощей святителя Николая, поскольку в Палестину они явно не торопились.

С кораблей послали соглядатаев, которые доложили, что город Миры находится на расстоянии 6 миль от берега моря и что после турецкого опустошения жителей в нем почти не осталось. В самой же базилике из-за оскудения числа верующих службы совершались всего лишь раз в месяц. Венецианцы выставили засаду и дождались удобного момента.

Когда крестоносцы вошли в храм, то нашли его пустым. Четыре стража, находившиеся там, показали разбитую раку и рассказали о похищении мощей барийцами (1087 г.) – «вот гробница, откуда барийцы взяли часть мощей, а другую часть оставили». Местонахождения оставшейся части стражи, однако, указать не могли, так же как ничего не знали они и о судьбе другой части, которую, по их словам, еще раньше император Василий подготовил для перенесения в Константинополь.

Венецианцы не поверили грекам и разобрали остатки гробницы, где нашли только воду и «масло» (миро?), а затем обыскали всю церковь, по словам летописца, «перевернув все вверх дном». Одновременно с поисками они принялись мучить стражей, пока один из них, не выдержав пытки, попросил позволить ему поговорить с епископом. Последний призвал стража рассказать о том, где спрятаны мощи, но тот лишь начал умолять избавить его от напрасных мучений. Контарини устранился от помощи несчастному, а солдаты стали снова пытать его. Тогда тот вновь возопил к епископу, который, наконец, положил конец мучениям, а страж в благодарность показал ему мощи двух других святых епископов Мир Ликийских – священномученика Феодора и св. Николая «Дяди».

Венецианцы погрузили мощи в корабль и хотели было отплыть, когда некоторые их товарищи, замедлившие в храме, сказали, что обоняли чудесное благоухание в одном из церковных приделов.

Тогда кто-то из стражей вспомнил, что епископ в большие праздники совершал службу не на главном престоле, но уходил в помещение, находившееся поблизости (возможно, исповедальню), и служил там на переносном престоле. На потолке комнаты, кроме того, имелась фреска, изображавшая святителя Николая. Именно рядом с тем местом венецианцы и обоняли удивительно приятный аромат, который привлек их внимание. Таким образом, вначале благовоние, источаемое на том месте, а затем икона подсказали крестоносцам, где им следовало искать мощи святителя. Вернувшись в церковь и разбив пол алтаря, они обнаружили под земляной прослойкой другой пол. Разобрав и его, они вынули большие камни, служившие ему опорой, и увидели следующий слой, представлявший собой окаменевшую массу, по составу напоминавшую битум. Внутри нее в медном ларце и находилась часть святых мощей чудотворца. По всей церкви тогда распространилось чудесное благовоние.

На раке была выгравирована надпись по-гречески: «здесь почивает великий епископ Николай, славный своими чудесами на земле и на море».

Крестоносцы собрали все осколки сплава, содержавшего мощи, и отнесли их на корабль, где устроили особый храм в честь святителя Николая и поручили священникам денно и нощно молиться и прославлять св. архиепископа Мир Ликийских.

Мощи трех святых были взяты из Мир Ликийских 30 мая 1100 г., а привезены в Венецию 6 декабря 1100 г. в день памяти святителя Николая. Мощи трех святых покоятся в одной раке, но в разных деревянных вместилищах. Автор рукописи «Перенесение мощей св. Николая» рассказывает о чудесах, совершавшихся у мощей святителя, многим из которых он лично был свидетелем. Достоверность мощей и их освидетельствование в 1992 г. Всего с момента перенесения мощей на Лидо освидетельствования проводились семь раз. Последнее и самое углубленное состоялось в октябре-ноябре 1992 г. с участием клирика храма св. Николая францисканца Л. Палюдет, впоследствии опубликовавшего иллюстрированный отчет об этом исследовании. Научную экспертизу возглавил профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино, тот самый, что был приглашен для подобного же освидетельствования мощей святителя Николая в Бари, имевшего место в 1953 г., в ходе которого было, в частности, установлено, что в апулийской базилике мощи святителя находятся не целиком.

Мощи св. Николая в Венеции

Внутри мраморного саркофага находились три деревянных вместилища. Самое большое из них содержало мощи св. Николая Чудотворца. Когда гроб открыли, обнаружили еще одно, свинцовое покрытие. Сняв его, члены комиссии увидели множество костей разного размера и цвета. Кроме того, здесь же найдены: 1) камень черного цвета и округлой формы с надписью по гречески: «Мощи святого смиренного Николая»; 2) верхняя часть черепа, которая не могла быть главой святителя Николая, поскольку после освидетельствования мощей в Бари было достоверно известно, что глава святого находится там (впоследствии установлено, что глава принадлежала св. Николаю «Дяде»); 3) поливной сосуд с миром.

Результат освидетельствования: по заключению профессора Мартино, проводившего аналогичное освидетельствование в Бари, «белые кости, находящиеся в Венеции, дополняют останки, сохраняющиеся в Бари». Бело-серый же цвет останков говорит о том, что они, возможно, долгое время испытывали на себе воздействие открытого воздуха или даже солнца, отчего сделались весьма хрупкими». В качестве примера он привел тот факт, что часть мощей святителя Николая, хранящаяся в Бари, после четырех лет, прошедших с момента их поднятия из закрытого пространства раки для освидетельствования в 1953–1957 гг., также изменила свою природу: находясь в сухом воздухе, «кости стали более хрупкими… по виду похожими на сухую глину, весьма ломкими».

Выписка же из заключения комиссии гласит: «Кости святого Николая, состоящие из большого числа обломков белого цвета, соответствуют частям скелета святого, недостающим в Бари. К сожалению, кости раздроблены на мелкие части барийским моряком во время бегства». Последнее соображение введено по предложению профессора Мартино, который в своем персональном заключении обратил внимание на грубый способ извлечения мощей из раки барийским матросом, что показала и экспертиза, проведенная в Бари, где были найдены поломанные части скелета.

Таким образом, мнения экспертов полностью подтверждают подлинность мощей святого Николая Чудотворца, сохраняющихся в церкви Сан Николо. Согласно мнению барийского ученого, «венецианские останки, хотя имеют скромный вид, не менее важны и не должны считаться менее важными, нежели барийские» (I resti di Venezia «…anche se di umile aspetto, non sono e non debbono essere considerati meno importanti dei resti di Bari»).

Святитель Николай - самый известный на планете святой, он приходит на помощь в любой беде. Узнайте об истории его святых мощей и как к ним приложиться

Мощи святого Николая Чудотворца - где и как приложиться

Святитель Николай - самый известный на планете святой. Его чудеса почитаются и Православной, и Католической Церковью. Он покровитель путешествующих и моряков, купцов, детей, незамужних девушек… На самом деле, считать его покровителем определенных людей - традиция, ведь святитель приходит на помощь в любой беде. Ему молятся об исцелении любой болезни, о спасении души: всю свою жизнь святитель посвятил молитве Богу о людях, добрым делам и заботе о своей пастве, ведь он был епископом города Миры Ликийские в Малой Азии, отсюда и полное название его титула и лика: святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, Чудотворец.



Николай Чудотворец - великий святой

Рождение будущего святителя уже сопровождалось чудом: его родители долго молились о зачатии ребенка, а после родов его мать исцелилась от некой болезни.


С детства святой стремился угождать Богу, много молился, затем принял сан священника и, поскольку его труды и добродетели стали известны горожанам, был поставлен архиепископом, главным над духовенством города Миры Ликийские.


Множество чудес совершил святитель Николай еще при жизни. Так, он считается покровителем путешествующих и моряков, поскольку еще будучи молодым человеком, воскресил (или исцелил) одного моряка, сорвавшегося со снастей, и спас другого от гибели. После смерти родителей он унаследовал их состояние и, вместо того чтобы пользоваться благами богатства, раздал его нищим и пожертвовал Церкви.


Именно Святитель Николай стал прообразом дарящего подарки Санта Клауса. Лишь с годами, когда стало процветать неверие, он для многих стал обычным сказочным персонажем. В семьях западных христиан и сегодня верят, что сам Святой Николай (в латинском переводе - Санта Клаус) дарит через них подарки маленьким благочестивым христианам. А исток веры в подарки от святителя - в его житии. При его жизни один горожанин Мир Ликийских никак не мог выдать дочерей замуж, поскольку был беден и не мог собрать им приданое, и решил продать их по одной в дом женщин легкого поведения. Услышав о готовящейся страшной участи девушек, святитель Николай подбрасывал три ночи подряд мешочки с золотом в дом их отца. Это тайное благодеяние увидел горожанин, он раскаялся в своем намерении и, благодаря помощи святителя, выдал замуж всех дочерей.



Мощи Николая Чудотворца в Бари и в России

Многие чудеса совершил святитель Николай при жизни и после смерти. Сразу после того, как он отошел ко Господу, его тело стало источать миро - чудесную жидкость, которая исходит только от чудотворных икон и святых мощей. Вскоре он был причислен к лику святых. Останки, тела святых называются святыми мощами.


Мощи Николая Угодника находились в его родном городе, в церкви в его честь, а в 1087 году итальянские купцы из города Бари обманом забрали святые мощи и вывезли их в Италию. Здесь они находятся в беломраморном закрытом саркофаге в базилике в честь святителя Николая. Множество паломников со всего света приходит сюда ежедневно.


    Большая часть мощей осталась в Мирах Ликийских, однако и фрагменты со временем итальянцы забрали и вывезли Венецию, где они покоятся на острове Лидо.


    Долгие века свидетельства о чудесах по молитвам к святителю передавались из уст в уста, затем записывались и теперь официально фиксируются Церковью.


    Когда в 2017 году в Россию привезли ребро святителя, изъятое впервые за 900 лет из его гробницы, также начало совершаться множество чудес, которые записываются в специальную летопись. Многие люди специально приехали в Россию, чтобы поклониться святителю Николаю, приложиться к его ребру и просить о помощи в изменении своей жизни.


    Небольшие, даже крохотные частицы мощей святителя есть в некоторых храмах России. Множество чудес совершается даже у небольших частиц мощей святого.


    В Москве часть мощей святителя есть в храме его имени в Толмачах.


    В Петербурге частица мощей святого пребывает неподалеку от города, в селе Старая Ладога, в Никольском мужском монастыре.



Как молиться Николаю Чудотворцу

Дни памяти святителя Николая Мирликийского - праздники


  • «Никола летний», 22 мая, день перенесения мощей святителя Николая в Бари;

  • «Никола зимний», 19 декабря, день преставления святого ко Господу;

  • Рождество святителя Николая, 11 августа.

В эти праздники молитва ему читается на Литургии, совершаются молебны с акафистом святому. Лучше посетить накануне Всенощное бдение, а утром - Литургию, которая будет совершаться в эти дни в каждом храме.


Николай Чудотворец имеет благодать помогать во многих делах:


  • Спасать в опасности, внезапной или продолжительной;

  • Оберегать в пути;

  • Защищать несправедливо обижаемых на работе и в жизни;

  • Помогать в благополучном замужестве;

  • Вызволять в любых жизненных трудностях и проблемах;

  • Помогать в поиске работы, трудоустройстве;

  • Исцелять тяжелые болезни и травмы;

  • Изменять всю жизнь.

Также святой Николая считается покровителем профессий, связанных с морем - моряков, рыбаков - и людей, ищущих семейное счастье, ведь еще при жизни он помог выдать трех девушек замуж.



Как прикладываться к мощам Николая Мирликийского

Обращение за помощью к великому святому - это возможность заручиться помощью Божией в ваших делах. Ведь наша жизнь только кажется итогом наших собственных дел и иногда случайностей. Все творится нашими усилиями и по воле Божией. Часто мы без молитвы и не замечаем пути, который предлагает нам Господь, а то и своими грехами разрушаем эти возможности.


Приехать в храм и помолиться у частицы мощей и перед образом святителя Николая - ваш личный небольшой подвиг. Если вы действительно нуждаетесь в помощи святителя, начните с посещения богослужения в храме. Если вы не крещены, но верите в Бога и силу Его помощи - примите Крещение (как это сделать - узнайте в церковной лавке), побеседуйте со священником и узнайте о церковной жизни после Крещения. Если крещены, лучше также поговорить со священником после богослужения или на исповеди.


Если же вы верующий и крещеный человек, то перед посещением храма с частицей мощей святителя:


  • Попросите у Бога прощения своих грехов, совершенных по злому умыслу, беспечности или незнанию.

  • Избавьтесь от обид, злости на людей и Бога, зависти и других греховных помыслов.

  • Приобретите церковные свечи в храме.

  • Перед образом святителя или стоя у его мощей прочтите молитву и поговорите своими словами со святителем Николаем как с живым, ведь он действительно на Небесах слышит нас.

  • Молитесь и просите о помощи святителя искренне, от души, прочитывайте слова молитвы со вниманием и осознанием, что вы обращаетесь к великому святому и доброму помощнику всем людям.

  • Перед молитвой или после зажгите свечу от других свечей в подсвечнике, поставьте, перекреститесь дважды, поклонитесь и поцелуйте частицу мощей или изображение святого на иконе в руку, вновь перекреститесь и поклонитесь.

  • Вы можете также поклониться перед мощами или иконой земным поклоном: перекреститься, встать на колени и коснуться лбом земли, затем встать. Так нужно сделать один раз или трижды, по вашему желанию.

  • Можно приобрести в храме икону святителя Николая для домашней молитвы и церковные свечи, которые вы будете зажигать во время молитвы дома.

Молитвами святителя Николая да хранит вас Господь!